Europa Universalis IV: прохождение за Мамлюков


Europa Universalis IV
Обложка игры
РазработчикParadox Development Studio
Издатель Paradox Interactive
Язык интерфейса английский, немецкий, французский, испанский, русский (при установке специального русификатора)
Часть серии Europa Universalis
Дата анонса 2012 год
Даты выпуска 13 августа 2013 года
Последняя версия 1.18.4
Жанр Глобальная стратегия, стратегия в реальном времени
Носители загрузка через Steam
Платформа (Microsoft Windows, Linux),Mac OS
Игровой движок Clausewitz Engine 2
Режимы игры Однопользовательская игра, многопользовательская игра
Управление Клавиатура, мышь
Сайт [www.europauniversalis4.com/ opauniversalis4.com]

Europa Universalis IV

— компьютерная игра в жанре глобальная стратегия, которая была разработана компанией Paradox Interactive. Игра была анонсирована в 2012 году, а выход игры состоялся 13 августа 2013 года. Это пятая игра в серии Europa Universalis, не считая аддонов. В новой игре была заметно доработана графика, и игровая карта похожа на ту, что была в Crusader Kings 2. Каждую неделю выходили дневники разработчиков, из которых можно узнать много информации, очень много из них посвящено отдельным странам.

«Стратегия 2013 года» по версии журнала Игромания[1].

Общая информация

Действие игры может происходить в период начиная с Позднего Средневековья до эпохи Наполеоновских войн. Игрок выбирает под своё управление государство, и на него возлагается ответственность правителя. Игру можно начать в любую дату начиная с 11 ноября 1444 года до 1 января 1821 года. Между этими датами традиционно можно переключаться. Игроку подвластны дипломатия, религия (для каждой из которых есть своя особая система), торговля, управление, исследования новых технологий, открытие земель (в том числе Северной Америки, Южной Америки, Африки и Австралии). Каждое государство будет неповторимым, то есть у каждого есть свои национальные идеи, задания и миссии, династия правителей. Неповторимая история и уникальная система цепочки динамических событий делают игру насыщенной. Чёткой цели у игры нет — её ставит сам игрок.

Также можно играть в кампанию (начиная с Crusader Kings II), которая затем преобразуется в Europa Universalis IV, позволяя играть в пределах от 769 до 1821. Это возможно благодаря встроенным функциям этих игр, которые преобразуют сохраненную кампанию в следующую по времени игру Paradox Interactive.

Почему нужно знать даты выхода игр?

Хотя бы потому, что так удобнее планировать свое время и финансы. Если вы знаете, например, когда выйдет Europa Universalis 4: Emperor, то вам будет проще сориентироваться: заранее отложить деньги на ее покупку, распланировать дела так, чтобы иметь возможность погрузиться в игру сразу, как только она выйдет.

Очень многие геймеры отслеживают даты выхода игр с помощью специальных календарей и тематических статей о самых важных релизах месяца или сезона. И то, и другое вы можете найти и на нашем игровом портале VGTimes.ru

Отличия от Europa Universalis III и новые особенности игры

Изменения в геймплее

  • Были убраны шпионы и система управления ими, так как они ухудшают баланс игры. Но отдельные их функции переданы дипломатам.
  • Были убраны фракции. Но позже были снова добавлены, в несколько изменённом виде.
  • Крупные изменения в системе торговли.
  • Магистраты тоже были убраны, по той же причине, что и шпионы. Вместо них введена новая система развития игроком государства.
  • Культурные традиции для найма советников убрали, вследствие их ненадобности из-за значительных преобразований в системе советников.
  • Новая система национализации провинций и более широкие возможности дипломатии.
  • Ползунки внутренней политики были удалены и заменены на направления развития технологий.
  • Изменена система колонизации незаселенных территорий.

Europa Universalis

Основная статья: Europa Universalis

Действие игры происходит в реальном времени, однако скорости реакции от игрока не требуется, так как в любой момент игры можно поставить на паузу. Игра происходит на схематично изображённой карте мира, разбитой на более чем 1500 морских и наземных провинций. Время действия игры — с 1492 по 1792[1]. Играющий может взять под управление любую страну из существовавших в этот исторический период (всего около 200 государств). Под его контролем находятся экономика страны, формирование армий и флотов и управление ими, дипломатия, внедрение новых технологий, внутренняя политика государства, изменение государственной религии, открытие и колонизация новых земель. Особенно широки дипломатические возможности — любая страна может вступать в союзы с другими странами и выходить из них, объявлять войны и заключать мир, заключать династический брак между правящими династиями, делать другие страны своими вассалами (которые будут передавать сюзерену половину дохода, а впоследствии могут быть мирным путём присоединены к нему), подписывать торговые соглашения и предоставлять другой стране гарантии независимости.

Дополнения

Платный скачиваемый контент

  • Europa Universalis IV: Call-to-Arms Pack
    Winged Hussars Unit Pack DLC
  • National Monuments DLC
  • Europa Universalis IV: Pre-order Pack
      The 100 Years War Unit Pack
  • The Purple Phoenix Expansion
  • Europa Universalis IV: Digital Extreme Edition Upgrade Pack
      The Stars and Crescent Pack
  • The Horsemen of the Crescent Unit Pack
  • The Conquest of Constantinople Music Pack
  • Europa Universalis IV: National Monuments II
  • Europa Universalis IV: American Dream
      Добавляет более 50 новых событий, 10 тематических иллюстраций к событиям, а также несколько новых моделей для армии США.
  • Europa Universalis IV: Conquistadors Unit Pack
  • Europa Universalis IV: Native Americans Unit Pack
  • Europa Universalis IV: Songs of the New World
  • Europa Universalis IV: Native Americans II Unit Pack
  • Europa Universalis IV: Colonial British and French Unit Pack
  • Europa Universalis IV: Muslim Adviser Portraits
  • Бесплатный скачиваемый контент

    • Europa Universalis IV: Songs of Yuletide
    • Europa Universalis IV: Women in History

    Дополнения

    • Conquest of Paradise (Завоевание рая)
      — первое дополнение
      EU4
      , добавляющее новые племена в Северной Америке и, по желанию игрока, случайную генерацию земли на месте двух американских континентов. Дополнение выпущено 11 января 2014 года.
    • Wealth of Nations (Богатство наций)
      — второе дополнение для
      EU4
      , значительно улучшающее торговлю, торговые республики и баланс игры. Дополнение выпущено 29 мая 2014 года.
    • Res Publica (Общее дело)
      — третье дополнение для
      EU4
      , улучшающее управление государством, торговлю и некоторые события. Выпущено 16 июля 2014 года.
    • Art of War (Искусство войны)
      — четвёртое дополнение для
      EU4
      , в котором значительно улучшен практически каждый аспект игры, начиная от детализации регионов Африки и замены восстаний на беспорядки, и заканчивая расширенными возможностями при создании вассалов и марионеточных государств. Дополнение выпущено 30 октября 2014 года.
    • El Dorado (Страна сказочных богатств)
      — пятое дополнение для
      EU4
      , в котором добавилось значительное количество племён в южной и центральной Америке, а также появился конструктор наций.
    • Common Sense (Здравый смысл)
      — шестое дополнение для
      EU4
      , в котором была значительно переработана система развития провинций, добавлены новые религии, изменена механика ведения войны, доработана дипломатия, а также изменена глобальная карта. Вышло 9 июня 2020 года.
    • The Cossacks (Казаки)
      — седьмое дополнение для
      EU4
      , в котором была значительно переработана дипломатия, изменена механика генерации «Нового Света», добавлен раздел «Сословий» для каждой страны, а также множество мелких изменений. Вышло 1 декабря 2015 года.
    • Mare Nostrum (Наше море)
      — восьмое дополнение для
      EU4
      , в котором была добавлена система владений и территорий, появились торговые лиги.
    • Rights of Man (Права человека)
      — запланированное девятое дополнение для EU4, в котором будет добавлена система великих держав, добавлены особые механики для династии Османоглу, а также религий миафизитов и фетишистов, изменена система вестернизации, регентства и принятия культур. Добавлены черты правителей, полководцев и адмиралов.

    Геймплей[править | править код]

    Игра представляет собой интерактивную карту Земли, разделённую на провинции, которые контролируются какой-либо нацией. Каждая из этих провинций вносит свой вклад в государство как положительно, так и отрицательно, поскольку провинции могут одновременно и предоставлять ресурсы (деньги, торговое влияние, рекруты, моряки и т. п.), и служить источником волнений и восстаний. Игровой процесс требует, чтобы игрок руководил государством, находя баланс между армией, дипломатией и экономикой. Игрок делает это, тратя доступные ему ресурсы: престиж, стабильность, золото (дукаты — игровая валюта), рекруты, моряки, легитимность для монархии, республиканские традиции для республики, праведность для теократии, сплочённость для орды (без DLC The Cossacks орды имеют легитимность монархии), меритократия для императора Китая (без DLC Mandate of Heaven таковой формы правления не существует), и власть монарха (административная, дипломатическая, военная).

    Военный аспект[править | править код]

    Игроки могут покорить мир с помощью военной мощи, стать колониальной державой, установить торговое господство в качестве одной из более чем 500 различных наций. Игра представляет собой среду «песочницы», и, хотя нет строгих правил в отношении победы в игре, проигрыш происходит, когда нация игрока удаляется с карты или аннексируется другой. Дипломатия является важным аспектом игры, поскольку создание альянсов (или вассальных государств и данников), улучшение отношений и предотвращение военных коалиций имеют важное значение для выживания страны игрока. Шпионаж также может быть применен против неугодных государств, чтобы захватить их территорию, испортить дипломатическую репутацию, оклеветать купцов, сорвать создание армии или спровоцировать мятеж в их провинциях наряду с другими целями. Сражения можно вести как на суше, так и на море, во время которых игра пытается симулировать такие факторы реального мира, как мораль, дисциплина, профессионализм, боевой дух, различные типы юнитов с соответствующими сильными и слабыми сторонами, навыки и умения лидеров, местность и снабжение.

    Религии[править | править код]

    Многие основные религии, такие как христианство (католичество, протестантизм, реформаторство, англиканство, православие, копты), ислам (суннизм, шиизм, ибадизм), восточные (тхеравада, ваджраяна, махаяна, конфуцианство, синтоизм), дхарма (индуизм, сикхизм), язычество (анимизм, фетишизм, тотемизм, инти, науатль, майя, тенгрианство, скандинавское язычество), иудаизм, зороастризм присутствуют в игре и могут предоставить отличные бонусы своим странам. Игроки могут нанимать миссионеров для смены религии своих провинций или участвовать в политике всеобщей религиозной свободы.

    Технологии[править | править код]

    • Административные технологии раскрывают достижения, такие, как повышение интенсивности производства, новые здания и дополнительная ячейка общенациональных идей.
    • Дипломатические технологии открывают новый уровень развития военно-морского флота, улучшения в торговле, новые здания и улучшенную колониальную экспансию.
    • Военные технологии открывают новые виды войск (юнитов) и возможности армии, увеличивают боевые показатели: боевой дух, мораль, дисциплина и др.

    Фактор случайности[править | править код]

    На игровой процесс сильно влияют случайные события (англ. event), которые очень часто появляются за всё время прохождения. События могут быть полезными и вредными. Некоторые из этих случайных событий обусловлены историей отдельной страны, в то время как другие могут относиться к любой стране и в целом служат для атмосферы. К примеру, у игрока, выбравшего страну, у которой государственной культурой является одна из культур «Британской группы» («английская культура» в Англии, «шотландская культура» в Шотландии и «валлийская культура» в Уэльсе на старте игры или же любая из вышеперечисленных «культур» у Великобритании) может отобразиться событие о создании Церкви Англии (DLC «Rule Britannia») — пример события отдельной нации

    , в то же время может появится событие на увеличение влияния в торговом узле на какой-либо срок —
    пример события, которое относится ко всем нациям
    . В монархиях при рождении наследника у него будут случайным образом выбрана мощь административных, дипломатических и военных очков. При завербовке военного лидера (правитель, наследник, генерал, конкистадор, адмирал, исследователь) у него появляются случайные навыки искусства ведения боя, которые со временем могут улучшаться с помощью муштры войска (DLC «Cradle of Civilization») или после сражений.

    Режим игры[править | править код]

    Игрок может выбрать или режим одиночной игры, или многопользовательский режим. В первом случае всеми остальными не выбранными государствами управляет искусственный интеллект, во втором — связка ИИ и игроков. В одиночном режиме имеется опция «Ironman», блокирующая свободное управление файлом сохранения и консоль (чит-коды). Это означает, что любые ошибки необратимы. Для того, чтобы получить одно из многочисленных достижений, необходимо выбрать уровень сложности «Нормально» или выше.

    Отзывы

    Рецензии
    Рейтинг на основании нескольких рецензий
    АгрегаторОценка
    Metacritic87[2]
    Иноязычные издания
    ИзданиеОценка
    GameSpot90/100[6]
    IGN89/100[5]
    PC Gamer (US)91/100[4]
    Русские издания
    ИзданиеОценка
    PlayGround.ru9/10[7]
    Riot Pixels95/100 [3]

    Портал «Игромания.ру» назвал Europa Universalis IV «Стратегией года» (2013)[8].

    Как разработчики выбирают время для релиза?

    Они руководствуются сразу множеством факторов. Во-первых, им важно знать, что их целевая аудитория сможет сразу же влиться в игровой процесс, поэтому игры реже выходят в сезон отпусков, а также в те месяцы, когда на работе обычно аврал, а у студентов — сессия.

    Во-вторых, для успешного релиза разработчики стараются сопоставлять свои планы с анонсами потенциальных конкурентов. Например, если речь идет о шутере, то выпускать его одновременно с новой Battlefield или Call of Duty не очень разумно.

    В-третьих, дата выхода обозначает так называемый дедлайн — ту самую черту, после которой игра уже готова. Это означает, что ее нужно успеть доделать в заявленный срок. Увы, это не всегда получается, и потому дата выхода игры может сдвигаться один или даже несколько раз.

    Вдобавок к этому, выход Europa Universalis 4: Emperor на PC и консолях может отличаться — часто разработчики стараются сначала выпустить одну версию, а уже потом перейти к следующей.

    Системные требования

    Linux

    • Ubuntu 12.04 LTS
    • Intel Core Duo Processor (2 ГГц или лучше)
    • 2 ГБ RAM
    • ATI Radeon HD 6750 / NVIDIA GeForce 320 / NVIDIA GeForce 9600 или выше, 1024 МБ
    • 2 ГБ свободного места на жёстком диске
    • Интернет соединение для многопользовательской игры
    • GLSL 1.3, OpenGL 2.1.

    Windows

    • Windows Vista///
    • Intel Pentium 2,4 ГГц, AMD 3500+
    • 2 ГБ RAM
    • 512 МБ Nvidia GeForce 8800 / 512 МБ ATI Radeon x1900
    • 2 ГБ свободного места на жёстком диске
    • Интернет соединение для многопользовательской игры
    • DirectX 9.0c
    Внешние изображения
    [www.incgamers.com/wp-content/uploads/2012/08/eu4-1.jpg Скандинавский полуостров]
    [www.incgamers.com/wp-content/uploads/2012/08/eu4-2.jpg Пиренейский полуостров]
    [www.incgamers.com/wp-content/uploads/2012/08/eu4-3.jpg Пролив Каттегат]
    [www.incgamers.com/wp-content/uploads/2012/08/eu4-4.jpg Лионский залив]

    Примечания

    1. Серия Europa Universalis Europa Universalis


      Europa Universalis II

      Europa Universalis III
      (
      Napoleon’s Ambition

      In Nomine

      Heir to the Throne

      Divine Wind)

      Europa Universalis IV

      Europa Universalis: Rome
      (
      Vae Victis
      ) •
      For the Glory: A Europa Universalis Game

      Серия Hearts of Iron Hearts of Iron


      Hearts of Iron II
      (
      Doomsday

      Armageddon
      ) •
      Hearts of Iron III
      (
      Semper Fi

      For the Motherland

      Dies Irae: Gotterdammerung

      Their Finest Hour
      ) •
      Hearts of Iron IV

      Серия Victoria Victoria

      (
      Revolutions
      ) •
      Victoria II

      Прочее Chariots of War


      Crown of the North

      Two Thrones

      Diplomacy

      Magna Mundi

      Sengoku

      March of the Eagles

      Naval War: Arctic Circle

      Magicka

      Stellaris

    Europa Universalis III

    Обложка игры Europa Universalis III
    Основная статья: Europa Universalis III

    Продолжение игр Europa Universalis и Europa Universalis II, выпущенное 23 января 2007. Русская локализация носит название Европа 3. Как и предыдущие игры серии, третья часть предлагает Вам возглавить одно из государств мира в период с 30 мая 1453 года по 14 июля 1789 год . В дополнениях этот временной отрезок расширен в обе стороны, поэтому в них у игрока есть возможность сыграть за революционную Францию или Византию. Игра принципиально отличалась от предыдущих игр данной серии. Во-первых геймплей теперь не был привязан к реальной истории, то есть сам игрок «творил историю». Вместе с этим было существенно сокращено количество исторических личностей, заменённых на случайных персонажей. Во-вторых в игре был применена трёхмерная графика. В-третьих появилась возможность начать игру в любой момент с 1453 по 1789 год, тогда как в предыдущих играх серии начать играть можно было только 1453, за исключением некоторых важных дат, когда начать играть таки можно было (к ним относятся 1700 год, 1756 год, 1613). Кроме того появились национальные идеи, которые давали каждой отдельно взятой державе преимущество над своими соперниками в определённой области. Вместо однообразных пехотинцев/кавалеристов/артиллеристов для каждой крупной страны были разработаны специальные юниты.

    Europa Universalis III: Napoleon’s Ambition

    Основная статья: Europa Universalis III: Napoleon’s Ambition

    Это дополнение было выпущен в свет 22 августа 2007 года в Канаде и США. В России оно появилось только 7 декабря этого же года. Временные рамки были расширены до 1821 года и появилась возможность играть за Революционную Францию/Империю Наполеона. Изменения претерпел и исторический режим игры — большинство важных событий в жизни государства (такие как рождение или смерть исторических персон) стали происходить строго в то время, когда это происходило в реальности. Шпионы приобрели множество новых возможностей. Также был оптимизирован интерфейс.

    Europa Universalis III: In Nomine

    Основная статья: Europa Universalis III: In Nomine

    Это дополнение к игре Europa Universalis III было выпущено в свет 28 мая 2008. Игроку предлагается возглавить одно из государств мира в период с 13 октября 1399 (в день коронации Генриха IV в Англии) по 1821 год. В России локализация носит название: «Европа III: Византия»

    . Игроку даётся возможность сыграть за Византийскую Империю, Тамерлана и разыграть последние сражения Столетней войны. В игре появилось множество видов повстанцев — от колонистов, желающих независимости, до дворян, которые хотят загнать своих крестьян в крепостничество. Также были дополнены и улучшены некоторые детали — были переработаны и дополнены системы советников и национальные идеи, а также была изменены система религий. Также, правитель, имеющий наиболее сильное влияние на Папу Римского стал более могуществен — он может отлучать от церкви, устраивать крестовые походы и т. д.

    Europa Universalis III: Heir to the Throne

    Основная статья: Europa Universalis III: Heir to the Throne

    Дополнение к игре «Europa Universalis III» под названием «Europa Universalis III: Heir to the Throne» 15 декабря 2009 в Канаде и США и 19 марта 2010 — в России. В российской локализации — «Европа III: Великие династии». Игроку предлагается возглавить одно из государств мира в период с 13 октября 1399 (в день коронации Генриха IV в Англии) по 1821 год. Все монархи стали относиться к определённым династиям, что имеет далеко идущие последствия. Также монархам стало необходимо поддерживать легитимность в глазах подданных. Терра Инкогнита была заменена на непроходимые регионы. Священная Римская империя и Папская область стали более могущественными, а у государств-республик появились специфические возможности. Были разработаны так называемые «сферы влияния», которые моделируют «Большую игру» между державами.

    Europa Universalis III: Divine Wind

    Основная статья: Europa Universalis III: Divine Wind

    Это последнее дополнение к игре Europa Universalis III. В России данное дополнение получило название Европа III:Божественный ветер и было локализовано в составе сборника Европа III: Золотое Издание. Основные дополнения касались Японии и Китая. В частности, была получена возможность играть за одного из четырёх дайме Японии, соперничающих за влияние над императором и контроль над сёгунатом. Стало возможным управлять различными фракциями в Китае. Была улучшена графика и добавлены более 50 новых провинций. Стали доступны несколько десятков новых уникальных зданий. Были добавлены задания для игроков.

    Отрывок, характеризующий Europa Universalis IV

    – Боже мой, боже мой! – сказал граф. – Где же манифест? – Воззвание! Ах, да! – Пьер стал в карманах искать бумаг и не мог найти их. Продолжая охлопывать карманы, он поцеловал руку у вошедшей графини и беспокойно оглядывался, очевидно, ожидая Наташу, которая не пела больше, но и не приходила в гостиную. – Ей богу, не знаю, куда я его дел, – сказал он. – Ну уж, вечно растеряет все, – сказала графиня. Наташа вошла с размягченным, взволнованным лицом и села, молча глядя на Пьера. Как только она вошла в комнату, лицо Пьера, до этого пасмурное, просияло, и он, продолжая отыскивать бумаги, несколько раз взглядывал на нее. – Ей богу, я съезжу, я дома забыл. Непременно… – Ну, к обеду опоздаете. – Ах, и кучер уехал. Но Соня, пошедшая в переднюю искать бумаги, нашла их в шляпе Пьера, куда он их старательно заложил за подкладку. Пьер было хотел читать. – Нет, после обеда, – сказал старый граф, видимо, в этом чтении предвидевший большое удовольствие. За обедом, за которым пили шампанское за здоровье нового Георгиевского кавалера, Шиншин рассказывал городские новости о болезни старой грузинской княгини, о том, что Метивье исчез из Москвы, и о том, что к Растопчину привели какого то немца и объявили ему, что это шампиньон (так рассказывал сам граф Растопчин), и как граф Растопчин велел шампиньона отпустить, сказав народу, что это не шампиньон, а просто старый гриб немец. – Хватают, хватают, – сказал граф, – я графине и то говорю, чтобы поменьше говорила по французски. Теперь не время. – А слышали? – сказал Шиншин. – Князь Голицын русского учителя взял, по русски учится – il commence a devenir dangereux de parler francais dans les rues. [становится опасным говорить по французски на улицах.] – Ну что ж, граф Петр Кирилыч, как ополченье то собирать будут, и вам придется на коня? – сказал старый граф, обращаясь к Пьеру. Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении. – Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может. После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать. – «Первопрестольной столице нашей Москве. Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах. Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера. Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога. Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!» – Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем. Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу. – Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением. – Вот так патриотка! – сказал Шиншин. – Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка… – Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь… – А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания». – Ну уж там для чего бы ни было… В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал: – Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё… Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу. – Вот и договорился! – сказала она. Но граф в ту же минуту оправился от волнения. – Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо. – Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности. – Полно, полно, глупости… – Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем. – Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына. – А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет… – Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты. – Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить… Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние. – Нет, я, кажется, домой поеду… – Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела… – Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер. – Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты. – Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза. «Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза. – Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела. – Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел. Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых. Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами. На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру. Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: