И СНОВА В БОЙ ИДЕТ ЛЕДОВАЯ ДРУЖИНА… В прошлом году украинская компания Unicorn Games выпустила амбициозный проект «XIII век: Слава или смерть». Задумывавшийся как «наш ответ серии Total War», он, тем не менее, ожиданий не оправдал. «XIII век» остался крепким середнячком — не провал, но и не суперхит, критики и игроки приняли его соответственно. Теперь разработчики решили выправить ситуацию. Продолжение «XIII века» — «Русич» — ведёт атаку на наши кошельки сразу по двум направлениям. Первое из них — идеологическое. Акцент делается на «русскую идею», «православное воинство» и «кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». У игры появился главный герой — князь Довмонт, личность незаурядная и интересная. Бежав на Русь из Литвы, он поселился в Пскове, принял православную веру и остался в истории как отважный борец с прибалтийскими язычниками и немецкими крестоносцами. По мнению разработчиков, Довмонт Псковский сделал для Руси не меньше, чем Александр Невский, но его подвиги не столь известны. Этот пробел игра и призвана восполнить. Отсюда следует и второе направление атаки, затрагивающее непосредственно игровой процесс. Оригинальная игра представляла собой набор в общем-то не связанных миссий, и за это её многие критиковали. В дополнении же появилась полноценная кампания, посвящённая как раз подвигам князя Довмонта. Поскольку это главное нововведение «Русича», остановимся на нём чуть подробнее.
ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ! Кампания за Псков состоит из восьми миссий, связанных единым героем и сюжетом. По сути это тот же набор битв, что и раньше, но теперь в лучших традициях варгеймов войска переходят из миссии в миссию. В боях они набирают опыт, превращаясь к концу кампании в закалённых ветеранов. За выигрыш сражения дают призовые деньги, на которые можно улучшить имеющиеся отряды (поднять численность, упрочить моральный дух, улучшить навык владения основным или вспомогательным оружием) или нанять дополнительные. Места в войске хватит всего на семь отрядов (разовые сюжетные подкрепления не счёт) — хороший подарок для тех, кто не любит командовать несметными полчищами и предпочитает воевать умением, а не числом. Стоит отметить, что кампания явно рассчитывалась на подлинных знатоков оригинальной игры, в совершенстве овладевших искусством управления войсками. С самого начала приходится решать весьма нетривиальные задачи. Как вам, например, задача разгромить тремя отрядами конницы вдесятеро большие силы неприятеля? И это самая первая миссия. Правда, перед началом каждой битвы можно задать её сложность (нормальная или лёгкая) и ради большего реализма включить «туман войны».
«СЛАВА И СМЕРТЬ» GOLD EDITION В принципе, остальное — исключая кампанию — наполнение «Русича» можно охарактеризовать словами «всё то же самое, только больше». Все сражения из оригинального «XIII века» в полном составе перекочевали в дополнение и доступны по кнопке «Слава или смерть» в главном меню. Появился свой полноценный сервер для сетевых баталий с системой рейтингов, рангов и гербов. Больше стали карты, на которых теперь можно включить «туман войны» и этим разнообразить игру. Больше стало всевозможных графических изысков — скажем, на латах теперь отражаются солнечные блики, или битвы стали более кровавыми. Уже сам стартовый ролик с вороньём, терзающим павших витязей, настраивает на нужный лад. Воины в бою сносят друг другу головы, прошивают стрелами… хотя, собственно, кто в свалке боя на это смотрит? Что до «достоверности» и «внимания к деталям», которыми так гордятся разработчики, то здесь всё осталось по-прежнему. Так же не соблюдаются масштабы сражений. Так же гибель полководца практически не влияет на ход боя. Так же попадаются досадные ляпы в тексте — чего стоят одни «двуручные топорщики». Не хватает озвучки на национальных языках — будь ты хоть русич, хоть немытый гунн, в ответ на свои приказы услышишь одно и то же. Вместе с тем игра унаследовала от первой части всё то, что было в ней хорошего и что принесло ей своих поклонников. Здесь и и подробная игровая статистика, и дизайн карт со сложной конфигурацией местности, позволяющей применять самые разные тактические приёмы, и возможность «вытягивать» мышью войска по фронту, изменяя ширину и глубину рядов (этого я ранее не видел нигде)… В общем, по большому счёту, мы имеем всё тот же «XIII век» — но издание второе, исправленное и дополненное.
… МЫ ВЕРИМ В МУЖЕСТВО ОТЧАЯННЫЙ ПАРНЕЙ? Удалось ли разработчикам добиться успеха? Как кажется, не вполне — и по части патриотизма, и по части кампании. Для полноценного воплощения «русской идеи» восьми миссий явно мало. К тому же, оставив в «Русиче» оригинальные кампании, авторы дали своим критикам новый повод для претензий. Ведь теперь оригинальный «XIII век» хоть изымай из магазинов, он уже никому не нужен. Потратившиеся на него игроки получают моральное право жаловаться — дескать, их заставили участвовать в платном бета-тестировании. Разумеется, с титулом «лучший варгейм на средневековую тематику» льстивые критики поспешили. «Русича» можно назвать лучшим разве что потому, что его не с чем сравнивать. Допустим, он однозначно лучше недавней Crusaders: Thy Kingdom Come — но если разработчики «Крестоносцев» догадаются в своей следующей игре учитывать моральный дух бойцов (почему этого не было сделано в первый раз, остаётся загадкой), о лидерстве можно будет спорить. Возможно, следовало бы сделать игру исключительно на русском материале. Число участников ограничить, зато каждому из них придать сюжетную кампанию по типу псковской. Например, русичи, немецкие рыцари и монголы… хотя нет, такой расклад уже запатентован в «Золотой Орде». И тут сразу вспоминается интересный, самобытный (вышедший задолго до Total War) и незаслуженно забытый проект «Третий Рим: Борьба за престол». Тоже XIII век, Русь, эпическая борьба между Новгородом, Рязанью, Тевтонским орденом и половецким ханством, органичный сплав «глобальной» стратегии и RTS с тактической паузой. Но… безнадёжно устаревшая на сегодняшний день графическая составляющая. Попытайся разработчики из Unicorn Games взять на вооружение те идеи — и не было бы упрёков в клонировании Medieval II. Но, как говорил известный историк О.И. Бендер, «и этот шанс пока не наш». Итак, «Русич», как и его предшественник, остаётся «просто хорошей игрой». Хорошей, но не выдающейся: революции не случилось, но кто ждал революции от дополнения? Любителям средневековой истории (прежде всего русской), поклонникам варгеймов и патриотам славянского игропрома его вполне можно рекомендовать. В первую очередь тем, кто по той или иной причине пропустил оригинальный «XIII век». А для тех, кто не пропустил, вопрос о покупке остаётся открытым. Стоят ли своих денег кампания за князя Довмонта и улучшенный сетевой режим (графика не в счёт, в варгеймах она традиционно не самое главное), им предстоит решать самостоятельно.
Лучшие игры про Древнюю Русь
Орда: Северный ветер и Орда 2: Цитатедель
Дата выхода:
Первая — 1999 г. Вторая 2001 г.
Жанр: С
тратегия в реальном времени
Орда
– стратегия в реальном времени, похожая на игру Warcraft I, в стиле «русского фэнтези». Кроме кровопролитных сражений, в которых смогут участвовать до 400 юнитов, вы найдете в игре сильную экономику, разветвленную систему дипломатии и множество дополнительных персонажей, которые встретятся вам в глухих лесах и горах славянской земли Семиречье.
Никаких миссий! Ваше победоносное войско сможет разрушать и строить города, вести переговоры и захватывать страны, переходя с одной карты на другую, заключать союзы или сражаться с могущественными колдунами, чтобы в конце концов убить Дракона в его тайном логове и стать полновластным хозяином легендарного Семиречья.
Князь: Легенды лесной страны (Konung: Legends of the North)
Дата выхода:
1999 г.
Жанр:
RPG
Князь: Легенды лесной страны
– ролевая игра, сюжет которой основан на сюжетах вселенной «Летописи времен». Все в этой игре окутано мистической дымкой легенд и слухов. Игра придерживается лучших традиций жанра РПГ, главной из которых является абсолютно полная свобода действий персонажа и интерактивность игрового мира. Боевая система проекта основана на множестве расчетов, которые учитывают огромное количество всевозможных параметров персонажа и текущей ситуации. Кроме глубоко продуманной боевой системы, игра может похвастаться огромным разнообразием квестов, решить которые можно различными способами.
По ходу игры вам предстоит не только управлять своим персонажем. Вам будет предоставлена возможность стать городским управителем и направлять ход развития поселения – строить и рушить различные строения, тренировать и увольнять различных специалистов, собирать с верных подчиненных дань и собирать себе войско. Еще одной особенностью игры является то, что у каждого из троих персонажей есть свой путь, по которому он должен пройти запутанными дорогами «Лесной страны».
Князь 2 (Konung 2: Blood of the Titans)
Дата выхода:
2003 г.
Жанр:
RPG
В Konung 2:
BloodoftheTitans
— ролевая игра, в которой повествуется продолжение легенды, рассказывающей об Амулете Дракона, которая началась в игре «Князь. Легенды Лесной страны». Что-то пошло не так как надо, и главный герой прошлой части становится злом. Так что вам предстоит пройти долгий путь и победить его в последней битве.
Теперь в игре появились корабли, так что вы не ограничены передвижением по суше и можете отправиться в далекое плавание к неизведанным землям. И не забывайте, что теперь на вас ведут охоту не только злобные монстры Лесной страны, но и всяческие разбойники, пираты и воины великого Повелителя.
Князь 2. Продолжение легенды
Дата выхода:
2004 г.
Жанр:
RPG
Князь 2. Продолжение легенды
– РПГ игра, разработкой которой занимались поклонники «Князь: легенды Лесной страны», а не профессиональная команда. Сюжет игры поведает нам о том, как Драгомир обрел могущественный браслет «Владыка». Он решил, что смог добиться всего, о чем только может мечтать смертный. Однако победа оказалась только временной. Слухи о возвращении браслета из небытия очень быстро долетели до пустынных земель – предводителя клана Желтых собак пустыни.
Чтобы захватить этот бесценный артефакт, они выступают к зеленым берегам огромным войском. Ничтожное сопротивление Лесной страны не выдерживает натиска, и армия начинает свой безжалостный поход смерти и разрушения. Найдется ли герой, способный остановить войско Желтых собак пустыни и какой ценой будет достигнута эта цель?
Добавлен режим игровой паузы, во время которой могут быть проверены и изменены боевые приказы, выполнены действия с амуницией, и так далее и тому подобное. Главный герой получил новый параметр – Репутация, изменяющаяся в зависимости от совершенных персонажем дел. Репутация оказывает влияние на диалоги, способ решения некоторых квестовых заданий и отношение к герою других персонажей.
Князь 3: Новая династия
Дата выхода:
2009 г.
Жанр
: RPG
Князь 3: Новая династия
– продолжения известной серии ролевых игр. Она перенесет вас в легендарный мир, полный приключений и опасностей. Этот мир создан на мифологии трех великих народов – славян, византийцев и скандинавов. После окончания эпохи Титанов, славные богатыри и великие владыки ушли в прошлое. Теперь настало время для новых героев и новых подвигов, ведь трон великого княжества освободился от своего прошлого хозяина. Началась борьба за власть, а исход поединка может решить только легендарный Богатырский меч. Отыщите этот великий артефакт и станьте князем «Лесной страны».
Новый проект серии «Князь» представляет переработанную систему сражений, учитывающую множество параметров оружия и боевых предметов, многие из которых можно создавать с помощью волшебных зелий, а также существенно дополненную ролевую систему. Улучшена визуализация диалогов, мимика и жестикуляция собеседников. Игрокам предоставлены расширенные возможности для управления и охраны подвластных поселений, а также обновленный арсенал боевой магии.
Талисман
Дата выхода:
2003 г.
Жанр:
экшен, RPG
Игра «Талисман
» отправит вас в мир древнеславянских легенд и сказаний, где могучие волшебники воюют друг с другом, лешие прячутся среди деревьев, ведьмы и злые колдуны строят козни в своих логовах, русалки заманивают путников в бездонные омуты. Магические заклинания, управляющие силами природы, феодальные замки, свободные города, деревни, обладающие удивительным славянским шармом — все это ожидает вас на просторах огромного мира игры.
Всевозможные напасти истощают мир Талисмана: это и междоусобные войны местных царей, и козни нечистой силы, но все это отступает назад, когда исчезает столица мира — древний град Кияж. Вы, житель Кияжа (один из четырех возможных), чудом избежавший страшного события, во что бы то ни стало, решаете разгадать загадку таинственного исчезновения. Спасите людей от невиданного лиха, верните на земли Кияжа золотой век!
Златогорье 2
Дата выхода: 2003 г.
Жанр: пошаговая RPG
Златогорье 2
— компьютерная игра в жанре пошаговой RPG. Игра берет за основу славянскую мифологию, что выражено в персонажах данной игры, мифических существах, населяющих игровой мир, и школах магии, каждая из которых имеет своего покровителя, бога славянской мифологии. В игре отсутствует четкое разделение на классы, таким образом, каждый игрок имеет возможность создавать собственного уникального персонажа, обладающего различными умениями, предпочтениями в выборе оружия и магической Школы.
Развитие героя построено на получении опыта, который возрастает в результате совершения определенных действий, например, выполнение квестов или убийство врагов. При достижении определенного значения опыта, герой получает новый уровень, а вместе с ним некоторое количество очков опыта для изменения первичных характеристик (всего их 7) и очков распределения для навыков (всего их 27, разделенных по 9 навыков на три принадлежности — воин, маг, следопыт). Вторичные характеристики зависят как от величины первичных, так и от уровня соответствующих навыков.
Русь Total War
Дата выхода:
2007 г.
Жанр:
Пошаговая стратегия
Игра Русь Total War
перенесет вас в далекий 1015 год. Закатилось солнце земли русской: умер великий князь киевский – Владимир Святославович – Объединитель, Креститель и Отец. И вот уже надвигаются новые испытания! Уже сел на киевском княжении Святополк «Окаянный», что велел подослать убийц к братьям своим, Борису и Глебу. В Новгороде, желая мстить за братьев, собирает дружины молодой Ярослав. На юге, в далекой Тьмутаракани растет и крепнет силушка князя Мстислава Удалого.А вокруг держат вотчины удельные князья и кто знает, чью сторону они примут завтра. Почуяв грядущие неурядицы и усобицы, алчно смотрят на русские земли многоликие вороги в восточных степях — чу! Слышится топот копыт. То движутся к русским рубежам новые орды — половцы. Что ж будет с тобой, о Русская Земля?»
С такого, прямо скажем, мрачного вступления начинается «Русь: Total War». Для Руси — время и впрямь плохое. Для любителей тоталвара — самое наилучшее. Период феодальной усобицы Древней Руси, положенный разработчиками в основу игры — это кровопролитные войны, как с внешними врагами, так и с алчными соседями. А еще — походы на Византию, Царьград. Значит игра будет динамичной, жесткой, батальной и скучать не даст.
Русь II: Total War
Дата выхода:
2010 г.
Жанр:
пошаговая стратегия
Русь II
– модификация для игры Medieval II:Total War, в которую добавлена средневековая Русь от Скандинавских островов до Половецких степей. В игру добавлена новая историческая компания.
Имеется возможность играть за такие племена населяющие наши земли как Хорезм Смоленское княжество Держава Шведов Прусская конфедерация Королевство Польское Печенеги Сарирское царство Королевство Венгерское Половцы Болгария Галицко-Волынское княжество Хазария Тьмутаракнское княжество Армения Алания и т.д.
ХІІІ Век: Русич
Дата выхода:
2008 г.
Жанр:
Стратегия
ХІІІ Век: Русич
— первое самостоятельное (не требующее оригинальной игры) дополнение к стратегической игре «
XIII век. Слава или смерть.
Главным героем сюжетной кампании игры является Довмонт, литовский удельный князь, который вынужден был покинуть родину из-за вражды с великим князем литовским Миндовгом, попав в Псков. Там он стал князем, а после смерти был причислен к лику святых и стал одним из небесных покровителей Пскова.
Игроку предлагается пройти все его значимые битвы, и повторить его подвиги на полях сражений. Войска во время боев набирают опыт и переходят из битвы в битву; игрок командует как своими, так и союзными подразделениями. Кроме одиночной кампании предоставляется возможность проведения случайных сражений на разнообразных картах и в разных игровых режимах, таких, как «
смертельный бой» и «поле боя».
Золотая Орда
Дата выхода: 2008 г.
Жанр: Стратегия в реальном времени
Золотая орда — действия в игре происходят в Восточной Европе XIII века. В игре есть 3 кампании — Монголы, Тевтонцы, Русичи. Первая и вторая имеет по 4 миссии, третья 5 миссий. Три совершенно не похожих друг на друга народа (Крестоносцы, Монголы и Русичи), отличающиеся уникальными особенностями развития, постройки и характеристик зданий, тренировки юнитов. Крестоносцы располагают тяжело бронированной рыцарской конницей, мало маневренны, недисциплинированны, сильны в рукопашном бою. Монгольские строения мобильны, войска подвижны. Сыны степей предпочитают поражать противника на расстоянии и не вступать в близкий контакт. У русичей очень укрепленные постройки, однако нет возможности строить здания далеко от центра поселения. Войска имеют среднюю скорость передвижения и хороши как в ближнем, так и в дальнем бою.
Игра основана на реальных исторических событиях, происходивших в Европе в начале XIII века. Экипируйте воинов на ваше усмотрение, в том числе и трофеями, подобранными на поле боя. Используйте различную тактику и стратегию, в зависимости от качеств и умений доступных героев. RPG-элементы: воины накапливают опыт, используют специальные умения (например спрыгнуть с высоты или спрятаться), чем выше уровень, тем лучше используют оружие, самые лучшие переходят в следующие миссии. Возможность использовать особенности местности для военных хитростей: устраивайте засады в лесах, выманивайте тяжелобронированного врага на хрупкий лед.
Остров Русь
Дата выхода: декабрь 2008 г.
Жанр: Аркада
«Остров Русь»
— это увлекательная красочная аркада, которая была разработана по мотивам книги С. Лукьяненко и Ю. Буркина. В этой игре вам будет предоставлена уникальная возможность — отправиться ненадолго в волшебный сказочный мир и после тяжелого трудового дня вдоволь оторваться на былинных злодеях! Тут вы вдоволь постреляете из лука по кикиморам, помашете мечом, раздавая Змею Горынычу, а также достаточно попутешествуете по бескрайним просторам древней Руси — от пригорода Киева до пустынь и даже колдовских лесов.
Несмотря на то, что врагов большое множество, и каждый из них по-своему опасен, у вас в игре «Остров Русь» есть четверо героев – былинные богатыри и Иван-дурак в придачу, так что возможностей хватит не только вынести всех противников, но и навешать еще и самому Кощею!
Империя: Смутное время
Дата выхода:
2009 г.
Жанр:
Глобальная стратегия, стратегия в реальном времени
Империя: Смутное время
— классическая стратегия о событиях 1350—1650 годов, происходивших на территории Руси, Польши и Великого княжества Литовского. Игрок может выступить за одну из 26 фракций — русские и польские княжества, украинские земли и владения восточноевропейских монархов. Игровые персонажи могут изучать шесть различных профессий: монарх, наместник, полководец, лазутчик, священник, ученый. Каждая из профессий — специализированна, наличие персонажей всех типов необходимо для управления страной. Каждому персонажу доступны все классы, три из которых он может освоить до достижения в 21 уровня. При этом уровни суммируются.
Битвы реализованы как расширенная система автоматического боя. Перед сражением игрок может посмотреть силы сторон и установить желаемые цели для своих войск, а также их базовое поведение. После этого расчет боя производится автоматически и выдаются результаты. Боевая система рассчитывает по раундам ход сражения, учитывая порядок нанесения урона отрядами, связность строя, безопасность артиллерии и других малоподвижных отрядов и т. п.. Это позволяет получать достаточно правдоподобные результаты сражений. Отряды имеют как стандартные (атака, защита, урон, численность, боевой дух), так и специальные параметры («порох», «рекруты», «ветераны», «линейный отряд»).
Real Warfare 1242 или история Войн: Александр Невский
Дата выхода: 2010 г.
Жанр: Стратегия, историческая, средневековье
Стратегия в реальном времени, отсылающая игроков к ключевым событиям в становлении Руси 13 века. Игра предлагает принять участие в восьми сражениях Александра Невского, собранных в единую сюжетную кампанию, в которых игроки должны выступить в роли легендарного князя и его дружины, стараясь повторить его ратные подвиги в Невской битве, на Ледовом побоище и др.
Уникальная боевая система, учитывающая несколько десятков различных факторов: каждый из 170 юнитов и даже отдельные воины по-разному реагируют на события в ходе битвы. 55 карт и различные режимы многопользовательских баталий, а также генератор для создания собственных сражений. Достоверная реконструкция ландшафтов сражений, вооружения и доспехов ратников вкупе с современными графическими технологиями позволяют продемонстрировать грандиозные батальные сцены с участием до 32 тысяч ратников.
Mount & Blade. История героя. Русь XIII век
Дата выхода:
2013 г.
Жанр:
RPG, стратегия про средневековье
Исторический мод Mount & Blade. История героя – «Русь XIII век»
реконструирует события того драматичного и героического века. Вы можете объединить силу русских княжеств и дать отпор Золотой орде, или собрать ополчение Господина Великого Новгорода и встретить «псов-рыцарей» на Чудском озере. А можете почувствовать себя ордынским темником или вассалом ландмейстера Тевтонского ордена, либо стать гордым шляхтичем и сражаться во славу Королевства Польского.
Сюжет игры ориентирован на максимально возможное воплощение исторических аспектов. Игра получила качественно новую географически и исторически достоверную карту, включающую новые иконки. Внедрены новые локации новые локации – шахты, рудники, лагеря наемников. Переосмысленная система торговли, торговые пути и специализация городов согласно их географическому положению. Добавлены новые квесты, базирующиеся на литературно-историческом подходе, как универсальные для всех фракций, так и зависящие от принадлежности игрока. Переименованные лорды, занимающие положение и обладающие владениями согласно своим реально существовавшим историческим прототипам.
Three Heroes
Дата выхода: 2020 г.
Жанр: Экшен, инди
Экшен от третьего лица с элементами RPG в сеттинге древней Руси, в котором игрок берет на себя роль сразу трех былинных богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича или Алеши Поповича. Каждый из героев обладает собственными умениями. Один – лучник, второй – боец ближнего боя, третий – практически не умеющий постоять за себя трюкач. Между персонажами можно переключаться в любой момент. Каждый из героев обладает собственным древом прокачиваемых умений, а в процессе прохождения можно будет подбирать каждому новое более сильное оружие и экипировку.
Уровни в игре обширны и изобилуют скрытыми заданиями и предметами. Сюжет не несет художественной ценности, однако изобилует искрометным юмором и атмосферой. Графика выполнена в стиле Cel-Shading, что впрочем, идет игре только на пользу.
Системные требования
Минимальные:
- Операционная система: Windows 2000, Windows XP SP 2 или Windows Vista
- Процессор: Intel Pentium 2.0 ГГц или AMD 2000+
- Память: 512 Мб оперативной памяти, (Windows Vista 1Gb)
- Видеокарта: Интегрированные видеокарты Intel (в ноутбуках) либо уровня GeForce MX400 или Radeon 8500, а также последняя версия драйвера для неё
- Дисковое пространство: 3Gb
- Игра по Интернет: Высокоскоростное подключение от 128 кбит/сек
Поддерживаются графические адаптеры на чипах серий:
- nVidia GeForce FX5900, GeForce 6xxx, GeForce 7xxx, GeForce 8xxx, GeForce 9xxx.
- ATI RadeonR 9600 pro и лучше, RadeonR X200, RadeonR X300, RadeonR X550, RadeonR, X600, RadeonR X700, RadeonR X800, RadeonR X850, RadeonR X1300, RadeonR X1600, RadeonR X1800, RadeonR X1900, RadeonR X1950, RadeonRX2xxx, RadeonRX3xxx.
Рекомендуемые:
- Операционная система: Windows 2000, Windows XP SP 2 или Windows Vista
- Процессор: Intel Pentium 3.2 ГГц или Intel Core 2 Duo 1.6 или AMD 3000+
- Память: 1.5 Gb
- Видеокарта: GeForce 7900 или Radeon X1900, а также последняя версия драйвера для неё.
- Дисковое пространство: 3Gb
- Игра по Интернет: Высокоскоростное подключение от 256 кбит/сек
Русичи
Сейчас украинцев всячески силятся поссорить с русскими, натравливают одних братьев на других. Внедряются всевозможные исторические мифы – вплоть до анекдотических племен «укров», якобы породивших украинцев. Хотя изначально народ-то был один, русичи. Конечно, в различных областях Киевской Руси были свои диалекты русского языка. В Поднепровье славяне смешивались с тюркскими племенами, во Владимиро-Суздальской Руси с финно-угорскими. Тем не менее, осознавали себя одним народом. У них были общие княжеские династии, общая вера, исторические судьбы.
Но в XII – XIII в. Русь рассыпалась на уделы, передралась и была раздавлена копытами татарских лавин. Но в это же время из разрозненных племен возникло новое государство, Литва. Принялась подминать западные русские княжества, которых не коснулось татарское нашествие. Особенно активно повел эту политику Гедимин в начале XIV в. Он окончательно подчинил Белоруссию, нацелился на Волынь и Поднепровье. Русские князья, правившие здесь, были данниками Орды, к ним пришло ханское войско. Но Гедимин в 1324 г. разбил этих князей и татар на р.Ирпень, овладел Киевом и принял титул «великого князя Литовского и Русского» (кстати, не украинского – такого термина еще не существовало).
Сила, способная противостоять Орде, произвела впечатление. К Литве потянулись другие русские земли. Под ее покровительство добровольно перешла Смоленщина, покорилась Брянщина. Гедимин и его преемник Ольгерд относились достаточно лояльно к новым подданным. В присоединенных княжествах сохранялись прежние законы, самоуправление. Властители не обременяли людей чрезмерными поборами, не посягали на Православие. Наоборот, полудикие лесные племена перенимали русскую культуру, письменность. Русский язык стал официальным языком в Литве. Могло показаться, что заново возродится Русь со столицей в Вильно.
Но под эгидой Орды возвышалась и Москва. Татарские ханы рассматривали ее как противовес Литве. Не слишком прижимали, чтобы не толкнуть к неприятелям, позволяли содержать значительные воинские формирования. А дополнительные преимущества обеспечили внутренние особенности Московской Руси. При Иване Калите здесь поселился митрополит, св. Петр. Москва стала духовным центром русских людей. Но св. Петр определил и основные ориентиры будущего государства. Наставлял строить «Царство Правды». Конечно, это был идеал. На деле обеспечить «правду» удавалось далеко не всегда.
Но Калита стремился к такому идеалу, навел в княжестве твердый порядок, поддерживал справедливость, строго контролировал хозяйство и сбор податей, пресекал злоупотребления. Этим же идеалом руководствовались преемники Калиты – Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской. А правда и справедливость сами по себе ох как много значили! Московская Русь еще не прирастала территориями, но прирастала людьми, сюда переселялись из других княжеств, из литовских владений. Тем не менее, исход соперничества с Литвой выглядел однозначным. Могла ли крошечная, скромная Москва противостоять огромной и победоносной державе. А в 1360-х гг. у татар разразилась «замятня» — смута. Ольгерд этим сразу воспользовался. В 1363 г. Ольгерд разгромил татар на Синих Водах, присоединил области по Бугу и Днестру, стал хозяином всего Правобережья Днепра. Следующими походами присоединил Левобережье. На сторону литовцев перешел тверской князь Михаил. Пытались «заодно» покорить Москву – и вся Русь окажется под властью Ольгерда и его родичей.
В 1368, 1369, 1373 гг. огромные литовские армии вторгались в московские владения. Оставляли после себя сплошные пепелища на месте деревень, груды трупов, угоняли бесконечные колонны пленных, массы скота. Дважды подступали к самой Москве. Но св. Дмитрий Донской успел построить каменный кремль, новая крепость успешно выдерживала осады. Росло и воинское искусство москвичей, третье нашествие они сумели остановить под Козельском.
К тому же, в противостоянии сыграли роль не только воинские ресурсы. Начало сказываться именно то обстоятельство, что «правды» в Московской державе было побольше, чем в Литовской. Недовольные и обиженные перебирались на московскую службу, как Дмитрий Боброк с Волыни, брянские бояре Пересвет и Ослябя. Сказывалось и различное отношение к Православию. В Москве оно оставалось стержнем всей политики, великий князь в первую очередь осознавал себя защитником веры. А Литовские государи наоборот, приспосабливали религиозные взгляды к политическим нуждам.
Их западные соседи, Польша, Тевтонский и Ливонский ордена, были оплотом католицизма, наводняли страну агентами и проповедниками. В 1377 г. им удалось склонить умирающего Ольгерда принять латинскую веру. У него было 11 сыновей, 5 православных и 6 язычников. Наследником отец оставил любимчика, Ягайлу, и возле него очутились те же католические советники. Настроили его вместе с братьями-язычниками начать войну против православных братьев. Но они обратились к Москве. Дмитрий Донской выступил на защиту единоверцев, и граница с Литвой впервые сдвинулась на запад. Из повиновения Ягайле вышли Поднепровье, Чернигов, Новгород-Северский, Брянск, ряд мелких владений – выражали готовность передаться под власть Дмитрия. Разъяренный Ягайло с католической и языческой партиями нашел себе могущественного союзника. Мамая. В 1380 г. повел армию на соединение с ним, чтобы раздавить Москву совместными силами. Но и на Куликовом поле храбро дрались его литовские братья – Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский. Ягайло опоздал к битве всего на один дневной переход. Узнал о сокрушительном разгроме Мамая и ринулся удирать восвояси. Бесславный поход подорвал его авторитет даже среди язычников. Его сверг дядя Кейстут. Правда, подлости Ягайле было не занимать. Дядю он пригласил на пир и зарезал вместе со всеми приближенными. Двоюродного брата Витовта заточил в темницу. Но возмутились литовские, русские князья, и чтобы усидеть на троне, Ягайло поклонился… Москве.
После победы над Мамаем престиж Дмитрия Донского поднялся чрезвычайно высоко. Литовский властитель посватал его дочь, а при этом признавал над собой старшинство тестя, обещал слушаться его, обратить своих подданных в Православие. В 1382 г. подписали договор, скрепили печатями, Ягайло принял православное крещение. Осталось обвенчать молодых. Огромная Литва подчинялась Донскому! Вся Русь вот-вот должна была объединиться под его верховной властью, и история Восточной Европы могла пойти иначе. Но… в это время Москву сжег налетевший Тохтамыш.
Международный авторитет державы Дмитрия, взлетевший было до небес, сразу рухнул. А католические советники внушили Ягайле, что выполнять договор не обязательно. Лучше жениться на королеве Польши Ядвиге – он получит титул короля, целое государство, получит и поддержку Запада. В 1385 г. Польша и Литва соединились, король перекрестился в католицизм, и подданных поголовно принялся крестить по католическому обряду. Православных же уравнял с язычниками. Им запрещали занимать государственные должности, вступать в браки с католиками. Нескольких вельмож казнили, в Литву нахлынули поляки, и их расставляли на все ключевые посты.
Тут уж встали на дыбы родные, двоюродные братья, заполыхала гражданская война. А Витовт удрал из темницы к немцам, сумел выдать дочку за русского великого князя Василия I и объявил себя защитником Православия. Хотя честностью и он не отличался. Одновременно сговорился с Тевтонским орденом, принял католицизм. Начал с рыцарями набеги на Польшу, Ягайло взвыл и… предложил ему союз. Если он согласится подчиниться королю, то пусть возьмет Литву себе. Предложение было сделано не без задней мысли – взять Литву значило подавлять многочисленных мятежных родственников. Но Витовт не смутился, заключил альянс с убийцей своего отца. В союзники он выбрал самого сильного из удельных князей, Скиргайлу, наобещал три короба и вместе с ним давил остальных родственников. С ними Витовт не церемонился. Двоюродного брата Вигнута отравил, Коригайле отрубил голову, своего дядю Нариманта велел подвесить на дереве и расстрелять из луков. А уделы захватывал для себя. С «лучшим другом» Скиргайлой расплатился Киевом, но и к нему подослал отравителей, а Киев присвоил. Победили в гражданской войне два самых жестоких и коварных брата, Ягайло и Витовт. Причем новый властитель Литвы провел реформы. Витовту очень понравились порядки в землях Тевтонского ордена, и он внедрил суровое крепостное право. Австрийский дипломат Герберштейн описывал Литовскую Русь: «Народ жалок и угнетен… Ибо если кто в сопровождении слуг входит в жилище какого-нибудь поселянина, то ему можно безнаказанно творить что угодно, грабить и забирать необходимые для житейского употребления вещи и даже жестоко побить поселянина». «Со времен Витовта вплоть до наших дней они пребывают в настолько суровом рабстве, что если кто будет случайно осужден на смерть, то он обязан по приказу господина казнить сам себя и собственнноручно себя повесить. Если же он откажется исполнить это, то его жестоко высекут, бесчеловечно истерзают и тем не менее повесят».
Но эти порядки нравились феодалам, Витовт приобрел поддержку знати. Успехи ему обеспечивала и коварная дипломатия. Молодого зятя Василия I он соблазнял перспективами союза, женил на своей дочери. Но при этом снова покорил княжества, отпавшие от Литвы при Дмитрии Донском. Задумал проглотить и саму Москвы. Заключил договор со свергнутым ханом Тохтамышем – Витовт поможет ему вернуть престол в Орде, а хан отдает свой московский «улус». Католическая церковь и Ягайло горячо поддержали проект, с Витовтом и Тохтамышем выступили немецкое, польское войска. Но не удалось, хан Темир-Кутлуг и полководец Едигей сокрушили объединенную армию на Ворскле.
Тем не менее, Витовт был уверен, что Русь не уйдет от него. Очередной шанс ему выпал после смерти Василия I. На троне очутился малолетний Василий II с матерью – дочкой Витовта. Против мальчика бунтовали его дяди, плело интриги боярство. Василий I с регентшей-матерью вынуждены были обратиться за покровительством к литовскому дедушке. О, теперь-то Витовт своего не упустил. Заставил беспомощного московского государя отказаться от Пскова, Новгорода – начал войну и обложил данью эти города. Рязани и Твери навязал «союзы», и им пришлось признать подчинение Литве.
Итог соперничества был очевиден, Русь поглощалась! Витовт возгордился, вздумал отделиться от Польши, выпросил у германского императора королевскую корону. На пышные торжества по случаю коронации почтительно приехали московский, рязанский, тверской великие князья. Приехали уже как вассалы, поздравить всемогущего повелителя, постоять у трона на его торжествах. Но поляки не желали упускать Литву, украли корону, которую везли в Вильно. Церемония сорвалась, и Витовт от расстройства умер. Литва снова раскололась смутой, католики рубились с православными, антипольская партия с полонофильской.
Большинство литовской знати отнюдь не желало объединяться с Польшей, понимало, что их подомнут. Но западные партнеры исподволь приращивали к себе Литву. К полякам стали проникать прелести европейской «Эпохи Возрождения». Входила в моду роскошь, привозные диковинки, богатые наряды, фривольные нравы. Паны прожигали время на балах, пирах, пышных охотах. Кичились и «свободами» — своевольничали, регулировали королей, утопали в словоблудии на заседаниях сенатов и сеймов.
Литовских аристократов это соблазняло. Они обзаводились польскими поварами, музыкантами, гувернерами, любовницами. Польские дворяне выдавали дочек замуж за литовских и западнорусских князей, вельмож. Они были богаче поляков, владели большими имениями. А литовские и западнорусские князья с панами тоже охотно женились на полячках. Они впитали в себя «возрождение», умели быть веселыми, возбуждающими, блеснуть признаками «культуры». На высшие посты в Литве католическое духовенство и поляки протаскивали своих сторонников, и в XV в. прежняя, русская культура, была вытеснена. В верхушке общества ее сменила польская вперемежку с итальянской. В 1449 г. в Литве была введена инквизиция, корчились в пыточных подвалах и орали на кострах несчастные, признанные ведьмами и еретиками – это тоже была часть западной культуры.
Московская Русь шла по другому пути, централизации, строила самодержавие. Но европейские модели, как представлялось, давали Литве неоспоримые преимущества. Ее поддерживал католический Запад, а Москву – никто. «Свободы» манили русских бояр, толстосумов. Оппозиционеры всех мастей перебегали за границу и получали самый теплый прием. Новгородские «золотые пояса» раз за разом сговаривались с Казимиром, как бы перескочить под власть его государства.
Однако для простых людей твердая власть московских государей оказывалась куда предпочтительнее, чем засилье аристократов! Именно самодержавие обеспечивало им справедливость и «правду», защиту от внешних врагов, и от внутренних хищников. Благодаря этому Василий II и его сын Иван III ломали удельное сопротивление. Московская Русь постепенно разрасталась в обширную державу. Ее армия была более дисциплинированной, более обученной, чем ополчения панов, и очередной король Казимир на прямые столкновения уже не отваживался. Пытался подводить мины исподтишка. Как известно, погибающая Византия заключила с католиками церковную унию. Но Русь ее отвергла, назначенному в Москву униатскому митрополиту Исидору пришлось бежать за границу. А потом и сама Византия пала под ударами турок. Уния повисла в воздухе, униатский «патриарх Константинопольский» (им стал тот же Исидор) сидел в Риме без паствы. Плацдармом для распространения унии решили сделать Литву. В 1458 г. папа Пий II назначил митрополитом Киевским униата Григория Болгарина. Казимир распорядился встретить его с помпой, православным епископам перейти под его начало.
В 1461 г. умер Московский митрополит, святитель Иона, и литовский король сразу прислал посольство. Уговаривал московского государя, что митрополит уже имеется, Григорий Болгарин, он займет место Ионы, церковь воссоединится, а общая митрополия будет способствовать братскому союзу Москвы и Литвы. Уловка не прошла, римско-литовским проискам дали от ворот поворот.
Что ж, Казимир, невзирая на дружеские заверения, не отказывался и от войны. Если бы удалось сломить Москву! Точно так же, как Ягайло заключал союз с Мамаем, а Витовт с Тохтамышем, Казимир навел мосты с ордынским ханом Ахматом. Условились в 1480 г. ударить вместе. Однако и московская дипломатия не дремала, действовала квалифицированно. Был заключен союз с врагом Ахмата, крымским ханом Менгли-Гиреем. Он совершил набег на Волынь, польские и литовские паны испугались за собственные имения, и поход сорвался.
Ахмат привел орду на Угру, ждал Казимира, а его не было. Мало того, население сочувствовало не своему государю, а московскому! Местные княжества – Воротынское, Белевское, Одоевское и др. были подданными короля, но не давали Ахмату ни воинов, ни снабжения. Взбешенный хан сжег 12 городов, принадлежавших Литве, но русскую оборону прорвать так и не сумел. Стояние на Угре ознаменовало не только конец ордынского ига для Москвы. Оно возмутило русских жителей Литвы. Сравнивали, как Иван III защищает свое государство, и как Казимир в угоду католической политике навел татар на собственные земли.
Это вылилось в мятежи, и целый ряд князей объявили, что переходят на службу Москве. Переходят вместе с княжествами. Литовцы попробовали воевать, но их били, а города сдавались московским воеводам без боя. Новому литовскому государю Александру пришлось в 1494 г. заключить мир, отдать Вязьму и другие приграничные области. А Иван III в мирном договоре принял весьма красноречивый титул – «государь Всея Руси». Католический мир в это время скатился в полную пучину разложения. На папском престоле очутился самый скандальный «первосвященник», Александр VI Борджиа: отравитель, извращенец, любовник собственной дочери. Неизвестно, в какого «бога» верил такой папа, но Православие он люто ненавидел. Успехи русских чрезвычайно его встревожили, и он принялся подталкивать литовского Александра к реваншу. Обещал поддержку, помог заключить союзы с Ливонией, Венгрией. А в самой Литве развернулась кампания по окатоличиванию. Униатский митрополит Иосиф разъезжал по стране с отрядами латинских монахов и солдат. Отбирали у православных храмы, смещали священников. Нагрянув в город или село, заставляли людей перекрещиваться в католицизм. У тех, кто противился, отнимали детей, женщин и перекрещивали насильно. Папа Борджиа бурно приветствовал подобные действия. Издал особую буллу, поздравлял литовцев: «Еретики, наконец, озаряются истинным светом».
Но Иван III не смолчал, откровенно отписал, что в Литве «строят латинские божницы в русских городах, отнимают жен у мужей, а детей у родителей и силою крестят в закон латинский… Могу ли видеть равнодушно утесняемое Православие?» Объявил войну, и вместо реванша она обернулась для западной коалиции позором. На сторону Москвы сразу перешли Новгород-Северский, Чернигов, Стародуб, Гомель, Любеч. Литовскую армию наголову разгромили в битве при Ведроши.
Встревоженный папа Борджиа мгновенно превратился в «миротворца». В 1502 г. предложил свое посредничество в урегулировании, упрашивал Ивана III быть уступчивым, не искать приобретений на западе. Но посредничество папы-извращенца государь проигнорировал и уступчивости не проявил, отобрал чуть ли не треть литовских владений!
С этого времени противостояние покатилось «в одни ворота». Запад подстрекал Литву к новым войнам, и каждый раз она теряла города, области. Впрочем, организаторы агрессии умели извлекать выгоду даже из поражений. В 1569 г., когда Литва совсем надорвалась, Рим и польские паны добились заключения «Люблинской унии» — великое княжество Литовское фактически утратило самостоятельность и было поглощено Польшей, слилось с ней в одну державу, Речь Посполитую.
Но в результате этого противостояние русский народ надолго остался разделенным. Тех, кто жил под властью Москвы и Санкт-Петербурга, стали во временем именовать «великороссами». Тех, кто жил под властью Речи Посполитой, белорусами и малороссами. Где-то с XVI в. появилось и обозначение «украина», но оно применялось только в прямом смысле, как «окраина». В документах того времени упоминается «Польская Украина» (нынешняя Украина), «Московская Украина» (Северщина, Белгород, Курск, Рязань), «Слободская Украина» (Харьков, Изюм, Острогожск). Обозначали и «Крымскую Украину» — окраины Крымского ханства, и «Сибирскую украину». Сами же жители Украины называли себя «русскими», Православие – «русской верой». Кстати, и в административном делении Польши Львовщина числилась «Русским воеводством».
Medieval II: Total War
В легендарной серии глобальных стратегий Total War нашлось место многим народам Европы и Азии, включая славян. Действие разворачивается в период с 1080 по 1530 год, так что игроки могут оценить, как разработчики изобразили значимые исторические события – открытие пороха в Европе, вторжение монголов, «черную смерть» и другие.
Изначально в игре доступны только пять фракций, но Русь, как и другие, можно сделать играемыми, если победить их в кампании. Войско Руси в Medieval II: Total War славится своими дружинниками, меткими конными стрелками, казаками, однако в раннем периоде придется мириться со слабостью пехоты.
Купить