Опыт Super Evil Megacorp: Пять уроков создания MOBA-игры для мобильных устройств Материал редакции


Времена, когда MOBA игры на PC называли «самым популярным жанром», уже позади – на игровой рынок ворвались онлайн-шутеры типа PUBG, Fortnite и Overwatch, а им в спину дышат коллекционные карточные игры. Однако «весьма популярным жанром» MOBA будет еще долго, поскольку в то время как отдельные проекты теряют игроков, сама уникальная концепция жанра сохраняет актуальность.

Сочетание стратегии, тактики и экономики, огромное разнообразие героев и способностей, огромное значение командного взаимодействия – все это выделяет «мобы» на фоне дуэльных и «каждый сам за себя» игр. В то же время эти игры доступны даже для слабых ПК, поскольку основное внимание уделяется не графике, а геймплею. Давайте вспомним и рассмотрим, какие есть лучшие игры MOBA.

League of Legends/DotA 2

Вы серьезно думали, что мы будем провоцировать комьюнити, расположив одну из этих игр под другой? Обе лучшие в своем жанре игры произошли от карты Defense of the Ancients для Warcraft 3, и, хотя за DotA 2 сохранилось оригинальное название, обе игры – достойные потомки великого предка.

За League of Legends – более международное и многочисленное сообщество, за DotA 2 – более эпичный киберспортивный размах. Донат в League of Legends более значительный, но в DotA 2 реже выходят крупные обновления. В League of Legends рейтинг измеряется цветом, в DotA 2 – циферками. В League of Legends много корейцев, в DotA 2 – русских.

Они сбалансированы между собой лучше, чем сбалансирован любой из их персонажей. Эти две игры – сестрички, а игроки должны быть между собой братьями… эх, кого мы обманываем.

League of LegendsDotA 2

DOTA 2

Идейный наследник одноименной карты для Warcraft и всего жанра MOBA. Больше сотни героев, как и в оригинальной карте, прекрасно сбалансированы. При равном уровне умений обеих сторон, именно так и формируются команды, ход боя может перемениться в любой момент и проигрывающая команда может победить, из-за одной ошибки противников.

SMITE

Нужно иметь титановые яйца, чтобы продвигать игру о битве богов с названием, в котором НЕТ слова «боги». Как же игроки поймут, что это про всяких зевсов и ганеш, если в названии непонятное и краткое SMITE («удар»)?

Однако Hi-Rez Studios показали свою игру ТАК, что поняли все. Они были первыми, кто вышел на рынок MOBA с игрой от третьего лица, и произвели настоящий фурор. И это при том, что, по сути, концепция не поменялась от слова вообще!

Получается, SMITE берет именно драйвом и сеттингом. Тем же пытались взять Heroes of the Storm, однако если HoTS больше зашел поклонникам игр Blizzard, которые хотели ощутить себя в роли любимых персонажей, SMITE дает реальное ощущение игры за бога (или, в отдельных случаях, полубога и монстра). Конечно, некоторые из них менее известны, чем греческие или скандинавские, но в этом есть свое очарование – познавать, хоть и косвенно, мифологию других народов. Но уж нашу Бабу-Ягу вы точно знаете.

Играть

Planet of Heroes

Planet of Heroes — MOBA 5v5

Price: To be announced

Planet of Heroes – это набирающая популярность MOBA с множеством особенностей. Игра включает в себя три режима сложности для боя с ИИ, элементы RPG, режим «3 на 3» и семиминутную продолжительность матчей. Кстати, это одна из немногих игр в этом жанре, в которой есть однопользовательская кампания.

Heroes of the Storm

Blizzard были бы не Blizzard, если бы не попытались отметиться на рынке MOBA. Персонажи из всех игровых вселенных компании, от древних Lost Vikings до Overwatch, стали появляться в новом для них мире под названием Нексус (что переводится, кстати, как «слияние»).

Геймплей решено было разнообразить различными заданиями: собери тут, активируй там, призови то, натрави на врагов это. А чтобы игроки не отвлекались от этих важных дел на подсчет опыта, ресурсы между всеми распределяются поровну. Истинный коммунизм!

Heroes of the Storm – пожалуй, самый недополучающий внимания онлайн-проект «близзов». Речь идет об игроках, разработчики-то стараются, но их коллеги из соседнего отдела на горе им смастерили Overwatch. В последнее время в HoTS появляются персонажи и карты именно из этой игры, чтобы внимание игроков немного перетянулось. Однако остается вопросом, что лучше: видоизменять и совершенствовать одну карту или клепать новые? Blizzard любят контент в чистом виде и поэтому выбрали второе, и они делают это хорошо, за что получают высокое место в списке… но не высшее. Все-таки опыт показывает, что игрокам нравится совершенствование вглубь, а не вширь.

Играть

Heroes of Order and Chaos

Цена: бесплатно с возможностью покупок в игре

Heroes of Order and Chaos- одна из самых новых MOBA. Игра неожиданно хороша, даже с учетом, что это продукт Gameloft. В ней огромная коллекция из 57 игровых героев. Кроме того, не используется энергетическая система. Это означает, что можно играть столько, сколько захочется. Классика жанра — матчи три на три, пять на пять, обновляемые герои, развлекательный режим и даже функция для комментариев кибер спорта. Здесь реально не к чему придраться. Добротная МОБА.

Battlerite

Battlerite – пожалуй, самая быстрая из представленных MOBA игр… и многие продолжают ставить ей это в укор. Но, видимо, не настолько многие, поскольку разработчики не собираются искусственно растягивать продолжительность матчей, а вот над матчмейкингом – самой сложной проблемой любой MOBA – работать будут.

Немного сбавить темп помогает другая особенность Battlerite: после уничтожения одним игроком другого время замедляется. В этот момент внимание настолько концентрируется на том, чтобы сделать фраг, что сориентироваться в пространстве после получения фрага довольно сложно. Замедление времени позволяет лучше оценить обстановку, а также балансирует общий быстрый ритм игры.

Играть

Heavy Metal Machines

Экстравагантные боевые машины, мощный хэви-метал и яркий постапокалиптический мир – такой набор предлагает игрокам Heavy Metal Machines. Это бесплатная МОБА-игра, вышедшая на ПК осенью 2018 года, стиль которой не только отходит от ставшего традиционным для жанра фэнтези-сеттинга, уступившего место постапокалипсису, но и приносит в игровой процесс ощутимые элементы гонок на выживание, разворачивающихся в разрушенном мире.

Вместо мудрых магов, бесстрашных воителей и прочих живых и мыслящих существ на аренах Heavy Metal Machines сражаются друг с другом бронированные машины, покрытые шипами и пестрыми рисунками. Все доступные тачки обладают уникальным вооружением и способностями. Понятно дело, что за рулем каждого авто находится яркий персонаж с интересной биографией.

Соревнования проходят в командном формате 4х4, где основная цель – загнать бомбу в ворота противника. В игре доступно огромное количество косметических предметов, позволяющих украсить и без того очень яркие и приятные для глаз машины.

Играть

Legendary Heroes

Это единственная моба для мобильных устройств, где есть компания, которую нужно пройти, чтобы получить доступ к онлайн-режиму, что очень странно. И хотя компания довольно увлекательна, проходить её нужно довольно долго, и до онлайн-режима можно просто не доиграть.

В игре всего 10 персонажей, графика средней паршивости, а анимация всех персонажей прям ну очень плавная, что вызывает некоторую долю тошноты.

Пройдя вступительную компанию, вы рискуете разочароваться. Так как из-за небольшого количества персонажей и возможностей прокачки оных, игра быстро приедается.

Prime World

Prime World обновляется регулярно, а вот морально немного устарела. Точнее, зависла во времени и пространстве, так и не сумев определиться, чем хочет быть. Позвольте напомнить, что жанр MOBA ответвился от классической стратегии в реальном времени (RTS), где нужно было строить и добывать, развиваться и воевать. Классическая MOBA (вы понимаете, о каких играх идет речь) полностью лишена первых двух аспектов, зато вторые два возведены в абсолют. Prime World, однако, решила воплотить все четыре.

Как догадываетесь, получилось не слишком феерично. Сама задумка хороша, и видно, что разработчики искренне скучают по RTS и не хотят, чтобы этот жанр канул в лету (а он после короткого возрождения интереса пару лет назад снова там оказался). Правда, они зачем-то еще добавили концепцию борьбы за территории из азиатских MMORPG и… мини-игры! Серьезно, кому придет в голову решать какие-нибудь пазлы посреди напряженного противостояния? Ответ, впрочем, в том, что напряженного противостояния-то и нет. Prime World больше остается похожей на стратегию, в которой друзья договорились «сначала развиться» и «слишком быстро не заканчивать». Однако, повторяем, большая стабильность и внимательность к игрокам все-таки заслуживает хотя бы не последнее место.

Играть

Многопользовательские боевые игры на арене, сокращенно называемые МОВА, в последнее время в моде. К успеху League of Legends и Dota 2 захотелось присоединиться многим разработчикам. Но что такое МОВА и почему они так популярны? А главное, почему столько разработчиков вдруг кинулись их делать?

Прежде чем мы постараемся объяснить причины нынешней популярности МОВА, давайте коротко взглянем на их историю. В 2003 году вышел мод к крайне успешной RTS Blizzard Entertainment – Warcraft III. Мод назывался Defense of the Ancients, сокращенно – DotA.

Со временем мод стал крайне популярен; по нему проводились соревнования во всем мире. Стартовой точкой жанра МОВА определенно можно назвать успех DotA, и большинство современных МОВА-игр вдохновлены именно этим модом.

В современных МОВА-играх обычно одна-две карты, основанные на оригинальной карте из DotA. В МОВА игрок управляет одним персонажем, но в процессе тот получает уровни и может развиваться. Обычно в МОВА изометрический вид сверху. На карте присутствуют две расположенные в противоположных углах базы, соединенные тремя дорожками. На каждой из последних – две-три башни, атакующие противников, и управляемые AI монстры, периодически помогающие командам уничтожать башни и, соответственно, вражеские базы. Обычно играют командами пять на пять, и побеждает та из них, что первой уничтожает базу противника. У игры есть множество других нюансов, но таковы основы.

Сегодня поклонники МОВА-игр могут выбрать любого персонажа на свой вкус. Есть damage dealer’ы, ассасины, мощные танки, способные принять на себя большой урон, лекари в качестве поддержки, грозные маги – и все промежуточные варианты. В обеих крупнейших МОВА-играх (League of Legends и Dota 2) более ста героев.

Поклонники МОВА соревнуются не только друг с другом: новые игроки, желающие обучиться, или те, кто хочет протестировать какую-нибудь стратегию, могут сразиться и с ботами. За прошедшее время было предпринято множество попыток сделать этих ботов как можно более человекоподобными. Иногда они застревают в деревьях, но в целом используют свои навыки, как живые игроки, покупают уместные предметы, общаются при помощи чата и пингуя друг друга и порой могут оказаться серьезными противниками.

Наиболее разумный ответ на вопрос, почему столько игроков заинтересовались МОВА, состоит в том, что большинство из них работают по модели free-to-play. В наше время, когда многие релизы стоят $60, почти удивительно, что человек может поиграть в тщательно проработанную, очень напряженную игру, не потратив почти ничего, кроме пары часов. Кроме того, многие любят играть с друзьями, и бесплатные командные МОВА в этом очень хороши: не приходится никого убеждать раскошелиться.

В 2010 году S2 Games выпустила МОВА под названием Heroes of Newerth, значительно вдохновленную оригинальной DotA. Бета-версия HoN была бесплатной и привлекла около трех миллионов активных пользователей, однако официальный релиз стоил около $30. Навесить на игру ценник оказалось неверным выбором, и в 2011 году S2 перевыпустила HoN как free-to-play-релиз. Остальной рынок научился на ошибке студии, и теперь большинство МОВА выходит по модели free-to-play.

Большая часть МОВА может по ней функционировать, потому что держится на микротранзакциях, позволяющих игрокам за небольшие суммы покупать игровые бонусы, косметические и прочие предметы. Valve даже позволяет игрокам создавать для Dota 2 предметы и получать часть прибыли, если те попадут в магазин. Предметы эти для игры вовсе не обязательны, но позволяют игрокам настраивать своих героев и проявлять индивидуальность. Кроме того, для любителей МОВА это хороший способ отблагодарить разработчика, ведь сама игра достается им бесплатно.

Модель free-to-play позволяет разработчику расширить аудиторию и дать шанс поиграть каждому. Кроме того, многие МОВА не слишком требовательны к видеокарте, так что запускаются даже на старых РС и неигровых ноутбуках. Поэтому насладиться ими может еще большее число людей – в том числе и те, кто не хочет собирать дорогую машину, необходимую для других игр. Если вспомнить, что у тех, кто всё же готов расщедриться, такая возможность есть – предметы в магазине, – получается ситуация, выигрышная для всех.

Несмотря на то, что МОВА работают по модели free-to-play, они приносят компаниям вроде Riot Games и Valve куда больше денег, чем вы можете вообразить. В качестве благодарности поклонникам компании вкладывают много сил в проведение профессиональных геймерских мероприятий, а также постоянно обновляют свои игры.

Riot Games выпустила свою MOBA, League of Legends, 27 октября 2009 года. Сейчас в нее ежедневно играют более 12 миллионов пользователей со всего света. Самая популярная карта League of Legends, Summoner’s Rift, изрядно напоминает оригинальную карту из DotA, но содержит множество дополнений и новых опций. Некоторые из поклонников League of Legends достигли такого мастерства, что превратили игру в свою профессию. За участие в чемпионате League Championship Series студия даже предлагает геймерам оплату, а победители получают призы на миллионы долларов.

В вопросе новых карт и героев Riot тоже опережает конкурентов. В большинстве МОВА карта только одна, а в League of Legends – несколько. Кроме традиционной Summoner’s Rift есть также карта для сражения три на три, Twisted Treeline, и новый режим, Dominion. Dominion подразумевает схватку пять на пять, но задача состоит не в том, чтобы уничтожить базу противника, а в том, чтобы захватить и удержать различные источники ресурсов. Этот режим куда энергичнее других и обычно рассматривается сам по себе.

Riot также выпустила карту All Random, All Middle, основанную на режиме из оригинальной DotA, где имелась лишь одна дорожка. Эта карта сумбурнее привычной, но иногда игрокам нужна именно смена темпа. Также недавно на соревновании All-Star Showdown в Шанхае Riot обнародовала карту Magma Chamber. Это карта для схватки один на один или два на два, где побеждает тот, кто первым убивает сотню монстров, уничтожает башню или проливает кровь врага (убивает обоих в битве два на два). Пока что карта не стала частью игры, но игрокам, кажется, нравится смотреть на то, как на ней схлестываются профессионалы, и не терпится попытать счастья самим.

Разработчик классических игр вроде Half-Life 2 и Portal, Valve, и сам попытался прикоснуться к МОВА-рынку, переосмыслив классику. Недавно студия выпустила Dota 2, больше года пребывавшую в стадии бета-версии и ставшую игрой, чаще всего запускаемой в Steam. В мае 2013-го года Valve заявила, что в Dota 2 одновременно играют более 300 000 пользователей. Теперь игра официально вышла по модели free-to-play, и число, конечно, возросло.

Соревновательно в Dota 2 играют на одной карте – улучшенной версии карты из оригинальной DotA. Но на праздники Valve выпускают дополнительные сезонные режимы. Первая сезонная карта вышла под Хэллоуин и называлась Diretide. Во время Diretide игроки собирали и крали у команды противника конфеты, а потом складывали их в корзинку. По прошествии двадцати минут побеждала команда, набравшая больше сладкого.

Другое праздничное событие в Dota 2 вышло в декабре и называлось The Greeviling («Отморожество» в русской версии). Во время него игрокам нужно было убивать конкретных монстров, гряволов, раскиданных по карте. Побеждала команда, первой одолевшая одиннадцать гряволов; кроме того, в этом режиме игрок сам мог превращаться в грявола, получая дополнительные способности. Во время этих событий игроки сумели добыть кучу косметических предметов, и вообще они приятно разбавили привычный ход игры.

Valve проводит не только игровые события, но и масштабный чемпионат по Dota 2 под названием The International. В этом году его приз стал крупнейшим в истории соревновательного гейминга и составил $2,6 млн. Профессиональные игроки в Dota 2 со всего света соревновались за право принять в нём участие; сам чемпионат прошел в Сиэтле, штат Вашингтон. Чтобы пуще прежнего повысить ажиотаж, Valve выпустила к чемпионату специальную интерактивную программу под названием The Dota 2 International Compendium.

Compendium позволяет игрокам голосовать в опросах и угадывать победителей отборочных матчей. Кроме того, покупая за $10 программу, они обзаводятся симпатичным игровым курьером, а четверть дохода идет прямиком в призовой фонд. Изначально тот составлял $1,6 млн, но Compendium купили столько желающих поддержать игру поклонников, что к фонду прибавился еще миллион, так что сумма вышла воистину впечатляющая – $2,6 млн.

Другие крупные разработчики тоже пытаются прикоснуться к МОВА-тренду. Hi-Rez Studios подошла к делу творчески, разработав МОВА от третьего лица под названием SMITE. Electronic Arts и WayStone работают над основанной на ресурсах МОВА Dawngate.

Warner. Bros. Interactive Entertainment продемонстрировала заинтересованность в этом сегменте рынка, издав две своих МОВА-игры, основанных на брендах Lord of the Rings и DC Comics. Guardians of Middle-Earth, разработанная Monolith и вышедшая на PSN и XBLA, позволила игрокам выступить в роли популярных героев «Властелина колец» и других персонажей Толкиена. WB также выпустит МОВА Infinite Crisis с героями DC Comics (сейчас игра находится в стадии закрытой беты). В числе прочих пользователи смогут побыть Бэтменом, Вандер Вумен, Зеленым Фонарем и Джокером.

Присоединиться к тренду хотят не только крупные разработчики. Многие студии, занятые мобильными играми, в том числе и гиганты вроде Zynga, сами пробуют МОВА. Zynga недавно выпустила Solstice Arena – скоростную МОВА, матчи в которой занимают 5–10 минут. Другие мобильные МОВА вроде Heroes of Order и Chaos предлагают стандартные получасовые бои, сильно напоминающие привычный РС-формат.

Trion Worlds недавно переквалифицировала свою RTS End of Nations в МОВА и заявила, что игра готовится стать следующим шагом в развитии жанра. Сейчас МОВА и так достаточно успешны, но студия пытается таким образом вдохнуть новую жизнь в старый проект.

Благодаря интересу разработчиков и поддержке поклонников сегодня МОВА-игры стали одним из ключевых жанров. Они уже чрезвычайно успешны, но разработчики предлагают всё новые оригинальные идеи, так что любопытно будет проследить за развитием МОВА в ближайшие годы. Сейчас же, если жанр вас заинтересовал, можно выбрать приглянувшуюся игру и поиграть в нее самому. Благо это бесплатно.

Автор: Ли Джексон

AirMech STRIKE

MOBA нового поколения, сочетающая привычные для жанра многопользовательские бои на арене с богатыми стратегическими возможностями. Игрок получает под контроль не только уникального героя (таковыми здесь выступают роботы-трансформеры), но и целую армию футуристических юнитов. То есть, привычные правила MOBA-игры в AirMech удачно дополнены полноценными возможностями RTS.

Визуально игра оставляет приятное впечатление. Хотя оригинал AirMech появился на консолях еще в 2014 году, современная версия для ПК была подвергнута заметным косметическим улучшениям. Сама стилистика выглядит очень ярко: десятки необычных механизированных юнитов, которых можно кастомизировать по своему усмотрению, множество разблокируемых скинов для мехов, плавная анимации и нескончаемый поток сочных боевых спецэффектов.

Играть

Rise of Legions

Бесплатная MOBA-игра, в чьей механике гармонично соединились принципы RTS и ККИ. Главная цель осталась без изменений – игрок должен добраться до базы противника, расположенной в противоположенном конце карты, и уничтожить ее. Перед началом игры он самостоятельно формирует колоду, представляющую собой юнитов и боевые заклинания, с помощью которых он и будет достигать поставленных целей.

Все доступные карты разделены на 3 фракции: Белый легион, использующий магию света с защитными и исцеляющими заклинаниями, в рядах которого состоят закованные в доспехи рыцари и меткие лучники; Зеленый легион, олицетворяющий собой силы природы с могучими энтами и шустрыми саженцами, чья магия предлагает долгосрочные эффекты исцеления и возможность обездвижить противника; Черный легион, позволяющий призывать тварей бездны, а также замораживать и ослаблять юнитов оппонента.

Играть

История

Предысторию жанра можно проследить к ранним стратегиям в реальном времени: так, Herzog Zwei (1989) содержала основные элементы, характерные для MOBA: игрок управлял одним «юнитом» на поле боя[6]. Игра 1998 года Future Cop: LAPD

также содержала «свободный режим», напоминающий
Herzog Zwei
[7][8]; схожим образом был организован игровой процесс Battle Engine Aquila (2003) — эти игры называют в числе предшественников MOBA[2].

В 1998 году была выпущена популярная стратегия в реальном времени StarCraft; компания-разработчик Blizzard Entertainment также выпустила редактор уровней StarEdit

, позволяющий пользователям создавать собственные карты для сражений в StarCraft. Одной из таких популярных пользовательских карт стала карта
Aeon of Strife
, созданная пользователем под псевдонимом
Aeon64
— «первая настоящая MOBA»[2]. Карта имела характерный для последующих игр жанра MOBA вид с тремя «линиями»; игрок управлял одним сильным героем из восьми на выбор, сражаясь против множества управляемых компьютером врагов. По сравнению с последующими MOBA, карта
Aeon of Strife
не давала возможности как-либо развивать персонажа в ходе игры, помимо увеличения показателей брони и оружия, и у героев отсутствовали особые способности[9][10].

Весной 2003 года Blizzard Entertainment выпустила Warcraft III: The Frozen Throne, дополнение к стратегии Warcraft III: Reign of Chaos, включающее в себя чрезвычайно развитый редактор уровней Warcraft III World Editor — это позволило создавать намного более сложные пользовательские карты и режимы игры, чем это было возможно в StarCraft. В середине 2003 года пользователь под псевдонимом Eul

опубликовал первую версию карты Defense of the Ancients (DotA). Карта
Eul
и её доработанные версии, такие как
Defense of the Ancients: Allstars
, приобрели огромную популярность, и вокруг них возникло большое сообщество поклонников: к 2009 году в
Defense of the Ancients
сыграло более 10 миллионов человек по всему миру[11]. Именно DotA заложила почву для возникновения множества подобных ей игр жанра, позднее обозначенного как MOBA[12][13].

Первой самостоятельной коммерческой игрой в этом жанре — не модификацией другой игры — стала Demigod (2009), разработанная Gas Powered Games[14][15]; игра, страдающая от многих технических проблем и пиратства, не сумела добиться коммерческого успеха[16]. Более успешными оказались другие игры, в большей или меньшей степени воспроизводящие игровую механику DotA, такие как League of Legends (2009) от Riot Games[17][18] или Heroes of Newerth от S2 Games (2010)[19][20]. В 2010 году компания Valve Corporation зарегистрировала слово «DOTA» как собственный товарный знак[21], позже анонсировав и выпустив игру Dota 2[22][23][24][25]. Компания Blizzard Entertainment, безуспешно оспаривавшая права Valve на товарный знак «DOTA»[26], выпустила собственную игру с персонажами из игр Diablo, Warcraft и StarCraft под названием Heroes of the Storm[27] (ранее «Blizzard DOTA»[28]).

В 2011 году компания Petroglyph Games выпустила собственную free-to-play игру Rise of Immortals

, позже перезапущенную под названием Battle for Graxia[29] В 2012 году компания Hi-Rez Studios выпустила игру Smite, использующую необычное положение камеры — за спиной персонажа, наподобие шутеров от третьего лица[30][31]. Игра Awesomenauts, также выпущенная в 2012 году, соединила элементы жанра MOBA с видом сбоку и геймплеем, характерным для двухмерного action-платформера[32].

Dungeon Hunter Champions

Мультиплатформенная MOBA, портированная на ПК с мобильных устройств. С этим связана главная особенность геймплея Dungeon Hunter Champions, которая, безусловно, придется по душе самым ленивым геймерам – автоматические бои. Конечно, можно обойтись и без него, если вам по душе бесконечный однообразный гринд.

Главный герой – призывать, способный призывать Чемпионов для участия в Вечном соревновании. Всего в Dungeon Hunter Champions доступно более двух сотен чемпионов – уникальных героев с собственным набором умений. Сражения могут проходить как против других игроков в формате 5х5 или 25х25, так и против рейдовых боссов.

Играть

Demigod

В Demigod умело сочетаются жанры RTS и RPG. Игрокам предстоит взять под управление местных полубогов, которые разделены на два лагеря: полководцы и ассасины. Первые ведут за собой армию юнитов, а вторые действуют самостоятельно, но они гораздо сильнее.

Геймплей стандартен для жанра: выбираем героя и отправляемся на арену крушить соперников и вражескую базу, попутно прокачивая характеристики персонажа и покупая новое снаряжение. Доступно 4 режима: Завоевание, Владычество (аналог Захват флага), Полное уничтожение и Крепость.

Купить

Art of War: Red Tides

В отличие от привычной MOBA, в Art of War: Red Tides нет героев со способностями. Вместо этого игрок берет роль командира, который постоянно отправляет войска на вражескую базу с целью уничтожить атакующие турели и главное строение.

Впечатляет, что в Art of War: Red Tides в одной битве могут столкнуться до 300 юнитов. Причем бойцы посетили этот мир из различных эпох и вселенных: есть мечники, арбалетчики, огнеметчики, монстры с магией, роботы и многие другие.

Бои часто похожи на то, что происходит в StarCraft. Разработчики не скрывают, что именно карта Desert Strike из этой серии и вдохновила их.

Купить

Оверхайп: топ-8 MOBA-шутеров

MOBA-шутеры, героические шутеры, FPS-MOBA — как ни назови, а смысл один: некие гибриды, возникшие в результате скрещивания оригинальной Dota и Team Fortress 2. Любите вы их или ненавидите, но вы должны признать: сейчас это самый актуальный жанр видеоигр. Во всём многообразии проектов попытаемся разобраться прямо сейчас.

Gigantic

В этой игре, пожалуй, самая мультяшная графика. Крипов и башен нет: две команды защищают два своих божества. Убийства и прочие полезные дела “заряжают” этих гигантских аватаров, после чего они отправляются биться друг с другом. Первый удар снимает непробиваемый щит — дальше уже дело за самими игроками. Игра до сих пор в бете, распространяться будет как free to play.

Battlecry

Концепция одной из студий Bethesda была весьма интересной. Наиболее серьёзная графика (кроме Paragon, конечно), кровь, насилие и расчленёнка. Персонажи одной из фракций были сильно похожи на солдат российской царской армии. Акцент делался на ближний бой, а единственный режим, который показали был захватом точек. Теперь у Bethesda появились “серьёзные опасения” по поводу проекта — может, обратили внимание на избыток МОВА на рынке?

Dirty Bomb

Жаль, что создатели Enemy Territory и Brink смогли повторить драйв былых проектов, но скатились в pay to win (плати за победу). В их условно новом творении грайнд на каждого персонажа занимает часов 6, а платиновая карточка снаряжения падает в 1 из 100 000 случаев. Богатенькие гриферы просто покупают себе платинового снайпера Василия, и рушат к чертям весь баланс. Dirty Bomb уже больше года находится в финальной открытой бете. Есть подозрение, что релиза не будет — как раз из-за сломанного баланса.

Paladins

Hi-Rez, вдохновившись успехом Smite, делает новую игру. Уехавшая за плечи камера в битвах древних богов была первым экспериментом: карты всё равно были плоскими, без вертикальности. В Paladins всё заточено под стрельбу от первого лица, так что будет ось X и ось Y, и даже Z. В остальном — классика жанра: захватываем точки, строим осадные орудия и доводим их в целости и сохранности до вражеской крепости. Новый проект сейчас бета-тестируется, но можно быть уверенным: Hi-Rez доведёт дело до конца. Как бы только фри ту плей всё не испортил.

Paragon

Вы надеялись поиграть в Unreal Tournament 2020, ну или хотя бы 2017-18? Не бывать тому! Гениальные маркетологи во многих крупных компаниях решили, что миру не хватает МОВА, и Epic — не исключение. По крайней мере, Paragon предложит наилучшую графику: Unreal Engine 4 во всей своей красе, и никаких комиксов или мультяшек. Epic реально прислушивается к коммьюнити: раньше казалось, что персонажи и NPC как бы увязли в болоте. В последнем патче скорость увеличили раза в полтора. Да, кстати, о болоте: модель распространения — фри ту плей. Выход — осенью.

Lawbreakers

Новая игра Клиффа Блежински, создателя Gears of War — так её обычно называют в СМИ. Рокет-джампы, пневматические крюки, джет-паки, локальная невесомость и даже гаджеты нулевой гравитации — здесь всё построено на стремительных перемещениях и вертикальности. Игру, скорее, можно назвать командным шутером, ведь здесь присутствуют именно классы, а не уникальные персонажи. Похищение батареи с вражеской базы — классический capture the flag, а не сопровождение медлительного пэйлоада. Но в наши дни принято всё подряд записывать в категорию МОВА, верно? Lawbreakers выйдет летом этого года. Никакого фри ту плей.

Battleborn

Только ленивый не знает о новом героическом шутере от создателей Borderlands. Тут есть классические элементы МОВА: можно нанять мобов (какой каламбур, а?) в джунглях, и нужно сопровождать гигантского робота на пути к неприятелю. В отличие от традиционных боевых арен, Battleborn может похвастаться ПВЕ с сюжетом и перманентной прокачкой, не сбрасывающейся между матчами. Все покупки — за внутриигровую валюту, pay to win и микротранзакций нет. За саму игру надо заплатить 2-4 тысячи рублей, зато потом можно быть относительно спокойным. Поиграть уже возможно — релиз был 3-го мая.

Overwatch

Поддадимся же всеобщему хайпу и возложим жертвы на алтарь огромных ожиданий! Уже 24 мая выйдет первое новое IP от Blizzard за последние 17 лет. Строго говоря, эта игра — и не МОВА вовсе. Джунглей нет, крипов нет, покупок и прокачки налету — тоже нет. Да, нужно сопровождать груз и захватывать точки, персонажи и их способности весьма разные, и всё построено на взаимодействии классов. Однако это было ещё в Team Fortress, то есть до того, как появился сам термин МОВА.

Честно говоря, от этого набившего оскомину термина начинаешь уставать — возникает путаница с League of Legends или Heroes of the Storm (ну хорошо: с Dota 2). Именно поэтому прогрессивные личности за рубежом придумали понятие “героический шутер”. Судя по бете, у Overwatch есть шансы носить это новое имя с гордостью. По крайней мере, Blizzard не попали в трясину фри ту плей, и это хороший знак.

Серия Mushroom Wars

Mushroom Wars выделяется в нашей подборке, но она подходит под описание MOBA (т. е. сочетание стратегии, тактики и экономики). Игрок отправится в Грибное королевство, в котором маленькие грибочки ведут нескончаемую войну между собой. Они объединились во фракции и пытаются сокрушить крепости соперников, в чем вы им и поможете.

Игроку предстоит направлять юнитов из одной базы в другую, таким образом, захватывая ее, а также позаботиться о защите своих владений. Сражения длятся 5 минут, но они переполнены действиями, поэтому геймер не заскучает ни на секунду. Милая с виду игра бросает настоящий вызов стратегам.

Mushroom WarsMushroom Wars 2

Awesomenauts

Попробуйте представить MOBA в двухмерной проекции. Не получилось? Тогда сыграйте в Awesomenauts и расширьте свое воображение! В этом динамичном платформере игроки в командах по 3 человека столкнутся друг с другом на разнообразных локациях будущего. Под управление игроку предлагают взять одного из наемников, который поведет в бой целую армию роботов.

Все элементы MOBA на месте: крипы, классы, модификации, турели, базы и тактические сражения. Правда, зависать над картой, как истинный стратег не получится, ведь Awesomenauts привносит в жанр очень быстрый геймплей платформера.

Играть

Panzar

Отечественная сессионная MMO — пример удачного сочетания ролевых элементов с жанрами онлайн экшен и MOBA. В игре четыре расы и восемь классов, каждому из которых отведена своя роль в сессионных командных сражениях.

Сеттинг — симбиоз Warhammer и Warcraft. Отличная графика, уровень динамичности битв зашкаливает, а разнообразие режимов и карт добавляет еще больше привлекательности.

Wide Cross

Разработчики Wide Cross постарались сделать свою MOBA как можно более проще, адаптировав управление, правила и интерфейс «для самых маленьких». И у них это получилось – освоить игру можно буквально с первых минут, что позволит моментально погрузиться в динамичный игровой процесс.

По геймплею Wide Cross представляет собой стандартную МОБА с башнями, крипами, базами и обилием героев. Бои, за счет упрощенного игрового процесса, получились очень короткими, и это большой плюс, ведь обычно один матч в DotA 2 или League of Legends длится по 40 минут.

Купить

MOBA игры

Как выбрать для себя MOBA игру и какие они бывают

Классической, серьезной, строгой и сложной оказалась DOTA, первая игра в жанре, перевоплотившаяся в DOTA 2 от студии Valve. Игровая карта здесь невероятно огромная, количество персонажей переваливает далеко за сотню, при этом у каждого есть собственная роль в команде и особенный внешний вид и умения. Игроки следят за своими врагами, расставляют факелы на карте, освещающие небольшой участок территории вокруг себя. Бойцы набирают опыта и денег, уничтожая монстров на пути к базе и в специальном лесу. Разнообразие игровых ситуаций, комбинаций героев и стратегий зашкаливает. Прибавьте к этому большое количество предметов, доступных игрокам для усиления своих персонажей и получите сложную, глубокую и невероятно захватывающую MOBA с миллионной аудиторией.

Многие разработчики сейчас предлагают свой взгляд на новый жанр, упрощая какие-то элементы оригинала или смешивая несколько жанров между собой, создавая нечто уникальное и интригующее. Теперь мы можем видеть сопротивление богов в Smite, где игроки управляют героями с видом от третьего лица, или Shards of War, которая напоминает изометрический Sci-fi онлайн шутер, а не классическую фэнтези MOBA.

На X4Games располагаются короткие, информативные обзоры на все популярные MOBA проекты, в которые вы можете поиграть уже сегодня. Вы сомневаетесь, уделять ли внимание той или иной появившейся MOBA? Прочтите наш обзор, просмотрите скриншоты игрового процесса, задайте интересующие вас вопросы и наслаждайтесь веселым и интересным жанром вместе с нами.

Heroes of Newerth

В самом начале своего развития Heroes of Newerth была практически полной копией «отца всех моб» — кастомной карты Defense of the Ancients в культовой стратегии Warcraft 3. В глобальном, стратегическом плане все так и остается. В частности, все ключевые элементы игровой карты и даже таймеры появления «крипов» полностью совпадают. Разумеется, за прошедшие годы и одна, и вторая MOBA претерпели множество изменений, а по количеству персонажей Heroes of Newerth и вовсе выбилась вперед всех остальных.

Вперед и по другим аспектам, понятно, мешает выбиться вторичность. Ну и, наверное, не слишком броское название (хотя сокращения читается очень даже ничего). Из интересного в Heroes of Newerth разве что казуальный режим, в котором игроки имеют курьера на старте и больший приток денег. Вот и все, дальше только сходства. Heroes of Newerth – образ того, какой сейчас была бы DotA, если бы не стала киберспортивной дисциплиной.

Играть

MOBA

MOBA-игры это разновидность онлайн-игр, в которых действие состоит исключительно из командных сессионных сражений с другими игроками на различных картах-аренах.

Аббревиатура так и расшифровывается — Multiplayer Online Battle Arena. В МОБА-игре как правило нет сюжета, хотя история мира и персонажей часто прописана впечатляюще (взять хотя бы DOTA 2 или HotS). Это можно объяснить тем, что многие MOBA не являются самостоятельными по своему сеттингу, а возникли на основе уже существовавших ранее игровых вселенных.

История жанра берёт свое начало с нескольких пользовательских карт, созданных в редакторах различных стратегических игр. Основные отличительные черты MOBA онлайн-игр сформировались в ходе развития карты для Warcraft III, которая называлась Defense of the Ancients. Впоследствии стали выходить и самостоятельные проекты.

В играх такого типа редко встречаются одиночные или кооперативные миссии, а если и встречаются, то как правило в небольшом количестве. Они призваны помочь игрокам отдохнуть от сражений друг с другом. Тем не менее, многие современные проекты могут похвастаться набором интересных режимов, рассчитанных на совместное прохождение.

Итак, МОБА — это смешение стратегии в реальном времени и ролевой игры. Правда при этом ролевая составляющая не касается сюжетных перипетий и отношений вашего персонажа с NPC или персонажами других игроков. В данном случае речь идёт вопросах прокачки героя, выборе оружия и артефактов. В этом смысле MOBA очень разнообразны: сотни героев и предметов порождают тысячи различных вариаций.

Как правило, в сражении участвуют две команды, каждая из которых имеет свою базу с главным зданием, казармами и защитными сооружениями. Кроме управляемых игроками персонажей, на карте присутствуют «крипы», которые движутся по определённым маршрутам от своей базы к базе противника, а также различные нейтральные персонажи и строения. Цель битвы — разрушить базу противника. Этого можно добиться различными способами: некоторые стратегии подразумевают большой урон по зданиям, а в других случаях целью становиться быстро убивать героев противника, чтобы они не могли препятствовать атакам на свои строения.

Играть в MOBA онлайн-игры — это отличный выбор для тех, кто любит командную игру: играя с соперниками высокого уровня невозможно добиться успеха в одиночку. Только грамотные тактические действия единомышленников, логичное (или напротив — неожиданное для противника) распределение ролей, вовремя принятые решения помогут вам победить. Однако в решающие моменты игры часто один игрок умелый игрок может склонить чашу весов на строну своей команды и получить заслуженное одобрение партнеров и визави.

Сражения в МОБА редко длятся более одного часа, что делает этот жанр идеальным для тех, кто не привык тратить на онлайн-развлечения много времени. Можно сыграть раунд-другой и спокойно заняться другими делами.

В этом разделе вы найдёте каталог MOBA-игр.

Strife

Уже несколько лет эта когда-то многообещающая MOBA провела без обновлений. О чем думали разработчики, остается загадкой, но игроков за это время они точно растеряли. Их внезапное возвращение из небытия – знак, что Strife еще может побороться за место хотя бы во втором эшелоне MOBA (к которому, кстати, принадлежат почти все игры этого списка, кроме первых позиций). Кстати, отзывы в Steam хоть и стали редкими, но остались крайне положительными: вестимо, народ ищет что-то новое… и может найти и скачать это в старом.

Strife обладает несколькими уникальными свойствами, которых даже у титанов жанра не найти. Во-первых, это ускоренная регенерация вне боя, что увеличивает зрелищность и ценность как побега, так и погони игроков друг за другом. Во-вторых, курьер (существо, доставляющее предметы) у каждого игрока свой, и он неуязвим. Это, конечно, делает игру более казуальной, но и возможности новые тоже открывает. Наконец, за каждым персонажем бегает питомец, и роль у него вовсе не декоративная. Впрочем, она и не боевая, но вполне себе вспомогательная.

Играть

Бонус

Некоторые из перечисленных выше MOBA доступны и на PC, и на консолях, но ни одна не играет на мобильных устройствах. Казалось бы, эта платформа вообще не приспособлена для этого жанра: слишком много взаимодействий, слишком быстрая нужна реакция. Но разработчики из Super Evil Megacorp решили иначе и доказали всему миру, что мобильная MOBA возможна, и наш топ MOBA игр без нее был бы неполным.

Самое важное, однако, то, что Vainglory – первая киберспортивная дисциплина на мобильной платформе. Да, турниры не столько широко освещаются и приносят победителям не столь много денег, но сам факт существования официального турнира заслуживает уважения.

Официальный сайт

Dota на Андроид: подборка лучших MOBA-игр

Компьютеры — не единственная платформа, где популярны мультиплеерные игры жанра MOBA. На Android и iOS такие командные сражения в стиле Dota 2 тоже собирают обширную аудиторию. А некоторые даже организуют турниры по мобильным MOBA-играм. Мы собрали лучших представителей жанра «Dota на Android» в этой статье.

Telegram-канал создателя Трешбокса про технологии

Vainglory 4.13.1 Android

Vainglory — одна из самых лучших и популярных MOBA-игр на мобильных платформах. Здесь сражения проводятся в формате 3×3, а режимов несколько — от короткой королевской битвы на 7 минут до серьезной командной «зарубы» на 25 минут. Героев тоже достаточно — их уже более 25. Присутствует ранговая система — свой аналог MMR-матчмейкинга из Dota 2.

Также игра отличается очень качественной графикой. Несмотря на это, Vainglory выдает хорошую производительность на большинстве актуальных устройств — все благодаря движку E.V.I.L. По игре Vainglory регулярно проводят турниры, поэтому можно даже попробовать стать мобильным киберспортсменом.

Call of Champions 1.0.6.0 Android 4.0 и выше

Если Vainglory является довольно большой и вариативной в плане тактик игрой, то Call of the Champions — это исключительно мобильное явление. Здесь нет ни крипов, ни предметов, но зато управление в Call of the Champions очень удобное и простое, а матчи короткие — в среднем 5 минут. Если ваш противник «ливнул», то он заменяется искусственным интеллектом, поэтому матч всегда можно доиграть и получить свои бонусы.

Прямо в игре есть режим зрителя — можно следить за интересными матчами. Также стоит отметить, что в Call of the Champions до сих пор нет русского языка. Если вы ищите серьезную и более-менее сложную MOBA, то это не ваш выбор, но зато Call of the Champions отлично подойдет для тех, кто не хочет «заморачиваться» долгими матчами.

Heroes of Order & Chaos Android

Известной студии Gameloft удалось создать одну из лучших мобильных MOBA для смартфонов и планшетов — Heroes of Order & Chaos. В ней присутствуют практически все классические механики: несколько линий с крипами, прокачка способностей и покупка предметов. Бои проводятся в двух режимах — 3×3 и 5×5. Для каждого предусмотрены свои карты, которые подходят под формат.

Всего в игре 60 героев. У каждого есть способности и свои тактики. Стоит отметить, что Heroes of Order & Chaos не сильно упрощена в плане геймплея. В игре много интересных стратегий, что в комбинации с большим количеством героев позволяет каждый раз придумывать что-то новое. Графика также на уровне. Для зрителей предусмотрен специальный режим слежения за матчами. Примечательно, что Heroes of Order & Chaos — одна из первых мобильных MOBA, поэтому база игроков в ней очень обширная и контента много.

Heroes of SoulCraft 2.0.1 Android 4.3 и выше

Игра Heroes of SoulCraft по своим концепциям и геймплею сильно похожу на предыдущую MOBA в этой подборке. Но только разработчикам этой игры не хватило ресурсов, чтобы полностью скопировать Heroes of Order & Chaos. Несмотря на это, игра все равно заслуживает внимания. В ней тоже есть два режима игры: матч на 5 минут в формате 3×3 и на 15 минут в формате 5×5.

Героев немного, как и карт для игры. Зато сами герои довольно разнообразны по дизайну и тактикам. Разработчики регулярно добавляют свежие функции и новый контент с обновлениями — по крайней мере игра поддерживается.

Ace of Arenas 2.0.8.0 Android 2.3 и выше

Игру Ace of Arenas можно отнести к тем немногим мобильным MOBA, которые сохранили традиционные механики жанра. Мобы, башни, несколько линий, разнообразные персонажи — все это можно найти в Ace of Arenas. При всем этом игра имеет довольно простое управление. Виртуальный джойстик, который отвечает за атаки, специально разделен на два действия — удар по мобам или по героям.

Формат сражений 5×5, но есть два режима — классический и аркадный. Последний чуть более упрощенный и быстрый — для тех, кто не хочет заморачиваться. Несколько карт реализованы в неплохой графике. Также есть соревновательная лига для тех, кто хочет играть на профессиональном уровне. Среди особенностей стоит отметить отображение страны, где находится игрок.

Clash Royale 3.2.4 Android 4.1 и выше

Если вы ищите чего-то сильно упрощенного, то обратите внимание на Clash Royale. Эта мобильная игра от создателей суперпопулярной Clash of Clans вобрала в себя основу механики MOBA и представила ее в новом обличье. Clash Royale создана исключительно для коротких стычек, чтобы скрасить несколько минут жизни пользователя.

Механика MOBA-игр здесь представлена в качестве оборонительных строений и пушек, которые нужно снести мобами, чтобы добраться до главного здания. Если уничтожить последнее, то игрок одержит победу. Управление полностью казуальное — мобами не нужно управлять. Достаточно задавать направление атаки. Каждый моб в Clash Royale — это коллекционная карта, которые можно покупать или добыть в сражениях.

Какая мобильная MOBA больше все нравится вам? А играете ли вы в них вообще?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: