Статья: Yakuza 6: The Song of Life — отцы и дети. Рецензия

Yakuza за пределами Японии многие игроки ошибочно принимают за GTA про якудза. Однако кроме сеттинга криминального мира у этих гигантов игровой индустрии нет ничего общего. Являясь полностью самобытным проектом, серия подводит к финалу многолетней истории Казумы Кирью.

Как и большинство японских серий, Yakuza с самой первой части проходит плавную эволюцию. Как в плане графики и игрового процесса, так и в плане сюжета и персонажей. Новые технологии и подходы к созданию виртуальных развлечений лишь слегка подравнивали шероховатости игр о японской мафии, не меняя кардинально почти ничего, что касалось основной концепции Yakuza. Шестая часть, как и предшественницы, все ещё подходит под простое, но емкое описание — битемап с мини-играми и сложным сюжетом, который развивается уже больше десяти лет.

Если вы новичок, не игравший в прошлые части серии, Yakuza 6 предложит вам сжатый пересказ истории главного героя, Казумы Кирью. Это определенно верный ход со стороны разработчиков. Со знанием предыстории игрокам гораздо проще проникнуться симпатией к персонажу, который с самого начала игры сталкивается с важным моральным выбором, находясь на волоске от смерти. Плюс без хоть какой-то базы знаний о противостоянии между кланом Тодзё и альянсом Оми, всплывающих корейских и китайских мафиози, семейных отношениях между главными героями, безумно тяжело уследить за сюжетом The Song of Life. А его очень много. Так много, что перевод всего текста на английский с японского занял у SEGA почти два года.

Стоит оговориться, что проект не был переведен на русский язык. Если вы знаете английский, то по достоинству сможете оценить качество субтитров вкупе с эмоциальной игрой японских актеров. Жаль, что языковой барьер оттолкнет часть потенциальных покупателей в России. Но сама возможность самостоятельно осознать всю глубину мира Yakuza, вполне компенсирует пару часов со словарем.

Сюжет

В начале The Song of Life Каз после заключения в тюрьме решает окончательно завязать с прошлой жизнью. Он возвращается в приют к детям-сиротам, теша себя надеждой на тихую жизнь. К сожалению, судьба распоряжается иначе. Приёмная дочерь Харука Савамура попадает в аварию, оставляя Каза с ребенком от неизвестного отца. В городе начинается новый передел власти между кланами и разными бандитскими группировками. Личные проблемы и прошлое вынуждают героя вновь вернуться на старую дорожку, протоптанную главой клана якудза много лет назад.

Действия игры происходят в 2020 году. Поэтому у Каза в кармане есть самое полезное изобретение человечества — смартфон. В нем есть камера для съемок сэлфи, месенжер со стикерами и карта для навигации — вещи, без которых трудно представить свой обычный день в городе.

Сюжет подается неторопливо через хорошо поставленные кат-сцены. Действие плавно перетекает в основательные беседы на пять-десять минут и наоборот. В Yakuza 6 сложность и закрученность диалогов напрямую зависит от собеседников, участвующих в них. Сценаристы учитывают социальное положение своих героев в обществе, их жизненный опыт и прошлое.

К Казу легко привязаться во время прохождения. Он действует с оглядкой на личный кодекс чести, проявляет себя, как настоящий мужчина, готовый ради семьи и друзей пожертвовать собой. Конечно, как и любой человек, наш главный герой умеет и развлекаться, и переключаться на действительно важные дела, не мешая одно с другим.

Все персонажи в игре говорят по-разному. Дело не только в их интонациях и манере речи. Но и в том, как они держатся и выбирают слова. Сразу понятно, кто кому кровный друг, а кто — враг. Ясно, почему тот или иной человек использует в своей речи определенные слова и выражения. Не самая высокая динамика во время большинства бесед позволяет в полной мере проанализировать говорящих и сделать свои выводы.

Обзор Yakuza 6: The Song of Life — самый бодрый дедуля Японии

Один из самых эпичных японских сериалов, похоже, близится к завершению. Yakuza 6: The Song of Life может стать последней главой приключений Казумы Кирию. Проще говоря, “дедуля” (всем бы нам быть таким дедулей!) собирается на пенсию, о чём говорят даже сами создатели игры. Остаётся только один открытый вопрос: что же Дракон Додзимы сделает перед заслуженным отдыхом? Однажды якудза, навсегда якудза

А впрочем, это и не вопрос никакой: Кирию будет делать то, что умеет лучше всего, чему обучился за 6 предыдущих частей игры. А именно восстанавливать свою версию справедливости — за пределами добра и зла, а также закона. Лучший способ восстановления высшего порядка на порочных улицах Токио — а заодно и провинциальных городков Японии — не изменился: это по прежнему мордобой жесточайшего характера.

В отличие от Yakuza: Kiwami, в шестой части не стали заморачиваться на четырёх стилях борьбы. Есть только один Дракон Додзимы, и один неповторимый стиль боя. На уровне сложности Normal Кирию для победы даже над самым трудным боссом вполне хватает остервенелого долбления квадрата и треугольника, что после повторной попытки игры в Bloodborne является самым настоящим бальзамом на душу. Разумеется, мазохистам никто не мешает выставить Hard и использовать всевозможные увороты, блоки, комбо и сложные приёмы.

В ходе повседневного мордобоя вы постепенно копите полоску бешенства (окей, шары бешенства), причём на максимуме вы можете его либо активировать, что приведёт к повышенному дамагу и эффектным добиваниям с не менее эффектными углами камеры, либо оставить. И тогда каждый подобранный предмет в ваших руках становится орудием убийства. Уверяю вас: зрелищные прыжки с велосипедом в стиле Wrestlemania никогда не надоедают.

Невинные развлечения токийских мафиози

Но не мордобоем единым жив современный якудза. В Yakuza 6 есть несметное количество всяких развлечений, причём все они дают различный опыт, необходимый для развития персонажа. Первая и самая главная потребность — есть. Успокойтесь, здесь вы не будете постоянно дохнуть от голода, как в Conan или Metal Gear Survive. Просто еда служит источником экспы, причём сразу нескольких видов. Поели лапшу, запили чаем — и стали не только сильнее и ловче, но каким-то образом и обаятельнее, и интеллектуальнее!

Посиделки с собутыльниками в баре, мутки-крутки с девушками в кабаре-кафе, развитие собственного бандитского клана, рубилово в старые аркады Sega на игровых автоматах — разработчики позаботились о том, чтобы на улицах Токио вам не было скучно. Можно даже ходить в тренажёрку и питаться по режиму тренера. Правда, с этим связан один кринджевый момент — для демонстрации достижений Кирию показывают без рубашки. Под романтическую музыку. Впрочем, девушки-геймерши будут визжать от восторга.

Среди нововведений особенно хочется отметить “лайво чатто”, как выражаются сами японцы. Если девушки в кабаре-кафе — это 3D-модели, то здесь — самая настоящая живая съёмка. Девицы пока всего две, но своими типажами — “няшная” и “с большой грудью” — они уже охватывают приблизительно 90% мужского геймерского населения. Мне кажется, для Sega платные DLC с новыми собеседницами стали бы золотым дном. Надо продать идею японцам.

Самый бодрый из всех дедуль

К сожалению, про сюжет Yakuza 6 без особых спойлеров говорить практически невозможно, и мне не хочется портить кайф тем, кто всё же собрался поиграть. Однако несколько вещей всё таки освещу. В центре событий здесь тесные родственные связи и та новая гамма чувств, которые они вызывают в главном герое.

Всё это немного напоминает Fallout 4, но если в Minecraft от Bethesda тема родительских чувств обыграна более чем топорно и вызывает лишь стыд, то здесь с этим всё в порядке — японские мастера повествования не подкачали. Да и остальные события способны удержать ваше внимание благодаря неожиданным поворотам.

Ладно, один псевдоспойлер всё же будет — всё равно это характерное лицо вы можете видеть на коробке с игрой. В Yakuza 6 вам встретится Такеши Китано. Да-да, сам, япона мать, Такеши Китано! Играет он весьма специфического патриарха небольшого клана якудза, но и скан физиономии, собранной по кускам после мотоциклетной аварии, и озвучка — на абсолютной высоте. Ну Sega, ну молодцы, ну — спасибо.

PlayStation 3 на PlayStation 4

Главу суровой критики начну, как ни странно, с похвалы. Обычно в качестве примера идеальной лицевой анимации приводят третьего “Ведьмака”, но какое там: Yakuza 6 с лёгкостью заткнёт за пояс польского конкурента. Лица в этой игре — самое настоящее произведение искусства. Даже неразумный младенец по экспрессии и спектру эмоций временами опережает какую-нибудь Трисс Меригольд.

Но всё, кроме лиц выглядит весьма посредственно. При известной степени оптимизации PlayStation 3 выдала бы что-то типа того. Или даже лучше! Вспомните, ведь шедевральная The Last of Us вышла ещё на PS3, и между прочим картинка там была не намного хуже, чем в мега-HD-ремастеред версии на PS4.

Sega так стараться не стала. Кроме лиц, глаз порой выхватывает некоторые объекты — например, стаканы виски со льдом неожиданно хорошо прорисованы — но зачастую окружение может напугать вас своей посредственной детализацией и общей “квадратностью”.

Ну и чтоб ещё к чему-нибудь придраться — понятно, что концепция игры была определена давно, и Sega не собиралась выходить за рамки франшизы Yakuza. Но всё равно, терзали смутные фантазии, имя которым — Sleeping Dogs. Хотелось перестрелок и интерактивного транспорта. Но Yakuza — это Yakuza. Одна игра не может быть всем сразу.

Лучшая дипломатия — велосипедом по морде

В остальном всё тип-топ. Yakuza 6 позволяет вам сделать главное — прожить свои power fantasies. В обычной жизни большинство из нас вынуждено соизмерять свои буйные желания со скромными возможностями, а главное — с неизбежными требованиями и нормами общества. Единожды став инкарнацией Кирию, всё меняется.

Отличный серебристый костюм, туфли из змеиной кожи, бордовая шёлковая рубаха, татуха с окунями и прочей японской экзотикой во всю спину, все девушки (хоть в чате, хоть в развлекательных заведениях) — ваши, все бандиты повержены и копошатся в обломках велосипедов, дорожных конусов и барных стульев. Идиллия. Заодно и младенца научитесь правильно укачивать — вдруг в реальной жизни пригодится?

+ Интересное повествование с неожиданными сюжетными поворотами, прямо “Улица разбитых бутылок сакэ — 15” + Море побочных активностей, от лайв-чата с фривольными девицами до развития бандитского клана + Идеальная лицевая анимация, ИМХО затмевающая третьего “Ведьмака”

— Графика (кроме лиц!) на уровне последнего года PlayStation 3 — Без идеального знания всех предыдущих частей за хитросплетениями отношений кланов якудза порой бывает сложно уследить — Отсутствие по настоящему радикальных нововведений вроде транспорта или свободного использования огнестрельного оружия а-ля Sleeping Dogs

Оценка: 8,2 из 10

Локации

В Yakuza 6 есть два города-локации для исследования. Знакомый по прошлым частям фрагмент Токио, Камурочо, удивляет бурлящей в нем жизнью и обилием диковинных мест для посещения. Школьники, туристы, бизнесмены, бандиты, бездомные — все они составляют пеструю картину общества в отдельно взятом токийском районе. Здесь полно развлекательных заведений и ресторанов, в небольших коморках-офисах трудятся клерки, а боссы корпораций величественно смотрят на мир с последних этажей небоскребов.

Второй город находится в префектуре Хиросима. Он полная противоположность Камурочо. Здесь нет толп людей, нет суеты и большого количества неоновых вывесок. Все друг друга знают, здания выглядят старомодными и простыми. Однако здесь есть все, что нужно для простой жизни. Да и порыбачить можно. Обе локации выглядят, как виртуальные музеи, в которых разместили фрагменты такой разной Японии. И это прекрасно.

Yakuza 6 похожа на слепок современной Японии. Улочки, рестораны, развлекательные заведения, культурные достопримечательности — все выглядит достоверно и реалистично. Пусть и не обошлось без преувеличений и фирменного восточного юмора.

Как подготовиться к прохождению

Игра начинается сразу же после концовки Yakuza 5. Харука, приёмная дочь Кирю, бросает карьеру поп-идола и решает навсегда переехать в сиротский приют её отца на Окинаве. Тем временем Кирю находится в госпитале после тяжёлого ранения, полученного во время потасовки с мафией. Ему грозит три года лишения свободы, на что он охотно соглашается. Бывший якудза хочет раз и навсегда очистить своё имя от криминального прошлого.

Проблемы появляются сразу же после выхода из тюрьмы. Назревают межклановые войны, за три года целиком поменялась мафиозная верхушка. К тому же долгожданного воссоединения с Харукой так и не произошло. Она покинула приют и спустя два года появилась в Токио, где её намеренно сбил загадочный автомобиль. Теперь девушка находится в коме, а Кирю должен найти заказчика покушения.

Вдобавок к этому придётся оберегать и нянчить новорожденного сына Харуки, которого она чудом спасла перед нападением. Настоящий отец ребёнка неизвестен, а всё ниточки ведут в маленький городок Ономити в префектуре Хиросима. Туда и отправится наш герой уже на третьем часу игры.

Улицы Ономити напоминают локации из первой части Shenmue

Возникает главный вопрос: что делать тем, кто никогда не играл в серию Yakuza, а если и играл, то лишь в несколько частей? В Yakuza 6 отсутствует пересказ сюжета прошлых игр, данная опция исчезла ещё в пятой части.

Конечно, игроку напомнят о ключевых персонажах, но вдаваться в подробности не будут. В этой ситуации легче всего тем, кто уже прошёл Yakuza Kiwami и Yakuza 4. Они знают завязку и знакомы со всеми важными героями.

Короткий пересказ первых трёх игр

В Yakuza 6 можно ощутить некоторую преемственность и символизм. В первой части (и Kiwami) Кирю тоже добровольно сел в тюрьму, взял на воспитание Харуку и попал в самый разгар клановых войн. В итоге история совершила полный круг и вернулась к своим корням. С выходом шестой части понимаешь, что главная тема всех номерных частей — это отцы и дети.

Новичкам будет сложно приобщиться из-за отсутствия привязанности к персонажам. Серия Yakuza воспринимается как «дорама» — обычный сериал с японского телевидения. Каждая игра — это очередной сезон. Новый игрок не поймёт, почему Харука так важна для Кирю, а комичный Горо Мадзима, детектив Датэ и расчётливый Сюн Акияма — лучшие друзья. За кадром останутся тяжёлые судьбы, любовь и дружба.

Из этой непростой ситуации есть два выхода. Можно пройти Yakuza Kiwami, Yakuza 4 и Yakuza 5 — это самые важные игры в серии. А можно посмотреть на YouTube смонтированные катсцены всех частей (там около 15 часов).

Но даже без знания сюжетных перипетий в игре так много контента, что об истории можно надолго забыть, с головой погрузившись в мини-игры и побочные задания. На прохождение всех побочных миссий в каждой Yakuza уходит порядка 50 часов.

Так что шестая часть серии надолго увлечёт любого игрока, которому интересен японский колорит и открытый мир с кучей второстепенного контента. Знание прошлых игр обязательно для понимания сюжета, но необязательно для наслаждения игровым процессом.

Главное — не ждать от Yakuza 6 серьёзного криминального боевика. Образ японской мафии показан достоверно, но всё равно страдает от обилия романтизма. Местные мафиози привыкли сражаться исключительно на кулаках, огнестрельное оружие у них не в почёте и встречается у редких противников.

Злодеи произносят длинные и пафосные речи вместо того, чтобы без лишней болтовни разделаться с героем. В сюжете много «роялей в кустах», драматической шелухи и «санта-барбары» про внезапно воскресших персонажей, потерянных родственников и двойников. Никуда это не исчезло и в Yakuza 6. К таким вещам здесь нужно относиться с иронией и юмором, тогда от игры легко получить море удовольствия.

Игровой процесс

Поскольку Yakuza 6 можно проходить только за одного героя, прогресс развития навыков и способностей был упрощен. В этой части не надо долго зарываться в меню прокачки. Все интуитивно понятно. У Каза есть один единственный боевой стиль, который можно улучшать с помощью приобретения новых приемов, разбитых на несколько категорий. Также есть возможность вкладывать очки опыта в основные физические показатели, позволяющие быстрее бегать, больнее бить и накапливать энергию для длительных комбо.

Yakuza полностью строится на воспевании единоборств и умении использовать свои кулаки, как смертельное оружие. Во время боя Каз может бросать врагов, отвешивать апперкоты, бросаться всеми мыслимыми и немыслимыми предметами, делать подсечки, с боевым криком наносить такое количество ударов, что голова кругом идет. При этом чаще всего в кулачных сражениях участвует группа врагов.

Их участники обладают разной комплекцией и боевыми стилями. Упитанных верзил в спортивных костюмах сложнее опрокинуть через спину, а якудза любят уклоняться и наносить удары исподтишка. В итоге самая обычная потасовка превращается в балет. Блоки сменяются быстрыми атаками, а счетчик комбо начинает щелкать с невероятной скоростью, считая каждый удар.

В игре можно без проблем пройти мимо агрессивно настроенной толпы бандитов, двигаясь строго по сюжету. Но отказать себе в удовольствие раскидать их по асфальту решительно не получается.

Кроме большего количества приемов Каз умеет входить в режим берсерка. Он сопровождается сполохами синего огня, сигнализирующими о высокой силе духа героя и его боевой подготовки. В таком состоянии Каз наносит особенно сильные удары, сопровождающиеся пафосными сценками в духе манги или аниме. Особенно эффектно это выглядит в схватках с боссами, которые и сами могут впадать в боевой кураж, бросая героя по арене, как тряпичную куклу.

Управление интуитивно понятное. Все на своих местах и не требует долгого запоминания. Во время первой драки игра выводит огромные банеры с подробным описанием действий, привязанных к клавишам геймпада. Также вас попросят пройти обучение, чтобы вы точно были в курсе, как махать кулаками и защищаться. А на смартфон после появления незнакомых вам игровых элементов будут приходить подсказки от информационного центра или мастера единоборств. Запутаться невозможно при всем желании.

Кроме драк и основного сюжета в Yakuza 6 есть чем заняться. После длительного заключения Каз заново знакомится с постоянно меняющейся японской действительностью. Все дополнительные квесты и активности в игре уникальны. Герой может записаться в фитнес-клуб, зависать в чатах с обнаженными моделями, управлять личным кланом бойцов, кидать дротики в баре, одерживать победы в маджонг, искать вышедший из продажи мерч поп-певицы, фотографировать еду в дорогих ресторанах и играть в бейсбол.

В Yakuza 6 даже можно рубиться в полноценные версии некоторых видеоигр от SEGA! Оцените масштаб. Вы можете играть в полную версию Virtua Fighter 5, пока играете в Yakuza 6. Учитывая серьезность происходящего в рамках сюжета, дурачество вне основных заданий позволяет снизить накал страстей. Пожалуй, это отличительная черта японских разработчиков — сочетать несочетаемое.

Нововведения

Разработчики Sega полностью обновили уже старенький движок. С момента выхода Yakuza Kenzan в 2008 году его совершенствовали в мелочах на протяжении многих лет. В каждой новой игре улучшали лицевую анимацию, дальность прорисовки, качество текстур и моделей. Однако всё упиралось в постепенно устаревающее железо PlayStation 3, поэтому в мультиплатформенной Yakuza Zero нет сильного прироста в графике по сравнению с Yakuza 4.

На новом Dragon Engine детализация персонажей и новые эффекты выглядят потрясающе. Впечатление усиливается, если гулять по вечернему или дождливому Камуро-тё. Вдобавок к этому на улицах увеличили количество прохожих.

Наконец-то появилась относительная бесшовность мира. Если раньше все помещения были отдельными локациями (как в Skyrim или Fallout 4), то теперь подгрузки исчезли. Во многих помещениях добавили черный ход и проход на крышу. Попасть на крыши Камуро-тё можно не за несколько минут, а за считанные секунды. Тоже самое касается и сражений — больше никаких подгрузок.

Демонстрация сражений

Боевая система Yakuza — это beat’ em’ up в духе классической серии Streets of Rage и других представителей почти что вымершего жанра. В шестой части разработчики переделали большинство механик старой боёвки. Знакомые по прошлым частям комбинации приёмов уже не так эффективны, как раньше, так что переучиваться придётся даже ветеранам серии.

Количество врагов в разы увеличилось, но сражения нельзя назвать сложными. В частности, из-за способности Ultimate Heat Mode, во время которой Кирю наносит мощные и критические удары.

Серию Yakuza часто сравнивают с Shenmue, хотя общего у них не так уж и много. Если смотреть комплексно, то обе франшизы объединяет исследование азиатских городов и нелинейное прохождение. Игрок сам волен выбрать то, как ему провести игровой день. Он может потратить время на изучение города, мини-игры, дополнительные задания или просто двигаться по сюжету.

В шестой части появилось две заметных мелочи в духе Shenmue — это скрупулёзная проработка и изучение помещений (с помощью камеры от первого лица), а также автоматы с напитками. Автоматы в Yakuza были всегда, но заработали лишь в шестой части. Напитки из них дают временный прирост к силе, выносливости и прочим характеристикам.

Менеджмент инвентарь и навыков, а также и прокачка умений теперь делается через виртуальный смартфон (Sony Xperia ZX). Самое главное — наконец-то привели в порядок систему побочных заданий. Во многих частях серии приходилось обегать весь район в поисках нового квеста. В Yakuza 6 все побочные задания появляются в импровизированном блоге Troublr, на который всегда можно зайти через мобильник Кирю.

Меню смартфона

Yakuza 6 — первая игра в серии с полноценным фоторежимом. С помощью мобильника можно снимать пейзажи, выбирать фильтры и даже делать селфи с полюбившимися героями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: