Чья персона-то?
Началось все еще в прошлом веке, когда компания Atlus выпускала консольные РПГ Megami Tensei, основанные на серии романов «Digital Devil Story». Как правило, они концентрировались на борьбе с демонами, и распространялись сугубо в Японии. Persona же стала ответвлением для мирового рынка, где традиционное азиатское безумие было сведено до минимума. В центре истории были школьники, которые сражались против демонов. Для борьбы с ними они могли призвать в помощь своего внутреннего духа Персону.
Первой игрой, вышедшей для Plyastation 1, стала Shin Megami Tensei Persona, которая довольно успешно продалась во всем мире и сразу же обзавелась продолжением. Однако так как компания Atlus ориентировалась как на международный рынок, так и на сугубо японский, было выпущено две версии второй игры. Persona 2: Eternal Punishment вышла во всем мире, а вот в Persona 2: Innocent Sin играли только японцы.
Популярность на западе была большой, поэтому серия полностью отделилась от вселенной Megami Tensei в последующих играх. Поэтому стоит разграничивать первую, вторую часть с остальными Persona играми. Отличаются они кардинально, как по визуалу, так и по геймплею.
Первые две игры – это комплексные пошаговые РПГ, которые истинные фанаты считают каноном. При этом, только благодаря третьей части серия стала такой, какой ее знают по всему миру – игрой с элементами повседневности в геймплее.
Читайте также
- Видеоигры
- Игры
Valkyria Chronicles 4 хуже, чем одноимённая игра десятилетней давности
- Видеоигры
- Игры
Final Fantasy XII: The Zodiac Age: игра, опередившая время
- Видеоигры
- Игры
Final Fantasy 7, Resident Evil 3, Gears Tactics и другие. Семь главных игр апреля
Симулятор школьника мракоборца
Игру условно можно поделить на две части: повседневная жизнь японского школьника, который ходит в кружки, на уроки, подработку или свидания, а ночью он становится героем, и при помощи своей Персоны сражается со злом вместе с командой других героев. Все части игры объединяет общая вселенная, но каждая новая игра рассказывает разные полноценные истории о подростках. Поэтому, начинать играть можно с любой части.
Зачастую герои не пересекаются за исключением разных фансервисных моментов. Так повелось, что после каждой новой части разработчик выпускает разные дополнения в виде незамысловатых мини-игр, как например симулятор танцев, в котором могут встретиться персонажи из разных частей. Но они сделаны лишь для фанатов, которые просто хотят побольше побыть со своими любимыми героями, но какой-то ценности для лора не несут.
Чего нельзя сказать о традиции делать переиздания каждой части, в которые добавляют новые детали, расширяющие вселенную. Например, в переиздании у вас может быть возможность выбрать нового персонажа, и посмотреть на сюжет под другим углом.
По классике мы начинаем играть за подростка, который попадает в новую школу. В ней он знакомится с друзьями, которые будут в его команде. В один момент главный герой и его команда попадают в Бархатную комнату, где встречают ее хозяина Игоря. Он рассказывает им об их силе и Персоне – воплощении души и разума, принимающее форму демона, древнего бога или другого мистического существа. В этой комнате мы и будем учиться обращаться с Персоной, скрещивать ее с другими сущностями и развивать.
Сам Игорь – слуга таинственного Филимона, который заправляет всем, что происходит в игре. Он же проводит на героях всякие социальные эксперименты с целью узнать, смогут ли люди достичь просветления или уничтожат самих себя.
По своей сути Филимона описывал еще Карл Юнг, как духовного наставника, олицетворяющего добро, хоть и никогда напрямую он и не взаимодействует с человеком. На самом деле вся серия Персона всецело базируется на философии Юнга. В игре постоянно проскакивают темы самоопределения, поисков себя как личности, принятие своей сексуальности и осознания природы зла и добра. Ведь Персона – это и есть душа человека, которая скрывается за его оболочкой.
В третьей части так вообще, чтобы вызывать Персону, нужно выстреливать себе в голову каждый раз. Так разработчики поднимали проблему бренности бытия и самоубийства, как способа освобождения. В будущем это убрали, так как у игры были проблемы с выходом в других странах.
Супергеройские будни
Можно сказать, что Persona показывает повседневность супергероя. Часто мы будем заниматься обыденными задачами, например, готовится к экзамену. Всего на игру нам дается внутиигровой год, за который происходят сотни событий. Бывает, вы можете даже несколько дней не геройствовать и не сражаться против зла, занимаясь чем-то людским. Создается впечатление, что как раз на повседневность в игре акцент делается куда больше, чем на борьбу со злом. Однако это играет на руку, ведь ты успеваешь проникнуться любовью к своему герою.
Успеть на все события в игре невозможно, поэтому игру точно захочется пройти не один раз, чтобы открыть что-то новое.
Если все же говорить о боевой системе, то она реализована как пошаговая РПГ. Бой всегда происходит в разных зонах за пределами нашей реальности, которые еще называются подземелья. Сражаться нам предстоит с Тенями – воплощениями черни человеческой души. Атаковать Тени мы можем как оружием, так и своими Персонами. Во время прохождения Персоны всегда нужно прокачивать или менять, чтобы подбирать разные стратегии ведения боя. Стратегия как раз занимает важное место в бою, ведь сражаться наобум не всегда верное решение, и лучше продумывать, что ты делаешь.
Также можно создавать новые, более сильные Персоны. Вкратце, чтобы создать сильную Персону, нужно соединить сразу пять или шесть Персон [извините за тавтологию] у которых будет определенной уровень и конкретные скилы. Считайте, что вы готовите по особо трудному рецепту. Но и это не все, сам герой должен иметь определенный уровень и в той или иной степени поддерживать социальные отношения со своими друзьями. Звучит трудно, знаю, но благо игра умеет это все разжевывать. Плюс, если вы не из тех, кто любит проходить игры на высоких сложностях ради секретов, то создавать вот таких сложных Персон и не надо.
Отдельно я хочу выделить, что Persona – это очень стильная игра, которая выделяется своим визуалом, музыкой и дизайном как персонажей, так и Персон с Тенями.
Эта серия игр просто огромная, и в каждой части любой геймер может найти что-то свое. Как в хардкорных первых двух играх, так в продолжениях. Наверно, именно эту серию стоит рекомендовать к ознакомлению, если вы интересуетесь JRPG.
В Японии же это настоящая медиафраншиза, которая существует и в манге, и в аниме. Например, по мотивам пятой игры существует полноценный аниме сериал, а по самой хайповой третьей части вообще было снято три полнометражных фильма, которые крутили в кинотеатрах.
Увы, у нас эта серия до сих пор не прижилась не только по причине эксклюзивности, но и в силу того, что у нее нет русского перевода. Но с другой стороны, она доступна на английском и это всяко лучше, чем оригинальная японская локализация.
Persona 5
Здесь вы сможете вступить в битву с человеческими пороками с помощью персон знаменитых людей и персонажей.
Сюжет
Сюжет пятой части развивает почти Достоевский конфликт: «Тварь я дрожащая, или право имею», но в довольно упрощенном варианте. Здесь мы примерим на себя роль обычного ученика, который однажды почувствовал на себе всю несправедливость современного мироустройства, и за то, что спас девушку от насильника, полицейские пришили ему статью. Родители вынуждены отправить его в спец школу в другой город — так наш герой постепенно становится на путь спасения мира и «освобождения» самого себя.
Сама игра начинается не с «начала», а практически с конца истории, где мы уже стали дерзким вором «Джокером» и обзавелись командой единомышленников. И как обычно выйдя на дело, что-то пошло не так, и в этот раз нас повязали. Оказавшись в КПЗ, нас начинает жестоко допрашивать следователь-садист, вкалывая нам всякое, и вообще издеваясь над личностью героя. Все бы закончилось печально, если бы не следователь из спец отдела, которая хочет выяснить, что же на самом деле происходит, а не просто найти козла отпущения и закрыть дело. Так мы начинаем рассказывать ей о том, что случилось и переносимся в начало истории.
Образ главного героя и сам сюжет игры очень тесно переплетены между собой. Однажды, попав в знаменитую вельветовую комнату, мы оказываемся заперты в клетке. Хозяин комнаты Игорь намекает нам на то, что образ комнаты зависит от личности того, кто в неё попадает. И для того, чтобы обрести истинную силу и самого себя, герою предстоит выбраться из тюрьмы в своем сознании. Но совсем не это главная беда для будущего «Джокера» — темные эмоции и желания людей сплетаются в едино и образуют своего рода ментальные зоны, которые начинают менять окружающую реальность и людей в не самую лучшую сторону, тем самым разрушая привычный мировой уклад. Чтобы остановить этот процесс, Джокеру и команде «Воров Сердец» предстоит проникнуть в эти зоны, украсть их «сердца» и уничтожить.
Сценарий игры играет на таких острых проблемах для современного подростка, как вхождение в социум, неприятия современных норм и вообще трудности жизни в этом самом обществе. Однако, так как игра делалась все-таки с упором на подростковую аудиторию, искать глубину и каких-то откровения в сюжет не стоит, она использует стандартную формулу всех подростковых историй, а именно: «Школьники спасают мир от того, что им не нравится».
Рассуждая об образах персонажей хочется отметить то, что к их создания подошли очень осмысленно. Здесь каждый герой на своем месте и выполняет важную роль в сюжете. Приятно удивило то, что практически каждый герой в Персоне 5 несет в себе определенную идею, которая затрагивает тот или иной аспект социальной несправедливости или личностной проблемы. К примеру: образ Энн Такамаки, в которой отражены проблемы «Хафу» (полукровок) в Японии, а так же предвзято-неодобрительного отношения к ним в обществе.
И хотя все это имеет место в реальной жизни, в Персоне 5 словно специально преумножают этот конфликт, чтобы игроку еще больше стало жалко персонажа. Но это палка о двух концах, конфликт впечатляет и возможно чему-то научит, но иногда будешь наталкиваться на мысль о неестественности происходящего. А подобная «потеря естественности» происходит не только с Энн, но и с другими персонажами. Но все-таки надо сделать скидку на то, что место действия – Япония, а у них быт и правда кажется довольно искусственным, со всеми этими стандартами поведения в определенных ситуациях. Более красочно об этом расскажет серия видео The Japanese tradition, где показаны не просто традиции, а именно бытовые вещи, которыми живут японцы практически всю жизнь, с толикой юмора конечно, но в каждой шутке есть доля шутки, как говорится.
Подводя это все к какому-то выводу можно сказать, что Персона 5 это в первую очередь продукт массовой японской культуры, поэтому эксперименты в конфликтах, персонажах и вообще в сюжетных поворотах здесь сведены к минимуму. Но все же, сценарий выдержан в лучших традициях японского возрастного жанра Сёнэн, где есть и пафос, и зрелищность, и, что очень важно для Персоны, стильность. И хотя история по сравнению с предыдущими частями кажется простоватой, все-таки она неплоха и точно найдет своего игрока.
Дизайн
Зачастую некоторые игры или другие произведения с упором на визуальную часть, берут именно стилем. И Персона 5 как раз из таких игр. В первую очередь в ней привлекает дизайн и ограниченная цветовая гамма, которая словно плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» привлекает внимание и пробуждает фантазию. Помимо яркой цветовой гаммы есть и другие хорошие дизайнерский решения. Разработчики решили соединить визуально «ретро» частичку Японии с современной. Кафе дяди протагониста сразу напомнит любителям старого японского кинематографа ресторанчики эпохи Сёва, а казино в начале игры визуально похоже на локации из аниме 80х о Люпене III. И все-таки это современная Япония, с их высокоскоростными поездами и сенсорными телефонами у каждого школьника.
Помимо дизайна самих локаций, действительно круто сделаны дизайны персонажей и персон. Сочетая старину и современность в дизайне окружения, концепт-дизайнеры не забыли добавить эту фишку и в дизайн героев. Возьмем для примера «Джокера» и его кудрявые черные волосы. Если вы интересуетесь именно 70-ми или 80-ми годами в Японии, вы должны вспомнить, как тогда считалось модным завивать волосы не только для девушек, но и для мужчин. Кроме того, взглянув на большинство популярных анимационных произведений тех годов, вы тоже увидите кудри или волнистые волосы у мужских персонажей. В этом плане прическа героя должна сыграть на ностальгии у игрока, как собственно и вся игра.
Если проводить полный анализ образа персонажа, то нужно писать отдельный обзор, так как отсылок в нем много. Но я хочу уделить внимание именно Джокеру и его Персоне «Арсен Люпен». Те кто любил Сэйлормун, увидев дизайн костюма Джокера и его белую маску, подумают в первую очередь о Таксидо Камэне, что не удивительно, посколько прообраз у них один. А именно Двадцатиликий человек из произведения Эдогавы Рампо « Загадочный Двадцатиликий человек». Именно у Двадцатиликого был похожий черный костюм с белой маской, а еще он был благородным вором, этаким японский Робин Гудом. Но что более забавно, это произведение Эдогавы Рампо часто называли японской версией истории о французском воре Арсене Люпене и возможно поэтому дизайнеры в Персоне 5 при создании образа Арсена решили наделить его чертами именно японского знаменитого вора и борца за справедливость.
В то время как визуальная часть у персоны 5 находится на достаточно высоком уровне, качество самой игровой графики оставляет желать лучшего. Видно что разработчики сделали все что можно, дабы скрыть слабости своего движка, добавив 2D элементы в боевом меню и мыля изображения в дали. Но все-таки для игры, которая позиционируется чуть ли не главным релизом Японии в 2020 году, графическая составляющая выглядит на уровне PS3 и было бы понятно, выходи она только на эту консоль, но на PS4 она выглядит практически так же. Возможно, это сделано для того чтобы между играми на платформах разного поколения было меньше разницы, но это совсем не радует.
Итого можно сказать что от визуальной части у меня остались очень смешанные впечатления, крутая стилистика, продуманные образы героев и вообще визуальная часть всей игры не просто радует, а восхищает, однако слабая графическая составляющая не позволяет в полной мере восхититься фантазией дизайнеров. Поскольку все мелкие детали толком не заметны, если не вглядываться, а лица персонажей практически всегда застывают в одном эмоциональном выражении, к тому же их движения кажутся угловатыми и неестественными.
Музыкальное сопровождение
Персона не была бы персоной, если бы у неё не было шикарного саундтрека. Пятая часть продолжает славную традицию стилизованного и необычного музыкального сопровождения. Игра, сочетая в себе элементы ретро-стилистики и достояния научно-технического прогресса в музыке проделывает тоже самое. Здесь вам и привычные джазовые мотивы, приправленные техно-битом, невероятное сплетение дерзкого звучания трубы и электронных переходов, а потрясающе аранжированные вокальные партии во время игры прекрасно дополняют процесс и не отвлекают. В персоне 5, буквально каждая композиция бьёт куда надо.
И это неудивительно так как процессом создания саундтрека руководил небезызвестный Мэгуро Сёдзи , работавший над предыдущими частями Персоны, а так же над SMT, Devil Summoner и популярной в свое время Maken Х. Открывая для себя персону с музыкальной точки зрения, можно сказать, что все в ней выполнено грамотно и технично. Некоторые музыкальные темы давят на ностальгию по предыдущим частям, некоторые наоборот освежают чем-то новым. Не смотря на довольно необычный жанр Эйсид-Джаз, в котором выполнено большинство композиций и популярность которого, как ни странно, тоже приходилась на 80-е, Мэгуро-сэнсэй, смог показать, как уже вроде забытый жанр может расцвести с новой стороны.
Если говорить об общем впечатлении от музыки, то радует то, что она самостоятельна. Выпусти они OST отдельным альбомом без привязки к игре, возможно о нем узнало бы меньше людей и это была бы совсем не игровая аудитория, но он бы тоже пришелся многим по-вкусу. Помимо самостоятельности саундтрека радует то, что в нем присутствует много композиций, которые запросто смогли бы заменить заглавную тему «Wake Up, Get Up, Get Out There», а именно PARADISE, Life Will Change, Last Surprise, Rivers in the Desert. Ну и отмечу то, что большинству композиций свойственен эффект чилаут-музыки, а точнее эффект успокаивающей и не надоедающей атмосферы, отчего слушать их можно практически бесконечно. Так что если вы любитель джаза и просто необычного звучания, то советую вам приобрести или скачать саундтрек Persona 5 отдельно, он того действительно стоит.
Игровая механика
Технически Persona 5 мало чем отличается от предыдущих частей, здесь все та же пошаговая система битвы и привычное исследование «Подземелий», однако это только на первый взгляд. При детальном рассмотрении технической стороны игры сразу видишь что разработчики переработали практически каждый «традиционный» аспект механики, но с японской любовью к консерватизму в основах.
Наилучшее описания для боевой системы в Persona 5 это всего одно слово – Динамика. Во время битв, хоть и пошаговых, не возникает ощущения, что это все довольно затянулось. Возможно это все благодаря визуальным эффектам в виде смены угла камеры при выходе в «боевое» меню, или же то, что во время битвы враги и герои не просто покачиваются на месте, а может и то, что в процессе выбора «действия» на экране что-то происходит, например диалог или появления бегущей строки. Но все-таки, кроме визуальных эффектов и динамичной музыки, легко заметить то, что все удары стали проводиться быстрее, стиль боя каждого героя привносит в битву особую изюминку, а стрельба из пистолетов, сделанная в анимационном стиле со всеми этими «BANG! BANG! BANG!» выглядит очень круто как и эффекты от ударов и движений персонажей.
Но помимо изменений в битве, нас ждут изменения и в прохождении «подземелий». Всего в Персоне 5 есть два вида подземелий: Сюжетные и Случайно сгенерированные «Мементо». Главное их отличие в том, что у первых есть тайм-лок, у вторых нет. Но все-таки времени для прохождения сюжетных подземелий дают достаточно много, так что вы вполне можете успеть их обойти чуть ли не от и до. Правда есть одно но, если вы затянете прохождение сюжетного подземелья и не успеете его пройти за определенное время, то игра закончится и вам придется начать с начала. В этом плане лучше для прокачки и для выбивания предметов подойдут подземелья «Мементо».
See also
Обзоры
Phoenix Wrigth: Ace Attorney Trilogy
Кроме того, следуя общему тренду в японском игродеве, Персона 5 обзавелась своей системой крафта, что поможет вам задержаться в игре, возможно, чуть дольше. Система правда довольно простая и без претензий на что-то инновационное в этом техническом аспекте, но на некоторое время затянет. О других новинках сложно рассказывать без привязки к базовому геймплею, описывая который можно написать отдельную статью. Однако, если постараться рассказать о них, то стоит отметить что это то, чего не хватало прошлым играм серии: более продуманная система репутации, балансировка награды за подземелья, да и в общем контента стало намного больше. Побочные квесты помогут не только улучшить вашу репутацию, но и раскроет характеры ваших сопартийцев и их отношения к тому или иному событию.
Ну и конечно не стоит забывать о главной фишке игры, в честь которой она и получила название, а именно о Персонах. Здесь как и во всей игре произошло мало изменений, вы все так же можете прокачивать их только в Вельветовой комнате, а выбивать их можно с «теней» и с «теней-боссов». Мало изменений произошло в принципе скрещивания персон. Как и раньше, это нужно для получение различных эффектв, а иногда для открытия совершенно новой сущности.
Но зачем же все это, спросите вы. Грубо говоря, Персона, являясь отражением вашего персонажа, это то, что помогает вам в битве, она берет на себя функции защиты, атаки и конечно ультимейт атаки вы можете производить тоже только с помощью Персоны. Так что её прокачка и усиление это практически основной аспект эффективности вашего героя. Из очевидных новинок это более замысловатый принцип получения того или иного эффекта, да и самих эффектов стало побольше. В отношении персон разработчики не стали слишком сильно перерабатывать систему, а просто расширили её, что довольно правильно, учитывая то, что за разработку 5 части бралась уже новая команда.
Если рассуждать о том, что же не получилось у разработчиков, то это в первую очередь то, что игра рассчитана именно на поклонника пошаговой боевой системы, или же на человека знакомого с ней и умеющего её использовать. Если игрок сядет за подобную игру в первый раз, то по-началу может возникнуть мысль «А что вообще это такое», поскольку даже на первой «обучающей» миссии игра не рассказывает о том, для чего нужны Персоны, чем отличаются обычные удары от выстрелов пистолета, когда надо уходить в защиту и все в таком роде, в Персоне 5 буквально учишься всему по ходу игры и первое время просто рандомно жмешь на разные удары ожидая какого-то эффекта и отслеживая закономерности. С одной стороны в этом есть свои плюсы, но вряд ли это поможет привлечь больше новых игроков.
Кроме того Персона 5 не очень сбалансированная в плане «Битва и Ожидание» на нескольких уровнях игры. К примеру после первой обучающей миссии вы будете очень долго ходить по округе, общаться с одноклассниками, родственниками, прохожими, а так же слушать новости, читать газеты, убирать в комнате. Ночные путешествия в «Вельветовую комнату» не слишком разнообразят итак скучную повседневность, там вы тоже первые три посещения будете просто болтать с Игорем и с его маленькими помощницами. И до того, как что-то наконец-то произойдет, вы можете просто потерять интерес к происходящему. Но кроме того, баланс этот иногда теряется и при прохождении подземелий. Разработчики предусмотрели зоны отдыха между битвами с возможностью сохранения, но иногда до них приходится топать и топать, а это иногда приводит к очень обидным последствиям.
Беря во внимание общее впечатление от геймплея то стоит отметить, что практически все любители японских RPG его оценят. Здесь есть и продуманная модель прокачки персонажа, и динамичные пошаговые битвы с красивыми эффектами от ударов, и разнообразная ролевая составляющая, да и сама система Персон привлекает к себе внимание. Однако для человека, который мало знаком с этим жанром, игра может показаться непонятной и замудрённой в некоторых аспектах, а временами даже скучной, что не есть хорошо для игры продвигаемой как эталон японского геймдева.
Оценивать Персону 5 сложно, поскольку она сделана с истинно японским подходом, который таит в себе как плюсы, так и минусы. Я постараюсь оценить игру с позиции 4х пунктов, которые я описывала выше. Но перед тем как поставить оценки, хочу заметить, что для каждого игрока в играх важно что-то свое и сама по себе оценка будет всегда достаточно субъективной. А чтобы в полной мере понять свое отношение к игре, все-таки следует поиграть в неё самому.
Обзор написан на основе цифровой копии, предоставленной дистрибьютором Бука.