10 апреля 2020 года вышел один из главных игровых долгостроев последних лет — Final Fantasy VII Remake. И новой графикой дело не ограничится — перед нами, по сути, новая игра, с другой боевой системой, переписанными диалогами и расширенным сюжетом. Оригинал, вышедший в далёком 1997 году, — самое знаковое, определяющее творение за более чем тридцатилетнюю историю компании Square Enix. Игра не только популяризировала жанр японской RPG (jRPG) во всём мире, но и непосредственно повлияла на расклад сил в индустрии. В каком-то смысле она же стала главным творческим проклятием Square Enix, которая вот уже больше двух десятилетий тщетно пытается повторить этот успех. Но что именно сделало Final Fantasy VII не просто очередной хорошей RPG, а настоящей иконой мира видеоигр?
Период разработки Final Fantasy VII пришёлся на действительно интересное время. В середине 1990-х студия Square переживала буйный кадровый и творческий рост. Индустрия видеоигр вступала в эпоху трёхмерной графики, компакт-дисков и многомиллионных бюджетов. Square, игры которой выходили исключительно на системах Nintendo, планировала выпустить седьмую часть своей главной серии Final Fantasy для новенькой консоли Nintendo 64, но у последней был серьёзный недостаток — устаревшие носители, картриджи. Хиронобу Сакагути, возглавлявший разработку, грезил RPG нового поколения, с 3D-графикой и большим количеством видеороликов. Реализовать подобное на картридже, который вмещал всего несколько десятков мегабайт информации, было практически невозможно. И тут на помощь пришла PlayStation — дебют Sony на рынке игровых консолей, родившийся, что иронично, из провалившегося совместного проекта Sony и Nintendo. Новая консоль как раз обладала и достаточно мощным для масштабных трёхмерных игр железом, и соблазнительным CD-приводом. Два года Square экспериментировала с обеими системами, после чего приняла судьбоносное решение: выпускать не только Final Fantasy VII, но и последующие игры серии исключительно для PlayStation. Об этом официально объявили в специальном телевизионном ролике и в популярном журнале Shonen Jump.
Ранний играбельный прототип Final Fantasy VII, ставший ориентиром для будущего проекта. Команда персонажей из Final Fantasy VI сражалась с боссом в полной 3D-модели
Несомненно, на решение повлияли и отношения между Square и Nintendo: их нельзя было назвать тёплыми, несмотря на многолетнее сотрудничество. В 1990-е годы Nintendo не церемонилась со сторонними разработчиками и деспотично контролировала все игры, выходящие на её системах. Square становилось всё тяжелее мириться с политикой Nintendo, которая то неожиданно отменяла англоязычную локализацию половины частей Final Fantasy (из-за чего в США даже возникла путаница с нумерацией игр серии), то открыто пренебрегала интересами Square при разделе издательских прав на совместную Super Mario RPG. Тем временем Sony, делавшая первые шаги в индустрии и отчаянно нуждавшаяся во влиятельных союзниках, взяла на себя роль змея-искусителя. Она пообещала мощную рекламную поддержку, долгосрочную помощь с распространением игр за пределами Японии и при этом запросила мизерный процент отчислений за реализованные копии.
Хиронобу Сакагути, руководитель разработки и создатель серии / IGF Awards/GDCA
Что бы ни послужило причиной, Square пошла на немалый риск, поставив своё будущее на сделку с Sony. Оставалось лишь сконцентрироваться на том, что студия любила больше всего, — на создании игры. Square вложила в проект около 45 миллионов долларов — самый большой бюджет в истории видеоигр на тот момент. Немалая часть этой суммы ушла на покупку рабочих станций Silicon Graphics, которые в те времена могли себе позволить разве что крупные научные центры и голливудские студии.
Square набирала в штат всё больше людей со всего мира — в первую очередь специалистов в области трёхмерной графики, художников и мастеров по спецэффектам. Если в начале разработки в команде было лишь 45 человек, то ближе к завершению это число выросло до полутора сотен. Костяк составляли звёзды Square той эпохи: руководитель проекта Хиронобу Сакагути, режиссёр и сценарист Ёсинори Китасе, сценарист Казусиге Нодзима, дизайнер персонажей Тецуя Номура и композитор Нобуо Уемацу.
Игру создавали в бешеном темпе и максимально стрессовых условиях — железо PlayStation приходилось осваивать прямо в процессе разработки, многие ключевые решения принимали на ходу. При этом каждый чувствовал, что работает над чем-то по-настоящему революционным: все были полны энтузиазма, никто не жаловался, а распоряжения Сакагути, каким-то чудом ухитрявшегося держать под контролем производственный хаос, исполнялись беспрекословно.
Sony не упускала шанса поддеть конкурента — как вам, например, такой слоган: «Возможно, величайшая из когда-либо созданных игр — только на PlayStation. И слава богу. Если бы она вышла на картриджах, то стоила бы около 1200 долларов»
Весь цикл разработки Final Fantasy VII уложился в 13 месяцев — невероятно короткий срок для проекта такого масштаба. Интересно, что разработчики не смогли уместить игру в объём одного компакт-диска — финальное издание занимало три CD. Окончание работы над проектом команда отметила очень по-японски: после праздничной вечеринки все расселись перед экраном, на котором шли финальные титры игры, и каждый сотрудник, как только появлялось его имя, поднимался и делал поклон.
Final Fantasy VII появилась в продаже 31 января 1997 года, предсказуемо легко покорив Японию, где серия давно стала культовой. Но без участия Sony ей вряд ли удалось бы стать международным феноменом. В отличие от Nintendo и Sega, продвигавших в первую очередь свои консоли, Sony выбрала другую маркетинговую стратегию — она рекламировала игры. Заполучив такой важный козырь, как Final Fantasy VII, компания не пожалела средств и сил на продвижение игры на Западе, где серия продавалась очень скромными по сравнению с Японией тиражами, хоть и успела обзавестись небольшой группой преданных поклонников. Sony платила за то, чтобы рекламные ролики Final Fantasy VII крутили по телевидению США в прайм-тайм, скупала баннеры на улицах и рекламные площади журналов, проводила совместные мероприятия с компаниями вроде Pepsi и Marvel. Впервые в истории серии массово распространялся мерчандайз: фигурки персонажей, коллекционные карточки, брендированные ручки, календари.
Несколько рекламных роликов игры. Главный спойлер присутствует
Совокупный рекламный бюджет Final Fantasy VII составил 40 миллионов долларов (по другим источникам — 100 миллионов, но эта цифра выглядит крайне сомнительно). Его хватило на три месяца безостановочной информационной бомбардировки всех возможных медиапространств. В итоге ажиотаж достиг такого уровня, что люди начали сметать тираж с прилавков, даже не всегда понимая, о чём, собственно, игра. Это был результат сознательных усилий Square и Sony: поскольку интерес к jRPG за пределами Японии близок к нулю, компании старались не показывать в рекламных материалах геймплей и игровую графику. На Западе люди видели только кинематографические ролики и художественные иллюстрации, по которым нельзя было понять даже то, к какому жанру относится игра, не говоря уже о содержании.
Сейчас Square Enix располагается вот в этом небоскрёбе / Wirtz
Final Fantasy VII разлетелась по всему миру рекордным тиражом в 9,5 миллиона экземпляров (сейчас эта цифра с учётом портированных версий и переизданий выросла до 12,3 миллиона), лишь немного уступив по продажам копий для первой PlayStation другому гиганту — Gran Turismo. Доля США и Европы составила около 6 миллионов, притом что самые оптимистичные прогнозы Square относительно зарубежных продаж не превышали 1−2 миллионов. Увидев такие умопомрачительные цифры, практически все крупные японские (и не только) производители игр последовали примеру Square и быстренько переметнулись под знамёна Sony. PlayStation превратилась из неуверенного новичка в лидера рынка, а вот для Nintendo настали трудные времена, последствия которых компания ощущает до сих пор. Ходили слухи, что Хироси Ямаути, руководивший в те годы Nintendo и считавший действия Square предательством, даже заявил однажды на внутреннем собрании, что ни одной игры Square не появится на системах Nintendo, пока он возглавляет компанию. И действительно, примирение состоялось лишь спустя шесть лет, уже после отставки Ямаути и слияния Square с Enix.
Вселенная и сюжет Final Fantasy VII разительно отличались от того, что Square показывала в предыдущих ролевых играх, исполненных преимущественно в традиционном сказочно-фэнтезийном стиле. Да, вышедшие незадолго до неё Chrono Trigger и Final Fantasy VI уже делали осторожные шаги в сторону технофэнтези и стимпанка, но именно в Final Fantasy VII игроки впервые увидели богатый, проработанный мир, в котором существуют высокие технологии, космические аппараты и оружие массового поражения. Главную угрозу представляли не империи зла или тёмные властелины, а коррумпированные политики, учёные-психопаты и циничные предприниматели, вершащие судьбы мира из комфортабельных кабинетов.
Логотип «Синры»
В центре событий — корпорация «Синра», добывающая из недр земли «поток жизни» — энергию, известную как мако. Мако служит мощным двигателем технического прогресса и одновременно с этим наделяет своего производителя-монополиста практически неограниченной властью. Которая, разумеется, используется вовсе не на благо человечества. Сделав людей полностью зависимыми от мако, «Синра» агрессивно расширяет сферу влияния, задействуя все возможные механизмы, от политической пропаганды до принуждения силой, — в распоряжении корпорации самое совершенное оружие и частная армия, состоящая из генетически модифицированных суперсолдат.
Но, как выясняется, мако — это по сути иммунная система планеты, а сама планета — организм, обладающий сознанием. Правящая верхушка «Синры» прекрасно знает, что извлечение мако необратимо вредит миру и в конечном счёте приведёт к гибели всего живого, но уже просто не способна остановиться. Чтобы противостоять корпорации, жители мегаполиса Мидгара организуют подпольное террористическое движение «Лавина», членам которой и посвящена игра.
Мидгар — город, где начинаются события Final Fantasy VII. В центре и по границам — реакторы мако
Мир Final Fantasy VII не укладывается в рамки одного фантастического поджанра. Несмотря на явный крен в сторону экологической научной фантастики с элементами антиутопии и киберпанка, в нём нашлось место и старому доброму волшебству. Материя — кристаллизированная энергия мако — исполняет роль своеобразного проводника между разумом человека и «потоком жизни» планеты, позволяя колдовать, призывать могущественных существ и усиливать боевые характеристики. А населяют мир не только люди, но и фантастические существа. По традиции серии не обошлось и без внеземного вмешательства.
В отличие от прошлых частей, предлагающих в основном эскапизм и наполненных традиционными для фэнтези штампами, в сюжете Final Fantasy VII прослеживалось невиданное количество параллелей с реальным миром. Избавившись от цензуры и семейно ориентированной политики Nintendo, Square стала говорить о серьёзных вещах: о проблемах с экологией, социальном неравенстве, терроризме, проституции. Даже главные герои были лишены обычной приторной правильности — их наделили более сложными характерами и мотивациями. Достаточно напомнить, что игра начиналась с террористического акта, организованного «добряками» и ставшего причиной смерти тысяч простых, ни в чём не повинных людей.
Взрослый, мрачный и правдоподобный сеттинг вызывал у геймеров более сильный эмоциональный отклик, ведь игровые ситуации заставляли задуматься о проблемах окружающего мира. Square постаралась на славу, создав множество драматичных, запоминающихся, цепляющих сцен. В числе легендарных, конечно, — гибель Айрис Гейнсборо в конце первого диска. Пожалуй, это самый известный спойлер в истории видеоигр, сравнимый разве что с «Нет, я твой отец». Смерть ключевого персонажа не была чем-то новым — достаточно вспомнить Phantasy Star II (1989). Но никто ещё не убивал героя на столь раннем этапе игры и не показывал это в умело срежиссированном ролике с грамотно подобранным музыкальным сопровождением. Сцена никого не оставляла равнодушным: одни плакали навзрыд от вопиющей несправедливости жестокого мира, другие проклинали разработчиков за потерянные часы вложенные в прокачку персонажа, третьи упорно распространяли слух, что есть способ воскресить героиню.
В своё время этот кадр заставил рыдать сотни тысяч игроков по всему миру
А ведь всё могло быть намного жёстче: по словам Тецуи Номуры, в первоначальной версии сценария всерьёз рассматривался вариант прикончить всех героев, кроме трёх, выбранных игроком для решающей битвы.
Игра вообще использовала новаторские для своего времени методы рассказывать истории и раскрывать персонажей — в том числе через элементы окружения и геймплей. Можно вспомнить, как главный герой Клауд (а вместе с ним и сам игрок) осознал тот факт, что он вовсе не крутой ветеран, каким представляла его игра, а, напротив, слабохарактерный неудачник, скрывший свою ущербность за воспоминаниями другого человека. Или как умело выстраивался миф о непобедимом супервоине Сефироте, сделавший персонажу репутацию задолго до его фактического появления в сюжете. Или даже что вшитое в код игры нежелание Руда проводить атаки против Тифы объяснялось тем, что он… испытывал к ней чувства.
Final Fantasy VII в России
По клику на обложку — текст оригинальной статьи
Из-за многочисленных экономических и социальных проблем PlayStation закрепилась в России существенно позже, чем в остальных странах, поэтому большинство геймеров банально не застали эпохальный релиз Final Fantasy VII. Как показывают опросы, проведённые в разные годы на крупнейшем тематическом форуме Final Fantasy Forever, большинство русскоговорящих игроков познакомились с серией в 2000−2001 годах, причём начинали с более поздних Final Fantasy VIII и Final Fantasy IX. Однако многим отечественным геймерам, не имевшим средств на покупку новой консоли, даже не требовалось играть в Final Fantasy VII, чтобы в неё влюбиться. Всё благодаря вольному пересказу сюжета игры за авторством Лорда Ханты, опубликованному в журнале «Великий Дракон» в 1997−1998 годах. Даже этой скупой информации было достаточно, чтобы понять: Final Fantasy VII — игра нереальная, настолько крутая и революционная, что от одного лишь её описания захватывает дух. В сердцах же тех немногих счастливчиков, которые застали выход Final Fantasy VII, прорвались через японские иероглифы ранних копий и избежали спойлеров, игра навсегда займёт особое место.
Та самая «пиратка», купленная в палатке за 150 рублей, благодаря которой автор статьи впервые познакомился с игрой в 2000 году. Намертво зависала на третьем диске, зараза!
Final Fantasy VII стала первой игрой Square с полигональной трёхмерной графикой. Вычислительные возможности PlayStation были сильно ограничены, поэтому для декораций разработчики использовали высокодетализированные предварительно отрисованные фоны — техника, успешно обкатанная в Resident Evil годом ранее. Сами же персонажи хоть и выглядели трёхмерными, но походили больше не на людей, а на разноцветный набор замысловато склеенных спичечных коробков. В 3D более-менее удалось отрисовать только карту мира и боевые сцены. Кстати, последние оказались особенно хороши: в них был доступен режим свободной камеры, хватало ярких спецэффектов, а ещё отображались высокодетализированные модели персонажей, куда больше похожие на людей.
27 минут геймплея версии для PlayStation. Обратите внимание на разницу моделей персонажей в бою и на локациях
Кроме того, для Final Fantasy VII создали более 40 полноценных видеороликов общей продолжительностью около 50 минут, отрисованных с помощью самых продвинутых на тот момент методов компьютерной графики. Для работы над ними основали отдельную внутреннюю студию, Visual Works. Она по сей день занимается видеороликами компании. Кроме того, Square первой стала комбинировать в реальном времени анимированные фоны с игровыми моделями и сделала видеоролики частью игрового процесса. Именно из-за большого количества видео игру пришлось выпускать на трёх компакт-дисках.
Главным нововведением Final Fantasy VII стала система материи, дававшая игрокам большую свободу в кастомизации персонажей — их развитие теперь не предопределялось классами. Square также вывела на новый уровень использование мини-игр, сайд-квестов и супербоссов, продумав огромное количество побочных занятий. Но, несмотря на все инновации, основной геймплей был скроен по лекалам типичных японских RPG того времени: здесь и исследуемая карта мира с разбросанными по ней городами и подземельями, и привычная ролевая система, и строго прописанный сюжет.
Среди играбельных персонажей Final Fantasy VII есть и нечеловеческие существа, например разумный огненный волк Red XIII
Саундтрек порадовал ценителей набором новых запоминающихся мелодий, звучащих чуть лучше благодаря более современному аудиочипу PlayStation. Одна из композиций, One-Winged Angel, вошла в число самых узнаваемых и цитируемых. Нобуо Уемацу хотел создать оркестровый трек с энергетикой рок-музыки и вдохновлялся «Весной священной» Стравинского. Уемацу много лет гастролировал по всему миру с музыкой из Final Fantasy, и, по его словам, One-Winged Angel — единственный номер, без которого не обходилось ни одно выступление.
Запись живого исполнения One-Winged Angel (тур Distant Worlds)
В 1998 году вышла версия Final Fantasy VII для PC. Сейчас релиз консольных хитов на PC — обычное дело, но для того времени это было редкостью. Портирование поручили ведущему европейскому игровому издательству Eidos Interactive, которое, к слову, спустя несколько лет станет частью Square Enix. Работы оказалось куда больше, чем предполагалось: игру создавали в большой спешке, к тому же команда была плохо скоординирована, так что в исходном коде царил хаос. Программистам Eidos пришлось вручную переписать до 80% кода, чтобы игра запускалась на новой платформе. Но усилия оказались не напрасны — PC-версия продалась тиражом в миллион копий, и на основе именно этого кода много лет спустя создали версии для мобильных платформ и современных консолей.
На протяжении 22 лет Final Fantasy VII хранила верность компании Sony и оставалась эксклюзивом её платформ. Лишь в 2020 году игра дебютировала на системах Nintendo (Switch) и Microsoft (Xbox One). В 2018-м она также вошла в число 20 игр, вшитых в память ретроконсоли PlayStation Classic.
Обзор всех версий игры
Популярные персонажи Final Fantasy VII появлялись в качестве «приглашённых звёзд» во множестве других игр, как в рамках серии Final Fantasy (Final Fantasy Tactics, Dissidia), так и вне её (Ehrgeiz, Kingdom Hearts). Клауду даже выпала редкая честь «поучаствовать» в игре другой компании — Super Smash Bros. от Nintendo.
Клауд и Тифа — герои файтинга? Почему бы и нет! (Ehrgeiz: God Bless the Ring)
Пока у руля Square стоял Хиронобу Сакагути, компания принципиально не выпускала сиквелы и спин-оффы к номерным частям Final Fantasy. Однако Сакагути добровольно оставил пост после грандиозного финансового провала фильма Final Fantasy: The Spirits Within (2001), и новое руководство пересмотрело этот принцип. Вскоре оно одобрило производство первого в истории серии прямого продолжения — Final Fantasy X-2. Планы, касавшиеся самой популярной седьмой части, были куда грандиознее — создать не просто сиквел, а самостоятельную мультимедийную подсерию с играми, книгами и кино. Проект, названный Compilation of Final Fantasy VII, возглавили ключевые разработчики оригинальной игры — Ёсинори Китасе и Тецуя Номура.
Before Crisis: Final Fantasy VII
В 2004 году вышел первый проект серии — Before Crisis: Final Fantasy VII. К слову, это первая оригинальная мобильная игра в истории Square Enix. Долгое время она была доступна исключительно для владельцев телефонов серии FOMA 900i от японского оператора NTT DoCoMo. Спустя три года её открыли владельцам телефонов от двух других операторов — Softbank Yahoo! и AU EZweb. Square Enix обещала выпустить англоязычную версию игры в США в 2006 году, а также подумывала портировать её на систему PSP, но ни того, ни другого так и не произошло. Из серии Final Fantasy тяжелее всего найти именно Before Crisis — на сегодняшний день поиграть в неё практически невозможно.
Игра распространялась в сериальном формате: 24 эпизода, по одному в месяц, выходили на протяжении полутора лет. Она охватывала события, происходившие за шесть лет до событий оригинальной Final Fantasy VII, — группировка «Лавина» тогда только начала формироваться. Повествование раскрывало множество новых сюжетных деталей и расширяло истории персонажей. Before Crisis отличалась тем, что игрок управлял оперативниками «Турков» — это союзники корпорации «Синра». Игра представляла собой двухмерный сайд-скроллер, содержала базовые мультиплеерные функции и использовала встроенную камеру телефона для решения некоторых игровых задач.
Final Fantasy VII Advent Children и сегодня достойно смотрится
В 2005 году вышел Final Fantasy VII: Advent Children — второй полнометражный анимационный фильм в истории серии. В отличие от дорогого и едва не похоронившего Square фильма The Spirits Within, Advent Children оказался успешным. Значительно выросший уровень технологий позволил сократить бюджет и притом не потерять в качестве. Кроме того, Square Enix воздержалась от широкого кинопроката, выпустила фильм прямиком на DVD и в формате UMD для просмотра на консоли PSP. В 2009 году вышла режиссёрская версия в формате Blu-ray. Она могла похвастаться улучшенной графикой, детализацией и спецэффектами, содержала дополнительные сцены общей продолжительностью более 25 минут и шла в комплекте с демоверсией Final Fantasy XIII.
Фильм должен был стать первым проектом подсерии, задать ей тон, но в итоге вышел позже, чем Before Crisis. Всё потому, что Advent Children — по задумке 20-минутная сюжетная короткометражка — в процессе производства разросся до размеров полнометражного кино. Фильм, отличавшийся множеством ярких экшен-сцен, продолжал историю Final Fantasy VII, а главными героями в нём были самые популярные персонажи игры — Клауд, Тифа и Сефирот. Коллекционное издание фильма, выпущенное тиражом в 77 777 экземпляров, комплектовалось короткометражным аниме Last Order: Final Fantasy VII от студии Madhouse.
Кроме того, во время продвижения Advent Children и Advent Children Complete сценарист Казусиге Нодзима написал три рассказа о событиях, происходивших в двухлетнем промежутке между завершением оригинальной игры и началом фильма: «Дело Дэнзела», «Дело Тифы» и «Дело Баррета». Впоследствии их издали в сборнике под названием On the Way to a Smile: Final Fantasy VII. Одна из историй, «Дело Дэнзела», была также экранизирована в виде 28-минутного аниме On the Way to a Smile: Episode Denzel и входила в состав всех изданий в формате Blu-ray с финальной версией фильма. А в 2011 году Нодзима написал роман Final Fantasy VII. Lateral Biography Turks: The Kids Are Alright.
В 2006 году на PlayStation 2 вышла ещё одна игра подсерии — Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII, рассказывающая о событиях, случившихся через три года после завершения Final Fantasy VII. Ведущими персонажами игры стали Винсент и Юффи, раскрытию которых в оригинале (по мнению Тецуи Номуры) уделялось недостаточно внимания. Впрочем, остальные сколько-нибудь важные персонажи, уцелевшие в ходе событий Final Fantasy VII, тоже появляются в сиквеле. Игра относилась к крайне необычному для Square Enix жанру шутера. Она также была одной из немногих игр для PlayStation 2, полноценно поддерживающих клавиатуру и мышь. Японская версия содержала режим сетевой игры, но из-за низкой популярности его не стали включать в версии для США и Европы, взамен добавив 40 дополнительных одиночных миссий.
Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII со стороны можно принять за Devil May Cry
В ноябре 2006 года вышел мобильный спин-офф — Dirge of Cerberus Lost Episode: Final Fantasy VII. Это единственная игра подсерии, разработанная сторонней студией — Ideaworks3D. В отличие от Before Crisis, она была доступна не только в Японии через оператора NTT DoCoMo, но и в Северной Америке, через сети операторов Amp’d Mobile и Verizon. Игра рассказывала о событиях, происходивших между четвёртой и пятой главами «большой» Dirge of Cerberus.
Crisis Core
Наконец, в 2007 году на PlayStation Portable вышла Crisis Core, и её продвигали как явный флагман всей подсерии. Центральным героем Crisis Core стал Зак, бывший напарник Клауда, — именно его воспоминания Клауд долгое время принимал за свои собственные. Сюжет игры повествовал о романтической связи Зака с Айрис и войне корпорации «Синра» с нацией вутай, происходившей за семь лет до начала Final Fantasy VII.
Фанаты и критики приняли Crisis Core благосклонно. Игра разошлась тиражом, превосходящим тираж любой из игр подсерии, — более трёх миллионов копий. Её хвалили за сюжет и эмоциональные сцены, но ругали за сотни однообразных миссий и боевую систему — последовательности случайных чисел в ней определяли больше, чем умения игрока.
Существует некоторая неопределённость относительно того, что считается частью официальной подсерии, а что — нет. В разное время выходили и другие проекты, прямо связанные с Final Fantasy VII: мобильные Final Fantasy VII Snowboarding и Final Fantasy VII G-Bike, основанные на мини-играх из оригинальной игры, или рассказ «Дева, странствующая по Планете» Бенни Мацуямы, — но их причастность к подсерии так и не была подтверждена.
В целом же проект Compilation of Final Fantasy VII вызвал неоднозначную реакцию. Многих поклонников оригинальной игры разочаровала слишком уж смелая интерпретация её событий и переписывание канона ради надуманных сиквелов и новых спорных персонажей. Популярно мнение (его разделяют и некоторые бывшие сотрудники Square Enix), что бренд Final Fantasy начал стремительно терять престиж как раз с момента выпуска сиквелов. Впрочем, нашлись и те, кому приглянулся необычный подход и широкое творческое и жанровое разнообразие проектов. В любом случае, Square Enix продолжила эксперимент и позже одобрила создание схожих по концепции мультимедийных подсерий для игр Final Fantasy XIII (Fabula Nova Crystallis) и Final Fantasy XV (Final Fantasy XV Universe).
Осторожные разговоры о том, что Final Fantasy VII не помешал бы ремейк, начались ещё во времена PlayStation 2. Несмотря на то что на момент релиза это была самая технически продвинутая игра на рынке, из-за ранней 3D-графики и угловатых персонажей она устарела гораздо быстрее, чем более поздние игры Square для PlayStation. Громче всего о ремейке заговорили в 2005 году, после презентации PlayStation 3 на выставке E3. Тогда Sony заказала Square Enix производство деморолика, отражающего технологические возможности новой консоли, и компания не могла придумать ничего лучше, чем воссоздать на новом движке начальную сцену из Final Fantasy VII. О полноценном ремейке речи не шло, однако унять разыгравшееся фанатское воображение было не так просто. Ремейк стал навязчивой идеей, постоянно обсуждаемой и подпитываемой многочисленными слухами.
Мечты фанатов реализовались ровно десять лет спустя, в 2015 году, на всё той же конференции E3. Ремейк официально анонсировали CG-трейлером, который вызвал восторженную реакцию у собравшейся публики. Впрочем, по своему обыкновению, Square Enix несколько поспешила с анонсом. Изначально игра создавалась в партнёрстве со студией CyberConnect2, которая должна была взять на себя значительную часть работы, но в 2020 году Square Enix посчитала промежуточный результат неудовлетворительным и решила разрабатывать игру с нуля самостоятельно, доверив это своему главному подразделению.
После нескольких лет проект вышел на финишную прямую — 10 апреля 2020 года вышел первый эпизод Final Fantasy VII Remake. Да, только первый: точное количество эпизодов компания держит в секрете. Но их точно будет больше одного, поскольку известно, что первая игра ограничится событиями в Мидгаре (около трети оригинальной игры), а разработка продолжения официально началась ещё в прошлом году. В течение как минимум одного года FFVII Remake будет распространяться эксклюзивно для системы PlayStation 4. Вероятно, это дань уважения Sony, для которой Final Fantasy VII — проект тоже очень особенный. К сожалению, игра не будет поддерживать русский язык даже на уровне субтитров. Судя по всему, Square Enix не впечатлилась результатами эксперимента с полным переводом Final Fantasy XV на великий и могучий.
В Final Fantasy VII Remake решили отказаться от устаревшей пошаговой боевой системы в пользу динамичных боёв в реальном времени
По первым отзывам, ремейк довольно точно воспроизводит ключевые события оригинала и добавляет к ним новые сюжетные детали, диалоги и персонажей. Впрочем, без сюрпризов не обошлось. Визуально игра похожа на фотореалистичный Advent Children, но сохраняет долю присущего оригиналу стиля. Кроме того, для неё полностью озвучили диалоги и перезаписали саундтрек. Но главное отличие — более современная система боя в реальном времени.
Прохождение (часть 6, последняя!)
Mount Gagazet: Cavern
В данной области встречаются и уже знакомые Вам враги, и совершенно новые. Behemoth, например – абсолютно новый враг. У него высокий показатель HP и силы. Стоит опасаться его приема Heave, монстр также использует магию. Лучшего средства, чем физические атаки здесь нет. Перед смертью враг часто применяет мощное заклинание Meteor (так что, будьте осторожны). Этот прием можно избежать, захватив монстра. Против Dark Flan используйте Amour Break, только после этого монстра можно будет победить более или менее легко. В воде все монстры Вам уже знакомы (просто названия другие).
Поднимитесь по лестнице и сверните налево, добегите до воды. Проплывите под каменной аркой. На следующем экране плывите вперед (справа делать нечего), вылезайте на сушу, пройдите немного вверх, и Вам предложат мини-игру. Попадите в светящееся ядро мячом Вакки (Совет: цельтесь, учитывая, что какое-то время мяч Вакки еще будет лететь до цели). Когда попадете, перед Вами появится сундук с LV.1 Key Sphere. Теперь возвращайтесь тем же путем, что пришли к тому месту, где стоит Save Sphere, поднимайтесь по лестнице и сверните налево. Через какое-то время снова окажетесь в воде. Проплывайте под каменной аркой. На следующем экране плывите, пока не увидите перед собой три светящихся сферы. Вы должны каждого члена команды направить к нужной сфере. Вот разгадка:
Рикку – зеленый
Тидус – светло-синий
Вакка – красный
Из только что появившегося сундука возьмите Fortune Sphere. Плывите обратно. Если Вы заинтересованы в предметах, вернитесь к Save Sphere и пройдите по правой тропинке. Здесь снова придется плыть. На суше в этом тунеле возьмите Recovery Ring и Return Sphere из сундуков. Вернитесь к началу второго водного туннеля и поднимитесь вверх по платформам. Впереди слева есть сейв-поинт, сохранитесь, если желаете (Совет: поднимите шкалу овердрайва для Bahamut, по желанию и для других аэонов). На следующем экране Вас поджидает босс.
Босс: Sanctuary Keeper
НР: 40000; Кража: Turbo Ether
Босс не слаб, но и не сильнее Сеймура. Tail Sweep – обычная атака, просто повреждения получают все. Photon Wings наносит более 1000 единиц повреждений, но также оказывают некоторое негативное статусное воздействие на персонажей, в том числе и Curse («запрет» на использование овердрайвов), так что используйте овердрайвы всех персонажей в начале боя. Очень опасен прием Mana Breath, который, скорее всего, убьет персонажа с показателем HP ниже 4000. Босс также лечится с помощью Curaga и Regen, что может весомо осложнить схватку. Первым делом используйте Hastega на команду и Slow на босса. Используйте заклинание Reflect на Sanctuary Keeper. В таком случае, если он будет пытаться лечить себя магией, заклинание отразится и залечит Вас. Потом используйте Armour Break и Mental Break Аурона. Аэоны будут замечательными помощниками в этой битве. Неплохо будет использовать черную магию, а также овердрайв у Bahamut, который на данный момент является самым сильным аэоном (даже при условии, что у Вас есть Yojimbo). Если Bahamut потерпит поражение, можете завершить начатое либо сами, либо вызовите еще какого-нибудь аэона.
После победы бегите за командой, последует череда сюжетных сцен и видео. Подберите и послушайте сферу, которую обронила Юна. Бегите дальше и увидите сцену, которую видите каждый раз при запуске этой игры (и видели в самом начале). Здесь стоит Save Sphere, сохранитесь, если желаете.
Zanarkand
Врагов данной местности описывать нет смысла, всех их Вы уже встречали. Примечание: Fallen Monk – это зомби, поэтому, для моментальной победы используйте Life или Phoenix Down (Совет: украдите, как можно больше Holy Water у врагов здесь, она понадобится Вам в одной из предстоящих битв с боссом).
Бегите по единственно верной дороге, внимательно смотря по сторонам. Вдоль дороги стоят два сундука, в них найдете Fortune Sphere и Spiritual Targe. Вскоре придете к блицбольному стадиону. На входе с Вами поговорит призрак.
Zanarkand: Dome Interior
Внутри Вам предстоит увидеть множество небольших сюжетных сцен-воспоминаний тех, кто раньше побывал здесь. Когда пробежите через туннель, поднимитесь наверх и возьмите 10000 Гил из сундука. Спускайтесь обратно, продолжайте идти дальше, налево и вверх. Здесь стоит Save Sphere, сохранитесь, если желаете. Бегите направо, после просмотра воспоминаний Сеймура из сундука расположенного в конце дальней дорожки, возьмите Friend Sphere. Когда будете переходить по небольшому мостику и увидите, как Браска, Джект и Аурон бегут вперед (воспоминание), слева отыщите проход и спуститесь вниз за Lv.3 Key Sphere. Когда прейдете на следующий экран, справа из сундука возьмите Luck Sphere. Пройдите между обломков, поднимитесь по лестнице. Снова посмотрите на Браску и хранителей. Сохранитесь, если желаете. Перейдите на следующий экран через сломанную дверь.
Cloister of Trials
Здесь от Вас требуется, чтобы, наступив на белые точки на полу, Вы на полу «зажгли» точно такие же фигуры, какие изображены на экране в комнате. Если одна фигура будет выбрана неверно (такой фигуры нет на экране), все придется начинать заново. Порой можно легко угадать, что за фигуру Вы зажжете, потому что очертания этой фигуры слегка выделяются на общем фоне пола. Итак, сначала решите головоломку в этом зале – это вовсе нетрудно. Потом появятся шесть пьедесталов. Два средних Вы не можете затолкнуть. Подтолкните один из оставшихся четырёх и переходите в следующую комнату. Здесь зажечь фигуры будет труднее. Когда справитесь с этим заданием, возвращайтесь в первую комнату и затолкните следующий пьедестал внутрь – и так, пока не задвинете все 4 пьедестала. Потом перейдите во вторую комнату, возьмите Kilika Sphere, перейдите в первую комнату и вставьте сферу в пьедестал слева. Из второй комнаты возьмите Besaid Sphere и переместите ее в последний пьедестал. Появится Save Sphere, сохранитесь, если желаете. Направляйтесь во вторую комнату, и на Вас нападет босс.
Босс: Spectral Keeper
НР: 52000; Кража: Ether, Turbo Ether
Босса простым не назовешь. Он атакует всех, кто находится перед ним, так что используйте Trigger Command «Move», чтобы переместиться подальше от босса. Кроме того, босс «закладывает мины». Обычно у Вас есть время убрать персонажа с заминированного участка. И это стоит сделать, в противном случае – это верная смерть. Босс применяет также Berserk Tail (название говорит само за себя). В самом начале боя используйте Hastega. Тидус должен использовать Provoke, а Юна – Protect на Тидуса. Переместите двух персонажей подальше от Тидуса, и босс своими контратаками будет повреждать лишь его. Периодически лечите Тидуса (обязательно избавляйте от Berserk), а сами используйте овердрайвы и физические атаки, в общем делайте, что угодно, Spectral Keeper будет лишь изредка тревожить Вас Glyph Mine. Главное, не подпускайте (или, в крайнем случае, потом убирайте подальше) персонажей на соседние площадки с Тидусом. Ближе к концу можете вызвать какого-нибудь сильного аэона, например Bahamut, чтобы легко справится с боссом.
После битвы окажетесь внизу, здесь есть сейв-поинт, сохранитесь, если желаете (Совет: выйдите и поднимите шкалу Overdrive для всех). Пройдите вперед, последует разговор. Пройдите через светящуюся дверь, в этой комнате узнаете очередные шокирующие подробности игры. Пройдите вверх по лестнице, Вам придется сразиться со сложным боссом (Примечание: босс слаб против Holy).
Босс: Yunalesca (1-ая форма)
HP: 24000; Кража: Mega-Potion, иногда – Farplane Wind
Первая форма — естественно, самая легкая. Используйте физические и магические атаки, в ответ Юналеска будет применять Blind/Silence. Лечитесь с помощью Eye Drops, Echo Screen или Esuna. Ее атаки в этой форме не очень мощны, так что больших повреждений от них не получите. Единственный сильный прием — это Absorb. Не используйте Ваши овердрайвы, приберегите их на потом.
Босс: Yunalesca (2-ая форма)
HP: 48000
Первым делом после трансформации Юналеска применит Hellbiter, которое превратит всех членов команды в зомби. От этого статуса можно излечиться с помощью Remedy или Holy Water (Esuna не поможет). Главное, помните, что лечебные заклинания, типа: Cure, Cura, Curaga, Life, Regen будут только вредить зомби. Юналеска специально порой будет применять такие заклинания. Хотя, если Вы успеете вылечить персонажей, это пойдет Вам только на пользу. Но не вылечивайте всех зомби! Никакой особой стратегии здесь, в принципе, не требуется. Атакуйте физически, используйте высшую черную элементную магию. Можете, конечно, использовать и овердрайвы, но лучше всего их оставить на третью форму. Примечание: ближе к концу все же возьмите в команду одного-двух зомби, потому что Юналеска при трансформации в следующую форму применит Mega-Death, что убьет всех Ваших «живых» персонажей, но не тронет зомби.
Босс: Yunalesca (3-ья форма)
HP: 60000
Новая атака – Mega Death – теперь станет постоянной, Юналеска будет периодически ее использовать, так что, на поле боя всегда выгодно иметь одного-двух зомби. Mind Blast – несильная атака, но может оставить кого-нибудь из персонажей в статусе Confuse. Используйте все овердрайвы, которые у Вас только есть, в том числе и у аэонов. Это должно значительно снизить уровень ее HP, закончить дело можно либо физическими атаками, либо, для лучшего эффекта, используйте овердрайв Bahamut. Не забывайте лечиться, но не вылечивайте всех зомби. Если повреждения на зомби будут большими, не лечите его от этого статуса, чтобы восстановить HP — это только займет у Вас лишнее время. Если зомби умрет – просто используйте Phoenix Down или Life.
После битвы не покидайте это место сразу. Поднимитесь по разрушенной лестнице вверх, заберите из появившегося сундука Sun Crest. Следуйте вниз, поговорите с Ауроном. Теперь выходите из этого места так же, как пришли. Вскоре увидите видео, после которого окажетесь на корабле Сида.
Final Showdown
Слева стоит Save Sphere, она усовершенствовалась до 3-го уровня. Подойдите к любой Save Sphere, находящейся вне корабля, Вы можете выбрать опцию Board Airship и окажетесь на корабле. Найдите Юну (она вместе с Кимари стоит в самом последнем отсеке корабля). Возвращайтесь в кабину к остальным. Поговорите с ними, потом подойдите к Сиду. Теперь, как только Вы захотите куда-либо поехать, Вы всегда должны будете подходить к нему и выбирать пункт назначения. Примечание: с данного момента игры Вы можете приступать к полному раскрытию тайн игры (боковые квесты). Подробней об этом см. раздел «Секреты».
Чтобы продолжить следовать сюжету, направляйтесь на Highbridge, станете свидетелем ряда сцен. При разговоре с Fayth выберите сначала первую опцию. Потом – вторую. Когда снова окажетесь на корабле, поговорите со всеми, потом подойдите к Сиду и выберите Sin. Можете купить предметы у Рина, потом направляйтесь в конец корабля и выходите наружу. После сюжетных сцен и видео, Вам, естественно, придется сразиться с боссом.
Босс: Left Fin; Right Fin
НР: 65000 у каждого; Кража: Mega-Potion, Supreme Gem; X-Potion, Shining Gem
Рикку и Тидус опять могут «двигать» корабль (у них есть Trigger Command). На старте используйте Hastega, как обычно, можно также несколько раз Cheer. Издалека Вакка может достать до Сина физическими атаками (но пользы из-за брони босса от этого никакой), также можете использовать магические атаки. Используйте Trigger Command – Move in, и начнется настоящий бой.
Босс имеет очень сильные атаки, а также – повышенную защиту. Босс применяет Gravija, которая не убивает, но снимает много HP у всех персонажей, а следующая атака Сина может и вовсе закончить этот бой не в Вашу пользу, если не успеете поменять состав команды или подлечиться, поэтому не скупитесь на лечебных средствах, таких как магия и предметы (особенно Al Bhed Potions). Используйте Armour Break. Син может его аннулировать (равно, как и Ваши Shell, Protect и т.п., так что нет смысла их использовать). После каждой атаки Negation используйте Hastega и Armour Break заново. Можете призвать аэонов на помощь.
Эту же стратегию используйте для победы и над другим плавником Сина, так как битвы абсолютно идентичны.
Вскоре после победы, Вам опять придется сражаться.
Босс: Sin Core; Sinspawn Genais
НР: 36000; 20000; Кража: Stamina Spring; Shining Gem, Star Curtain
Используйте Hastega на команду, Slow и Reflect на босса. Последнее – для того, чтобы он не смог лечиться. Забудьте на время о ядре (Core), сконцентрируйтесь на Sinspawn. Босс использует Waterga, Venom (повреждение и отравление одного члена команды). Но не особо беспокойтесь – используйте физические атаки (можно и магические (огонь), если Вы не использовали Reflect на босса) и запросто расправитесь с ним.
Теперь настала очередь ядра. Это ядро ведет себя абсолютно так же, как и те, что располагались на плавниках Сина – Gravija, Negation. Также ядро использует элементную магию на всех. Примените Armour Break, используйте сильнейшие атаки и магию (например, Flare или Ultima, можно и то и другое с помощью Doublecast, если Лулу знает эту способность), овердрайвы персонажей и аэонов и без труда победите ядро. Битва на самом деле легкая, главное, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ лечиться, так как босс может убить Вас черной магией после Gravija.
После битвы, Вам наконец-то дадут время перевести дух. Сохранитесь, если желаете. Совет: поднимите шкалу овердрайва Вашим сильнейшим персонажам и одному-двум аэонам, Бахамуту обязательно. Выходите на палубу к Юне, поговорите с ней, вскоре автоматически вернетесь в кабину. Бегите обратно.
Босс: Sin
НР: 140000; Кража: Ether, Supreme Gem
Это, пожалуй, самый сложный босс из тех, что встречались и встретятся Вам ПО СЮЖЕТУ. Не стоит особо волноваться насчет атак Сина, они не сильны, хотя и могут быть с негативным изменением статуса. Но вот, когда шкала овердрайва Сина поднимется до максимума, босс применит атаку Giga Gravition, которая просто положит конец игре. Сначала Вы будете далеко от Сина, поэтому только Вакка сможет достать его физическими атаками. Магия тоже подойдет. Не забудьте применить Hastega. Когда подберетесь поближе, примените Armour Break и Mental Break в исполнении Аурона и используйте ВСЕ, что есть стоящего в Вашем распоряжении, в том числе и овердрайвы. Если Юна уже выучила Holy, она должна непременно пользоваться этим заклинанием. Если Лулу знает Doublecast, используйте различные вариации с Flare и Ultima. Нет смысла вызывать всех аэонов в течении боя, потому что они будут лишь тормозить битву, а экономия времени – самое главное в этой битве. Ближе к концу битвы (когда уровень HP Сина снизится до 20000-15000) призовите Bahamut и используйте Mega Flare.
Inside Sin
После битвы Вы попадете внутрь Сина. Это тоже является своеобразной областью. Перед собой увидите Save Sphere, сохранитесь, если желаете. Враги здесь очень сильны, даже учитывая то, что Вы могли постоянно прокачивать Ваших персонажей. На Adamantoise (поглощает огонь) следует применить Armour Break, потом быстро убить физическими атаками, так как команда может не вынести несколько его атак Earthquake и Breath за одну битву. На Gemini тоже следует применить Armour Break и добивать физическими и магическими атаками, но, не забудьте, что близнецы поглощают два разных элемента, следовательно, и слабости у них будут разные. Great Malboro – очень опасный враг. Используйте Provoke в исполнении Тидуса – это лучший и самый быстрый способ победить, только не забывайте подлечивать Тидуса. Exoray можно усмирить с помощью Silence, потому что магические атаки этого монстра довольно опасны и очень надоедливы, он также часто применяет прием, негативно влияющий на статус команды. Wraith, Ahriman – совсем несложные враги, с которыми легко справиться физическими атаками. Совет: убегайте от остальных врагов, потому что они очень сильны. Если же решите сражаться, то действуйте, как с боссами – на себя – Hastega, на босса — все, что есть путного в распоряжении, включая даже порой и овердрайвы. Прибегайте к помощи сильных аэонов.
В этой области на карту полагаться не стоит, так как она будет появляться по мере того, как Тидус будет продвигаться вперед. На первой развилке сверните налево, вскоре увидите небольшой водопад, взобраться по которому Вы не можете – с водопадов можно только съезжать вниз. Продолжайте идти направо. Так и идите, пока не сможете повернуть налево. Когда придете к очередной развилке, поверните в сторону экрана. По пути здесь возьмите Phantom Ring и Special Sphere из сундуков и спускайтесь с водопада. Теперь опять пройдите направо, потом сверните налево. На следующей развилке идите не в сторону экрана и найдете сундук с Elixir неподалеку. Продолжайте Ваш путь по этой дороге (направо), вскоре она свернет на юг, придерживайтесь этого направления и через какое-то время увидите перед собой сундук с Wizard Lance и водопад. Не съезжайте по нему, а направляйтесь обратно, заверните направо (в сторону экрана), здесь возьмите Lv.3 Key Sphere. Теперь пройдите по дороге дальше, в конце увидите Save Sphere. Сохранитесь, если желаете. Совет: поднимите шкалу овердрайва всем аэонам, из персонажей – Лулу. Поднимайтесь вверх по лестнице и сразитесь с боссом.
Босс: Seymour Omnis
НР: 80000; Кража: Shining Gem, Supreme Gem
В этой битве Сеймур – элементный враг. Элементы у него меняются. Сеймур использует магию высшего уровня того элемента, который выпадает на колесах сзади него, а слабостью его является противоположный элемент. Сеймур применяет Dispel, так что, нет смысла защищаться с помощью Shell и Protect. А за Dispel обязательно последует мощное заклинание Ultima, под которое следует подставить аэона с противоположным Сеймуру элементом. Аэон, скорее всего, умрет, но повреждения боссу нанесет хоть какие-то. После Ultima босс сменит элементную принадлежность. На команду, безусловно, примените Hastega. Для того, чтобы не страдать от элементной магии, постоянно используйте Nul…(соответствующий элемент). В этой битве очень поможет овердрайв Лулу. Ближе к концу битвы вызовите Bahamut и используйте его мощный овердрайв. Если этого не хватит, воспользуйтесь черной магией аэона, тогда Сеймуру точно настанет время отправляться на Farplane.
После сюжетной сцены Тидус окажется в довольно странном месте. Идите вперед, справа увидите Glyph на стене. Победите 35 врагов в этой области в случайных схватках, и стены отодвинутся, когда Вы подойдете к ним и нажмете «Крестик». Вы сможете забрать Lv.4 Key Sphere. Совет: лучше не выполняйте это условие – эта сфера того не стоит.
Бегите вперед. Когда добежите до небольшого мостика голубого цвета, нажмите «Крестик», стоя на нем, и переместитесь наверх. Возьмите Four-on-One из сундука и спускайтесь на платформе обратно. Неподалеку слева тоже есть голубой участок пола. Нажмите «Крестик», стоя на нем, и Тидус продолжит дорогу к другому сундуку – с Defence Bracer. Возвращайтесь на основную дорогу. Когда выйдете на обширную местность, заверните налево. Стоя у Glyph, нажмите «Крестик», и откроется тайник с Megalixir в сундуке. В середине площадки есть углубление. Сойдите вниз и возьмите 20000 Гил из сундука. Встаньте на голубой участок пола, находящийся в этом же углублении, и, когда попадете наверх, возьмите HP Sphere и Defence Sphere из сундуков здесь. Встаньте на платформу, находящуюся неподалеку от второго сундука, снова окажетесь внизу.
Покиньте эту местность, бегите вперед по дороге. Когда сможете, сверните направо, зайдите за блок, и Тидус соскользнет вниз. Возьмите Laevatein. Подойдите к стене и нажмите «Крестик». Тидус взберется вверх. Пройдите на следующий экран. Здесь стоит последняя в игре Save Sphere. Сохранитесь, если желаете. Экипируйте свое самое лучшее оружие. Совет: поднимите шкалу овердрайва всем.
Теперь идите на север, с неба упадет гигантский камень. Подойдите к нему, нажмите «Крестик» и окажетесь в странной местности. Здесь Вам придется бегать постоянно, чтобы успеть взять образующиеся из ниоткуда кристаллы (они в скором времени исчезают). Если Вы соприкоснетесь с одной из ледяных пик, появляющихся из-под земли (земля начинает светиться перед тем, как появится пика), Вам придется сражаться (Совет: не участвуйте ни в одной битве, убегайте, так как впереди последний босс – все для него!). Вы должны будете собрать 10 кристаллов и получите вот такие предметы (вовсе не обязательно в этом порядке): Prism Ball, Mage’s Staff, Wicked Cait Sith, Hrunting, Knight Lance, Infinity, Attribute Sphere, White Magic Sphere. Итак, пришло время сразиться с целой серией финальных боссов.
Босс: Braska’s Final Aeon (1-ая форма)
HP: 60000; Кража: Turbo Ether
Тидус может несколько раз поговорить с отцом, чтобы снизить шкалу его овердрйва до нуля. Разговаривать стоит тогда, когда шкала практически достигла максимума, но такой трюк сработает лишь дважды (Совет: лучше не говорите с ним в этой форме, подождите, пока он трансформируется в следующую). Yu Pagoda, которые вертятся в воздухе рядом с аэоном, периодически лечат его. Вы, конечно, можете остановить их на какой-то период, но лучше не тратить на это время. Простые атаки босса не очень опасны. Jecht Beam может превратить одного из Ваших персонажей в камень, нанеся повреждения. В срочном порядке используйте Soft, Esuna, Remedy или Al Bhed Potion, чтобы убрать этот эффект, так как физическая атака аэона попросту разрушит окаменевшего, и на поле боя станет на одного персонажа меньше. Овердрайв Triumphant Grasp на самом деле не так страшен, так как повреждения наносит только одному члену команды.
Конечно же, в начале боя примените Hastega. Можно обойтись без Shell и Protect. Примените Armour Break на босса. Атакуйте физически, магией, можете использовать некоторые овердрайвы, но не все, так как впереди у босса – более сложная форма. Не забывайте постоянно лечиться. Вообще никакой особой стратегии здесь не требуется. Используйте сильнейших персонажей и их атаки.
Босс: Braska’s Final Aeon (2-ая форма)
HP: 120000
Yu Pagoda по-прежнему будут залечивать своего хозяина. Его физические атаки станут теперь НАМНОГО сильней и будут наносить повреждения всем, так как у аэона теперь в руках огромный меч. Овердрайв тоже станет раза в полтора мощнее, также появится новый – Ultmate Jecht Shot (наносит очень серьезные повреждения всем членам команды), поэтому, если Тидус не говорил с отцом до этого, при битве со второй формой босса, эта опция будет намного полезней. Что же до остального, то приемы аэона остались все те же. Используйте теперь все овердрайвы, что остались, не жалейте ничего – это последний опасный босс. Очень полезен будет овердрайв Лулу – Flare или Ultima Furry и Attack Reels у Вакки (если Вы их заработали, конечно). Ближе к концу, когда силы будут кончаться, вызовите на помощь аэонов с их овердрайвами, а уж Bahamut и его Mega Flare (напоследок) точно окончит бой в Вашу пользу
Теперь Вам придется сразиться со всеми Вашими аэонами. Показатели их статуса будут идентичны показателям Ваших, поэтому проблем возникнуть не должно. Против Вас Ваши аэоны точно не выстоят.
Босс: Yu Yevon
HP: 99999
Самый парадоксальный босс. Последний в игре, но слаб против Zombie! Используйте Zombie Attack. Если же не выучили эту способность, то атакуйте с помощью оружия (поменяйте его во время битвы с помощью опции Weapon), на котором есть способность Zombie Touch. Потом либо ждите, пока босс сам себя не убьет, либо примените на него Phoenix Down или Life.
Посмотрите замечательнейшую концовку. Примите поздравления. Вы прошли Final Fantasy X!
www.ffforever.info <=
Чем Final Fantasy VII Remake отличается от оригинала
Никита Казимиров | 26.04.2020 | 177 460
За 23 года, которые разделяют оригинальную Final Fantasy VII и её ремейк, игровая индустрия радикально изменилась. А что изменилось в одной из главных jRPG всех времён?
Оригинальная Final Fantasy покорила сердца не только простых геймеров, но и критиков, которые наградили её самыми лестными эпитетами. Пресса выставляла игре максимальные или близкие к тому оценки. На сайте Magazines from the Past, занимающемся анализом старых обзоров по принципу Metacritic, Final Fantasy VII имеет среднюю оценку в 97% на основе 49 рецензий, опубликованных с 1997 по 2003 год, — в 26 из них игра получила максимальный балл.
Возможно, лучшая игра из когда-либо созданных. GameFan
Эта игра устанавливает совершенно новый стандарт — вероятно, недостижимый уровень совершенства, — на который должны равняться все RPG. GamePro
Лучшая RPG в истории. Final Fantasy VII — игра, которую вы просто обязаны пройти. Даже если вы не любите RPG, эта игра превратит вас в фанатичного поклонника жанра. Поверьте, она настолько хороша! Game Informer
Немного найдётся игр, вокруг которых ходило бы столько безумных теорий и легенд. Ни один более-менее авторитетный рейтинг лучших или значимых игр всех времён не обходится без упоминания Final Fantasy VII. В 2020 году FFVII стала первой jRPG, принятой в Международный зал славы видеоигр (World Video Game Hall of Fame) — музей, отмечающий знаковые игры, которые повлияли на развитие индустрии и сохраняли популярность на протяжении многих лет. В 2012 году она также вошла в число 80 игр, отобранных для престижной экспозиции «Искусство видеоигр», организованной Смитсоновским музеем американского искусства и представлявшей самые яркие достижения индустрии за 40 лет её существования.
Стенд с Final Fantasy VII на выставке «Искусство видеоигр» / Blake Patterson
Конечно, были у игры и объективные недостатки. Спешка при разработке привела к многочисленным багам. Какие-то недочёты исправили в версиях для США и Европы, вышедших позже японской, но на большую часть просто махнули рукой. Игра получила одну из худших англоязычных локализаций в истории: она изобиловала грамматическими ошибками и смысловыми неточностями. Её критиковали за стереотипное изображение афроамериканцев и излишнюю сексуализацию женских персонажей. И всё же популярность Final Fantasy VII была так высока, что даже недостатки играли ей на руку, — низкополигональные модели персонажей становились объектом добрых шуток, а грубые ошибки перевода разлетались на цитаты и мемы.
Как и любая классика жанра, Final Fantasy VII нравится далеко не каждому, но любой, кто хоть немного разбирается, признаёт её историческую значимость. Завоевав США и Европу, она не только сделала популярным жанр jRPG, но и проложила путь для других японских производителей игр. Вдохновлённые примером Final Fantasy VII и последующих хитов Square, они стали гораздо смелее продвигать свои игры за пределами Японии и добились заслуженного успеха. Final Fantasy VII значительно повысила роль кинематографичности, сюжетной ориентированности и проработки персонажей в видеоиграх, во многом определив вектор развития не только самой Square, но и Sony на десятилетия вперёд. Кроме того, коммерческий успех Final Fantasy VII также наглядно показал, что в разработке игр есть место многомиллионному бюджету и соответствующей прибыли. Это подняло престиж ещё молодой игровой индустрии, выделило её среди прочих видов развлечений и распахнуло для неё двери в мир серьёзных инвестиций.
* * *
Несмотря на то, что оригинальная игра сильно устарела и вряд ли способна всерьёз заинтересовать молодую аудиторию, Final Fantasy VII давно стала культурным феноменом. О ней наверняка слышал любой человек, интересующийся играми, независимо от того, нравится ли ему жанр jRPG. Клауд вошёл в число самых популярных и узнаваемых протагонистов, без Сефирота не обходится ни один рейтинг лучших злодеев, а Тифа стала не менее популярным секс-символом мира видеоигр, чем Лара Крофт. Игра просто отказывается уходить на заслуженный покой и больше 20 лет остаётся на поверхности коллективного геймерского бессознательного. А с выходом ремейка она получит шанс на истинное бессмертие. Геймеры, выросшие вместе с Final Fantasy VII, смогут показать игру своим детям, не рискуя быть поднятыми на смех. И рассказать им, почему Final Fantasy VII — настоящая икона мира видеоигр.
Бои
Что в Final Fantasy VII, что в её ремейке основу геймплея составляют бои. В оригинале они происходили на отдельном экране, куда переносилось действие, если персонажи встречали противников в ходе своих странствий. Причём «встречали» очень условно — по сути, битвы возникали на пустом месте, внезапно, ведь противники на глобальной карте никак не отображались.
Во время сражений игрок управлял командой из трёх персонажей, отдавая им приказы, к примеру, атаковать или применить заклинание — формула, типичная для классических jRPG. В основе боевой системы Final Fantasy VII лежала шкала ATB — Active Time Battle. Персонаж совершал одно любое действие лишь после её заполнения. На скорость заполнения шкалы можно было влиять, поэтому битвы в Final Fantasy VII нельзя назвать полностью пошаговыми. Очередность ходов постоянно менялась, а при определенных условиях один персонаж мог совершить сразу несколько действий подряд.
Бои в Final Fantasy VII Remake ушли в сторону слэшеров, но всё равно сохранили тактическую глубину. Никаких арен для битв и переходов больше нет, о приближении всех врагов известно заранее. Доступно одновременное управление лишь одним героем из партии, но между участниками сражения можно переключаться в реальном времени. Разработчики учли экшен-направленность битв и добавили кнопку блока и переката, чтобы у игрока было больше возможностей снизить или вообще свести к нулю входящий урон.
Шкала ATB никуда не делась, её суть осталась прежней, но появилось несколько значимых особенностей. Она теперь поделена на два сегмента, и, чтобы применить магию или другой спецприём, нужно заполнить хотя бы один из них. Шкала заполняется, когда игрок атакует противника. Такое решение позволило создать особую динамику боя, когда обычные атаки постоянно чередуются со спецприёмами и заклинаниями.