Total War: Rome 2 – компьютерная стратегическая игра в историческом сеттинге. Была выпущена в 2013 году компанией Creative Assembly. Является одной из самых ярких представителей серии Total War. Она подразумевалась, как игра, которая свершит революцию в жанре стратегий. И она стала таковой, но лишь спустя 4 года после нескольких десятков дополнений и фиксов. Изначально была сырой, не оптимизированной и плохо воспринятой фанатами. Но постепенно все минусы игры начали исправляться и сейчас фанаты серии действительно с теплотой в душе вспоминают часы, проведённые в Total War: Rome 2. Но что же так привлекает игроков в этой в этом творении?
Историчность
Действие основной кампании происходит в античные времена, когда Рим был маленькой республикой на Апеннинском полуострове. Он и выступает державой, на которой сконцентрирована вся игра. Помимо римлян, на карте есть и греческие полисы на закате их существования, Карфаген, вражда с которым усиливается с каждым годом, варварские племена, готовые в любой момент наброситься на Вечный город, а также государства Востока, вежливо ожидающие удобного момента для нападения. Все культуры обладают своей самобытностью и отличаются друг от друга. Кроме этого, в игре существуют и дополнительные кампании, повествующие о маленьком временном промежутке, например, войне.
Там присутствуют и исторические сводки, а также настоящие личности, существовавшие в те времена. Всё это подкрепляется отличным музыкальным сопровождением, передающим дух тех исторических промежутков.
Поздний Республиканской – легион Августа – состав армии
— Легионеры
Один легион состоял из 10 когорт, (номинально 4800 человек), где каждая когорта состояла из трех манипул (таким образом: 6 центурий по 80 человек). Сами когорты, вероятно, уже применялись, по крайней мере, со времен второй Пунической войны, когда вероятно был простой способ выделить временные силы сильнее, чем манипула, но не столь большие, как целый легион (практика, которая найдет широкое применение в империи). Когорты были в действительности сильнее, чем отдельная манипула, и удобнее в командовании для полководца (так как он отдавал приказы только для 10 командиров когорт, а не 30 – для манипул). На поле боя они действовали как единое целое (не как три разделенные манипулы) и, таким образом, более эффективно.
Первая когорта, обычно, была больше, чем другие (главным образом, а в более поздних армиях фактически), потому что, обычно, она состояла из опытных легионеров, используемых для постройки военных машин, мостов, приготовления пищи и всего, что было необходимо в армии. Также эти легионеры не принимали участие в работах, подобно другим, т.к. они были ценны для выживания легиона.
Первая когорта, носящая штандарт легиона с «aquilae/орлом» (размер подразделения увеличился до 500 человек)
Меньшим подразделением был «contubernium / контуберний», состоящий из восьми мужчин (таким образом, 10 контуберний составляли одну центурию). Все мужчины в контубернии жили вместе, совместно используя одну и ту же палатку («contubernales») в лагере и слуг, принимая пищу вместе и т.д. (аналогично отделению в наши дни), и были под командованием «decanus/декана». Командовал центурией офицер в звании центуриона, помощником был «optio/опцион» (как бы заместитель центуриона), «signifer/сигнифер» (или знаменосец) и «tesserarius/тессерарий» (ответственный за пароль и караульную службу, третий в командовании); они назывались «principales/принципалы» и были старшими офицерами каждой центурии. Командир когорты был, вероятно, главной должностью центуриона (или «pilus prior/пилус приор») или, пожалуй, одной из старших. Повышение в должности производилось через службу в когорте с тем, чтобы воину присвоили звание центуриона в I когорте, общепринято было начать командовать центурией сначала в X когорте, или даже в менее опытном легионе. Центурионы в I когорте имели общее название «primi ordines» (командир – центурион в звании «primus pilus») и это было одно из высокопоставленных офицерских должностей в целом легионе (и таким образом, стать центурионом было желанным назначением для любого легионера).
Рангом выше этих офицеров были пять трибунов, называемых «tribuni angusticlavii/трибуны с узкой полосой» (из сословия всадников), и один префект. Эти должности предоставлялись для политической(государственной) карьеры или с таким же успехом для того, чтобы рассуждать о своих заслугах (между тем, как центурионы были кадровыми офицерами): трибуны обычно входили в состав vexillationes (часть из них посылалась для выполнения определенной задачи) или оказания помощи командиру легиона – легату, командовавшему легионом.
Реформа Мария упразднила легионерскую римскую кавалерию (также содействовал этому тот факт, что после союзнической войны 91-88 г.г. до н.э., все жители Италии получили римское гражданство) и легионы начали полагаться на войска союзников или наемников. Август вновь ввел легионерскую кавалерию, хотя и меньше, чем 300 всадников, но сильнее республиканской кавалерии манипулярного легиона, состоящей только из 120 всадников.
— Вспомогательные подразделения
Вспомогательные копейщики, позади «turmae» вспомогательной кавалерии (с нумидийскими лучниками)
До Августа, вспомогательные подразделения организовывались в зависимости от потребностей на данный момент и не имели собственного состава подобно самому легиону.
Реформа Августа создала вспомогательные когорты, формируя их, как постоянное подразделение. Воины этих новых подразделений становились теперь профессиональными солдатами, служа в этом качестве на протяжении многих лет. И эти вспомогательные когорты, вряд ли имели что-то общее со вспомогательными войсками системы ранних республиканских «союзных крыльев/ал».
Единое вспомогательное подразделение, состоящее из кавалерии или пехоты, обычно направлялось в один легион, служа в этом качестве длительный период времени (даже больше, чем регулярные легионеры, поскольку во вспомогательным войсках необходимо было служить 25 лет, прежде, чем они смогут получить римское гражданство и вернуться к своим семьям, вместо 16-20 лет для легионеров – римских граждан). И впоследствии, вспомогательные подразделения были организованы аналогично когортам: когорты типа «Quingenariae» (с 6 центуриями по 80 человек) или «Miliariae» (с 16 центуриями) для подразделений на основе пехоты и «крылья»/алы «Alae Quingenariae» (16 «turmae/турм») и «Alae Miliariae» (32 «turmae/турм») для кавалерийских подразделений. Численность их состава была не больше численности подобных подразделений, относящихся к ранним республиканским «крыльям»/алам.
Каждая турма кавалерийских подразделений насчитывала около 30 человек (таким образом – от 500 до 700 всадников). Реализацию этого в игре легче добиться здесь, поскольку (на максимальной величине) каждое кавалерийское подразделение насчитывает 80 человек. Выставляя 5 или 6 подразделений (около 400-500 человек), представляется справедливым, также сохранить боевую пригодность, чтобы не могло быть использовано дополнительное количество (например, если вы сражаетесь против конных врагов).
Вспомогательная кавалерия может использоваться подобно обычной вспомогательной кавалерии, поскольку все кавалерийские подразделения в легионах назывались «Auxilia». Однако, в конце Республики, фактически римская или итальянская («союзническая») кавалерия была редкостью (почти, никогда уже больше не использовалась) и легионы широко полагались на союзную (и таким образом, региональную, как разъяснено позже) кавалерию.
Легионы часто (если не всегда) дополнялись подразделениями поддержки из покоренных народов и союзников, особенно в том, что касается кавалерии: из галльских, германских, испанских и нумидийских всадников, как наиболее используемых (часто как разведчиков и для поддержки кавалерийской атаки), но также, в зависимости от наличия местных жителей, из уроженцев острова Крит, племени батавов и сирийцев, используемых с таким же успехом.
На самом деле, не было никакой разницы между кавалерийскими подразделениями: все их называли «auxiliary/вспомогательные», комплектуя их в зависимости от региона, где сражался легион: так, боевые задачи, выполняемые в дремучих лесах германских областей, непохожи на те, которые даются в пустынях на Ближнем Востоке.
Во времена империи вспомогательные подразделения часто перемещались между легионами (обычно, чтобы держать их вдали от своей родины, чтобы уменьшить шансы к восстанию), и не было ничего необычного в том, чтобы встретить нумидийских или испанских всадников сражающихся против германского племени или парфянских рейдеров(налетчиков).
Вспомогательное «крыло / ала» («alae quingenariae» – численность до 500 человек)
Вспомогательные подразделения пехоты использовались в такой же мере, особенно в отношении стрелковых подразделений (как критские лучники или балеарские пращники), и обычно их численность соответствовала (или даже превосходила) подразделениям легионеров.
Однако, поскольку основная часть римской армии состояла из тяжелой пехоты, то вспомогательным подразделениям пехоты часто отводилась второстепенная роль, подобно защите временной стоянки(лагеря) (действительно важная и не такая второстепенная задача), патрулирование (в основном, кавалерия), изматывание противника перед основным столкновение (стрелками и подразделения с метательным оружием), охрана флангов и вообще, всего того, что силами тяжелой пехоты нельзя сделать.
Важно отметить, что не было явной разницы относительно вооружения между воинами вспомогательных подразделений и легионерами (с учетом очевидного различия в оружии и доспехах между легким и тяжелым пехотинцем), за исключением тех, которые принесли свое собственное оружие (как, вероятно, лучники и пращники). Легионеры и воины вспомогательных подразделений совместно пользовались услугами одних и тех же кузнецов, мастеров по ремонту щитов, кожевников и портных.
Кроме того, копейщики вспомогательных подразделений, вполне, могли поддержать обычную вспомогательную пехоту (без сильных этнических способностей к войне).
Интересный геймплей
В Total War: Rome 2 человек играет за одну из фракций. Всего их в игре присутствует около 40 штук. В каждой из них присутствуют уникальные общественные постройки, боевые единицы и бонусы в дипломатии. Игроку придётся приложить все силы, чтобы справиться с полчищами врагов, чтобы не допустить беспорядков внутри своей державы, чтобы установить мировое господство на карте.
Топ-10 игр, сюжет которых достоин голубого экрана
Весь геймплей делится на 2 типа:
- Стратегическое поле
Здесь игрок обустраивает города, занимается внутренней политикой, совершает дипломатические переговоры, а также направляет агентов и полководцев.
- Поле сражений
Здесь придётся непосредственно управлять прототипом настоящего античного войска или флота. Существует множество тактик и манёвров, без которых начинающий полководец или флотоводец не сможет выиграть сражение.
Разнообразие
В Total War: Rome 2 предоставляется полная свобода действия. В ней нет чёткого сюжета, игрок сам вершит судьбу своей фракции. Он может собрать армию или флот из любых военных единиц, может сам решать, с каким государством налаживать отношения, торговать, а с каким воевать. Конечно, здесь есть сюжетные битвы, но они заточены лишь на то, чтобы передать атмосферу реальных событий.
Подводя итог, хочется сказать, что Total War: Rome 2 может не понравиться тем, кто не считает себя поклонником стратегического жанра. Тем не менее эта игра действительно вложила свой отпечаток в игровую индустрию и сыграла огромную роль в продвижении этой замечательной серии.
Прохождение Total War: Rome 2
Большинство поклонников жанра сходятся во мнении, что Total War: Rome 2 – это настоящий шедевр в своей серии. Игра оправдывает ожидания на все 100%. Ниже мы приводим наиболее популярный вариант прохождения – за Рим. Хотя на вечном городе выбор фракций не заканчивается. Парфия, Спарта, Карфаген и множество других древних городов ждут вас и вашего участия!
Для начал отметим небольшое новшество в самом начале игрового процесса. При выборе фракции в Total War: Rome 2 сначала необходимо задать культуру, а потом уже саму фракцию, соответствующую этой культуре. Изначально игрокам доступно восемь культур, каждая из которых насчитывает до трех фракций. Исключение составляют только Рим и Карфаген. Эти культуры представлены не фракциями, а семьями.
Поскольку игра все-таки носит название Total War: Rome 2, логично, что именно Рим является первой из доступных культур. Также он является негласным фаворитом на всех форумах. И, как мы и говорили, в данной культуре доступны три семьи: Юнии, Юлии и Корнелии. Задания на кампанию показываются тут же, при выборе культуры (семьи). Главная цель – захватить не много не мало 140 провинций. А это значит, что игра будет очень, ну очень долгой. Игра стартует в 272 году до нашей эры. Вперед, во славу Рима!
Для начала разберемся в том, чем обеспечили нас разработчики. Один легион под командованием семьи… допустим, Юлиев. Рим, столица древнейшей республики. Все невыбранные игроком семьи автоматически переквалифицируются в его подопечных. Сенат, кс лову, в игре также един и неделим, то есть, к счастью поклонников Total War, не является единой фракцией. Южнее Рима расположился Неаполь, а также принадлежащие Риму греческие регионы Брундизий и Косентия. В них расквартирован легион легата Корнелия Сципиона. Помимо этого у Рима есть флот, во главе которого стоит некто Л. Юний Брут. Одним словом, стартовое положение более чем приличное. Хотя нужно еще проанализировать дипломатические отношения… Об этом речь пойдет ниже. Первая задача на повестке дня, – захватить земли этрусков.
Фактически то, чем владеет Рим на начало игры, это хороший кусок земли в центре Средиземноморья. На востоке римские владения граничат с греками, которые в основном не создают проблем. На юге римские территории примыкают к Сиракузам, еще одной греческой колонии, с которыми к началу игры у Рима есть договор о ненападении, который гарантирует спокойствие в этой части империи. Ближайший сосед Рима на юго-западе – это Карфаген. Вот с ним уже в самой ближайшей перспективе предстоит немало возни. Пока, впрочем, вражеские силы карфагенян сдерживает договор о ненападении. Используем временное перемирие, чтобы собраться с силами и выиграть войну на севере с этрусками. Этрусская война и будет основной сюжетной линией первой кампании. Ее большой плюс в том, что она позволяет нового игроку органично влиться в игровой процесс. С точки зрения дебютной военной кампании сложно придумать что-нибудь лучше!
Анализ сильных и слабых сторон Рима закончен. Теперь можно заняться военными делами. Переименовываем легионы, чтобы впоследствии было удобно их распознавать. Проще всего давать войскам имена в соответствии с их базированием, например: Центр и Север. Перебрасываем легион из южных провинций поближе к Риму и создаем новые отряды. Также на этом этапе игры будет неплохо обзавестись шпионами (в игре они называются соглядатаями) и отправить их на север следить за маневрами врага. В противном случае можно угодить в засаду, которую этруски, судя по их местоположению, вот-вот устроят.
Как только войска будет пополнены новыми воинами, бросаем один из легионов на врага. С воинским пополнением лучше не затягивать, так как промедление даст этрускам возможность лучше подготовиться к атаке. В любом случае их силу будут уступать вашим. После битвы командующий легионом получит новые способности. Тут как раз самое время вспомнить об элементах РПГ, которые разработчики ужа давно обещали фанатам. В принципе что-то подобное вы уже могли видеть в предыдущих играх. Наибольший интерес, пожалуй, представляет возможность замены командующего легионом. Поменять, к примеру, Юлия на Курсора, можно в любое время и в любом месте. Найти бывших командиров в отставке можно среди т. н. государственных деятелей. Этот пул используется для комплектации новых вооруженных формирований.
Проводя сухопутную кампанию, не забываем и о том, чтобы упрочить свое господство на море. Отправляем флот к берегам Корсики и блокируем местный порт. После первой военной победы можно начать и исследования технологий. Рекомендуем начать с самой базовой и улучшить снабжение войск. В скобках отметим, что после проведения всех базовых исследований, вам откроются по три совершенно независимых друг от друга дерева исследований как для гражданских, так и для военных технологий.
Наконец, приходит время для строительства. Как вы, наверняка, помните по предыдущим играм, главный залог успешно пройденной кампании – это довольство населения. Если граждане недовольны, ждите появление вооруженных мятежников, восстаний работ, а то и чего-нибудь еще похуже. Поэтому всегда, даже в военное время, развиваем это направление. Если ни средств, ни желания отстраивать империю нет, можно просто снизить налоговое бремя. В мирное время этот прием может сделать вас самым популярным правителем. А вот в военное довести страну до полного краха. Пока что Рим находится на военном положении, поэтому отменять налогообложение не стоит. Да и недовольство римских граждан пока еще вполне терпимое. Здесь первый ход кампании за Рим заканчивается. Продолжаем играть в ожидании второго…
Примеры прохождения игры можно посмотреть ниже: