11 мая 2020, 21:02
Цей матеріал також доступний українською
Какие профессии больше всего востребованы в игровой индустрии
Автор: Игорь Никитин
Если вы думаете, что добиться успехов в игровой индустрии можно только будучи программистом или дизайнером, вы ошибаетесь. Сегодня вы узнаете о профессиях, которые пригодятся в индустрии видеоигр не меньше, чем знатоки языков программирования.
Поколению миллениалов не подходит стандартный набор профессий. Они не планируют сидеть в душных офисах, “крутить гайки” на заводах и тому подобное. Особенно это касается геймеров, которые хотят связать свою жизнь с играми. В основном они идут в программисты, но неужели это единственный способ попасть в индустрию?
К счастью, для индустрии полезны большинство творческих и технических профессий. Сегодня мы поговорим о самых интересных способах связать свою жизнь с видеоиграми.
Журналистика
Начнем со способа для терпеливых. Журналистика — древняя профессия, но в игровой сфере она не так давно. Даже мои коллеги по цеху, когда слышат “игровая журналистика” ехидно улыбаются. В СНГ это направление слабо развито, но за бугром и океаном дела куда лучше. Это также отличный способ превратить свое хобби в полноценную работу.
Но вы должны понимать, что миллионы вам не грозят. Журналистика -–это в принципе не прибыльное занятие, за исключением пары моментов, которые портят ремесло. От вас требуется знание букв, и умение составлять предложения со смыслом. Остальное – практика и терпение.
Работа журналиста оценивается неплохо, но все зависит от издания. На сайтах по поиску работы средняя ставка – $300 – $400. В основном это удаленная работа со свободным графиком, что отлично подойдет для студента.
Сценарист
Если ваша фантазия не помещается в журналистский текст, то смотрим в сторону сценарного искусства. Хороший сюжет в играх — это круто, а талантливых сценаристов оценивают по достоинству. Но, как и в любом бизнесе, здесь много риска из-за большой конкуренции, да и любителям славы здесь делать нечего. Обычно, над сюжетом игры работает несколько сценаристов, имена которых теряются в титрах.
Правда, есть одна загвоздка. В университетах и книгах учат писать киносценарии, но к играм нужен другой подход. Сценарист должен адаптировать сюжет под геймплей, и связать историю с игровым процессом. Как писал Скотт Роджерс в Level Up! The Guide to Great Video Game Design: “Каждая часть сюжета должна быть о геймплее”. Поэтому, изучая сценарное искусство, полистайте пару книжек о геймдизайне.
Обычно сценаристов берут на отдельные проекты, а труд оплачивается на гонорарной основе. Но крупные студии хотят держать таланты при себе, и использовать их, когда это нужно. Для таких счастливчиков предлагают оклад от $570 до $1000.
Играйте в видеоигры
«Какое оригинальное заявление», — скажете вы. А если серьезно, играйте действительно много — как в современные игры, так и в нестареющую классику. Пусть это будут Plants vs Zombies, Chrono Trigger, Frog Fractions. Но прежде всего, выбирайте продукты тех компаний, в которых вы хотите работать.
Отделы по найму сотрудников часто спрашивают, в какие игры соискатель играет сейчас и какие считает «избранными». Руководители, как правило, хотят лучше понять кандидата и удостовериться в том, что он легко вольётся в их внутреннюю культуру. Если запустить туда скучного не-геймера, он превратит команду мечты в бездушное и занудное сборище.
Художники и музыканты
Видеоигры – один из видов современного искусства. Если углубиться, то это высшая его форма. Чтобы создать отличную игру, нужно правильно распоряжаться музыкой, графикой, киноискусством и сценарным мастерством. Художники и музыканты попали в один пункт, потому-что это творцы. Эти люди собирают образы в своей голове, формируя нечто прекрасное. Профессионалы своего дела будут незаменимы в игровой индустрии.
Возьмем эталонную на сегодня RPG “Ведьмак 3: Дикая Охота”. CD Project сумели правильно совместить графику и музыку для создания атмосферы. Именно благодаря художникам монстры в мире Геральта такие жуткие. Музыканты или саунд дизайнеры сделали так, чтобы битвы с тварями ощущались эпично и напряженно. Музыканты и художники всегда будут идти бок о бок в игровой индустрии, и без них сложно создать хороший проект.
Творческие профессии также оцениваются по достоинству. Студии готовы платить профессионалам в среднем $1 200 за хорошие треки или атмосферные локации.
Три кита разработки игр
Мы в XXI веке. И китами являются только люди. А точнее специалисты.
В кадрах разработки игр три кита: художники, программисты и геймдизайнеры.
Первый кит: арт-команда
Кого ищем: 2D-, 3D-художники, дизайнеры интерфейсов, аниматоры, иллюстраторы и др.
Художникам можно работать на аутсорсе, выполняя заказы как для отечественных, так и для западных компаний без привлечения в штат. Часто для выращивания сильной команды художников нанимают несколько сильных специалистов, а к ним прикрепляют не столь опытных сотрудников. Это применимо к проекту «на ногах».
Второй кит: программисты
Кого ищем: серверные программисты, клиентские программисты, unity-программисты, тестировщики, аналитики и многие другие.
Их стараются набирать в штат, однако мы иногда встречаем целые студии, которые можно нанять для разработки игр или их компонентов.
В любом случае потребность в этих кадрах, особенно в программистах, не исчезнет в ближайшей перспективе. Это обусловлено продолжающимся ростом темпов создания новых игровых продуктов. Прогнозируется, что в ближайшие 3 года потребность в квалифицированных программистах возрастет на 40%.
Третий кит: геймдизайнеры
Самый редкий вид. На самом деле мы подразумеваем под этим понятием не только непосредственно геймдизайнеров. Это все люди, отвечающие за игровую логику, включая креативных продюсеров и руководителей проектов.
Вот что говорит про важность геймдизайнеров Дмитрий Табаков, креативный продюсер Mail.Ru Group и преподаватель геймдизайна в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ:
«Даже самая лучшая графика и безошибочный код не могут зажечь маяк, который будет целью игрока и даст ему смысл играть. Свет этого маяка может зажечь лишь геймдизайнер»
Кого ищем: геймдизайнеры, менеджеры проектов (продюсеры), креативные продюсеры.
В настоящее время наблюдается повышенный спрос на профессиональных геймдизайнеров со стороны игровых компаний, а специалистов, обладающих большим опытом, мало. Это связано в том числе и с тем, что обучение программистов и художников уже организовано и поставлено на поток, а с подготовкой кадров из группы, которую мы назвали «геймдизайнерами», до сих пор существуют определенные проблемы.
В России попросту нет единой методологии подготовки таких специалистов. И основным требованием к геймдизайнеру при устройстве на работу является практический опыт, а также умение мыслить образно, критически и аналитически.
Актеры
Современный крупный проект трудно представить без актеров. Если раньше персонажей рисовали из полигонов, то теперь разработчики используют захват движения. Актеры не просто заставляют персонажей двигаться, а дарят им свои эмоции и голос.
Взять того же Троя Бейкера, который за свою карьеру снялся в парочке фильмов, но его заслуги в игровой индустрии трудно недооценить. Бэтмэн, Джокер, Джоэл, Талион — это только малая часть персонажей, которым он дал харизму и эмоции. Почему бы вам не стать следующим Троем Бейкером.
Если на пробах вы услышали “верю”, то вас оценят по заслугам. Молодым актерам платят от $100 за съемочный день, а бывалые получают за съемки от $1000.
Математик
От творческих профессий перейдем к более прагматичным и техническим. Математики — люди, без которых не обходится даже самая простая аркада. Именно они ответственны за игровой баланс, от которого зависит геймплей. Игровая экономика, расчет показателей игрока, урон от оружия и так далее.
Ученые в странах СНГ получают не самую большую зарплату, но в геймдеве их знания оценивают хорошо. Штатным математикам, которые работают бок о бок с геймдизайнерами платят от $1500 до $1 800.
PR, реклама, маркетинг
Если вы умеете продавать воду утопающему, то добро пожаловать в игровую индустрию. Издатели тратят огромные деньги на рекламу своих продуктов и хотят, чтобы это приносило свои плоды. В последние годы игровая индустрия скатывается в коммерцию, и экспертиза PR-щиков, маркетологов и рекламщиков очень кстати.
PR-щики с подвешенным языком отвечают за связь с общественностью и журналистами. Эти ребята знают как привлечь внимание игроков к проекту. Рекламщики продумывают кампании по продвижению и креативят как только могут. Маркетолог же знает рынок, и понимает чего хотят игроки сегодня.
Для продвигающих в игровой индустрии приготовлено особое место. Обычно издатели сотрудничают с PR-компаниями, но особо крупные держат штат. Специалист в этой сфере получает в среднем $900.
Миф №2: “Я программист, а значит смогу сделать в игре всё сам”
Программисты — очень важное звено в разработке любой игры, но они отвечают только за определенный кусок работы. Для того, чтобы сделать игру, нужны: продюсер, гейм-дизайнер, project-менеджер, дизайнер уровней, сценарист, несколько разработчиков. Обычно команда минимум 5-6 человек.И главный здесь вовсе не программист, а продюсер и гейм-дизайнер.
Найти грамотного разработчика очень сложно, они на вес золота. Причем, важно уметь работать в команде. Как вы думаете, если вместе соберутся одинокие самоучки, у них что-нибудь получится? Ответ простой: вряд ли. Необходимо либо искать человека с профильным образованием или опытом работы в компании-разработчике, где он прокачал скиллы, либо пойти учиться самому. И только потом приступать к проектам.
Тестер
Тестер – профессия, вокруг которой витает множество мифов. Больше всех о ней грезят школьники, считающие, что им придется только сидеть и сутками играть. Они правы, но подводные камни придавят их самоуверенность.
Тестерам и вправду нужно много играть и частенько не в самые лучшие проекты. К тому же, их задача – поиск багов и ошибок игры, а не простая оценка. Им приходится проходить один уровень множество раз, чтобы понять, правильно ли все работает. Тестеров также недолюбливают программисты, потому что они намеренно ищут ошибки в игре, которые потом нужно исправлять.
Если вы решили, что отлично докапываетесь к мелочам, то добро пожаловать к тестерам. Ненависть со стороны программистов вам компенсируют $1 000 на карту.
Контент мейкер или блогер (YouTube, Twitch и т.д.)
Молодняку… (Госпаде, говорю как старик) больше не интересна обычная работа. Они смотрят на успешных блогеров и стримеров, желая такого же успеха. Популярность вакансии можно сравнить только с работой тестера, а подводных булыжников здесь не меньше.
Создание YouTube-канала похоже на бизнес. Начинающему блогеру, который хочет превратить это в работу, сначала нужно вложиться в дело. Мощный компьютер и оборудование для записи — стартовый и не дешевый набор для блогера или стримера. Также пригодятся навыки диктора и журналиста, для создания хороших сюжетов: говорящих голов, играющих на камеру и так много.
Если вы решились начать свой небольшой проект, то у вас два пути: забвение и умопомрачительный успех. Для нас актуален второй вариант, в котором вы сможете заработать от $300 до $500 тысяч. Такое большое различие связано с непредсказуемостью рынка. Вы можете остаться на уровне среднестатистического блогера или отхватить “хайпа” как стример Ninja и зарабатывать $560 тысяч в месяц.
Если ваша душа лежит к видеоиграм, а фантазия может посоревноваться с японскими рекламщиками, то цены вам не будет. Главное — следовать за мечтой и делать то, что нравится. Когда ты любишь свое дело, то сделаешь все, чтобы стать в нем лучшим.
Менеджмент игровых проектов
Оплата за обучение производится частями раз в два месяца, до установленной в договоре даты, по 56 000 рублей. Общая стоимость обучения составляет 224 000 рублей.
МОГУ ЛИ Я РАССЧИТЫВАТЬ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ КУРСА?
Обучение не дает 100%-й гарантии трудоустройства, как и любой другой курс по разработке игр. Если Вам где-то дают 100%-ю гарантию, то на самом деле это не так: скорее всего есть ряд скрытых подводных камней и нюансов. Обучение у нас значительно повышает Ваши шансы для трудоустройства. У нас есть объективная статистика, собранная за пять лет, которая показывает, что 70% тех, кто приходит к нам с целью трудоустройства в геймдев без предварительного опыта в игровой индустрии, достигают ее: либо во второй половине обучения, либо по его итогам. На наш взгляд, статистика очень хорошая. Это достигается за счет того, что:
- Наши преподаватели являются топовыми сотрудниками игровых компаний, принимающими решение о приеме на работу, и они с удовольствием берут к себе на работу тех, кого они сами учат на программе.
- Многие наши выпускники открыли собственные студии, и они охотно набирают сотрудников среди новых слушателей программы “Менеджмент игровых проектов”.
- У нас много игровых компаний-партнеров, которые с удовольствием берут на работу наших выпускников.
- Знания, навыки и опыт создания собственной игры, который вы получаете во время обучения, способствует значительному повышению шансов трудоустройства и дальнейшего хорошего карьерного роста. У нас на программе даже есть отдельная дисциплина, посвященная профориентации в геймдеве и построению карьеры в игровой компании.
МОЖНО ЛИ ПРОПУСКАТЬ БЕЗ БОЛЬНИЧНОГО? НЕ ОТЧИСЛЯЮТ ЛИ ЗА ПРОПУСКИ?
За пропуски Вас никто не отчислит, т.к. у нас обучаются взрослые люди, многие из которых работают, часто ездят в командировки или вынуждены отсутствовать по семейным делами. В случае вашего отсутствия на занятии, вы можете попросить однокурсников записать его для Вас на диктофон. Также, по итогам каждого занятия, мы рассылаем по электронной почте слушателям презентации и другие учебные материалы. Но надо понимать, что если пропуски будут не разовые, а регулярные, то обучение будет для Вас попросту неэффективно. Кроме того, вы можете быть отчислены за несданные экзамены или итоговую аттестационную работу.
КАК ЧАСТО ЛЮДИ БРОСАЮТ КУРС ДО ЕГО ОКОНЧАНИЯ И ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ УХОДЯТ?
Такое случается. В среднем 30 слушателей из 40 доходят до конца обучения. Вот несколько частых причин:
- Неожиданные финансовые сложности или проблемы со здоровьем, которые блокируют возможность продолжения обучения.
- Переезд в другой город или страну.
- В связи со сменой работы и невозможностью дальше выделять время на обучение. Бывает это связано как раз с тем, что в середине обучения слушатели, с нашей помощью, трудоустроились в геймдев, и работа поглощает “с головой”, не оставляя времени на обучение. Мы с пониманием относимся к таким ситуациям, тем не менее, всегда настоятельно рекомендуем завершать обучение.
БУДУТ ЛИ НАМ РАССЫЛАТЬ КАКИЕ-ЛИБО МАТЕРИАЛЫ?
Да, наши слушатели получают рассылки с материалами после каждой лекции. Кроме того, мы проводим много закрытых мероприятий для наших выпускников и вновь поступивших, после которых так же рассылаются материалы.
КОГДА СЕССИЯ? КАК ВООБЩЕ ПРОХОДЯТ ЭКЗАМЕНЫ И ЗАЧЕТЫ?
По окончанию каждой дисциплины слушатели сдают зачет или экзамен (в зависимости от предмета), результат каждого оценивается по 10-бальной шкале. Во время общения с преподавателями оцениваются знания каждого слушателя. На каждом предмете своя форма зачета, например, на “Игровой логике” — экзамен с билетами, на “Управлении командой” — командная игропрактика, разработанная преподавателем специально для “Менеджмента игровых проектов”, на “Маркетинге игр” — питч-презентация своей игры, и так далее.
НАДО ЛИ ПИСАТЬ ДИПЛОМ (50 СТРАНИЦ ВОДЫ)?
Нет, итоговая аттестация проходит в виде защиты питч-презентации игрового проекта или выполненной части работ по проекту перед аттестационной комиссией экспертов из игровой индустрии. Целью итоговой аттестации является демонстрация проделанной слушателем во время обучения работы с применением полученных им на программе знаний и навыков. Комиссия будет оценивать именно это. При выставлении оценки учитываются:
- Практическая применимость и достигнутый результат. Работа нацелена на решение конкретных проблем, разработку игрового продукта или исследование новых для игровой индустрии аспектов.
- Соответствие работы заявленной теме.
- Чётко сформулированные цели работы, методика их достижения и выводы из работы.
- Оформление презентации.
- Ответы на вопросы членов комиссии.
- Целостность и завершенность проделанной работы
Для выступления Вам нужно будет подготовить только само выступление и презентацию.
СКОЛЬКО ОБЫЧНО ТЕХНАРЕЙ/НЕ ТЕХНАРЕЙ В ГРУППЕ?
На программу поступают люди с разной подготовкой, каждый новый поток отличается от предыдущего: иногда технарей много, иногда нет. В среднем, в группе около 60% технарей и 40% гуманитариев. .
У МЕНЯ ЕСТЬ ВЫСШЕЕ, НО ДИПЛОМ В ДРУГОМ ГОРОДЕ/У БАБУШКИ/СЪЕЛА СОБАКА, ДО КАКОГО СРОКА НУЖЕН ЕГО ОРИГИНАЛ?
Вы можете прислать сканы всех страниц диплома (в хорошем качестве) на нашу электронную почту, если они у вас есть. Если нет, то при поступлении необходимо отдельно оговорить этот вопрос и указать кратчайшие сроки, в которые вы сможете предоставить необходимые документы.
МОЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ БЕЗ ДИПЛОМА О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ?
Обучаться на программе могут лица, имеющие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена или высшее образование, а также лица, получающие высшее образование. Если вы сейчас не являетесь студентом ВУЗа и Высшего образования у Вас нет, либо есть незаконченное Высшее в ВУЗе, где уже сейчас не учитесь, то на программу “Менеджмент игровых проектов” поступить нельзя.
ВАЖНО ЛИ КАКОЕ УЖЕ ЕСТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ТЕХНИЧЕСКОЕ ИЛИ ГУМАНИТАРНОЕ?
Не важно.
КАКИЕ НУЖНЫ НАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ?
Никаких специальных знаний для поступления не требуется. Программа построена таким образом, чтобы на ней могли учиться даже те, у кого нет опыта в игровой индустрии. Начальные знания по программированию, математике и другим областям деятельности будут полезны, но не обязательны. Все необходимые знания вы получите во время обучения.
ЕСЛИ НЕ ПОНРАВИТСЯ И Я В СЕРЕДИНЕ РЕШУ УЙТИ, ВЕРНУТ ЛИ ДЕНЬГИ ЗА НЕ ПРОЙДЕННУЮ ЧАСТЬ КУРСА?
При отчислении слушателя из НИУ ВШЭ ему не возвращается часть оплаты, пропорциональная части оказанной услуги до даты отчисления, остальная сумма будет возвращена.
ЕСТЬ ЛИ ДОМАШНИЕ РАБОТЫ?
Да, но у каждого преподавателя свои критерии оценки и сроки сдачи. Иногда домашние задания на задаются. Выполнение домашних заданий — это ответственность каждого слушателя, заставлять Вас выполнять их не будут, но выполнение поможет в успешной сдаче зачёта/экзамена, а также значительно повысит эффективность обучения для Вас. .
НУЖЕН ЛИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СВОЙ НОУТБУК? ЧТО ВООБЩЕ ПРИНОСИТЬ НА ЗАНЯТИЯ?
Все зависит от Вас: Вы можете приходить на лекции с ноутбуком, можете записывать за преподавателем от руки, а можете просто слушать и участвовать в обсуждениях. Как Вам удобнее. Презентации занятий и практические материалы в любом случае будут присылаться Вам по электронной почте. Практические занятия проходят в компьютерных классах, все необходимое предоставляется.
КАК МЫ БУДЕМ ИЗУЧАТЬ ЮНИТИ/ПРОТОТИПИРОВАНИЕ, ТОЛЬКО В ТЕОРИИ ИЛИ БУДУТ КОМПЬЮТЕРЫ?
Работать на Unity Вы будете в компьютерных классах. У нас на программе нет упора на программирование, но есть ряд практических занятий на разных предметах, направленных на то, чтобы Вы идеально понимали все технические аспекты разработки игр. Вместе с Unity будут разбираться и другие популярные игровые движки и технические решения, которые необходимо знать, работая в игровой индустрии.
В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ?
Образовательная программа ценна, прежде всего, своими преподавателями-практиками с многолетним опытом в игровой индустрии.
«Менеджмент игровых проектов» — это не просто курсы, это комплексная образовательная программа профессиональной переподготовки кадров для игровой индустрии, которая дает каждому слушателю возможность развить все ключевые компетенции для работы в должностях в качестве геймдизайнера или руководителя игрового проекта и даст навыки для создания собственных игр.
Все это уже на протяжении пяти лет помогает нашим выпускникам успешно трудоустраиваться в геймдев, и даже тем, кто на момент поступления не обладал никакими навыками и знаниями в области геймдева.
Вечерняя форма обучения позволяет совмещать обучение с работой.