Хоррор Devotion удалили из Steam — причиной снова Винни-Пух, Си Цзиньпин и гнев Китая на политический подтекст


Valve открыла рынок Китая, но может его потерять

Население Китая составляет более полутора миллиардов человек — такого нет больше нигде в мире. Внушительным количеством граждан может также похвастаться Индия, но уровень жизни там на порядок ниже: у многих нет даже собственного унитаза — не то что консоли или ПК. Поэтому с точки зрения игровой индустрии настоящим Клондайком остаётся Китай, экономика которого за последние 15-20 лет выросла в несколько раз. Но беда в том, что границы этих золотых приисков по большей части закрыты для западных старателей. Google, YouTube, Facebook, Twitter, Uber, eBay — для многих российских обывателей все эти названия звучат привычно, а многие сервисы (за исключением, разве что, аукциона и такси) используются ежедневно. При этом в Поднебесной об этих компаниях представление весьма смутное.

Таковы “плюсы” командно-административной экономики: в любой момент можно запретить западные аналоги местных компаний практически без объяснения причин. “Китай прежде всего” — так мог бы ответить Си Цзиньпин Дональду Трампу. Понятно, что Baidu, Renren, Youkou и иже с ними подсмотрели свою бизнес-модель в США, но это уже никого не волнует.

“Мы построим Стену” — сказали китайские правители ещё за пару тысяч лет до 45-го президента США, и ведь построили же! Конечно, попытки преодолеть её были. Монгольским кочевникам периодически везло, чего не скажешь о крупных американских компаниях IT-сферы. Марк Цукерберг лично приезжал в Пекин, бегал марафон по задымлённой смогом площади Тяньаньмэнь, восторгался местными людьми, встречался с представителями правительства — и всё безрезультатно. Facebook по прежнему нельзя в Китай.

Поднебесная — специфический рынок. Не так давно эксперты считали, что игры там не будут продаваться вообще. Якобы, большинство китайских геймеров использует смартфон, на котором властвует free to play, и платить сразу (а не в ходе многочисленных микротранзакций) для них немыслимое дело.

Во многом это соответствует действительности, поэтому проникновение Valve в Китай можно считать великим подвигом. Начиналось всё с Dota 2, то есть всё же с free to play. Valve в сотрудничестве с Perfect World открыла китайский сервер знаменитой МОВА во второй половине 2013 г. Разумеется, аккаунт Dota должен быть привязан к Steam: пришлось китайским пользователям его устанавливать. Сначала прокатилась волна протестов — мол, нам навязывают зомби-софт, нам нужна только одна игра, а не очередная учётная запись! Но со временем, благодаря популярности Dota 2, все привыкли. Китай стал третьим крупнейшим регионом по количеству игроков.

На самом деле, Steam в Поднебесной очень повезло: на площадку не распространяются правила и нормы, действительные для всех остальных онлайн-магазинов. Это значит, что игры в китайском Steam публикуются, как в западном: при минимальном контроле Valve и без вмешательства властей. В результате в КНР появилась GTA V. В любом другом магазине её бы запретили. Один взмах банхаммера — и из китайского Windows Store исчезла Gears of War 4 (за чрезмерное насилие), и всемогущая Microsoft ничего не смогла с этим поделать.

А GTA V — тоже, прямо скажем, не моральный компас — до сих пор продаётся в китайском Steam, и объяснения этому не существует. Любители теорий заговоров утверждают, что у Perfect World есть связи в правительстве, при помощи которых китайская компания защищает своего западного партнёра. Но никаких доказательств, разумеется, нет.

Запретный плод сладок. Геймеры КНР стали понимать, что в Steam есть масса игр, которые чудом не запретили. Да и поклонники Dota 2 перестали просто жать Play на привычной МОВА, и начали исследовать незнакомую площадку. Второй игрой многих “дотеров” и стала GTA V. Вы сами понимаете, что такое Китай. Даже если неким продуктом заинтересовалась “небольшая группа лиц”, на самом деле это сотни тысяч человек. Valve признаёт: благодаря Китаю, Азия стала для компании наиболее динамично развивающимся регионом мира, показавшим прирост выручки аж на 500% всего за 2 года.

По данным SteamSpy, на сегодняшний день Китай занимает 2-е место в мире по количеству владельцев цифровых копий GTA V. Но на пути к такому успеху было три барьера: языковой и два финансовых. Всё три сокрушил лично Гейб Ньюэлл, который в ноябре 2015-го заявил: “Вот теперь воспринимаем Китай по настоящему серьёзно”. В Steam стали принимать китайский юань, причём адаптировали сразу 4 популярных метода оплаты: AliPay, Union Pay (крупнейшая национальная платёжная система), WeChat Pay и TenPay.

Второй финансовый барьер — ценовой. Valve славится своей грамотной региональной политикой, и игры для Китая сделали ровно в 2 раза дешевле, чем для США. В принципе, нечто похожее действует и на территории СНГ. Третий барьер — языковой. На странице в Steam стали указывать, есть ли поддержка китайского, а Valve попыталась донести до крупных западных издателей плюсы перевода. В результате субтитры и даже озвучка есть в новом Tomb Raider и Civilization VI, а Perfect World ударными темпами ведёт локализацию CS:GO.

Ну а в самом Steam Китай стал вторым крупнейшим регионом после США — 10 млн пользователей. Настоящая победа для Valve — увеличение среднего количества игр на аккаунте китайского геймера. Всего два года назад их было 2-3 (дайте предположить… неужели Dota 2, GTA V и CS:GO!?), а теперь уже 11. К словам господина Ньюэлла прислушались: не так давно была проведена распродажа, посвящённая китайскому лунному Новому году.

Среди лидеров продаж в Поднебесной — не только Left 4 Dead 2, Borderlands 2, Ark: Survival Evolved и Dead by Daylight, но и Don’t Starve, и Battleblock Theater. А это значит, что у китайских гурманов, помимо “крупняка”, есть вкус и к самым достойным представителям инди-сцены.

Но скоро вся эта кулинарная идиллия, приготовленная на пару, может быть разрушена. Конкурентом Steam и Valve выступит всемогущий Tencent. LoL уже успешно конкурирует с Dota — так почему бы не продвинуться вглубь территории врага? Китайская мегакорпорация запустила собственную игровую платформу, которая так и называется — Tencent Gaming Platform. TGP намеренно создавалась в качестве аналога Origin, uPlay или того же Steam.

Только у Steam, напомним, 10 млн пользователей в КНР, а у TGP — 180 млн. В 18 раз больше. Конечно, многие из них рубятся исключительно в League of Legends, и почти ни на что не отвлекаются. Но ведь может произойти просветление — так же, как это было с китайскими клиентами платформы Valve.

Тем более, что Tencent прилагает значительные усилия для приближения такого просветления. Один из примеров: компания не только сделала собственную локализацию Don’t Starve, но и попросила добавить в игру национальные костюмы. И эта улучшенная версия стоит в TGP даже дешевле, чем в Steam. В результате инди-игра на площадке Tencent разошлась более чем в 1 млн копий за пару недель.

Китайская компания заявила о том, что к концу текущего года количество игр сторонних разработчиков (то есть не Riot и не Supercell) в её магазине превысит 100 штук. Конечно, это пока не тысячи наименований в Steam, но начало положено. Кроме того, у Tencent есть 800 миллионов пользователей мессенджера WeChat, и ещё 900 млн — в QQ. Среди них игры будут активным образом продвигаться. Если регуляторы начнут поддерживать национальную Tencent, а власти Поднебесной перестанут закрывать глаза на некоторые “аморальные” товары в Steam, ситуация на рынке КНР может коренным образом поменяться. Разумеется, не в пользу Гейба Ньюэлла.

“Достижения заблокированы”: как от госрегулирования игр в Китае проиграли все, кроме Steam

Lesserguardian

Oct 25, 2020 · 5 min read

  • Примерно 30 миллионов жителей Китая играют в видеоигры, не одобренные властями для продажи в стране. Их покупают в Steam.
  • Китайские студии вынуждены использовать платформу в качестве “запасного аэродрома” — Пекин заморозил выдачу лицензий для новых игр.

Оригинал: Zhenping Huang. Steam forges ahead in China as domestic gaming industry squeezed by Beijing’s freeze on approvals

Объявив войну интернет-зависимости, детской близорукости и неподходящему контенту, Пекин строго взялся за видеоигры. Китайские власти в этом году ужесточили контроль их содержания, а затем заморозили процедуру лицензирования новых игр.

От этого шага компания Tencent Holdings (что-то вроде китайского аналога Mail.Ru — CVLH) потеряла $220 млрд от рыночной стоимости — шокирующий удар по интернет-гиганту, капитализация которого с 2004 года взлетала на 67 тысяч процентов. Неожиданно, но на фоне торговой и технологической войны Китая и США победителем из ситуации выходит именно американская компания.

Угадайте, какая?

В то время, как каждая видеоигра в Китае должна получить государственную лицензию, 30 миллионов пользователей пользуются сервисом Steam, где и покупают “запрещенку”. Официально торговая площадка компании Valve в КНР не поддерживается, но и не блокируется. Такая ситуация делает доступными игры, которые китайские регуляторы посчитали слишком жестокими или сексуализированными. Ту же GTA V, например.

Однако “серая” площадка стала спасением и для местных студий. С марта Пекин прекратил утверждать издание в стране новых видеоигр, и Steam вынужденно стал сервисом для их продажи в стране. И некоторые китайские игры уже соперничают в чартах с западными конкурентами. Например, инди-RPG The Scroll of Taiwu продалась в количестве более 800 000 копий с момента выхода в ранний доступ 21 сентября. Цена игры на родине — 58 юаней ($8,4), что означает, что Steam, взяв 30% комиссии, заработал не менее 13 млн юаней ($1,9 млн).

The Scroll of Taiwu не переведена на английский. На языке лаоваев дано только описание игры в Steam

“Steam сейчас находится в “серой зоне” в Китае, хотя регуляторы заблокировали функционирование сообществ внутри сервиса и требуют от Valve подчиняться их требованиям относительно содержимого магазина”, — рассказывает Дэниэл Ахмад, аналитик компании Niko Partners, специалист по азиатскому видеоигровому рынку. Он добавил, что благодаря большому количеству китайских пользователей Steam хорошие продажи может повлечь за собой даже локализованное для Китая название игры.

Представители Valve не ответили на письменную просьбу предоставить комментарий.

Чжен Цзе, 32-летний программист-любитель, чья команда выпустила The Scroll of Taiwu, признался, что издал игру в Steam, потому что площадка относительно мало требует от независимых студий. А также потому что он понятия не имеет, когда китайские власти возобновят выдачу лицензий: “Моей команде нужно было на что-то жить”.

Steam запустился в Китае в 2013 году, когда Valve издала многопользовательскую командную игру DOTA 2 в партнерстве с третьей по размеру китайской игровой компанией Perfect World. В 2020 году сервис стал еще популярнее благодаря “королевской битве” PlayerUnknown’s Battlegrounds (PUBG) от корейской Bluehole. Согласно оценкам Niko Partners, китайские игроки купили 15 миллионов копий игры.

Это совсем не та мобильная PUBG, что будет дальше по тексту!

Регистрация в Steam во всем мире — дело пары кликов, но есть нюанс: выбор страны проживания. От этого зависит язык приложения, валюта и методы оплаты. Пользователям Steam в Китае, например, разрешено платить с помощью WeChat и Alipay, двух самых популярных мобильных платежных систем в стране. Графа “страна проживания” автоматически привязывается к местоположению пользователя, поэтому для смены региона в магазине некоторые игроки используют VPN-сервисы.

По оценкам Niko Partners, сейчас более 30 млн китайских игроков зарегистрированы в Steam. Это в два с лишним раза больше, чем в прошлом году. По данным ежемесячного опроса Steam, по состоянию на сентябрь около 26% всех пользователей сервиса использовали упрощенный китайский в качестве языка по умолчанию. Больше в Steam только англоязычных игроков.

Новая главная аудитория видеоигр: к 2022 году в Китае количество игроков превысит 768 млн, а прибыль от них будет составлять $42 млрд в год. Полная статистика: https://goo.gl/EM8PZ8

Официально Steam находится среди сотен, если не тысяч, иностранных сайтов, которые запрещены в Китае — начиная от крупных новостных сервисов, таких как The New York Times, до социальных медиаплатформ, таких как Facebook и YouTube. В конце сентября в список добавили сервис игровых трансляций Twitch, который до этого неожиданно завоевал популярность в стране.

Рост подпольной популярности Steam среди независимых авторов подогревает и ситуация, в которую попали крупные китайские компании. Некоторые их популярные игры были отбракованы властями под предлогом негативного влияния на молодежь.

В связи с паузой в утверждении игр и реформированием регуляторов общий доход от игр китайских издателей в первом полугодии вырос всего на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $15 млрд. Это самый медленный темп роста за последние десять лет, согласно данным исследовательской фирмы CNG.

Компания Tencent, самый прибыльный игровой издатель в прошлом году, констатировала первый случай снижения прибыли с 2005 года во втором квартале. Одной из причин финансовых неприятностей называют остановку выдачи лицензий.

В прошлом году Tencent купила права на публикацию дико популярного в Китае PUBG и даже адаптировала игру в двух версиях для мобильных телефонов. Но издатель все еще ждет одобрения властей для запуска китайской ПК-версии PUBG, а две мобильные игры, выпущенные в январе и феврале, все еще нуждаются в лицензии, чтобы начать зарабатывать на них деньги.

Это совсем не та мобильная PUBG, что была выше!

Китайские регулирующие органы были недоступны для запросов — новые регуляторы еще не опубликовали контактную информацию (Весной 2018 года Национальное управление радио и телевидения, подчинявшееся правительству Китая, было расформировано. Его функции перешли Отделу пропаганды Центрального комитета Коммунистической партии Китая — CVLH).

Крупнейшим конкурентом Steam в Китае является платформа WeGame от Tencent, которая была запущена в сентябре прошлого года. Сейчас сервис предлагает для покупки около 270 игр (Steam — почти 1800). В августе WeGame пришлось удалить успешную ролевую игру Monster Hunter: World с платформы менее чем через неделю после запуска из-за “многочисленных” жалоб на контент игры.

Почему в китайских версиях игр нет скелетов, откуда в Final Fantasy XV столько любителей черного и что вообще пришлось поменять в игре, рассказывает канал Censored Gaming

Представитель Tencent не стал комментировать положение Steam в Китае, но заявил, что платформа WeGame “будет строго следовать соответствующим нормам, законам и правилам, выставляя игры в продажу только после утверждения”.

В Steam тоже изменился ряд вещей. Ранее в октябре китайские пользователи сообщили, что у них больше нет доступа к играм с рейтингом “Только для взрослых”, хотя Steam прекратил блокировать такой контент в других регионах. Китайский форум Steam также заблокирован с конца прошлого года.

Достаточно скоро ситуация изменится еще радикальнее. В июне Valve объявила о совместной с Perfect World работе над официальной китайской версией Steam. Спустя месяц Perfect World опубликовала вакансии в Steam China, включая роль старшего менеджера по цензуре контента. Пресс-секретарь Perfect World заявила, что компания пока не разглашает информацию о Steam China, а у сервиса еще не объявлена дата выхода.

Компания Valve, комментируя партнерство, заявила, что Steam China не будет иметь ничего общего с существующей платформой Steam. Но китайские игроки обеспокоены тем, что правительство запретит глобальную версию после запуска внутренней платформы. Если это произойдет, китайским игрокам, возможно, придется переходить на другие площадки. Или искать новые средства обхода запретов.

Cybervalhalla — это телеграм-канал о видеоиграх и как нам с ними жить. Подпишитесь на нас в Telegram или в VK. А если хотите поддержать нас еще сильнее, — то и на Patreon.

Китайский конкурент Steam от Tencent запустился по всему миру

Tencent

— китайская корпорация, которая считается самой крупной игровой компанией на планете. На родине у неё есть собственная площадка цифровой дистрибуции WeGame. Теперь этот магазин доступен по всему миру. Международную версию прозвали WeGame X. Что занятно,
Tencent
запустила её без фанфар: сообщения об общемировом запуске встречались ещё 3 апреля, но пресса обнаружила их только сейчас. Предполагается, что
Tencent
устроила тихую премьеру, потому что лончеру по сравнению с конкурентами предложить пока нечего, а усиленное продвижение начнётся с какими-нибудь интересными для геймеров событиями (может, даже эксклюзивами!). Страница клиента предупреждает, что площадка находится в раннем доступе.

На данный момент в каталоге WeGame X находится около 30 товаров, преимущественно от китайских разработчиков (причём некоторые названия даже не переведены!). Из более-менее известных игр в магазине Tencent

можно приобрести
ICEY
,
My Time at Portia
и
Kingdom Rush Frontiers
. Цены указаны в долларах и в целом совпадают с ценами для этих же игр в Steam.
Страница ICEY в WeGame X. Судя по отметкам на страницах игр, WeGame X поддерживает облачные сохранения, возврат средств, достижения и DLC. У площадки также есть отзывы от пользователей в духе Steam, поиск по тегам и покупки в подарок. Из миленьких деталей — магазин отдельно отмечает игры, в которых отсутствуют микротранзакции.
Некоторым из вас наверняка захочется сказать, что, мол, у WeGame X на запуске возможностей больше, чем сейчас есть у Epic Games Store, но сравнение будет несколько несправедливым: WeGame работает с 1 сентября 2017-го, то есть он старше лончера Epic

на полтора года.

Каталог игр в WeGame X явно будет расширяться: уже сейчас на главной странице магазина светят логотипами Deep Silver

,
Larian Studios
и
Hello Games
. Представитель
Tencent
в комментарии для сайта Abacus говорил, что через WeGame X корпорация надеется доносить творения китайских девелоперов до всего мира. Кроме того, у
Tencent
есть доли в
Riot Games
,
Epic Games
,
Ubisoft
и
Paradox Interactive
— возможно, корпорация воспользуется своим влиянием и запустит игры этих студий в WeGame X.

Говорят, у самих китайцев смешанные чувства по отношению к WeGame. С одной стороны, это площадка, созданная с учётом особенностей Китая. С другой стороны, WeGame подчиняется жёстким требованиям китайского правительства и обладает сравнительно небольшим каталогом, а по соседству есть Steam, у которого и игр в несколько раз больше, и правительство в его работу пока не вмешивается (во многом потому, что магазин Valve

в Китае запускается через «серую зону» без формального одобрения от государства).

Аналитики прогнозируют, что к 2023 году количество геймеров в Поднебесной достигнет 354 млн. человек, а оборот местного рынка видеоигр – $16 млрд.

Первая цифра больше всего населения США, вторая превосходит ВВП 90 различных стран мира. Китай часто воспринимают как соблазнительную, но изолированную от всего мира песочницу, где своя атмосфера и основные игроки. И это не совсем верная трактовка.

Более 24% пользователей Steam

в качестве языка используют упрощенный китайский, а на загрузку игр граждане КНР тратят огромные 40 петабайт ежедневно – больше, чем где-либо в мире. Официально магазин
Steam
даже не поддерживается в стране, однако уже бывали случаи, когда китайские игры без английской локализации попадали в ТОП главных бестселлеров. И хотя
Steam
также позволяет сыграть в запрещенные цензурой проекты, крупные западные издательства стремятся под нее подстроиться, чтобы официально попасть на столь прибыльный рынок.

Это начало новой эры, которая бросает вызов способности правительства контролировать доступ в разнообразный и переменчивый мир интерактивных развлечений.

Об истории ПК-гейминга Китая в двух словах

В то время как на Западе видеоигры развивались свободно (хотя бывали скандалы с требованиями запретить Mortal Kombat

,
Doom
или
GTA
), в Китае местные чиновники объявили индустрии настоящую войну. В июне 2000 года были запрещены аркадные автоматы и консоли. Дескать, те отрицательно влияют на умы молодого поколения. Поскольку мобильные игры тогда еще пребывали в зачаточном состоянии, на долгое время главным оплотом геймеров Китая стал ПК. Домашние компьютеры были дорогим удовольствием, поэтому для большинства оптимальным выбором стали интернет-кафе. Самым же популярным форматом стали ММО (многие были производства Южной Кореи) на базе free-to-play. Они были доступны для пользователя и приносили стабильный доход разработчикам. Фаворитами аудитории стали такие проекты

• League of Legends – негласный король МОВА и глобальный феномен, причем значительная часть его успеха проходится как раз на Китай, где в него играют сотни миллионов людей. В 2011 году создавшую ее студию Riot Games

приобрела китайская корпорация
Tencent
;

• Dungeon Fighter Online – многопользовательский битемап, который был впервые выпущен в Южной Корее в 2005 году, однако уже через два года Tencent

привезла его в Китай. Одна из самых популярных и кассовых игр в истории: общая база игроков оценивается в 600 млн. человек, суммарный доход за все время существования – почти $12 млрд. Несмотря на довольно серьезный возраст, она имеет по-прежнему имеет массу лояльных поклонников среди китайцев;

• Fantasy Westward Journey – разработка китайской компании NetEase, выпущенная в 2001 году. Со всеми продолжениями и мобильными спин-оффами имеет аудиторию в 310 млн. игроков по всему миру.

• CrossFire – если быть откровенным, то это клон Counter-Strike

от студии
SmileGate
. Однако оригиналу даже и не снился такой успех: 660 млн. игроков (в основном это китайцы и корейцы) и суммарный доход в $10 млрд.

Вполне возможно, что именно «клубная» культура позволила Китаю создать мощную киберспортивную сцену. Команды из Поднебесной часто увозят домой награды самых престижных состязаний. На долю eSports также приходится почти 41% всей выручки РС-игр страны в прошлом году.

Китай – настоящее Эльдорадо для всех создателей игр, особенно многопользовательских, однако попасть сюда не намного проще, чем отыскать мифический город.

Как работает китайская цензура

Для контроля обмена данных между КНР и внешним миром Коммунистическая партия создала масштабный брандмауэр (официальное название – «Золотой щит», неофициальное – «Великий китайский фаерволл»), который блокирует любой неподходящий контент. Поисковые алгоритмы Google

изменены, чтобы избегать оскорбительных результатов, популярные сервисы
Twitch
и
Wikipedia
под запретом. Иностранные фильмы не пускают в прокат или цензурируют. Что касается видеоигр, то на пути могут стать два фактора:

1) Запрет на иностранные инвестиции – законодательство страны запрещает иностранцам вкладываться в определенные сектора экономики, такие как телекоммуникации. Как следствие, иностранные компании не могут самостоятельно оперировать своими играми в Поднебесной и должны искать посредника из числа местных девелоперов. Они нередко выпускают отдельные версии, которые отличаются визуалом, монетизацией, а обновления к ним доходят гораздо позднее. Причем нахождение партнера – не гарантия выпуска. Проект еще должен пройти процедуру одобрения соответствующего регулирующего органа. Некоторые западные издатели описывают ее как «кошмарную», «бесконечную», «в духе Кафки» и «попыткой убить собственную индустрию».

2) Расплывчатые формулировки – игра не должна вредить общественной этике, культуре, традициям и конституции Китая. Звучит не очень конкретно, не правда ли? Также здесь нет аналогов ESRB/PEGI, каждый проект должен подходить для геймеров самого разного возраста. Tencent

пыталась добиться разрешения на монетизацию мобильной версии PUBG, но не преуспела. Тогда они сделали на ее основе абсурдно-патриотичный клон
Game for Peace
. В ней из ран игроков вместо крови идет излучение ярких вспышек света, погибшие бойцы весело машут на прощание, а победителем объявляется не один игрок, а целая пятерка.

Войны регуляторов и вариант Гейба

До недавних пор в Китае существовала юридическая путаница: за утверждение и лицензирование видеоигр отвечали сразу два разных ведомства: Министерство культуры (МОС) и Государственное управление по вопросам печати и публикаций для радио, кино и телевидения (SAPPRFT). Правительство четко не разграничило сферу ответственности каждой, но было принято считать, что МОС отвечает за мониторинг работы уже запущенных онлайн-игр, а SAPPRFT – одобряла выпуск новинок. Естественно, оба ведомства считали себя главными регулятором, что неизбежно приводило к конфликтам. Сильнее всего на себе это ощутила Blizzard

.

Весной 2009 года после четырех лет успешной работы WoW

студия решила прекратить сотрудничество с посредником The9 и передать поддержку китайской версии MMORPG в руки
NetEase
. Оба органа потребовали, чтобы
WoW
повторно прошла процедуру одобрения. Итогом бюрократических проволочек стало временное отключение серверов, их запуск, потом новое отключение, выплата штрафа и официальные извинения NetEase, после чего нормальная работа
WoW
была наконец-то восстановлена. Спустя восемь лет в правительстве таки решили разобраться с этой юридической коллизией и передать все полномочия по лицензированию одному органу с четкой юрисдикцией. Намерение благое, однако пока новый регулятор учреждался, на паузу был поставлен выпуск всех новых видеоигр. И если крупные компании без проблем пережили заморозку благодаря иностранным рынкам, независимым командам пришлось гораздо хуже.

Для них спасательным кругом стал уже упоминаемый Steam

. В прошлом в ТОП-10 магазина попал
Scroll of Taiwu,
хоть и не имел поддержку английского языка. Он разошелся тиражом в 1 млн. и стал одним из самых успешных представителей независимого китайского геймдева. Команда создателей рискнула пойти на такой шаг просто из желания выжить во время заморозки лицензирования. Стоит отметить, что многие инди-тайтлы из КНР не просто выживают в
Steam
, а даже процветают: Bloody Spell, Chinese Parents, Bright Memory.

Ситуация показала, что китайские геймеры готовы платить за видеоигры (ранее считалось, что без f2p к ним лучше не показываться). Магазинчик Гейба открыл им окно возможностей (чего только стоят распродажи) и они им воспользовались.

Правда, все может измениться коренным образом. В прошлом году Valve

заявила, что работает с
Perfect World
над
Steam China
– специальным клиентом, который будет полностью соответствовать законодательным требованиям. Его релиз может привести к отключению основного
Steam
, а значит 40 млн. китайцев потеряют доступ к нерегулируемым играм. Valve пока не опровергли, но и не подтвердили это предположение.

Итог

Существует много вопросов о том, что ожидает игровую индустрию Китая в будущем. Новый орган SAPP предлагает более прозрачные, но при этом более строгие правила одобрения. Если раньше запрет на демонстрацию крови можно было обойти сменой ее цвета на другой, то сейчас это уже не проходит. Кроме того, SAPP в отличие от предшественников подчиняется напрямую Департаменту пропаганды ЦК КПК, а это значит, что руководство страны серьезно относится к этой сфере развлечений.

Via: PCGamer
Читать другие статьи

Tencent запускает свой аналог Steam

]Tencent Holdings[/anchor], владеющая самым прибыльным бизнесом в области видеоигр, планирует реализовать глобальную версию платформы WeGame. Данный сервис запустили в Китае в 2020 году как аналог Steam, теперь же владелец хочет выйти за пределы Поднебесной. Делается это ради создания международного рынка для продажи китайских игровых проектов. В Tencent хотят, чтобы местные разработчики могли без особого труда выпускать свои интересные новинки и продавать их в Европе, США и прочих регионах.

Telegram-канал создателя Трешбокса про технологии

Глобальная версия WeGame пока что находится на стадии разработки. Вскоре она будет доступна для иностранных пользователей. Мы будем использовать её как платформу для вывода китайских игровых проектов за пределы локального рынка, — сообщили в Tencent.

Аналитики считают, что Tencent планирует через обновлённую версию WeGame распространять не только китайские игры от независимых разработчиков, но и крупные проекты известных зарубежных издателей. Все мы знаем, что Valve берёт определённую часть прибыли от продаж со всех разработчиков, которые продают свои игры в Steam. Если у WeGame процент будет ниже, либо студии получат какие-то привелегии, то совсем скоро мы увидим здесь ААА-продукты от Ubisoft, EA, Bethesda и так далее.

Помимо этого, не стоит забывать, что Tencent владеет значительными долями в Riot Games, Epic Games, Glu Mobile и Activision Blizzard. Вероятно, все новинки этих разработчиков тоже будут представлены на платформе WeGame. Именно по этой причине новый сервис и считают прямым конкурентом Steam, хотя на данный момент китайский аналог выглядит очень слабым. Крупные компании вроде EA уже продают свои новинки вне сервиса Valve. Если же на рынке появится ещё один сильный игрок, с более лояльным отношением к разработчикам, то у геймера появится неплохая альтернатива.

С другой стороны, говорить о скорой гибели игровой платформы Valve тоже не стоит. Сейчас на просторах Steam находится больше 20 тыс. продуктов. Новые правила относительно публикации проектов без контроля со стороны модераторов позволят быстро увеличить эту цифру. Кроме того, онлайн в размере 43 млн пользователей имеет свои преимущества. Геймеры покупают игры в Steam ради достижений, модов, большого сообщества, возможности играть вместе с друзьями на одних серверах, делиться скриншотами и писать комментарии на странице. У GOG тоже неплохой арсенал игровых новинок, но сервис так и не смог свергнуть платформу Гейба Ньюэлла с пьедестала. Получится ли у китайцев?

Китайские инди-разработчики обеспокоены тем, что у Steam появится отдельная версия для Китая

Steam доступен в Китае буквально через «серую зону»: у площадки нет необходимых разрешений от местного правительства, но и до блокировок дело каким-то чудом не дошло. Чтобы не дожидаться гнева гос чиновников, Valve

запускает в стране отдельную, полностью легальную версию Steam, но разработчикам из Китая это не нравится.

С девелоперами КНР на условиях анонимности поговорил корреспондент Gamer. Платформа Steam China должна обеспечить китайских игроков в компьютерные игры россыпью локальных улучшений вроде местных серверов и игр с переводами на китайский. С другой стороны, продавать там будут только лишь те продукты, которые добились одобрения от государства. Каталог международной версии Steam на данный момент составляет более 30 000 игр, а вот Steam China запустится лишь с 40 (если не меньше).

Но в Китае (государство в Восточной Азии

) расцветает инди-сцена — для неё Steam стал спасительной соломинкой, которая разрешает проскочить суровый правительственный ценз и продавать творения напрямую. И китайские инди не знают, как для них будет работать простой Steam после старта Steam China.

Китайские инди-разработчики обеспокоены тем, что у Steam появится отдельная версия для Китая0

Sands of Salzaar — свежайший инди-хит из Китая в Steam. В игре есть только упрощённый китайский, но вообще всего за месяц после релиза тираж достиг 200 000 копий. Valve
и её партнёры по Китаю из
Perfect World
конкретного ответа не дают. Лишь однажды представитель
Valve
обронил фразу, что, мол, для интернациональной версии Steam «ничего не изменится» — у китайских геймеров остается полный доступ к их библиотекам. Инди-девелоперов такой пространный ответ не успокаивает.

В промышленности КНР ходит слух, будто Valve

заставили создать «очищенный» альтернат Steam — иначе бы площадку запретили в стране полностью. Переход на Steam China может стать головной надоевшей болью для геймеров, но для инди-сцены это по-настоящему смертельная угроза: несколько собеседников PC Gamer говорят, что все независимые разработчики Китая способны заниматься видеоиграми исключительно благодаря Steam в его текущем виде.

Хотя на данный момент подробности о работе Steam China и будущем обыденного Steam неизвестны, китайские инди-девелоперы настроены весьма пессимистично, пишет PC Gamer.

Китайские инди-разработчики обеспокоены тем, что у Steam появится отдельная версия для Китая1

The Scroll Of Taiwu — ещё один инди-блокбастер в Steam, где есть только лишь китайский язык. Стартовал 21 сентября 2018-го, а уже 25 декабря 2018-го создатели отчитались о миллионе проданных копий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: