Амнезия | |
МКБ-10 | 44.044.0, 41.341.3 |
МКБ-9 | 780.9780.9, 780.93780.93 |
MedlinePlus | 003257 |
MeSH | D000647 |
Амнези́я
(от др.-греч. отрицательная частица + μνήμη «память») — заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях.
Амнезия может быть спонтанной и часто бывает временной. Воспоминания возвращаются в хронологическом порядке, начиная с самых старых. Воспоминания о последних событиях, предшествовавших амнезии, зачастую не возвращаются никогда.
Типы амнезии
- Ретроградная амнезия
— больной не помнит события, происходившие до начала амнезии. - Антероградная амнезия
— больной теряет способность запоминать события, происходящие после начала заболевания (спровоцированного, например, травмой или стрессом). При этом он может помнить всё, что было раньше. - Антероретроградная амнезия
— сочетание антероградной амнезии с ретроградной амнезией. Больной может страдать одновременно ретроградной и антероградной амнезией из-за повреждения средних темпоральных зон и особенно гиппокампа. - Фиксационная амнезия
— нарушение памяти на текущие (больше, чем на несколько минут) события. Составной элемент синдрома Корсакова. - Конградная амнезия
— полная или частичная амнезия, которая ограничивается только событиями острого периода болезни. Встречается при онейроидном синдроме, некоторых формах делирия, коме, сопоре, оглушении. - Синдром Корсакова
— тяжёлая фиксационная, антероградная и ретроградная амнезия из-за недостатка витамина B1 в мозгу, в сочетании с другими симптомами. Причиной чаще всего является алкоголизм, хотя и другие причины, например сильное недоедание, могут приводить к тому же синдрому. - Диссоциированная амнезия
— амнезия, при которой забываются факты из личной жизни, но сохраняется память на универсальные знания. Диссоциированная амнезия обычно является результатом психической травмы.- Локализованная амнезия
— нарушение памяти только одной модальности, все остальные остаются сохранны. Такие нарушения возникают в результате поражения соответствующего отдела мозга. Например, при агнозии нарушается узнавание ранее знакомых предметов, при апраксии — нарушаются ранее приобретённые двигательные навыки, при афазии — память на слова и речь. - Избирательная амнезия
— больной забывает некоторые из событий, которые произошли в течение какого-то ограниченного периода времени, но сохраняет память на универсальные знания. Как правило, подобные случаи бывают связаны с психическими травмами, полученными в результате этих событий. - Генерализованная (глобарная) амнезия
— больной забывает всё, что происходило в какой-то ограниченный период времени и некоторые события, происходившие до того. - Непрерывная амнезия
— больной перестаёт запоминать новые события, а также забывает часть из старых. При диссоциативной амнезии такое встречается крайне редко. - Диссоциативная фуга
— более тяжёлое заболевание, чем диссоциативная амнезия. Больные диссоциативной фугой внезапно уезжают в другое место и там полностью забывают свою биографию и личные данные, вплоть до имени. Иногда они берут себе новое имя и новую работу. Диссоциативная фуга длится от нескольких часов до нескольких месяцев, изредка дольше, после чего больные так же внезапно вспоминают своё прошлое. При этом они могут забыть всё, что происходило во время фуги. - Детская амнезия
— неспособность вспомнить события младенчества и раннего детства, характерная для всех людей. Причины, вероятно, в неразвитости соответствующих областей головного мозга. - Постгипнотическая амнезия
— неспособность вспомнить, что происходило во время гипноза. - Кататимная амнезия
— больной забывает только определённые лица и события, которые связаны с особыми переживаниями. - Прогрессирующая амнезия
— амнезия, которая распространяется от более поздних к более ранним событиям. - Ретардированная амнезия
— «запаздывающая» амнезия, когда события, имевшие место, выпадают не моментально, а лишь через некоторое время после болезни. - Стационарная амнезия
— стойкая потеря памяти, при этом со временем изменения не происходят.
Правда и вымыслы об амнезии
По сюжету сериала «Долгая дорога», в семье Артема и Александры Поспеловых царит любовь и взаимопонимание. Но однажды семейное счастье омрачается происшествием, в результате которого Артем теряет память и документы. Убитая горем жена сразу же приступает к поискам пропавшего мужа. Правда, все попытки обречены на провал.
В реальной жизни случаи амнезии происходят не реже, чем в кино. О том, как люди теряют и находят память, мы поговорили с заведующей кабинетом нейропсихологии на базе отделения неврологии Клинической больницы МЕДСИ Юлией Чаплыгиной.
— Юлия Александровна, скажите, какие основные причины потери памяти у людей?
Юлия Чаплыгина:
Это черепно-мозговые травмы, инсульты, различные дегенеративные заболевания мозга (последние чаще всего встречаются в более позднем возрасте).
— А алкоголь может вызвать амнезию?
Ю.Ч.:
Алкоголь оказывает негативное воздействие на нервную систему в целом и головной мозг в частности, ухудшая его работу. Обычно ухудшения памяти в этом случае плавные. Однако бывает иначе. К примеру, в случаях отравления некачественным алкоголем. Иногда такие нарушения обратимые, иногда нет. Может также возникнуть так называемая фиксационная амнезия – когда человек, в целом, достаточно хорошо помнит прошлое, но теряет возможность запоминать новые события и информацию.
— В некоторых фильмах используется популярный художественный прием, когда человека ударяют по голове, и он теряет память. Возможно ли такое в действительности? И возможны ли ситуации, когда аналогичным образом – от удара – память у человека полностью или частично восстанавливалась?
Ю.Ч.:
Конечно, такой случай может быть и в реальности. Только в тех же фильмах чаще всего дело заканчивается тем, что к герою чудесным образом возвращается память. В реальной жизни все несколько сложнее. Во-первых, удар удару рознь. Но в любом случае, когда имеет место черепно-мозговая травма (это может быть удар палкой, автомобильная авария или неудачное падение), чаще всего память нарушается. Иногда эти изменения обратимы (в легком случае), и память возвращается постепенно – по мере восстановления правильной работы мозга.
Но чаще всего требуется специальное лечение и реабилитация для человека, попавшего в такую ситуацию. Это сложный и длительный процесс, в который включено большое количество врачей, которые подбирают адекватное фармакологическое лечение и нейропсихолог, который помогает в восстановлении работы памяти или совместно с пациентом ищет обходные пути, которые помогут человеку иначе справляться с различными жизненными задачами на запоминание.
— Может ли человек симулировать амнезию?
Ю.Ч.:
Можно, конечно, все, что угодно. Другой вопрос, зачем ему это понадобилось? Приходит на ум два варианта. Или это человек демонстративного склада характера, для которого это может стать способом привлечения к себе внимания и подчеркивания своей необычности (обычно это такой своеобразный способ решать свои проблемы или добиваться желаемого). В другом случае, иногда это делают люди, попавшие в юридически сложные ситуации, которые совершили или подозреваются в каком-то правонарушении. Но обычно в таких случаях назначается специальная экспертиза, которая помогает выяснить, правда ли человек потерял память или только симулирует это.
— Можно ли «подделать» воспоминания? Скажем, человеку, который ничего не помнит из своей прошлой жизни, рассказать свою версию событий из его жизни, чтобы он ее принял, как реальность?
Ю.Ч.:
Напоминает американские фильмы про агентов ФБР… Для начала, он еще должен запомнить эту новую версию. Если у человека такое серьезное нарушение памяти, что он совсем ничего не помнит, у него, скорее всего, будут трудности и с запоминанием новой информации (смеется).
— Почему многие люди не помнят свое раннее детство, а другие все помнят в мельчайших деталях, скажем, возраст 1-3 года?
Ю.Ч.:
А вот это интересный вопрос. Многие взрослые, кстати, и в более старшем возрасте себя не помнят, а иногда не помнят события из взрослой жизни. Если отставить в сторону разговор о физическом повреждении мозга, причиной такого забывания может быть психологическая травма или хроническая психотравмирующая ситуация. Такая информация хранится, но доступа к «файлам» нет. Иначе говоря, в сознание информация не допускается. Слишком болезненно и трудно когда-то пережить человеку то или иное событие, и психика просто «не хочет» снова испытывать все те чувства и переживания. Это своеобразный защитный механизм. Часто, когда такой человек начинает работать с психологом, воспоминания возвращаются, появляется доступ к «файлам».
— Если объем памяти человеческого мозга измерить в гигабайтах, то сколько это может быть гигабайтов памяти?
Ю.Ч.:
Сложно сказать. Отвечу по-другому. Многие люди, в целом здоровые (я имею в виду не страдающие заболеваниями центральной нервной системы) жалуются на плохую память. На самом деле, мы часто просто не очень хорошо умеем пользоваться возможностями нашего мозга. Доказательство этого – профессиональные мнемонисты, люди, которые способны запоминать огромное количество информации. И они далеко не всегда обладают феноменальной памятью, просто владеют эффективными техниками запоминания. Любой человек может тренировать и в значительной степени повышать возможности своей памяти. У нас есть специальная программа «Brain fitness», которая как раз направлена на то, чтобы помочь человеку обучиться пользоваться природными возможностями своего мозга, обучить его методам эффективного запоминания, а также специальным методам, чтобы стимулировать мозг для повышения его эффективности.
— Как восстанавливаются пациенты после амнезии?
Ю.Ч.:
Утрата памяти психологически очень тяжелопереживается пациентом. Если говорить о тех нарушениях, которые касаются забывания событий прошлого и знаний о себе, то представьте себе ситуацию: все вокруг знают о тебе больше, чем ты. А ты даже не можешь проверить достоверность той информации, которую тебе рассказывают. Какие-то люди, с которыми, как выясняется, ты учился со школы, называют тебя своим другом, но ты ничего про это не можешь вспомнить, не понимаешь, о чем с ними говорить… Или другая ситуация, когда человек теряет возможность запоминать новую информацию, не может учиться, развиваться или по крайней мере, способность к этому существенно снижается… Можете себе представить, насколько это трудно! Мы с коллегами-нейропсихологами работаем с таким людьми, помогаем им найти способы иначе запоминать новую информацию или припоминать старую. К счастью, такие способы существуют.
Психогенные амнезии
Не имеют органической основы и возникают в результате действия защитных механизмов.
- Постгипнотическая амнезия.
- Истерическая амнезия — разработка понятия истерической амнезии связана с именами Жана-Мартена Шарко, Пьера Жане, Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда. Следует различать истерию травматического генеза (вызванную психической травмой или переживаниями экстремального стресса) и истерию как невроз переноса, связанный, согласно ранним психоаналитическим концепциям, с внутренним структурным конфликтом и регрессией либидо к объектам эдипальной фазы развития. Истерическая амнезия травматической природы вызвана действием защитного механизма диссоциации. Амнезия при истерическом неврозе переноса обусловлена действием вытеснения, направленного на репрезентаты и дериваты конфликтного влечения.
Согласно концепции Шарко и Брейера, при переживании травматической ситуации у некоторых людей возникает так называемое гипноидное состояние — состояние самогипноза. В этом изменённом состоянии сознания происходит кодирование элементов памяти, соответствующих переживанию данной ситуации. В некоторых случаях впоследствии эти воспоминания, образующие самостоятельную структуру, у которой отсутствуют ассоциативные связи с остальной системой автобиографических воспоминаний, не могут быть воспроизведены произвольно. Доступ к ним оказывается возможен только в изменённом состоянии сознания, которое достигается при помощи гипнотических и трансовых техник.
Амнезия, вызванная действием вытеснения, может быть преодолена, согласно психоаналитическим концепциям, посредством осознания вытесненного материала. Последнее достигается через применение метода свободных ассоциаций в аналитической работе.
- Фуговая амнезия — амнезия, имеющая диссоциативную природу. Этот вид психогенной амнезии возникает при диссоциативной фуге — реакции бегства в ситуации психической травмы или экстремального стресса. Основной чертой диссоциативной фуги является внезапный незапланированный отъезд. Динамика диссоциативной фуги характеризуется прохождением через двойной барьер амнезии. Первый амнестический барьер возникает сразу после начала фуги, при этом за барьером остаётся важная личная информация и воспоминания, относящиеся к прошлой жизни индивида. Первому амнестическому барьеру соответствует изменение личностной идентичности индивида. Второй амнестический барьер возникает после прекращения состояния фуги, когда возвращаются воспоминания, оставшиеся за первым амнестическим барьером и оказываются диссоциированными воспоминания о событиях, происходящих во время состояния фуги. При прохождении второго амнестического барьера утрачивается «фуговая» личностная идентичность и возвращается прежняя идентичность индивида.
- Расстройство множественной личности — диссоциативное расстройство, основным этиологическим фактором которого является хроническая психическая травма детства в контексте отношений со значимым взрослым человеком (обычно родители или лица, их замещающие). Расстройство множественной личности (или диссоциативное расстройство идентичности по DSM-IV) иногда ошибочно диагностируют как шизофрению[источник не указан 334 дня
]. Для расстройства множественной личности характерны множественные эпизоды амнезии как на ряд психотравмирующих ситуаций детства, так и на события, которые происходили во время так называемых переключений, то есть когда одна альтер-личность уступала контроль над поведением индивида другой альтер-личности. Как и при диссоциативной фуге, амнезии при расстройстве множественной личности, как правило, имеют диссоциативную природу. Диссоциативные амнезии в подавляющем числе случаев (если они, например, не сопровождаются нарушениями функционирования соответствующих отделов мозга) обратимы. Восстановление диссоциированного материала обычно полное и происходит либо спонтанно, либо при применении гипнотических и трансовых техник.
Амнезия
2
#24 ApelsinKa24.11.2016 00:48
Все началось с одинокого вечера перед ноутбуком. Исправляя аниме, случайно наткнулась на «Амнезию» и даже не прочитав описания, включила первую серию. С самой первой серии сюжет заинтересовал. Была какая-то интрига, тайна. Хотелось во всем немедленно разобраться. Хочу обратить ваше внимание на то, что на протяжении всего аниме, небыло названо имени главной героини. И даже как персонаж она прописана просто: «Героиня». Незнание имени главного персонажа, даже как-то и с толку сбить может, но не в этом случае. Тут все просто идеально. Амнезия же, как ни как. И если я сейчас начну писать обширный комментарий, то не даю гарантии, что не на спойлерю вам. Поэтому обойдемся мелкими фактами не сильно затрагивая сам сюжет, потому что это аниме одно из тех, которые нужно просто смотреть и понять. Героиня – милая девушка, скромная. И единственное, что меня напрягало – чрезмерная наивность и доброта, а так же — молчаливость. Ну, тут уж каждому свое. Да и понять наверное ее все же можно. Человек память потерял. На протяжении всего аниме были всякие странности и даже какие-то факты, которые связывают все миры. Под конец я поняла, что это аниме чем-то напоминает мне Дневник будущего. Только оно намного добрее и можно даже сказать, что плаксивее. На некоторых моментах, откровенно говоря, не сдержалась и ревела. Хотя и не над чем было, а может и было над чем. Основная мысль данного аниме такова – Что бы не случилось, никогда нельзя опускать руки. Как бы небыло лень, какие бы желания тобой не овладели. Нужно добиваться того, к чему шел. И не все так просто в нашем мире. Ничего просто так не бывает. Случайности и встречи с определенными людьми в нашей жизни – не случайны. И как бы эгоистично и сильно небыло желание жить – любовь всегда сильнее. Но так же, любовь доводит до безумия. Тут уж тонкая грань. Что касается рисовки – она чудесная. Не броская. Преобладают теплые цвета и оттенки. Кто-то сказал про глаза, да, действительно, глаза очень красивые. Даже сами персонажи довольно симпатичны. Все, как на подбор. Вот только одеваются странно, ну это опять же, дело вкуса, да и мало ли, какие у них там субкультуры. На счет озвучки – смотрела в Zendos & Eladiel & Shoker & Frenky. Ребята молодцы, чувственно озвучивают. Мне даже на мгновение показалось, что это не даббер, а сам персонаж. Но в стаде как говорится… Слух резало то, что один из них не хило так шепелявил что ли, или картавил, или аппаратура у него барахляная. В общем, это не столь важно и как бы там небыло, лучше смотреть в их озвучке, хотя тут она и есть одна. Но мало ли, кому приспичит – лучше не стоит. Смотрите уж, какая есть, так сказать. И чуть не забыла. Есть какое-то чувство недосказанности. Все же, интересно, куда она вернулась. И надеюсь, что будет хоть что-нибудь, что рассказывает об этом. Хотя вроде бы OVA есть. Надо будет посмотреть. В порыве впечатлений родился такой стишок: Не щадит нас время – скоротечно, И жизнь моя висит на волоске, Почему себя не ценишь, почему беспечна? С тобой — не жить, без тебя — жизнь пройдет в тоске. И боль моя ужасно нестерпимая, Раз за разом – гибнешь, умираешь на моих руках, И пусть кажусь я сильным – душа моя ранимая Но я тебя везде найду, спасу в любых мирах. За страх что каждый раз мешал тебя спасти, Прошу тебя не осуди, за душу слабую, И снова умираешь на моих руках – прости Опять во мне вина, последний раз целую руку правую. Найдя последний мир, тебя уже не отпущу, И пусть одному из нас опять придется уйти Не буду правды скрывать, пусть и услышу «Не прощу» Все теперь наоборот, ты должна мою душу спасти. P.S.: Стих от лица возлюбленного Героини. В общем говоря, всем советую — смотрите! Целевая аудитория — любой возраст. Самому аниме — 10 из 10!
[Перейти к материалу]
Влияние на культуру
Амнезия часто используется как сюжетный приём в художественных произведениях. В подавляющем большинстве случаев описывается ретроградная амнезия. Как правило, изображения амнезии в кино и художественной литературе недостоверны: герой лишается воспоминаний о своей личности, но сохраняет навыки и способность к общению.
Редкие примеры персонажей с более-менее достоверно показанной антероградной амнезией — главный герой фильма «Помни» и рыбка Дори в мультфильмах «В поисках Немо» и «В поисках Дори»[1][2]. В мелодраме «50 первых поцелуев» также показана антероградная амнезия, но, по мнению специалистов, недостоверно[3][4].
Фильмы:
- Кто я?
- Мементо
- Внутри моей памяти
- Дежа вю
- 50 первых поцелуев
- Человек без прошлого
- Идентификация Борна
Аниме:
- Эрго Прокси
- Ef: A Tale of Memories
- Tasogare Otome x Amnesia
- Golden Time
Манга:
- JoJo’s Bizarre Adventure: Jojolion
Видеоигры:
- Amnesia: The Dark Descent
- Amnesia: A Machine for Pigs
- XIII (игра)
- Shadow The Hedgehog (Главный Герой забыл своё имя)
Обзор Амнезия. Призрак прошлого
Предупреждаем сразу: жанр, к которому принадлежит эта игра, довольно сложен в плане восприятия. Adventure в стиле Survival horror, в переводе с английского означает «приключение» и «ужас выживания». Главная цель этих проектов всегда одна: при помощи тяжёлой и мрачной обстановки, с применением различного рода графических и звуковых спецэффектов как можно более сильно нагнетать страх и тревогу за жизнь персонажа. В общем, просьба к слабонервным: проходите мимо. Хотя, если честно, то этот жанр меня ну никак не пугает. Бывает, конечно, что от неожиданности нет-нет, да и вздрогнешь, но и то по причине того, что сам виноват – слишком уж расслабился. Играющему в эти игры стоит просто настроиться нужным образом и понять, что все, что происходит вокруг персонажа – это вполне естественные события для этих мест. Лично меня больше пугают неадекватные NPC, управляемые каким-нибудь тупым AI, – вот это по-настоящему очень и очень страшно. А монстры – это вполне себе адекватные персонажи, которые почти всегда ведут себя именно так, как того ожидаешь от этих «товарищей».
Ну да ладно, слишком отвлеклись. Главный герой игры – парень, которого зовут Даниэль, но имени своего он не помнит. Как оказалось, с ним случилась амнезия, которая характеризуются полным или частичным отсутствием воспоминаний о произошедших ранее событиях. Вполне естественно, что теперь ему придётся по крупицам восстанавливать всю свою память. Хотя, если быть точнее, то исходя из того, что всё происходящее на экране вы будете воспринимать с видом от первого лица, то главный герой не некто Даниель, а вы – игрок. Вам лично придётся пережить все, что будет происходить на вашем экране.
Ну, так вот: вы просыпаетесь в неизвестном для вас замке, совершенно не подозревая о том, как в него попали. За окном стоит глубокая ночь, а в замке, как назло, не горит большинство свечей, факелов и светильников. Для того, чтобы понять что с вами случилось, вам придётся пробираться сквозь окутавшую вас темноту. Она не то чтобы кромешная, но по неизвестной пока причине вас то и дело будет бросать в дрожь от сравнительно недолгого пребывания в неосвещённом месте. Единственный выход – держаться поближе к источнику света, будь то зажжённая свеча, горящий факел или же прорывающийся сквозь окна свет луны.
В вашем распоряжении будет журнал, где будут храниться записи о тех сведениях, которые удалось разузнать по ходу этого запутанного дела. Как только вы очнётесь, вам будет предложено идти по оставленным кем-то красным пятнам на полу. Советую не спешить – от этого может улетучиться вся атмосфера. Тем более что во время спешки можно пропустить, а в итоге не подобрать, например, те же трутницы – они расходуются на разжигание огня. Также не забудьте подбирать масло для фонаря, которое может закончиться именно в тот самый момент, когда вам будет так нужен спасительный для вашего рассудка свет. Реже всего будут попадаться пузырьки с настойкой опиума – местный аналог аптечек. Самое главное – это ни в коем не пропустить какой-нибудь квестовый предмет. Рано или поздно вам всё равно придётся вернуться обратно в поисках чего-то сильно необходимого, что будет так нужно для дальнейшего прохождения. Благо хоть разработчики сделали так, что пропустить эти ценные предметы практически невозможно – они имеют ярко выраженные очертания.
По ходу сюжета вам будут открываться всё новые и новые подробности вашего прошлого. Вы раз за разом будете находить записки, написанные разными людьми, в том числе и вами, но ещё до амнезии. Иногда вы будете видеть или просто слышать отголоски прошлого – они будут то и дело проявляться в зависимости от того, как далеко вы будете продвигаться на пути восстановления вашей памяти. Поверьте на слово: сюжет, а в особенности его подача – самая сильная сторона этой игры.
Кроме витиеватости событий, порадовали многочисленные головоломки: они настолько логичны, что вы вряд ли застрянете в своём прохождении, и уж тем более не бросите из-за этого игру. Ещё раз повторюсь: никогда не спешите, просто будьте внимательнее к мелочам. И игра в ответ на это наградит вас часами наиприятнейшего времяпрепровождения. Хотя нет, поторопиться придётся, и не раз – поймёте сами, когда столкнётесь с ужасающего вида монстрами. Главное – это вовремя спрятаться от них в темноте или в другом, более скрытом от их глаз, месте. Например, в том же шкафу – будет случай, когда это станет вашим единственным шансом на спасение. Отбиться от них не выйдет – бегите со всех ног. Если нет темноты или ещё какого-нибудь подходящего места – попробуйте кинуть в его сторону кусок чей-нибудь плоти. Она будет очень часто валяться под вашими ногами, но почему и откуда она взялась в этом зловещем замке, не расскажу – играйте сами. Лично меня этот прием пару раз буквально-таки просто спасал: эти уроды бегают как-то слишком быстро, хотя во время обычного «патрулирования» местности еле волочат ноги.
Кстати, подбирать и бросать можно любой из небольших предметов. Жаль вот только анимации у этой процедуры нет никакой. Такое чувство, что всё происходит посредством силы воли: навёл на предмет точку в центре экрана, появился значок кисти. Зажал кнопку, и вуаля – предмет совершает нужные для вас перемещения. Кроме того, вам придётся собственноручно совершать большинство механических действий – будь-то открытие и закрытие дверей, выдвигание и задвигание полок стола и так далее. Суть процедуры проста – нажали на кнопку и подвигали мышью в нужном для вас направлении. В итоге всё будет сделано именно так, как вы и запланировали. Реализация этой идеи способствует более полному погружению в мир игры, но как ни крути, от этого становится ещё печальней, что анимация этих действий отсутствует начисто.
Сама игра хоть вышла лишь для персональных компьютеров, но, на мой взгляд, в ней есть огромный потенциал для недавно вышедшего комплекта к PS3 – PlayStation Move. Знала бы Sony CE о разработке такого проекта, обязательно бы проспонсировала новый графический движок и внедрение новых возможностей. Да, что там – полностью взяла бы под своё покровительство всю разработку данного проекта. Заимев Sony CE в роли издателя, игра бы хоть и не приобрела звание «System seller» на PC и PS3 – не тот жанр, но явно бы нашла больший интерес у игроков. Раз уж пошла речь о движке, то пару слов стоит уделить и визуальной составляющей: графика в игре оставляет двоякое впечатление. Поначалу она сильно расстраивает плохим качеством текстур и всеобщей невыразительностью, но потом, далее по сюжету, вы попадаете в другие, более глубокие помещения замка, где восприятие окружения уже не столь критично. Возможно, всё дело в невзрачном дизайне первых локаций, так как далее, несмотря на наличие всё тех же, часто размазанных, текстур, впечатление от графики остаются самые что ни на есть распрекрасные.
Кроме всего вышеотмеченного, стоит уделить внимание и звуковому сопровождению – оно играет очень важную роль в том самом нагнетании страха и тревоги за жизнь персонажа, которым так славится этот жанр. Звук подобран изумительно: скип дверей, стук шагов наверху, вой за окном и многое другое – всё это выполнено на высочайшем уровне. Благодаря всему этому, атмосфера древнего замка, в котором поселилось кровожадное зло, передана настолько правдоподобно, что не поверить в происходящее на экране просто невозможно. Можно ещё долго и упорно перечислять все достоинства и некоторые, к сожалению имеющиеся, недостатки, но этот проект, вне всяких сомнений, имеет право не только на существование, но и на дружелюбный отклик со стороны игроков.
Плюсы: Великолепный сюжет и его подача Вполне приличная графика Логичные и интересные загадки Отличное звуковое сопровождение
Минусы : Отсутствие анимации движений главного героя Кому-то игра может показаться слишком долгой Несколько мелких багов
Оценка: 8.2
Вывод:
В общем, перед нами очень и очень качественный проект, который при должном уходе мог бы оказаться просто шедевром. При этом он всё же является основным номинантом на звание лучшей игры в своём жанре, среди игр, выпущенных в текущем 2010 году.
Обзор написан по PC-версии проекта
Александр «Panko» Потоцкий
Таинственная амнезия. 10 историй из жизни
Потеря памяти — один из распространенных и востребованных элементов кинематографической индустрии Голливуда. Амнезия героя — столь часто задействуется в сюжетах и столь натурально изображается, что создается впечатление, будто любой удар головой способен обеспечить герою утрату памяти, которая по всем канонам happy еnd чудодейственно возвращается в здравый рассудок героя. Но стоит отметить, что такое явление, как амнезия, встречается в реальной жизни значительно реже, чем в фильмах, и еще реже утраченные элементы пазла памяти встраиваются на свои места. Однако сюжетная канва жизненных историй ощутимо превосходит кинематографический вымысел.
Следует также отметить, что некоторые из выявленных амнезий оказывались по факту вымыслом своих хозяев в силу тех или иных причин. Тем не менее Listverse подобрал 10 наиболее нашумевших историй, имевших место в реальной жизни.
Ansel Bourne (Ансель Борн)
Ансель Борн (Ansel Bourne) был евангельским проповедником в Грине (Green), штат Род-Айленд. В один прекрасный день, 17 января 1887 года, он отправился в гости к сестре в город Провиденс, но, по непонятным причинам, неожиданно снимает все свои сбережения со счета и оказывается в Норристаун (Norristown), штат Пенсильвания. В Норристауне он открывает универсальный магазин под названием Альберт Дж. Браун (Albert J. Brown) и начинает новую жизнь. Однажды утром, 15 марта того же года, он проснулся и… не смог понять, где он находится. Это был очень тяжелый момент, который смутил его до такой степени, что он начал интересоваться у людей, кто он и что здесь делает. Жители города недоуменно отвечали, что его имя Альберт Дж. Браун, где он и какое сейчас число и год. Ансель был уверен, что на дворе все то же 17 января, что вызывало еще большее смущение людей, знавших его на протяжении этих месяцев. Он совершенно не помнил этих месяцев своего пребывания в Норристаун. Вернувшись домой, Борн вызвал неподдельный интерес Объединения физических исследований (Society for Physical Research). Под гипнозом, который был применен в ходе изучения его случая, Ансель Борн воспринимал себя как Альберта Дж. Брауна, но при этом он рассказал историю о Брауне, то есть о себе, в третьем лице, и уверенно отрицал, что он знает кого-то по имени Ансель Борн. Это был первый документально зафиксированный случай психического расстройства известного как «состояние фуги «, — диссоциативная форма амнезии, которая заставляет человека терять способность к идентификации своей личности в течение определенного времени, до момента восстановления поврежденных каким-то образом участков памяти, ответственных за самоидентификацию. После сеансов гипноза, в скором времени Ансель Борн восстановился и прожил остаток своей жизни без подобных приключений, никогда не вспоминая и не называя себя Альбертом Дж. Брауном.
Anthelme Mangin (Антельм Манжин)
4 февраля 1918 г. на железнодорожной платформе вокзала Brotteaux в Лионе (Франция) был задержан потерянно блуждающий французский солдат. Когда его заметили вокзальные полицейские, при нем не оказалось никаких документов и он сказал, что предположительно его зовут Антельм Манжин (Anthelme Mangin). Больше он ничего не мог сказать о цели своего пребывания, о месте проживания и как он оказался на этой платформе. После нескольких часов допроса, Манжен был помещен в психиатрическую лечебницу. Ничего не прояснив, его перенаправили в следующую лечебницу, через время — в другую специализированную больницую. В течение нескольких лет бывшего солдата переводили от одного учреждения к другому, безуспешно пытаясь выяснить, кто он такой и что с ним произошло.
Фотографию Манжина распространили во всех центральных газетах, в результате чего более 300 семей заявили, что они его родственники. Однако Манжин не вспомнил ни одного из потенциальных родственников. И только в 1930 году, семья из французской коммуны Сен-Мор, опознали в Манжине бывшего официанта по имени Октав Монжуана, который ушел на фронт Первой мировой войне и больше не вернулся. Впоследствии выяснилось, что в августе 1914-го года, Монжуан был ранен и вместе с 65-ю другими французскими солдатами на Западном фронте был взят в плен. Проведя в более 3,5 лет в лагерях для военнопленных, в январе 1918 года солдаты были отправлены обратно во Францию. Однако документы Монжуана были утеряны, и его семья так и осталась в неведении, вернулся ли он домой. Был сделан вывод, что полученный во время войны тяжелый опыт спровоцировал у Монжуана потерю памяти.
Sywald Skeid (Сивальд Скейд)
28 ноября 1999 года в отделение неотложной помощи больницы Торонто, Канада, поступил молодой человек 24-26 лет. У него был сломан нос и было похоже на то, что парень оказался жертвой нападения. Молодой человек говорил с заметным иностранным акцентом, но утверждающих его личность документов при нем не оказалось. На расспросы о нем и его месте жительстве, он не смог ничего внятного ответить, и предпринял попытки выяснить у медработников, кто он такой и откуда. Обследовав вновь поступившего пациента, ему поставили диагноз «обширная посттравматическая амнезия». Случай быстро стал достоянием прессы и вскоре о «господине Никто», как его окрестили работники СМИ, узнали далеко за пределами Канады. После выписки из больницы «г-н Никто» находился в течение нескольких недель в приюте, пока рассматривался вопрос о помощи парню службами опеки. В результате, молодого человека взяла под опеку семейная пара из Онтарио. Он неоднократно менял свое имя, но в конце концов, остановился на Сивальд Скейд (Sywald Skeid).
Фотографии «г-на Никто», вместе с его отпечатками пальцев были распространены по всем отделениям полицейских служб и органов в попытке установить личность человека, утратившего память. Тем временем, Сивальд Скейд отказывается от всех предложений лечения его амнезии и переезжает в Ванкувер. Там он встретился с адвокатом, чтобы обсудить процедуру оформления и получения канадского гражданства. И неожиданно между дочерью адвоката и Сивальдом возникают чувства. Вскоре молодые женятся и неожиданно переезжают жить в Португалию, где осуществляют попытку получить теперь уже португальское гражданство. Полиция продолжая расследование странной утраты памяти Сивальда предполагает, что Скейд — французская модель по имени Georges Lecuit, однако впоследствии выяснилось, что паспорт настоящего Lecuit был украден в 1998 году. Но в 2007 году история получает новый разворот. Сивальд Скейд дает эксклюзивное интервью для июньского номера журнала GQ и неожиданно рассказывает миру истинную историю произошедшего. Он поведал, что был родом из бедной румынской крестьянской семьи и его настоящее имя было Ciprian Skeid (Сиприан Скейд). Чтобы кардинально изменить свою жизнь, получить гражданство другой страны и начать новую жизнь, Скейд разыграл тяжелую форму амнезии.
Jody Roberts (Джоди Робертс)
В мае 1985 году друзья и близкие 26-летней Джоди Робертс (Jody Roberts) из городе Такома, штат Вашингтон, начали замечать разительную перемену в образе жизни и состоянии Джоди. Работая в качестве постоянного репортера для «Tacoma News Tribune», женщина неожиданно быстро начала меняться в худшую сторону. Она перестала следить за собой, начала выпивать и вести странный образ жизни, чего никогда раньше не замечали за ней.
20 мая 1985 года Джоди внезапно исчезает. И последующие 12 лет ни родные, ни близкие ничего не слышали о ней и попытки найти ее оказались тщетными. Однако 5 лет спустя потерянную Робертс заметили блуждающую по огромному торговому центру в Авроре, штат Колорадо, более 1600 километров (1000 миль) от места, где она жила ранее. Когда ее задержали, она оказалась не в состоянии назвать свое имя и место проживания, при ней не было никаких документов, но при ней был ключ от автомобиля марки Toyota, который так и не нашли впоследствии. Джоди была госпитализирована в больницу Денвера, где врачи определили, что она находится в «состоянии фуги» — диссоциативная форма амнезии, при которой человек не способен себя идентифицировать как личность в течение определенного времени.
Не имея физической возможности раскрыть свою истинную идентичность, Робертс начала новую жизнь после выписки из больницы. Она отдала предпочтение имени Джейн Ди (Jane Dee) и получила вскоре работу в ресторане быстрого питания. Еще спустя время, она поступила в Университет Денвера. И после переезда в город Ситка, штат Аляска, Робертс вышла замуж за предпринимателя-рыбака, от которого родила двойню, девочек-близняшек. В течении нескольких лет Джоди сделала карьеру в качестве веб-дизайнера, кардинально сменив свое амплуа.
В 1997 году один из аляскинских сотрудников Джейн Ди увидел в информационном выпуске новостей Сиэтла фотографию Джоди Робертс и узнал ее. После этого события в жизнь Робертс вошла новая фаза жизни. Восстановив утраченную связь со старыми друзьями в Такома и воссоединившись со своей семьей, она так и не смогла их вспомнить. В заключении обследования Джоди Робертс указано, что вероятной причиной, приведшей пациентку к состоянию диссоциативной амнезии, послужил сильный стресс, какой именно, — остается неизвестным, так как память Джоди Робертс так и не восстановилась.
Raymond Robins (Рэймонд Робинс)
Раймонд Робинс (Raymond Robins) в 1930-е годы был известным экономистом и сторонником организованного труда. По специфике своей деятельности, он часто работал в тесном контакте с Белым домом по вопросам запрещения или установления дипломатических отношений с Россией. Однажды 3 сентября 1932 года всегда пунктуальный и организованный Робинс не появляется на запланированной встрече с президентом Гербертом Гувером. При выяснении его непонятного отсутствия, обнаруживается, что в последний раз его видели покидающим Городской клуб в Манхэттене. После чего его след был утрачен.
Удивительное исчезновение Раймонда Робинса «сделало заголовки» всех СМИ, породив целую волну домыслов, слухов о таинственном похищении и прочих разного рода спекуляций на эту тему. Кто-то активно рассуждал о том, что Робинс стал жертвой организованной преступности, кто-то запускал «утку», что Раймонда Робинса видели спокойно прогуливающегося по улицам Чикаго. Однако 18 ноября 1932 года Робинса неожиданно опознает 12-летний мальчик из Уиттиера, небольшого городка в горах Северной Каролины, прочитавший в газете об исчезновении Робинса и узнавший в нем живущего неподалеку, недавно приехавшему в их город незнакомца по имени Рейнольдс Х. Роджерса.
Робинс прибыл в город Уиттиер через неделю после своего нашумевшего исчезновения и утверждал, что он шахтер из Кентукки. Он благополучно жил в пансионате, где провел большую часть времени, пока его безуспешно искали.
После заявления мальчика властям о человеке, сильно похожего на разыскиваемого Раймонда Робинса, в Уиттер отправился племянник Робинса, чтобы удостовериться и идентифицировать своего дядю или просто похожего на него человека. Несмотря на то, что Робинс отрастил к тому времени бороду, племянник сразу же узнал его. Однако Раймонд совершенно не узнавал родственника и вообще ничего не мог вспомнить о своей жизни до переезда в этот городок. Робинса перевезли домой, но он по-прежнему не помнил свою семью и жену. Робинс прошел курс психиатрического лечения, после чего большая часть его памяти благополучно восстановилась
В результате лечения врачи предположили, что сочетание стресса и эмоционального напряжения, вероятно, и вызвали у Робинса «состояние фуги», что побудило его взять на себя новую идентичность и преподнесение себя.
Barre Cox (Барр Кокс)
31-летний Уэсли Барретт «Барре» Кокс (Wesley Barrett «Barre» Cox) 11 июля 1984-го года, бывший священник в Сан Антонио (San Antonio), посетив город Лаббок (Lubbock), неожиданно решил отправиться в Абилин (Abilene), чтобы повидать друзей. Позвонив жене, он известил ее о своих планах. Передал поцелуи своей шестимесячной дочурке и… исчез. На следующий день на проселочной дороге округа Джонс (Jones County) обнаружили брошенный и ограбленный автомобиль Кокса, содержимое его кошелька было разбросано по земле. Вскоре выяснилось, что рано утром Кокса видели в близлежащем магазине, покупающим две канистры топлива. Он обратился к полицейским, пожаловавшись на то, что в его автомобиле закончилось топливо. Полицейский подвез Кокса к его автомобилю, после чего Барр пропал. Позже этот же полицейский при даче показаний утверждал, что видел мотоцикл в багажнике автомобиля, которого при дальнейшем обыске не обнаружили.
Вплоть до 2000 года о Барре больше не было никаких известий. Пока однажды один из прихожан гей-церкви в Далласе не узнал в священнике Джеймсе Симмонсе (James Simmons) бесследно исчезнувшего священника из Сан Антонио Барретта Кокса. Кокс заявил, что он был избит и обнаружен в бессознательном состоянии внутри багажнике автомобиля на свалке Мемфис. Он был доставлен в больницу и остался в коме в течение двух недель. Когда Барр пришел в себя, он не смог объяснить кто он такой, так как просто не имел об этом никакого понятия. Ему поставили диагноз амнезия. Выйдя из больницы, Кокс начал новую жизнь и в конце концов взял приход, став священником гей-церкви в Далласе. Однако власти так и не смогли найти подтверждающих или удостоверяющих записей этих событий, чтобы уверенно подтвердить историю Кокса. В результате чего возникло подозрение, что Барре Кокс инсценировал собственное исчезновение в поисках новой жизни, осознав себя геем и не имея возможности и сил продолжать жить другой жизнью.
Michelle Philpots (Мишель Филпотс)
Если вы смотрели американскую комедию «50 первых поцелуев», с Дрю Бэрримор в главной роли, где ее героиня после автокатастрофы получила серьезную травму головы. В результате чего, у нее развилась редкая форма антероградной амнезии, при которой ее память полностью обнуляется за ночь, пока она спит. После пробуждения, все ее новые воспоминания стираются, и она каждый день просыпается в дне, когда произошла авария.
Сюжет может показаться вымышленным. Однако история имеет реальную подоплеку. В 1985 году англичанка Мишель Филпотс (Michelle Philpots) попала а автокатастрофу, получив серьезную травму головы. Спустя пять лет, нелепым образом снова попадает в аварию, но уже на мотоцикле и получает еще одну, уже критическую травму головы. Эти обе травмы сделали в своей совокупности нанесли существенный ущерб мозгу Мишель. Помимо приобретенной в результате травмирования эпилепсии, мозг Филпотс к 1994 году обширно повреждает антероградная амнезия. Несмотря на проведенные операции после аварии, восстановить поврежденные участки мозга женщины не удалось. Мишель полностью утратила способность создавать новые воспоминания.
За последние 20 лет никаких существенных изменений добиться не удалось. Каждое утро, она просыпается по-прежнему в 1994 году. До всех этих трагических событий, Мишель Филпотс была в длительных отношениях со своим будущим мужем, но поженились они лишь в 1997 году. По сегодняшний день муж Мишель каждое утро показывает супруге их свадебные фотографии, чтобы напомнить ей, что они женаты и рассказывает краткую историю их жизни. Их случай стал широко известен. Их неоднократно приглашали на различные ток-шоу. Во время одной из известных телепередач «The Today Show» с Мэттом Лауэр (Matt Lauer), уже к середине интервью Филпотс фактически забыла имя ведущего Мэтта Лауэр.
На сегодняшний день проведено ряд операций на мозге Мишель Филпотс, в результате которых были удалены некоторые безвозвратно поврежденные клетки мозга, чтобы снять хотя бы силу эпилептических приступов, которыми ко всему прочему страдает Мишель. Однако существенной надежды на улучшение состояния ее мозга и памяти нет. И кажется уже маловероятным, что ее память восстановится и стертые воспоминания вернутся.
Michelle Philpots записывает на стикерах наиболее яркие воспоминания дня, о котором завтра не вспомнит
Doug Bruce (Дуг Брюс)
В один из центральных полицейских участков Нью-Йорка ранним утром 3 июля 2003 года зашел неизвестный человек и с заметным британским акцентом сказал, что не знает, кто он такой. Он проснулся в поезде метро, и не смог понять, как он туда попал, кто он и что делает тут. Никаких документов при нем не оказалось, и он даже не смог назвать свое имя. Мужчину определили в ближайшую больницу, где он пребывал в течение нескольких дней, пока в его рюкзаке, не обнаружили звонящий телефон. Как выяснилось, номер принадлежал знакомой неизвестного человека, которую попросили приехать, чтобы идентифицировать человека. Им оказался Дуг Брюс (Doug Bruce). Брюс действительно оказался британским гражданином, который заработал приличное состояние, работая в качестве банкира в Париже, а после переехал в Нью-Йорк, чтобы освоить искусство фотографии. Предоставление установленной информации Брюсу, и привезя его домой, в его пентхаус в Манхэттене, Дугу Брюсу не стало легче. Он по-прежнему не понимал, кто он.
Предположительно было установлено, что Дуг страдает редкой формой ретроградной амнезии. Его история стала сюжетной канвой документального биографического фильма «Неопознанный белый мужчина», снятого в 2005 году режиссером Рупертом Мюррэй. Сам фильм стал предметом жарких споров, так как многие были убеждены, что история Брюса является искусным розыгрышем. Такое неверие было связано с тем, что эксперты не смогли определить конкретный травматический инцидент, который мог бы вызвать такую форму амнезии у Брюса и некоторые из них выразили серьезные сомнения, что она является подлинной. Незадолго до этих событий в жизни Дуга, один из его друзей пережил приступ кратковременной амнезии в результате полученной травмы головы. Это могло стать толчком для создания искусного мифа. Однако, правда это или вымысел, притворяется Дуг Брюс или нет, он до сих пор не проявляют никаких признаков восстановления его памяти.
Doug Bruce, герой документального фильма «Неизвестный белый мужчина»
Clive Wearing (Клайв Веринг)
В 2000 году вышел в прокат нашумевший психологический триллер «Memento» («Помни») режиссера Кристофера Нолана, к которому сценарий написал сам режиссер, по мотивам рассказа своего брата Джонатана «Memento Mori», главный герой которого страдал антероградной амнезией. Он мог помнить свое прошлое, но больше не способен был создать новые воспоминания. Сюжетная составляющая данного вида амнезии в реальной жизни имеет более сложные примеры.
У 46-летнего британского музыковеда Клайва Веринга (Clive Wearing), 27 марта 1985 года диагностировали герпетический энцефалит, — очень редкая форма вируса простого герпеса. Однако вирус серьезно повредил центральную нервную систему Клайва. В результате чего у Веринга развились сразу два вида амнезии — ретроградная и антероградная. Веринг не помнит события из своего прошлого, и не в состоянии хранить новые воспоминания. Последствия заболевания привели к повреждению хранилища кратковременной памяти — гиппокампа Веринга, именно той области мозга, которая ответственна за передачу информации и воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную. Мозг Клайва способен хранить новые, абсолютно свежие для него воспоминания в течение лишь нескольких секунд, после чего он забывает их снова. Клайв не в состоянии помнить большинство событий, явлений, навыков, деталей его жизни до 1985 года. Он может вспомнить, что у него были дети от предыдущего брака, но не может вспомнить их имена. В то же время процедурная память музыканта осталась не поврежденной. Он любит свою нынешнюю жену, но часто забывает, что они женаты. Он не может вспомнить свое музыкальное образование, но по-прежнему знает, как играть на фортепиано и прекрасно играет.
Для простого обывателя это покажется настоящим кошмаром, но Веринг и его семья живут такой жизнью, в таких трудных условиях, изо дня в день на протяжении последних 28-ми лет.
Agatha Christie (Агата Кристи)
Вероятно, без ложной скромности, Агату Кристи (Agatha Christie) можно назвать самым известным детективным писателем всех времен и народов. Однако не все знают, что сама писатель в 36 лет стала центральной фигурой таинственной истории в своей собственной жизни, произошедшей с ней в 1926 году. 3 декабря поздним вечером Агата таинственно исчезает из своего дома в Саннингдейл (Англия). Утром следующего дня, ее автомобиль был обнаружен в часе езды от Ньюлендс Корнер (Newlands Corner). Самой Агаты нигде не было. Слух об исчезновении Кристи быстро распространился. Люди тут же предположили, что это дело рук ее мужа Арчибальда (Archibald), который незадолго до исчезновения Кристи собирался подавать на развод, слухи раздулись до того, что люди начали подумывать, что он просто убил Кристи. Однако 14 декабря 1926 года Агату нашли в одном из отелей-водолечебниц Харрогейта (Harrogate) живой и здоровой, где она зарегистрировалась как Тереза Нил (Teresa Neele). Как утверждала сама Агата Кристи, она понятия не имела, как она там оказалась.
Загадочное исчезновение Агаты Кристи вызвало много дисскусий на эту тему. Что случилось с Кристи в эти 11 дней никто не понимал. Одни полагали, что она сама инсценировала свое исчезновение с целью обратить на себя внимание, то ли для привлечения внимания общественности, для саморекламы, то ли чтобы вернуть неверного мужа, на что наводила мысль о том, что Тереза Нил — было именем его любовницы. Однако определенные доказательства произошедшего указывают на то, что Агата Кристи, вероятней всего, действительно вошла в состояние диссоциативной фуги с потерей краткосрочной памяти. На следующее утро ее исчезновения, один из жителей Ньюлендс Корнера (Newlands Corner) встретил ее, идущей пешком вниз по дороге. Несмотря на довольно холодную погоду, на ней кроме тонкого платья ничего не было. Она была совершенно потерянной, озябшей и смущенной. Предстоящий развод Кристи с мужем, его измены, недавняя смерть ее матери вполне могли ввергнуть ее в глубокую депрессию. Вероятней всего, падение ее машины в кювет, было переломным моментом, следствием которого стало кратковременное отсечение реальности и состояние амнезии. Что же случилось на самом деле никто никогда уже не узнает. Агата Кристи умерла в 1976 году, в возрасте 86 лет, унеся с собой разгадку этой тайны.
Автор перевода: Tatyana Varukha Публикации на Kefline