Dragon Age: Origins: Обзор
Студия Bioware никогда не боялась показаться старомодной. Однако это не значит, что все ее культовые ролевые проекты лишены инноваций. Вспомните хотя бы замечательную космическую оперу — Mass Effect, которая предложила нам великолепную лицевую мимику, или Jade Empire с оригинальным сеттингом. Но наш сегодняшний гость не поражает новшествами. Dragon Age: Origins — это переработанные идеи Baldur`s Gate в рамках чудесного, нового мира, а, по совместительству, еще одна икона жанра.
На первый взгляд Dragon Age: Origins — обычная партийная RPG, без намека на оригинальность. Даже отличия от игр того же жанра видны не сразу: те же замки, дворцы, доблестные воины, пьянчуги в пабах… Ну, и, разумеется, действие происходит на заре Средневековья, только не настоящего, а вымышленного — вы не встретите, скажем, церковных служителей, продающих индульгенции и не будете вмешиваться в феодальные распри князей. Зато понаблюдаете за междоусобицами эльфов, гномов и людей, увидите драконьи яйца в пещерах, трупы, встающие из могил, и вынесете нечисть, осадившую крепость. Период для «Времени Драконов» выбран удачный. Жанр реалистичного фэнтези сейчас очень популярен.
Не слишком мощный движок порой выдает красивые панорамы.
Игра получилась очень жестокая. Кровь, отрубленные головы и переломанные кости — обычная картина для этого мира. Шокируют также слова и поступки персонажей. Такое ощущение, что в проекте разработчики решили выместить весь свой гнев, злобу на виртуальных болванчиках. Диалоги циничные, а спор часто заканчивается потасовкой, финалом в которой будет вспоротый живот одного из собеседников. К тому же нередко нам придется мирить членов нашей команды. Разработчики поступают хитро, подсовывая к нам в банду союзников с разными характерами и жизненными устоями.
Один из видов стихийной магии.
Система партий работает очень просто — в одиночестве бродим по миру, а, найдя интересного собеседника, зовем его в партию. Правда, основной контингент союзников — это заранее подготовленные геймдизайнерами персонажи, которые в любом случае попадут к вам в команду по ходу игры. Но можно и своевольничать, зазывая случайных NPC. Разрешено управлять любым бойцом из своего легиона, а также прокачивать его, лечить, снаряжать и украшать. Микросистема отношений проработана так, что позавидует даже Sims 3. Поссорились с ведьмой и не попросили у нее прощения, подарив колечко? Тогда приготовьтесь к тому, что она уйдет из отряда. А быть может, оскорбили дружественного варвара? Значит, он обидится и в бою потеряет часть своих умений.
В сражениях с боссами лучше держаться порознь.
В общем, понятно одно — герои здесь уважают себя, поэтому будьте с ними поосторожнее. Каждое существо имеет свою индивидуальность (кроме ходячих мертвецов) и обладает набором уникальных качеств и способностей. Это надо учитывать при формировании своей команды.
Жестокое государство
Путешествовать по открытому миру Dragon Age очень приятно. Местную страну Ферелден можно условно разделить на три части — провинции, крупные города с замками и опасные земли. В поселениях можно взять очередной квест, приодеться у купца, поболтать с NPC, или, на крайний случай, сходить в бордель. Двумя словами: свобода выбора! А еще можно прогуляться по лесу, побродить по болотам, где бегают злые и голодные волки. Но такие блуждания подойдут для вас только в том случае, если вы хотите прокачаться. Герои сильны и готовы к бою? Тогда берите сайд-квест и зарабатывайте деньги. Но помните про основной сюжет.
А вот и неожиданная встреча героя со старыми друзьями.
Итак, для Ферелдена настали мрачные времена. Древние демоны выбрались из своего темного логова и атаковали «светлый» мир. Чтобы защититься от Мора (таким словом тут обозначается зло) местные жители призвали Серых Стражей — лучших воинов, задача которых разгромить оккупантов. Однако план людей провалился — Мор бесчинствует. А сэр Дункан, разыскивая новых Серых Стражей, натыкается на вас…
Буйство огня, игре только на пользу.
С этого момента и начинается игра. Пройдя обряд посвящения и выполнив несколько тренировочных заданий, ваш персонаж вступает в масштабную битву, в ходе которой погибает его более опытный товарищ — сэр Дункан. Затем герой отправляется в свободное плавание. Его цель — избавить людей от страданий, а мир от полчищ монстров.
Магия поможет вам разобраться со вселенским злом.
Сюжет Dragon Age нелинейный, имеет множество ответвлений, а путь будущего победителя часто зависит от ваших действий. Впрочем, все это мы уже много раз видели в проектах «Ведьмак», «Fallout» и «Mass Effect».
Кстати, для каждого типа героев разработчики подготовили двухчасовое эксклюзивное вступление. Что именно вы увидите, зависит от особенностей персонажа. Во-первых, от расы: гном, человек, эльф. Во-вторых, от социального статуса: нищий, знатный. В-третьих, от класса: маг, воин, разбойник. Знатный воин поможет прислуге разобраться с крысами, а затем сбежит из поместья, осажденного врагами, а коренастый гном пойдет искать древний щит. Но совсем скоро все они отправятся в длительное и опасное путешествие.
Sims 3? Нет — Dragon Age!
***
Неудивительно, что такая многогранная ролевая игра обладает не самой технологичной графикой. Да это и неважно. В общем, как и то, что аптечки чудесным образом вываливаются из животных, а из неразумных уродцев — монеты. Главное, что перед нами лучшее доказательство истины: «все новое, это хорошо забытое старое». Самое увлекательное и красивое доказательство.
После не самого удачного запуска Dragon Age II, спорного финала Mass Effect 3, ухода со своих постов основателей канадской студии BioWare Рея Музики, Грега Зещука, а также продюсера Кейси Хадсона, многие их почитатели стали с опаской поглядывать на каждый из анонсированных ими проектов, боясь за качество финальной продукции. И именно наша сегодняшняя гостья Dragon Age: Inquisition
два года назад стала той самой, первой «ласточкой» сомнений и в то же время больших амбиций компании по возвращению себе статуса мастера своего дела. И как бы разработчики не пытались убедить игроков с момента первого официального показа проекта, что они внимательно изучили все претензии к сиквелу и на этот раз делают полноценную ролевую игру, которая подойдет абсолютно всем — фанаты все равно были непреклонны, боясь повторения плачевного успеха второй части. И, как оказалось, абсолютно зря, ведь перед нами предстала самая большая, красивая и глубоко проработанная RPG последних несколько лет. Сколько бы не спорили между собой поклонники творчества талантливых канадцев, безусловно главным событием любого ролевого проекта от BioWare всегда были и, надеемся, останутся их захватывающие истории и запоминающиеся второстепенные персонажи. Если Dragon Age: Origins удачно скопировал формулу первого Mass Effect с уникальной возможностью любому игроку вжиться в роль единственного спасителя виртуальной вселенной от древнего зла, пытающегося поработить все свободные народы, то Dragon Age II резко отошел от этой линии, предоставив интригующий сценарий о политических разборках между магами и храмовниками на фоне угрозы пятого Мора. С третьей же частью сценаристы проекта решили не изобретать колеса, а вернуться к истокам, предложив игрокам еще одну эпичную историю о благородном рыцаре, появившемся буквально из ниоткуда и готового в любой момент объединить вокруг себя все ранее противоборствующие стороны ради одной цели — победить нового жуткого злодея. Для того чтобы претворить свои планы в жизнь нашему протеже вместе с другими героями предстоит воссоздать старинную военную организацию под громким названием «Инквизиция», но, в отличие от своего реального прототипа, она не будет навязывать другим свою религию, а также заниматься поимкой еретиков или ведьм для их последующей публичной казни. Нет, Инквизиция создана для одной благой цели, о которой говорилось ранее, но в неё мало кто верит на стороне, поэтому с самого начала приходится постепенно завоевывать лояльность среди различных прослоек населения обширного Тедаса. Начинается всё с освобождения простых крестьян и ремесленников от гнета демонов и бандитов, а заканчивается личным общением с самой императрицей в её роскошном дворце. Путь этот будет непростым и тернистым, а по дороге нашего героя ждет целая череда обманов, предательств и политических интриг в духе того, что вы могли прочитать на страницах блестящей серии романов «Песнь Льда и Пламени» Дж. Р. Р. Мартина. В один из моментов герой сам говорит ключевую фразу новой части: «
Доверять тут никому нельзя!
» и окажется в этом абсолютно прав, ведь бывшие друзья могут и нож в спину воткнуть, дай им только удобный случай.
Как и раньше, каждое ваше действие имеет какие-то последствия. Да, они далеко не всегда значительно или кардинально меняют баланс сил. Да, часто вы будете заранее понимать, что вас ждет дальше, а в ключевые моменты игра сама будет податливо подсказывать вам о том, что произойдет, если вы выберете тот или иной вариант ответа. И да, чаще решения больше влияют на расположение к вам ваших же напарников по отряду, например, убийство одного герцога порадует эльфийку «Робин Гуд без штанов» Сэру, но разозлит придворную волшебницу Вивьен, которая более расчетлива в такого рода вопросах. Кто-то из наших читателей даже справедливо заметит, что у протагониста нет толковой предыстории в отличие от предыдущих двух частей, да и многие основные события похожи на те, что происходили в других проектах BioWare, и, как ни странно, будут частично правы.
Почему не полностью? Потому что сценаристы сделали ход конем, поставив главный краеугольный вопрос всех своих игр в центре самой Inquisition — «А правда ли главный герой тот самый спаситель или просто очередной самозванец и звать его никак?
». Над этим вопросом думают все: от гнома Варрика до самого главного героя. Да-да, наш Инквизитор практически до финальных титров сам сомневается в своей миссии и тем более предназначении. Бесконечная борьба храмовников и магов отошла на второй план, на передний же вышла одна из самых противоречивых мыслей о богоизбранности, вере в высших существ и богов, религии и осознании собственной значимости во всем этом эпосе. Если покопаться еще глубже, то поначалу банальный сюжет под конец превращается в отличную жестокую аллегорию на то, что творится в современном христианстве. Если раньше Шепард, Серый Страж и иже с ними практически никогда не ставили под вопрос свою веру, тот в данном проекте авторы отыгрались на этой теме по полной программе, эффективно демонстрируя все проблемные вопросы веры, преданности и поиска собственного пути. Часто разработчики через второстепенных героев сами спрашивают у вас: «
Верите ли вы в то, что делаете, или для вас все это банальный фарс?
». И в такие моменты по-настоящему задумываешься и долго не можешь дать какого-то определённого ответа, а вдруг и правда, все это было случайностью? Или мой герой лишь пешка в чьей-то жестокой игре? Вопросов много, а ответы даются только в самом конце.
Конечно, саму историю нельзя назвать слишком уж длинной, всего лишь шесть сюжетных заданий, но зато какой у них размах и постановка — ни на секунду не перестаешь удивляться тому, как разработчикам до сих пор удается придумывать что-то новое на фоне застоя во многих жанрах. Следить за каждым событием интересно, количество экшена зашкаливает любые мыслимые пределы, так что оторваться от игры очень тяжело. Единственное, что по-настоящему расстраивает во всем этом — главный злодей и его шаблонные приспешники, повторяющие из раза в раз одни заученные заранее фразы. Хорошо, что сцены с ними коротки и не особо врезаются в память, но банальные фразы а-ля «Я захвачу весь мир!
» давно уже приелись. В такие моменты вы начнете неловко вспоминать о том же Сарене или Призраке из трилогии Mass Effect и с горечью понимать, что именно таких интересных антагонистов не хватает в завершении первой трилогии в серии Dragon Age.
Но этот недостаток полностью скрывается за изумительной работой над образами ваших напарников. Девять компаньонов, готовых отправиться с вами в любое сражение и три главных советника, включая нашу старую знакомую Лелиану, которая стала ещё краше в новом наряде. Каждый из них обладает собственной личностью и характером, и сыграет определенную роль в жизни нашего инквизитора, а также расскажет много интересного о вселенной игры. Кроме того, неплохо прописано и множество второстепенных персонажей, которых лично вы встретите всего лишь раз, но каждый такой момент не повторяет предыдущий. Не забыли разработчики и о традиционной системе «морали», хотя она и была изменена до неузнаваемости, а если быть точнее, самой шкалы добра и зла больше нет. Да, в игре все еще используется классическое колесо с заранее приготовленными ответами, но теперь они делятся не по простой схеме «хороший, нейтральный и плохой», а по настоящим человеческим эмоциям и тону разговора. И не всегда та же «печаль или грусть» сможет порадовать ваших соратников, а слишком частые «крики» или «недоумение» могут вывести из себя даже самых стойких. Некоторые же специальные реплики можно, как и раньше, получить, прокачав определенную способность. После этого некоторые разговоры с приятелями пойдут по совсем другому сценарию, а вы сможете раскрыть не только то, что творится у них в голове, но и получите взамен ценные задания, которые, в большинстве своем, сопоставимы по уровню с остальными крупными сюжетными миссиями.
Если же вы хорошо знакомы с предыдущими играми BioWare, то без сомнения догадываетесь, что и в Dragon Age: Inquisition ближе к финальной развязке, правильно подбирая реплики, можно добиться не только дружбы с другими персонажами, но и даже завести с некоторыми из них романтические отношения. Возможно, кому-то из игроков не понравится, что в этот раз режиссеры и сценаристы решили отойти от банальных, хоть и очень красивых сцен любовных игр главного героя, но это не отменяет того факта, что романтические сцены хорошо прописаны и выглядят очень естественно. Дошло того, что после просмотра некоторых таких роликов, где вам еще и предлагают выбрать нужную реплику, у вас на лице появляется огромная улыбка, а добрый смех прекращается минуты только через две. При этом сами персонажи не вытесаны из камня, они ведут себя естественно в самых неловких ситуациях: некоторые успевают парочку бранных слов отпустить, если узнают, что о вашем союзе случайно узнали другие, а другие постоянно подшучивают над любвеобильностью защитника Тедаса. За такую простоту и реалистичность в любви болеешь всей душой, потому что она так похожа на нашу реальную. И да, «поборники чести и морали», сексуальные меньшинства тут тоже присутствуют, но любовь с ними вам никто не навязывает, а если все-таки решитесь на отношения с тем же Железным Быком будучи мужчиной в игре, ждите сюрпризов. Сценаристы подготовили несколько забавных сцен, которые идеально вписали нетрадиционные сексуальные отношения, но при этом ни разу не принизив их достоинства.
Dragon Age Keep
В предыдущих двух играх серии Dragon Age, как и Mass Effect всегда был важен выбор игроков в самых ответственных и ключевых моментах. Кто-то решился завести роман с таинственной ведьмой Морриган, а кому-то больше импонировала рыжеволосая певица Лелиана. Одним захотелось самим вонзить меч в самое сердце ужасного Архидемона, а другие, наоборот, засомневались в своих силах и решили отправить на последний бой Алистера. И если первые две части вышли на одних платформах, а у игроков была возможность импортировать свои сохранения из Origins в сиквел, то вот у владельцев консолей нового поколения такого варианта с Inquisition не было, пока BioWare не решилась сделать невозможное — создать специальный редактор всех ключевых решений Dragon Age Keep. С помощью него вы можете с легкостью настроить историю и состояние мира Dragon Age, а получившееся сохранения привязать к своему аккаунту в системе Origin для того, чтобы перенести его в будущем на ту же PlayStation 4. Вам понадобится всего лишь полчаса, чтобы создать свою собственную уникальную историю, а заодно исследовать те варианты развития событий и возможные последствия, о которых вы могли даже не догадываться. Больше никаких мучений с переносом сохранений, горечью об утрате данных и повторных прохождений предыдущих частей — удобно, просто и надежно!
Когда же дело доходит до игрового процесса, то игра приятно удивляет не только своим масштабом и проработанностью мира, но и отличными боями с монстрами, интересными дополнительными заданиями, случайными событиями и многим другим. Сначала вы создаете своего героя, выбирая ему расу, класс и уровень сложности. Местному редактору внешности позавидуют даже ярые поклонники популярной серии The Sims, настолько все продуманно в Dragon Age: Inquisition. Не нравится размер губ у стандартной внешности персонажа? Меняйте. Хочется сделать глаза шире, а нос толще? Пожалуйста, никто не скажет что-то против. А может вы хотите сделать собственного уникального героя или похожего как две капли воды на вашего любимого героя из кино или сериалов? И снова разработчики дают вам карт-бланш в руки, а уж что с ним делать — решать только вам.
К стандартным расам в виде людей, гномов и эльфов прибавились мощные кунари, а вот классов все еще только три (маг, воин и разбойник). Последние отличаются не только оружием и основными характеристиками, но и специальными способностями, которые нужно прокачивать очками опыта, достающимися вам после получения очередного уровня. К слову, выбрав того же разбойника, вам никто не запрещает прокачать у него сразу две способности: идеально сражаться с двумя кинжалами и одновременно с этим метко стрелять из лука. В то же время разработчики смогли сбалансировать так каждый класс, что, направляясь прямиком к первому же мини-боссу, вы прекрасно осознаете простую истину — в этой игре один в поле точно не воин и как бы не был прокачен ваш герой, все равно без трех товарищей одолеть вам даже одно злобное существо будет очень непросто. Нужно правильно подбирать себе соратников из девяти возможных, иначе не сможете убить нужного вам монстра, да и завалите все задание сразу. Идеальных схем всего две — маг, разбойник и два война или два мага, разбойник и один войн. Можно, конечно, и с другими попробовать, но за эффект мы не отвечаем.
Со временем врагов становится все больше, да и уровни у них повышаются, поэтому на каком-то этапе стоит задуматься о прокачке всех членов своего отряда, правильно распределяя их специальные способности, чтобы одни, в конце концов, не были копиями других, а их равноценно дополняли. Например, один маг должен управлять электричеством, а второй огнем или наоборот. Некоторые противники устойчивы к специальным видам атак, так что надо быть осторожным с выбором напарников. Также нужно покупать или выковывать им различные доспехи, как и себе, потому что без обновленного снаряжения вы долго не протянете. Каждый предмет обладает своими собственными характеристиками и различными бонусами, которые смогут увеличить ту же мощь атаки главного героя. Не стоит забывать об улучшении зелий, а создание уникального обмундирования или оружия потребует от вас определенных ингредиентов или пород руды. К тому же можно собрать отдельные руны и аксессуары в виде тех же наручей для доспехов или улучшенное древко для посохов чародеев.
Сама боевая система все еще похожа на ту, что была во второй части с быстрым нажиманием различных кнопок, но сами сражения проходят теперь намного более ожесточено, быстро и захватывающе. Постоянные взрывы и спецэффекты добавляют остроты происходящему, а команды легко раздаются в двух возможных вариантах — тактическом и обычном режиме. Вы будете часто применять первый, если начнете проходить игру сразу же на «Кошмаре» или на том же «Сложном», но в основном против «толстых» боссов вроде тех же драконов. К каждому сражению нужно готовится заранее и продумывать все свои действия наперед. Лучше всего почаще сохраняться, чтобы, если что, в любой момент перезагрузить события, если что-то пошло не так и вас все-таки убили. В крайнем случае, можно попытаться убежать с поля брани, но те же демоны из «Разрывов» полностью восстанавливают свои жизненные показатели и при первом же возвращении с новой силой начинают вас атаковать. Исчезли из игры и лечебные заклинания, вместо них осталось только ограниченное количество бутылочек с лечащими зельями, которые пополняются только в специально отведенных лагерях Инквизиции. Приходится постоянно менять тактику, лавировать между молниеносными атаками и крепкой обороной. Победив врага, вы получаете различное барахло, но среди и него попадаются уникальные вещи в виде неповторимых щитов или мечей.
Мир не просто огромен, он очень большой с кучей локаций для изучения. Чтобы пройти от одного края до другого вам понадобится немало времени, поэтому лучше всего использовать ездовое животное или открывать новые лагеря Инквизиции, которые выступают точками «быстрого перемещения». Если со вторым способом все понятно, то вот ко первому есть два неприятных вопроса: «Почему мои резвые скакуны ничем не отличаются друг от друга, кроме окраски, хотя по описанию говорится совсем другое?» и «Куда в буквальном смысле слова испаряются мои товарищи, когда я сажусь на лошадь?». С другой стороны эти мелочи списываешь на простой факт, что у BioWare это первый опыт по созданию такого средства передвижения за всю их карьеру, поэтому уже через полчаса игры привыкаешь к такой реализации. Но к чему трудно привыкнуть, так к этому живому, дышащему жизнью миру. Вокруг всегда что-нибудь происходит и без вашего присутствия, например, большой великан ни с того ни с сего решает напасть на лагерь красных храмовников, а огромные волки прямо при вас охотятся за дикими галлами. Выглядит очень красиво и естественно, погружая вас в аллюзию того, что окружающий мир абсолютно спокойно живет и без вас.
Заданий и побочных квестов в игре предостаточно: от простых, связанных со сбором каких-нибудь материалов или мяса до самых настоящих головоломок или длинных, состоящих в основном из нескольких подзаданий сразу. И в отличие от многих других игр похожего жанра вам никто не навязывает их выполнение, предоставляя вам полную свободу выбора. Хотите пробежаться только по сюжету? Никаких проблем. Хочется часами бродить в одной локации в поиске очередного хорошо запрятанного клада? Хорошо и это вам будет. Некоторые такие задания по типу заявок от интенданта — отличный способ заработать лишнюю репутацию, а также очки опыта Инквизиции. Одно задание сменяется за другим и самое приятное, что они абсолютно не надоедают, даже если проходить игру запоем. Останутся довольными и поклонники пособирать всякую всячину — от обычных записок до магических осколков, которые помогут вам открыть двери в древний храм Соласан. Но самое интересное начинается во второй половине прохождения, когда у вас появляется собственный замок, а вы становитесь его полноценным хозяином с троном и всеми прилагающимися регалиями. Вам даже позволяют провести публичные суды над людьми, обвиняемых в тяжких преступлениях, а это в свою очередь еще одна охапка интересных решений и побочных квестов. Если вам и этого мало, то практически на всех землях обитают великие драконницы, на которых можно устроить настоящую охоту ради славы и солидной награды.
Еще одной интересной особенностью игрового процесса стал военный совет, на котором вам обязательно надо присутствовать лично, если хотите дальше продвинуться по сюжету. Чем-то эта составляющая напоминает тот же Assassin’s Creed с отправкой ваших подручных на зачастую непростые задания для увеличения своего влияния на континенте или поиск драгоценных вещичек. Но есть тут и принципиальные отличия: карта Тедаса поистине огромна, миссии не повторяются и самое главное — они влияют на сюжет. Например, решили вы с отрядом отправиться в те же «Священные земли» ради того, чтобы выполнить какое-то ответственное поручение красавицы-посла Жозефины и все бы ничего, но между вашей целью и вами пролегает огромная река, а местный мост разрушен. Что в такой ситуации нужно делать? Нет, не пытаться перебраться вброд, потому что утонете моментально, а вернутся в ставку командования и отдать приказ своим войскам построить новую переправу. Командующий Каллен скажет с радостью, что все будет в лучшем свете, но его людям понадобится время, причем реальное время, а не какое-то виртуальное. То есть, отдав приказ, вам придется как минимум полчаса, а то и больше ждать, пока указ будет выполнен, но за это время вы сможете спокойно обследовать другие интересующие вас уголки Тедаса, пройти какое-нибудь сюжетное задание или вообще пойти пить сладкий чай. Вернувшись обратно, вы получите награду в виде новой местности. Многие дополнительные задания будут связаны с персонажами предыдущих частей серии, а по их выполнению вы сможете получить новые эскизы оружия, очки влияния Инквизиции или специальные очки опыта, с помощью которых можно расширить свой инвентарь или сделать так, чтобы каждый торговец предоставлял десятипроцентную скидку на свои товары.
Кооперативный режим, который разработчики представили еще несколько месяцев назад, в итоге оказался неплохим, не нужным довеском к одиночной игре. Выбираете класс, обмундирование и отправляетесь в бой вместе с друзьями или случайными игроками против волн наступающих монстров и других врагов. Заданий и карт немного, полученный опыт и деньги можно потратить на покупку уникальных сундуков с кучей полезных вещей, а выполнив особую серию условий можно и новый класс по итогу открыть. Но надолго в этой составляющей проекта вы не задержитесь, хотя пару веселых вечеров ей и можно уделить.
С визуальной точки зрения игра выглядит просто замечательно на консолях нового поколения и PC. Графическому движку Frostbite 3 удается нарисовать множество красивых объектов в считаные секунды, а подзагрузка текстур происходит только на дальних расстояниях, не раздражая глаз. Виртуальный мир не просто красив, он поражает своими величественными панорамами, которые хочется бесконечно фотографировать и публиковать у себя на страничке в какой-нибудь социальной сети. Дизайнеры студии вложили в проект всю свою любовь, и это чувствуется уже с первых минут игры: мрачные подземелья резко сменяются огромными яркими лесами или величественными пустынями, каждый доспех отличается от другого не только характеристиками, но и внешним видом, некоторые архитектурные комплексы поражают своими фасадами и внутренним убранством. Лицевая анимация героев выполнена в духе предыдущих частей, но в отличие от них обросла множеством мелких жестикуляций. За движениями-танцами магов и лучников можно наблюдать часами не переставая, настолько отточенно и слажено они двигаются, выполняя каждое действие. Позаимствовав некоторые идеи у других проектов, Dragon Age: Inquisition все равно обладает собственным уникальным стилем и это ли не самое прекрасное в наш век самокопирования!? Если описывать все эмоции вкратце, то вылизано, дорого и очень красиво.
Правда, за всем этим великолепием скрываются и неприятные баги и проблемы, которые в скором времени должны исправить первые патчи. Например, ни с того ни с сего во время яростного сражения противник может выйти из боя и побежать, куда глаза глядят, и делает он это не из-за страха перед могуществом инквизитора, а проблем с искусственным интеллектом. Выскакивают и мелкие проблемы – то ваши солдаты сквозь стены пройдут вместе с неприятелями, то диалог застывает на полуслове и без принудительного пропуска с помощью «квадрата» на DualShock 4 получить новое задание не получится. Если говорить про частоту кадров, то тут все неплохо, инженерам студии удалось выбить довольно стабильные 30 кадров в секунду, проседающие только в самых ожесточенных схватках с применением магии.
01. Dragon Age Inquisition Theme
Музыкальное сопровождение к игре написал талантливый, хоть и не очень известный в наших краях, канадский композитор Тревор Моррис. Именно он отвечал за саундтрек к популярным ТВ-сериалам «Дракула», «Борджиа» и «Викинги», а также к таким играм как Command & Conquer 3: Tiberium Wars, Marvel: Ultimate Alliance 2 и Need for Speed: Carbon. На удивление вышел запоминающийся эпичный сборник из 39 различных композиций, большинство из которых завязано на красивой основной музыкальной теме. Получилось что-то в духе предыдущих частей, но в каких-то моментах на голову выше. Если у вас все еще есть сомнение, в особенности после блистательных оркестровых творений Инона Зура, то выше мы оставили вам в качестве примера главную тему.
К озвучке и оригинальному актерскому составу тоже не нашлось каких-то претензий — все отыграли на высоком уровне, а каждый второстепенный персонаж обладает собственной уникальной манерой речи и колкими фразочками в адрес своих же товарищей по отряду. Особенно порадует ваш слух живые диалоги между сучковатой Вивьен, похабником Варриком, «любезным» Дорианом, плохо выговаривающей буквы Сэрой и громогласным Железным Быком. Что-что, а главные и второстепенные диалоги сценаристы Bioware так и не разучилась писать, даже после того, как из студии ушла большая часть оригинального первого состава.
Что касается отечественной локализации, сделанной российскими локализаторами, то тут мы снимаем шляпу — русский текстовый перевод сделан на высоком уровне, хотя и встречаются некоторые мелкие косяки вроде того же недописанного кода прямо в структуре описания некоторых миссий. Более того, в отдельный, но несущественный плюс, стоит вписать логичное решение наших локализаторов не вставлять русскую озвучку, потому что оригинальная первая часть только страдала от этого. Плохо подобранные голоса и неважная актерская игра портили общие впечатления от первого проекта. Справедливости ради, отметим только русский голос Морриган из Dragon Age, который удачно вписывался в образ, а вот все остальное вряд ли кого-то могло порадовать.
Напоследок стоит упомянуть и о трофеях, которые так любят наши читатели. Всего в Dragon Age Inquisition представлен 51 трофей, в свою очередь разделённый на 42 бронзовых, 6 серебряных, 2 золотых и один платиновый. Для того, чтобы получить их все понадобится одно полноценное прохождение, но с самого начала на уровне сложности «Кошмар», ни разу не понизив его до того же «Сложно». За это вы получите сразу два трофея, а также возможность добраться до заветной платины. Кроме того, вам придется объехать все открывшиеся территории для того, чтобы найти нужные пещеры, осколки, закрыть 75 разрывов и многое другое. Есть и три глюченных трофея — Belle of the Ball («Звезда бала»), Specialized («Специалист») и Dragons’ Bane («Гроза драконов»). Что с ними не так? Все просто: первый не выпадает, даже если вы сделаете все верно и наберете 100 процентов расположения орлесианского двора (решается «правильным» выбором в последнем диалоге), второй на определенном этапе игры просто невозможно выполнить, ибо нужные книги и враги, у которых они есть, в какой-то момент испаряются, а задание остается висеть в невыполненных. С третьим все проще — он может не выпасть с первого раза, но это решается легким перезапуском сохранения, который лучше всего сделать перед самой битвой с драконом. В итоге, разработчики постарались обставить все так, чтобы игрокам удалось получить довольно несложную платину, но ради которой придется отдать порядка 80 часов личного времени.
Мнение Кристины (Jedwolfess)
Вселенная Dragon Age всегда импонировала мне своей средневековой тематикой, проработанными героями, волнующей сюжетной линией и достаточно интересной ролевой системой. В своё время игра Dragon Age Origins стала для меня настоящим откровением и завлекла в свои сети практически на всё лето. Вторая часть вышла, конечно, более слабой, и в этом поспособствовали аркадная боевая система, куда меньший простор для исследований и короткая сюжетная линия. Тем не менее, Dragon Age II пролила свет на многие аспекты, оставшиеся в тени в первой части, а также познакомила нас со многими новыми персонажами, которые, как оказалось, сыграют важную роль в продолжении.
В Dragon Age: Inquisition канадские разработчики BioWare прислушались к просьбам фанатов и вернули то, за что игроки так полюбили первую часть – огромный фэнтезийный мир, который можно исследовать вдоль и поперек, и боевую систему, которая угодит как стратегам (тактический режим), так и казуалам (аркадная боевая система). Попав в мир «Инквизиции», вы рискуете в нём пропасть – настолько огромное количество контента припасли нам талантливые волшебники из BioWare. Конечно, огромным плюсом станет ваше знание вселенной, ведь отсылок к предыдущим частям здесь хоть отбавляй. Но не увлекайтесь одним лишь исследованием локаций, ведь вас, Инквизитора, ждёт самое интересное как раз-таки в сюжете. Здесь всё замечательно: интересные, не клишированные персонажи; запутанная история, в которой вам предстоит принять не одно тяжкое решение; неожиданные сюжетные повороты, которые заставят вас буквально вцепиться в контроллер, наблюдая за происходящим на экране. К вышесказанному стоит добавить прекрасную картинку, которую выдают консоли нового поколения, чтобы получить лучшую ролевую игру этого года. BioWare удалось воссоздать в «Инквизиции» всё, чему они научились, и, поверьте, их результат даже больше, чем впечатляет.
Я провела в Dragon Age: Inquisition уже больше тридцати часов, и эта игра не перестает меня удивлять своим масштабом, героями и вниманием к деталям. Конечно, на данный момент с оптимизацией игры не всё замечательно (особенно в версии для персональных компьютеров). Тем не менее, закрыть глаза на небольшие недостатки в виде изредка глупого искусственного интеллекта, застревания в текстурах и редкой невозможности поговорить с NPC не составит у вас труда. Dragon Age: Inquisition – ощутимый претендент на трон «Главной Игры Года», и мой голос непременно получит именно «Инквизиция».
90
Dragon Age: Inquisition
— еще одно яркое подтверждение, что есть еще порох в пороховницах у старушки BioWare, дай ей только полную свободу и побольше времени на разработку. Сценаристы мастерски поработали над внутренними диалогами и огромным количеством второстепенного текста в виде записок и дневников, дизайнеры создали великолепные обширные локации с живописными местами, а разработчики доработали систему боя из Dragon Age II, предложив взамен дикую смесь первой и второй части, приправленную сверху множеством спецэффектов и красивой анимацией. Да, у игры есть мелкие недостатки, но кого они волнуют, когда вам предлагают окунуться в эпичное приключение одного отдельно взятого героя по прекрасному миру Тедаса, в котором вы точно чудесно проведете не один, не два и даже не три часа своего личного времени.
Обзор написан по дисковой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией EA Russia. Все скриншоты, представленные в материале, сделаны напрямую с указанной системы.
Обзор настольной ролевой игры «Dragon Age RPG»
Разрушительный Мор оставил на землях Ферелдена неизлечимый шрам, который навсегда останется в сердце каждого. Пережив вторжение порождений тьмы, народ Ферелдена может отныне спать спокойно, но мирное время слишком быстротечно. Заговоры, дворцовые интриги, мятежи, войны никогда не покидают мир Тедаса и только великие герои могут противостоять этим невзгодам… Или возглавить их!
Все мы любим Dragon Age (а те кто не любят — гореть Вам в пламени Создателя) за его мрачный, живой самобытный мир, который хочется исследовать от корки до корки; за персонажей, которых хочется цитировать и тот размах, с которым преподносится история. К сожалению, разработчики не всегда могут в полной мере удовлетворить искушённого игрока, подолгу заставляя ждать выхода новой игры или сюжетного DLC к прошлым играм. Именно тут, на выручку приходит настольная ролевая игра Dragon Age RPG, о которой и будет идти речь. Dragon Age RPG недалёко ушла от своего большого брата — система в полной мере отражает характер и все особенности компьютерной игры, позволяя воссоздать в своём воображении то, что они видели ранее на экране — кровавые бои, могущественную магию, поражающую полчища порождений тьмы, но давайте обо всем по порядку.
Как это работает?
Суть Dragon Age RPG, как и любой другой настольной ролевой игры, заключается во взаимном описании игрового мира Мастером и Игроками своих действий. Для проверки успешности того или иного действия мы используем бросок трех шестигранников (3д6) плюс показатель характеристики против сложности броска. Система очень и очень сильно похожа на ГУРПС, но без тонны математических формул, таблиц и прочих элементов, которые только тормозят игровой процесс, заставляя постоянно прибегать к тоннам правил, вместо того, чтобы погружаться в историю и своего персонажа. Отличительным элементом Dragon RPG, от вышеупомянутой ГУРПС, является наличие специального куба, именуемого как Куб Дракона (данный куб должен чем-то отличаться от двух других шестигранников: цветом, размером, разметкой), который даёт Мастеру волю для описания того или иного события под разным углом. Например: Филиан, долийский эльф-разбойник, пытается перепрыгнуть с одной крыши дома на другую. Его бросок был удачен, но Куб Дракона показал единицу. Прыжок Филиана оказался недостаточно хорош и он в полёте хватается за край крыши и из последних сил залезает на крышу. В случае, если на Кубе Дракона выпадает 6, то Филиан, с присущей ему эльфийской грацией, без проблем перелетает через пропасть и как только его ноги касаются крыши, он продолжает свой путь. Мне нравится лёгкость и простота определения результата. Игра идёт динамично, правила запоминаются легко, оставляя больше времени на повествование и отыгрыш. Хотя с последними может возникнуть ряд проблем. Это связано с вышеупомянутым большим братом. Система Dragon Age RPG заточена под постоянное превозмогание с неравными силами противника, иногда доходящее до абсурда. По вам может пройти десяток ударов, оставляющих на вашем бренном теле глубокие раны, но стоит бою закончиться, вы восстанавливаете себе жизни зависимо от уровня, да и магическое исцеление чудным образом залечивает любые раны. Механика не оставляет места хоть капли реализма — нет регулирования усталости персонажа, переломов и прочего, что могло бы насытить игру интересными элементами. Плохо ли это? Нет, если Ваш Мастер достаточно хорош, чтобы проявить фантазию и добавить в игру немного больше реализма и подтянуть социальную часть игры.
Персонаж и пути его развития
Разобравшись с основным принципами работы механики игры, давайте перейдём к самом дорогу, что может быть в Игрока — к его персонажу. Создание альтер-эго занимает относительно немного — до 30 минут. Первым делом, Игроку ещё до создания персонажа желательно определиться с квентой и образом персонажа, но предположим, что Игрок ленивый (так и есть!) и хочет сходу кого-то создать. Кубы ему в руки! Сразу три! И пусть бросает характеристики: Сила, Ловкость, Телосложение, Восприятие, Общение, Сила Воли, Разум, Магия. Каждый бросок определяет базовый показатель одной из 8 характеристик, который высчитывается по таблице. Далее же начинается самое интересное — предыстории. В компьютерной версии тоже было нечто подобное, но в очень ограниченном количестве — выходец из знатного рода, эльф долиец или городской эльф, гном-дворянин или маг, такой скудный запас никуда не годиться. Настольная игра не ограничивает фантазию Игрока (особенно с наличием дополнений) позволяя выбрать как и стандартные предыстории, знакомые нам из компьютерной игры, так и взять на себе роль орлесианца, тевинтерца, аввара, пирата, кунари, мага-отступника и многих других. Добавьте немного фантазии и персонаж тут же заиграет новыми красками. Каждая предыстория, кроме того, даёт дополнительные плюсы к характеристикам и навыкам, в зависимости от того кем вы являетесь — логично предположить что авварский горец будет обладать бонусами на силу и бой с топорами, в то время как орлесианец будет делать упор на общение и дипломатию. После определения предыстории, Игрок берет один из стандартных классов — воина, разбойника или мага, которые должны соответствовать выбранной предыстории. Вот и все. Записываем начальное имущество, таланты и фокусы и вперёд навстречу приключениям. Кстати о фокусах — грубо говоря это специализация в том или иной характеристике. Например фокус Ловкости (Скрытность) даёт возможность персонажу прибывать +2 очка к показателю своего броска на скрытное передвижение. Неудачную реализацию получила схема классовых специализаций. Если в компьютерной версии получение специализации (например витязь или дуэлянт) кардинально меняло тактику и стиль игры, то в настольной игре это даёт Игроку смутные перспективы для развития, а иногда даже невозможные. Будучи Сильным и Выносливым воином, ты не можешь взять специализацию Берсерка, так как тебе нужнее высокий показатель Силы Воли (на которую ты забил в начале прокачке. Ты ж воин, е-мае). Да и получение особого таланта специализации не особо влияет на игровые мощности Персонажа Игрока. Единственные, кому это хорошо помогает — это маги. Магия Крови наконец-то обрела ту силу, которой стоит бояться. Мои две партии, которые боролись против малефикара, очень страдали из-за этого. И вполне заслуженно (злобный смех).
Топоры, луки и два фростболта
Когда аргументы заканчиваются, в ход идут кулаки. Dragon Age RPG наделяет эти самые кулаки шипами и многими другими смертоносными штуками. Возвращаемся к основной механике игры — бросок 3д6 плюс показатель характеристики плюс фокус против сложности проверки. В данном случае сложностью является фиксированное число, которое именуется как Защита и зависит оно от базового значения 10 плюс модификатор Ловкости. У юркого и ловкого Филиана 14 Защиты, что позволяет ему избегать большинства атак, когда у сильной и неповоротливой Эдлин Защита равна 10. Не стоит отчаиваться, Эдлин! Кроме сложности броска, есть показатель Брони, которая поглощает полученный урон.
Критических успехов и провалов во время боя (с точки зрения системы) практически несуществует. За критический успех здесь понимается выпадение одинаковых значений куба при броске. Куб Дракона, в данном случае, показывает нам сколько Очей Приема может использовать Игрок. Приемы — это особые, дополнительные удары, которые улучшают ваш первичный бросок. Например можно добавить куб урона, сбить с ног соперника, найти слабое место в броне противника и многое другое. Примечательно, что для социальных и исследовательских навыков тоже имеются Приемы, но как по мне они немного абсурдны и сводят любые социальные навыки к броску кубов, без какого либо адекватного отыгрыша: закончить фразу броским словцом, сделать комплимент или отпустить смешную шутку. Все эти Приемы Игрок должен отыграть сам. Вот тогда это возымеет настоящий эффект.
Система разделения действий здесь очень упрощенная. Как и все остальное, что позволяет разыграть сессию в хорошей динамике. В раунд (около 5-6 секунду) можно совершить одно большое и одно малое действие либо два малых: прицелиться и ударить; подойти/отойти и выпить зелье; слезть с лошади и броситься в атаку и многие другие комбинации. Исчерпывающий перечень есть в Книге Правил, его стоит изучить прежде чем пускаться во все тяжкие войны Ферелдена.
С магией отдельная песня. Проверка успешности заклинания в Dragon Age RPG проходит два этапа: 1) бросок на Магию против сложности Заклинания. 2) бросок Цели Заклинания против определённой проверки Силы Магии. Рассмотрим такую ситуацию: Локки, маг элементов, хочет применить заклинание Огненная вспышка, выпуская из рук столп огня. Её бросок на Магию равен 15, что хватает для успешного чтения Заклинания. Бандит, который является Целью Заклинания, бросает встречную проверку на Ловкость против Силы Магии Локки. Сила Магии равна 14 (10 + значение Магии). Успешно пройдя её, Бандит получает всего 1д6 урона, вместо положенных 2д6. Каждое заклинание имеет тем самым два условия — при провале проверки Цели и успешной проверки Цели. Все, что зависит от Мага — это успешное чтение Заклинания, а как будет изворачиваться Цель — уже вопрос вторичный.
На своём игромастерском веку, мне пришлось перепробовать много систем. Какие-то из них были удачны, какие-то оставляли после себя неприятное послевкусие. В этом обзоре хотелось максимально нейтрально описать свои ощущения после полугодового вождения по ролевой системе Dragon Age RPG, которая оставила мне и Игрокам, в целом, положительное впечатление. Она простая в освоении, не такая громоздкая и объемная как тот же ГУРПС, что позволяет Игрокам быстро понять как это работает и наслаждаться игрой, не зарываясь в тонны правил. Мне же, как Игромастеру, система оставляет большой простор для творчества. Она нарочито не описывает подробно тонны снаряжения, оружия и прочего хлама, не учитывает попадания в отдельные части тела, критические раны, огромный список прилагается. Единственным её недостатком (для меня) является очевидная направленность в сторону сражений. Социальному развитию персонажа здесь отведено мало. Система так и кричит Вам «Деритесь!». Мой же стиль склоняется больше к нарративу, оставляя драки как нечто второстепенное, но все таки мы не можем опустить тот факт, что это Dragon Age во всей своей красе и грех заядлому любителю фэнтези пропустить столь прекрасный, полный тайн и загадок мир. Увидимся нам Глубинных Тропах!
Автор: Артур Александров
5974 Сегодня