Прохождение игры tales of monkey island: сhapter 5 — rise of the pirate god

The Secret of Monkey Island

ВВЕДЕНИЕ

Эта игра преобразована из очень популярной, очень смешной приключенческой игры (adventure дате), созданной для PC. Тебе предстоит сыграть роль Гайбраша Трипвуда (Guybrush Threepwood). подростка, который хочет стать пиратом. Во время игры тебе предстоит столкнуться со множеством пиратов, влюбиться в прекрасную Губернаторшу острова и даже найти небольшое сокровище .. но удастся ли тебе узнать секрет острова обезьян?

СТРАТЕГИЯ

Чтобы не печатать раз за разом один и тот же текст, мы решили привести рекомендации о том, как добраться до тех или иных мест (например: «Иди налево и там будет замок»), только однажды. Потом предполагается, что ты уже будешь знать, как туда добраться. Твои КОМАНДЫ напечатаны заглавными буквами (например: «ОТКРОЙ (OPEN) парадную дверь»), с тем, чтобы их выделить из остального текста. Оптимальное время для обращения к нашим советам — это когда ты оказываешься в безвыходной ситуации. Загляни в них, найди решение и отложи до следующего тупика. Если будешь читать дальше, испортишь себе всю игру.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ТРИ ИСПЫТАНИЯ

Игра начинается с твоей встречи со сторожем острова Мили. Он тебе сообщит, откуда начинать поиски, и ты автоматически окажешься в деревне. Запомни, где находится сторож, ибо тебе еще придется вернуться к нему немного позже. ИДИ (WALK) направо к БАРУ «СКАММ» (Scumm Bar). ОТКРОЙ (OPEN) дверь и ВХОДИ (WALK). ПОДОЙДИ (WALK ТО) к красному занавесу, но прежде ПОГОВОРИ (TALK ТО) с пиратами (и собакой), чтобы немного посмеяться. За занавесом ты обнаружишь трех ВАЖНЫХ ПИРАТОВ. ПОГОВОРИ (TALK ТО) с ними и скажи: «Я хочу быть пиратом» («I wan! to be а pirate».) Они тебе расскажут о Трех Испытаниях. Постарайся вытрясти из них как можно больше информации, затем прекращай разговор и ОТКРЫВАЙ (OPEN) дверь справа. ПОВАР скажет, что внутрь нельзя. Да неужели? Посмотрим, посмотрим! Дождись, когда повар уйдет на кухню, и уходи с левого края экрана. Потом ВХОДИ (WALK). В КУХНЕ ВОЗЬМИ (PICK UP) кусок мяса и горшок, стоящий под столом, на котором разложено мясо. ОТКРОЙ (OPEN) правую дверь и выйди. ПОДОЙДИ (WALK ТО) к самому краю пирса и покачай доску, чтобы спугнуть ЧАЙКУ, затем ВОЗЬМИ (PICK UP) рыбу, прежде чем птица вернется. Ты можешь проделывать это бесконечное число раз. Теперь покинь бар «Скамм» и ИДИ (WALK) налево к сторожу (он находится на вершине утеса), затем ИДИ (WALK) по тропинке вправо. Когда появится карта острова Мили, направляйся к прогалине в середине острова, затем ИДИ (WALK) влево и входи в ЦИРКОВУЮ ПАЛАТКУ. Прерви перепалку братьев Феттучини и послушай, как они торгуются. Потом спроси: «Сколько вы мне заплатите?’ («How much will you pay me?») Согласись на их предложение, сказав: «Окой, звучит заманчиво» («ОК. sounds good») Потом они спросят, есть ли у тебя шлем, а ты ответишь: «Конечно, у меня есть шлем» («Of course I have a helmet».) ОТДАЙ (GIVE) горшок братьям и они выстрелят тобой из пушки. Поговори с ними, скажи, что все в порядке и можешь уходить. ИДИ (WALK) назад к тропинке и возвращайся в ДЕРЕВНЮ. ИДИ (WALK) направо мимо Бара и под АРКУ к «главной улице» деревни. ПОГОВОРИ (TALK ТО) с обитателем Мили. Он спросит о ком-то по имени Свей, ответь так: «Нет, но однажды у меня был парикмахер, которого звали Доминик» («No. but I once had a barber named Dominique».) Купи у него карту, которую он предложит. ПРОЙДИ (WALK) мимо человека вниз по улице и ОТКРОЙ (OPEN) первую дверь справа. ВХОДИ (WALK) внутрь МАГАЗИНА БУДУ. ВОЗЬМИ (PICK UP) цыпленка, лежащего на сундуке, потом ВЗГЛЯНИ (LOOK AT) на него. ОТКРОЙ (OPEN) дверь и ВЫЙДИ (WALK) обратно на улицу. ИДИ (WALK ТО) к арке под часами, затем ИДИ (WALK ТО) по АЛЛЕЕ, откуда доносится звук: «Тссс…- Из аллеи появится мужчина и задаст тебе несколько вопросов. Ответь на его вопросы. Ты выяснишь, что он — шериф. Когда он уйдет. ИДИ (WALK ТО) по УЛИЦЕ и ОТКРОЙ (OPEN) дверь МАГАЗИНА СПРАВА. ВОЙДИ (WALK) внутрь. ВОЗЬМИ (PICK UP) лопату и меч и ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) звонком. Скажи СВАРЛИВОМУ ПРОДАВЦУ, что хочешь эти предметы (говоря: «Что касается этого меча…» («About this sword…») или «Что касается этой лопаты…» («About this shovel.—«)), затем скажи: «Я хочу взять ее на прокат» (I’d just like to browse»). Выйди из магазина и ИДИ (WALK ТО) к сторожу, затем ИДИ (WALK ТО) к тропе, чтобы появилась карта. Ты уже закончил сбор необходимых тебе предметов. Теперь пора проходить Три Испытания) Сверившись по карте иди к ДОМУ, который стоит на правой оконечности острова. На МОСТУ тебя остановит БЕЗОБРАЗНЫЙ ТРОЛЛЬ. ОТДАЙ (GIVE) троллю рыбу и он тебя пропустит. Когда опять появится карта, иди к дому. Попробуй ОТКРЫТЬ (OPEN) дверь дома, и с тобой заговорит мужчина. Скажи: «Можешь ты меня обучить?» («Could you train me?»), затем настаивай на том. что у тебя есть все, что нужно. Когда он наконец согласится, дай ему 30 монет (pieces of eight) и покажи ему свой меч. когда он попросит. Он проведет тебя внутрь и проведет с тобой несколько энергичных (и весьма увлекательных) занятий. Когда занятия закончены, тебе нужно выучить несколько оскорбительных выражений. ИДИ (WALK) к тропе и появится карта, затем ИДИ (WALK) к ПЕРЕКРЕСТКУ, который находится левее развилки дороги. Это наилучшее место для того, чтобы столкнуться с пиратами и ввязаться в драку. Продолжай драться с пиратами, чтобы как следует усвоить оскорбления и ответы на них. Когда ты выучишь их. проверь их по списку, приведенному ниже. Если ты слышишь фразу, на которую не знаешь ответа, воспользуйся ей же и получишь ответ.’ В конце концов, пираты, над которыми ты одержишь верх, скажут, что ты достаточно опытен, чтобы сразиться с Повелительницей Меча. Еще нет! Продолжай драться до тех пор, пока ты не услышишь все. что приведено в этом списке.

ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ (I) И ОТВЕТЫ НА НИХ (С) ДЛЯ ПИРАТОВ

I: Ты все еще носишь памперсы? С: А что, хотел одолжить?

I: Я получил этот шрам на лице в жестокой схватке! С: Надеюсь, это отучило тебя ковыряться в носу.

I: Я не могу сидеть, видя такую наглость! С: А что, геморрой опять тебя беспокоит? I: У меня когда-то была собака, так вот она была умнее тебя! С: Похоже, она-то и научила тебя всему, что ты знаешь.

I: Я слышал, что ты жалкий подлиза! С: Но о тебе-то вообще никто ничего не слышал.

I: Я разговаривал с обезьянами, которые были вежливее чем ты. С: Отрадно что ты не забываешь общаться со своей семьей.

I: Я вытру своим носовым платком твою кровь! С: Значит тебе все-таки удалось получить место уборщицы.

I: Никто никогда не видел и не увидит моей крови! С: Ты так быстро бегаешь?

I: Люди падают предо мной ниц. С: Даже прежде, чем они ощутят запах у тебя изо рта?

I: Вскоре ты будешь носить мой меч, как слуга! С: Для начала перестань им махать как опахалом.

I: Просто нет слов, чтобы описать, какой ты отвратительный. С: Нет. есть. Ты просто им так и не научился.

I: Пришел твой конец, жалкий трус! С: Я оставлю тебе небольшой кусочек.

I: Ты сражаешься, как пастух. С: Неплохо. А ты похож на корову.

I: У тебя манеры нищего. С: Просто я стараюсь, чтобы ты не смущался в моем присутствии.

I: От одного взгляда на тебя у меня возникает тошнота. С: Глядя на тебя мне кажется, что кое-кто это уже сделал.

I: Тебе до моих мозгов еще далеко, ты жалкий идиот! С: Да, но ты ими никогда не пользовался.

Когда ты выучишь все оскорбления и ответы на них, воспользуйся картой, чтобы ПРИЙТИ (WALK ТО) к РАЗВИЛКЕ НА ДОРОГЕ. Ты окажешься в ЛЕСУ. ИДИ (WALK) к тропинке на заднем плане экрана, затем ВОЗЬМИ (PICK UP) желтые растения, когда очутишься в другой зоне. Теперь тебе предстоит найти Повелительницу Меча. Есть два способа. Первый — это бродить по лесу, пока не наткнешься на глубокое ущелье с висящим рядом указателем. ТОЛКНИ указатель, пройди по мосту и иди направо, где и найдешь дом Повелительницы Меча. Второй метод заключается в том, что надо сказать ХОЗЯИНУ МАГАЗИНА, что ты хочешь найти Повелительницу Меча. Когда он выйдет из магазина, иди за ним, и он приведет тебя к ее дому. ПОГОВОРИ (TALK ТО) с ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦЕЙ МЕЧА; скажи, что пришел убить ее. Схватка начинается! Она использует фразы, которые ты раньше не слышал. Далее приводится список этих оскорблений и ответов, которые тебе надо говорить:

ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦЫ МЕЧА

I: Каждое слово, которое ты мне говоришь, глупость. С: Просто я стараюсь, чтобы ты не смущалась в моем присутствии.

I: Если твой брат похож на тебя, лучше спать со свиньей. С: Глядя на тебя, мне кажется, что кое-кто это уже сделал.

I: Я надеюсь, что у тебя есть лодка, чтобы быстро смыться. С: А что, хотела одолжить?

I: Я часто наблюдаю, как такие люди как ты, умирают на полу в тавернах? С: Даже прежде, чем они ощутят запах у тебя изо рта?

I: Я намерена преподать тебе сегодня маленький урок. С: Оставила бы ты его себе.

I: У меня — смелость и мастерство повелительницы меча! С: Да. но ты ими никогда не пользовалась.

I: Я выдою по капельки всю кровь из твоего тела. С: Неплохо. Ты дерешься как корова.

I: После последней схватки, мои руки были обагрены кровью. С: Надеюсь, это отучило тебя ковыряться в носу.

I: Мое имя известно в каждом закоулке этого грязного островка. С: Значит, ты работаешь уборщицей.

I: Слава о моем мече идет по всему Карибскому морю! С: В том-то и дело, что о тебе самой-то вообще никто и ничего не слышал.

I: Мой язык острее любого меча. С: Для начала перестань им махать, как опахалом.

I: Мои самые страшные враги бегут, едва заметив меня! С: Даже прежде, чем они ощутят запах у тебя изо рта?

I; Никто не видел меня, дерущейся так плохо, как ты! С: Ты так быстро бегаешь?

I: Теперь я знаю, как выглядят глупцы и мерзавцы! С: Я рад слышать, что ты не забываешь общаться со своей семьей.

I; Только однажды я встретила такого труса! С: Похоже он-то и научил тебя всему, что ты знаешь.

I: Похоже, нет таких приемов, которые могут тебя спасти. С: Нет, есть. Ты просто никогда им не научишься.

I: Ты — точно гвоздь в заднице! С: Что, геморрой опять тебя беспокоит?

Когда ты одержишь верх над Повелительницей, она даст тебе рубаш¬ку. ПОСМОТРИ (LOOK AT) на нее. (Кстати, используя фразы Повелитель¬ницы ты можешь выиграть любой поединок на мечах, хотя тебе больше не придется сражаться.) ПЕРЕЙДИ (WALK) через мост и иди по тропе. Когда появится карта, опять ИДИ (WALK ТО) к развилке. Оказавшись опять в ЛЕСУ, ПОСМОТРИ (LOOK AT) на карту, на которой должно быть указано, где хранятся сокровища. «Назад» («Back») — означает, что ИДТИ (WALK) нужно к заднему плану экрана. «Влево» («Lett») и «Вправо» («Right») означает ИДТИ (WALK) в соответствующим направлении. Следуй этим указаниям, и ты окажешься на прогалине. ИДИ (WALK) направо и ИСПОЛЬЗУЙ (USE) лопату в месте «X». Ты найдешь еше одну рубашку. ПОСМОТРИ (LOOK AT) на нее, затем ИДИ (WALK) налево, к лесной тропинке (и карте). Направляйся к деревне и подойди к магазину. Не входи в магазин, а ИДИ (WALK) налево, через арку, и увидишь ОСОБНЯК ГУБЕРНАТОРШИ. ПОДОЙДИ (WALK ТО) к особняку. Но не приближайся к кровожадным собакам. ПОЛОЖИ (USE) желтый лепесток на кусок мяса, затем ДАЙ (GIVE) мясо с «приправой» пуделям. ОТКРОЙ (OPEN) дверь и ВОЙДИ (WALK) внутрь. ОТКРОЙ (OPEN) дверь справа от входной и ВОЙДИ (WALK). Последует ДРАКА, после которой у тебя окажется еще несколько предметов. ВЫЙДИ (WALK) из входной двери и вернись в город. ВОЙДИ (WALK) в ТЮРЬМУ. (Это первый дверной проем слева, когда ты входишь в город; ты можешь угадать ее по решеткам на окнах?) ПОГОВОРИ (TALK ТО) с ПЛЕННИКОМ, затем выходи наружу. ОТКРОЙ (OPEN) дверь МАГАЗИНА. ВОЙДИ (WALK) внутрь и ПОГОВОРИ (TALK ТО) с хозяином. Спроси, нет ли у него освежающих мятных леденцов. Он даст тебе целую упаковку ИДИ (WALK) обратно и возвращайся в ТЮРЬМУ. ОТДАЙ (GIVE) мятные леденцы узнику, затем спроси, есть ли у него напильник. Когда он закончит говорить, ДАЙ (GIVE) ему репеллент от крыс. В благодарность он даст тебе кекс. Выйди из тюрьмы и ИДИ (WALK) обратно к ОСОБНЯКУ ГУБЕРНАТОРШИ ВОЙДИ (WALK) внутрь. РАЗЛОМИ (OPEN) кекс и найдешь там напильник ПОДОЙДИ (WALK ТО) к зияющей дыре, и ты опять ввяжешься в драку. Тебя остановит шериф и спросит, что происходит. Дай ему любое объяснение, и появится губернаторша. Она отошлет его. Поговори с ней и ОТКРОЙ (OPEN) переднюю дверь, когда она уйдет. Шериф снова остановит тебя. Ответь ему все, что хочешь, и он сбросит тебя с пристани! Ух! Когда ты окажешься под водой, ПОДНИМИ (PICK UP) идола. Ты автоматически возьмешь меч и заберешься обратно на пирс. Потом появится сторож и скажет, что губернаторша похищена. Попроси его рассказать об этом по-подробнее, и он даст тебе записку от злобного ЛЕЧАКА (LeCHUCK). ПОСМОТРИ (LOOK AT) на записку. ПОДОЙДИ (WALK ТО) к БАРУ «СКАММ» и ВОЙДИ (WALK) туда. ВОЗЬМИ (PICK UP) все кружки и ПОДОЙДИ (WALK ТО) к красному занавесу. ВОЗЬМИ (PICK UP) оставшиеся кружки и ПОГОВОРИ (TALK ТО) с ПОВАРОМ. Спроси его: «Что служилось, старый алкаш?» («What’s wrong, old sot?») и поинтересуйся, где можно купить корабль. Потом ОТКРОЙ (OPEN) дверь кухни и ВЫЙДИ (WALK) наружу. Все последующее нужно делать быстро. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) одной из кружек, чтобы отлить в нее жидкости из бочонка, и направляйся в тюрьму. Грог медленно но верно разъедает кружку, так что тебе несколько раз придется останавливаться с тем. чтобы периодически ПОДСТАВЛЯТЬ (USE) под нее пустые кружки. Если ты будешь долго копаться и не будешь менять кружки, грог превратит кружку в комок олова и разольется. Тогда надо будет вновь идти в бар, опять собирать кружки и пробовать все снова. Когда ты доберешься до ТЮРЬМЫ. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) кружкой с грогом, чтобы уничтожить замок и выпустить узника. Он убежит прочь, как только ты предложишь ему присоединиться к твоей команде. Но не беспокойся об этом. ВЫХОДИ (WALK) из тюрьмы и возвращайся к сторожу, затем ИДИ (WALK ТО) по тропинке Сверившись с картой отправляйся к БЕРЕГУ в правом верхнем углу острова. Когда ты окажешься там, ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) резиновым цыпленком на канате, чтобы добраться до островка Хук. ОТКРОЙ (OPEN) дверь дома и ВОЙДИ (WALK) внутрь. Появится могущественный МИТХУК и скажет, что не любит гостей. Скажи: «Губернаторша похищена!’ («The Governor’s been KIDNAPPED!»), потом скажи: «Давай вместе соберем команду» («Let’s get a crew together»). Митхук захочет проверить тебя, чтобы убедиться, можешь ли ты быть капитаном. Когда он откроет все двери и убежит. ОТКРОЙ (OPEN) маленькую дверь и ПОЩЕКОЧИ (TICKLE) кровожадного крылатого демона. Митхук согласится присоединиться к твоей команде. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) резиновым цыпленком, чтобы вернуться обратно, затем ИДИ (WALK ТО) к тропинке. Сверившись с картой ИДИ (WALK) к ДОМУ ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦЫ МЕЧА Поговори с ней и скажи: «Губернаторша похищена!» («The Governor’s been KIDNAPPED!’) Она тут же присоединится к твоей команде. ИДИ (WALK ТО) к тропинке. Сверившись с картой ИДИ (WALK ТО) к ОГНЯМ в самом низу острова (которые, в действительности, означают Рынок подержанных кораблей Стэна). Когда Стэн закончит расхваливать товар, скажи: «У меня на самом деле нет столько денег» («I really don’t have that much to spend.») Он покажет тебе корабль «Морская обезьяна». Когда он закончит, скажи: «На самом деле я собирался получить в кредит» (Actually, I was hoping to get one on credit.») Он откажется, поэтому скажи, что хочешь подумать об этом еще немного. Прежде чем ты уйдешь, Стэн даст тебе свою карточку и магнитный компас. ИДИ (WALK ТО) в ДЕРЕВНЮ, затем ИДИ (WALK ТО) к МАГАЗИНУ. ПОГОВОРИ (TALK ТО) с хозяином и скажи: «Я заинтересован в векселе для обеспечения кредита» («I’m interested in procuring a note of credit»), затем скажи: «Да, конечно» («Yes, of course I do»). Хозяин откроет свой сейф и достанет вексель. Внимательно смотри и запомни комбинацию цифр на замке! Чтобы ты не говорил о том. он тебе не поверит и положит вексель обратно в сейф. Теперь скажи: «Я ищу Повелительницу Меча острова Мили» («I’m looking for the Sword Master of Melle Island»). И хозяин магазина уйдет. ИДИ (WALK ТО) к сейфу и воспользуйся комбинацией. (Команда ТЯНУТЬ (PULL) поворачивает ручку сейфа против часовой стрелки; команда ТОЛКАТЬ (PUSH) — по часовой.) Когда дверь откроется, ты автоматически берешь вексель. Возвращайся на Рынок подержанных кораблей Стэна. Спроси у Стэна: «Уф… могу я посмотреть еще раз тот, который подешевле?» Спроси Стэна: «Хорошо, сколько это стоит?» («Well, what do you think it’s worth?»), затем скажи: «Забудем об этом» («Forget it»). Стэн будет умолять тебя на что-нибудь решиться, скажи: «Да. может ты и прав…» («Well, may be you’re right…») и повторяй: «Хорошо, сколько это стоит?» («Well, what do you think it’s worth?’). Затем скажи: «Я хочу сделать тебе предложение» («I’d like to make you an offer»). Выбери фразу: «Хорошо! 5000!» («All right! 5000!») и Стэн продаст тебе корабль. Вернись в ДЕРЕВНЮ. Ты встретишь Стэна на пирсе, и прежде чем уйти, он даст тебе кое-какую литературу Поприветствуй всех членов твоей команды по мере их появления, и направляйся к острову Обезьян!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПУТЕШЕСТВИЕ

После того, как взбунтовавшаяся команда приняла решение выходить в Карибское море, иди в свою КАЮТУ. ОТКРОЙ (OPEN) ящик письменного стола и ПОСМОТРИ (LOOK AT), что там. ПОСМОТРИ (LOOK AT) на запыленную книгу, чтобы почитать ее, ВОЗЬМИ (PICK UP) перо и чернила, затем ИДИ (WALK ТО) к двери, чтобы выйти на ПАЛУБУ ИДИ (WALK ТО) к веревочной лестнице и СНИМИ (PICK UP) «Веселого Роджера», когда поднимешься на самый верх. ИДИ (WALK ТО) к люку, что на палубе корабля (как раз над мятежной командой). ИДИ (WALK ТО) к ДВЕРИ и входи на КАМБУЗ. ВОЗЬМИ (PICK UP) котел и ОТКРОЙ (OPEN) буфет. ВОЗЬМИ (PICK UP) коробку овсянки, ОТКРОЙ (OPEN) ее и достань предмет. ПОСМОТРИ (LOOK AT) на него, чтобы увидеть, что это — небольшой ключ. ИДИ (WALK ТО) к лестнице и к ЛЮКУ, чтобы войти в ТРЮМ КОРАБЛЯ. ОТКРОЙ (OPEN) сундук, стоящий справа, и ЗАГЛЯНИ (LOOK AT) в него: ты найдешь бутылку белого вина. ПОДБЕРИ (PICK UP) огромный кусок веревки и ОТКРОЙ (OPEN) бочонки слева, чтобы взять немного пороха. Теперь возвращайся в каюту. ИСПОЛЬЗУЙ (USE) ключ, чтобы открыть шкафчик, затем ОТКРОЙ (OPEN) сундук и ПОСМОТРИ (LOOK AT) туда. Там найдешь лист бумаги и корицу. ПОСМОТРИ (LOOK AT) на листок бумаги, чтобы прочитать рецепт, и ИДИ (WALK ТО) на КОРАБЕЛЬНЫЙ КАМБУЗ. ОПУСТИ (USE) следующие предметы в КОТЕЛ: освежающие мятные леденцы, овсянка, корица, белое вино, порох, чернила, «Веселый Роджер» и резиновый цыпленок. Вода в котле вскоре начнет кипеть, а ты потеряешь сознание. ВЫХОДИ (WALK ТО) на палубу и обнаружишь, что ты уже у берега острова Обезьян. ИДИ (WALK ТО) в трюм и ОТКРОЙ (OPEN) бочонки опять, чтобы взять еще пороха, затем ИДИ (WALK ТО) на палубу. ПОЛОЖИ (USE) порох в пушку и ИСПОЛЬЗУЙ (USE) огромный кусок веревки, чтобы сделать из него запальный шнур. Теперь только остается поджечь его! Спустись в КАМБУЗ и ИСПОЛЬЗУЙ (USE) перо, чтобы поджечь его в пламен*? под кипящим котлом. У тебя получится факел. Вернись на палубу. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) этим факелом, чтобы поджечь шнур и быстро ИСПОЛЬЗУЙ (USE) котел. Пушка выстрелит и выбросит тебя на остров. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ПОД ОСТРОВОМ ОБЕЗЬЯН Когда Герман Тутрот (German Toothrot) уйдет. ИДИ (WALK ТО) к ДЖУНГЛЯМ, чтобы увидеть КАРТУ ОСТРОВА ОБЕЗЬЯН. ИДИ (WALK ТО) к СЛИЯНИЮ ДВУХ РЕК в середине острова. (Это там. где река проходит через горы.) ИДИ (WALK ТО) к тропе, что на другой стороне реки, и взбирайся на огромную скалу. ИДИ (WALK ТО) ко второй цепочке следов, чтобы взобраться на вершину холма. СТОЛКНИ (PUSH) скалу. Ты затопишь «Морскую обезьяну», но не волнуйся. На экране появится Герман; поговори с ним, затем ИДИ (WALK ТО) к тропе внизу. ТЯНИ (PULL) или ТОЛКАЙ (PUSH) примитивисткую картину, пока она не укажет в сторону края экрана, затем ИДИ (WALK ТО) к ступеням и обратно на вершину холма. ВОЗЬМИ (PICK UP) кучу камней и положи один из них на краю. ТОЛКНИ (PUSH) камень; он попадет в банановое дерево, растущее на пляже. ИДИ (WALK) вниз к слиянию рек и возвращайся в джунгли. ИДИ (WALK ТО) к ФОРТУ в левой оконечности острова (он находится на северной стороне кратера). ВОЗЬМИ (PICK UP) подзорную трубу и веревку, затем ТОЛКНИ (PUSH) пушку. Когда появится Герман, скажи: «Я видел здесь обезьяну» («I saw a monkey leaving here»). Задай Герману вопрос, затем закончи разговор. ВОЗЬМИ (PICK UP) пушечное ядро и порох и ИДИ (WALK) к джунглям. Возвращайся к СЛИЯНИЮ ДВУХ РЕК и ВОЗЬМИ (PICK UP) записку под камнем. ПОСМОТРИ (LOOK AT) на привлекший твое внимание камень и поймешь, что это — кремень. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) горстью пороха, положив его на плотину, затем ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) кремнем и пушечным ядром. Плотина взорвется и поток воды понесет тебя вниз по течению. ИДИ (WALK ТО) к ПРУДУ в самом конце новой реки и ВОЗЬМИ (PICK UP) веревку у болезненно выглядящего мужчины. Появится Герман; поговори с ним или прогони его. затем ИДИ (WALK ТО) к ДЖУНГЛЯМ и ИДИ (WALK ТО) к РАСЩЕЛИНЕ на южной стороне острова. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) веревкой, чтобы привязать ее к суку дерева на краю расщелины и ИДИ (WALK) вниз, на следующий уступ. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) другой веревкой, чтобы привязать ее к крепкому пню и СПУСКАЙСЯ (WALK ТО) на землю. ВОЗЬМИ (PICK UP) весла, затем заберись обратно по веревкам и ИДИ (WALK ТО) в джунгли Потом ИДИ (WALK ТО) на ПЛЯЖ, с которого ты начал свой путь по острову. СОБЕРИ (PICK UP) бананы и ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) веслами, когда сядешь в шлюпку. Греби вправо, огибая полуостров, и направляйся к берегу в верхней оконечности острова. Когда выйдешь на берег. ИДИ (WALK ТО) в джунгли и ИДИ (WALK ТО) в ДЕРЕВНЮ. ПОДОЙДИ (WALK ТО) к крайней хижине слева и ВОЗЬМИ (PICK UP) бананы из чаши с фруктами. Попробуй уйти из деревни, и тебя остановят людоеды. Поговори с ними и ПРЕДЛОЖИ (GIVE) им что-нибудь (они откажутся). Тебя запрут в хижине для гостей. ПОДНИМИ (PICK UP) с пола череп. ОТОДВИНЬ (OPEN), лежавшую под ним доску, и СПУСКАЙСЯ (WALK ТО) в открывшийся ход, чтобы бежать. ИДИ (WALK ТО) к пляжу и ИДИ (WALK ТО) к шлюпке. Греби к берегу, где стоит банановое дерево, затем ИДИ (WALK ТО) в джунгли. ПОДОЙДИ (WALK ТО) к обезьяне, гуляющей на северной стороне пляжа. ОТДАЙ (GIVE) все пять бананов обезьяне и ИДИ (WALK ТО) обратно в джунгли ИДИ (WALK ТО) к ПУСТОШЕ в правой стороне острова; обезьяна последует за тобой. На ПУСТОШЕ ИДИ (WALK) направо, чтобы найти двух идолов. ПОТЯНИ (PULL) левого идола за нос и ИДИ (WALK ТО) к воротам, которые откроются. Ворота закроются, но обезьяна схватит идола за нос. чтобы снова их открыть. ВХОДИ (WALK) в ворота и подходи к ГИГАНТСКОЙ ОБЕЗЬЯНЕЙ ГОЛОВЕ. ВОЗЬМИ (PICK UP) маленького идола, вернись в джунгли и ИДИ (WALK ТО) в ДЕРЕВНЮ. ИДИ (WALK) влево к чаше с фруктами, затем попробуй уйти и людоеды снова тебя остановят. ПРЕДЛОЖИ (GIVE) им идола. ИДИ {WALK ТО) к хижине слева и входи туда. ВОЗЬМИ (PICK UP) устройство для срывания бананов и ВЫХОДИ (WALK) из хижины. Ты увидишь Германа; ДАЙ (GIVE) ему устройство для срывания бананов, и он отдаст тебе ключ от обезьяней головы. ИДИ (WALK ТО) к своей шлюпке и греби к берегу чуть западнее пустоши. ИДИ (WALK ТО) к лесу, затем к пустоше. затем — к гигантской обезьяной голове. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) ключом, чтобы открыть голову, вставив его в ухо. Вернись к лодке и греби к верхнему пляжу, затем ИДИ (WALK ТО) в деревню. Скажи аборигенам: «Ну. на самом деле, есть кое-что…» («Well, actually, there is something…»), затем скажи: «Я ищу кое-кого» (I’m looking lor somebody»). Объясни точнее, сказав: «Я ищу 30 мертвых парней и одну девушку» (I’m looking for 30 dead guys and one woman»). Продолжай говорить с аборигенами, пока они не закончат разговор. ДАЙ (GIVE) им листик, а они тебе отдадут ГОЛОВУ МОРЕПЛАВАТЕЛЯ и волшебное ОЖЕРЕЛЬЕ. Садись в лодку и греби обратно в сторону берега, что рядом с пустошью. ИДИ (WALK ТО) к джунглям, затем ИДИ (WALK ТО) к пустоше. Войди в гигантскую обезьянью голову и ИДИ (WALK) направо, пока не войдешь в пещеру, затем ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) головой мореплавателя. ИДИ (WALK) через КАТАКОМБЫ, следуя в том направлении, в котором смотрит голова, пока не дойдешь до корабля Лечака. ПОГОВОРИ (TALK ТО) с головой мореплавателя и скажи: «Пожалуйста, можно я возьму это ожерелье?» («May I please have that necklace?»). Продолжай спрашивать голову, пока она не согласится отдать его тебе, затем ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) ожерельем, чтобы сделаться невидимым. Всего и делов-то. ИДИ (WALK ТО) к КОРАБЛЮ-ПРИЗРАКУ и ОТКРОЙ (OPEN) левую дверь, затем ИДИ (WALK) внутрь. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) магнитным компасом и ключом, висящим на стене, затем ВЫХОДИ (WALK) на палубу. ИДИ (WALK ТО) к ЛЮКУ и ИДИ (WALK ТО) к проходу справа. ВОЗЬМИ (PICK UP) перо-призрак, лежащее рядом с цыплятами-призраками, и ИДИ (WALK) обратно в проход. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) пером-призраком, чтобы пощекотать ноги спящему призраку и ВОЗЬМИ (PICK UP) сосуд с грогом, который он выронит. Но пить грог не следует! ИДИ (WALK ТО) опять к проходу справа и ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) ключом, чтобы открыть люк. ИДИ (WALK ТО) к ЛЮКУ и ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) сосудом с грогом, чтобы вылить его на блюдо и тем самым сбить с толку крысу-призрака. ВОЗЬМИ (PICK UP) кулинарный жир и вернись на ПАЛУБУ. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) шариком жира, чтобы смазать дверь справа, затем ОТКРОЙ (OPEN) ее и входи. ВОЗЬМИ (PICK UP) инструменты-призраки и возвращайся на ПАЛУБУ. ИДИ (WALK ТО) к люку и затем ИДИ (WALK ТО) к проходу. ВОСПОЛЬЗУЙСЯ (USE) инструментами, чтобы открыть светящуюся клеть (она под свиньями-призраками), затем ПОСМОТРИ (LOOK AT) на клеть; ты найдешь там волшебный корень вуду. Теперь уходи с корабля и ИДИ (WALK ТО) к пещере. Ты окажешься опять в деревне людоедов. Поболтай с трехголовой обезьяной, пока людоеды готовят тебе снадобье, затем ИДИ (WALK ТО) в джунгли. Возвращайся туда, где находился КОРАБЛЬ ЛЕЧАКА. Ты обнаружишь, что корабля там уже нет. Спроси у призрака о корабле и о свадьбе. Когда появится Герман, попроси его отвезти тебя на остров Мили. Пришло время для последней разборки!

ЧАСТЬ ПОСЛЕДНЯЯ: ГАЙБРАШ ДАЕТ ПИНОК

ИДИ (WALK) направо. Тебя остановит ПРИЗРАК. Спроси его: «Не хотите ли пива, сэр?» («Could I interest you in some root beer, sir?») и побрызгай на него снадобьем. ИДИ (WALK) опять направо и входи в город. ПОДОЙДИ (WALK ТО) к зловещему привидению. Скажи: «Нет, но у меня есть смертоносное волшебное пиво из корня» («No, but I do have this deadly magic root boor») ИДИ (WALK TO) к арке под часами, затем ОТКРОЙ (OPEN) дверь ЦЕРКВИ (здание с цветными витражами). ВОЙДИ (WALK) внутрь. Теперь не теряй времени. Скажи: «ОСТАНОВИТЕ СВАДЕБНУЮ ЦЕРЕМОНИЮ!» («STOP THE WEDDING!!») и когда Лечак будет тебе угрожать, скажи: «Посмотри-ка, что у меня есть!» («Take THIS!»). Внезапно появляется Губернаторша, смутив этим всех присутствующих. Задавай ей вопросы, пока она не уйдет, затем скажи Лечаку снова: «Посмотри-ка, что у меня есть!» («Take THIS!»). К несчастью, тебе не удается вытащить бутылку, и ты знакомишься с огромным кулаком Лечака. Получив еще несколько ударов, ты оказываешься на Рынке подержанных кораблей Стэна. у МАШИНЫ. ИЗГОТАВЛИВАЮЩЕЙ ГРОГ. Лечак устремляется за тобой. Когда он схватит тебя, быстро БЕРИ (PICK UP) бутылку со снадобьем и ИСПОЛЬЗУЙ (USE) ее прежде, чем Лечак успеет ударить тебя еще раз. А потом возьми пакетик попкорна, расслабься и посмотри замечательную концовку.

В желудке: добро пожаловать в рай, или Плоды демократии

А это, надо полагать, команда дона Коронадо, разложившаяся под влиянием желудочного сока чудовища в Демократически Объединенное Братство Внутри Гигантского Ламантина… и пьют они тут дрянь.

«Совместный труд в мою пользу — он объединяет…»

Масла в огонь подливает разочарованная Моргана — кровожадной девице не терпится перерезать кому-нибудь горло, и резоны капитана Трипвуда она воспринимает скептически. Впрочем, чтобы расспросить этих достойных джентльменов, она не нужна, Гайбраш и сам справится. Другое дело, что с налету ничего толкового из этих разговоров не выйдет, разве вот червяка с пола подобрать (хотя это можно и раньше, около «Нарвала»), узнать, что рыжему очкарику по имени Нуги приглянулась мисс ЛеФлэй, да на всякий случай прояснить порядок вступления в Братство.

Отнесем червяка дону Коронадо, заодно обрадуем новостью об уцелевшей команде.

Н-да. Пожалуй, неудивительно, что парни и думать не желают о возвращении под начало этого нервного господина. Даже если не учитывать перспективу сбора еще девяносто девяти тысяч девятьсот девяноста девяти червяков по всему левиафану.

Так рождается встречное предложение от Гайбраша Трипвуда: не собирать искусственное ухо, а разобраться с тем, что есть. Тем более господа там внизу явно в курсе. Но чтобы узнать секрет «улитки», нужно стать членом Братства — а это задача не из простых: быть избранным в президенты каких-нибудь заштатных штатов явно не в пример проще.

Ну-с, начнем избирательную кампанию. И начнем, конечно же, с Нуги — к нему, по крайней мере, уже подобран ключик.

На нервах все играть мастаки, а вы попробуйте справиться с желудком!..

На дурака, как известно, не нужен нож — достаточно пообещать ему свидание с прелестной и опасной мисс ЛеФлэй, и он охотно делится частью сакрального знания. Инструкция для вступающих в брак… простите, в братство. Очень полезно, обязательно изучу на досуге. А пока надо исполнить обещание, то есть уговорить Моргану провести наедине с этим обаятельным парнем хотя бы пять минут — и не убегать с визгом, потому что иначе рассчитывать на его голос не приходится.

Уболтать девушку пойти на свидание почти невозможно, а вот выполнить ответственное и опасное задание она всегда готова! Главное теперь — правильно ее проинструктировать: сначала подробно расспросить, проясняя его личность и биографию, потом — проверить, сильна ли хватка этого законспирированного убийцы и нет ли при нем оружия. Дисциплинированная девица, вот чего не отнимешь.

Нет спасения от приматов.

А тем временем где-то наверху морскую гладь бороздит судно с оравой бездомных обезьян на борту. За ними присматривает ЛеЧак, а за ним самим — прекрасная Элейн, которую уже всерьез утомил нескончаемый круиз по местам обитания эндемичной фауны. Зато фауна — эх, нет на них мудрого Каа! — в восторге и вовсю скачет по кораблю.

Отменный образчик сходящегося косоглазия.

Впрочем, мы отвлеклись. Свидание окончено, Нуги в полном восторге: его выслушали, подержали за руку и даже обняли на прощание! Этот голос явно наш. Переходим к следующему номеру. Нет, Мус нам не по зубам, его политическую апатию и топором не вырубишь, придется взяться за главаря. Тот неожиданно легко соглашается подать за Гайбраша свой голос, но только при условии, что тот победит его в чемпионате по кривлянию. Померяемся рожами!

Н-да… Неубедительно получилось. Моргана разочарована до крайности, остальные тоже… никакого уважения к Могучему Пирату(тм)!

«Нарвал» и морские глубины: любительское расследование, или Недемократические меры

По крайней мере самая актуальная на настоящий момент мечта Гайбраша сбылась — он наконец покинул брюхо левиафана, причем даже, кажется, не через… черный ход, скажем так.

Не «ласточкой», не «солдатиком»… а, это новый стиль! «Морская звезда в полете».

Кстати, нашего полку прибыло — в активе у нас, помимо мисс ЛеФлэй, незаменимого первого помощника и Великого Исследователя, еще четыре любителя демократии. Впрочем, они скорее в пассиве — мало того что отвязывать их от мачты дураков нет, так еще и толку с них не больше, чем молока с живородящей рыбы-акулы.

А самое обидное — что единственный из этой четверки, кто мог бы оказаться полезен, пребывает ныне в виде поучительном и малоподвижном. А жаль: говорят, покойный Сантино был отменным ныряльщиком. Гайбраш и сам, конечно…

Вот она, слава земная: даже рот не пришлось открывать, Моргана уже все сказала. И кто ее просил…

По крайней мере внизу тихо, спокойно и красиво. Дорожки, таблички… сундук с сокровищами. Шесть тысяч дублонов, корона с камушками и золотой гаечный ключ. И левиафан снаружи выглядит гораздо симпатичнее, чем изнутри. А вот и вход в священную пещеру. Вперед, за Великой Губкой!

Ой. А кто это тут такой… такое… зубастое?..

Хоть сейчас на расстрел.

На поверхность Гайбраш выныривает рыбкой, на борт «Нарвала» взлетает птичкой: зубастая пасть — это вам не шутки, а в брюхе у этих тварей, как показывает практика, темно и плохо пахнет. Похоже, это была подружка нашего левиафана. ДеКава считает, что ее нужно приручить, но вот незадача: в очередной раз выясняется, что от единственного полезного человека в его команде остался один скелет. Заметим, нашими стараниями — еще и без черепа.

За одним малоприятным сюрпризом следует другой, еще менее приятный: учился левиафаньим воплям Сантино, по словам дона Коронадо, у нашего знакомого маркиза. По крайней мере в нежелании возвращаться на Флотсам Великий Исследователь(тм) и Могучий Пират(тм) вполне единодушны, хотя и по разным причинам.

Хорошо еще, что Язык Левиафана — приборчик, который ДеКава соорудил для коммуникации с этой священной морской коровой, — он для разнообразия доверил не Сантино, а кому-то другому. Правда, он уже забыл, кому именно, но кандидатов всего трое, опросить всех будет недолго. По дороге приберем с бочки у борта нечаянно запрыгнувшую туда вслед за Гайбрашем рыбу.

Есть чего испугаться, в самом деле.

Правда, допрашивать этих любителей демократии без подготовки — все равно что черпать воду ситом, надо бы сначала понять, чем запугивать. У дона Коронадо наверняка есть какой-нибудь компромат на этих молодцов, спросим-ка у него.

Э, да здесь целая картотека!..

Так. Багай… Мус… Сантино — и впрямь матерый был человечище: и на машинке, и крестиком вышивать… Нуги… И даже про Гайбраша нашлось четыре строчки с комментарием.

Вернемся к допросу. Начнем с бывшего главаря, благо это несложно: как говорится, ему покажешь острый нож… а Моргана, оказывается, и детектором лжи может подрабатывать, если надо.

Допрос с пристрастием.

Справиться с Нуги тоже не составит труда: достаточно вспомнить фотографию его самого ужасного ужаса, сестры Агнесы, а уж воспроизвести это выражение Гайбрашу — раз плюнуть!

Увы, ни тот, ни другой понятия не имеют, где Язык. А Мус упорствует при решительной и, как всегда, пафосной поддержке старины Мюррея. Что ж, придется произвести повторное усекновение: разом и от болтливого черепа избавимся, и акт устрашения проведем.

Мисс ЛеФлэй охотно одолжит Гайбрашу свою саблю — на минутку, конечно же. Как всегда.

Пароль на вход — «обед».

Легким движением руки болтливый скелет превращается в молчаливый интеллигентный остов; теперь перепуганный Мус готов не то что рассказать о Языке Левиафана, но и публично посыпать голову пеплом: машинку он оставил в брюхе чудовища, и как ее оттуда теперь доставать — вопрос открытый и явно не к нему.

Снова лезть в пасть к левиафану — этот математически точный совет, подозрительно напоминающий приказ, исходит от дона Коронадо — капитану Трипвуду совершенно не хочется. Но что делать, придется.

Возвращаемся на дно морское и машем нашему старому знакомому головой морского конька. Результат в очередной раз подтверждает старую истину о том, что войти, как правило, бывает легче, чем выйти.

Снова в брюхе: общение с левиафанами, или Как побывать в чужой шкуре

…сразу видно: парень тертый. Спец. Отличник. Мастер спорта.

Ну, раз уж мы внутри, займемся делом: Язык-то — вон плавает. Жаль, Нуги нет, некому раздразнить чудовищную поджелудочную. Ладно, стадионного звука от нас никто не ждет, а для создания эффекта присутствия можно бросить на бонго завалявшуюся у Гайбраша в кармане рыбу. Ага, работает!

Осталось выловить приборчик и выбраться наружу. Для последнего у нас есть специальная микстура: смешал с желчью в брюхе — и свободен.

Впрочем, это не больше, чем полдела. Просто издавать левиафаноподобные звуки недостаточно, надо еще и понимать, что весь этот рев значит.

И все бы ничего, но единственный человек, который может этому научить, — хорошо знакомый нам маркиз Де Синж на острове Флотсам, и даже если бы не стояло проблемы достичь этого славного островка… Как справедливо заметила Моргана, стоит Гайбрашу ступить на этот остров, его тут же расчленят. В научных целях.

А гаечные ключи здесь — на вес золота.

Такой исход нас никак не устраивает, а потому попробуем действовать тоньше. Благо на острове у нас есть могучий союзник — женщина весомых достоинств, Леди Вуду. И связь с ней, как мы уже имели счастье убедиться на примере дона Коронадо, вполне возможна, правда, не совсем та, какая нам нужна.

Глянем-ка поближе, глядишь — получится его немного усовершенствовать. Вот, например, вставить вместо изображения молодого и пылкого конкистадора выброшенный Морганой портрет Гайбраша. А если еще и нажать кнопочку…

Нет, это не годится. Надо наоборот.

Попробуем повернуть кнопку, чтобы стрелка смотрела не от Леди на Гайбраша, а обратно. Благо золотой ключ на такое шестигранное как раз завалялся в бездонных карманах капитана Трипвуда. А теперь нажать… о-ох!

Уникальная возможность стать истинной Леди.

Ну вот. Теперь Гайбраш уже и не Гайбраш, а Леди Вуду — помимо прочего, женщина весомых достоинств. Очень весомых. Чрезвычайно весомых… Настолько весомых, что из кресла встать не получится никак.

Значит, будем действовать как истинная леди. Вуду-Леди. Тем более что все необходимое лежит прямо перед нами на столе: коврик для вуду и карты Таро. Карт три: на одной — какая-то милая женщина кого-то проклинает с явным знанием дела, на второй — расчлененный ученый очень знакомого вида, на третьей — какой-то абстрактный и чрезвычайно целеустремленный странник. Странник, впрочем, тоже кое на кого изрядно похож. Коврик размечен, на нем три гнезда: объект, действие и цель. Ну-ка, угадайте, кто у нас объект и к кому он должен прийти в итоге?..

Истинно ученый муж в колдовство верить не должен.

Да-да, вот он, наш дорогой доктор, все так же спесив, глумлив и разговаривает все с тем же кошмарным акцентом. Полезная книжка у него действительно есть, но делиться с дикой ведьмой из дикого леса своим бесценным знанием он отказывается категорически: с любовью к ближнему у него плохо, а проклятий он не боится.

Изменим тактику: в следующем магическом действе объектом станет один наш знакомый авантюрист, действием — ужасное проклятие, а результат — опять-таки небезызвестный нам доктор. Возможно, это заставит его передумать.

Воистину магия вуду творит чудеса! Материалист уступил колдунье!

Мебель с глазами.

Драгоценный учебник перед нами, и, если верить написанному, надо пройти всего лишь двенадцать простых шагов, чтобы овладеть речью левиафанов.

Закончив с учебным процессом, совершим последний на сегодня ритуал: разложим наши три карты так, что известная нам леди станет объектом, а разделение — действием. Что же касается итога, то им должен стать знаменитый капитан, Могучий Пират(тм) — Гайбраш Трипвуд! Теперь с левиафанами!

И впрямь… с левиафанами. Сводничество и само по себе — сомнительное удовольствие, а улаживать личную жизнь гигантских морских млекопитающих… врагу не пожелаешь такого досуга. Особенно если в нашем распоряжении — полторы дюжины фраз из разговорника, преимущественно общего назначения.

«Как пройти в библиотеку?» — это, конечно, вопрос всех времен и народов, но в данном конкретном клиническом случае задавать его надо с осторожностью, сообразуясь с предыдущей репликой своей… э… собеседницы.

Это интересно:
если зависнуть под водой надолго, то Гайбраш по истечении десятиминутного срока говорит, что больше не может, после чего возвращается на «Нарвал».

Вид из-под плинтуса. Глубоководного. Это не бритый кактус, это Великая Губка!

По счастью, терпения Гайбрашу не занимать, изобретательности и чувства юмора — тоже, так что можно рассчитывать, что эта милая парочка все же отправится порезвиться где-нибудь среди коралловых рифов, а мы сможем наконец добраться до мистической губки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: