Бандиты матерятся, Геральт матерится и рубит всех на куски, Талер матерится больше всех. Чародейки стонут, а в свободное от Геральта время плетут интриги. Чудища грызут всех, кто подвернётся под когтистую лапу и клыкастую пасть. Люди, зачастую, ведут себя хуже любого волколака. Игра рассчитана строго на взрослого игрока. Конец.
Ладно-ладно, шучу, обзор только начинается. Но это не умаляет правдивости вышеизложенных слов.
Кто ещё не читал, советую эту статью для понимания вселенной и происходящего в мире «Ведьмака»: Мир и персонажи Ведьмака.
Часть первая: «Ведьмак», 2007 год
В 2007 году польская студия «CD Projekt RED» выпустила свою первую игру – конечно же, это был «Ведьмак». История у игры была долгая и запутанная. Сначала хотели сделать главным героем совершенно постороннего ведьмака, да ещё и вооружить его, если память мне не изменяет, мечом и щитом. Но потом здравый смысл взял верх (хотя я подозреваю, что там был замешан Сапковский, который отвесил всем оздоровительных люлей). Так или иначе, но когда первая часть игры «Ведьмак» увидела мир, это была именно та игра, которую так ждали фанаты книг Сапковского. Как до выхода, так и после него, «Ведьмак» получил множество престижных наград. Как правило, его уверенно признавали лучшей РПГ для ПК (два года подряд: 2006 и 2007), лучшей РПГ года, уверенно вошла в десятку (а у кого и заняла 1-е место) лучших игр 2007 года.
Чем же был примечателен «Ведьмак»?
Во-первых, интересный и действительно закрученный сюжет, с очень неожиданной развязкой. Он то гармоничен и развивается неспешно, то несётся вскачь дикими темпами.
Ролевая система выполнена на высоком уровне. Отыгрыш Геральта не только возможен – он приветствуется. Множество интереснейших диалогов и ситуаций, как забавных, так и ужасных.
Графика для 2007 года была на очень приличном уровне. За основу был взят движок Aurora Engine, но котором была написана знаменитая «Neverwinter Nights». Хотя он и был переделан на добрых 80 %.
Все поклонники творчества Сапковского получили незабываемые впечатления. Мало того, что в игре полным-полно знакомых персонажей и локаций, так это ещё и продолжение приключений Геральта и компании. Не просто история по мотивам, а продолжение.
Музыкальное сопровождение было просто волшебным. Таким оно и осталось в последующих играх серии.
Игра была не линейна, и в зависимости от ваших поступков и выбора стороны, можно было прийти к разным концовкам, а также к различным отличающимся событиям в ходе игры. На то время это была редкость (да и сейчас не частое явление).
Были в игре и недостатки: малое количество снаряжения (особенно брони), однотипные НПС, долгое время загрузок (исправили дальнейшими патчами). Но это такие мелочи.
Игра стала знаковой, и открыла небольшой польской студии все дороги в игровой индустрии. Всем было ясно, что «Ведьмак 2» не за горами.
История становления герба
По мере изменения правящих династий, правителей в истории пиренейского княжества менялся и его официальный символ – герб. В Конституции Андорры указано, что герб страны является историческим.
1278 -1949 гг. Первый герб Андорры – трёхчастный. В верхней его части – епископский посох и митра, в нижней правой части – красные быки, в левой нижней – три столба. Фон верхней части – серебряный, а нижних двух – золотой. Имел французскую графскую корону над щитом французской формы.
1949-1960 гг. – посох и митра как знак власти епископа в этот период изображалась на гербе рядом. Герб стал четырёхчастный.
С 1960 г. – атрибуты епископской власти располагались отныне на испанской версии герба так: митра впереди, посох за ней – наклонен по диагонали в направлении из левого угла в правый. Во французской версии все осталось по-прежнему.
Часть вторая: «Ведьмак 2: Убийцы королей», 2012 год
Эту игру ждали очень долго, и поляки не разочаровали. Переработанная боевая система и графика, которая была очень требовательна к железу для своего времени.
Всё то хорошее, что было в первой части, перекочевало и сюда. Может быть, за исключением самобытности. «Ведьмак 2» хоть и прибавил лоску, но потерял что-то родное.
По части кровожадности боевой системы и любовных похождений, «Ведьмак 2» стал игрой для более взрослой аудитории.
В игру добавили большое количество оружия и брони, улучшили возможность крафта и многое другое. Несмотря на чувство, что игре стало чего-то не хватать, она на голову превзошла первую часть.
Не линейность вышла на новый уровень – теперь действия игрока ещё больше изменяют мир и сам игрой процесс. В конце первой главы можно выбрать сторону, и тем самым, получить сперва совершенно уникальную главу для каждой стороны, а затем и существенное влияние на остаток игры.
Можно было бы долго перечислять достоинства игры, но по большей части, это было бы перечисление качеств из первой части.
Геймеры наиграли десятки и сотни часов во втором «Ведьмаке», многие перепрошли первую часть, и стали с нетерпением ждать завершения серии.
Сказать, что эта игра растормошила игровое сообщество – всё равно, что скромно промолчать. Она наделала неслабого шороху ещё до премьеры – то ей заочно пророчили премию «Игра года», то высокопарно и пафосно называли «Одной из лучших РПГ за всю историю», и т.д. и т.п.
Разработчики щедро подкармливали мировую общественность первоклассными трейлерами и описанием игрового процесса. К слову сказать, на маркетинг было потрачено порядка 25 миллионов долларов. При том, что на саму разработку игры было потрачено 15 миллионов.
Забавно: я тут, кстати, слышал об игре для мобильных устройств, на которую упалили порядка 50 миллионов. Глядя на третьего Ведьмака, я пытался добавить к нему ещё четверть бюджета и ужать до мобильной версии. Фантазия мне отказала.
И наконец, 19 мая сего года мы наконец увидели долгожданного «Ведьмак 3: Дикая Охота». Оправдала ли она ожидания? Преумножила ли достижения предшественников в серии? Близка ли она по духу к книжному оригиналу? Самобытна ли игра? Как там у неё с графикой? И т.д. – вопросов было множество, и теперь уже можно на них ответить. Я уже прошёл основной сюжет и львиную часть дополнительных квестов, испытал все, или почти все, возможности, предоставленные разработчиками. Да и от многих багов уже помогли патчи. Давайте разбираться, что за игра получилась на выходе. Начнём с технической составляющей.
Графика в «Ведьмаке3» и требовательность к железу + на чём играть?
По сравнению с тем, что нам показывали на презентации, графику немного ужали. Не сказать, чтобы сильно, но есть такое дело.
Сделано это, конечно же, из-за консолей, а если конкретно – виновником оказался X-Box One. Разработчикам пришлось подстраиваться под её железо, и даже со всеми принятыми мерами, на ней иногда подглючивает.
Это критично? На мой взгляд, нет. Игрушка и так получилась очень привередливой к железу, особенно на максимальных настройках – только на самый топовых видеокартах играть. На консолях тоже идёт весьма не плохо (особенно на PS4), хотя графика там и похуже.
Несмотря на эту неприятность, картинка в игре просто отличная. Пейзажи великолепные, тени и освещение – вообще что-то с чем-то. Особенно порадовали лица. Разработчики сделали их несимметричными, и они воспринимаются как живые. Плюс мимика, эмоции… всё это воспринимается просто на ура.
В игре бешенное количество роликов и карт-сцен. И это очень круто. Я не удивлюсь, если кто-то вскоре смонтирует сюжетный фильм из этих роликов.
В игре отличная физика, но иногда с ней случается что-то странное – то враг после удара мечом улетает как будто его стукнул великан из Skyrim, то покойник в петле начинает вытворять не пойми что. Но к этому мы ещё вернёмся.
В целом, в техническом плане поляки из «CD Projekt RED» превзошли мои самые смелые ожидания. Ведь в их умении сделать качественный сюжет и вселенную, аутентичную книгам, мы уже убедились, а вот в техническом плане были некоторые подозрения. Как оказалось – зря.
Тактически правильно играть в «Ведьмак3: Дикая Охота» на ПК. Если же он не тянет, то можно использовать и консоль. Желательно, PS4.
Сюжетная завязка игры о ведьмаке
Легко догадаться, что события третьей части продолжают сюжет «Ведьмак 2: Убийцы королей». Наш Геральт наконец-то всё вспомнил, получил письмо от Йеннифэр, и отправился на встречу. Вот только, деревню, где они должны были встретиться, сожгли дотла. Да, на Севере идёт война. Нильфгаардские войска пересекли Яругу, и даже вплотную подобрались к Новиграду. В такой обстановке очень трудно искать Йен.
У неё, между тем, очень важные сведения – с Геральтом хочет поговорить император Нильфгаарда – Эмгыр вар Эмрейс. Цири, Дитя Предназначения, вернулась в этот мир, и её нужно найти. Геральт и Йенинфер знают её как никто другой – им и карты в руки.
Знай Белый Волк об этом раньше, давно занялся бы поисками, и никакие императоры ему для этого не нужны. Получив несколько наводок, Волк отправляется на поиски Ласточки.
Саму же Цири преследует Дикая Охота, и их намерения очень далеки от добрососедских (иномиряне как-никак). Так что, Цири нужно не только найти, но и защитить.
Предводители Дикой Охоты. По бокам генералы, по центру — Эридин, король Охоты
Атмосфера в новой игре от польской студии игроделов
Атмосфера просто божественная. Природа – почти родная. Временами кажется, что зарисовки делали где-то за городом. Причём, за твоим городом. То же касается и фольклора – всё такое родное, славянское, что почти на слезу пробивает.
В этой игре, в большей степени, чем в предыдущих играх серии, мы отыгрываем именно ведьмака. В перерывах между сюжетными заданиями, где мы ищем Цири и помогаем старым знакомым, можно брать заказы на монстров, расследовать загадочные происшествия, искать утерянные ценности ведьмачьих школ. И очень много общаемся и взаимодействуем с окружением.
Я и не вспомню, в какой игре за последние годы, было такое огромное количество диалогов. Ведьмак интересуется проблемами, предлагает помощь, жители сами подходят просят его о помощи. Много, очень много отлично написанных диалогов. Это классно.
Не стоит забывать, что «Ведьмак» как в книжном каноне, так и в игровом отражении – тёмное фэнтези. И чернухи здесь много. Много подлости, жестокости и просто жути. Это не «Dark Souls», где всё пропитано атмосферой безнадёжности, а игра всеми силами пытается избавиться от надоедливого игрока. Нет, игра красивая и красочная. Если сможете выбрать ракурс без висельников, разных тварей, орущих селянок, уродов, поджигающих чей-то дом, растерзанных зверьём тел и прочей жути – сможете сделать вполне мирный и очень красивый скриншот.
Подчёркиваю, ограничения по возрасту, введённые поляками – вполне обоснованы.
Запоминающиеся фишки «Ведьмака 3: Дикая Охота»
Мне очень запомнились расследования. Ведьмак получает какую-то зацепку, и идёт по следу в поисках новых улик, опрашивает свидетелей и делает выводы. Всё это поставлено очень здорово. Особенно классная в этом плане была история с Башней на Коломницах, куда нас посылает Кейра Мец (знакомая Геральта из книг, чародейка). Мы бродим по тёмной башне с фонарём в руках, и в его тусклом свете видим призраков, восстанавливает трагическую историю этого места. Попутно, шарахаясь от каждой тени.
Впрочем, в отличие от героев остальных хорроров, у Геральта есть серебряный меч. Так что, лучше сказать: «В хоррорах мы шарахаемся от каждой тени, а в «Ведьмаке» тени шарахаются от нас!». К слову, это один из лучших квестов во всей игре, и если вы двигаетесь только по сюжету, можете легко пропустить эту историю.
В этом, кстати, ещё одна фишка новой игры – зачастую, побочные квесты даже интереснее сюжетных. По крайней мере, они им не уступают. Вы можете припомнить что-то похожее? Здесь нет подай-принеси. Здесь нет обычных, предсказуемых заданий. Даже квест с чёртовой сковородой для бабушки оказался интереснее многих «крутых квестов» в иной популярной РПГ.
В части интересных, атмосферных и разнообразных квестов – «Ведьмак 3: Дикая Охота» с лёгкостью обходит всех возможных конкурентов, как минимум, за несколько последних лет. Я такой кайф могу припомнить только в парочке олдскульных проектов.
Особого внимания заслуживают тролли. Вы не представляете, какие они классные! Любая ситуация с троллем может пойти по 2-м путям: убить или договориться (всё таки они чудовища). Но они разумные чудовища, хоть и не шибко умные. Рекомендую всегда с ними договариваться – подраться здесь есть с кем, а таких забавных персонажей надо ценить.
Симуляция событий предыдущей части – это находка. Что-то похожее уже было в том же «Dragon Age: Инквизиция», но здесь разыграно куда лучше. Так что, в начальных настройка обязательно включаем симуляцию.
Уровни сложности – в Ведьмаке их 4. Первые 2 сложности я настоятельно не рекомендую – сильно просто, и это чертовски портит атмосферу. Высшая сложность «На смерть» — для тех, кто затёр вторую игру до дыр, и как следует сросся с тамошней боевой системой. Сложность требует вдумчивой игры и неторопливости. Если на 1-й и 2-й сложности можно замахиваться на квесты куда выше вашего уровня, то максимальная сложность за это жестоко карает.
Я рекомендую выбирать сложность «Боль и страдания». Несмотря на название, это и есть тот баланс, который позволяет получать от игры удовольствие. Если не забывать пользоваться всем арсеналом Геральта, и почаще накладывать знак «Квен».
Игра в игре
Как известно, в каждую часть «Ведьмака» добавляли какие-то игры или соревнования, которые вносили ещё больше разнообразия в игровой процесс. В первой части это были кулачные бои и кости, во второй – кости и армрестлинг. В новой игре нам предлагают всё те же кулачные бои и новую карточную игру гвинт.
Мало того, что квест с кулачными боями получился, мягко сказать, запоминающийся, так и гвинт займёт вас не на один час. Если вы поначалу не психанёте, и не забьёте на неё. Разработчики немного перемудрили, и правила вышли слегка мудрёные. После трёх-четырёх партий вы достаточно втянетесь, и игра пойдёт с интересом.
Здесь можно коллекционировать ценные карты для игры в гвинт, а также есть несколько квестов. Один из них даёт небезызвестный Золтан Хивай.
Персонажи в игре
Если бы я характеризовал их одним словом, это было бы слово – божественно.
Когда я впервые увидел Йеннифер, я понял, что именно такой я её и представлял по книгам. Просто идеально. И не только внешне, но и характером. Поиграйте и посмотрите – он передан идеально.
Трисс, сам Геральт и остальные персонажи тоже, как будто, сошли с книжных страниц. Лютик правда, на мой взгляд, слегка подкачал в плане одежды (его образ из второй игры мне понравился больше), но и такой образ имеет право на жизнь. Тем более, что характер передали, опять же , очень здорово.
В игре встречаются многие знакомые, как по книгам, так и по ранним играм: Вернан Роше, Бьянка, Дийкстра, допплер Дуду, Талер, Золтан, Лютик, ведьмаки школы Волка, Цири, Авалак’х, Кейра Мец, Филиппа Эйльхарт и многие-многие другие.
Геральту предстоит сделать нелёгкий выбор между двумя чародейками: Трисс Меригольд и Йеннифер из Венгерберга. Тут мнения и предпочтения геймеров разделились. Помимо простых «А я больше люблю брюнеток», здесь играет роль то, как игрок познакомился с миром Ведьмака – по книгам Сапковского или уже по играм? Фанаты Сапковского, как правило, без особых раздумий, выбирают Йен – потому что, так правильно, и она классная, хоть и стерва.
Ваши действия меняют мир, но он не вертится вокруг вас
Помимо многочисленных решений, которые вы принимаете на каждом углу (и многие из которых меняют/дополняют дальнейшие события), вы сможете принять несколько решений, которые сильно отразятся на игровом мире. Значимы даже ваши поступки, особенно, с Цири.
Обдумывайте свои решения, а ещё лучше, поступайте так, как поступил бы Геральт. Игра даёт такую возможность. При условии, что вы понимаете характер Геральта и предысторию многих событий, разумеется.
Хочешь беги, хочешь скачи, хочешь плавай и ныряй
В игре нельзя только летать. Игровой мир действительно огромен, и для его пересечения нам дают лошадь (Плотва, если что), также можно экспроприировать любою лодку, и бороздить речные и морские просторы уже на ней. А можно и без лодки.
Это значительно увеличивает свободу, и играть становится веселее.
Возможны конные бои, но в первое время выглядеть они будут крайне криво, по причине отсутствия у вас нужного скилла (не у игрового персонажа, а пока у вас руки не выпрямятся). Ещё можно сбрасывать всадников с лошади знаком Аард или пугать лошадей «Игни», заставляя тех становиться на дыбы, и сбрасывать верховых.
А ещё сирены умеют отрывать от лодки изрядные куски. Не знаю, могут ли они таким образом потопить лодку, но выглядит отлично – только успевай отгонять наглых летунов.
Баги, глюки и прочие неприятности и недоработки
Как речь заходит об открытом мире, мне лично сразу становится понятно, что в первой версии игры баги будет, и их будет много. Остаётся только надеяться, что «выдающиеся успехи» на этой ниве Готики 3 не будут переплюнуты. Спустя полгодика, конечно, игрушка стала вполне играбельной, но это не дело. Я до сих пор помню невидимые стены посреди локации и не убиваемых кабанов. Так что же с Ведьмаком 3?
Несмотря на хорошую современную физику, в игре подчас происходят непонятные вещи. Люди при ходьбе иногда неестественно высоко задирают ноги, лошадь временами ведёт себя на редкость неадекватно, а Геральт, слезая с Плотвы иногда столь забавно влезает её текстуры, что они напоминают кентавра.
Пару раз замечал, что НПС ходят по воздуху примерно в полуметре от земли. И оба раза это были краснолюды. Какая-то гиперкомпенсация по поводу роста, ей-богу.
Из-за открытого мира, текстуры домов иногда загружаются очень постепенно, прямо на твоих глазах. Генерация НПС иногда тоже запаздывает.
Отдельно вынесу скандальную локализацию
Сколько воплей и гневных тирад уже было адресовано локализаторам. Заслуженно или нет? Давайте разберёмся. Непредвзято.
Я спокойно и с большим удовольствие наиграл много часов на двух языках – русском и английском. Если кто не знает, именно английский язык – оригинал для этой игры. Хоть она и выпускается в Польше, но ориентирована на весь мир.
К оригинальному английскому у меня претензий нет вообще. Эмоциональность, тона и интонации – придраться не могу при всём желании.
В русскоязычной версии проблемы есть. Перевод меня устраивает – он хоть и разномастный (чувствуется, что работали разные переводчики), но в целом, неплохой.
Главная проблема подкралась к локализаторам в виде жесткого ограничения времени на реплики в английской версии. Вот и пришлось ужать озвучку. В некоторых моментах, где английскому языку хватило буквально пары-тройки слов, а русский растянулся на десяток-полтора слов, ускоренная озвучка действительно сильно режет слух.
Так что, единственный минус локализации – ускоренные реплики. Но минус довольно существенный.
Есть ещё несколько неприятностей, но они сейчас встречаются только на консолях – патчи для ПК выходят куда быстрее.
Цветовое решение герба
Цветовая гамма герба – классическая в геральдическом смысле. Самые часто использующиеся геральдические цвета присутствуют здесь и ограничены четырьмя оттенками, несмотря на вариативность гербовой символики:
- Золотой. Цвет выступает как фоновый в трех частях гербового щита, золотом обозначена также митра и посох. Это цвет власти, богатства, знатности, а также он обозначает справедливое правление соправителей – епископа и французских графов.
- Серебряный. Присутствует как вариативный цвет фона во французской версии, а также в испанском варианте герба служит цветом окантовки епископского головного убора – мирты. Серебро в геральдике – символ благородства, чистоты и правдивости.
- Красный. Выступает фоном в некоторых версиях герба, в этот цвет же окрашены полосы и коровы. Красный цвет в геральдике традиционно символизирует храбрость, мужество, силу и героизм.
- Лазоревый. Фоновый цвет во французском варианте для первого поля, а также цвет деталей на гербе графов Фуа, как части андоррского герба (рога, колокольчики коров). Согласно геральдическим нормам рога животного как вооружение допустимо изображать другим цветом, в данном случае у быков на гербовом знаке графов Фуа они синие. В сочетании с епископскими атрибутами (митра, посох) – этот цвет обозначает величие, честь, славу, преданность, искренность, безупречность, являясь еще символом неба.
Сочетаемость щитового фона и тона элементов каждой части герба позволяет говорить о гармоничности и согласованности цветов в целом, а именно: белый – золотой, лазоревый – золотой, золотой – красный.
Осада Лордерона
Предательство Альтерака позволило армии Орды добраться до стен Лордерона вновь, и началась долгая осада столицы. Войска Стромгарда отрезали Орду от Альтерака, не позволив получить подкрепление, и заключили в тюрьму Перенольда за измену. На битву с орками собралась вся армия Альянса Лордерона, но победить сперва их не удалось. В то же время Гул’дан вместе с кланами Сумеречного Молота и Бушующего Шторма направился к Гробнице Саргераса, чтобы, как он утверждал, заручиться помощью демонических сил. Оргрим с войсками Орды отправился в погоню за предателями, а Альянс использовать эту возможность, чтобы прогнать остатки орков из Лордерона. Роковому Молоту удалось поймать и уничтожить кланов-предателей с помощью красных драконов.