Отметим, что под играми в жанре слэшер мы подразумеваем те, в которых на первый план выходят собственные навыки геймера – например, умение быстро двигаться по локации, составлять цепочки комбо и выполнять уклонения, а прокачка и построение билдов персонажей имеют второстепенное значение. Поэтому проекты вроде Diablo, Titan Quest, The Incredible Adventures of Van Helsing, относящиеся к жанрам hack-and-slash и action-RPG, вошли в другую подборку.
- Neverwinter – бесплатная MMORPG по вселенной Dungeons & Dragons с проработанной боевкой, развитой системой прокачки и возможностью создания …
ИГРАТЬ
- Blade and Soul – корейская MMORPG с красивой графикой, оригинальным дизайном мира и крайне динамичными сражениями с примесью восточных боевы…
ИГРАТЬ
Devil May Cry
Лидер топа лучших слэшеров был очевиден – серия игр о приключениях полудемона-получеловека Данте прочно обосновалась в сердцах поклонников жанра. Причиной тому стали харизма героя, интересная вселенная и, конечно же, детально проработанная, зрелищная боевая система.
Не все игры серии Devil May Cry (которая, кстати, удивительным образом родилась из ранней концепции Resident Evil 4) можно назвать удачными: так, в Devil May Cry 2 был сильно ухудшен геймплей, а DmC: Devil May Cry подвергся критике из-за нового взгляда на внешность и личность протагониста. Тем не менее, франшиза остается любимой для миллионов геймеров, а лучшие ее выпуски способны подарить немало приятных впечатлений.
Купить
«Маньяк» Maniac, 1980
Редкий для жанра случай — фильм, лишенный сиквела, имеющий почти все основные признаки слэшэра, но снятый с ярко выраженным драматическим компонентом. Тем не менее, «Маньяк» достоин места в списке важных лент для любого поклонника слэшэров.
Попытка картины рассказать сюжет о маньяке-убийце с фокусировкой на самом маньяке запомнилась поклонникам жанра. Благодаря крепкой режиссуре Уильяма Лустига (потом он снимет слэшэр-трилогию «Маньяк-полицейский») и отличным спецэффектам от Тома Савини в 2012 году кино даже удостоилось ремейка с Элайджей Вудом в главной роли.
Bayonetta
Если бы мы составляли этот список немногим раньше, то Bayonetta не попала бы в него – игра, вышедшая на консолях еще в 2010 году, добралась до персональных компьютеров только в апреле 2017-го. Но ожидание того стоило: геймерам предстоит принять участие в приключениях обворожительной ведьмы, которая с легкостью расправляется с чудовищами размером с дом, использует свои волосы в качестве оружия и умеет превращаться в животных.
Несмотря на устаревшую графику, Bayonetta увлекает и затягивает: динамичные комбо превращают сражения в настоящий танец смерти, а многочисленные монстры бросают вызов на высоких уровнях сложности. За это игра и удостоилась второго места в нашей подборке.
Купить
Torchlight 3
Напоследок сообщим новости по Torchlight 3 (бывшая Torchlight Frontiers): игра будет выпущена на ПК этим летом, а релиз на консолях состоится позднее. Начинаясь через сотни лет после второй части, это новое приключение зовет игроков путешествовать по границе и сражаться с силами Нетеримов. Введены несколько новых классов, а игроки получили возможность сконструировать собственную крепость и отдыхать в ней.
Вместо использования бесплатной игровой модели Torchlight 3 будет полноценной платной игрой и обойдется без внутриигрового магазина. Так что если вы ищете полноценное продолжение любимой серии экшн-РПГ, тем более такое, в которое можно играть оффлайн, то эта игра для вас.
Darksiders
Серия игр, основанная на пророчестве о конце света: игрокам предстоит взять на себя управление всадниками Апокалипсиса и разобраться с последствиями действий нечистых на руку ангелов, которые ввергли мир в хаос.
Разработчики из Vigil Games создали харизматичных и запоминающихся героев: Война впечатляет брутальной внешностью и лихо орудует огромным мечом, Смерть буквально пожинает души врагов, используя двойные косы. В третьей части серии к ним присоединилась сестрица – Ярость, хищница с кнутом. Не менее интересен в Darksiders и геймплей, который содержит и битвы с многочисленными врагами, и решение замысловатых загадок.
Купить
Darksiders: Wrath of War
Вот мы и добрались до первой игры в нашем списке. И можете мне поверить, Darksiders не просто так занимает это место. Наш протагонист – это Война, один из Четырех Всадников Апокалипсиса, а значит крут уже по определению. В игре действительно оригинальный сюжет, и весьма неплохой геймплей, в котором есть все – и интересные бои, и различные головоломки. Да и главный герой весьма неплох. Это истинный нейтрал, воин, который идет по пути равновесия, не отдавая предпочтение Свету или Тьме. В общем, вы обязательно должны поиграть в Ярость Войны – таких проектов сейчас не так уж и много.
Камрад Felix снял видео-версию данного топа. Смотреть ТУТ
Castlevania: Lords of Shadow
Фэнтезийная серия, в которой замешаны вампиры, демоны и магия, а главному герою предстоит сражаться со злом, будучи, собственно, тоже злом, только менее злым (уж простите за повторения). Сюжет дилогии Castlevania: Lords of Shadow состоит из тонн пафоса, душевных терзаний протагониста и местами неожиданных поворотов, а геймплей представляет собой яростные сражения с использованием многоуровневых комбо, чередующиеся с решением редких головоломок и поиском секретов.
К первой части Castlevania: Lords of Shadow приложил руку сам Хидео Кодзима, вторая же разрабатывалась без его участия, что заметно – LoS 2 проигрывает предшественнице в оригинальности и увлекательности. Тем не менее, ознакомиться с серией стоит обязательно, особенно если вас привлекает тематика мрачного Средневековья.
Купить
«Техасская резня бензопилой» Texas Chainsaw Massacre, 1974
Несмотря на то, что дебютный фильм Тоуба Хупера вышел задолго до наступления «золотой эры» слэшэров, и может быть отнесен не к ним, а скорее к эксплуатационному кино, его воздействие на слэшэры невозможно переоценить. Помимо того, что фильм дал поджанру одну из первых «звезд» в виде Кожаного лица, его мрачная, давящая на психику атмосфера стала образцом для многих последующих авторов, а сюжет с изолированными в глуши тинейджерами, которых вырезает (не)известный маньяк (опционально – в маске или без) — классической моделью для слэшэров, актуальной до сих пор.
Отдельно стоит отметить, что сценарий фильма в некоторой степени был основан на реальных событиях, точнее говоря – на деятельности известного в 1950-е годы маньяка-убийцы Эда Гина. Этот персонаж вообще оказал значительное влияние на американский жанровый кинематограф: его образ повлиял и на Альфреда Хичкока, когда он ставил «Психо», и на создателей «Молчания ягнят», не говоря уже о целом ряде фильмов, где были экранизированы непосредственно жизнь и преступления Гина.
For Honor
Многопользовательский слэшер от Ubisoft, в котором на поле боя сходятся рыцари, викинги, самураи и китайские воины. Столь необычная идея, казалось бы, обречена на успех, но игру на старте постигла неудача: недоработки в балансе, плохой матчмейкинг, влияющий на игровой процесс донат, отсутствие выделенных серверов – все это привело к отрицательным пользовательским оценкам.
Впрочем, разработчики не опустили руки и усердно работали над улучшением For Honor, в том числе новым контентом к игре. А дать ей шанс стоит: здесь реализована довольно занятная боевая система, которую непросто освоить в совершенстве, но которая доставляет неподдельное удовольствие опытному игроку. Да и к тому же, где еще можно лично проверить, кто из средневековых воинов круче?
Купить
Примеры[править]
Прото-слэшеры и околослэшеры[править]
Фольклор[править]
- Многие городские легенды по сути являют собой микрослэшеры. В наличии — молодые герои и таинственный убийца, расправляющийся с одним или двумя из них. Больше разгуляться не даёт объём истории.
Литература[править]
- Агата Кристи — «Десять негритят», по сути, содержит все элементы слэшера: загадочный убийца разными способами истребляет группу людей в замкнутом пространстве.
- Роберт Блох, «Психо» — роман, легший в основу классической картины Хичкока.
- Р. Л. Стайн утверждал, что слэшеры не жалует, предпочитая им жанр триллера. Тем не менее, повесть «Королева бала» из серии «Улица Страха» вполне может с некоторым фитильком назваться слэшером. Правда, убийств не так много, и все они остаются за кадром.
- Отчасти примером можно назвать даже «Чарли и шоколадная фабрика». Подростки — есть, порочные персонажи — есть, не пострадавший единственный нормальный человек — в наличии, псих «в театральном стиле» с тяжёлым детством и адским папашей (в фильме) — тоже. Ну и, конечно, жуткие увеселения. Что ещё для счастья нужно?
Театр[править]
- Агата Кристи, «Мышеловка» и «И никого не стало» по роману «Десять негритят».
Кино[править]
- «Террор» 1928 года.
- «Тринадцать женщин» 1932 года.
- Советская экранизация «Десяти негритят» и зарубежные экранизации пьесы по мотивам романа.
- Советская экранизация «Мышеловки».
- «Психо» Альфреда Хичкока.
- «Кровавый пир» Гершела Гордона Льюиса — едва ли не первый фильм ужасов с откровенной демонстрацией кровавого насилия с кишками и мясом.
- «Театр крови» — закритикованный актёр Эдвард Лайонхарт убивает критиков в соответствии с убийствами в пьесах Шекспира. Получается довольно кроваво.
- «Сёстры смерти» — группу молодых женщин, виновных в гибели подруги по университету, собирают в доме на отшибе и начинают убивать одну за другой.
- «Сильный испуг» 1971 года.
- «Тихая ночь, кровавая ночь» 1972 года — орудует маньяк с топором.
- «Невменяемая» 1975 года — толстая тётка крушит тесаком всех, кто мешает ей ЖРАТЬ!
- «Безумие-13» — снова убивец с топором. Между прочим, дебют Фрэнсиса Форда Копполы!
- «Спаситель: Сын Сатаны» 1976 года — группу людей убивают в безлюдном школьном здании.
- «Чёрное Рождество» 1976 года.
- «Элис, милая Элис» 1976 года.
- «Ритуалы» 1977 года.
- «Лиза, Лиза» 1977 года.
- «Кровавый залив» и «Топор для новобрачной» Марио Бавы.
- «Возвращение» 1978 года.
- «Убийства инструментами» 1978 года.
- Серию о кукле Чаки многие относят к слэшерам, хотя в первую очередь она относится к поджанру про игрушки-убийцы.
- Трилогия «Маньяк-полицейский» соединяет элементы слэшера, боевика и полицейского триллера. И мистического триллера о нежити среди людей. А некоторые из обыкновенных житейских сцен — особенно сцены боли и страдания — там сняты так крипово, что мороз по коже.
- Серию «Кэндимен» тоже иногда относят к слэшерам.
Слэшеры[править]
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Новеллизации русских горе-слэшеров «ССД» и «Путевой обходчик».
- Пиратские новеллизации «Пятницы, 13-е» от белорусских «умельцев».
- Рассказ Дмитрия Костюкевича и Андрея Анисова «Фиалка» — маньяк устраивает аварию автобуса в глуши, а потом расправляется с пассажирами по одному.
На других языках[править]
- Официальная новеллизация «Пятницы, 13-е» от писателя Саймона Хоука.
- Многие романы Ричарда Лаймона по сути являются слэшерами, либо обыгрывают их штампы.
- Роман Дина Кунца «Дом ужасов» по сценарию «Смертельной забавы» Тоба Хупера.
Кино[править]
Фантастическая Четвёрка
Абсолютная классика[править]
- Серия «Техасская резня бензопилой». Строго говоря, её не вполне можно назвать слэшером, скорее это история из разряда «деревенщины против городских», но тем не менее структура первого фильма в принципе схожа — молодые люди один за другим гибнут от рук жуткого громилы в маске.
- Серия «Хэллоуин». С безмолвного убийцы Майкла Майерса всё и началось.
- Серия «Пятница, 13-е» — первый фильм создавался явно в подражание «Хэллоуину». Да и в дальнейшем они достаточно схожи, разве только Джейсон кровожаднее и тупее Майерса будет. Впрочем, в первом фильме действовала мама-медведица Джейсона, а в пятом — подражатель.
- «Кошмар на улице Вязов» — пожалуй, наиболее популярная серия из всех. Поздние фильмы достаточно далеко ушли от слэшера в фантасмагорию, но как минимум первые два в поджанр вполне себе вписываются.
Значимые представители жанра[править]
- «С Днём Рожденья меня» 1981 года. Хотя по стилистике он ближе к джалло.
- «Школьный бал» 1980 года.
- «Мой кровавый Валентин» 1981 года.
- Серия «Спящий лагерь».
- «Сожжение» 1980 года.
- «Тихая ночь, смертельная ночь» 1984 года — самый известный ужастик о маньяке в костюме Санта-Клауса. В связи с этим вызвал жестокие анальные боли и истерику у храмовников, требующих не порочить светлый образ Санты.
- Итальянский «Водолей» 1987 года.
Менее известные и малоизвестные образцы[править]
- «Он знает, что вы одни» 1980 года.
- «Всем спокойной ночи» 1980 года.
- «Поезд страха» 1980 года.
- «Последний экзамен» 1980 года.
- «Адская ночь» 1981 года.
- «Смертельная забава» 1981 года (реж. Тоб Хупер).
- «Безумец» 1981 года.
- «Вечерняя школа» 1981 года.
- «День окончания школы» 1981 года.
- «Дом, милый дом» 1981 года.
- «Незнакомец» 1981 года.
- «Перед самым рассветом» 1981 года.
- «Кошмары больного мозга» 1981 года.
- Комедийный слэшер «Тела студентов» 1981 года.
- «Выродок» 1982 года.
- «Дом, где падает кровь» 1982 года.
- «Обман или удовольствия» 1982 года — явная калька с «Хэллоуина».
- «Убийца» 1982 года.
- «Заблудившиеся» 1982 года.
- «Резня в госпитале» 1982 года.
- «Финальный террор» 1983 года.
- «Занавес» 1983 года.
- «Дом на Греческой улице» 1983 года.
- «Смерть кричит» 1983 года.
- «Кровавое месилово» 1983 года — «снят французом с греческими корнями в американском Висконсине, а главный его герой, он же убийца — призрак самурая!»(с)
- «Кровавое посвящение» 1983 года.
- «Добыча» 1984 года.
- «Кровавый кинотеатр» 1984 года.
- «Кровавый универ» 1984 года.
- «Фатальные игры» 1984 года.
- «Расчленитель» 1984 года.
- «Девушки исчезают» 1984 года — орудует маньяк в костюме медведя!
- «Не открывай до Рождества» 1984 года — тут уже самих Санта-Клаусов мочит маньяк.
- «Тихое безумство» 1984 года.
- «Резня в школе» — 1986 года.
- «Ночь убийств» 1986 года.
- Итальянский «Отсчёт тел» 1986 года.
- «Бойня» 1987 года.
- «Кровная ярость» 1987 года.
- «Резня в психушке» 1987 года.
- «Горячая неделя» 1988 года.
- «Лагерь девушек-болельщиц» 1988 года.
- «Истребитель» 1988 года.
- «Последний девичник» 1988 года.
- «Сокращая класс» 1988 года.
- «Заледеневший» 1988 года.
- «Игра в прятки» 1988 года.
- Испано-американский «На острие топора» 1988 года.
- «Незваный гость» 1989 года.
- «Попкорн» 1990 года.
- Трилогия «Резня в женской общаге».
- Трилогия «Кровавая вечеринка».
- «Счастливой адской ночи» 1992 года.
- «Маска Красной Смерти» 1991 года. От Эдгара По осталось в буквальном смысле одно название.
- Мексиканская «Адская ловушка» 1990 года.
- «Кровавая луна» 1990 года.
- Дилогия «Полицейский-психопат» (не путать с трилогией «Маньяк-полицейский»).
Откровенный трэш[править]
- «Не ходите в лес.. одни!» 1981 года — совершенно невообразимая бредятина. Сиквел-бастард фильма…
- …просто «Лес» 1982 года (вышедший через год после «продолжения»). В отличие от «Не ходите в лес», этот снят более-менее профессионально, но куча нелепостей и несуразный маньяк-каннибал превращают его в довольно забавное зрелище.
- Серия Андреаса Шнааса «Жестокое дерьмо».
Постмодернизм и эпоха «Крика»[править]
- Как вам предыдущий списочек (который мы будем без конца пополнять — муа-ха-ха! — и в который ещё не вошли бесчисленные сиквелы-приквелы культовой классики)? Изучили? В таком случае, вы наверняка понимаете, КАК всем осточертели слэшеры уже к концу восьмидесятых. Казалось, жанр убит наповал, утрамбован, раскатан асфальтовым катком бесчисленных однообразных поделок… и тут Уэс Крейвен выкатывает своё кино, нещадно обстёбывая все штампы жанра — причём всё это с великолепным сценарием молодого Кевина Уильямсона и блестящей игрой молодых актёров. «Крик»
стал хитом. За ним, разумеется последовали «Крик-2» и «Крик-3» (в 2011 году пополнившиеся и «Криком-4»), а также куча подражаний, о которых ниже, ну а Кевин Уильямсон под шумок продал сценарий фильма по повести Лоис Дункан… - …ставший серией под названием «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Из довольно занудного молодежного триллера получился отличный слэшер про убийцу с крюком. В первом фильме он им просто орудовал, во втором крюк заменил ему руку.
- Серия «Городские легенды».
- «Я ждала тебя» 1998 года по повести той же Лоис Дункан — с изрядным фитильком, так как убийца в маске ведьмы почти никого не убил, в основном ограничиваясь членовредительством.
- «Переулок влюблённых» 1999 года — очередная вариация городской легенды о Крюке.
- Канадская «Маска призрака» 1999 года.
- Немецкий «Кричи, так как я тебя убью» 1999 года и его продолжение «Девичий интернат: твои крики никто не услышит» 2001 года.
- «Колобос» 1999 года.
- «Трещина в полу» 2000 года.
- «Ген убийства» 2000 года.
- «Убийства в Черри-Фоллс» 2000 года.
- «Я знаю, что вы снимали этим летом» (на самом деле этот дешевый мусор называется «Voyeur.com» — спасибо нашим дорогим прокатчикам!)
- Французский «Театр смерти» 2000 года.
- Австралийская «Режиссёрская версия» («Нарезка») 2000 года. Местами сползает в откровенную пародию.
- Немецкая «Анатомия» 2000 года.
- Немецкий «Флэшбек» 2000 года.
- Немецкий «Бассейн» 2001 года.
- Немецкий же «Артефакт» 2001 года.
- «Крик: Последняя глава» 2001 года (в оригинале фильм называется «Final Stab», т. е. «Последний удар ножом» — опять спасибо прокатчикам). Фильм дрянь, даже кетчупа пожалели.
- «Хочешь узнать тайну?» 2001 года.
- «День святого Валентина» 2001 года (не путать с «Мой кровавый Валентин».
- «Потрошитель: Письма из Ада» 2001 года.
- «Американский кошмар» 2002 года.
- «Ходячие трупы» 2002 года.
- «Падшие ангелы» 2002 года/
- «Повелитель страха» 2002 года.
- «Сноубордисты» 2002 года.
- «Приглашение со вкусом смерти» 2003 года.
- Дилогия «Кровавое убийство» — бессовестный рип-офф с «Пятницы, 13-е».
Новые времена[править]
- Бесчисленные ремейки и перезапуски классики: «Кошмар на улице Вязов», «Техасская резня бензопилой», «Хэллоуин», «Пятница, 13-е», «Школьный бал», «День дурака»… Собственно, по наблюдениям автора статьи, новые времена ведут свой отсчёт как раз с ремейка «Техасской резни бензопилой» — мода на сравнительно малокровные глянцевые ужастики а-ля «Крик» сменилась потоком брутальных и кровавых картин, далеко позади оставляющих своих предшественников по уровню жестокости.
- «Кровавая жатва» 2003 года.
- «Маленький помощник Сатаны» 2004 года.
- «Дом восковых фигур» 2005 года.
- «Развлечение» 2007 года.
- «Не вижу зла» 2006 года.
- «Все парни любят Мэнди Лейн» 2006 года.
- «Саймон говорит» 2006 года.
- Английская «Дикость» 2006 года.
- Австрийская «Смерть в три дня» 2006 года.
- «Чёрное Рождество» 2006 года.
- Южнокорейский «Учителю с любовью».
- «Бугимен-2» 2007 года (первый «Бугимен» был мистическим хоррором, а здесь орудует маньяк, использующий образ Бугимена по «плану Стэплтона»).
- Исландский «Гарпун: Резня на китобойном судне» 2009 года.
- Норвежская трилогия «Холодная добыча».
- Дилогия «Коллекционер».
- Дилогия «Похороненная» aka «Хромированный череп».
- Трилогия «Уже можно, но очень страшно!»
- «Забери мою душу» 2011 года (реж. Уэс Крейвен).
- «Спящий» 2012 года.
- «Озорная ночь» 2013 года.
- «Город, который боялся заката» 2014 года.
- «Страх сцены» 2014 года.
- Бельгийский «Детеныш» 2014 года.
- «Последняя девушка» 2020 года (не путать с «Последними девушками» того же года выпуска).
- Голландская «Резня на мельнице» 2020 года (очень неплохой мистический слэшер с отсылками к «Десяти негритятам»).
- «Хэллфест» 2020 года.
- «Канун дня всех святых» (антология) и «Ужасающий» — совершенный слэшер с уклоном в ужасы и без штампов, над которыми даже стебется. Первый фильм, где жертва нашла способ спастись при удушении пакетом. Клоун тоже не лыком шит.
Пародии и игры с жанром[править]
- И снова «Крик» Уэса Крейвена. Да-да, сама эта тетралогия — язвительная пародия на расхожие приемы и штампы слэшеров (а последний фильм — ещё и на многие современные реалии).
- «День дурака» 1986 года — слэшер с кучей трупов, в котором никто не погиб.
- «Возвращение в школу ужасов» 1987 года — довольно странный иронический слэшер, в сюжете которого без пол-литра и не разберешься.
- «Летняя расчлененка» 1998 года.
- «Очень страшное кино» и куда менее удачное «Ну очень страшное кино», вышедшее с ним почти одновременно.
- «Рубаки» (в оригинале так и называется — «Slashers») 2001 года от независимого режиссёра Мориса Деверо — фильм про кровавую японскую игру на выживание, где добровольцев запирают в лабиринте с маньяками-убийцами. Несмотря на копеечный бюджет, фильм получился качественный.
- Серия фильмов «Топор».
- «Турист» 2006 года — маньяк в маске Рональда Рейгана мочит хиппи. Снял всё это безобразие Дэвид Аркетт — Дьюи из «Криков».
- «Такер и Дэйл против зла» aka «Убойные каникулы» 2010 года — эпичнейший зигзаг. Детишки приехали самоубиваться на свежем воздухе! По всей делянке! Причём сами студентики искренне полагают, что это главгерои-деревенщины вырезают их одного за другим, ибо стереотипы, а потом один из них сам становится маньяком, пытаясь защитить оставшихся приятелей. И ещё генетика сказывается. Он ведь сам — сын упомянутого в начале фильма маньяка и его жертвы…
- «Окровавленные холмы» 2009 года — старый слэшер оказывается снафф-фильмом, который снимает безумный режиссёр, превративший в маньяка родного сына.
- «Наказание» 2011 года.
- «Хижина в лесу» 2011 года — не являясь, по сути, слэшером, обыгрывает многие штампы поджанра. Да и слэшерные злодеи у Фирмы в закромах тоже есть.
- «Кровавый библейский лагерь» 2012 года.
- Иронический слэшер «Тебе конец!» — деконструкция: что будет, если сделать убийц обычными людьми без сюжетной брони (маньяки, терроризирующие семью, оказываются наёмными убийцами, которых нанял жадный родственник, желающий получить наследство
), а главной героине не выдавать идиотский мяч? - «Последние девушки» 2020 года.
- «Счастливого дня смерти» 2020 года.
- «Убить за лайк» 2020 года.
- «Кровавый фестиваль» 2020 года.
- «Ты, должно быть, убийца» 2020 года.
Metal Gear Rising: Revengeance
Слэшер от Platinum Games и Хидео «Гения» Кодзимы, сюжетное ответвление серии Metal Gear, посвященное кибернетическому ниндзя Рейдену. Герою предстоит выполнить ряд заданий в различных точках земного шара, ну и, конечно же, спасти мир. Все это сопровождается высокоскоростными сражениями и художественным нарезанием врагов на мелкие кусочки.
Metal Gear Rising: Revengeance дополнительно раскрывает вселенную Metal Gear, и вместе с тем, скачать и играть можно даже в том случае, если вы никогда о ней не слышали – сюжет здесь достаточно самостоятельный, чтобы не вызывать вопросов типа «Что, черт возьми, происходит?».
Купить
Несколько слов о становлении жанра слэшер
Слэшер, как игровой жанр, полностью сформировался в эпоху расцвета консолей шестого поколения. В начале-середине двухтысячных, эти игры стали невероятно популярными на домашних игровых системах. Объяснить причину такого успеха этого жанра непросто, далеко не каждого уважающего себя геймера можно привлечь красивыми поединками, ярким дизайном и вычурной пафосностью. Игрокам важна проработанная механика, которая имеет место в хороших представителях этого жанра.
Слэшер как игровое направление породило массу, как по-настоящему глубоких в плане механики игр, так и напротив откровенно слабых, но подобная ситуация обстоит не только с этим жанром.
Если в стратегиях, стелсах и подобных спокойных жанрах ставка делается на продумывание и выверенность действий, то слэшерные игровые произведения призывают геймера к выработке кошачьей реакции и глубокому анализу боевой системы, с подстраиванием ее под динамичный стиль игры. Также очень важно в слэш играх понимать тайминги атак врагов, и это, пожалуй, одна из главных захватывающих вещей в подобного рода игровых произведениях.
Корни игрового слэшерного направления тянутся в прекрасные восьмидесятые годы двадцатого века, это была эпоха царствования Beat ’em up-ов и платформеров. Игр, заложивших основы слэшерного жанра много, но среди них особо выделяются Double Dragon, Battletoads, Final Fight.
Стоит сказать, что немалое влияние на жанр оказали Action-RPG, прокачка персонажей присутствует почти во всех слэшерах, только акцент смещен на зрелищные поединки в ближнем бою.
Особенно сильное влияние на современные слэшерные игры оказали серии про ниндзя, речь идет о хардкорных Shinobi и Ninja Gaiden, эти потрясающие платформеры требуют полной сосредоточенности геймера на высоких скоростях игрового процесса. Оба этих цикла появились как раз в восьмидесятые. Но не только геймплеем цепляют Shinobi и Ninja Gaiden, в них также есть отличная графика с прекрасным дизайном, эти произведения даже сейчас вполне играбельные и при этом по-особому душевные.
Серия Ninja Gaiden получила вторую жизнь чуть больше десяти лет назад, как раз в формате слэшер сериала. Первый переосмысленный Ninja Gaiden был выпущен на консоли от Microsoft – Xbox. Разработкой игры занимался Тамонобу Итагаки, уже в наше время он основал свою компанию, под началом которой разработчик выкатил новый слэшер с элементами шутера — Devil Third. Несмотря на такой экспериментальный формат, игра получилась неплохой, а распространяется она эксклюзивно для консоли Nintendo Wii U и в формате free to play на ПК.
Но вернемся к Ninja Gaiden. Первая часть перезапуска получилась динамичной, зрелищной и интересной, с прекрасным дизайном и отличной боевкой. Многие игроки ругали Ninja Gaiden за не очень красивую графику, неудобную камеру и завышенную сложность. Чуть позже, в последующих частях сериала были добавлены уровни сложности для более казуальной аудитории геймеров. Позже слэшерный Ninja Gaiden дополнился несколькими частями и портами на все актуальные платформы седьмого поколения. Игру можно бесконечно долго упрекать за сложность, плохие ракурсы и надоевший многим ниндзя-сеттинг, но дух старых аркадных игр у слэшерного ниндзя-сериала сохранился, что очень ценно и важно.
Для игроков, которые устали от мифологии ниндзя, в 2005 году компания Sony Computer Entertainment, Inc (Санта Моника), представила свой высокобюджетный и кардинально отличающийся сеттингом сериал — God of War.
Весь игровой цикл God of War является эксклюзивным тайтлом игровых систем Sony. Если в Ninja Gaiden балом правит глубокая боевая система, где нужно запоминать массу различных комбо с оружием, то в God of War упор идет на зрелищность и эпатажность происходящего на экране. Протагонист по имени Кратос располагает игрока своей харизмой и внутренней мощью. Ну и конечно мир, построенный на Греческой мифологии более привлекателен и свеж, если сравнивать его с восточной мистикой, которой в различных играх более чем достаточно. Хотя, тут стоит упомянуть один факт, который подтверждает, что отцами слэшер игр и законодателями мод в данном направлении являются японцы: Дэвид Яффе, автор God of War, официально заявлял, что при создании своего детища вдохновлялся известным японским игровым произведением от Capcom – Onimusha. Разработчика поразила переработанная мифическая история Японии в творении Capcom, и он решил проделать такой же трюк с греческой мифологией, что ему в принципе удалось. Единственное на чем он не стал делать упор, так это на механике игры, сделав акцент на батальности и красоте игрового процесса. И его формула сработала, хоть геймплей получился и не такой серьезный, как скажем во всемирно известной серии Devil May Cry, но это не умаляет того факта, что сериал God of War является одним из самых красивых на совместимых консолях всех поколений.
Что же касается Devil May Cry, то он кардинально отличается от похождений Кратоса, хотя в сериале про дерзкого полудемона Данте хватает красоты и батального повествования (только вторая часть серии провисла в этом плане). Тут скорее дело вкуса, каждому геймеру свое. К слову, первая часть Devil May Cry должна была стать четвертой серией Resident Evil, но этого к счастью не случилось. Отец серии – Хидеки Камия, является другом создателя Resident Evil, и он работал над хоррор-циклом вплоть до второй номерной части. Уже потом, вместе с одним из сценаристов «Обители зла» — Нобору Сугимурой, известный разработчик начал делать отдельную игру с упором в экшен. Единственное чего есть общего у сериалов Resident Evil и Devil May Cry так это ощущение неравной схватки с противниками. Только во вселенной «Плачущего дьявола» эти поединки происходят на бешеных скоростях и с рваными таймингами.
Если в Ninja Gaiden и God of War основой поединков были перекаты, прыжки и самое разнообразное холодное оружие, то в демоническом видеоигровом эпосе во главу угла встала грамотная комбинация стрелковых инструментов, вкупе с ручным оружием и «дьявольским режимом». Абсолютно все персонажи серии Devil May Cry по-японски стильные, начиная от самых главных, и заканчивая врагами и боссами.
Без преувеличения культовые Devil May Cry и God of War недавно были переизданы на последнюю игровую приставку от Sony – Playstation 4. Если быть точным, то отретушировали третью часть God of War и четвертую серию Devil May Cry (еще переиздали относительно недавний DMC: Devil May Cry). Обе игры достойны новой жизни на современных платформах.
Конечно, вышеупомянутые игровые сериалы довольно старые, со своей историей становления и развития. И в двухтысячных годах было достаточно игр со слэшерной составляющей, тогда жанр набирал обороты. А что происходит с этим направлением сейчас? Есть ли по-настоящему мощные и достойные новые тайтлы, по которым можно проследить развитие жанра и преемственность традиций? Ответ – да.
Первой по-настоящему сильной игрой жанра слэшер, вышедшей пару лет назад, где помимо дани уважения к «старой школе» есть интересные нововведения, является Metal Gear Rising: Revengeance. Судя по названию ясно, что игра имеет отношение к вселенной Metal Gear. Это отличное драйвовое приключение, является плодом совместного производства Kozima Productions и Platinum Games. Из-под крыла последней успело выйти достаточное количество потрясающих проектов, все их работы — это слэшеры и экшены самого высокого класса, а Metal Gear Rising: Revengeance — очевидно одно из ярчайших творений.
Почти с самого начала повествования геймер понимает, что впереди его ждут серьезные испытания, которые потребуют терпения и железного внимания. Игра сразу дает понять, что на экране от начала и до конца будет происходит потрясающее действо: прыгания по ракетам, красивейшие битвы с милитаристичными ненавистниками, вырывания кибер-хребтов у роботов разных мастей, размеров и т.д. Райден, кибер ниндзя, известный многим поклонникам мира Metal Gear, вытворяет на экране просто невероятные вещи, в лучших традициях жанра.
Помимо этого, Platinum Games и разработчики из Kozima Productions не забыли и об экспериментах в рамках жанра. Речь идет об интересном режиме, который называется «свободный меч». В нем управляемый герой может резать в капусту все что хочет, в своеобразном слоу-мо, контролируя направление своего меча.
В компании успели поработать много именитых разработчиков: Синдзи Миками к примеру, под началом этой студии выпустил бодрый футуристический экшен Vanquish, который был тепло принят хардкорными геймерами. Коллега и друг Миками, тоже упомянутый выше, дал начало новой серии слэшеров под названием Bayonetta. Речь идет о Хидеки Камии.
В Devil May Cry все было построено на мужской пробивной силе и проворности протагониста, а в серии Bayonetta напротив — все пропитано женственностью и изящностью ведьмы с красивым именем. Если Данте крошил в шелуху демонов и прочих исчадий ада, то сексапильная Байонетта противостоит ангелам и остальным приспешникам света. Байонетта — это традиции слэш игр, приправленные женственностью и безостановочным интересным геймплеем, здесь тоже есть перепрыгивания с ракеты на ракету, забеги по горизонтальным плоскостям прокачка умений и многое другое, что является неотъемлемой частью экшена наивысшего качества. Каждое движение героини — это сексуальность и красота, причем вульгарность здесь отсутствует как категория.
К слову, режиссер Камия в данный момент занимается разработкой своей новой игры Scalebound, которая является Action-RPG проектом. Жанр для именитого разработчика непривычный, и это настоящий вызов. Геймплей Scalebound будет строиться на взаимоотношениях между молодым протагонистом-человеком и драконом, первое геймплейное видео было показано в рамках мероприятия Gamescon в августе 2020 года. Игра выйдет эксклюзивно для Xbox One в 2020 году.
На примере самых крупных тайтлов описанных выше, мне хотелось показать, что игровое направление слэшеров развивается и продолжает жить, радуя новые поколения, как хардкорных игроков так и обычных любителей видеоигр. Безусловно существуют и другие достойные проекты, которые я не упомянул, но о них я расскажу позже.
Prince of Persia
Серия приключенческих экшенов с элементами слэшера, повествующих о приключениях, внезапно, Принца Персии, который регулярно вляпывается в передряги. Конечно, самые первые части франшизы нельзя отнести к слэшерам, зато квадрологию The Sands of Time и отдельную игру 2008 года – вполне можно.
Игры серии Prince of Persia отличаются обволакивающей восточной атмосферой, серьезной проверкой ловкости пальцев игрока (акробатики в них более чем много) и захватывающими сражениями с многочисленными врагами. Сейчас Ubisoft поставила франшизу на паузу, отдав предпочтение Assassin`s Creed, но мы надеемся, что Принц еще вернется на экраны наших мониторов.
Купить
«Кровавый залив» Bay of Blood, 1971
Хотя слэшэры в целом — типичный продукт американской школы хоррора, у истоков ее стоит как минимум один европейский фильм. Снятый легендой итальянского жанрового кинематографа Марио Бавой «Кровавый залив» повествует о том, как неизвестный убийца последовательно истребляет целое семейство, многочисленные члены которого решили прибрать к рукам участок земли с живописным заливом, оставшийся после смерти старой графини.
Этот кровавый малобюджетный фильм первоначально вызвал отторжение у критиков, но был хорошо встречен зрителями в Европе, а в США долгое время прокатывался в grindhouse-кинотеатрах (предварительно его переименовали в «Конвульсию нерва смерти», дабы целевая аудитория точно знала, на что идет).
NieR: Automata
Совместное детище «сумрачного гения» Йоко Таро и студии Platinum Games, слэшер с элементами RPG, платформера, шутера NieR: Automata на первый взгляд создает впечатление, что проработке нижнего белья главной героини уделялось гораздо больше внимания, чем сюжету. Однако при более подробном рассмотрении (не белья – сюжета) оказывается, что в игре рассказана очень глубокая, интересная и неоднозначная история. Надо лишь суметь до нее добраться.
Что касается геймплея, то с этим у проекта все более чем в порядке. Большой выбор оружия, от которого зависит доступность наборов атак и комбинаций, динамичные битвы, чрезвычайно отзывчивая система управления, жонглирование жанрами – NieR: Automata способна развлечь тех, кому сюжет в общем-то и не нужен.
Купить
Характерные особенности жанра
Жертвы — обычно фотогеничные подростки или молодые взрослые, находящиеся вдали от цивилизации или далеко от помощи и часто совершающие действия сексуального характера, или употребляющие наркотики, или и то и другое. Эти фильмы обычно начинаются с убийства молодой женщины и заканчиваются тем, что единственной выжившей удаётся одолеть убийцу, только чтобы обнаружить, что проблема не была полностью решена. Хотя «Психо» Альфреда Хичкока стал ранним вдохновением, первым подлинным слэшером стало «Чёрное Рождество», хотя успех «Хэллоуина», «Пятницы, 13-го» и «Кошмара на улице Вязов» помог популяризовать и реконструировать жанр в 1980-х
.
В фильме жанра слэшер убийца почти всегда использует нетрадиционные виды оружия, вроде лезвий, бензопил, колунов и тупых предметов; редко, если вообще используется пистолет. Часто там есть предыстория, объясняющая, как у убийцы развилось его (убийца обычно, хотя и не всегда, — мужчина) ожесточённое умственное состояние и почему он сосредотачивается преимущественно на определённом виде жертв или месте. Часто убийца способен выдержать большинство или все попытки своих жертв защититься, иногда благодаря либо явным, либо подразумеваемым сверхъестественным способностям. Так, даже после того, как он был застрелен, заколот, забит, убит электротоком, сожжён или утоплен, он может продолжить преследовать своих жертв. Обычно в продолжениях убийца возвращается из мёртвых и определяется скорее как нежить, нечеловеческое «чистое зло», чем убийца-психопат. Среди всех категорий, однако, есть несколько фильмов, показывающих убийцу вызывающим жалость или, по меньшей мере, понимание, а не только страх. Известным среди таких фильмов являются «Тихая ночь, мёртвая ночь»; другие, вроде «Высшей школы резни», «Топора» и др. могут быть описаны таким образом
.
Хэллоуин
В фильме жанра слэшер отсутствуют различного рода зомби, инопланетяне, монстры и другие разного рода мифические и вымышленные существа. Слэшер, в отличие от других поджанров фильмов ужасов, при сохранении вышеперечисленной концепции пугает напряжением, ожиданием смерти. Исходя из этого убийцы в фильме редко появляются в кадре, либо появляются под конец фильма при развязке сюжета. Центральная идея слэшера характеризуется наличием убийств, а сюжет раскрывается попытками определённого круга людей избежать этих убийств — в отношении них, либо другой группы людей. Как правило этой группой людей являются подростки, а классическим признаётся сюжет, действие которого разворачивается на фоне школы, университета, загородной местности. В целом нагнетание напряжения на зрителя играет немаловажную роль и оканчивается финальной схваткой героини фильма с убийцей
.
Ninja Blade
Довольно старенький (2009 год), но весьма динамичный слэшер от студии From Software, сегодня известной по серии RPG Dark Souls. Главный герой Ninja Blade, ниндзя Кен Огава, с помощью клинка и QTE разбирается с монстрами самых разнообразных форм и расцветок, оставляя за собой лишь куски того, что когда-то было огромным жуком или гигантским разумным червем.
Количество событий на единицу времени в Ninja Blade превышает все возможные пределы, а игроки буквально убивают клавиатуры и геймпады, долбя по клавишам с невероятной скоростью (серьезно, на высших уровнях сложности местные quick-time events наглейшим образом издеваются над вами). Если бы не слабоватая графика (в этом есть и плюс – проект отлично подойдет для слабых ПК) и сюжетные провисания местами, эта игра могла бы расположиться гораздо ближе к лидерским позициям в нашем топе слэшеров.
Купить
Перед самым рассветом | Just Before Dawn (1981)
Режиссер: Джефф Либерман
В ролях: Грегг Генри, Дебора Бенсон, Джейми Роуз, Джон Хансейкер, Джордж Кеннеди, Крис Леммон, Кэти Пауэлл, Майк Келлин, Ральф Сеймур, Чарльз Бартлетт
Группа молодых людей в количестве пяти человек отправляется путешествовать по горам да по скалам. Местный шериф отговаривает их от этой «неудачной» затеи, но молодежь, естественно, не послушалась. И как всегда бывает потом очень об этом пожалела. В лесу обитало двое жутких здоровенных брата-близнеца, вооруженных мачете…
Copyright © 2009 — 2020 Horrorzone.ru
Hellblade: Senua`s Sacrifice
Одна из главных инди-игр 2017 года, авторское высказывание на тему психических расстройств в обертке кельтской мифологии. Главная героиня, измученная душевной болезнью, отправляется в страну мертвых, чтобы вернуть погибшего любимого. Там ей придется встретиться лицом к лицу с собственным безумием, погрузившись в глубины расстроенного сознания.
К сожалению, в геймплейном плане разработчики игры немного не дожали: Hellblade: Senua`s Sacrifice огорчает несколько однообразной боевой системой и повторяющимися загадками. Что, впрочем, не делает ее менее интересной – захватывающая история и потрясающая атмосфера с лихвой компенсируют все остальные недочеты.
Купить
«Пила» Saw, 2004
Если Крэйвен – это мейнстрим, то Джеймс Ван – это вызов мейнстриму с позиций «возвращения к основам». Пожалуй, самый знаменитый слэшэр 2000-х намеренно выдержан в олдскульном стиле: вместо гламурных подростков – измученные жизнью мужики и женщины, вместо стыдливых отворотов камеры – подчеркнутое смакование самых кровавых моментов, вместо постмодернистской иронии – серьезное лицо Джона Крамера, напоминающее о консервативных основах слэшэра: за преступлением всегда следует наказание. Ван как никто другой несет ответственность за возрождение интереса к поджанру, в котором маньяк и творимое им насилие являются ключевым элементом сюжета, а не просто дополнением к подростковой любовной истории или детективной интриге.
Этот список, каким бы ужасающе кратким он ни был, показывает, что — вопреки поверхностному суждению – слэшэры есть самый консервативный подвид хоррора не только в плане применения основных сюжетных ходов и использования одних и тех же типажей героев, но и в плане их идейного содержания. Вспомните знаменитый монолог Рэнди, и вы поймете, что он совершенно прав: слэшэр – это, в конечном счете, нравоучительная история, фильм о том, что быть послушным и хорошим ребенком, вообще говоря, полезно: есть серьезные шансы дожить до финала. Культурные корни фильмов о Джейсоне, Фредди и прочих широко известных блюстителях подростковой нравственности лежат не в классической литературе, как, например, в случае с вампирами, а в детских страшилках, которые так любят рассказывать у костра с наступлением ночи. В слэшэре «смерть – это когда чудовища до тебя добираются», как однажды сказал нам Стивен Кинг.
Ryse: Son of Rome
Один из самых красивых слэшеров на ПК от создателей серии шутеров Crysis. Ryse: Son of Rome рассказывает историю римского легионера Мария Тита, который жаждет отомстить за смерть близких. Зрелищная сюжетная кампания проведет игрока по улицам Рима и девственным британским лесам, даст возможность показать доблесть на арене и бросить вызов самим богам.
Увы, насколько впечатляют в игре графика и сюжет, настолько разочаровывает геймплей. На сложностях ниже максимальной Ryse: Son of Rome представляет собой примитивный двухкнопочный экшен с элементами QTE, не способный бросить вызов игроку. Ситуацию спасает лишь мультиплеер – в онлайне сражения становятся более напряженными и живыми.
Купить
«День дурака» April Fool’s Day, 1986
Наряду с «Возвращением в школу ужасов» (см. ниже) и «Резней на ночном девичнике» (см. выше) этот фильм – один из самых оригинальных слэшэров в истории. В нем строго соблюдаются все жанровые условности, и долгое время кажется, что ничем особенным сюжет не блещет, но… скажем так, это впечатление очень обманчиво.
Идея, лежащая в основе фильма, конечно, понравится не всем, но перед нами ярчайший, хотя и неортодоксальный, образец жанра, причем снятого со знанием дела. Именно из-за своей оригинальности «День дурака», скорее всего, не смог обзавестись сиквелом, и остался единственным в своем роде жанровым экспериментом.
Blades of Time
Компания Gaijin Entertainment известна не только авиасимулятором War Thunder, но и другими, не менее интересными играми. Например, дилогией слэшеров о воительнице, которая сражается с демонами и другими злодеями, используя внушительный арсенал оружия и магических умений.
Серия содержит две игры: Ониблэйд (она же X-Blades) и Blades of Time; внимания достойны обе, но вторая все же выглядит посвежее. Из плюсов можно отметить высокую динамику сражений, к минусам хочется отнести некоторую однообразность геймплея.
X-BladesBlades of Time
Darksiders 2 (2012)
Разработчики Darksiders 2 использовали в своей игре идеи Legacy of Kain: Soul Reaver. Если первая часть только по тематике напоминала Legacy of Kain, то во второй части в слэшеры вернулся и открытый мир, и RPG.
Это не прямолинейная игра, здесь Смерть бегает, странствует на коне и выполняет различные побочные миссии. Исследование мира здесь добавлено для того, чтобы прокачать главного персонажа, найти более мощное оружие и запастить припаса к битве с финальными боссами.
RWBY: Grimm Eclipse
Кооперативный слэшер, который отправляет четверку игроков сражаться со злом во вселенной популярного аниме сериала RWBY. Проект может похвастать симпатичной сел-шейдинг картинкой, интенсивным геймплеем, прокачкой персонажей и арсеналом смертоносного оружия. Элементы жанра, конечно же, присутствуют в полной мере: уничтожение противников в ближнем бою, выполнение комбо-атак и наличие разнообразных скиллов.
Купить
«Хэллоуин» Halloween, 1978
На протяжении десятилетий этот фильм оставался образцом для многих кинематографистов, желающих повторить невероятный успех молодого американца Джона Карпентера. Слагаемые успеха были, на первый взгляд, просты: предельно линейный сюжет, минимум действующих лиц, поменьше разговоров и побольше саспенса — никаких больших бюджетов, молодых суперзвезд в главных ролях; и даже крови в фильме было на удивление немного.
«Хэллоуин» — первый слэшэр в собственном смысле этого слова, где наличествуют все базовые элементы жанра: безмолвный убийца в маске, тинэйджеры в качестве главных героев (и жертв), ограниченность локаций (80% действия происходит на одной-двух улицах маленького городка), длинная сцена «заключительной погони» — и, само собой, the final girl, выжившая и одолевшая маньяка жертва.
Именно «Хэллоуин» первым из слэшэров породил сиквел, став родоначальником длинной франшизы, что впоследствии стало стандартом.
Dynasty Warriors
Линейка игр в жанре тактического экшена с элементами слэшера, которая отличается огромным размахом сражений: битва одного героя против нескольких десятков, а то и сотен, врагов – обычное дело в Dynasty Warriors. Все это происходит на фоне запутанного и, в общем-то, необязательного сюжета, рассказывающего о событиях в Китае эпохи Троецарствия, но реализма от местной истории ждать не стоит. Так что остается сосредоточиться на геймплее, который предполагает масштабные битвы с использованием различных приемов и комбо-ударов.
Купить
Дом мечты | Wai dor lei ah yut ho (2010)
Режиссер: Хо Чунг Пинг
В ролях: Жозефин Хо, Изон Чан, Квок Чунг Цан, Лоуренс Чоу, Мишель Йе, Норман Чу, Хи Чинг Пав, Хой-Панг Ло, Энтони Вонг Чау-Санг
Сделано в Гонконге. С самого детства Чэн Лайшун мечтает о собственной квартире. В наше время для некоторых — это непозволительная роскошь, поэтому девушка работает на нескольких работах и копит деньги, живя только одной мечтой поскорее купить себе жильё. Но в семье проблемы: тяжело заболевает отец, и на брата рассчитывать не приходится, цены растут, а тут как раз подворачивается отличный вариант с видом на залив, прямо как в мечтах Лайшун. Тогда девушка решается на отчаянный шаг.
Furi
Хардкорный проект, выделяющийся любопытной задумкой: здесь нет рядовых противников, а игроку предстоит сражаться только с боссами, каждый из которых требует к себе особого подхода. Соответственно, бои представляют собой сложные дуэли, проверяющие внимательность и реакцию игрока. Что касается сюжетной части, она посвящена побегу из тщательно охраняемой тюрьмы: протагонист, как положено, хранит мрачные тайны прошлого, а стражники пойдут на все, чтобы его остановить.
Купить
Furi (2016)
Игра смогла достиг предел минимализма в жанре. Может показаться, что это инди-игра про схватки с боссами на арене в фиолетовом оформлении. Герой умеет проводит, как легкие, так и сложные комбинации атак, а также уклоняться от атак. И все. Теперь изучай тактику противника и попробуй его победить, применяя свои особенности.
Минимализм проявляется в сложности прохождения каждого босса. Их в игре 12. В начале очень сложно, но когда понимаешь технику боя каждого из боссов, то становиться очень легко.
Кстати, об этой игре мы ещё говорили здесь — «Отличные игры про самураев«.
BloodRayne
Серия игр, посвященных очаровательной дампирше (полувампиру-получеловеку) Рейн, которая сражается против нацистов с целью помешать им обрести мировое господство. Первые две части линейки – это мрачные, предельно жестокие, но затягивающие боевики, в которых кровь льется рекой, а оторванные конечности разлетаются во все стороны. О сюжете говорить не станем, о третьей части, как и экранизациях, тоже.
Купить
Постмодернистский период (2014–наст.вр.)[ | ]
Фильмы, выпущенные Blumhouse Productions, стали основными в жанре ужасов 2010-ых годах
Снижение прибыли от прокатов в кинотеатрах побудило продюсеров перевести жанр на телевизионную аудиторию. Успех таких сериалов, как «Американская история ужасов» и «Ходячие мертвецы» дали толчок для развития жанра на телевидении. Так на телеканале A&E вышел слэшер-сериал «Мотель Бейтс» – адаптация фильма Психо, а на MTV вышел сериал «Крик». «Слэшер» Netflix’а и «Королевы крика» телеканала Fox стали антологиями с новыми историями в каждом сезоне. фильма «Дурная кровь» (1956) вышел в эфир канала Lifetime осенью 2020 года[40], а в июне 2020 года создатель «Детской игры» Дон Манчини сказал, что он снимет сериал «Детская игра», который продолжит историю Чаки[41].
Под влиянием работ Джона Карпентера был снят фильм «Оно» (2014), в котором успешно были смешаны стили слэшера с демонической фантазией и метафорическим подтекстом. Также вышли фильмы «Гость» (2014) и «Не дыши» (2016), которые привнесли новые впечатления от жанра ужасов. Blumhouse Productions, основанная Джейсоном Блумом, сняла такие франшизы как «Паранормальное явление» и «Астрал», а также выпустила среднебюджетные слэшеры «Судная ночь» (2013), «» (2014), «Счастливого дня смерти» (2017) и «Правда или действие» (2018). «Судная ночь 2» (2014) продала 8,9 миллиона билетов в Северной Америке (на 1,2 миллиона билетов больше, чем первый фильм), в то время как «Судная ночь 3» (2016) продала 9,3 миллиона билетов. В октябре 2020 года студия выпустила «Хэллоуин» (2018), который был принят зрителями очень тепло и взял самую большую кассу из всех фильмов серии[42]. На 2020 год студией запланирован фильм «Счастливого нового дня смерти».
Также в 2020 году вышли такие слэшеры, как «»[43], «»[44] и российский «»[45].
X-Men Origins: Wolverine
Пожалуй, одна из лучших игр по комиксам Marvel, заодно сопутствующий продукт к фильму «Люди Икс Начало: Росомаха». Сам герой, Росомаха, так и просится на роль протагониста какого-нибудь слэшера: нечеловеческая сила – есть, острые когти, позволяющие шинковать врагов – есть, харизма и пафос – конечно же, есть! X-Men Origins: Wolverine получился быстрым, яростным и очень кровавым, что, несомненно, является весомым преимуществом проекта, как представителя своего жанра.
Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах
«Резня на ночном девичнике» The Slumber Party Massacre, 1982
Этот фильм в свое время широко рекламировался как «первый слэшэр, созданный женщинами» — что, в общем, соответствует действительности: режиссером была Эми Холден-Джонс, а за сценарий отвечала известная феминистка Рита Мэй Браун. Но для нас важнее то, что это был первый слэшэр, в котором предпринималась попытка деконструкции жанра: сценарий Браун изначально писался с прицелом на пародийность, и, хотя позднее фильм подкорректировали в пользу более традиционного подхода, в нем осталось большое количество юмора и сатирических отыслок к жанру вообще (и да, то, что убийца орудует дрелью — вряд ли случайность).
Полноценной пародией он не стал, хотя приобрел культовый статус (а также, как водится, парочку сиквелов), и, с некоторой натяжкой, его можно назвать «первым фрейдистско-феминистским» слэшэром.
Rune
Классический слэшер, основанный на скандинавской мифологии, в котором игроку предстоит сражаться с различными вымышленными существами и монстрами, отрубать им конечности и проливать литры крови. Проект стал культовым в кругах поклонников жанра, а разработчики, спустя полтора десятка лет, взялись за продолжение, которое, правда, смещает геймплейные акценты в сторону RPG и исследования открытого мира. Так что, если вас интересует глубокая боевка, лучше все же отдать предпочтение классической версии.
Купить
Rune (2000)
Дальнее формирование жанра было за Rune 2000-ого года. В основу игры легли исследование территории и борьба с двумя врагами за раз. Главный герой Рагнар мог менять снаряжение, он мог носить с собой два вида оружия и быстро переключаться между ними, а также за удачные победы над врагами у героя росла колонка «жажда крови». При ее активации, когда она заполнялась полностью, герой мог придать атакам больше мощи. Так или иначе эта особенность также передавалась в последующие игры жанра.
Mordhau
В этом средневековом ММО-экшене вам предстоит создать наемника и отправиться на поле боя — сражаться с другими игроками в многочисленных осадах, битвах насмерть и прочих режимах, в том числе battle royale. Разработчики реализовали крайне детальную боевую систему, которая позволяет контролировать оружие персонажа и направление удара, так что ваши победы и поражения будут зависеть только от вас.
купить
«Кошмар на улице Вязов» Nightmare on Elm Street, 1984
Уэс Крэйвен к моменту съемок «Кошмара на улице Вязов» уже был достаточно опытным жанровым режиссером, хотя суперхитов у него было не то чтобы очень много (хотя он уже снял «У холмов есть глаза» и экранизировал комикс «Болотная тварь»). С выходом этого фильма Крэйвен превратился в легенду жанра и навеки связал свое имя с франшизой про несчастных тинейджеров с улицы Вязов, мучающихся бессонницей.
Гениальность Крэйвена состояла в том, что он поместил традиционный сюжет о маньяке-убийце в совершенно неожиданный контекст ночных кошмаров и сделал это исключительно органично — настолько, что успех фильма не только подстегнул интерес к слэшэрам, но и породил вереницу хорроров, посвященных теме сновидений.
Благодаря Крэйвену в слэшэрах появился экзистенциальный привкус, а режиссеры полюбили играть с границами между реальностью и иллюзией — каждый в меру своего таланта, конечно.