Panasonic 3DO. Консольный прорыв 90-х. Часть 2

У этого термина существуют и другие значения, см. 3DO.

3DO Interactive Multiplayer
РазработчикThe 3DO Company
ПроизводительPanasonic, Sanyo, Creative и Goldstar (ныне LG)
Типигровая приставка
Поколениепятое[1]
Дата выходаСентябрь 1993 года 20 марта 1994 года 1994 год 1994 год
Стоимость на начале продаж599,95[2]
Поддержка прекращена1996[3]
Продано штук2 миллиона[4]
НосительCD-ROM
ЦПARM60 @ 12.5 МГц
Оперативная память2
Дисплей
  • Композитное видео
  • S-Video
ГПсобственный, 2 ядра + 1 видеопамяти
Онлайн-сервис(планировался, но был отменён)
Следующая(отменена)
Медиафайлы на Викискладе

3DO Interactive Multiplayer

(или просто
3DO
) — игровая приставка, выпускавшаяся в 1993—1996 гг. компаниями Panasonic, Sanyo, Creative и Goldstar. Консоль производилась в соответствии с набором спецификаций, предложенных The 3DO Company, и изначально разработанных Dave Needle и RJ Mical из
New Technology Group
. Идея создания консоли принадлежит предпринимателю Трипу Хоукинсу, который также является основателем EA Games[3].

Несмотря на активную рекламу, сопровождавшую запуск системы, и использование передовых технологий, высокая цена системы (на момент выхода она составляла 599,95)[2]) и перенасыщение рынка игровых систем привели к быстрому завершению её жизненного цикла.

В 2009 году сайт IGN в своём списке лучших игровых консолей определил 3DO на 22-е место[5].

Особенности приставки

На момент выпуска консоль обладала очень продвинутыми аппаратными возможностями: 32-разрядный процессор ARM60 с RISC-архитектурой, работающий на частоте 12,5 МГц; два графических сопроцессора; 16-разрядный цифровой сигнальный процессор и специальный математический сопроцессор. Все дополнительные сопроцессоры были разработаны специально для этой консоли. Также, консоль имела 2 мегабайта ОЗУ, 1 мегабайт видеопамяти, и двухскоростной CD-привод. Имелась возможность одновременного подключения до 8 джойстиков (оригинальным способом — в цепочку, один подключается к другому). Помимо использования специально разработанного ПО, консоль могла проигрывать CD-аудио (включая поддержку CD+G), просматривать Photo CD и Video CD. Для воспроизведения последнего требовалось использование специальной карты расширения для декодирования MPEG-видео (производилась только для американской модели Goldstar и японских Panasonic). Однако, только несколько игр полностью использовали потенциал консоли.

Отличительной особенностью 3DO является то, что она была одной из немногих консолей с CD-приводом, не имевших ни региональной блокировки, ни защиты от копирования, что привлекало как зарубежных игроков, так и производителей нелицензионных копий игр[6].

Хотя региональная блокировка в 3DO отсутствует, несколько японских игр не могут запускаться на версиях консоли для других стран, из-за использования в них специального шрифта содержащий кандзи. По рекомендациям 3DO company, большинство сторонних разработчиков ПО помещали этот шрифт на CD с игрой, во избежание подобных проблем. Однако, некоторые разработчики этого не делали, поэтому игра Sword and Sorcery (которая была издана на английском под названием Lucienne’s Quest), и демоверсия Alone in the Dark имеют подобную проблему. Также, некоторые более поздние игры умели определять регион приставки и отказывались запускаться на других — например, Soccer Kid для PAL-версий приставок или PAL версия The Way of the Warriors для приставок NTSC региона.

Часто говорится, что библиотека ПО для 3DO показывает неудовлетворительные аспекты видеоигр того времени. Это было время рассвета CD-игр, поэтому в большинстве игр фрагменты низкокачественного видео доминировали над хорошим игровым процессом. Лучшие игры 3DO часто являются переносами игр с других систем. Это такие игры, как Alone in the Dark

,
Myst
,
Out of This World
, и
Star Control II
. Другие игры, которые также стоит отметить —
The Need for Speed
,
Jurassic Park Interactive
,
Crash N’ Burn
,
Slayer
,
Killing Time
и первый перенос игры
Super Street Fighter II Turbo
с аркадного автомата на домашнюю систему, который превосходит оригинальную версию за счёт использования качественного CD-звука. На 3DO начали своё существование некоторые игровые сериалы от Electronic Arts, Studio 3DO и Crystal Dynamics (игра Gex), продолжившиеся и на других 32-битных консолях. Одна из лучших 3DO-игр,
Return Fire
(продвинутая игра про танковые сражения), была портирована на PlayStation и Sega Saturn, а также на Microsoft Windows.

Помимо консолей, фирмой Creative Technology выпускался 3DO Blaster

— плата расширения стандарта ISA, предназначенная для установки в IBM PC совместимые компьютеры. С её помощью становилось возможным использовать ПО консоли на обычном PC. Стоит отметить, что работать она могла лишь в связке с CD-ROM Matsushita CR-563-B (выпускался под торговой маркой Panasonic и как OEM для Creative Labs).

Кроме этого, было создано несколько аркадных игровых автоматов. 2 автомата были произведены компанией Atari, они использовали процессоры PowerPC 602 и аппаратно были ближе к M2 [1]; ещё с полдюжины были выпущены компанией American Laser Games [2][3][4].

3DO Company также разработала консоль следующего поколения, , на основе процессора PowerPC 602[7]. Но после ухода компании из консольного бизнеса эта технология была продана Matsushita, которая так никогда и не выпустила систему в продажу.

Впоследствии на основе M2 Konami создала плату для аркадных игровых автоматов[8]. Так как игры запускались с CD-привода, система имела большие паузы во время загрузки данных (иногда до 30-60 секунд на загрузку игрового уровня), и низкую надёжность. На этой платформе вышло небольшое количество игр (на данный момент известно 5).

Список игр для платформы 3DO содержит около 300 наименований, значительная часть которых — продукция для внутреннего рынка Японии.

Примечания

  1. 12
    Ramsay, M. (2012). Trip Hawkins.
    Gamers at Work: Stories Behind the Games People Play
    (pp. 1-15). New York: Apress.
  2. 12
    3DO – 1993–96 – Classic Gaming. Classicgaming.gamespy.com. Проверено 31 июля 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  3. Blake Snow.
    The 10 Worst-Selling Consoles of All Time.
    GamePro
    (July 30, 2007). Проверено 14 ноября 2008. Архивировано 8 мая 2007 года.
  4. 3DO is number 22. IGN. Проверено 31 июля 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  5. 3DO Today. 3DO Today. Проверено 31 июля 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  6. 3DO Press Release. Cs.cmu.edu (24 августа 1994). Проверено 31 июля 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  7. System 16 – M2 Hardware (Konami). System16.com. Проверено 31 июля 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  8. 3DO FAQ – Classic Gaming. Classicgaming.com. Проверено 31 июля 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  9. David S. Evans, Andrei Hagiu, Richard Schmalensee.
    PONG // Invisible Engines: How Software Platforms Drive Innovation and Transform Industries. — Cambridge, Massachusetts : MIT Press, 2006. — P. 131. — ISBN 0-262-05085-4.

Технические характеристики

  • Двухскоростной (зависит от производителя) CD-привод, со скоростью передачи 300 КБ/с, имеющий буфер для чтения размером 32 Кб
  • Многозадачная 32-разрядная операционная система

Процессор

The FZ-1’s RISC CPU

  • 32-разрядный ARM60 с RISC-архитектурой, на частоте 12,5 МГц (производительность примерно равна 68030 на частоте 25 МГц).
  • Система команд ARMv3, кеши отсутствуют.
  • Разработан Advanced RISC Machines, производился фирмами VLSI Technology, Zarlink Semiconductor и другими.

Видеосистема

Графический процессор FZ-1 «Clio» Графический процессор Panasonic FZ-1 «Madam»

  • Разрешение 640×480, интерполированное из 320×240; 24-битная глубина цвета — палитра 16,7 миллионов цветов, из которых возможно одновременное отображение 32768[9].
  • два 25 МГц RISC-процессора обработки изображений, с производительностью 9-16 миллионов пикселей в секунду (36-64 миллионов пикселей с интерполяцией). Эффекты искажения, масштабирования, вращения, текстурирования.
  • Математический сопроцессор для работы с матрицами.

Основная система

  • Высокоскоростная системная шина (50 мегабайт в секунду)
  • 36 каналов DMA для быстрой передачи данных
  • 1 MiB ПЗУ (+ в японский версиях дополнительное ПЗУ 1 MiB под шрифт кандзи)
  • 2 MiB основного ОЗУ
  • 1 MiB видеопамяти
  • 32 KiB энергонезависимого ОЗУ
  • 2 порта расширения

Звук

  • 16-битный стереозвук
  • Частота дискретизации 44,1 кГц
  • Полная поддержка Dolby Surround Sound
  • 25 МГц 16-разрядный сигнальный процессор (DSP)

Джойстики и устройства ввода

Стандартный джойстик состоял из «крестовины», 5 игровых кнопок и 2 служебных — P и X (при нехватке некоторые игры использовали X как шестую игровую), и регулятора громкости звука на нижнем торце. Особенностью было то, что подключались джойстики один в разъём другого (до 8 штук, реально поддерживалось играми до шести). Наушники подключались напрямую в аудиовыход джойстика.

Джойстики, выпущенные под маркой «GoldStar GPA111M» (изначально — корпорацией GoldStar, позже — LG Electronics) являются полностью совместимыми с версиями консоли от Panasonic — при значительно переработанном дизайне.

Сторонними компаниями, не занимавшимися производством консолей, были выпущены ряд модифицированных джойстиков («аркадные», либо без выхода для наушников). Например, фирма Nakitek предлагала инфракрасные джойстики на 2 игрока без звукового выхода, но с поддержкой турбо-режима.

В нескольких играх возможно использование мыши FZ-JM1.

Компания American Laser Games, разработавшая серию знаковых для платформы игр в жанре видеотир, выпускала контроллер — пистолет, без которого прохождение данных игр было затруднено.

Также для консоли выпускались авиаджойстик Flightstick pro (полная совместимость с Wing Commander3 и некоторыми другими играми) и манипулятор класса «руль», не получившие сколько-либо значимого распространения.

Периферийные устройства

Периферийные устройства можно было подключать через 2 слота расширения

  • Карты памяти
  • Модемы
  • Карта поддержки MPEG-1
  • 3DOM2 — Модуль расширения системы (апгрейд до M2, обладающей гораздо более высоким потенциалом, приблизительно на уровне приставок 6 поколения). В открытой продаже отсутствует. Было заморожено в процессе разработки.

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только)

Всем привет. Просмтотрев хабы, с удивлением не обнаружил статьи о платформе 3DO, поэтому постараюсь это досадное упущение исправить. В статье пойдет речь об истории компании 3DO Company, самих консолях 3DO от Panasonic, Goldstar, Sanyo и не только, аппаратной начинке с фотографиями внутренностей и даже единственной для этой платформы Demo, поэтому прошу под кат.

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 1

Основателем компании The 3DO Company принято считать Трипа Хокинса (Trip Hawkins), который также является основателем Electronic Arts. Созданная в 1991-м году компания ставила задачу вывести на рынок 32-битную консоль нового поколения с контентом на CD. На тот момент на рынке уже были 16-битные дисковые системы Sega Mega CD и Philips CDi.

Первая модель Panasonic FZ-1 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer

вышла в октябре 1993 года по цене 599$.

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 3

Видеореклама консоли

На момент выхода на рынке уже были две модели приставок 5-го поколения FM Towns Marty и Amiga CD32

Приставка имела выдающиеся для того времени технические характеристики:

  • Основной 32-битный RISC процессор ARM60 с частотой 12,5 МГц
  • Математический со-процессор для ускорения матричных вычислений, также работающий на частоте 12,5 МГц
  • Два графических со-процессора, работающих на частоте 25 МГц. Такая видеосистема могла просчитывать 9-16 миллионов пикселей в секунду с поддержкой масштабирования, поворотов и текстурирования. Для текстур поддерживалось сжатие, прозрачность, полупрозрачность и цветное освещение.
  • Видеобуфер 1 Мб, Разрешение 320х240, 24-битный цвет. При выводе интерполировалось до 640х480
  • Цифровой сигнальный процессор для обработки звука CD качества
  • Оперативная память RAM — 2 Мб
  • ПЗУ ROM — 1 Мб
  • Энергонезависимая память SRAM — 32 кб для хранения сейвов
  • 36 каналов DMA
  • Все компоненты связаны через шину с пропускной способностью 50 Мб/с

Архитектура системы:

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 4

Приставка также имела полноценную многозадачную операционную систему, которая должна была загружаться с CD вместе с игрой или приложением. В сети есть руководство разработчика, подробно рассказывающее об архитектуре ОС. Programming the 3DO Portfolio System

Фотография платы FZ-1

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 5

Кроме CPU VLSI ARM VY86C060-20FC

можно также рассмотреть две ASIC микросхемы, в которых и содержатся сопроцессоры. Это
6sc700hf101 — MADAM
и
6sc800hf103 — CLIO

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 6

Фото FZ-1 с установленным приводом CR-560B

:

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 7

В ноябре 1994 года вышла более компактная и дешевая модель Panasonic FZ-10 R·E·A·L 3DO Interactive Multiplayer

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 9

Первые версии FZ-10 в аппаратной части были похожи на FZ-1, в них использовались те же чипы MADAM и CLIO

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 10

Однако в более поздних версиях MADAM и CLIO заменили на общий ASIC под названием Anvil

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 12

Есть также версия Panasonic 3DO Robo

, которая разрабатывалась для установки в отелях. Консоль была с CD-ченжером на 5 дисков.

3DO Robo 5-Disk Game Changer Panasonic

Кроме Panasonic, 3DO также выпускали Goldstar, Sanyo и Samsung. У Goldstar была как модель на MADAM+CLIO GDO-101M

, которая называлась
Alive
, так и модель
GDO-202P
на Anvil

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 15

Part list of Goldstar 3DO Interactive Multiplayer

Part list of Goldstar 3DO Interactive Multiplayer — X1 = 50.0000 MHz KONY 95-08 50.0000 KCH089C — X2 = 59.0000 MHz KONY 95-21 59.0000 KCH089C (NTSC would use 49.09MHz) — IC303 BOB = 3DO BOB ADG 00919-001-IC 517A4611 — 100 pins — IC1 ANVIL = 3DO Anvil rev4 00745-004-02 521U5L36 — 304 pins — IC302 DSP = SONY CXD2500BQ 447HE5V — 80 pins — IC601 ADAC = BB PCM1710U 9436 GG2553 — 28 pins — X601 16.934MHz = 16.93440 KONY — IC101/102/103/104 DRAM = Goldstar GM71C4800AJ70 9520 KOREA — 28 pins — IC105/106/107/108 VRAM = Toshiba TC528267J-70 9513HBK — 40 pins — IC3 ROM = Goldstar [202M] GM23C8000AFW-325 9524 — 32 pins — IC4 SRAM = Goldstar GM76C256ALLFW70 — 28 pins — IC2 ARM = ARM P60ARMCP 9516C — 100 pins — IC6 = Philips 74HCT14D 974230Q — 14 pins — IC301 u-COM = MC68HSC 705C8ACFB 3E20T HLAH9446 — 44 pins

Позже вышла GDO-203P

, названная
Alive II

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 16

Существует также 3DO от Sanyo

Плата Creative 3DO Blaster, обзор которой был в статье 3DO или потерянное звено, и версия от Samsung, о которой есть только слухи и легенды.

В мае 1995 года компания анонсировала выход консоли нового поколения 3DO M2 c еще более впечатляющими характеристиками

3DO/Matsushita M2 Technical Specifications

CPU: IBM/Motorola Power PC 602 Dual CPU @ 66MHz RAM: 8MB Cache Menory: 32KB BUS: 520 MB/second, Dual 33MHz Graphics: High-Speed Texturing, High Quality Filtering, MIP Mapping, Z Buffering, Anti-Aliasing, Alpha Channel: 128 degrees or transparency Resolution: 640 pixels x 480 pixels, 24-bit colour Polygons: 1 000 000 per second (textured triangles) Pixels: 100 000 000 per second FMV (Full Motion Video): MPEG 1 (VHS Quailty) Media: 4X CD-ROM Storage: Memory Card 128KB — 32MB Expansion: PCMCIA (modem, etc) System Development Status: Prototype System Release Status: Unreleased

Существует очень небольшое количество этих консолей с кодами FZ-21

и
FZ-35S
Полный комплект последней есть сейчас на ebay всего за $2999 :)

Аксессуары для 3DO

От Panasonic есть 2 геймпада: FZ-JP1X

с выходом для наушников и более простой
FZ-JP2X
. Геймпад от Goldstar маркировался как
GPA-111P

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 19

Сами геймпады, судя по платам, делала Mitsumi

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 21

Еще существуют мышь FZ-JM1

, адаптеры для проигрывания VideoCD
FZ-FV1A
и
FZ-FV10
, модуль памяти на 256 кБ
FZ-EM256
, позволяющий делать больше сохранений в играх, а также караоке-миксер
FZ-AK1

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 22

Геймпады выпускали также и сторонние компании.

Под 3DO было выпущено довольно много игр, на youtube можно найти видеообзоры наиболее популярных.

Существует также одна Demo 3DO teaser trailer, на момент публикации статьи у видео было всего :)

К сожалению, не смотря на амбициозные планы, 3DO Interactive Multiplayer

признана неудачной платформой, просуществовавшей всего 3 года. В 1996-м году компания
The 3DO Company
распродала железные наработки и полностью переключилась на создание видеоигр выпустив такие известные игры, как
Army Men
и
Heroes of Might and Magic
. Однако и это не спасло компанию от банкротства в 2003-м году.

Так выглядели биржевые акции The 3DO Company

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 23

Благодаря web.arhcive.org можно посмотреть как выглядел сайт компании 3do.com

в разные годы:

Сайт 3do.com в разные годы

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 24

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 25

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 26

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 27

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 28

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 29

The 3DO Company и 3DO Interactive Multiplayer (Panasonic и не только) - 30

Судя по whois, домен 3do.com был зарегистрирован 22 декабря 1992 года и действителен до 21 декабря 2017

whois data

Domain Name: 3DO.COM Registrar: REGISTER.COM, INC. Sponsoring Registrar IANA ID: 9 Whois Server: whois.register.com Referral URL: www.register.com Name Server: DNS010.D.REGISTER.COM Name Server: DNS078.B.REGISTER.COM Name Server: DNS086.A.REGISTER.COM Name Server: DNS118.C.REGISTER.COM Status: clientTransferProhibited icann.org/epp#clientTransferProhibited Updated Date: 29-oct-2015 Creation Date: 22-dec-1992 Expiration Date: 21-dec-2017 >>> Last update of whois database: Sun, 19 Jun 2016 15:56:05 GMT <<<

Полезные ссылки:

  • Форум, посвященный консолям 3DO
  • Эмулятор «4DO»
  • Коллекция 3DO одного маньяка, я даже не представляю, сколько она может стоить
  • Исходники игры DOOM для 3DO
  • База игр со скриншотами
  • Пресс-релиз с сайта 3do.com о продаже аппаратных разработок Samsung
  • Мой профиль «IT Museum» в Instagram
  • Канал IT Museum на Youtube

Автор: alk0v

Источник

Модели

Panasonic FZ-10 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer Goldstar 3DO Interactive Multiplayer

  • Panasonic FZ-1 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer (Япония, Азия, Северная Америка и Европа) — Первая система 3DO, изначально стоившая 699,99 долларов.
  • Panasonic FZ-10 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer (Северная Америка, Европа и Япония) — Менее дорогая и габаритная модель, чем FZ-1.
  • Goldstar 3DO Interactive Multiplayer (Северная Америка, Южная Корея и Европа) — Некоторые игры не могли работать с первыми моделями от Goldstar.
  • Goldstar 3DO ALIVE II (только Южная Корея)
  • Sanyo TRY 3DO Interactive Multiplayer (только Япония).
  • Creative 3DO BLASTER — комплект из карты расширения для PC (с разъёмом ISA), двухскоростного CD-привода и одного джойстика, позволяющий запускать игры 3DO на PC. Очень редкий.
  • Panasonic ROBO Hotel Unit (только Япония) — версия для установки в отелях, подразумевалась плата за каждую игру. Представляет собой обычную 3DO с CD-Changer’ом, закрытую в настольном компьютерном корпусе.
  • SAMSUNG 3DO PLAYER — отличительной чертой данных моделей являлось наличие встроенного расширения для декодирования MPEG-видео.

Эмуляторы

Первый эмулятор 3DO для компьютера был FreeDO

.

Позже на основе исходников FreeDO появился новый эмулятор 4DO

с новой удобной оболочкой, поддержкой фильтров, быстрых сохранений и улучшенной совместимостью, практически 100 % поддержка игр.

Позже один из авторов FreeDO

сделал принципиально новый эмулятор
Phoenix
для
Windows
и
Linux
.

Для операционной системы Android

существуют эмуляторы
Pando
и
Real3DOPlayer
.

Была попытка сделать эмулятор для Xbox

; Эмулятор
3dox
, основанный на исходниках
4DO
/
Freedo
, нормально проигрывал только игру
Trip’d
и остановился на версии
alpha v0.715
.

Завершение

В начале 90-х годов рынок видеоигр оказался перенасыщенным. Множество компаний, таких как Philips, Sega, Nintendo, Commodore, SNK, и Atari, предлагали свои игровые системы. К 1995 году большинство из этих систем оказались неконкурентоспособными, и их производство было прекращено. Наиболее удачными оказались системы SNES от Nintendo, и Mega Drive/Genesis от Sega. Многие считают, что последним ударом стала быстро растущая популярность системы PlayStation от Sony, которая в итоге не только вытеснила все другие CD-консоли, такие как CD-i, но и привела к быстрому концу Saturn (в 1998[10]). Впрочем, некоторые называют основной причиной краха её высокую стартовую стоимость, и хотя цена вскоре была значительно снижена, приставка осталась в глазах многих «приставкой для богатых».

Практически все лучшие игры были переизданы (или ранее портированы с PC) на Playstation, Saturn или PC, причём, иногда в ухудшенном варианте (например Star Fighter, Lucienne’s Quest и Killing Time).

Несмотря на активную рекламу на Канадском телевидении YTV в программе »It’s Alive», и потенциальную способность подключения расширений к 3DO Interactive Multiplayer, поддержка системы сторонними разработчиками отсутствовала. Это привело к прекращению производства системы 3DO в 1996 году. The 3DO Company переориентировалась на издание программного обеспечения, создав такие игры, как серия Army Men и серия Heroes of Might and Magic, но впоследствии обанкротилась и была ликвидирована в 2003 году.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: