В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Клэнси.
Том Клэнси | |
Tom Clancy | |
Клэнси (слева) в библиотеке Бостонского колледжа, ноябрь 1989 | |
Имя при рождении | Томас Лео Клэнси-младший |
Дата рождения | 12 апреля 1947(1947-04-12)[1][2][3][…] |
Место рождения | Балтимор (Мэриленд, США) |
Дата смерти | 1 октября 2013(2013-10-01)[1][2][4][…](66 лет) |
Место смерти | Балтимор (Мэриленд, США) |
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | прозаик |
Годы творчества | 1984—2013 |
Жанр | Политический триллер |
Язык произведений | английский |
Дебют | «Охота за „Красным Октябрём“» |
Награды | Стипендия Гуггенхайма |
tomclancy.com (англ.) | |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Медиафайлы на Викискладе | |
Цитаты в Викицитатнике |
То́мас Ле́о Клэ́нси-младший
(англ. Thomas Leo Clancy Jr.; 12 апреля 1947 года, Балтимор, Мэриленд, США — 1 октября 2013 года, там же), более известный как
Том Клэнси
(Tom Clancy) — американский писатель, работал в жанре технотриллера и описывал альтернативную историю. Известен благодаря детально проработанным с технической точки зрения бестселлерам, посвящённым холодной войне и событиям после неё. Клэнси также написал сценарии к ряду компьютерных игр.
Биография[править | править код]
Томас Клэнси родился 12 апреля 1947 года в городе Балтимор (штат Мэриленд).
Учился в частной католической школе Лойола Блэйкфилд (англ.)русск., в Таусоне (штат Мэриленд), окончил в 1965 году. Изучал английскую литературу в колледже Лойола (англ.)русск. в Балтиморе, окончил в 1969 году[5][6].
С детства Клэнси увлекался военным делом, он служил в армии США, но ему пришлось уйти во время войны во Вьетнаме из-за плохого зрения[7][8]. После изучения филологии он стал работать страховым агентом[9].
В 1969 году Том Клэнси женился на Ванде Томас (Wanda Thomas
)[10]. В 1997 году Клэнси подал на развод, который вступил в силу в 1999 году[10].
В 1993 году Клэнси приобрёл бейсбольный клуб «Балтимор Ориолс»[11][12]. В 1998 году он достиг договорённости о покупке футбольного клуба «Миннесота Вайкингс», но вынужден был отказаться от сделки из-за убытков, вызванных бракоразводным процессом[13][14].
26 июня 1999 года, в возрасте 52 лет, Клэнси вторично женился на 32-летней писательнице Александре Мэри Ллуэллин[15].
К удивлению многих, Клэнси выступил в защиту ислама сразу после теракта 11 сентября 2001 года, во время интервью CNN позже в этот день. Тесно связан с генералом Энтони Зинни (Anthony Zinni), критиковавшим войну в Ираке. Они вместе работали над двумя книгами.
Скончался в ночь на 1 октября 2013 года на 67-м году жизни в одном из госпиталей Балтимора[16].
Политические взгляды
Будучи сторонником консервативных и республиканских взглядов, Клэнси посвятил отдельные книги американским консервативным политическим деятелям, в первую очередь Рональду Рейгану. Спустя неделю после террористических атак 11 сентября 2001 года в программе «Факты О’Рейли» Клэнси предположил, что левые политики в Соединенных Штатах частично несут ответственность за это из-за своих нападок на Центральное разведывательное управление.
11 сентября 2001 года у Клэнси взяла интервью Джуди Вудрафф, журналистка канала CNN. Во время интервью он утверждал, что «ислам не допускает самоубийства». Также писатель критиковал выпады средств массовой информации в адрес разведывательного сообщества Соединенных Штатов. Вскоре Том Клэнси появился на PBS Charlie Rose, чтобы обсудить последствия событий дня с Ричардом Холбруком, журналистом New York Times, а также с Джудит Миллер и сенатором Джоном Эдвардсом. На этих шоу у Клэнси взяли интервью, потому что в его книге «Долг чести» (1994-й) был сценарий, в котором недовольный японский пилот авиакомпании разбивает свой Boeing 747 о купол Капитолия США во время выступления президента на совместном заседании конгресса, убив президента и большинство конгрессменов.
Библиография[править | править код]
Мир Джека Райана[править | править код]
- «Охота за „Красным Октябрём“»
(англ. The Hunt for Red October) (1984)
Первый роман Тома Клэнси. Новейший советский подводный ракетоносец «Красный Октябрь» под командованием капитана Марка Рамиуса направляется к берегам США, командир сговорился с кучкой офицеров, они намерены просить политического убежища. Северный флот выходит в море, чтобы перехватить лодку, на его пути встаёт армада британских и американских военно-морских и воздушных сил. Джек Райан разгадывает план Рамиуса. Он излагает о своём видении ситуации на совещании у президента. После гибели команды офицеров ЦРУ ему приходится лично провести операцию по оказанию помощи перебежчикам. Большая часть команды эвакуируется, а Рамиус и его сообщники и ведут подлодку в Норфолк. В финале романа происходит бой между «Красным октябрём» и советской подлодкой «Коновалов», управляемой учеником Рамиуса, разгадавшим замыслы учителя и устроившим на него засаду. В 1990 году был снят одноимённый фильм с Алеком Болдуином в роли Джека Райана и Шоном Коннери в роли Марка Рамиуса. Впоследствии было выпущено несколько одноимённых компьютерных игр.
- «Игры патриотов»
(англ. Patriot Games) (1987)
Бывший морпех, а ныне профессор истории Райан спасает от нападения ирландских террористов Армии освобождения Ольстера принца Уэльского и его семью. Исследуя АОО как аномалию, Райан переходит на работу в ЦРУ. Чтобы сорвать сбор пожертвований, проводимый в США ИРА, террористы АОО устраивают покушения на Райана и его семью. Через высокопоставленного предателя они получают информацию о посещении принцем Уэльским дома Райана и пытаются его захватить. Райану удаётся спасти гостей и поймать в ловушку почти всю группу АОО. В 1992 был снят одноимённый фильм с Харрисоном Фордом в роли Райана.
- «Кремлёвский кардинал»
(англ. The Cardinal of the Kremlin) (1988)
Борьба американских и советских спецслужб за секреты лазерного оружия, способного сбивать баллистические ракеты. Чтобы предотвратить государственный переворот в СССР, Райан шантажирует главного организатора — председателя КГБ Герасимова. Тот посылает в США группу оперативников КГБ с целью выкрасть руководителя американского проекта, но попытка проваливается и ему приходится бежать в США, захватив с собой разоблачённого предателя полковника Филатова («кремлёвского кардинала»), в то время как гарнизон советской базы лазерного оружия в Таджикской ССР отбивает нападение афганских моджахедов.
- «Прямая и явная угроза»
(англ. Clear and Present Danger) (1989)
Ввиду болезни адмирала Грира Райан исполняет обязанности заместителя директора ЦРУ по разведке. Распоясавшиеся колумбийские наркобароны уничтожают американского посла и директора ФБР, прибывших в Боготу. Разъярённый президент посылает в Колумбию диверсионные группы для борьбы с наркокартелем, но затем измена советника Каттера, решившего спрятать концы в воду перед президентскими выборами, приводит солдат на грань уничтожения. Райан принимает личное участие в их спасении. В 1994 снят одноимённый фильм с Харрисоном Фордом в роли Райана и Уиллемом Дефо в роли Кларка.
- «Все страхи мира»
(англ. The Sum of All Fears) (1991)
Террористы находят ядерную бомбу, утерянную израильскими ВВС в ходе войны Судного дня, и решают развязать войну между СССР и США. Они изготавливают термоядерную бомбу и взрывают её на бейсбольном матче и устраивают перестрелку между американскими и советскими танками в Берлине. Начинаются локальные стычки между советскими и американскими войсками. Президент Фаулер, получив неверные разведданные, впадает в панику и едва не начинает ядерную войну, но Райану удаётся связаться напрямую с советским президентом Нармоновым и предотвратить бойню. Россия и США отказываются от МБР. В фильме 2002 года, выпущенном под названием «Цена страха (фильм, 2002)», в роли Райана снялся Бен Аффлек.
- «Без жалости»
(англ. Without Remorse) (1993)
Джон Келли — сотрудник спецназа флота ведёт свою личную войну с наркомафией, убившей его девушку. Одновременно американское командование использует его как разведчика во Вьетнаме при осуществлении плана освобождения военнопленных, обречённых на смерть. Информация об операции попадает к противнику, вьетнамцы усиливают охрану лагеря. Келли отменяет операцию, ему удаётся взять в плен советского полковника. Американцы выменивают пленного в обмен на гарантии жизни обречённых военнопленных, которых после этого переводят в обычный лагерь. Келли заканчивает мстить и имитирует свою гибель, вставая в ряды ЦРУ. Так появился Джон Кларк.
- «Долг чести»
(англ. Debt of Honor) (1994)
Райан занял пост советника президента по национальной безопасности. Американским лоббистам удаётся провести законопроект об ограничении японского импорта, после чего США подвергаются экономической и военной атаке со стороны Японии, которая тайно обзавелась МБР с ядерными боеголовками. Подкупленный программист запускает вирус, стирающий информацию об экономических сделках, а японские десантники оккупируют Марианские острова. Однако двум оперативникам ЦРУ удаётся устроить аварию новейших японских самолётов ДРЛО и спасти лидера оппозиции, а американский подводный флот наносит серию ударов по японским силам. Американские бомбардировщики уничтожают японские ракетные шахты и срывают вторжение Индии на остров Цейлон. В финале книги японский пилот, потерявший родственников, направляет свой самолёт на Капитолий, уничтожая всю американскую политическую верхушку. Вице-президент Райан произносит присягу президента. Вместе с романами «Слово президента» и «Медведь и дракон» роман образует «китайскую трилогию» — все события разворачиваются на фоне противостояния США с Китаем, стремящимся к захвату Сибири.
- «Слово президента»
(англ. Executive Orders) (1996)
Продолжение «Долга чести». Райан стал президентом в результате атаки пилота-камикадзе, уничтожившего Сенат вместе со всем правительством. Америка подвергается заражению вирусом Эбола со стороны режима аятоллы Объединенной Исламской республики (объединённых Ирана и Ирака), который планирует захватить Саудовскую Аравию. Происходит сближение России с США, вызванное растущей китайской угрозой, Головко активно назначает «нужных людей», в том числе Бондаренко, на высшие посты. Террористы совершают нападение на детсад, захватив в заложники дочь Райана. Райан перебрасывает две бригады в Саудовскую Аравию и вынуждает индийского премьер-министра снять блокаду Ормузского пролива. Американские, саудовские и кувейтские силы разбивают превосходящую по силам танковую «Армию Аллаха». Американский бомбардировщик уничтожает аятоллу. Райан признает независимость Тайваня и декларирует «доктрину Райана» — теперь никто не сможет безнаказанно истреблять американских граждан.
- «Радуга Шесть»
(англ. Rainbow Six) (1998)
Тесно связана с одноимённой компьютерной игрой. Джон Кларк возглавляет элитную антитеррористическую группу «Радуга» и предотвращает гибель человечества от вируса, разработанного организацией фанатиков, замысливших очистить Землю от людей ради спасения природы.
- «Медведь и дракон»
(англ. The Bear and the Dragon) (2000)
Продолжение «Слова президента». После убийства китайскими полицейскими двух католических священников США и другие страны отказываются приобретать китайские товары, Китай испытывает недостаток валюты, необходимой для приобретения нефти и пшеницы. Китайские лидеры решают захватить российскую территорию. Бондаренко становится командующим дальневосточного военного округа. Россия вступает в НАТО, а бойцы «Радуги» действуют совместно с российским спецназом. Несмотря на это, китайские армии вторгаются на Дальний Восток. ВС США помогают отразить китайское вторжение. Китайцы пытаются нанести по США ядерный удар, но бойцы «Радуги» и спецназа взрывают ракеты, а одну, успевшую стартовать, уничтожает ПРО. После этого в Китае происходит революция, свергающая коммунистов.
- «Красный кролик»
(англ. Red Rabbit) (2002)
Действие возвращается во времена бытности Райана аналитиком ЦРУ. Райан помогает бежать на Запад офицеру-шифровальщику КГБ, раскрывшему план убийства папы римского, а также вместе с британскими дипломатами задерживает организатора покушения.
- «Зубы тигра»
(англ. The Teeth of the Tiger) (2003)
Сын Джека Райана Джон вступает в секретную организацию по борьбе с терроризмом, истребляя физически террористических лидеров, устроивших одновременные бойни в американских торговых центрах.
- «Живым или мёртвым»
(англ. Dead or Alive) (2010) Соавтор — Грант Блэквуд.
В мире происходят загадочные убийства, исчезновения самолетов, похищения техники и разных видов устройств, связанных с атомной энергетикой. Джек Райан-младший и его коллеги из организации «Кампус» считают, что за этими событиями стоит исламская террористическая организация, возглавляемая Эмиром. Задача «Кампуса» — найти штаб-квартиру.
- «В одной связке»
(англ. Locked On) (2011). В соавторстве с Марком Грени.
Джек Райан-старший вновь баллотируется на пост президента против действующего президента Эдварда Килти, баллотирующегося на второй срок (2009—2012). Килти пытается найти компромат на Райана, то есть факты о незаконной деятельности Джона Кларка. Между тем пакистанский генерал похищает ядерную боеголовку из своей страны и поставляет дагестанским сепаратистам, которые, при содействии обратившегося в ислам главы российской частной авиакосмической корпорации «Космос» доставляют её на Байконур, чтобы нанести ядерный удар по Москве. Джек Райан-младший и «Кампус» пытаются предотвратить использование ядерного оружия, а также помочь Кларку остаться «невидимым».
- «Вектор угрозы»
(англ. Threat Vector) (2012). В соавторстве с Марком Грени.
История начинается через 6 мес. после предыдущей книги. Райан-старший приведен к присяге как президент Соединенных Штатов. Китайцы начинают войну за контроль над Южно-Китайским морем. Используя превосходство кибервойны, они скомпрометировали американских гражданских лиц, вооруженные силы и разведку (включая Кампус), а также подругу Джека Райана-младшего.
- Command Authority
(англ. Command Authority, возможные переводы — «Право на окончательное решение», «Верховный Главнокомандующий», «Последняя инстанция») (2013) В соавторстве с Марком Грени.
После многих лет пребывания в НАТО в России к власти приходят силовики с главе с президентом Валерием Володиным, что приводит к резкому обострению отношений с США. ФСБ уничтожает в России всю организованную преступность, не тронув лишь крупнейшую славянскую группировку «Семь сильных людей», которую превращает в своё тайное подразделение. Претензии Володина на восстановление Советского Союза приводят к агрессии против Эстонии, которая, впрочем, продлилась всего пять часов в связи с прибытием войск НАТО. После этого Володин разрабатывает более тонкий план, направленный на захват Украины. Организовав убийство дружественно настроенного к американцам директора СВР Станислава Бирюкова, Володин получает повод для объединения СВР и ФСБ в, фактически, старый КГБ. Отравлен полонием-210 Сергей Головко. Боевики «Семи сильных людей», возглавляемые вором в законе Дмитрием Нестеровым по кличке «Глеб Резаный» дестабилизируют ситуацию на Украине. Населению массово раздаются российские паспорта. В Севастополе пророссийскими активистами захвачена тайная база ЦРУ. Организовав убийство лидера ведущей пророссийской партии Украины Оксаны Зуевой и теракт на пророссийском митинге в Донецке, ФСБ дает Володину повод начать вторжение на Украину. Американский спецназ помогает украинской армии, однако об участии американских войск речи не идет и шансов отразить нападение нет. Тем временем Джек Райан анализирует события тридцатилетней давности и приходит к выводу, что директор ФСБ Роман Таланов — полулегендарный советский убийца «Зенит», причастный к загадочному делу с похищением 204 миллионов долларов в КГБ в 1985 году. Сын Райана Джек-младший выясняет, что эти деньги были украдены Володиным, который в 90-е основал первый в России коммерческий банк, взяв таким образом под контроль процесс приватизации. Затем, в начале 90-х, Таланов был внедрен в преступную группу «Семь сильных людей», стал вором в законе и, используя возможности преступных групп, привел Володина к власти, получив за это должность директора ФСБ. Захватив Глеба Резаного, Райан связывается с Володиным и заявляет, что может обнародовать и доказать факты из его преступной биографии. Испугавшись последствий, Володин прекращает агрессию против Украины. Крым отходит России. Таланова убивают воры в законе, узнавшие о том, что тот был агентом КГБ.
Tom Clancy’s The Division 2
Жанр:
MMO, экшен с видом от третьего лица •
Разработчик:
Massive Entertainment •
Издатель:
Ubisoft •
Возрастной рейтинг
: 18+ •
Перевод:
полный •
Играли на:
PS4 •
Похоже на:
Destiny 2, Anthem
Tom Clancy’s The Division 2 воспринимается как клон первой части практически во всех аспектах: интерфейсе, управлении, механике стрельбы, игровых режимах… Фактически разработчики сменили Нью-Йорк на Вашингтон и дали возможность сыграть в ту же самую игру ещё раз, точечно её доработав и местами улучшив. Если вы играли в The Division, то никакое обучение вам не понадобится — всё окажется на своих местах.
Выбор Вашингтона в качестве места действия, пожалуй, главный недостаток игры. В прошлой части действие разворачивалось на Манхэттене, полном достопримечательностей, начиная от вида на статую Свободы и заканчивая Таймс-сквер с высящимися вокруг знаменитыми небоскрёбами в жанре ар-деко. Вашингтон же, помимо Капитолийского холма, — это набор безликих зданий-коробок, выглядящих чуть менее убого, чем российские спальные микрорайоны. Ещё более безликим делает город постапокалиптическое окружение — лезущая из всех щелей трава, разруха и мусор. Всё это мы видели уже много раз. Изучать город неинтересно, он не удивляет, не впечатляет и воспринимается исключительно как коридоры для перестрелок. Да, улицы наполнены всевозможными деталями, к которым порой любопытно приглядываться, но это не избавляет от ощущения скучности окружения. Согласитесь, будь на месте Вашингтона какая-нибудь европейская, азиатская или африканская столица, то игра воспринималась бы иначе — куда свежее.
В Tom Clancy’s The Division 2 регулярно начинают играть электронные мелодии в жанре ретровейва. Они, конечно, очень модные, но звучат совершенно неуместно
Одиночный режим в Tom Clancy’s The Division 2 — однозначная халтура. Если в первой части были намёки на правительственный заговор и атмосфера нарастающего хаоса, то здесь это набор однотипных постапокалиптических заданий типа «сходи-убей» без какой-либо мотивации. Выглядит это примерно так: созданный вами молчаливый герой подходит к очередному NPC и слушает 20-секундный монолог про то, что нужно куда-то сбегать и кого-то застрелить. Действительно, а какие тут могут быть раздумья? Или он просто идёт убивать, получив задание по радиосвязи. Вот и весь сюжет игры. Да, порой встречаются занятные мини-истории, завязанные на поисках предметов, но все положительные моменты меркнут на фоне общего однообразия. Так что смиритесь: если вы любите исключительно сюжетные игры, то Tom Clancy’s The Division 2 не для вас.
Экшен в игре не изменился — это всё та же беготня вприсядку от укрытия к укрытию со стрельбой по всяким голодранцам, которые впитывают десяток пуль и из которых вместо потрохов выпадают цифры (их анимацию, кстати, можно отключить). Высадить несколько рожков в голову босса здесь по-прежнему норма. Так что происходящее всё так же напоминает Gears of War, а не реалистичный боевик про спецназ. В общем, если вы ждали кардинальных изменений в боевой системе, то напрасно — их нет.
В общем и целом Tom Clancy’s The Division 2 — это игра про гринд и прокачку, и именно это становится её главным достоинством. Отход от сюжетной составляющей и дополнительный упор на рутину увеличивает продолжительность игры и положительно сказывается на погружении в процесс. Из трупов врагов постоянно что-то выпадает, у вас постоянно что-то улучшается и развивается. Изучать и комбинировать перки, способности, обмундирование и оружие оказывается очень интересно, потому что это ощутимо сказывается на манере игры. Например, вы решили попробовать новый боевой дрон и заменили им способность лечения союзников — теперь нужно действовать осторожнее, но зато можно отвлекать огонь врагов на робота. Или выпала крутая снайперская винтовка, которая заменяет старый дробовик, — настало время дистанционных боев. Здесь очень хорошо чувствуется как планомерное развитие героя, так и постепенное, метр за метром, отбивание районов города. Этакая квинтэссенция юбисофтовской песочницы. Хорошо это или плохо — дело вкуса. Но такой игровой процесс явно может как усыпить, так и затянуть на многие часы.
Что точно стало лучше, так это кооперативные миссии, где нужно собрать команду из четырёх человек и с боем прорваться сквозь локацию. Видна кропотливая работа дизайнеров уровней, сделавших арены таким образом, что за спину игрока практически всегда можно забежать. Враги постоянно перемещаются, бросаются гранатами и создают игрокам массу проблем, что делает кооперацию важным элементом игры. Здесь нужно перемещаться кучками, поднимать раненых союзников и эффективно комбинировать способности. В прошлой части все было менее динамично и слаженно, так что работа над ошибками чувствуется сразу. Высокая сложность боёв и довольно динамичные перестрелки делают Tom Clancy’s The Division 2 одним из лучших кооперативных шутеров на сегодняшний день. Вот только, к сожалению, этот самый кооператив лишь часть игрового процесса, а большая часть времени уходит на какую-то чушь типа собирательства и банальных одиночных заданий.
Единственным существенным игромеханическим нововведением стал командный PvP-режим, который выглядит примерно так же, как во всех современных шутерах. Игроки делятся на команды, а затем начинают либо убивать друг друга, либо удерживать точки. Техническая сторона PvP-режима не вызывает нареканий, однако однотипная стрельба из-за укрытий в живучих соперников быстро наскучивает. Здесь нет ни бешеной динамики Call of Duty и Destiny, ни масштабных сражений уровня Battlefield. Всё как-то пресно и однообразно. В целом PvP-режим воспринимается как развлечение для тех, кто устал от рутинной зачистки Вашингтона. С этим он успешно справляется, но не более того.
Есть ещё одно нововведение, которое сразу бросается в глаза, — магазин раскрашенных шмоток. Разумеется, с лутбоксами за реальные деньги. Нормально ли это для игры за 60 долларов с платными дополнениями? Ответ очевиден.
К Tom Clancy’s The Division 2 уже доступен сезонный пропуск
Почему это не рецензия? Дело в том, что часть контента открывается по мере прохождения, а данный текст написан по впечатлениям от первой трети (или даже четверти) игры. Впереди много нового! Во-первых, походы в «Тёмную зону», где игроки могут убивать друг друга за ценные предметы. Во-вторых, дополнительные PvP-режимы. В-третьих, endgame-контент. Последний особенно важен, так как разработчики обещали исправить главный недостаток первой части, когда после прохождения сюжета занять себя было особо нечем.
Так что полный текст рецензии ищите на сайте МирФ через пару недель. Не переключайтесь!
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
#обзор игры #постапокалипсис
Александр Киселев
Главный редактор издательства настольных игр Hobby World.
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.
- Комментарии для сайта Cackle
Свежий номер!
# 198 Май 2020
Фэнтези и фантастика для широких массЕженедельная рассылка
Самое интересное из мира фантастики — коротко.
Новости фантастики
В Assassin’s Creed Valhalla мир будет «немного больше», чем в Odyssey
Warner Bros. хотела вырезать из «Безумного Макса: Дорога ярости» слепого гитариста
«Академия Амбрелла» выйдет на Netflix 31 июля
Ведущий сценарист «Ведьмака 3» не исключает, что разработчики вернутся к Цири
Авторы новой «Дюны» год работали над дизайном песчаных червей
Рекомендуем
Гравити Фолз: что это за сериал
10 лучших фантастических сериалов 2020 года
Самые страшные монстры XXI века
Могла ли Аляска остаться русской? Мифы и реальная история
Космонавты до Гагарина. Разоблачение мифа
Отдельные произведения[править | править код]
- «Красный шторм поднимается»
(англ. Red Storm Rising) (1986)
Группа мусульман-смертников уничтожает нижневартовский нефтеперерабатывающий комплекс. Политбюро решает отнять нефть у стран Персидского бассейна, но для этого надо разгромить страны НАТО. Происходит война между НАТО и СССР. Советским сухопутным войскам не удаётся преодолеть сопротивление войск НАТО в Германии, в то время как советские флот и авиация неожиданно едва не побеждают в битве за Атлантику. Соавтор — Ларри Бонд. Послужил основой для одноимённой компьютерной игры. Роман не входит в Мир Райана. (В романе «Слово президента» есть упоминание о войне между СССР и НАТО, однако более эта тема не раскрывается).
- «Ударная подлодка»
(англ. SSN) (1996)
О миссии подлодки «Шайенн» во время войны с Китаем, разразившейся из-за спорных островов Спратли. Книга не входит в Мир Райана.
- «Игры во власть-ПОЛИТИКА»
— в соавторстве с Мартином Гринбергом.
По романам «Охота за „Красным Октябрём“», «Игры патриотов», «Прямая и явная угроза» и «Все страхи мира» были сняты коммерчески успешные кинофильмы с популярными актёрами в главных ролях. Как и большинство экранизаций бестселлеров, они были приняты фанатами Клэнси в штыки из-за вольного обращения с оригинальным сюжетом.
Смерть
Кончина является самой загадочной страницей биографии литератора. Причина смерти писателя в возрасте 66 лет до сих пор (на февраль 2020 года) не обнародована.
Том Клэнси в последние годы
Состояние Клэнси, достигающее почти $ 90 млн, стало предметом судебных разбирательств между наследниками. После смерти писателя продолжают выходить книги и компьютерные игры под торговой маркой «Том Клэнси».
Серия «Оперативный центр»[править | править код]
Серия написана в соавторстве со Стивом Печеником.
- «Корейская угроза»
(англ. Op-Center) (1995) - «Зеркальное отражение»
(англ. Op-Center: Mirror Image) (1995)
Министр Внутренних дел России Долин, стремящийся к реставрации СССР, проигрывает президентские выборы прозападному кандидату Жанину. Долин решает захватить власть, показав недееспособность Жанина. Долин создает собственный оперативный центр. В сотрудничестве с русской мафией и террористической организацией «Грозная» на деньги колумбийской наркомафии он организовывает беспорядки в Польше и конфликт Польши с Украиной. На Украину вводится российская армия с целью захвата Польши, а затем всей восточной Европы. Все это происходит не только без согласия, но даже без ведома президента; Долин желает одновременно устроить и взрыв патриотизма по случаю захвата Польши, и демонстрацию недееспособности президента. Дабы не допустить вмешательства США, русская мафия должна устроить серию терактов по всему миру… Но на пути Долина оказались сотрудники оперативного центра.
- «Государственные игры»
(англ. Op-Center: Games of State) (1996) - «Военные действия»
(англ. Op-Center: Acts of War) (1996) - «Баланс сил»
(англ. Balance of Power) (1998)
Том Клэнси. Биография
Американец ирландского происхождения, Томас Лео Клэнси младший (Thomas Leo Clancy Jr.) родился 12 апреля 1947 года в семье рабочего из Балтимора (штат Мэриленд). Томас был средним из трех мальчиков. Начинал работать перевозчиком почты и менеджером по продаже кредитов в универмаге. Семья Клэнси всегда гордилась своим ирландским происхождением и причастностью к католической вере. Идеалами были трудолюбие и самоотверженность. Его отец служил во флоте во времена Второй мировой войны, для Клэнси-младшего флот остался мечтой, поскольку плохое зрение помешало ему стать военным. Однако увлечение армией нашло в применение в художественной литературе и в бытовых мелочах. Например, сегодня Клэнси одежду носит только армейского образца, а на лужайке возле дома стоит танк, подарок бывшей жены.
Несмотря на свою блестящую славу эксперта в технологических вопросах, писатель признает, что у него никогда не было технического образования. После окончания колледжа, Клэнси устроился работать страховым брокером, поскольку здесь не требовалось высшее образование. В этом же году он женился на Ванде Томас (Wanda Thomas), которая также работала в сфере страхования, как и вся ее семья. Ванда родила ему четырех детей: трех дочерей и сына.
Работа в области страхования приносила стабильный доход, но не могла удовлетворить Клэнси, который буквально вынашивал желание стать писателем. Его привлекал жанр научной фантастики и вопросы из области технологии. Будущий писатель всегда интересовался компьютерами и компьютерными играми, что помогло ему сдружиться с Ларри Бондом (Larry Bond) — экспертом в области военных игр, который консультировал начинающего писателя в работе над первыми двумя романами.
Во время поисков сюжета для первого романа, Клэнси был потрясен историей бунта и попыткой бегства советского фрегата Сторожевой, случившейся в Риге в 1975 году. Так родился первый триллер Тома Клэнси Охота за Красным Октябрем (The Hunt for Red October), опубликованный в 1984 году в маленьком издательстве Морского института. После его публикации в течение нескольких лет новоявленный писатель продолжал работать страховым брокером, пока телевизионное интервью президента Рональда Рейгана, в котором он признается, что считает Клэнси одним из своих самых любимых писателей, неожиданно принесли автору известность и миллионные контракты. Спустя пару лет, семья Клэнси позволила себе сменить собственный дом на больший, а еще несколько лет спустя писатель смог позволить себе огромное поместье с собственным тиром в подвальном помещении, поскольку Клэнси обожает пострелять из армейского пистолета.
Книги Тома Клэнси получали множество характеристик: триллер, саспенс, но наиболее точная и часто применяемая — техно-триллер. Хотя Клэнси настаивает, что не он является создателем жанра, именно его работы являются наиболее полным и точными отражением этого жанра. Элементы фантастики и саспенса в сочетании с технической информацией создают новый тип триллера. Отличительными признаками этого жанра являются длинные описания футуристических научных разработок, дискуссии и комментарии из области возможностей и способов новых моделей вооружения. Его герои часто люди из высших эшелонов власти, а также из филиалов американских военных подразделений, разведки и промышленного комплекса. Романы пронизаны патриотизмом и консервативной политической идеологией.
Влияние Клэнси на популярную литературу столь велико, что его имя стало брэндом, который хорошо узнаваем не только в США, но и в большинстве стран мира. В США открытую любовь к автору высказывали многие из сенаторов, а книги стали обязательным чтением для учащихся колледжей. Сам автор регулярно выступает как приглашенный лектор перед военными, поднимая патриотизм и озвучивая национальную идеологию. По признанию самих военных Клэнси получил право в своих романах объяснить мирным гражданам взгляды на терроризм, холодную войну, войну во Вьетнаме, продажу оружия и наркотиков.
Компьютерные игры[править | править код]
Имя Тома Клэнси давно стало брендом в индустрии компьютерных игр: названия обычно начинаются с его имени — «Tom Clancy’s». Плюс к этим играм активно выпускаются и книги под его псевдонимом. Первая компьютерная игра от Тома Клэнси «SSN»
была выпущена в 1996 году
Clancy Interactive Entertainment
и
Virtus Corporation
, издателем выступили
Simon & Schuster Interactive
. Все последующие продукты разрабатывались компанией
Red Storm Entertainment
. Издателем игр Тома Клэнси с 1998 года является компания
Ubisoft Entertainment
, которая в 2000 году приобрела компанию
Red Storm Entertainment
.
Читайте также
- Видеоигры
- Игры
Final Fantasy XII: The Zodiac Age: игра, опередившая время
- Видеоигры
- Игры
Finding Paradise. Трогательная история о сожалениях и дружбе
- Видеоигры
- Игры
Обзор Remnant: From the Ashes. Кооперативный Dark Souls
Примечания[править | править код]
- ↑ 12
идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. - ↑ 12
Internet Speculative Fiction Database (англ.) — 1995. - NooSFere (фр.) — 1999.
- American National Biography (англ.) — 1999.
- Woo, Elaine
Tom Clancy dies at 66; insurance agent found his calling in spy thrillers
(неопр.)
. Los Angeles Times (October 2, 2013). Дата обращения 4 октября 2013. - Clancy, Tom
alt.books.tom-clancy
(неопр.)
. groups.google.com (October 31, 1997). Дата обращения 20 марта 2012. - Arnold, Laurence
Tom Clancy, Whose Novels Conjured Threats to U.S., Dies at 66
(неопр.)
. Bloomberg. Дата обращения 3 октября 2013. - Bosman, Julie
. Tom Clancy, Best-Selling Novelist of Military Thrillers, Dies at 66,
New York Times
(October 2, 2013). Дата обращения 2 октября 2013. - Rasmussen, Frederick N.
Tom Clancy, ‘king of the techno-thriller’
(неопр.)
(недоступная ссылка). The Baltimore Sun (October 3, 2013). Дата обращения 4 октября 2013. Архивировано 4 октября 2013 года. - ↑ 12Jones, Brent
. Reconsider Clancy case ruling (англ.) (27 August 2008). Дата обращения 3 октября 2013. - Mark Hyman.
Tom Clancy offers to bid for Orioles with other locals Author would join Angelos, Knott
(неопр.)
.
The Baltimore Sun
(April 22, 1993). Дата обращения 8 ноября 2013. - Dean Jones Jr.
Best-selling author Tom Clancy’s ties to Orioles date to 1993
(неопр.)
.
The Baltimore Sun
(October 2, 2013). Дата обращения 8 ноября 2013. - Vito Stellino.
Clancy’s Vikings ownership in a holding pattern
(неопр.)
.
The Baltimore Sun
(May 17, 1998). Дата обращения 9 ноября 2013. - Chris Strauss.
Tom Clancy nearly owned the Minnesota Vikings
(неопр.)
.
USA Today
(October 2, 2013). Дата обращения 9 ноября 2013. - Alexandra Llewellyn, Tom Clancy, The New York Times
(June 27, 1999). - Умер автор триллеров Том Клэнси, Lenta.ru (2 октября 2013). Дата обращения 2 октября 2013.
Отечество, предание, геройство
В США на 67-м году жизни скончался Том Клэнси — автор остросюжетных шпионских бестселлеров, создатель «американского Джеймса Бонда» — сотрудника ЦРУ Джека Райана, который успешно перекочевал из книг в кино, — и самый успешный литератор в истории индустрии видеоигр. Клэнси умер в Балтиморе — где родился и он сам, и его главный персонаж.
Клэнси написал 17 бестселлеров из списка The New York Times, а славу ему принес уже первый из них, экранизированный вскоре после публикации, — «Охота за „Красным октябрем“» (1985) о побеге советской атомной подлодки к берегам США. Уже там появляется Райан, которого Клэнси называл впоследствии «улучшенной версией самого себя» — улучшенной потому, что слабое зрение не испортило ему госслужбу. Дальше были «Игры патриотов», «Кремлевский кардинал», «Прямая и явная угроза» и многие другие книги-блокбастеры.
Жанр, в котором работал писатель, прозвали технотриллером. Остросюжетный роман Клэнси, в отличие, например, от нуара, помещался не в бытовую, частную, а в историко-политическую перспективу. Шпионская интрига окружалась не подробностями личной жизни ее участников, а описаниями жизни политической — ведь надо было объяснить, за кем и почему приходилось шпионить. А лучшей а, американскому автору политического триллера было не найти.
Клэнси изображал мир, в котором Америка, будучи совершенно в своем праве и в полном преимуществе, как техническом, так и моральном, все равно постоянно подвергалась иностранной непонятной — и оттого еще более страшной — угрозе. Но героями Клэнси были спецслужбисты — те, для кого, в отличие от простых американцев, противостояние сверхдержав было не тревожным фоном существования, а ежедневной работой — и оттого простые парни казались скромными богами, удерживающими мир от сползания в хаос. Таким образом, шпионский роман скрещивался с историческим. За счет обилия политической специфики в тексте читатель Клэнси как бы становился очевидцем этих подковерных игр и незримого противостояния — а получая необходимую информацию, научался меньше бояться, канализируя страх перед неизвестным в тревогу за любимых персонажей.
В романах Клэнси подробно написано, как шпионить — они нагружены, если не перегружены, техническими подробностями. Схожие по насыщенности описания встречаются, пожалуй, лишь в научной фантастике, однако функция у них совсем другая. Фантасты, описывая придуманные ими космические организмы и механизмы, создают у читателя иллюзию правдоподобности — которой, конечно, и близко быть не может. Хороший фантаст описывает несуществующие машины так, что они в своих подробностях выглядят столь же реально, как уже доступные человеку сверхтехнологии. Клэнси же, напротив, писал про реальные возможности техники так подробно, что у читателя создавалось ощущение фантастического всемогущества спецслужб:
— Чтобы воспользоваться новой системой совершенствования снимков, Джек, нам нужна камера, которой произвели фотографирование. — Я знаю. — Райан извлек фотоаппарат из кармана пиджака. — Это усовершенствованная дисковая камера «Кодак», по мнению сэра Базила, последнее слово в шпионской фотосъемке, плоская и делает снимки отличного качества. Ее, как он сказал, можно спрятать в кисете для табака. — Откуда ты знал, что нам понадобится камера? — Вы хотите сказать, когда Сомерс пользуется лазерами, для того чтобы… — Райан! — рявкнул адмирал. — Что тебе известно об этом? — Не волнуйтесь, сэр. Помните еще в феврале меня пригласили для обсуждения проблемы новых пусковых шахт для ракет СС 20 на китайской границе? Там присутствовал Сомерс, и вы попросили меня отвезти его в аэропорт. По дороге он принялся восторженно болтать об этом великом открытии, над которым будет работать на Западе, и не переставал говорить до самого порта Даллеса. Из того немногого, что я понял, Сомерс пропускает лазерные лучи через объектив фотоаппарата и получает математическую модель объектива. В результате он может взять экспонированный негатив, разложить изображение на первоначально поступающие в него световые лучи и затем с помощью компьютера прогнать изображение через теоретически смоделированный на нем же объектив для получения идеального снимка. Впрочем, не исключено, что я что-нибудь и напутал. — По лицу Грира он видел, что все понял правильно.
(Цитата из «Охоты за „Красным октябрем“» в переводе Игоря Почиталина).
Описание технических достижений опять-таки делало читателя инсайдером: он словно погружался в работу разведчиков, чувствуя, что ситуация под их контролем. Осведомленность автора в ТТХ, которые вводятся в текст романа, словно заклинания, должна была зачаровывать читателя, подспудно также трансформируя жанр — шпионско-политические триллеры становились еще и военными. Заметим в скобках, что от осмысленных описаний у Клэнси не так далеко до обесцеливания детализации у писателей вроде покойного автора трилогии «Миллениум» Стига Ларссона, который ничтоже сумняшеся пишет про свою Лисбет Саландер:
Легко догадаться, что ее интересовал самый лучший вариант: только что появившийся «Эппл пауэрбук Джи-4/1.0» в алюминиевом корпусе, с процессором «Пауэр ПК-7451» и «Алтивек вилосити инджин» на 960 мегабайт и жестким диском в 60 гигабайт. К нему прилагались гарнитура «Блю тус» и встроенный CD- и DVD-плеер. Этот ноутбук, первый в мире, имел семнадцатидюймовый экран с графикой NVIDIA и разрешение 1440 на 900 пикселей, которое потрясало сторонников «ПК» и превосходило все имеющееся на рынке.
(Цитата из «Девушки с татуировкой дракона» в переводе Анны Савицкой).
Однако пока прием еще не выродился в консюмеристскую листоманию, он производил немалый эффект. По воспоминанию Клэнси, однажды министр военно-морских сил США Джон Леман спросил у него — кто же, черт возьми, слил ему секреты американской военной техники?! Никто, вынужден был разочаровать военного писатель: всю информацию он добыл сам в справочной и специализированной литературе, а также в разговорах со знатоками; посещая военные базы и Пентагон, общаясь с генералитетом, Клэнси подчеркивал, что не интересуется засекреченной информацией. Несомненно, все это требовало больше труда, чем нужно, чтобы описать «Эппл пауэрбук Джи-4/1.0»; Клэнси — писатель из той эпохи, когда журналистское трудолюбие еще считалось за писательскую добродетель.
Том Клэнси был патриотом, консерватором и республиканцем. Собственно, своей славой он был обязан верности линии партии: Рональд Рейган в 1984 году на всю страну рассказал, какая прекрасная книга эта «Охота за „Красным октябрем“» и как он не мог от нее оторваться. Глава государства и стал трамплином страхового агента Клэнси, с которого тот попал в авторы бестселлеров. Прозаик отплатил своему благодетелю, посвятив роман «Слово президента» (1996) «Рональду Уилсону Рейгану, 40-му президенту США, человеку, который выиграл войну». Еще не раз он посвятит свои книги политикам-консерваторам; и тем удивительнее всему миру было слышать слова убежденного республиканца, сказанные в оправдание ислама сразу после 11 сентября. Впрочем, одновременно он обрушился на своих либеральных оппонентов, которые своей критикой не давали жизни ЦРУ и таким образом, по мнению Клэнси, должны взять на себя часть вины за гибель людей.
Книги Клэнси — тоже патриотические; он смог создать миф об Америке, техническое могущество которой соответствует могуществу политическому. Плоть от плоти идеологии и главный герой Клэнси Джек Райан: бывший пехотинец и инвест-брокер, сотрудник Военно-морской академии, а затем и ЦРУ, финансово самостоятельный, с блестящим образованием и диссертацией, с женой — глазным хирургом и четырьмя детьми — и при этом еще и герой. Райан — воплощение романтического истеблишмента (истеблишмента, но романтического), республиканской героики. Персонаж-эмблема оказался настолько удачен, что обогнал своего создателя, примерно как Джеймс Бонд — Яна Флеминга, и получил известность, о какой настоящий разведчик не может и мечтать. Произошло это, в частности, благодаря кино — ЦРУшник оказался привлекательным для Голливуда; его доверяли сыграть Алеку Болдуину, Харрисону Форду и Бену Аффлеку — актерам, с одной стороны, уже известным, а с другой стороны — получившим окончательное одобрение американского истеблишмента, официальное разрешение представлять его на голубом экране. Предельно символично и то, что в кино Райан зажил отдельной жизнью — отдельной от Клэнси. Сейчас Кеннет Брана снимает новый фильм «Теория хаоса», не основанный ни на одном из романов писателя; голливудские сценаристы освоили героя Клэнси целиком, решив, что сами найдут ему правильное применение.
Алек Болдуин в роли Джека Райана в фильме «Охота за „Красным Октябрем“», 1990
1/4
Напоследок скажем о самом необычном — и, возможно, самом известном — амплуа Тома Клэнси. История его взаимоотношений с игровой индустрией началась еще в1980-х годах. Первой игрой, с которой он был связан, оказался симулятор подводный лодки для Amiga, Commodore 64, Apple II и других популярных платформ того времени. Он носил название — естественно — «Охота за „Красным Октябрем“». Клэнси лицензировал эту игру всего через три года после издания романа. Забавно, что через три года после релиза игры состоялась премьера одноименного фильма, и в том же году в продажу поступила еще одна игра под тем же названием, спровоцированная уже кинолентой. В отличие, однако, от первой, она вышла на консолях и была не симулятором подводной лодки, а классическим сайд-скроллером.
Но по-настоящему глубокий вклад в историю компьютерных и видеоигр Клэнси внес во второй половине 1990-х. Первой игрой, в разработке которой он принял непосредственное участие, стал симулятор подводной лодки типа «Лос-Анджелес» Tom Clancy’s SSN, основанный на его одноименном романе. Над ней он работал вместе с программистом Дэвидом Аланом Смитом, чью игру The Colony Клэнси знал и любил, а также вместе со своим другом Дагом Литтлджонсом, бывшим командиром подводной лодки, который тридцать лет прослужил на флоте. Игра вышла в 1996 году, и тогда же Клэнси и Литтлджонс основали овеянную славой студию Red Storm Entertainment.
Несмотря на почти полное отсутствие опыта, сразу после разработки новая студия замахнулась аж на четыре проекта. Что примечательно, им почти удалось выполнить этот план — из четырех запланированных игр отменена была лишь одна. Две из трех выпущенных (Tom Clancy’s Politika и Dominant Species), правда, особой популярностью не пользовались, но зато третья стала хитом, который навсегда изменил ландшафт военных шутеров и принес Тому Клэнси и его команде и деньги, и вечную славу. Речь идет, конечно же, о вышедшей в 1998 году первой части Rainbow Six.
В отличие от большинства популярных шутеров того времени, Rainbow Six была стильной, умной, интересной, абсолютно безжалостной к игроку. Она требовала не только умения стрелять, но и хорошо развитого стратегического мышления. Сразу после ее выхода стало ясно, что именно этого и не хватало рынку тогдашних компьютерных игр, и Red Storm очень быстро выпустила первое дополнение с новыми миссиями, а всего через полтора года после релиза представила сиквел Tom Clancy’s Rainbow Six: Rogue Spear.
Успех игр Red Storm привлек внимание издательства Ubisoft, которое и выкупило студию и права на все ее серии в 2000 году. В последующие годы основанная Томом Клэнси компания, превратившаяся затем в Ubisoft Red Storm, запустила еще одну культовую серию, которая получила название Ghost Recon.
Однако, несмотря на то что под именем Тома Клэнси вышло более пятидесяти игр (помимо Ghost Recon и Rainbow Six под этим брендом выпускались HAWX, Endwar и серия Splinter Cell), прямого участия в разработке большинства из них писатель не принимал. Официально считалось, что он придумывает общую идею игры, а над ее реализацией (то есть над сюжетом, механикой и так далее) работают другие. Насколько он на самом деле участвовал в разработке более поздних игр, сказать невозможно, однако это не мешало Ubisoft подписывать его именем свои наиболее амбициозные проекты. В 2008 году компания окончательно закрепила за собой эту привилегию, выкупив у писателя право на использование его имени и фамилии в названии игр. В какую сумму издательству обошлось имя писателя, неизвестно до сих пор.