Морской шелковый путь как часть стратегии развития Китая

World of Warships

Игры про корабли

Warships скачать

Отличительной особенностью игрового продукта является многообразие морских средств. Геймер может увидеть и испытать на деле, как современные модели кораблей, так и модели времен Второй Мировой войны.

Морские онлайн-игры

Представляем небольшой список самых лучших и востребованных онлайн-игр про корабли и морские сражения. Мы включили в него проекты, связанные с управлением боевыми судами, в том числе фантастическими. Здесь вы сможете примерить на себя роль капитана времен Второй Мировой или астрального флибустьера. Каждая игра снабжена кратким анонсом, но если вы захотите узнать больше — перейдите на текстовый обзор, нажав на соответствующую кнопку.

War Thunder — симулятор боевой техники

Эта игра до недавнего времени сочетала в себе танковый и самолётный симуляторы. Но в конце 2020 года разработчики объявили о начале закрытого бета-теста боевых кораблей. Отличительной особенностью стало то, что в Вар Тандер будет как морская техника XX века, так и парусный флот. Поэтому при желании можно будет сражаться в том числе и во времена пиратов с Нельсоном, и в баталиях Второй Мировой.

World of Warships — от создателей WoT

Продолжает наш список онлайн-игр про боевые корабли самый молодой из проектов Wargaming. Начав с танкового экшена и продолжив экшеном самолётным, белорусская компания со временем дошла и до морской тематики. Что касается геймплея, то тут всё просто: это те же «танки», но с судами вместо наземной боевой техники. Проверенные технологии в новом сеттинге, одним словом.

Пираты: Штурм Небес — новинка 2020 года

В этой игре действия разворачиваются в фэнтезийной вселенной популярной русской игры Аллоды. И парусники рассекают не морские волны, а астральное пространство, разделяющее кусочки расколотого на части мира. Интереснейшая линейка техники, в которой наука тесно переплетается с магией, не оставит вас равнодушными. Качественный проект наверняка заинтересует даже самых искушённых геймеров.

Подборка лучших морских онлайн-игр на данный момент выглядит именно таким образом. Во всех этих проектах присутствует возможность управлять боевыми кораблями и сражаться с другими любителями подобной тематики. Именно сеттинг, связанный с водной стихией, и привлекает в этих играх в первую очередь. Многим хотелось бы примерить на себя роль отважного капитана, ведущего свой корабль навстречу приключениям и опасностям.

Среди игр про боевые корабли и морские сражения можно выделить два основных исторических периода: это эпоха флибустьеров и двадцатый век. В первом случае игрока ожидает полный романтики мир пиратов, где можно жить по своему усмотрению и заниматься чем угодно: торговлей, разбоем, поисками сокровищ или даже политикой. Тут царит разнообразие жанров — от РПГ до стратегии. Что касается 20 века, то здесь всё иначе. Эти проекты, как правило, представляют собой развитие идей action MMO. Так что тут почти всегда сессионные бои и чёткие задачи. Такие игры подойдут любителям танков и шутеров.

Но всё же есть и объединяющий момент. Это, конечно, корабли. Во всех приведённых в этом списке онлайн-играх вы сможете заниматься покупкой, постройкой, проектированием, модернизацией и обслуживанием боевых судов. Это важная часть геймплея для проектов морской тематики. Будьте готовы уделять внимание множеству различных аспектов: от боевого класса корабля, до выбора систем связи или орудий.

Если вам нравятся романы про корсаров или вы ценитель военной истории, то наверняка сможете найти у нас подходящую игру.

War Thunder

Играть

Игры про корабли часто заимствуют хронику исторических сражений времен Второй Мировой. Кроме сухопутных сражений, было множество и морских операций, отразившихся в игре War Thunder. Игровой процесс включает в себя выбор техники. Представлено большое многообразие моделей военных кораблей двадцатого века, есть бронетехника и самолеты.

корабль и тундра

Игрок сам решает за кого именно он хочет играть. Преимуществом игры является наличие карт – более 80. Сами документы представляют собой реальные копии карт времен Второй Мировой войны. Контент обновляется регулярно, появляются новые модели техники, карты, режимы.

США изменили свою военно-морскую стратегию

США изменили свою военно-морскую стратегию | Армейский вестник

  • ГЛАВНАЯ
  • Новости
  • Армия России
  • Армии мира
  • Обзоры
      Наземная техника
  • Авиация
  • Флот
  • Огнестрельное оружие
  • Холодное оружие
  • Военная экипировка
  • Травматическое оружие
  • Пневматическое оружие
  • Аналитика
  • ИСТОРИЯ
  • Горячие точки Операция в Сирии
  • Конфликт Ирана
    • ГЛАВНАЯ
    • Новости
    • Армия России
    • Армии мира
    • Обзоры
        Наземная техника
    • Авиация
    • Флот
    • Огнестрельное оружие
    • Холодное оружие
    • Военная экипировка
    • Травматическое оружие
    • Пневматическое оружие
  • Аналитика
  • ИСТОРИЯ
  • Горячие точки Операция в Сирии
  • Конфликт Ирана
  • АРМЕЙСКИЙ ВЕСТНИК Интернет-журнал об армии, вооружении и технике

    Главная Иностранные армии

    • Иностранные армии

    От

    Редактор

    12 мая, 2015

    3433

    Странное впечатление оставляет новая военно-морская стратегия Соединенных Штатов, обнародованная в середине марта этого года. Cooperative Strategy for 21st Century Seapower, то есть «Совместная стратегия морской мощи 21 века», имеет такое же название, что и другой основополагающий документ ВМС, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны США, принятый менее восьми лет назад – в октябре 2007 года (мы будем его именовать CS 21/07, а новый вариант – CS 21/15).

    Авторы не скрывают преемственности второй от первой. Подчеркивается, что «морская служба» по-прежнему – «передовая линия обороны Соединенных Штатов». В преамбуле нового документа «морской службы» (Sea Services), как принято сейчас называть три силовых компонента морской мощи США, прямо указывается, что Cooperative Strategy for 21st Century Seapower образца 2020 г. является «ревизией» аналогичного издания раннего выпуска.

    Что же потребовало перелицовки документа? – Перемены, быстро происходящие в мире. Нет, в новой стратегии не упоминаются ни провал многолетней американской и натовской операции против талибов в Афганистане, ни печальные последствия американского вмешательства в ливийские дела, ни образование террористического Исламского государства, которое стало следствием американской войны в Ираке и оказания Вашингтоном помощи сирийским сепаратистам. Зато речь идет о «непредсказуемости» ВМС Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) и «непрозрачности» целей их строительства.

    Разумеется, не забыта и Россия. «Модернизация российских Вооруженных Сил, незаконная аннексия Крыма, нынешняя военная агрессия на востоке Украины подчеркивают важность нашей обязанности обеспечивать европейскую безопасность и стабильность, – говорится в CS 21/15. – Государства-члены НАТО могут обеспечить длительную жизнеспособность альянса, лишь поддерживая военно-морские силы, отвечающие за безопасность европейских берегов».

    По сравнению с CS 21/07 резко изменился тон документа. Стратегия образца 2007 г. была в американской практике на редкость миролюбивым военным документом. Благосклонно разрешая любить себя, Вашингтон предлагал другим государствам выстраиваться ему в кильватер.

    Новая версия стратегии совсем иная. Помимо традиционных камланий по поводу «лидирующей роли Америки» в мире и ВМС США как важнейшей «опоры демократии», которыми новая стратегия чрезмерно и нарочито перенасыщена, следуют – директивные указания относительно жестких мер, требуемых для исправления положения. Так, теоретическое обоснование перспективного военно-морского строительства Соединенных Штатов превратилось в оперативный план, что, по идее, не свойственно такого рода документам.

    Почему так случилось? Для этого обратимся к истории трансформаций основополагающих стратегических концепций ВМС США в последние несколько десятилетий.

    В 1986 г. была официально принята «Морская стратегия» (Maritime Strategy) Соединенных Штатов – последняя эпохи холодной войны. В ней ставилась задача абсолютного доминирования ВМС США в морях и океанах. Для этого требовалось довести количество кораблей до 600 единиц, что обеспечивало превосходство над ВМФ СССР и его союзников по Варшавскому Договору.

    Тут следует уточнить, что подразумевают в США, когда говорят об этих единицах. Имеются в виду боевые надводные корабли и подводные лодки, а также большие десантные корабли (универсальные десантные, десантно-вертолетные, корабли-доки), суда комплексного снабжения и танкеры-заправщики океанской зоны Командования морских перевозок (КМП). Все прочие многочисленные вспомогательные суда и суда базового обслуживания, а также десантно-высадочные средства, малые патрульные катера, предназначенные для охраны акваторий баз и портов, в это число не включаются.

    Об этом надо помнить, поскольку в отечественной практике, когда говорят о корабельном составе, перечисляют все, что плавает – от стратегических атомных подводных лодок и авианесущих крейсеров до рейдовых катеров и нефтемусоросборщиков.

    Как водится, в «Морской стратегии-1986» упоминались и партнеры Вашингтона по военно-политическим блокам, но на их помощь американские адмиралы особенно не уповали. Хотя, если судить объективно, союзники США брали на себя выполнение значительной части задач противостояния на море, особенно по противоминной и противолодочной обороне, а также действий в прибрежной зоне.

    «Морская стратегия» не была реализована. В 1991 г. распался «главный враг Америки» – Советский Союз. Случилось это не благодаря американской военной мощи, а из-за экономического подрыва великой страны и бездарного политического руководства. Стало ясно, что и Соединенные Штаты по причине дефицита финансовых ресурсов не смогут «вытянуть» флот из 600 единиц.

    СССР рухнул. Его флот исчез из Мирового океана, однако глобализация стала выстраиваться отнюдь не по американским лекалам. Потребовалась новая доктрина войны на море.

    На рубеже нового века и нового тысячелетия появилась американская военно-морская стратегия «Морская мощь 21» (Sea Power 21). Ее постулаты озвучил тогдашний начальник военно-морских операций (главком ВМС) адмирал Вернон Кларк. Он заявил, что, опираясь на научно-технический потенциал Соединенных Штатов, в новой стратегии акцент с «войны на море», то есть против флота противника в океанской и дальней морской зонах, смещается к «войне с моря». Она подразумевает атаки целей в глубине территории враждебных США государств, уничтожение их стратегически важных объектов, штабов, пунктов управления и связи, «расчистку» плацдармов для морской пехоты и сухопутных войск.

    «Эскизное» воплощение стратегия «Морская мощь 21» нашла весной 2003 г., когда ВМС США обрушили на Ирак тысячи корабельных крылатых ракет и бомб авианосной авиации.

    Но новая стратегия так и не была официально принята, а вскоре была «разжалована» до ранга концепции, что не помешало воплощению многих ее положений в практику ВМС США. О них редко упоминается в CS 21/15, но они там, безусловно, присутствуют.

    «Морская мощь 21» опирается на три кита: «морской удар» (Sea Strike), «морской щит» (Sea Shield) и «морское базирование» (Sea Basing).

    «Морской удар» – главный инструмент доктрины «войны с моря». Массированное использование палубной авиации, а также крылатых ракет с надводных кораблей и подводных лодок против береговых объектов призвано сломить противодействие противника.

    ВМС США располагают и достаточно развернутой системой «морского базирования», включающей не только обширную сеть военно-морских баз по всему миру, но и суда материально-технического обеспечения флота и морской пехоты, находящиеся в отдаленных от родных берегов районах океана. Сейчас ведется строительство серии специальных плавбаз для обеспечения действий противоминных сил, спецназа, а в перспективе – и литоральных боевых кораблей, призванных действовать в прибрежной зоне противника.

    «Морской щит» должен обеспечивать благоприятную оперативную обстановку для сил «морского удара» и вторжения, то есть их противоракетную, противовоздушную, противолодочную и противоминную оборону в водах, непосредственно примыкающих к территории государств, которые США намереваются «наказать». После поступления на вооружение ракет SM-3 около 30 крейсеров и эсминцев американского флота получили возможность выполнять функции ПРО театра военных действий.

    И хотя ряд новаций, включая сетецентрические средства, внедренные командой Вернона Кларка и его сподвижников, были освоены американским флотом, «Морская мощь 21» оказалась для Соединенных Штатов слишком затратной затеей. Добиться абсолютного превосходства ВМС США в Мировом океане так и не удалось. Тем временем Нью-Йорк и Вашингтон подверглись атакам террористов. И огромная военная машина страны, включая и ВМС, не смогла защитить американцев от этой угрозы.

    Именно поэтому и появилась гораздо более «мягкая» «Совместная стратегия морской мощи 21 века» образца 2007 года. Ее назвали «совместной» не случайно. Во-первых, потому, что в ней были впервые доктринально оформлены совместные принципы действий ВМС, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны США как единых элементов «морской службы».

    Во-вторых, акцент, опять же впервые, делался на совместные действия американской «морской службы» с флотами и другими соответствующими подразделениями союзных и дружественных Америке государств. То есть де-факто Вашингтон признал, что в одиночку не может обеспечить защиту своих интересов и вообще безопасность в Мировом океане.

    Вдохновитель и один из главных авторов CS 21/07 – начальник военно-морских операций адмирал Майк Маллен, который ко времени обнародования «Совместной стратегии» уже занимал пост председателя комитета начальников штабов – высшую военную должность в Соединенных Штатах, выдвинул идею создания «флота 1000 кораблей демократических государств, дружественных Соединенным Штатам», и, разумеется, руководимого Вашингтоном.

    В соответствии с CS 21/07, «глобальная роль» Америки в мире должна обеспечиваться «передовым присутствием» (forward presence), то есть развертыванием сил ВМС в далеких от берегов США морях. Этот постулат не новый. Он нашел практическое воплощение сразу после Второй мировой войны, когда окончательно и бесповоротно была отброшена идеология «изоляционизма» еще столь популярная в США в 30-х годах прошлого века.

    Empire: Total War

    империя

    Empire: Total War – игра в жанре стратегии. Игрок должен разработать и реализовать сложную военную тактику в реалиях девятнадцатого века. Сам геймплей многообразен. В игре представлены различные страны и континенты, необходимо следить за жизнью на материках, доставлять необходимые грузы и участвовать в военных сражениях. Игроку необходимо следить за тем, чтобы контрабандисты или пираты не украли товары для материка, выбрать форму правления, нужно знать необходимые фракции. Следует помнить, что на морские сражения могут оказывать влияние погодные условия, поэтому нужно вырабатывать стратегию с учетом климата и погоды.

    GunFleet

    GunFleet – одна из самых популярных. В игре доступен выбор кораблей, разработанных в СССР, Германии, США и Японии. Представлены как современные модели, так и модели времен Первой и Второй Мировой. Персонаж может управлять крупным военным эсминцем или небольшим кораблем, целиться в противников, проводить крупные морские сражения. Геймер выбирает режим самостоятельно, создает отряды, выбирает игровую нацию. Можно устанавливать подводные бомбы, использовать торпеды и другие виды оружия. GunFleet регулярно дополняется и обновляется, расширяется выбор оружия, и появляются новые режимы.

    Steel Ocean

    steel игра на ПК

    Еще одной игрой, базирующейся на сражениях двадцатого века, является Steel Ocean. Помимо морской техники, разработчики отдали должное внимание подводной технике, влияющей на исход сражения. Субмарины могут оставлять бомбы, отслеживаться на карте и быть активным участником военных операций. В игру можно поиграть бесплатно, вся техника и дополнения предоставляются игрокам без дополнительных покупок. Представлено более сотни различных моделей, участвующих в сражениях, начиная от больших эсминцев и заканчивая небольшими военными кораблями, с размещенным на них оружием.

    Battlestations: Pacific

    пасифик

    Игры про корабли часто переносят геймера в Тихий океан, где разворачивались самые крупные морские сражения. Battlestations: Pacific не стала исключением. Игрок должен разработать стратегию ведения морского сражения с начала и до конца, выгодно разместить корабли. Это позволит либо повторить ход знаменитого поединка или изменит его. В Battlestations: Pacific нет одной четкой стратегии – все остается на усмотрение игрока. Есть разделение на исторические кампании, разыграть события с друзьями или попытаться пройти игру в одиночестве.

    Tempest

    Tempest – игра, имеющая открытый мир. Но это не является ее главным достоинством. Основным преимуществом является ее фэнтезийная составляющая. Игрок может встретиться с морскими драконами и другими подводными существами, желающими разрушить корабль и уничтожить команду. Игроку необходимо встречаться с торговцами, посещать трактиры, совершать набеги на колониальные города, грабить жителей. Tempest представляет собой хороший симулятор прошлого, процветающего пиратства и морской свободы. Фэнтезийная часть делает игру более интересной и увлекательной.

    Стратегия развития судостроения до 2035 года и океанский флот РФ

    С некоторых пор на нашем сайте была замечена интересная тенденция: ряд уважаемых авторов «ВО» провозгласил грядущий отказ ВМФ РФ от океанских амбиций и сосредоточение усилий на так называемом москитном флоте. В обоснование этой точке зрения приводился документ под названием «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 г.» (далее – «Стратегия»).

    Что ж, к счастью, сей документ не является секретным и открыт для скачивания и чтения всем желающим. Удивительно, но факт: ничто из изложенного в нем не наводит на размышления о грядущем приоритете «москитов»: более того, «Стратегия» прямо намекает на желание строить корабли океанского флота. Давайте разберемся, что же именно в «Стратегии» сказано о перспективах развития ВМФ РФ. Цитата №1:

    «В настоящее время в интересах обороны и безопасности государства российскими предприятиями осуществляется строительство: – атомных и неатомных подводных лодок; – многоцелевых кораблей (корветов и фрегатов); – сторожевых и пограничных кораблей; – десантных кораблей; – ракетных кораблей; – кораблей противоминной обороны (тральщиков); – различных специальных судов, аппаратов и судов обеспечения. При обновлении российского подводного флота упор делается на строительство многоцелевых и стратегических атомных подводных лодок. В надводном кораблестроении приоритет отдается созданию кораблей «москитного флота» (корабли малого водоизмещения, предназначенные для ведения боевых действий в прибрежных районах)».

    То есть «Стратегия» прямо говорит о том, что приоритет «москитному» флоту отдается сейчас, сегодня, и все те, кто интересуется состоянием современного ВМФ РФ, знают причины, по которым это произошло. Однако текущее описание ситуации никак не говорит о том, что мы будем придерживаться курса на «москитный» флот и впредь. Наоборот, «Стратегия» говорит:

    «Строительство серийных надводных кораблей (НК) и подводных лодок (ПЛ) по текущим проектам будет завершено к 2022 – 2025 годам. В этот же период будет начато создание головных надводных кораблей (в том числе дальней морской и океанской зон действия) и подводных лодок новых проектов».

    О чем это говорит? На сегодняшний день мы имеем в разных стадиях постройки и сдачи кораблей флоту (не считая МРК, катеров, и прочих ПДРК и плавсредств «от 80 тонн водоизмещением», которые наше МО так любит включать в отчетность о пополнении ВМФ РФ):

    РПКСН проекта 995А «Борей А» — 5 ед.; МАПЛ проекта 885 «Ясень-М» — 6 ед.; ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка» — 2 ед. (и еще 4 законтрактовано, причем с высокой долей вероятности эти ДЭПЛ действительно будут построены); ДЭПЛ проекта 677 «Лада» — 2 ед.; фрегатов проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — 4 ед.; корветов проекта 20380/20385/20386 – 5/2/1, а всего – 8 ед.; БДК проекта 114711 «Петр Моргунов» — 1 ед.

    В принципе, все они (или, по крайней мере – большая часть) действительно могут быть переданы флоту до 2025 г, и, по всей видимости, в дальнейшем Минсудпром готовится строить уже и корабли океанского флота. Какие?

    «В значительной степени эти корабли будут являться результатом эволюционного развития НК и ПЛ текущего поколения, что обеспечит преемственность технологической оснастки на заводах-строителях и снижение затрат в рамках полного жизненного цикла».

    Неясно, правда, является ли данный пункт пожеланием Минсудпрома, или же свершившимся фактом. Но в целом можно предположить, что и перспективный корвет (если он вообще будет), и фрегат (22350М), и ДЭПЛ (что-нибудь на основе «Лада») не будут представлять собой нечто, абсолютно отличное от того, чтобы строили до этого.

    Далее «Стратегия» сообщает о наличии трех сценариев развития судостроительной отрасли: какой из них «сработает», зависит от общего состояния экономики страны.

    Первый, и самый плачевный для нас вариант – консервативный, он предполагает стоимость барреля нефти на уровне 40 долл., рост ВВП в период 2018-2035 гг. – в среднем 1,2% в год, а курс доллара в 2035 г – 94,2 руб. В этом случае предполагается полный отказ… нет, не от всех крупных кораблей, но только от части их – строительство перспективных эсминцев и авианосца (точнее, морского авианесущего комплекса, или МАК) откладывается, до 2035 г. к нему приступать не будут. Но, строго говоря, даже в этом случае говорить о приоритете «москитного» флота в надводных силах, наверное, нельзя, так как мы продолжим строить РПКСН, МАПЛ и надводные корабли по фрегат включительно. А если называть вещи своими именами, то, пожалуй, и по эсминец, так как предварительные прикидки по фрегату 22350М довели его водоизмещение до 8 000 т., то есть это эсминец и есть. Правда, сроки закладки части этих кораблей могут быть сдвинуты за 2025 г, а до этого времени ограничимся достройкой только тех кораблей, которые уже были заложены – и, возможно, чем-то совсем немногочисленно-новым.

    Второй сценарий назван очень модным сегодня словом «инновационный». Ситуация в экономике предполагается куда как лучше консервативного – нефть по 60 долларов за баррель, средний рост ВВП 2% в год, курс доллара в 2035 г – 85,4 руб. Тут все намного лучше – уже в период 2018-2022 гг. следует ожидать интенсификации НИОКР по океанским кораблям и:

    «начало закупок головных и серийных перспективных образцов ВМТ (в т. ч. крупных НК дальней морской и океанской зоны действия) после 2020 г.».

    Третий сценарий называется целевым (или форсированным) – нефть по 75 долл/баррель, среднегодовой рост ВВП 3,4%, курс доллара в 2035 г – 77,2 руб. В этих обстоятельствах закладка океанских кораблей, так же, как и в предыдущем сценарии, должна начаться после 2020 г., но, очевидно, строительство будет несколько более крупносерийным.

    Не совсем понятно, но, вероятнее всего, в целевом, то есть, наиболее благоприятном сценарии, в период 2018-2035 гг. (в тексте документа указан 2018-2030 гг, но вероятнее всего, это опечатка), наша судостроительная промышленность должна построить для ВМФ РФ и на экспорт аж 533 корабля, судна и плавсредства водоизмещением свыше 80 тонн. Куда там американцам с их 300-корабельным флотом… Обольщаться, конечно, не стоит: следует понимать, что в период 2014-2017 гг. включительно по данным Национального института исследований Высшей Школы Экономики (да-да, той самой) таких кораблей и плавсредств мы построили 336 единиц. Было бы интересно, конечно, посмотреть, что же это за плавсредства такие, потому что у автора настоящей статьи давно уже возникло стойкое ощущение, что в данной статистике учитываются отдельно не только спасательные круги, но, пожалуй, уже и камбузные бачки…

    Но, как бы то ни было, следует признать, что «Стратегия» получилась весьма обнадеживающая – сегодня стоимость баррели нефти составляет 72,57 долл., и нет особых предпосылок к ее резкому падению в ближайшее время. Следовательно, в соответствии с документом, в период 2020-2022 гг. следует ожидать закладки первых океанских надводных кораблей и говорить о том, что страна окончательно отказалась о строительства океанской силы, ограничив себя малыми ракетными кораблями, нельзя. Разумеется, мы все очень хорошо помним то, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями, но все же подобные планы Минсудпрома в отношении военного кораблестроения выглядят вполне позитивно и не могут не радовать. Однако же «Стратегия» не ограничена одним только военным флотом, и в ней рассматриваются перспективы гражданского судостроения Российской Федерации. А там…

    Честно говоря, автор настоящей статьи весьма удивлен той откровенности, с которой «Стратегия» раскрывает положение с нашим гражданским флотом. Просто несколько цифр.

    За последние 30 лет объемы международной торговли выросли в 5 раз, при этом 85% ее объема осуществляется морским транспортом. Значение морского и речного транспорта РФ продолжает расти, «Стратегия» утверждает:

    «Динамика объема грузооборота российских портов в последние годы показывает устойчивый рост. Грузооборот морских портов России в 2016 г. составил 721,9 млн т. Прогнозируется, что к 2020 г. он достигнет уровня в 884 млн т, к 2025 – 995 млн т, к 2030 г. и на дальнейшую перспективу – около 1129 млн т».

    Это, конечно, замечательно, но… Для того, чтобы обеспечить этот грузооборот, нам необходимо до 2035 г. построить 1 470 грузовых судов дедвейтом 22,9 млн. т., при этом 1 069 судов должны заменить аналогичные корабли, которые по причине преклонного возраста будут списаны на металлолом, а 401 судно следует ввести в строй сверх того, что мы имеем сегодня. Но не нужно забывать и обеспечивающий флот – до 2035 г следует ввести в строй 1 600 таких судов, из которых 1 088 ед. пойдут на замену покидающих строй, а 512 ед. – на прирост относительно текущего количества. И это количество не включает в себя суда для обслуживания шельфовых месторождений, которых, по прикидкам Минсудпрома, нам до 2035 г понадобится построить еще 140 единиц. Кроме того, для удержания пассажиропотока на текущем уровне и обеспечения растущих нужд северного завоза, необходимо построить 42 морских пассажирских судна.

    Промысловый флот? Сегодня его численность превышает 2 000 судов, причем большинство из них эксплуатируется с большим превышением нормативного срока службы. Говоря по-простому, люди рискуют жизнью отправляясь в море на таких судах. И даже продолжив подобную практику, к 2035 г. у нас останется не более 240 промысловых судов, то есть для того, чтобы хотя бы удержать наш промысловый флот на текущем уровне, к 2035 г. нам следует построить порядка 1 800 таких судов.

    Научно-исследовательский флот сегодня составляет 79 единиц, средний возраст которых превышает 30 лет, а для обеспечения исследований, которые мы собираемся проводить, нам до 2035 г. понадобится еще 90 кораблей.

    Ледокольный флот – сегодня мы располагаем 6 атомными (из которых действующих только 4) и 30 дизельными ледоколами, причем все действующие «атомоходы» должны покинуть строй до 2025 г. Тут дела обстоят… нет, не так – могут обстоять относительно неплохо, так как мы в 2015-16 гг., ввели в строй 3 дизельных ледокола, а сейчас имеем еще 8 шт. в разных стадиях строительства. Но для того, чтобы наш ледокольный флот выполнил стоящие перед ним задачи, необходима постройка 3 атомных ледоколов по проекту 10510, пяти – по проекту 22220 и еще четырех ледоколов для вывоза СПГ и нефти через Обскую губу – причем семь из них следует ввести в строй до конца 2025 г., а их еще не закладывали…

    Речной флот… его полную численность, к сожалению, «Стратегия» не указывает, но сообщается, что в его составе имеется 11 855 судов, чей возраст превышает 20 лет. При этом средний возраст грузового речного судна составляет 36 лет! Речной пассажирский флот имеет в своем составе 658 судов, чей возраст превышает 20 лет, до 2030 г необходимо заменить более половины из них. Кроме того, есть круизные речные теплоходы (90 ед.) 50, из которых будут списаны в ближайшее десятилетие.

    Таким образом, мы видим, что потребность в гражданских, как речных, так и морских, у нас огромна – речь идет о многих тысячах единиц. И тут возникает два вопроса:

    1. «Стратегия» очень правильно рассуждает именно о количестве нужных нам кораблей, для обеспечения и развития существующего морского товарооборота. Но, помимо этого, интересно было бы знать – а способны ли наши судовладельцы оплатить приобретение всех этих транспортов, ролкеров, танкеров и сейнеров? То есть понятно, что у нас сейчас есть 2 000 рыболовных судов, понятно, что если их количество будет падать, то объемы лова рыбы начнут пропорционально снижаться. Но есть ли деньги у предприятий, содержащих эти суда, на приобретение новых сейнеров? Ведь если их нет, то никакая «Стратегия» Минсудпрома ничему не поможет – речь следует вести о стратегии поддержки рыболовецких предприятий.

    2. Насколько наши производственные мощности готовы к кардинальному обновлению парка гражданских судов? К сожалению, «Стратегия» прямо на этот вопрос не отвечает. Попробуем разобраться сами.

    Итак, все интересующиеся военно-морской тематикой прекрасно представляют себе, как медленно, с каким огромным скрипом и отставанием от графиков идет пополнение отечественного военно-морского флота новыми боевыми кораблями. Увы, «дно» нашим флотом еще не достигнуто — как минимум, на протяжении ближайшего десятилетия количество кораблей, выводимых из состава флота на утилизацию (или в резерв, что, по сути, является отсроченной утилизацией), будет превышать новые поступления. Излишне упоминать, что программа обновления ВМФ РФ согласно госпрограмме вооружений на 2011-2020 гг., была не просто провалена, а провалена с оглушительным треском. Иными словами – строительство военного флота идет ни шатко, ни валко. Но при все при этом «Стратегия» сообщает:

    «В последние 5 лет военная продукция составляла до 90% товарного выпуска предприятий. Объемы производства гражданской продукции остаются относительно невысокими и нестабильными».

    В общем, то, что получает в последние годы военный флот, следует охарактеризовать словами «очень мало» и «совершенно недостаточно», но гражданскому приходится довольствоваться 10% от вышеуказанного. Хотя, конечно, стоимость боевого корабля многократно выше, чем у того же транспортного судна равного водоизмещения, и неплохо было бы к стоимостным данным добавить еще и количественные, но тут «Стратегия» пасует – данных о производстве судостроительной отрасли в РФ за прошедшие годы почти нет. Попробуем обратиться к иным источникам.

    К сожалению, как выяснилось, данные, характеризующие наше гражданское судостроение, почему-то малодоступны. Но по данным агентства INFOline, за последние 7 лет, в период с 2011 по 2017 гг., мы ввели в строй гражданских судов (и плавсредств, конечно) тоннажем 1 977 тыс. тонн.

    Стратегия развития судостроения до 2035 года и океанский флот РФ

    Много это, или мало? С учетом того, что в 2008 г потребный тоннаж на период 2010-2015 гг. оценивался в 6 178,9 тыс. тонн. – очень немного. В последние три года мы не строим даже и по 200 тыс. гражданского тоннажа в год – (хотя, например, в 2012 г построили 515,9 тыс. тонн) – а нам одних только транспортных морских судов (не считая всех прочих) следует построить в ближайшие 18 лет – 22,9 млн. тонн, то есть нам нужно строить в среднем по 1 347 тыс. тонн одних только транспортных судов! Не считая ледоколов, промысловых и проч и проч.

    С речным флотом все еще хуже – для его восстановления нам нужно построить пять-шесть тысяч судов за ближайшие 18 лет, а за прошедшие семнадцать, в период с 2000 по 2020 г, мы осилили только 317 грузовых речных транспортов (это уже по данным «Стратегии).

    Итак, можно говорить о том, что наша отрасль гражданского судостроения находится в кризисном состоянии – перед нами стоят вызовы, на которые мы вряд ли сможем достойно ответить. График ввода в строй гражданского тоннажа неопровержимо свидетельствует о тяжелейшем ударе, полученном отраслью во время кризиса 2014 г., после которого она не оправилась и по сию пору, и близко не выйдя на докризисные показатели (свыше полумиллиона тонн дедвейта в 2013 г и менее 190 тыс. тонн в 2020 г.). Еще больше пугает то, что, вероятнее всего, данный кризис продиктован в том числе и отсутствием платежеспособного спроса на продукцию отрасли. То есть у нас есть огромный флот устаревающих транспортных и промысловых судов, но далеко не факт, что фирмы, их эксплуатирующие, располагают финансовыми ресурсами для возобновления этого флота. Опять же, следует обратить самое пристальное внимание на то, что при наличии отечественной отрасли многие компании предпочитают заказывать суда за рубежом. Так, например, весьма значимым событиями 2020 г стали:

    1. Спуск на воду траулера, изготовленного Inc. (Турция, Стамбул) по заказу ООО «Ненецкий рыбаксоюз» (Россия, Мурманск);

    2. Спуск на воду ледокола, изготовленного (Финляндия, Хельсинки) по заказу неизвестной российской компании;

    3. Закладка танкера , Ltd (Южная Корея, Сеул) по заказу ПАО «Совкомфлот” (Россия, Москва);

    4. Закладка газовоза Ltd. (Южная Корея, Сеул) по заказу ПАО «Совкомфлот” (Россия, Москва).

    Производственные мощности отечественных судостроительных предприятий нуждаются в серьезном обновлении и модернизации. С одной стороны, приятно отметить, что, как говорил один недоброй памяти генсек, «процесс пошел» – согласно «Стратегии», в последние годы доля основных средств, имеющих возраст менее 10 лет, неуклонно растет. Однако тут же «Стратегия» отмечает основные недостатки отечественных предприятий. Одним из основных является невозможность для большинства из них осуществление строительства кораблей крупноблочным способом: предприятия не располагают ни возможностью монтажа таких блоков, ни инфраструктурой для их транспортировки. Отмечается, что в полном объеме модульно-агрегатные методы применяются только при строительстве подводных лодок. Также отмечается устарелость станочного парка, малая доля станков с ЧПУ, слабость автоматизации и роботизации производства. Интересно, что информационные технологии у нас внедряются достаточно широко, но в связи с устарелостью станочного парка это не дает того эффекта, на который можно было бы рассчитывать. Отмечается, что ряд предприятий обладает уникальными технологиями (обработка и сварка титановых конструкций, оборудование для монтажа крупных сборочных единиц, измерительные и проверочные комплексы и др.), превосходящими мировой уровень по техническим характеристикам, но уступающие по степени механизации и автоматизации.

    Критическая ситуация сложилась в области качества комплектующих. «Стратегия» отмечает, что отечественные производители неконкурентоспособны практически по всему спектру судового комплектующего оборудования, при этом отмечается наибольшее отставание в производстве энергетического оборудования: дизельные двигатели, дизель-генераторы, газотурбинные двигатели и др., краны, вспомогательные механизмы, насосы, а также оборудования для нефтегазового сектора. Следствием столь прискорбного состояния наших производителей является то, что доля импортного комплектующего оборудования в наших гражданских судах составляет 70-90%. Еще хуже то, что:

    «Высокая степень использования импортных комплектующих и материалов характерна и для военного кораблестроения, особенно при строительстве надводных кораблей малого и среднего водоизмещения (до 80%)».

    «Стратегия» сообщает о том, что в настоящее время эту ситуацию пытаются исправить к лучшему – созданы и исполняются планы импортозамещения, в рамках которых определены перечни оборудования, подлежащего замещению в первую очередь, и, хотя прямо этого не сказано, планы эти осуществляются при поддержке государства (в том числе – финансовой). Кроме того, сейчас отрасль пытается повысить качество комплектующих путем создания совместных предприятий с ведущими производителями такого оборудования, но здесь, увы, каких-то конкретных достижений «Стратегия» не анонсирует.

    В целом же можно констатировать следующее. Наша судостроительная отрасль сегодня недозагружена – по данным «Стратегии», имеющиеся заказы загружают существующие производственные мощности на 50-60%, но при этом мы уступаем ведущим судостроителям мира в технологиях строительства кораблей, судов и их комплектующих. Подобное отставание ставит под большое сомнение нашу способность обеспечить воспроизводство нашего транспортного, промыслового, речного и иных флотов. Нам угрожает обвальное сокращение численности гражданского судостроения, по образцу и подобию военного, и это – крайне негативный сценарий для нашей экономики в целом. Так, например, сокращение промыслового флота приведет к снижению валового национального продукта, к банкротству ряда предприятий и пополнения его сотрудниками рядов безработных. В то же время потребность в их продукции (рыбе и морепродуктах) вызовет необходимость приобретать их за рубежом.

    Проблемы судостроения дополняют сложность судоремонтных предприятий. «Стратегия» прямо говорит, что отечественные эксплуатанты гражданского флота предпочитают ремонтировать суда за границей, поскольку наши судоремонтные центры (даже крупные) не могут конкурировать с иностранными. Отмечается сложность логистики запасных частей и оборудования (в том числе по причине недостаточно эффективных таможенных процедур), а также природно-климатические условия России, увеличивающие накладные расходы (на содержание капитальных зданий и сооружений, их отопление и т.д.). В качестве крупного недостатка «Стратегия» отмечает отсутствие у нас предложения по комплексному обслуживанию жизненного цикла судов – от их проектирования и строительства и до утилизации включительно.

    Единственный позитив, который автору настоящей статьи удалось увидеть – судя по тексту «Стратегии» нашему Минсудпрому очень хорошо видны проблемы, стоящие перед отечественным судостроением, и он не закрывает на них глаза, а пытается их решать, причем – решать системно. Насколько это у него получится, покажет будущее, а нам остается только пожелать его руководителям и специалистам удачи и надеяться на лучшее.

    The Pirate: Caribbean Hunt

    зе карибиан хант

    Игры про корабли часто перекликаются с тематикой Карибского моря. The Pirate: Caribbean Hunt полностью посвящена истории развития и процветания пиратства в Карибском регионе. Игроку предстоит ознакомиться с типовыми моделями кораблей прошлого, возглавить один из них, а затем и целую флотилию. Есть много разнообразных миссий, включающий в себя прокачивание навыков персонажа. Большой частью The Pirate: Caribbean Hunt являются именно морские сражения. Геймер должен разработать миссию и стратегию для своей команды, быть нацеленным на результат, грабежи и завоевания для того, чтобы успешно пройти игру.

    Как выиграть в игре Морской Бой

    В игре морской бой всегда есть элемент случайности, но его можно свести к минимуму. Прежде чем переходить непосредственно к поиску оптимальной стратегии, необходимо озвучить одну очевидную вещь: вероятность попасть по кораблю противника тем выше, чем меньше непроверенных клеток осталось на его поле, аналогично вероятность попадания по вашим кораблям тем ниже, чем больше непроверенных клеток осталось на вашем поле. Таким образом, для эффективной игры нужно научиться сразу двум вещам: оптимальной стрельбе по противнику и оптимальному своих размещению кораблей.

    В дальнейшем объяснении будут использоваться следующие обозначения:

    Как стрелять по кораблям противника

    Первым и самым очевидным правилом оптимальной стрельбы является следующее правило: не стрелять по клеткам непосредственно окружающим уничтоженный корабль противника.

    В соответствии с принятыми выше обозначениями, на рисунке жёлтым отмечены те клетки, по которым уже были произведены безуспешные выстрелы, красным отмечены клетки, выстрелы по которым закончились попаданием, а зелёным отмечены клетки, стрельба по которым не производилась, но можно гарантировано утверждать, что кораблей в них нет (кораблей там быть не может, т.к. по правилам игры корабли не могут соприкасаться).

    Из первого правила сразу вытекает второе: если вам удалось подбить вражеский корабль, необходимо сразу же его добить, чтобы как можно раньше получить список гарантировано свободных клеток.

    Третье правило вытекает из первых двух: необходимо в первую очередь пытаться подбить самые крупные корабли противника. Возможно, для вас это правило не очевидно, но если немного подумать, то можно легко заметить, что уничтожив вражеский линкор, мы в лучшем случае получим информацию сразу о 14 гарантировано свободных клетках, а уничтожив крейсер, всего о 12.

    Оптимальная стратегия стрельбы

    Т.о. оптимальную стратегию стрельбы можно свести к целенаправленному поиску и уничтожению самых крупных кораблей противника. К сожалению, сформулировать стратегию мало, необходимо предложить способ её реализации.

    Для начала давайте рассмотрим участок игрового поля размером 4 на 4 клетки. Если в рассматриваемом участке есть вражеский линкор, то его гарантировано можно подбить не более чем за 4 выстрела. Для этого надо стрелять так, чтобы на каждой горизонтали и вертикали было ровно по одной проверенной клетке. ниже представлены все варианты такой стрельбы (без учёта отражений и поворотов).

    Среди всех этих вариантов, оптимальными на поле 10 на 10 клеток являются только первые два варианта, гарантирующие попадание в линкор максимум за 24 выстрела.

    После того, как уничтожен вражеский линкор, необходимо начинать поиск крейсеров, а затем и эсминцев. При этом, как вы уже догадались, можно воспользоваться аналогичной методикой. Только теперь необходимо разбивать поле на квадраты со стороной в 3 и 2 клетки соответственно.

    Если при поиске линкора вы использовали вторую стратегию, то для поиска крейсеров и эсминцев вам необходимо стрелять по следующим полям (зелёным отмечены поля, по которым вы уже стреляли при поиске линкора):

    Для поиска катеров оптимальной стратегии не существует, поэтому в конце игры приходится опираться в основном на удачу.

    Последовательность лучших ходов для начала игры

    Если обратиться к математической теории, то можно построить карту вероятности размещения кораблей:

    Исходя из этой карты, последовательность «лучших ходов»

    при постоянных промахах выглядит так (см. рисунок):

    C1, J8, A8, H1, A4, J4, D10, G10, E1, D2, B3, A2, C9, B10, H9, I10, I7, J6, I5, H6, J2, I3, H4, G5, G2, F3, E4, B7, A6, B5, C6, C3, D4, D5, F6.

    Как расставить корабли

    Оптимальная стратегия размещения кораблей в некотором смысле обратна оптимальной стратегии стрельбы. При стрельбе, мы пытались найти самые крупные корабли, чтобы сократить количество клеток, которые нужно проверять, за счёт гарантировано свободных клеток. Значит, при размещении корабли надо ставить таким образом, чтобы в случае их потери минимизировать количество гарантировано свободных клеток. Как вы помните, линкор в центре поля открывает для противника сразу 14 полей, но линкор, стоящий в углу, открывает для противника всего 6 полей:

    Аналогично, крейсер, стоящий в углу, вместо 12 полей открывает всего 6. Т.о., разместив крупные корабли вдоль границы поля, вы оставляете больший простор для катеров. Т.к. стратегии для поиска катеров нет, противнику придётся стрелять наугад, и чем больше свободных полей у вас останется к моменту ловли катеров, тем тяжелее будет выиграть противнику.

    Ниже представлено три способа размещения крупных кораблей, которые оставляют большой простор для катеров (отмечено синим):

    Каждая из приведённых расстановок оставляет для катеров ровно 60 свободных клеток, а это значит, что вероятность случайно попасть в катер составляет 0,066. Для сравнения стоит привести случайную расстановку кораблей:

    При такой расстановке для катеров остаётся всего 21 клетка, а это значит, что вероятность попадания по катеру составляет уже 0,19, т.е. почти в 3 раза выше.

    В заключение хочу сказать, что не стоит проводить уж слишком много времени, играя в морской бой. Особенно хочу предостеречь вас от игры на лекциях. Когда я сидел в Ваби-Саби и играл в морской бой со своей девушкой, мимо прошла официантка и сказала, что она весьма неплохо играет, т.к. много практиковалась на парах. Кто знает, кем бы она работала, если бы в своё время слушала лекции?

    Battle Fleet 2

    флеат

    Battle Fleet 2 – увлекательная военная стратегия. Все действие происходит в открытом море, где разворачиваются сражения времен Второй Мировой. Игрок должен быть сосредоточен на сохранении целостности своего корабля, прорабатывать его конструирование, осуществлять полный контроль. Геймер сам будет выбирать интенсивность выстрела, прорабатывать мелкие детали судна и дистанцию, на которой будет находиться корабль. Представлены несколько миссий, свободная игра и историческая база, делающая Battle Fleet 2 увлекательной и интересной.

    Holdfast: Nations At War

    натионс оф вар

    Holdfast: Nations At War перенесет игрока в девятнадцатый век и позволит погрузиться в захватывающие Наполеоновские войны. В начале игры, геймер должен выбрать францию и участвовать как в сухопутных, так и в морских сражениях. Разработчики поместили большую историческую составляющую, описывающую сражения, оружия и корабли того периода времени. Игроку не только потребуется выработать правильную стратегию для завершения боя, но и тщательно изучить предложенную разработчиками информацию. Это позволит сделать правильный выбор и одержать победы в суровых исторических сражениях прошлого.

    Как достичь поставленной цели

    Ни для кого не секрет, что основа любого успеха – это знания, поэтому выбирая какой-либо проект не следует пропускать обучение, ведь только так вы сможете быстро и просто разобраться в тонкостях игрового процесса. Более того, таким образом, вы сможете сэкономить свое личное время, так как заранее разобравшись в морской игре на ПК, вы не будете допускать распространенных ошибок.

    В зависимости от того, какому варианту вы отдадите свое предпочтение, будет зависеть и обучение. К примеру, в крупных игровых проектах множество полезных обучающих материалов размещено на официальной странице. Перед тем, как приступить к игре, вы сможете узнать, какие режимы созданы в проекте, какая техника будет вам принадлежать, и какие миссии вам придется выполнять. Благодаря этому, вам будет легче понять, с чего именно начинать прохождение морской игры онлайн, и как правильно пользоваться доступными ресурсами.

    Все полученные знания вы сможете применять в сражениях, и одержать победу над соперником. На минимальных уровнях вы скорее всего будете сражаться не с реальными пользователями, а с ботами. Помните о том, что вам нужно будет определить страну и корабль, на котором вы будете сражаться. Для того, чтобы усовершенствовать свои навыки в играх про морские сражения на ПК, вы можете попробовать свои силы в бою с компьютером.

    Blackwake

    вейк

    Игры про корабли не только отражают исторические события, но и представляют игроку альтернативную версию сражений. В Blackwake геймер оказывается в круговороте событий, относящихся к пиратам в Карибском море. Придется изучить пиратскую терминологию, узнать о правилах ведения боя между пиратами и между военными кораблями, изучить и методы действий команды в сложных военных ситуациях. Игрок играет от первого лица. Важно помнить, что в Blackware большую роль играет авторитет командира среди пиратов, а команда должна безоговорочно слушать своего капитана.

    Обстрел кораблей по выверенной схеме

    • Обстрел буквой Х. В данной стратегии поиск кораблей стоит проводить от верхнего левого угла к нижнему правому по диагонали, не пропуская клеток. То же самое необходимо проводить и с другой стороной. Образовавшиеся точки являются основными, поскольку невозможно расположить все корабли, избегая этих зон.
    • Деление на секторы. Для применения данной стратегии необходимо условно разделить поле противника на одинаковые 4 части. Далее обстрел территории проводится либо по диагонали, либо в шахматном порядке. Подобный вид поиска кораблей нужно применить по оставшимся секторам. Представленный способ затрагивает основные клетки на поле.

    как выиграть в морской бой

    Хорошая стратегия для игры в морской бой может помочь лучше изучить правила и интересно провести время. Встретив достойного соперника, вы сможете получить настоящее удовольствие. Такое развлечение носит не только увеселительный характер, но и развивает стратегические и аналитические способности человека.

    Atlantic Fleet

    Недавно вышедший игровой продукт Atlantic Fleet уже успел покорить множество игроков. Основным преимуществом игры про корабли является ее историческая достоверность. Игрок может ознакомиться с военными картами и документами времен войны. Есть основная техническая информация о кораблях, представленных в игре. Обилие разнообразных миссий не даст игроку заскучать, присутствует редактор сценария. Для того, чтобы разработать и реализовать правильную стратегию, игроку необходимо будет изучить дополнительный материал. Это повлияет на прохождение и потребует от игрока концентрации, внимания.

    Maelstrom

    маел игра на ПК

    Maelstrom представляет собой уникальный игровой продукт, включающий фэнтезийную составляющую. В ней игроку представлена свобода выбор – сражения могут проводиться как между командами, так и между игровой командой и морскими существами, желающими разрушить корабль. Игроку важно следить за целостностью корабля, необходимым оружием, прокачивать навыки в сложных сражениях. Maelstrom имеет хорошую графику, достоверные сведения о кораблях, развитие персонажей. Игрок может проводить морские схватки с другими командами, чтобы отточить свои навыки и отправиться побеждать загадочных существ. Maelstrom уже завоевала большую популярность, благодаря уникальному сюжету и хорошей проработке деталей.

    War of Beach

    мультяшная игра про пляж

    War of Beach – необычная игра с мультяшной рисовкой. Игровой продукт был разработан и выпущен в жанре стратегии и представляет собой модернизированную версию популярной игры «морской бой». Разработчики постарались над визуальной составляющей, поэтому War of Beach выглядит яркой и привлекательной. Геймеру необходимо разрабатывать стратегию, размещать корабли и мины на поле, стараться подбить как можно больше вражеских кораблей. Помимо морских сражений, есть сухопутные сражения, захват новой территории, строительство объектов.

    Правила игры «Морской Бой»

    Существует множество вариантов морского боя, но мы с вами рассмотрим наиболее распространённый вариант со следующим набором кораблей:

    Все перечисленные корабли должны быть размещены на квадратном поле 10 на 10 клеток, при этом корабли не могут соприкасаться ни углами, ни сторонами. Самое игровое поле нумеруется сверху вниз, а вертикали помечаются русскими буквами от «А» до «К» (при этом буквы «Ё» и «Й» пропускают).

    Рядом рисуется вражеское поле аналогичного размера. При удачном выстреле по кораблю противника на соответствующей клетке вражеского поля ставится крестик и производится повторный выстрел, при неудачном выстреле в соответствующей клетке ставится точка, и ход переходит к противнику. Оптимальная стратегия

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: