Мнение об игре Operation Flashpoint: Cold War Crisis/ARMA: Cold War Assault
Я считаю, что каждый уважающий себя фанат шутеров рано или поздно должен попробовать сыграть в ArmA. Несмотря на высокий порог вхождения и некоторые недоработки, с годами эта франшиза набрала себе тысячи преданных поклонников, для которых игры серии стали основным способом свободного времяпрепровождения. Оно и неудивительно, ведь на рынке попросту нет иного проекта, обладающего таким количество нюансов в плане постановки крупномасштабных боёв с участием пехоты и техники.
Однако к такому состоянию дел чехи из Bohemia Interactive пришли не сразу. Потребовался первый шаг, и в данном случае первый шаг оказался амбициозным, рискованным и на удивление успешным. Один из самых «взрывных» дебютов в истории индустрии, известный над под названием Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Именно ей и будет посвящена эта статья, посредством которой я постараюсь ответить на определенный вопрос: «Кому будет интересна эта игра ?». И забегая вперед, скажу лишь, что Arma: Cold War Assault смог подарить мне довольно необычный игровой опыт.
Итак, приступим.
Несмотря на однообразие ассетов, острова Аверон и Малден станут для вас родными. Хотя вы и не сможете их отличить.
Operation Flashpoint открыто заявляет о своей хардкорности, однако вначале он обходится с игроком вполне аккуратно, постепенно раскрывая различные механики игрового процесса, вследствие чего первая половина Cold War Crisis вызвала у меня ассоциации не с другими FPS/TPS, а с миссиями из трехмерных GTA. Как и в саге про Великого Автоугонщика, авторы напирают не на обилие возможностей вроде открытого мира, а на масштабную постановку, заметно отличающуюся в каждом уровне. И по моему мнению, такая структура отлично раскрывает особенности ведения боя в данной игре.
Несмотря на большие открытые пространства, OFP нельзя отнести к Crysis/Halo-подобным шутерам-песочницам, где одну и ту же группу противников можно уничтожить самыми разными способами. В этом тактическом action’е каждая перестрелка напоминает комплексную многоступенчатую головоломку, обладающую куцым и на первый взгляд не очевидным набором решений. Вот только если разгадывание других головоломок представляет собой взаимодействие с абстрактными элементами, то Operation Flashpoint, как и следовало ожидать, требует куда более сложных манипуляций. Игроку приходится тщательно разглядывать местность, вдумчиво выбирать позицию для укрытия и огня, брать во внимание действия компьютерных напарников и возможную реакцию врагов(они тут не самые предсказуемые), а реалистичный баланс и суровая система сохранений подталкивают проявлять терпение и осторожность. И поверьте, на словах это также напряженно и увлекательно, как и на деле. Дополнительного интереса добавляет то, что в большинстве случаев разработчики не банально «кидают толпу на толпу», а ставят протагонистов в непохожие ситуации, требующего собственного подхода. Будут и штурмы, и засады, и оборона, и отступления, и многое другое. В какой-то момент игра просто разделяется на модули, каждый из которых заслуживает отдельного разговора.
Танковый модуль
Первое, чем меня удивили миссии в роли командира танкового экипажа, так это тем, что, немного освоившись с управлением, можно повесить почти всю ответственность на, собственно, экипаж, понемногу корректируя его действия. Боты, конечно, временами проявляют своенравность, однако это редко оказывается критичным, ведь исход боя между бронетехникой в OFP по большей части решает то, кто первым заметит расположение врага и возьмет инициативу в свои руки. И поэтому, несмотря на сносную физику и подробную систему повреждений, танковый модуль является самым слабым из всех. Тактики в нем кот наплакал, а сложность появляется лишь в последних самоубийственных операциях.
Авиамодуль
Миссии на вертолете/самолёте получились динамичными и легкими, хотя некоторым испытанием может стать управление летающим агрегатом. Оно достаточно ограниченное, но поведение машины в воздухе временами сложно предсказать. К тому же, обучение освещает лишь половину необходимой информации. Но даже этот барьер нельзя назвать непреодолимым. Так или иначе, задания в роли пилота отлично расслабляют в рамках непростой второй половины игры. Хотя при этом они лишний раз доказывают, что в плане реализации военной техники разработчикам было куда расти.
Диверсионный модуль
Миссии со скрытным проникновением или стелс-эпизоды, если оперировать знакомыми понятиями. Я уже чувствую, как многие из вас скорчили гримасу, вспомнив какой-нибудь старый боевик, где имелся ненужный и раздражающий сегмент с глупой игрой в прятки. К счастью, у нас тут другой случай. В Operation Flashpoint тайные операции пополняют копилку интересных и необычных заданий. Скрытное перемещение и ориентирование на вражеской территории среди бесконечной темноты, патрулей, аванпостов и других элементов вручную проработанной «экосистемы» могут увлечь даже тех, кто успел повидать Metal Gear Solid и Deus Ex. Хотя видно, что AI здесь никак не адаптирован, а на свободу уровня MGSV(c которой возникают стойкие ассоциации) даже надеяться не стоит, OFP все равно позволяет в полной мере ощутить себя в роли диверсанта.
Модуль командира
В любом сложном и комплексном проекте рано или поздно наступает момент, всё переходит на следующий этап, окончательно отделяя тех, кто не сильно заинтересован, от тех, кто готов погрузиться еще глубже. И в Operation Flashpoint этот момент наступает, когда игроку вручают бразды командира отряда.
Авторы минимизируют влияние скриптов, еще сильнее увеличивают количество возможных исходов, дают немалую вариативность и при этом вешают всю возможную ответственность только на вас. И вам придётся освоиться с громоздким и детальным интерфейсом по управлению подчиненными. Они не отличаются глупостью, однако без четкого плана действии им попросту не справиться с задачами, которые раз за разом будет ставить штаб, тем более что во второй половине игра становится заметно сложнее. И по моему мнению, это скорее хорошо, чем плохо, поскольку игрок, возжелавший проверить свои лидерские способности, определенно сможет найти подходящее себе испытание, которое, как обычно, придется проходить методом многочисленных проб и ошибок. А вот остальные либо всё бросят, либо начнут искать лазейки.
Натуральнее, чем большая часть кустов в игре. Поймете, когда умрете на этом уровне раз двадцать.
Итак, как вы поняли, Operation Flashpoint — это по большей части постановочный тактический шутер, попытавшийся осветить все особенности военного конфликта с самых разных сторон. И как это бывает у других постановочных шутеров, главные его проблемы кроются в постановке некоторых эпизодов. Я не ожидал от дебютантов работы уровня Half-Life, однако здесь присутствует ряд моментов, подталкивающих к мысли о том, что часть миссий даже не проходила этап тестирования и отладки.
Не пренебрегайте функцией ускорения времени. Я не знал о ней и в молодости бросил игру не середине, поскольку в какой-то момент мне надоели постоянные переходы и поездки, во время которых я успел сосчитать, сколько полигонов в пальцах моего персонажа(Спойлер: 112).
В первой половине кампании недоработки выражены в том, что скрипты, под чьим руководством находятся боты, иногда вынуждают их(ботов) совершать невыгодные маневры, чьей суицидальности позавидуют лемминги. Впоследствии бывают случаи, когда игрок, оставшись в гордом одиночестве, вынужден тащить на себе всё наступление.
Поэтому я думал, что, избавившись от внутриигрового режиссера, игра сможет избегать проблемных ситуаций. Однако на смену одним недостаткам пришли другие.
Даже оказывая давление за счет невидимого таймера, Operation Flashpoint может запросто оставить вас без каких-либо ориентиров. И их отсутствие не делает прохождение сложнее или свободнее. Оно лишь заставляет игрока действовать впустую, не позволяя выучиться на собственных ошибках или сделать какие-то выводы. Выполнение «Red Dawn» заняло у меня более пяти часов, хотя алгоритм, ведущий к победе, проще, чем в в любой миссии из пролога.
Тем не менее рекомендую проходить кампанию на высшей сложности без каких-либо меток: в ориентировании по карте и компасу есть какое-то особое удовольствие.
Но надо признать, когда ваши компьютерные напарники ведут себя убедительно, когда постановка сценария выполнена на должном уровне, когда всё работает как надо, Operation Flashpoint и вправду позволяет почувствовать себя участником настоящего военного конфликта, надолго увлекая готово к лишениям игрока.
Итак, теперь давайте же попробуем определить, кому будет интересен Cold War Crisis.
Будет ли Operation Flashpoint интересен тем, кто любит тему Холодной войны ? Operation Flashpoint явно не стоит проходить ради истории, хотя с ней связано много забавных и любопытных моментов. Весь сюжет преподносится посредством большого количества кое-как сделанных кат-сцен, содержание которых я бы поделил на три части: 1) Очередная вариация «Красного рассвета», поражающая своей глупостью и напыщенностью. Не знаю, всерьез ли сочинен сей бред, но от от местных «твистов» пробивает на смех. Ну хоть русские озвучены хорошо, и на том спасибо.
2)Вы смотрели любительские видеоролики, которые представляют в действии различную военную технику, пока на фоне играет жёсткий рок ? Здесь есть что-то подобное. И даже несмотря на примитивную анимацию и модели, смотрятся эти сцены круто. Возможно, благодаря тому, что нам демонстрируются не различные испытания или соревнования, а боевые действия. Да и пара лицензированных треков от австралийской группы The Seventh подобраны очень хорошо. Пример такой сцены есть в начале видео: ArmA Cold War Assault: Return To Eden
3)Жизнь простых солдат. Этот аспект игровой истории понравился мне даже несмотря на то, что главные герои раскрываются обрывками. Благодаря неплохо прописанным диалогам и приятной актерской игре, Operation Flashpoint удается погрузить игрока в атмосферу жизни простых солдат, которые еще вчера ребячились на тренировочной площадке, однако обстоятельства заставили участвовать их в настоящей войне. И вы будете стараться довести ваших сослуживцев до конца не только из-за перфекционизма, но и из-за сострадания.
Также стоит выделить музыкальное сопровождение. Я не ожидал от него многого и, как оказалось, зря. Композитор Ондрей Матейка смог создать запоминающийся и подходящий действу саундтрек, который вы будете не раз переслушивать.
Будет ли Operation Flashpoint интересен тем, кто ищет максимального реализма и достоверности в играх ?
Скорее всего, однако им бы я посоветовал обратить внимание на серию «ArmA», ведь там симуляция уже давно вышла на новый уровень, в то время как в Operation Flashpoint даже баллистика отсутствует. Ко всему прочему, в продолжениях представлено намного больше моделей современного вооружения и техники. А вот OFP имеет ряд допущений(исправляется модами).
Будет ли Operation Flashpoint интересен тем, кто хочет влиться в стан фанатов серии Arma ?
Наполовину. Повторюсь, в Arma симуляция уже давно вышла на новый уровень, из-за чего управление и правила ведения боя стали сложнее. Но как первый шаг Cold War Crisis подойдет просто отлично.
Будет ли Operation Flashpoint интересен простым фанатам action’ов ?
Скорее да, чем нет. И хотя OFP способен подарить совершенно новый игровой опыт, в некоторых аспектах он ушел от других шутеров не так далеко, как это сделала серия «Arma». Освоить игру не так сложно, и она быстро даст понять, насколько сильно вам подходит такой вид геймплея.
Короче говоря, дерзайте ! Несмотря на то, что в игре было немало моментов, когда её искренне хотелось бросить, я нисколько не жалею о своём тридцатичасовом прохождении и в будущем намерен ознакомиться с некоторыми модами и дополнениями, а также с одиночными кампаниями всех игр серии «ArmA».
Спасибо за внимание !
Сюжет
Between the Lines («Между линиями»)
Вам предстоит оказаться в роли доктора Руса, живущего на Малдене в апреле-мае 2001 года, где все ещё разворачивается конфликт между США и Россией, в котором Россия одерживает верх. Он попадает в плен, а его дом вместе с семьей уничтожают русские, за что он поклялся отомстить. Доктора перевозят на отдельный островок, где он оттуда легко сбегает и присоединяется к отрядам сопротивления. Вместе они пытаются освободись остров от русских, что в конечном итоге и получается сделать.
War on Morton («Война на Мортоне»)
События разворачиваются в период с декабря 2001 по январь 2002 года и считаются логичным продолжением первой кампании. Теперь вам предстоит сыграть за безымянного солдата США, командующего отрядом по захвату и обороне небольшого городка Мортон, а также отвоевыванию прилежащих территорий на острове Эверон, полностью освобождая его от врага.
Special Operations («Специальные миссии»)
Действия разворачиваются на всех трёх островах: Эверон, Малден и Колгуев. Вам предстоит выступить в роли безымянного гранатомётчика США, командующего диверсионным отрядом по уничтожению и зачистке определённых секторов островов.
Война, реализм и совместимость
Прежде чем заняться выяснением, почему все так нехорошо, давайте разберемся с одним немаловажным техническим вопросом, чтобы не было еще хуже. BTL отказывается работать с OFP версии ниже 1.20. Вполне возможно, что проблема кроется в нежелании игры дружить с Windows 2000, но с патчем все встало на свои места. Хотя народ на форумах жалуется на совместимость и глюки. Особых глюков отметить не могу, а вот совместимость — вопрос сложный. Обладатели более поздних версий крайне негативно отзываются о работоспособности игры, а самый мстительный фанат OFP даже припомнил бравым немецким парням add-on к Sims, который, по его словам, все здравомыслящие люди поспешили выкинуть. Впрочем, я отвлекся…
Так вот, патч в нашем случае — это не просто три цифры и точка. Апдейт скрывает в своем чреве куда больше нововведений, чем традиционное лечение глюков. Если у вас до сих пор версия 1.00, необходимо апдейтиться, апдейтиться и еще раз апдейтиться. Хотя бы потому, что физика более-менее приведена в порядок, появилась поддержка джойстика (и даже руля!), обратной связи, а также масса новой техники и оружия.
С момента выхода игры (сейчас последняя версия — 1.30 + Ultimate Upgrade 3) были добавлены следующие машины: БМП-2, БРДМ-2, Bradley, AH64, OH-58D, Ch-47D, M-163, Су-25. Арсенал пехоты пополнился пистолетом-пулеметом «Бизоном», штурмовыми винтовками G36A, Steyr AUG и версией M16A2 с оптическим прицелом — XM-S. Кроме того, замечены два новых гранатомета: MM-1 и 6G-30, а также помповое ружье Kozlice.
Таким образом, арсеналу Operation Flashpoint не завидуют только матерые воргеймы, остальные стоят по стойке смирно.
Другое дело, что в плане симуляции всего этого добра игра далеко не ушла. А надо ли? Дискуссии на эту тему еще себя не исчерпали: сторонники «честного» варианта, вроде многоуважаемого Андрея Ламтюгова, продолжают утверждать, что OFP — несерьезная войнушка. На подобные выпады из лагеря защитников, вроде меня, отвечают, что большей частью игра направлена на воссоздание действий обычного пехотинца, и такие мелочи, как серьезный подход к симуляции имеющейся техники, излишни. Летят щепки, трещат копья, а конкуренты остаются при своем мнении.
Как вы понимаете, все вышеописанное представляет куда большую ценность для всех интересующихся, нежели попытки XMP поиграть в девелоперов.
Файлы, драйверы и библиотеки
Практически каждое устройство в компьютере требует набор специального программного обеспечения. Это драйверы, библиотеки и прочие файлы, которые обеспечивают правильную работу компьютера.
Начать стоит с драйверов для видеокарты. Современные графические карты производятся только двумя крупными компаниями — Nvidia и AMD. Выяснив, продукт какой из них крутит кулерами в системном блоке, отправляемся на официальный сайт и загружаем пакет свежих драйверов:
Обязательным условием для успешного функционирования Operation Flashpoint: Cold War Crisis является наличие самых свежих драйверов для всех устройств в системе. Скачайте утилиту
Driver Updater
, чтобы легко и быстро загрузить последние версии драйверов и установить их одним щелчком мыши:
- загрузите Driver Updater
и запустите программу; - произведите сканирование системы (обычно оно занимает не более пяти минут);
- обновите устаревшие драйверы одним щелчком мыши.
Фоновые процессы всегда влияют на производительность. Вы можете существенно увеличить FPS
, очистив ваш ПК от мусорных файлов и включив специальный игровой режим с помощью программы Advanced System Optimizer
- загрузите Advanced System Optimizer и запустите программу;
- произведите сканирование системы (обычно оно занимает не более пяти минут);
- выполните все требуемые действия. Ваша система работает как новая!
Когда с драйверами закончено, можно заняться установкой актуальных библиотек — DirectX и .NET Framework. Они так или иначе используются практически во всех современных играх:
Еще одна важная штука — это библиотеки расширения Visual C++, которые также требуются для работы Operation Flashpoint. Ссылок много, так что мы решили сделать отдельный список для них:
- (Скачать Service Pack 1)
- (Скачать Service Pack 1)
- (Скачать Service Pack 1)
- (Скачать Service Pack 1)
Если вы дошли до этого места — поздравляем! Наиболее скучная и рутинная часть подготовки компьютера к геймингу завершена. Дальше мы рассмотрим типовые проблемы, возникающие в играх, а также кратко наметим пути их решения.
RIP
Встроенный в оригинальную игру редактор — вещь несложная и мощная. Не всякий, правда, разберется в скриптах и тонкостях работы AI, но миссию «красненькие против зелененьких за власть над горкой» может сделать даже ребенок. Беглый взгляд на ресурсы, так или иначе относящиеся к игре, выявляет следующее, — разработчиком нынче жаждет стать каждый второй. Количество заявленных в «in process» модификаций скоро нельзя будет подсчитать. На выбор: от Вьетнама до российских миротворцев в Косово. Говорить о том, что большинство из этих проектов никогда не увидит белого света, почему-то не хочется; все уже привыкли к тому, как складываются судьбы у подобных творений — сегодня или, на худой конец, завтра самоделкиным надоест рисовать текстуры и писать скрипты; внушительных размеров списки features накроет черно-белая табличка «closed».
А потому, друзья, надеяться можно только на разработчика и издателя. У них тоже иногда не хватает на очередной Ferrari, приходится браться за работу. Такая она у них, работа…