Рецензия на аниме-сериал Ghost in the Shell: SAC_2045 / «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2045» от Netflix


Эта статья — о манге. О фильме см. Призрак в доспехах (фильм); о прочих значениях см. Призрак в доспехах (значения).

«Призрак в доспехах»

(яп. 攻殻機動隊
Ко:каку Кидо:тай
, Мобильная бронированная полиция общественного порядка) — научно-фантастическая манга, созданная Масамунэ Сиро, изначально опубликованная в 1989 году в виде отрывков и позже объединенная в единый том. Также известна под названием
Ghost in the Shell
. Она повествует историю вымышленной организации под названием Девятый отдел, ведущей борьбу с кибертерроризмом в Японии середины XXI века, главным агентом которой является Майор Мотоко Кусанаги.

В 1991 году вышел сиквел манги — «Ghost in the Shell 2: Man/Machine Interface»

(яп. 攻殻機動隊 : 2 ManMachine Interface).

Призрак в доспехах
Обложка манги.
攻殻機動隊 (ко:каку кидо:тай)
Ghost in the Shell GitS, GiS
Жанр / тематикакиберпанк, фантастика, боевик, приключения
Манга
АвторМасамунэ Сиро
ИздательKodansha
Публикуется вYoung Magazine
Аудиториясэйнэн
Публикация1 мая 1989 года — 1 ноября 1991 года
Томов1
Аниме
  • Призрак в доспехах
    (1995)
    Призрак в доспехах: Невинность
    (2004)
  • Призрак в доспехах: Синдром одиночки
  • (2002)

      Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2-й ГИГ
      (2004)
      GiS: S.A.C. Solid State Society
      (2006)
  • Ghost in the Shell: Arise
  • (2013)

      Ghost in the Shell: The New Movie
      (2015)

Персонажи[ | ]

Основная статья: Основные персонажи Ghost in the Shell

Девятый отдел[ | ]

Отдел МВД Японии, действующий под именем Министерства общественной безопасности. Де-факто — организация для тактической разведки, устранения нежелательных личностей, а также расследований, которые не под силу полиции. Находится на верхних этажах небоскрёба города Ниихама. Отдел состоит из восьми человек, для выполнения заданий используются:

  • Боевой вертолёт
  • Конвертоплан
  • Субмарина
  • Индивидуальный термо-оптический камуфляж
  • Операторы-Гиноиды
  • 9 татиком
  • Новейшие разработки огнестрельного оружия

Остальные[ | ]

Футикомы и татикомы[ | ]

Футикома (яп. フチコマ) (в манге) и татикома (яп. タチコマ) (в телесериале) — небольшой одноместный роботизированный шагающий танк, оснащённый искусственным интеллектом, используемый Девятым отделом. Футикомы и татикомы играют важную роль в сюжете манги и сериала, обладают детской манерой разговора и двигательной гиперактивностью. В фильмах Мамору Осии подобные машины у Девятого отдела отсутствуют.

Татикома — двухметровый бронекомплекс, по виду напоминающий паукообразный танк на колёсах. Хорошо вооружены и оснащены — в носовую часть устанавливается либо ракетница, либо пулемет схемы Гатлинга, в манипуляторы встроены пулемёты. Имеются устройства, выбрасывающие липкие канаты, что позволяет им подниматься вертикально. Снабжены термооптическим камуфляжем, благодаря которому пропускают сквозь себя свет. Могут синхронизироваться с другими устройствами.

Из-за наличия значительной огневой мощи и выполнения заданий по обеспечению общественной безопасности, они не запрограммированы на безусловное выполнение приказов Девятого отдела, так как не владеют понятиями работы и отдыха. Татикомы — самообучающиеся машины, в связи с чем у Девятого отдела возникали трудности из-за слишком высокой скорости обучения.

В сериале Бато для смазки использует натуральные масла, что делает их умнее и любознательнее, а также повышает скорость самообучения до опасного уровня. Хотя память татиком взаимосинхронизируется, среди них начинают появляться индивидуальности, а кое-кто попадает в любимчики сотрудников. Они стремятся понять смысл жизни и смерти, их образ мышления похож на человеческий. В своём развитии доходят до понятия самопожертвования (эпизод спасения Бато ценой собственных оболочек) и такого развития личности (призрака), что удивляют этим даже Девятый отдел.

После второго сезона сериала Татикомы заменены на утиком (яп. ウチコマ утикома

), похожих внешне, но не столь общительных. Инженеры не смогли повторить успех с самообучаемостью, поэтому утикомы более тихие и не занимаются философскими размышлениями. Хотя Бато ругали за использование натурального масла, один из техников жалуется на то, что теперь оно не помогает.

Отрывок, характеризующий Ghost in the Shell (компьютерная игра)

Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом… А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков… Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?.. Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать… Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку. – Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла. – Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я. Я не поняла, куда девалась вся моя усталость, и почему это я вдруг совершенно забыла данное себе минуту назад обещание не вмешиваться ни в какие, даже самые невероятные происшествия до завтрашнего дня, или хотя бы уж, пока хоть чуточку не отдохну. Но, конечно же, это снова срабатывало моё ненасытное любопытство, которое я так и не научилась пока ещё усмирять, даже и тогда, когда в этом появлялась настоящая необходимость… Поэтому, стараясь, насколько позволяло моё измученное сердце, «отключиться» и не думать о нашем неудавшемся, грустном и тяжёлом дне, я тут же с готовностью окунулась в «новое и неизведанное», предвкушая какое-нибудь необычное и захватывающее приключение… Мы плавно «притормозили» прямо у самого входа в потрясающий «ледяной» мир, как вдруг из-за сверкавшего искрами голубого дерева появился человек… Это была очень необычная девушка – высокая и стройная, и очень красивая, она казалась бы совсем ещё молоденькой, почти что если бы не глаза… Они сияли спокойной, светлой печалью, и были глубокими, как колодец с чистейшей родниковой водой… И в этих дивных глазах таилась такая мудрость, коей нам со Стеллой пока ещё долго не дано было постичь… Ничуть не удивившись нашему появлению, незнакомка тепло улыбнулась и тихо спросила: – Что вам, малые? – Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили… – чуть сконфузившись, пробормотала я. – Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее… – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка. Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое». Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова… Никакого, что называется, «пола» во дворце не было… Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть… Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца… – Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка. И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой… Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки. Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности… – Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам? – И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла. И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»… У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа… Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути. – А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет? Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу. – Я никогда об этом не думала… – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли… – Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое… Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже… Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»… Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали… А потом те же, кому мы помогли, предавали нас… Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила: – Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня… Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.

Понятия[ | ]

Синдром одиночки[ | ]

Под синдромом одиночки понимается общественно-психологическое явление, при котором люди массово принимают некоторый пример для подражания, в то время как сам по себе пример для подражания отсутствует. Этот синдром является центральной темой сюжета обоих сезонов сериала. Понятие синдрома одиночки отсылает нас к философии постмодернизма и одному из её понятий — симулякру.

Призрак[ | ]

Призраком в фильмах и сериале называют нечто, что отличает искусственный интеллект от интеллекта естественного, и позволяет носителям искусственного интеллекта даже при потере накопленных данных сохранять себя или переходить на любой носитель. По мнению одного из героев сериала — татикомы, призрак — это переход от цифрового начала «0» — бога к аналоговому, которое может испытывать смерть, не теряя данные, а возвращаясь к исходному цифровому началу. Для самой татикомы роль призрака сыграло любопытство, которое, даже при удалении всей информации с её носителей и возвращения к её исходному ПО, позволяло ей возвращаться к своей новообразующейся личности.

Официально[3] термин «призрак» во вселенной «Призрака в доспехах» является собирательным понятием интуиции, сознания, души и личности.

Экранизации[ | ]

Манга экранизирована компанией Production I.G и режиссёром Мамору Осии в формате полнометражных аниме-фильмов: «Ghost in the Shell»

(1995 год) и
«Ghost in the Shell 2: Innocence»
(2004 год).

Также компанией Production I.G был выпущен телевизионный аниме-сериал «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex»

(первый сезон в 2002, второй, с постфиксом «2nd GIG» — в 2004 году, режиссёр Кэндзи Камияма). 1 сентября 2006 года Production I.G выпустила в прокат полнометражный фильм под названием «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society», завершающий сериал.

22 июня 2013 года начался выпуск OVA «Ghost in the Shell: Arise». Он состоит из пяти 60-минутных серий. 20 июня 2020 года вышло продолжение — полнометражный аниме-фильм «Ghost in the Shell: The New Movie[en]».

Весной 2020 года на экраны вышел одноимённый голливудский фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли.

Сюжет

Ghost in the Shell

повествует о Девятом отделе, в состав которого входят: майор Мотоко Кусанаги, ответственный за отдел Дайсукэ Арамаки, Бато, Исикава, Сайто, Тосуга и безымянный Новобранец, управляемый игроком. Сюжетная информация подается в виде коротких инструктажей перед заданиями и в кат-сценах.

История игры начинается с того, что террористическая организация, именуемая «Фронтом Освобождения Человечества» (с англ. — «Human Liberation Front»), берёт на себя ответственность за подрыв здания Megatech Body Corporation. Девятый отдел назначается ответственным за разрешение ситуации. Отделу удается отследить коммуникации террористов и определить их местонахождение в некой прибрежной местности, однако это место оказывается ловушкой. Арамаки докладывает, что главарём «Фронта Освобождения» является наёмник под псевдонимом Зебра 27. Затем Исикава выясняет, что Министерство энергетики заинтересовано в документах, связанных с Зеброй. Арамаки приказывает продолжать расследование.

Отследив линии снабжения организации, отдел находит секретную базу «Фронта» в башне Aeropolis II. Оказывается, что террористы намереваются использовать ядерный реактор. Исикава докладывает Арамаки, что крупный чиновник по имени Савамура контактировал с Зеброй и является связанным с Megatech Body Corporation. Когда начинается рейд на вражескую базу, атомный реактор перегружается. Для его отключения команда достигает ближайших точек управления и снимает установленные защитные барьеры. После этого Кусанаги находит лидера террористов на самой верхушке башни. Бато и Тосуга оказываются отрезанными от майора, поэтому только Новобранец приходит ей на помощь. Битва с Зеброй происходит в свободном падении с башни.

После миссии вскрывается правда, что Савамура планировал брать взять с Megatech в обмен на сокрытие информации о дефектах в ядерном реакторе, который планировалось подорвать в целях террористической атаки. Однако Зебра захватил реактор, чтобы заставить Савамуру заплатить ему.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: