Со времен выхода Resident Evil: Revelations на Nintendo 3DS немало воды утекло. Capcom портировала свою игру на большие платформы, выпустила шестую и седьмую части номерной серии, заставив фанатов франшизы не раз сильно удивляться. И вот, наконец, Resident Evil: Revelations добралась до платформ PlayStation 4 и Xbox One, позволив геймерам, ранее не игравшим в данную игру, познакомиться с продуктом, который пять лет назад смог порадовать обладателей 3DS. Хочется сразу отметить, что в данном обзоре будут рассматриваться не только особенности переиздания, но и игра в целом.
Сюжет
Действие Resident Evil: Revelations происходит между событиями Resident Evil 4 и Resident Evil 5. Игра разбита на несколько эпизодов, после каждого из которых нам, в лучших традициях телесериалов, показывают вкратце все, что произошло ранее. Такой формат для серии Resident Evil является чем-то новым, что смогло привнести в игру некую долю свежести.
Сам сюжет рассказывается в разных местах и временных промежутках. Есть и главная сюжетная линия, повествующая нам о том, как Джилл Валентайн, известная по самой первой части Resident Evil, вместе со своим напарником Паркером отправляются на круизный лайнер «Королева Зенобия», где, по некоторым сведениям, находится пропавший Крис Редфилд. Как и в большинстве других игр франчайза, в Resident Evil: Revelations нас вновь знакомят с новым видом вируса под названием T-Abyss, который в отличие от Т-вируса делает врагов смесью обычных зомби и мутировавших подводных существ.
Как и было упомянуто выше, сюжет разбит на главы и переносит нас в разные места и времена. Кроме того, в отдельных главах нам позволяют поиграть не только за Джилл Валентайн, но также за Криса Редфилда и других персонажей вселенной, некоторые из которых появляются в серии впервые. В целом же, сюжетную линию нельзя, конечно, назвать чем-то крайне захватывающим и удивительным, но учитывая новое место действия и возвращение Джилл в качестве главной героини, то следить за развитием внутриигровой истории вполне интересно.
Resident Evil: Revelations. Обзор
В середине 90-х годов сериал Resident Evil открыл для многих людей по ту сторону телевизора феномен Survival Horror. Конечно, и прежде существовали игры, которые по жанровым признакам можно смело причислить к хоррорам, однако именно Resident Evil задал некую планку — утвердил некоторые клише, которые с успехом дожили и до наших дней. Удивительно другое: несмотря на все изменения, что произошли с вселенной Resident Evil за последние несколько лет, продюсеры серии не боятся браться за эксперименты.
Разумеется, речь не идет о громоздких номерных выпусках — они-то как раз и находятся на коммерческой передовой, тогда как проекты вроде переиздания Revelations тихо-мирно и без особой рекламной помпы появляются на рынке. Впрочем, с HD-версией Revelations все еще интереснее, ведь системой-донором для издателей послужила не PlayStation 2 или Xbox Original, а 3DS — новейшая портативная двухэкранка от Nintendo. Для современного игрока — выбор весьма странный. Nintendo и хорроры — экая нелепица, правда? Однако если покопаться в истории, выяснится, что для большой N с Capcom работать не впервой, и две эксклюзивные игры для GameCube (Resident Evil Remake и Resident Evil Zero) — тому подтверждение.
Этот монстр — очевидная отсылка к Remake. Правда, тут мы за мутировавшей барышней гоняемся, а не она за нами. Да и сама дивчина не скорбит по своей почившей матери
Впрочем, героиню нашего сегодняшнего текста постигла судьба Resident Evil 4, которая сразу после своего выхода числилась в списке Only for GameCube. Совсем другое дело, что Resident Evil 4 — игра номерная, большая, изначально рассчитанная на большие консоли. Revelations же — спин-офф для портативной системы. И вот здесь возникают вопросы, первый из которых прост до банальности: насколько удачно прижилась концепция 3DS-игры на PlayStation 3 и Xbox 360?
А мы и на одном экране «сыгранем»
Скажу сразу: для карманной консоли концепция Revelations на редкость удачна. Весь сюжет разбит на блоки-эпизоды. Каждый эпизод длится от 20 до 40 минут, в зависимости от выбранного в самом начале прохождения уровня сложности и смекалки игрока. В конце — симпатичная менюшка со статистикой (на манер Resident Evil 4) и обязательно — небольшой ролик, снятый в стиле телесериалов. В нем игроку рассказывают и показывают содержание «предыдущих серий». Трюк, прямо скажем, не новый (ранее это же было в Alone in The Dark и Alan Wake), однако именно в рамках игры для портативки такой ход смотрится наиболее выигрышно. А все дело в том, что 3DS, как и Gameboy с PSP, не предполагает продолжительных геймерских сессий. Тут задача гораздо скромнее: отвлечь игрока на 30-40 минут, пока тот добирается до дома или работы. И с этой миссией Revelations справляется на все 100%: здешние эпизоды емкие, но затягивающие — в общем, не игра, а идеальное воплощение концепции «большой проект в вашем кармане».
Пример головоломки. В правом верхнем углу — мини-карта. Правда, она ни разу не спасает от блужданий по каютам и палубам
К слову, Revelations и задумывался как этакий мостик между «прорывной» шестой частью и классической трилогией, срежиссированной еще Хидеки Камия и Синдзи Миками. В ранних интервью продюсеры Capcom не раз отмечали, что выбор 3DS в качестве приоритетной системы позволил им сделать в достаточной степени экспериментальную игру, сочетающую в себе привычные клише из Resident Evil и отдельные элементы из шестой части.
Маленькие приключения на большом корабле?
На деле оказалось, что из крайне спорной Resident Evil 6 (смотрите нашу рецензию) в Revelations перекочевала шутерная схема управления персонажами и некоторые дизайнерские задумки. Стараясь поддержать динамику событий на должном уровне, авторы игры ввели ряд экшн-эпизодов, где управлять приходится то Крисом Редфилдом, то Паркером (новым напарником Джил), а то и вовсе парочкой придурков из BSAA, один из которых очень любит отвертки (и те отвечают ему взаимностью).
Новый напарник Джил
Тем не менее, основа игрового процесса Revelations — это вовсе не отстрел волков в европейских горах и не побег из небоскреба под дикий вой очередной пачки монстров. Capcom ничуть не соврала, говоря, что классический Resident Evil вернется в Revelations. Вновь, как и прежде, большую часть времени занимает решение различных головоломок: подчас совсем не логичных (как, например, в моей любимой Resident Evil 2), но работающих на «ностальжи»-эффект. Безусловно, отстрел мутантов есть и здесь, однако он уже не напоминает Call of Duty, в которую превратили компанию за Криса авторы Resident Evil 6.
Так нелюбимый интернет-воинами сканер оказался достаточно полезной штукой. Он помогает решать некоторые головоломки, а также искать патроны в тех местах, где их наличие совсем не очевидно. Впрочем, сканер можно и не использовать в основном геймплее, оставив его исключительно для важных сюжетных отрезков — на Normal разницы не почувствуетe
Мутанты здесь — это, скорее, содержательная часть сеттинга, нежели причина потратить около 2000 рублей на диск. Иначе говоря, они, как и прежде, лишь дополняют игровой процесс, держа баланс между исследованием местности и решением головоломок. Между тем, в Revelations есть и классическое «куда мне, черт подери, идти!», и эпизоды, явно заимствованные из других хорроров. Например, в начале одного сюжетного отрезка Джил оказывается заперта в каюте с монстром, причем — без оружия. Этакий реверанс в сторону Clock Tower или, если угодно, Shattered memories для Nintendo Wii.
Обман — штука «хорошая». Если ты террорист и заманиваешь на корабль ничего не подозревающих оперативников
Вообще, в Revelations достаточно отсылок и к прошлому самой Resident Evil. Чего только стоит вернувшийся «четырехмерный» ящик. Даже сама сюжетная завязка — двое оказываются на большом корабле — практически цитирует два других спин-оффа: Gaiden и Dead Aim. А уж когда находишь дневник человека, который постепенно превращается в монстра и ищет мясо…
Не думай о новинках свысока
Несмотря на ворох достоинств, HD-версии Resident Evil: Revelations не повезло еще до релиза. Хвала небесам, лишь в нашей стране, где геймеры вечно ноют, что тигру в миску графона не доложили. Да, Revelations — это порт с 3DS (еще минус два десятка очков к карме, поскольку консоль от Nintendo — прим. автора). И этим, по большому счету, все сказано. Угловатые модели персонажей, отсутствие Crysis 3 в той части движка, что отвечает за эффекты. Иногда — проблема с прицеливанием. Однако, несмотря на все технические «проблемы», Resident Evil: Revelations была и остается самой правильной ШЕСТОЙ частью Resident Evil. Без аркадных пострелушек, с сильным акцентом на исследование местности и решение головоломок. С ворохом отсылок к прошлому сериала и атмосферой, наличием которой не могла похвастаться номерная шестая часть. За такую игру стоит голосовать рублем, если вы, конечно, не хотите в Resident Evil 7 увидеть Heavy Rain, но про биологическую угрозу. Тысячи британцев со своими кровными фунтами уже расстались. Расстанетесь ли вы?
Геймплей
Продукты серии Resident Evil никогда не были играми, в которых упор делается на сюжет, хотя назвать его слишком примитивным также нельзя. Однако франшиза в первую очередь полюбилась игроками за ту самую атмосферу замкнутых пространств и выживания среди множества желающих свежей крови врагов. С каждой новой частью составляющая хоррора на выживание понемногу заменялась экшеном. Особенно, это касается пятой и шестой частей, где про базовые элементы ужаса забыли вовсе. Но Resident Evil: Revelations представляет собой небольшую скважину, через которую можно увидеть то, каким является хоррор.
В этой игре есть головоломки, умеренное количество экшена, постоянная нехватка боеприпасов (на высоком уровне сложности), узкие пространства и медленные, но довольно опасные враги. Всего этого игре, конечно, не хватает, чтобы в полной мере называться хоррором на выживание, но свою лепту в нагнетание атмосферы это все немного привносит, что, однозначно, плюс.
Из особенностей Resident Evil: Revelations можно выделить несколько довольно интересных решений. Во-первых, в игре появился специальный сканер, позволяющий находить в локациях скрытые предметы и узнавать необходимые по сюжету сведения. Во-вторых, игра включает в себя кооперативный режим «Рейд», в котором можно насладиться той или иной главой вместе с другом. К слову в кооперативном режиме нам позволяют выбрать персонажа и костюм для него, купить оружие во внутриигровом магазине за заработанные по мере прохождения очки, а также насладиться любимыми ситуациями сколько угодно раз. В кооператив интересно играть после прохождения основной кампании, хотя слишком многого ждать от «Рейда» все же не стоит.
Скриншоты187
В дальнейшем герои узнают немало хитрых террористических планов, встречают на корабле старых знакомых и выясняют, что в команде есть не только двойные, но и тройные агенты. Revelations продолжает славные традиции японского сюжетостроения — пока западные студии привлекают к своим играм голливудских сценаристов, Capcom по старинке закручивает дикие интриги и приправляет их диалогами, от которых краснеют даже jRPG:
— Что ты думаешь об О’Брайене?
— Он не в моем вкусе.
— Ха-ха, ну, я имел в виду другое!
В некоторых эпизодах Revelations вообще отключает здравый смысл: так, оказавшись запертой в комнате, Джилл находит спасительную отвертку… под крышкой унитаза, приклеенную скотчем.
Впрочем, в игре есть и интересные находки. Например, Capcom сделала шаг навстречу тем, кто играет небольшими сессиям, и сконструировала Revelations по принципу сериала — каждый эпизод длится около часа, разбит на несколько частей и обрывается обязательным клиффхэнгером. Вернувшись в игру на следующий день, мы можем просмотреть краткий пересказ «в предыдущих сериях». Такой подход помогает игроку не терять нить повествования, даже когда авторы чередуют активных героев и локации — за счет чего игра, конечно, становится разнообразнее.
Управление
Управление персонажем в Resident Evil: Revelations, в отличие от большинства других игр серии, включая четвертую и пятую, позволяет передвигаться во время прицеливания. Сложно сказать, плюс это или минус, так как этот элемент для многих был частичкой атмосферы того самого хоррора, который присутствовал в первых частях франшизы. Однако здесь разработчики решили угодить сразу всем геймерам, разделив управление на несколько типов. При желании можно выбрать классический тип управления, что существенно увеличивает уровень хардкора.
Стрельба в игре реализована плохо. Тактильной отдачи от оружия попросту не чувствуешь, из-за чего дробовик стреляет практически так же, как и пистолет, за исключением количества наносимого урона. Самого же оружия в игре довольно много, начиная от вышеупомянутых пистолетов с дробовиками, заканчивая автоматами и снайперскими винтовками. В силу того, что бегать в основном нужно в узких пространствах, некоторое оружие в игре использовать крайне неудобно. Каждую пушку можно улучшать при помощи модификаторов, которые, к сожалению, никак не изменяют вид оружия.