Valkyria Chronicles выделяется довольно сложной предысторией. 10 лет до этого первая часть была оценена многими критиками как лучшая тактика 2008 и наиболее ярким эксклюзивным проектом для PS 3. Однако, ее сиквелу не удалось добиться подобного. Она была создана именно для японских геймеров на PSP, а главными лицами в ней были учащиеся в офицерской академии подростки. На Западе подобное оценили не очень, поскольку за школьников мало кому понравилось играть. За счет этого и триквел стал доступный только в Стране Восходящего Солнца. Франшизе удалось не опуститься на уровень диковинок для создателей аниме за счет портирования на PC и ремейка стартовой части. Это позволило привлечь новых поклонников и заинтересовать фанатов. В итоге выяснилось, что этого хватило для перевода проект в категорию мультиплатформенных и возврата к серьезной истории. Переходим плавно к обзору Valkyria Chronicles 4.
Что это вообще такое?
Геймерам, которые до этого уже оценили Хроники, нет смысла читать различные обзоры. Им можно только сообщить, что Valkyria Chronicles 4 представляет собой оригинал, где в наличии несколько новшеств и используется сюжет о приключениях другого отряда военных. Те же, кто до этого не играл в нее, смогут втянуться за короткие сроки.
Valkyria Chronicles является мешанкой из экшена от 3-го лица, ролевых элементов и пошагового тактического симулятора. В целом, ей удалось собрать в кучу множество с виду несовместимых жанров и стилистик. Этим она и смогла завоевать звание оригинальной. Здесь можно оценить себя в роли стратега, ищущего приемлемый вариант распределения работы солдатам для выполнения задачи. Или стать на время бойцом, которому приходится отстреливаться и отбегать от поля боя одновременно. Игровая вселенная обладает множеством контрастных элементов, поскольку она напоминает Европу 20-го века, где магия и технический прогресс находится на одном уровне, а в качестве топлива для бронетехники используются редкие кристаллы. А уникальные валькирии при этом могут без помощников сражаться с большими. Вдобавок, разработчики добавили сюда тематики и патриотизм с ксенофобией, не забыли о чувстве долга, однако, у них получилось держать позитивную волну, когда драматические эпизоды чередуются с романтикой и комичностью.
Геймплей достаточно разнообразный и не отстает от сюжетной линии. Задачи по получению контроля над чужими базами, перебежка в контрольный пункт с соблюдением скорости или защита объекта чередуются, причем с противниками не соскучишься — они умеют вызывать поддержку или заказывать удар авиацией. Чтобы одержать победу, следует принимать во внимание особенности поля битвы. Если это высота или вышка для снайпера, оттуда хорошо вести огонь, заросли подходят для маскировки, а вот находясь в укреплении стоит пригнуться во избежание пуль противника. Помнить нужно и о стихиях. Например, если на узком переулке загорится мусор — его пехотинцы не пройдут, после пальбы в заснеженных горах стоит ожидать лавины, которая сметет все, что встретит.
При выборе подчиненных надо учитывать их особенности. У разведки слабая экипировка и это позволяет им проходить длинные дистанции. У штурмовых воинов высокие показатели силы и здоровья, только их скорость заставляет желать успеха. Подобно новой категории гренадеров. Последние стреляют навесом и им не нужно обнаруживать врага, а хватает полученных координат от напарников.
Доступные и копейщики, у которых специализация заключается в дезактивации техники оппонентов, а также инженеры, созданные для ремонта техники или сооружений и пополнении боеприпасов отряда. Но вы еще можете запастись танком или БТР, с которым можно забирать своих подальше от боя. В вашем распоряжении есть функция отдачи приказов и повышения характеристик подчиненного, а также исследования какого-нибудь особенного эффекта (вызвать на помощь медика или бомбардировка вражеских укреплений).
Внушительное количество классов открывает большое поле для применения уникальных тактик с учетом миссии и стиля прохождения. Желающие займутся исследованием района разведчиком и разберутся с войском, задействовав снайперов и гренадеров. А есть вариант прямого нападения штурмовиками, если провезти их за бункеры и турели с помощью броневика. Наконец, достаточно набрать танков и идти в бой. Вариантов достаточно, а тактику в любой момент можно изменить, если попросить резервиста добраться в базе в следующем ходе.
Для разработчиков серии Valkyria Chronicles
четвёртая часть стала особенной. Это не только долгожданное для игроков возвращение к корням, но и юбилейный проект, своеобразный подарок компании SEGA поклонникам франшизы на её 10-летие. И пятый полноценный проект, если считать ответвление
Azure Revolution
и не считать
Valkyria Chronicles Duel
для браузеров и мобильных устройств. Так какой же получилась новая игра? Об этом рассказываю в обзоре, старательно делая вид, что вторая часть лишь пробегала мимо, а третьей вовсе не существовало.
На самом деле вторая набегала более 250 часов на моей PlayStation Portable, и примерно столько же отняла третья, сперва на японском, а потом и с фанатским переводом. Однако новая игра с ними совершенно не связана, а построена на фундаменте оригинальной Valkyria Chronicles. Поэтому и такое отношение.
Батальонная разведка, мы без дел скучаем редко…
(с) группа «Каскад»
Оригинальная Valkyria Chronicles рассказывала нам об отряде ополчения государства Галлия, защищающем свою родину от вторгшихся на её территорию войск Империи. Кованый сапог восточных оккупантов пошёл на запад, чтобы заграбастать все запасы рагнита — ценной кристаллической породы, местного источника энергии — ведь на её территории его залежи истощились. Впрочем, на самом деле у верхушки Империи, амбициозного принца Максимиллиана, была другая цель — найти сокровища валькирийцев, древней расы, почитаемой во всей Европе.
Вместе с Седьмым отрядом Велкина Гюнтера мы прошли два десятка глав и разбили наступательные силы Макса, одержав ошеломительную победу. И довольно непростую, стоит заметить!
Valkyria Chronicles 4
не перечёркивает этих достижений, а рассказывает нам о параллельных событиях, которые развивались на другом фронте. Наши главные герои — бойцы диверсионно-разведывательного отряда «Е», отправленные командованием на сложнейшее задание: прорвать оборону Империи и взять штурмом столицу агрессора. Казавшаяся непростой, но вполне реальной операция на деле оказалась настоящей суицидальной миссией, когда на поле боя появились «козырные карты» Империи — мощный танковый батальон с одержимым лидером и члены экспериментального отряда Х-О. Иные из них не уступают самой Сельварии Блес! Но и наши бойцы не лыком шиты. Несмотря на все трудности, способность капитана отряда Клода Уоллеса чувствовать погоду, боевые навыки его соратников, надёжная броня и тактические способности игроков могут привести отряд «Е» к желанной победе. А может и к восстановлению мира на континенте! Который, как знают игравшие в Valkyria Chronicles II, будет не очень долгим…
Специальным войскам — специальные средства!
В отличие от ополченцев из Valkyria Chronicles, диверсанты отряда «Е» оснащаются из резервов своей армии, причём по последнему слову. Всё-таки основной ударный отряд! Тем более, что они герои уже четвёртой номерной части, и будет банально неинтересно оставить игроков без основательных нововведений. Но сперва поговорим о новшествах не основательных, зато ценных и полезных.
Как и герой Велкина, Клод Уоллес — командир танкового экипажа, и львиную долю игрового времени проводит, глядя на поле боя из командирской башенки боевой машины под названием «Хафен». Танк прозвали в честь родного города Клода и нескольких других членов отряда. Машина ничем особо не примечательна — обычный средний танк с базовым вооружением в виде основного калибра и курсового пулемёта. Но при помощи механика-водителя Майлса, молотка, всем известной матери и прогресса по сюжету, его можно улучшить, укрепить и существенно расширить арсенал. Танк — основная силовая единица брони. Но не единственная!
Позже по сюжету у игроков появится другой танк, также всесторонне улучшаемый. От «Хафена» он будет отличаться возможностью установки дополнительного узкопрофильного вооружения: стволов под снаряды против определённого типа врагов и огнемёта. Но есть в игре броня покруче танка — это APV. Бронетранспортёр, стало быть. Эта шайтан-коробка приглянулась и запала мне в душу ещё в Valkyria Chronicles II, и вот почему: как и любой уважающий себя БТР, «Кактус» умеет возить бойцов. Сперва двух, потом трёх и более!
Так что броня — не панацея и не защита от всех бед. Но одно её присутствие на поле боя существенно расширяет тактический потенциал для игрока. А начиная примерно с середины игры, его расширит появление ещё одной мощной боевой единицы — могучего корабля-ледокола, который будет оказывать нам поддержку. Корабль, «Центурион», умеет раскрывать положение противников на выбранном участке карты, экстренно возвращать эвакуировавшуюся технику на поле боя, и оказывать огневую поддержку корабельным калибром. Все эти возможности, кроме радара, нужно прокачать.
Мы под Колпином скопом стоим. Артиллерия бьет по своим. Это наша разведка, наверно, Ориентир указала неверно.Стих А. Межирова
Но разве одной техникой едины диверсионно-разведывательные войска? Нет! Vlakyria Chronicles 4 вводит новый боевой класс — миномётчик, он же гренадёр. Вместе с упомянутыми выше единицами техники, появление этого класса расширяет тактические возможности игроков до высот, невиданных в оригинальной Valkyria Chronicles. Примерно, как высота, на которую взлетает снаряд из миномёта, способный поражать и пехоту, и бронетехнику противника, в зависимости от используемых мин.
Миномётчик в игре — юнит не шибко манёвреный, но, подобно снайперу, бесценный на грамотной подготовленной позиции. Важная особенность этого класса — возможность вести беглый огонь по наступающим противникам, нанося не только урон, но и накладывая различные эффекты. Например, если снарядить Райли бронебойными снарядами с эффектом понижения АР, то в случае попадания она останавливает продвижение единицы бронетехники. Что невероятно ценно во многих миссиях, особенно высокоуровневых стычках против элитных отрядов Империи и «парагонов».
А помните танк Максимилиана из Valkyria Chronicles? Попадать в его уязвимые места можно было только сверху. Тогда приходилось использовать гранаты, метательные или запускаемые со стволов винтовок скаутов. Теперь с подобной техникой, а она в игре есть, гораздо приятнее бороться при поддержке миномётов! Важно помнить: чтобы миномёт прикрывал от наступления врага, нужно его раскладывать в конце хода, а не усаживать бойца-миномётчика в траву или укрытие. В таком положении они не работают по целям.
Вся эта игра — всесторонний Level Up по сравнению с оригиналом!Путь к победе: делегирование командирских полномочий!
В Valkyria Chronicles 4 разработчики представили несколько новых механик, которые вносят разнообразие в бой, в том числе расширяя тактические горизонты. Вновь и ещё дальше. Одним из таких является делегирование командирских полномочий Клода его младшему командирскому составу. Смысл вот в чём: получивший командные полномочия боец может вести за собой ещё двух соратников, используя только собственные очки действия! На пальцах: можно командиром-скаутом переместить гранатомётчика и снайпера на расстояние, которое они даже за 2-3 хода не преодолеют. При этом не тратя их АР! Круто? Не то слово.
Повышение звания обычных бойцов работает так: за каждые двадцать использований в бою персонаж получает новое звание. Чтобы повысить бойца до капрала, его нужно задействовать в сражении сорок раз. Именно задействовать, а не просто выставить на поле! При этом его боевые заслуги, такие как ликвидация противников и захват базы, работают как некий коэффициент, уменьшая количество требуемых активаций воина.
Ваша смерть не будет напрасной!
Помните, как теряли бойцов своего отряда из-за собственных неосторожных действий, либо хитрости, проявленной противником? И как они валялись, просто ожидая прибытия медика-эвакуатора? В Valkyria Chronicles 4 чаще всего будет повторяться такая же картина. Но иногда смерть соратника может быть не напрасной! Вторая интересная механика, внедрённая разработчиками, называется «Последний рывок».
Когда боец отряда гибнет, с некой долей вероятности от может не смириться с таким печальным положением дел, и показать завидную силу воли. На несколько секунд у игрока появится выбор из трёх доступных вариантов:
- Воодушевить
— герой складывает сотни, но при этом воодушевляет ближнего соратника, повышая одну или несколько характеристик, а также добавляет СР в общий пул командных очков. SP, требуемые для делегирования командирских полномочий, увы, таким образом не восполняются. - Контратаковать
— боец открывает огонь по противнику, который свалил его. - Подняться
— воин поднимается и совершает один последний ход, в конце которого падает и послушно ждёт помощь медика.
Если игрок не успевает выбрать один из вариантов за отведённое время, автоматически срабатывает воодушевление. Примечательно, что павший персонаж и дальше будет доступен для эвакуации на протяжении нескольких ходов. Их количество зависит от погодных условий. Например, зимой бойцы мёрзнут быстрее, двигаются на меньшее расстояние и, конечно же, меньше ждут медика. Но при любой погоде боец умрёт, и вернуть его можно будет только после прохождения сюжета, если солдат противника окажется рядом быстрее медика. Война. Война иногда изменяется.
Вы же не рассчитываете, получив столько новых фишек, в том числе кажущихся явным преимуществом для игрока, с лёгкостью прорваться через заслоны противников? Если рассчитывайте, выбросьте эти скверные мысли. Valkyria Chronicles 4 симметрично усложнилась: противники тоже могут вести за собой по несколько соратников, расставлять миномётные расчёты и всячески портить жизнь игроку. Могут и будут.
Вообще искусственный интеллект в этой части мне понравился больше, чем во всех предыдущих. Огорчило лишь ограничение в два хода на юнит, наложенное на всех противников. Но это проблема всей серии, существующая в угоду балансу. В остальном же противники поумнели, научились даже устраивать засады и, при достаточной неосторожности или недальновидности игрока, даже засаживать. Также они умеют использовать крутое новшество — элементы окружения на карте, вроде взрывоопасных бочек. Когда в них попадает пуля или рядом взрывается граната, то на прилегающей территории разгорается пламя. Пылающее топливо смертельно опасно для бойцов, но не является преградой для бронетехники.
Здесь могла быть глупая шутка про запекание бойцов в проезжающей через пламя «коробочке».
Но чаще нет…
В остальном по игровому процессу перед нами классическая Valkyria Chronicles, наполненная сюжетными заданиями, роликами и дополнительными боевыми стычками. Что стоит отметить, так это существенно возросшее количество сценок на лист сюжетной книги. В оригинальной Valkyria Chronicles их было гораздо меньше. Новая игра больше углубляется в подробности разворачивающегося конфликта и сосредотачивает внимание на отдельных персонажах. Между некоторыми главами появляются антракты, рассказывающие о прошлом главных героев, а при достижении отдельными персонажами капральских погонов, открываются дополнительные сценарии с их участием.
«Истории отрядов» рассказывают о тройках героев. Они зависят от звания одного из этой тройки, а также от их совместного участия в боях. Как определять кого с кем лучше выпускать на поле боя, чтобы разблокировать истории отрядов? По предпочтениям. Почти у всех солдат есть свои «любимчики» в рамках отряда. Если же поле «Likes» в их профилях пусто, значит нужные бойцы ещё не присоединились к отряду «Е». На протяжении всей истории случаются пополнения, а несколько бойцов присоединяются только при выполнении определённых условий. Например, после убийства 250 противников, или спасения раненого бойца с поля боя.
Акварельные войны
Визитный акварельный фильтр Valkyria Chronicles возвращается в лучшем виде! В целом графика кажется оставшейся на том же уровне, но игра выглядит красивее за счёт большей детализации всего происходящего, от моделей персонажей до окружения. Карты сражений довольно небольшие, но при этом хорошо проработанные и позволяют проходить их разными способами. В том числе нагло эксплуатируя систему приказов, накачивая скаутов «Demolition» и «Defense» усилениями, а затем уничтожая танки из обычных винтовок. В этом плане ничего не поменялось с первой игры.
Техническое исполнение игры исключительно радует. Превосходная производительность, приятная картинка и быстрые загрузки. А ещё оставшаяся из прошлых частей открытая система «сохранений/загрузок». С её помощью вы можете сохраняться перед каждым ходом, как в
XCOM
, например, и пробовать разные тактики, практически ничем не рискуя. Особенно этот метод вам пригодится для получения «А»-ранга во всех битвах, который требует платиновый кубок. Но использовать его при прохождении сюжета не советую. Конечно, убитых бойцов терять обидно, но вы их сможете «выкупить» в «постгейме»!
О, и ещё важный момент для охотников за трофеями: Valkyria Chronicles 4 самая либеральная часть серии. Она не блокирует сюжетные миссии после их прохождения. Вы можете переигрывать их сколько угодно раз. Не получилось пройти на «А»-ранг с первого раза? Прокачайтесь, разработайте новое вооружение, усильте танк и бронемашину, а затем возвращайтесь и разнесите врагов! Ни один из трофеев в игре нельзя упустить из рук. Все они получаются в одном прохождении.
Итоги битвы
90
Valkyria Chronicles 4 — это отличная тактика, долгожданное возвращение к истокам серии на домашних консолях, и очень яркая антивоенная открытка. Здесь множество сюжетных и дополнительных заданий, каждое из которых станет испытанием ваших тактических и стратегических способностей, а также реакции, ведь управление бойцами и техникой происходит в реальном времени, а противник может оказаться за любым углом! На данный момент перед нами лучшая часть серии.
Приступаем к реальным действиям в Valkyria Chronicles 4
Эта боевая система отличается отсутствием жестких рамок насчет очереди и числа операций на каждого юнита, как в XCOM. В нашем подопытном вы получаете определенное количество очков на действия и их можно распределить по своему желанию. Их можно выделить на эвакуацию или на запрос о подкреплении, на команды или активацию своей армии. При этом один человек может получить неограниченное число пунктов и каждый из них потратится на передвижение дистанции и один выстрел. Однако в последующих действиях ходить он сможет все меньше, а его припасы имеют свойство кончиться.
Вы не только являетесь командиром порученного отряда, но и непосредственно управляете каждым его членом. Когда в тактическом планировании будут выбраны будущие участники операции, геймплей становится уже экшеном. После одного нажатия вы смените роль с главного на рядового, который со своим оружием пускается в нападение. Здесь уже все зависит от реакции и умения вовремя спрятаться за дом или укрепление, чтобы чужой боец не успел сделать из вас решето. Прицеливание осуществляется разными способами — от игрока зависит, попадет ли он в торс или проведет прицельный выстрел в голову. Однако всегда есть вероятность промаха или того, что оппонент сможет увернуться. Поэтому свои оперативные решения приходится время от времени немного изменять.
Против танка не смогут противостоять штурмовики, гренадеры и другие стрелки. Зато копейщик или другая техника дадут ответ запросто. Такое решение скомбинировать прямое участие в столкновении позволяет сильнее ощутить игровую атмосферу. Действительно, бег к навесу, где можно спасись, при обстреле из миномета с надеждой, что жизни и движений хватит до конца, существенно отличается от сухого просмотра карты и статистической сводки. Да и бойцы являются не массовыми юнитами, а конкретными личностями, с индивидуальными чертами и жизненными путями.
Рассматриваем личности
Элементы RPG в «Валькириях» также заслуживают внимания. В духе всех тактических баталий, за успех в задании вас награждают драгоценным опытом. Он затем тратится на улучшение своих воинов, освоение команд и модернизацию оружия.
Вооружение и амуниция будут доступны для улучшения. Причем в процессе прохождения возможности апгрейда только увеличиваются. Вдобавок, кастомизации разворачивается как мини-игра. Здесь ограниченное пространство для запчастей, так что часто придется делать выбор.
Основное преимущество ролевой составляющей заключается в наличии собственных свойств персонажей. Каждый герой обладает хорошими и плохими привычками, которые затем сказываются в боевых условиях. Так, штурмовица с особой прижимистостью решит немного по экономить припасы и пустить по нападающему не целый магазин. С другой стороны, со своей атакой она сделает больше повреждений, поскольку ей нравиться внезапное нападение. Другие умения вообще связаны с целыми классами или людьми. Одни будут пытаться произвести впечатление, а других начинает смущать появление представительниц противоположного пола. Все это делает стычки еще разнообразнее.
Под ваше руководство попадет алкоголик, панк, готесса, защищенная железной маской девушка и другие экспонаты. Несерьезно, но смешно!
Когда ваши бойцы подружатся между собой, их командное взаимодействие становится в несколько раз эффективнее. Мало того, отправляя сработанных людей на выполнение задачи, есть шанс получить второстепенный квест, из которого можно узнать больше об их жизни, повысить умение командной работы и получить способности. Такие небольшие дорисовки становятся отличным дополнением к сюжету.
В перестрелках проявляются привычки военных, однако не все они сказываются положительно.
Повествование о взводе небольшой и гордой Галлии, который идет на столицы большой империи, ответственной за вооруженный конфликт по всему континенту, выглядит эпически и одновременно наивно. Хотя здесь идет отсылка на мировые войны и реализм, особо тяжелая тематика применяется очень мало. Перед нами не CoD или This War of Mine, а фантастическая небылица, рассказывающая о параллельном мире, где для выработки энергии используются редкостные минералы, а в толпах людей скрываются потомки валькирий, умеющие делать удивительные вещи. Впрочем, закрученных поворотов здесь хватает. Так что узнать, что ожидает персонажей по завершении задания, хочется всегда.
Сюжет
Вы станете командиром необычного отряда, который носит название отряд Е. Члены вашей команды – это неординарные личности, каждая из которых обладает своими уникальными способностями и возможностями. Отправляясь в путешествие, вы берете с собой внушительный арсенал оружия. Каждый член вашей команды – это представитель отдельного класса воинов. Особенно впечатляют настоящие гренадеры. Эти воины отличаются необычной физической силой. Также есть минеры в вашем отряде. Попав в столицу Империи такие войска, могут легко расставить ловушки на всей территории противника. Все солдаты обучены, среди них еще есть и опытная девушка солдат, которая также имеет свои особенные способности ведения боя.
Империя никак не отвечает
С такой завораживающей боевкой и трогательной завязкой лишь два элемента негативно сказываются на общей картине. Главный заключается в слабом ИИ. Он и в других представителях серии не отличался гениальностью. Тогда стратегические недосмотры враги перекрывали внезапностью, силой и удачей. Теперь они стали полноценным мясом для убоя. Скорее всего, элитные воины империи занимаются покорением других стран и дома оставили только приверженцев мира или малоопытных вояк. Они не любят атаковать ваши базы и их защитников исключительно благодаря своим принципам.
Наблюдать половину сюжета, как разговаривают головы — странное развлечение. Причем фотоальбомная стилистика не исправляет ситуацию.
О снижении порога вхождения новичкам в Sega заявляли еще до появления на рынке третьего эпизода. И здесь создатели уж слишком увлеклись упрощением механик. Естественно, дать приказ на безоглядный бег вперед всем членам отряда и здесь оказалось невозможно.
Однако, большая часть промахом списывается. Даже если бездумно распоряжаться ходами, не оставлять защиты на командном пункте, и поставлять солдат под огонь. Миссии в таких случаях также проходятся быстрее в два раза, чем предполагается. Вы не увидите здесь вызовов и не станете переживать из-за провалов по своей вине или при неудаче. Одно, чем вас накажут — это сниженный опыт и невысокая оценка. Однако опыт вы получите когда приступите к прохождению побочных квестов, не отличающихся сложность. А на оценку обращают внимание только те, кому интересно коллекционировать достижения.
По ходу вам встретятся любовные похождения и сцены с романтикой. Только последние будут подпорчены слишком устаревшей картинкой Насчет несовременной графики говорить нечего. Акварельная стилистика в духе традиций насыщает проект шармом и это хорошо закрывает несложные текстуры. Только не очень доработанная анимация вызывает отторжение, тем более в видеосценах, а их здесь хватает. Видать, создателям было лень создать несколько заставок через движок. Поэтому большинство диалогов представляют собой картинку с двумя портретов. Создается впечатление, что перед тобой не один из лучших представителей жанра, а простенькая новелла от небольшой независимой команды разработчиков.
Вывод о игре Valkyria Chronicles 4
Можно сказать, что четвертая Valkyria Chronicles имеет относительно немного изменений. Однако если это работает, то зачем его трогать, тем более такую захватывающую смесь. Три жанра перемешаны с хорошим балансом, к героям привыкаешь меньше, чем за час, а сюжетная завязка со своей наивность способна затянуть надолго. Да и задания с самыми разными целями вместе создают историю эпического масштаба.
Только назвать ее полноценной «четверкой» язык не поворачивается. Она больше подходит под описание «дополнение к ремейку оригинала». Тот самый устаревший движок, простая графика и очень заниженная сложность. Так что стоимость ее расстраивает. Ремастер первых Хроник дает то же самое, но стоит в три раза дешевле. Если вы заинтересовались этой франшизой, мы бы рекомендовали сначала проверить его. Дальше уже смотрите — хотите ли тратиться на покупку сразу или подождать распродажи под Новый Год во всех магазинах.