Обзор The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay


У этого термина существуют и другие значения, см. The Chronicles of Riddick.
The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay
Североамериканская обложка PC-версии игры
РазработчикStarbreeze Studios Tigon Studios
ИздательVivendi Universal Games
ЛокализаторSoftClub
Дата выпуска1 июня, 2004
Версия1.1 ()
Последняя версия
  • 1.1 (Windows)
ЖанрFPS
Возрастной рейтингESRB: Mature (M) PEGI: 16+
Создатели
КомпозиторГустав Грефберг
Технические данные
ПлатформаXbox
Игровой движокStarbreeze Engine
Режим игрыСинглплеер
Язык интерфейсаанглийский
НосительDVD 5
Управлениегеймпад
Официальный сайт

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

(рус. Хроники Риддика: Побег из Бухты Мясника) — видеоигра, научно-фантастический шутер от первого лица с элементами стелс-экшен. Игра Escape from Butcher Bay разработана шведской студией Starbreeze Studios в сотрудничестве с Tigon Studios. Действие игры проходит во вселенной фильмов о Риддике, он же является протагонистом. Действие игры происходит до событий фильма «Чёрная дыра»; игра является приквелом фильма.

Вин Дизель, играющий роль Риддика в фильмах, также озвучил его же в игре и предоставил свою внешность компьютерному персонажу. В отличие от менее удачного фильма, игра получила очень положительные отзывы у критиков, некоторые из которых даже заявили, что игра вышла лучше, чем фильм. 7 апреля 2009 года вышел полный ремейк и дополнение Escape from Butcher Bay — The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena, которое также разработано компаниями Starbreeze Studios и Tigon Studios. Игра вышла на Xbox 360, PlayStation 3 и ПК (Windows, Mac OS X)[1].

Сюжет

Охотник за головами по имени Джонс привозит Риддика — главного героя игры, в тюрьму особого режима Бухта Мясника.

Хозяин тюрьмы Хокси сажает Риддика на первый уровень. Но Риддик начинает продумывать план побега. По просьбе одного заключённого он убивает главаря одной из тюремных банд, после чего этот заключённый помогает Риддику попасть в медкабинет. Оттуда Риддик пускается в бега. Введя свою ДНК в систему безопасности, Риддик получает возможность пользоваться оружием охраны. В секции тюрьмы, куда поместили Риддика, начинается бунт. Возвратившись в тюремный блок, Риддик проникает через яму во дворе в канализацию, где встречает неприятных мутантов. Кроме мутантов в канализации живёт ещё и священник Джо, который зашивает Риддику рану. Именно в это время у Риддика появляются светящиеся глаза, позволяющие ему видеть в темноте. Риддик проникает через канализацию в помещения охраны. Чтобы пробраться в ангар космопорта, ему понадобились глаза Эббота — начальника охраны, который уже успел насолить Риддику. Риддик тяжело ранит его, но тут появляется Джонс, который хочет забрать Риддика из этой тюрьмы, поскольку Хокси не хочет много платить. Тут появляется сам Хокси. Он отправляет Риддика на нижний уровень тюрьмы, в шахты. Его помещают в башню 17.

Риддик принимает участие в событиях таким образом, чтобы оказаться в допросном помещении, где нет камер, один на один с охраной, и у Риддика это получается. Выживший Эббот и несколько охранников уводят Риддика в допросную, чтобы «поболтать». Риддик использует невероятный выброс энергии, который уничтожает всех охранников. Но Эббот вновь выживает. Однако Риддик сразу после этого убивает его в рукопашной схватке.

Риддик проникает в центральные помещения шахт, встречает Джаггера Вэланса, который рассказывает ему о том, что неподалёку есть пещера с большим количеством монстров, выпустив которых, можно создать панику среди охраны. Риддик отправляется в башню 19, где ему передают взрывчатку, и, возвратившись, выпускает на волю этих монстров. Используя панику, он добирается до последнего помещения, где расправляется с боевым роботом. Таким образом, Риддик добирается до спасательного корабля. В нём Джаггер Вэланс пытается открыть дверь к управлению кораблём. Однако вновь появляется Джонс. Риддик и Джонс начинают рукопашный бой, однако Джаггер неудачным выстрелом из пистолета задевает обоих.

Хокси очень разозлён и решает отправить Риддика в криокамеру, где его дни будут тянуться вечно. Но Риддик хитростью выбирается оттуда и вновь пускается в бега. Он крадёт боевого робота и идёт крушить помещения охраны. Добравшись до взлётной платформы, он не обнаруживает там спасательного корабля. Однако Джонс приводит корабль, всё ещё надеясь отвезти Риддика в другую тюрьму. Риддик отбирает у Джонса управление кораблём, но не торопится улетать, ведь осталось ещё одно дело.

Риддик берёт Хокси врасплох в его кабинете. Тот после короткого диалога прячется в укрытие и вызывает двух своих личных роботов-охранников, которых Риддику приходится убить. Охрана уже подбирается к кабинету Хокси, и Риддик переодевает Хокси под себя, а сам одевается охранником и идёт вместе с Джонсом к кораблю. Ворвавшаяся в кабинет охрана, приняв Хокси за Риддика, расстреливает его.

А Риддик улетает вместе с Джонсом из Бухты Мясника.

Хроники бегства. Обзор игры "The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay"

  • Разработчики: Starbreeze Studios и Tigon Studios
  • Издатель: Vivendi Universal Games
  • Издатель в России: Софт Клаб
  • Минимальные системные требования: Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц, 256 Мб памяти, видеокарта с 64 Мб памяти, 3.7 Гб на винчестере, Windows XP SP1
  • Рекомендуемые системные требования: Pentium 4/Athlon XP 2.6 ГГц, 512 Мб памяти, видеокарта со 128 Мб памяти, 4.4 Гб на винчестере, Windows XP SP1

Геймплей способен удовлетворить самый взыскательный вкус. Тут есть и свирепые, динамичные перестрелки, в которых выживает тот, кто вовремя перезаряжает оружие и стреляет в голову без промаха (жаль, что разработчики оказались щедры на патроны, и считать их в такие минуты не приходится). Есть и неглупый, напряженный стелс-экшен, когда игрок забивается в самую темную щель и терпеливо ждет, когда враг совершит ошибку. Не обошлось также без акробатики, хорошо поставленных cutscenes и пилотирования боевых машин.

Разнообразный, динамичный игровой процесс с выверенным ритмом и качественной режиссурой – это рецепт гарантированного успеха, особенно когда в глаза не лезет явная проскриптованность окружающего мира и игроку позволяют насладиться хотя бы иллюзией нелинейности, оставляя простор для свободы выбора и самовыражения, что и имеет место в Chronicles of Riddick. Наверное, стоит еще сказать пару теплых слов о туториале, ведь он не просто органично вплетен в игровой процесс и сюжетно оправдан (я ни за что не скажу вам как именно — поиграйте и узнаете) он еще и интересен, что, согласитесь, весьма необычно.

Казалось бы, все, для хорошей игры больше ничего не надо. Но авторы пожелали привнести в жанр нечто новое, и нанесли на вышеописанную основу массу великолепных штрихов, которые превращают Chronicles of Riddick в шедевр. Наиболее запоминающимся из них является, конечно, ближний бой.
До недавнего времени считалось, что файтинг, даже самый простенький, нельзя реализовать с видом от первого лица. Но так было до выхода EBB. В этой игре удалось эффективно реализовать незамысловатый файтинг с четырьмя основными ударами, блоком, комбо, оружием ближнего боя и даже фаталити (они же контрудары) используя вид от первого лица.

Рукопашный бой получился на редкость крепким и внушительным, он достаточно хитро устроен, чтобы не наскучить, но при этом прост в освоении. В учении здесь придется отнюдь не тяжело, управление ближним боем интуитивно понятно.

Внешне все оформлено на твердое отлично – удары, наносимые врагам, выглядят чрезвычайно сильными и опасными (особенно если в руках заточка), а контрудары вызывают бурю ребяческого восторга. О системе контрударов следует сказать особо. В случае если игрок начинает удар одновременно с противником, то вместо обычного удара выполняется стремительный и смертоносный выпад, гарантированно приводящий к смерти оппонента. Конкретный вид спецприема зависит от того, чем вооружены вы и чем вооружен противник. Наиболее впечатляющий вариант – безоружный Риддик против вооруженного винтовкой или шотганом охранника. В тот момент, когда охранник хочет нанести удар прикладом, герой перехватывает оружие, направляет в лицо супостату и нажимает на курок его же пальцем.

Интересно, что многие действия, даже такие простые как нажатие кнопки, демонстрируются нам от третьего лица. Справедливости ради должен сразу оговориться, что это совсем не мешает.

Чрезвычайно интересно реализован режим скрытного передвижения. Создателям игры удалось обойтись без дурацких агрессометров a-la Far Cry и как минимум надуманных измерителей освещенности. Стелс включается сразу, как только игрок пригнется. Если присутствия игрока ничто не выдает и он находится в темноте, то изображение приобретает приятный синий оттенок, а в момент обнаружения цвет снова становится нормальным.

В темноте, очертанья тают, тают в темноте…

Приятно, что тонкий слух главного героя в скрытном режиме улавливает биение вражеских сердец, что позволяет не только вовремя установить факт наличия врагов в непосредственной близости, но и ориентировочно определить их численность. Лампочки и другие осветительные устройства можно разбивать, погружая все в кромешную тьму, видеть в которой позволяет еще одна интересная способность Ридика, Eye Shine. Эта способность является аналогом прибора ночного видения из Aliens versus Predator. Точно так же позволяет видеть в кромешной тьме, и точно так же гарантирует мгновенное ослепление первым же вражеским фонариком (что порой летально). Если игроку удается незаметно подкрасться к кому-либо сзади, ему будет предоставлено на выбор два способа атаки – мгновенно свернуть врагу шею или сделать это, зажав ему рот, дабы он точно не смог ничего выкрикнуть, что займет чуть-чуть больше времени.

Талантливо сделанные «шпионские» эпизоды и уникальный механизм ближнего боя являются вполне достаточными мотивами для приобретения этой игры.

Необычным является и подход авторов к такому важнейшему элементу геймплея, как оружие. Прежде всего, его немного. Арсенал огнестрельного оружия, на первый взгляд, довольно скуден, но благодаря этому оружие приобретает некоторую трудновыразимую уникальность, и приносит редкостное удовлетворение при использовании. У каждого вида оружия имеется свое уникальное применение, в зависимости от дистанции и обстановки. Очень приятную нотку реализма в игровой процесс вносит механизм перезарядки оружия. Особенность его заключается в том, что патроны, оставшиеся в обойме при перезарядке безвозвратно теряются. Свежо и правдоподобно.

Прискорбно, но баланс оружия оказался неидеален. Электрошокер является, безусловно, оружием победы, т.к. время, на которое он лишает врагов сознания, весьма велико, он парализует охрану в экзоскелетах, а самое главное, у него не кончаются патроны. Впрочем, игроку дают его весьма ненадолго, и всё довольно быстро возвращается на круги своя, к тому же, для игры лишенной мультиплеера баланс оружия не очень важен.

Примечательной и весьма логичной особенностью EBB является и то, как реализовано получение оружия игроком. Логично, что заключенным оно не полагается, и, следовательно, его получение должно быть затруднительно. А поскольку действие игры разворачивается в далеком будущем, то захват огнестрельного оружия должен быть чрезвычайно затруднителен. Уже сейчас, в наши дни, есть образчики «огненных палок» способные опознать владельца по отпечаткам пальцев. В тюрьмах будущего, по версии Starbreeze, оружие будет идентифицировать пользователя по ДНК и оснащено системой противодействия краже, благодаря которой тому, кто прикоснется к чужому «стволу», не позавидуешь.

Ввиду вышеописанных обстоятельств игрок редко получает огнестрельное оружие, всё чаще пользуясь старой доброй заточкой для решения повседневных проблем. Но когда ему все же удается заполучить в свои руки нечто, достойное настоящего мужчины, то начинается вакханалия смерти, грохот выстрелов, искалеченные тела охранников падают на землю…

Завершая разговор об игровом процессе, позволю себе вскользь упомянуть такую великолепную вещь, как Heavy Guard. Во многих экшенах прошлого и настоящего имелись эпизоды, где игрок получал в свое распоряжение разрушительную военную технику, но ни где еще это не вызывало столько положительных эмоций. Трудно понять, в чем секрет, быть может в разлетающемся во все стороны половом покрытии? Или крики охранников особенно истеричны? Или, быть может, всё дело в ироничных комментариях бортового компьютера? Вряд ли можно сказать наверняка. Искусство никогда нельзя понять до конца.

Интересной особенностью изобразительного подхода можно считать и то, что главный герой больше не является «рукой с пистолетом». Теперь у него появились вполне приличные туловище и ноги.

Игра имеет правильный левелдизайн, аскетичный, но неопрятный в тюремной зоне и вылизано-стерильный в крионической лаборатории. Архитектура уровней именно такая, какая должна быть в тюрьме, ведь местом действия игры является каменный мешок на пустынной планете, построенный с единственной целью – навечно запереть в своих недрах сотни людей. Дизайн уровней, как правило, открывает огромный простор для исследования, поиска секреток и акробатических экзерсисов. Единственная претензия к дизайну уровней – промышленное оборудование и различные компьютеры могли бы быть и повнушительнее.

Это место тонет во тьме и безысходности, люди, брошенные в Butcher Bay, варятся в этом котле все вместе, и от этого ещё крепче впиваются друг другу в глотки. В этой тьме, буквальной и метафорической, главный герой чувствует себя как рыба в воде… в ней он не просто рыба, он акула. Темнота в умелых шведских руках является, на зависть ID Software, не назойливой помехой геймплею, а тонким выразительным инструментом, позволяющим создать правильное настроение и направить геймплей в нужное русло.

Создатели игры не позволили ненавистным цензорам сгубить свое произведение, игра полна натуралистичного, сочного насилия, которым славились великие боевики 80х, и гордо несет ESRB рейтинг М. Сценаристы наполнили этот правдоподобный, жестокий мирок тоннами великолепной, редкой чернухи. Достаточно лишь привести скриншот настенной аптечки, да упомянуть, что традиционный для приставочных игр арт открывается за нахождение «межзвездных» сигарет, надписи на упаковках которых определенно стоит увидеть.

Единственная мелкая придирка к игровому окружению, которая приходит на ум, это игровая физика. Она почти рудиментарна и не позволяет сделать среду по-настоящему интерактивной. Нет тут места ни великолепию HL2, ни даже мелкому мусору из Doom 3.

Графика
Скриншоты, уже приведенные в этой статье, лучше всяких слов свидетельствуют о качестве графического оформления игры. Но если вам все еще нужны слова, то я с радость сообщаю вам, что текстуры в игре имеют вполне достойное разрешение (и это несмотря на повсеместное использование normal maps), реалистичны и подкупают своей детализацией. Освещение реализовано с применением знаменитых stencil buffer теней a la Doom 3, на модели персонажей потрачено изрядное количество полигонов, они неплохо анимированы и покрыты высококачественными текстурами, их лица почти не повторяются и обременены довольно терпимой анимацией (хотя ей и далеко до неподражаемой лицевой анимации Half-life 2). Всё это шведам удалось реализовать за два года, удержав планку fps на моей не очень современной системе на уровне 45 fps min при максимальной детализации.
Движок Chronicles of Riddick создает на редкость правдоподобные помещения, гарантируя «эффект присутствия» в хмурой, старой, потрескавшейся темнице из сплавов и бетона. Единственное, что ему не удается, это открытые пространства. Помнится, давным-давно, говоря о Doom 3 я заметил, что эти самые открытые пространства чрезвычайно трудно реализовать на IDовском движке. В Escape from Butcher Bay нет открытых пространств. Самым открытым из всех пространств, увиденных мной в игре, оказалось вот это, с фальшивым пейзажем и фальшивым закатом.

Однако, в игре, целиком посвященной побегу из тюрьмы, отсутствие открытых пространств нельзя считать недостатком.

Сюжет
Во многом, представление о сюжете дает название игры. Главным героем игры является невероятно хладнокровный и изобретательный убийца-рецидивист Ричард Б. Риддик, человек несгибаемой воли и незаурядного ума, отягощенный, помимо всего прочего, паранормальными способностями.

Сюжет может послужить уроком сценаристам обоих фильмов (особенно второго), а так же многих компьютерных игр. Нам нужны такие сюжеты, такие образы, такие сценарии. Образы героев хорошо выписаны, характеры получились яркими и достоверными, диалоги хорошо написаны и действительно стоят того, чтобы послушать их, а не прокручивать.
Почти все действие разворачивается логично и правдоподобно, имеется лишь некоторая неясность с происхождением «фурийских» способностей героя и его «шизофреническим» женским внутренним голосом. Странно выглядит и желание Хокси (начальника тюрьмы) сохранить Ричарду жизнь. Наверное, чтоб помучился.
The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay является самой лучшей, самой красивой и захватывающей из всех историй, посвященных похождениям очаровательного лысого убийцы.

Звук

Вы, возможно, удивитесь, но и тут Starbreeze сопутствовал успех, особенно в том, что касается озвучения персонажей. Конечно же, Вин Дизель озвучил Ридика, и должен сказать вам, он сумел сообщить образу главного героя глубину и убедительность. Сразу становится понятно, что голос принадлежит человеку абсолютно хладнокровному, уверенному в себе, практичному и жестокому. На этом список знаменитостей, подаривших свои голоса персонажам шведского чуда, не заканчивается. Abott был озвучен известным рэпером Xzibit, Джонс был озвучен Коулом Хаузером, а третий труп слева по имени Джэггер Вэнс озвучен Роном Перлманом. Диалоги хорошо сыграны, и, как уже было сказано, достойно написаны.

Музыка в ЕВВ мало чем отличается от музыки хорошего голливудского sci-fi боевика. Хорошо, но вы вряд ли пойдете искать саундтрек в Интернете.

Техническая часть

Одним из главных недостатков этой отличной игры является огромное количество мелких графических глюков, которые исправляемы лишь патчем. Раз на раз не приходится, но время от времени возникают сбои в освещении и анимации. Что гораздо более серьезно, игра склонна конфликтовать со многими (бесчисленными) посторонними программами, поэтому разработчики советуют отключать на время игры в ЕВВ всё, даже холодильник. После установки игры следует ОБЯЗАТЕЛЬНО перезагрузиться.

Самой серьезной проблемой является Application error: Sbzengine.exe, оккультная ошибка, вызванная, цитирую службу техподдержки, «некими программно-аппаратными конфликтами на уровне ОС либо драйверов». Надо же, а я-то думал, что всему виной правительство. Как и у всякой оккультной проблемы, у неё не существует нормального решения. Полный список советов, которые могут помочь, расположен по адресу https://support2.vugames.com/vug/answer.aspx?ID=7174, только вот, увы, они могут и не помочь. Мне помогла установка драйверов монитора. Ждите патча, господа!

Заключение

Перед нами удивительный случай, игра, опровергающая «закон игры по мотивам фильма». Она не только не провалилась, но и смогла на равных состязаться с творениями таких признанных гениев, как Valve и ID. Отполированный до блеска, солидный и стильный шутер, украшенный типично DVDшным режимом комментариев разработчиков. Чудо, внезапно сошедшее с верфей шведского игростроения и влюбившее в себя множество ценителей по всему миру. Здесь есть всё, что вам нужно для отличного времяпрепровождения: достойный сюжет, роскошные графика и звук, харизматичный и оригинальный главный герой, атмосферный и разнообразный геймплей и большое количество оригинальных находок, не встречавшихся ни в одной другой игре. Печалит лишь отсутствие мультиплеера и наличие досадных багов, все остальные недостатки – лишь мелочи, которые никто кроме брюзги-рецензента заметить не в состоянии.

Побежали?

Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Главные герои

Риддик

— антигерой и протагонист игры. Риддик хорошо физически развит. Он умеет логически мыслить и быстро находить выход из любой ситуации. В тюрьме он получает имплантаты в глаза (по крайней мере, он убеждает себя в этом), позволяющие ему видеть в темноте, но слепящие на свету. Именно поэтому он всегда носит с собой солнцезащитные очки.

Уильям Джонс

— охотник за головами, который поймал Риддика и привёз в Бухту Мясника. Джонс не ладит с Хокси. И в этот раз Хокси кинул его на деньги. После этого Джонс всячески пытается вытащить Риддика из Бухты Мясника, чтобы отвезти его в другую тюрьму.

Хокси

— владелец тюрьмы. Самоуверенный и наслаждающейся властью эгоист. Он недолюбливает Джонса и поэтому даёт за Риддика очень малую цену. В конце игры Хокси довольно иронично умирает из-за Риддика.

Эббот

— коррумпированный начальник охраны. Эббот имеет значительное влияние в Бухте Мясника. Он устанавливает в тюрьме свои порядки и не боится использовать ради этого грубую силу. Риддик убивает Эббота в рукопашной схватке.

Священник Джо

— странный старик, живущий в канализациях под первым уровнем. За то, что Риддик помогает ему найти его магнитофон, он зашивает огнестрельное ранение на руке Риддика и указывает путь к помещениям охраны. Также при последней встрече Риддика и Священника Джо Риддик получает свои знаменитые глаза.

Джаггер Вэланс

— заключённый, живущий в шахтах. Имеет авторитет среди других заключённых этой части тюрьмы. Пытается помочь Риддику сбежать из тюрьмы, чтобы уйти вместе с ним.

Геймплей

Риддик вступает в схватку с охранником.
В фильмах Риддик использует в бою как оружие, так и подручные предметы, а иногда и свои руки. В игре игрок также может использовать оружие и рукопашный бой (кулаки, ножи, кастеты). Игра совмещает стэлс с экшеном, заставляя игрока то сражаться с множеством противником используя стрелковое оружие, то прятаться в тени и тихо убивать охранников.

Важной составляющей игры является коллекционирование сигаретных пачек, каждая из которых открывает в меню определённый бонус, начиная с рекламного ролика фильма «Хроники Риддика» и заканчивая первой главой из одноимённой книги Алана Дина Фостера по мотивам этого фильма.

Супердвижок

Сколько в свое время говорилось в прессе о движке Doom III, динамическом освещении и прочих эффектах. И что? Проект, практически незамеченный в подобном бахвальстве, Chronicles of Riddick показывает картинку не хуже. Нам предлагают модели с большим количествам бамп-мэппинга, кучу визуальных эффектов, качественное освещение, текстуры высокого разрешения, все это при очень неплохих системных требованиях. Конечно, на слабых компьютерах будет тормозить, но вообще соотношение качество/производительность на высоком уровне. К сожалению, в отличие от HL2 в этой игре присутствует достаточно средняя мимика и движения губ. Но зато среди плюсов профессиональная озвучка и фирменный голос Дизеля. Забейте на русскую версию, играйте в английскую! (тем более русские версии в пиратках содержат непроходимые баги). Пару раз были также замечены странные внезапные перезагрузки игры, в этом случае повреждается профиль. Путем нехитрых манипуляций, перемещаем старые сейвы в новый профиль и продолжаем играть с последнего сохранения…

Продолжение следует…

Не знаю как вам, но мне игра чем-то напомнила Red Faction. Если судить по внешнему виду, то ничего общего нет. Но вот по ощущениям: классный фантастический шутер, интересный сторилайн, боевые механизмы, футуристическая архитектура, по-хорошему агрессивная музыка. И вот получается, что уже в какой раз приходится стрелять по непонятным опасным существам, по охранникам в броне, снова бежать навстречу следующему повороту сюжета. И это действительно здорово! А какие там места будут! Криопирамиды, космопорт, шахты, командный центр, да и много чего можно увидеть в промежуточных уровнях. Авторы постарались на славу: разбросали по уровням сигаретные пачки, при собирании которых можно постепенно открывать концепт-арт. Ну и естественно, при полном прохождении игры, можно будет открыть commentary mode (игра с комментариями разработчиков, основное отличие от x-box версии)

Сейчас уже известно, что труды разработчиков не пропали даром. Коммерческий успех породил запуск разработки сиквела, но даже каким будет сюжет, никто не знает. Надо надеяться, чтобы перед нами снова появилась игра — «Лучший сюрприз года»…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: