Кое-что о WRC (World Rally Championship)


Чемпионат мира по ралли
Логотип World Rally Championship
КатегорияWRC, WRC-2, WRC-3, JWRC
Страна или регионВсемирный
Дебют1973
Команды4 (заводские команды)
Поставщики шинMichelin Pirelli
Действующий чемпионОтт Тянак
Действующая команда-чемпионHyundai
Официальный сайтwww.wrc.com
Текущий сезон
В Википедии есть портал «Моторные виды спорта»

Чемпионат мира по ралли
(англ. World Rally Championship, WRC) — раллийная серия, проводимая Международной автомобильной федерацией (FIA) с 1973 года. Пришёл на смену Международному чемпионату по ралли для производителей, проводившемуся в 1970—1972 годах.

Общая информация[ | ]

Peugeot 206 Юусо Пюкялистё на Ралли Швеции 2003 года Subaru Петтера Сольберга на Ралли Кипра 2006 года
Подготовка к сезону начинается за несколько месяцев до старта первого этапа. Управляющий орган ФИА (Международная автомобильная федерация) одобряет маршруты, стадии и заключительный порядок всех этапов ралли по всему миру и вручает копии регламента участникам.

На каждом ралли отводится два дня на ознакомление со спецучастками, один день — для проверки техники. Основные соревнования (ралли) проходят в течение трёх, и очень редко четырёх дней, и обычно состоят из 15-25 спецучастков.

Команды производителей (заводские команды) выставляют не менее двух автомобилей, и прибывают к месту проведения ралли как минимум за неделю до начала этапа для подготовки. Порядок старта автомобилей часто меняется ФИА. Обычно в соревнованиях принимают участие от 60 автомобилей, так как, кроме заводских команд, также участвуют частные команды, участники молодежного чемпионата мира на менее мощных автомобилях, местные автоспортсмены.

Появлению чемпионата мира предшествовали чемпионат Европы по ралли и международный чемпионат по ралли для производителей. WRC для этого вида спорта ознаменовал начало новой эры.

Ралли Швеции 2011

МестоПилотШтурманАвтомобильВремяОтрывОчки
Итоговый протокол
1.Микко ХирвоненЯрмо ЛехтиненFord Fiesta RS WRC3:23:56.60.025
2.Мэдс ОстбергЙонас АндерссонFord Fiesta RS WRC3:24:03.16.518
3.Яри-Матти ЛатвалаМиикка АнттилаFord Fiesta RS WRC3:24:30.634.016
4.Себастьян ОжьеЖульен ИнграссияCitroën DS3 WRC3:24:44.347.715
5.Петтер СольбергКрис ПаттерсонCitroën DS3 WRC3:25:27.81:31.210
6.Себастьян ЛёбДаниэль ЭленаCitroën DS3 WRC3:26:26.92:30.310
7.Пер-Гуннар АндерссонЭмиль АксельссонFord Fiesta RS WRC3:30:18.66:22.06
8.Кими РайкконенКай ЛиндстрёмCitroën DS3 WRC3:30:58.97:02.34
9.Меттью УилсонСкот МартинFord Fiesta RS WRC3:34:08.110:11.52
10.Калид Аль КассимиМайкл ОррFord Fiesta RS WRC3:34:27.710:31.11
P-WRC
1. (16.)Мартин СемерадМихаель ЭрнстMitsubishi Lancer Evo IX3:46:59.80.025
2. (19.)Юрий ПротасовАдриан АфтаназивMitsubishi Lancer Evo X3:52:17.15:17.318
3. (21.)Николас ФухсРубен Франциско ГарсияMitsubishi Lancer Evo IX3:53:43.96:44.115

Power Stage

МестоПилотВремяОтрывСр.скор.Очки
1Себастьян Ожье2:22.70.0104.95 км/ч3
2Себастьян Лёб2:23.0+0.3104.73 км/ч2
3Яри-Матти Латвала2:23.4+0.7104.44 км/ч1

Ознакомление с трассой[ | ]

Перед началом соревнований водитель и штурман знакомятся с трассами. Они обычно проезжают по спецучасткам на обычной машине во вторник и среду перед соревновательными днями. Именно здесь штурман, исключительно со слов пилота, детализирует своими записями особенности дороги (записывает стенограмму), непосредственно которую он и будет читать пилоту во время гонки. Именно правильные записи штурмана, со слов пилота во время ознакомления, имеют решающее влияние на результат прохождения СУ. По каждому спецучастку разрешается проехать не более двух раз, при этом скорость движения ограничена рамками правил дорожного движения.

Правило первой гонки

Можно ли по первой гонке определить, кто станет чемпионом по завершении долгого и сложного сезона? До 2004 года считалось, что нельзя. Но два Себастьена мало-помалу доказали обратное. В годы «правления» французов Ралли Монте-Карло, открывающее сезон, превратилось в подобие теста на береме… нет, пусть лучше в лакмусовую бумажку. Лишь в двух случаях за пятнадцать лет не сработало правило: тот, кто выиграл в Монте-Карло, выиграет и весь чемпионат.

Toyota, не очень довольная исходом предыдущего сезона, переманила из команды M‑Sport бронзового призера чемпионата эстонца Отта Тянака. Подиум в Монте-Карло, поломка в Швеции.

Toyota, не очень довольная исходом предыдущего сезона, переманила из команды M‑Sport бронзового призера чемпионата эстонца Отта Тянака. Подиум в Монте-Карло, поломка в Швеции.

Как и в предыдущие годы, нынешнее Ралли Монте-Карло покорилось Себастьену Ожье. Год назад после Монте-Карло он быстро нарастил лидерство, а потом занялся грамотным удержанием позиции. Теперь же всё сложилось иначе. На втором этапе в Швеции отличился и возглавил турнирную таблицу (по сумме набранных очков) Нёвиль, а Ожье в зимней Скандинавии с трудом финишировал десятым — он всё потерял в первый день борьбы из-за невыгодной стартовой позиции. Жаль француза, но для тех, кто болеет не персонально за него, а за увлекательный сюжет, это идеальный вариант.

Телеаудиторию чемпионата мира оценивают в 700 млн человек. Посчитать зрителей на живых гонках очень трудно — они раскиданы по всей дистанции. Организаторы некоторых этапов упоминают «около ста тысяч».

Телеаудиторию чемпионата мира оценивают в 700 млн человек. Посчитать зрителей на живых гонках очень трудно — они раскиданы по всей дистанции. Организаторы некоторых этапов упоминают «около ста тысяч».

Что мы имеем сегодня в чемпионате мира? Прежде всего — отсутствие какой-то одной явно сильнейшей команды. Благодаря усилиям Нёвиля выделяется Hyundai, проводящая в WRC как-никак пятый сезон. И ей очень нужен титул, пока на «проектную мощность» не вышла Toyota. А выйти может в любой момент: в Монте-Карло два ее экипажа были на подиуме — сильный результат для недавнего дебютанта! В Швеции же на подиум забрался Крейг Брин — представитель стана Citroen. После ухода Лёба позиции французской марки в ралли утратили блеск, но и записным аутсайдером ее не назовешь. Есть победы на отдельных этапах и вице-чемпионские достижения в зачете марок.

Итак, прошлогодний баланс в чемпи­онате мира в целом сохранен. И, что очень важно, мы вряд ли увидим чье-то уверенное шествие от одной победы к другой. Негативная сторона медали — рекорды Лёба наверняка благополучно устоят. Но, может быть, пора вообще перестать обращать на них внимание? Мир меняется, и многое из того, что раньше считалось невозможным, сегодня вполне достижимо — например, пять титулов подряд. Кого в современных гонках таким удивишь? Глядишь, и правило ­«выигранного Монте-Карло» в этом году утратит силу.

Спецучастки[ | ]

Суперспецучасток на Ралли Аргентина, 2006 год
Спецучастки представляют собой отрезки трасс, на которых экипажи едут настолько быстро, насколько это возможно, чтобы показать самое хорошее время. Маршрут может проходить по дорогам с различным покрытием: гравий, асфальт, снег или лед. За исключением суперспецучастка (super special), маршрут гонки проходит по дорогам общего пользования, которые естественно во время соревнований закрыты для остального транспорта. В типичном ралли около 25 спецучастков, на прохождение которых отведено 3 или 4 дня. Участки дорог, по которым передвигаются гоночные автомобили между спецучастками называются дорожными секциями. Каждый день экипажи проезжают около 150 км, где спецучастки составляют примерно треть. Длина участков колеблется от 2 до 60 км, а время фиксируется после каждого спецучастка с точностью до десятой доли секунды.

Ралли Мексики 2011

МестоПилотШтурманАвтомобильВремяОтрывОчки
Итоговый протокол
1.Себастьян ЛёбДаниэль ЭленаCitroën DS3 WRC3:53:17.00.027
2.Микко ХирвоненЯрмо ЛехтиненFord Fiesta RS WRC3:54:55.41:38.421
3.Яри-Матти ЛатвалаМиикка АнттилаFord Fiesta RS WRC3:55:40.92:23.915
4.Петтер СольбергКрис ПаттерсонCitroën DS3 WRC4:00:35.47:18.413
5.Мэдс ОстбергЙонас АндерссонFord Fiesta RS WRC4:02:00.58:43.510
6.Хеннинг СольбергИлка МайнорFord Fiesta RS WRC4:03:07.09:50.08
7.Мартин ПрокопЯн ТоманекFord Fiesta S20004:06:52.013:35.06
8.Юхо ХанниненМикко МарккулаŠkoda Fabia S20004:08:05.714:48.74
9.Ведерико ВиллаграХорхе ПересFord Fiesta RS WRC4:41:34.248:17.22
10.Отт ТанакКулдар СиккFord Fiesta S20004:46:59.853:42.81
SWRC
1. (7.)Мартин ПрокопЯн ТоманекFord Fiesta S20004:06:52.00.025
2. (8.)Юхо ХанниненМикко МарккулаŠkoda Fabia S20004:08:05.71:13.718
3. (10.)Отт ТанакКулдар СиккFord Fiesta S20004:46:59.840:07.815

Power Stage

МестоПилотВремяОтрывСр.скор.Очки
1Микко Хирвонен4:40.40.0106.31 км/ч3
2Себастьян Лёб4:42.5+2.1105.52 км/ч2
3Петтер Сольберг4:42.5+2.1105.52 км/ч1

Очки[ | ]

Результаты каждого из этапов ралли рассчитываются Международной Автомобильной Федерацией в двух зачетах: во-первых, по пилотам, а, во-вторых, по производителям. Водители получают очки по схеме:

Позиция1-й2-й3-й4-й5-й6-й7-й8-й9-й10-й
Очки251815121086421

Кроме того идет начисление дополнительных очков за шоу-спецучасток («Power-stage»):

  • 5 — за первое место,
  • 4 — за второе,
  • 3 — за третье,
  • 2 — за четвёртое,
  • 1 — за пятое.

А производители складывают очки, набранные их экипажами, которые заявлены в зачёте производителей. В этом случае очки производителям считаются отдельно и не связаны с очками, набранными в абсолютном зачёте.

Команды и пилоты

WRC

Команды, заявленные в зачёт производителей
КомандаПроизводительАвтомобильШПилотШтурманЭтапы
Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team
[15][16][17]
CitroënCitroën DS3 WRCM1Себастьян Лёб[18][19][20][21]Даньель Элена[19]1, 2, 5, 11
2Микко Хирвонен[22]Ярмо Лехтинен[22]Все
Н/ДДани Сордо[23]Карлос дель Баррио3-4, 6-10, 12-13
Qatar M-Sport World Rally Team
[24][25]
FordFord Fiesta RS WRC4Мадс Остберг[26]Юнас АндерссонВсе
5Евгений Новиков[27][28]Илка Минор[27]Все
Qatar World Rally Team
[29]
6Нассер Аль-Аттиях[30]Джованни Бернаккини2
Юхо Ханнинен[31][32]Томи Туоминен[33]1
11Тьерри Невилль[27]Николя Жильсуль[27]Все
15Юхо Ханнинен[31][32]Томи Туоминен[33]2
Volkswagen Motorsport
[34]
VolkswagenVolkswagen Polo R WRC7Яри-Матти Латвала[35][36]Миикка АнттилаВсе
8Себастьян Ожье[37]Жюльен ИнграссияВсе
Н/ДАндреас Миккельсен[38]Микко Марккула[39]Н/Д
Н/ДКарлос Сайнс[40]Луис Мойа5-6
Abu Dhabi Citroën Total World Rally Team
[41]
CitroënCitroën DS3 WRC10Халид Аль Кассими[15][42]Скотт Мартин[20]2
Дани Сордо[43][44]Карлос дель Баррио1
14Дани Сордо[45]Карлос дель Баррио2
Lotos Team WRC
[46]
MiniMini John Cooper Works WRCD12Михал Косцюшко[47]Мацей ЩепанякВсе
Jipocar Czech National Team
[48][49]
FordFord Fiesta RS WRCD21Мартин ПрокопМихал Эрнст2
Команды, не заявленные в зачёт производителей
Prodrive Mini WRT
[50][51]
MiniMini John Cooper Works WRCН/Д23Яркко Никара[52]Яркко Каллиолепо2
Jipocar Czech National Team
[48]
FordFord Fiesta RS WRCD21Мартин ПрокопМихал Эрнст1
Autotek Motorsport
[53]
25Яри КетомааКай Линдстром2
Julien Maurin
[29]
M24Жульен МауринНиколя Клинже1
Henning Solberg
[45]
Н/Д16Хеннинг СольбергСтефан Прево2
Pontus Tidemand
[45]
Н/Д22Понтус ТидемандОла Флёэне2
Hasse Gustaffson
[45]
Н/Д27Хассн ГустаффсонМикаэль Йоханссон2
Oleksiy Tamrazov
[45]
Н/Д28Алексей ТамразовПавел Черепин2
Bryan Bouffier
[29]
CitroënCitroën DS3 WRCM22Брайан БоффьеКсавьер Пансери1
Benito Guerra
[45]
Н/Д24Бенито ГуэрраБорха Росада2
Hyundai
[54]
HyundaiHyundai i20 WRC[55][56]Н/ДН/ДН/ДН/Д
Н/ДН/ДН/Д

Регламент[ | ]

В боксах команды Citroënruen
Проведение ралли регулируется строгим расписанием, за нарушение которого водители наказываются штрафным временем. Приезжать на спецучастки, заезжать и выезжать из сервисов технического обслуживания следует строго по времени, определённому расписанием, — ни раньше, ни позже. Отклонение от расписания штрафуется 10 секундами за каждую минуту опоздания, а опережение штрафуется минутой, и оно приписывается к итоговому времени водителя. Водители могут быть дисквалифицированы за 15-минутное опоздание на контрольные пункты, 30-минутное опоздание на спецучасток или если время всех опозданий превысит 60 минут в сумме.

РОССИЙСКИЙ СЛЕД

  • Чемпионата мира еще не существовало, но в 1912 году Андрей Нагель и Вадим Михайлов на специально подготовленном Руссо-Балте отправились из Санкт-Петербурга в Монако на Ралли Монте-Карло. По тогдашним правилам стартовать можно было в любой точке континента, а за дальность перегона экипажу вручали отдельный приз.
Гонщики СССР были намертво привязаны к 1600‑кубовому классу с приводом на одну ось и потому ничего не могли добиться в абсолютном зачете WRC. Полных сезонов в чемпионате мира никогда не проводили, выезжали лишь на считаные гонки (чаще на финское ралли «1000 озер», греческое «Акрополис» и британское RAC). Иногда добивались успехов в своем классе. Наивысшими достижениями остаются шестое место Стасиса Брундзы (ВАЗ‑2103, 1976 год) и тринадцатое место Сергея Алясова (ВАЗ‑2108, 1989 год) в Абсолюте «Акрополиса».

Гонщики СССР были намертво привязаны к 1600‑кубовому классу с приводом на одну ось и потому ничего не могли добиться в абсолютном зачете WRC. Полных сезонов в чемпионате мира никогда не проводили, выезжали лишь на считаные гонки (чаще на финское ралли «1000 озер», греческое «Акрополис» и британское RAC). Иногда добивались успехов в своем классе. Наивысшими достижениями остаются шестое место Стасиса Брундзы (ВАЗ‑2103, 1976 год) и тринадцатое место Сергея Алясова (ВАЗ‑2108, 1989 год) в Абсолюте «Акрополиса».

Сенсацией стали выступления Евгения Новикова — сначала в составе команды Ситроена в юниорском зачете, затем два полных сезона во взрослом WRC за команду M‑Sport на Фиесте. Итог 2012 года: два подиума и шестое место в абсолютном зачете — выдающийся результат для 22‑летнего пилота. Однако заводские команды не отреагировали, а спонсорская поддержка Новикова иссякла. Он провел еще один сезон — неудачно — и завершил выступления.

Сенсацией стали выступления Евгения Новикова — сначала в составе команды Ситроена в юниорском зачете, затем два полных сезона во взрослом WRC за команду M‑Sport на Фиесте. Итог 2012 года: два подиума и шестое место в абсолютном зачете — выдающийся результат для 22‑летнего пилота. Однако заводские команды не отреагировали, а спонсорская поддержка Новикова иссякла. Он провел еще один сезон — неудачно — и завершил выступления.

  • На стыке XX и XXI веков различные российские пилоты пытались добиться успеха в «серийном» зачете WRC (класс Production Car или группа N). Самым активным на этой арене стал, пожалуй, многократный чемпион России Сергей Успенский. На его счету были призовые места на этапах, однако в призеры по итогам сезона он ни разу не попал.
  • 2018 год: в WRC дебютировала российская команда Arctic Energy WRT, созданная владельцем гоночной серии Mitjet Russia Сергеем Егоровым. Ее автомобиль Peugeot 208 R2 на Ралли Монте-Карло пилотировал литовец Дейвидас Йоцюс. Итог выступления: пятое место в своем классе (RC4) и двадцать третье в абсолютном зачете. В дальнейшем планируется переход ­ на технику класса WRC. Возможно также участие призера чемпионата Европы петербуржца Алексея Лукьянюка.

Ралли WRC: русские идут!

Техническое обслуживание[ | ]

После того, как определённая группа спецучастков пройдена, автомобили могут посетить пункты технического обслуживания, где может быть произведен ремонт автомобиля механиками под строгим наблюдением в течение 15 минут. В конце каждого дня командам разрешают потратить на ремонт автомобиля ещё 45 минут, перед тем, как их поместят на специальную стоянку, куда никого не пропускают до следующего утра перед гонкой. Команды так же наказываются штрафным временем за превышение лимита времени технического обслуживания.

Близко к эталону

Для меня эталоном остается 26‑й розыгрыш чемпионата мира (1998), когда на титул претендовали три пилота из трех разных команд, причем каждый ранее был чемпионом. А судьба всех наград решилась за 500 метров до финиша последнего спецучастка Ралли Великобритании — на Тойоте Карлоса Сайнса сгорел мотор. Его главный соперник Томми Мякинен сошел с дистанции еще в первый день гонки, и этого оказалось достаточно для удержания титула, поскольку Колин Макрей тоже не финишировал.

Бельгиец Тьерри Нёвиль в сочетании с Hyundai i20 Coupe — однозначно самый быстрый тандем прошлого сезона. Несмотря на «стрёмный» пилотаж, он выиграл свежее Ралли Швеции.

Бельгиец Тьерри Нёвиль в сочетании с Hyundai i20 Coupe — однозначно самый быстрый тандем прошлого сезона. Несмотря на «стрёмный» пилотаж, он выиграл свежее Ралли Швеции.

Из «молодого дарования» Нёвиль незаметно превратился в зрелого пилота: 29 лет — оптимальный возраст для раллийных свершений. Пора брать титул.

Из «молодого дарования» Нёвиль незаметно превратился в зрелого пилота: 29 лет — оптимальный возраст для раллийных свершений. Пора брать титул.

В наши времена мы так привыкли к досрочному завоеванию титулов, что такой расклад кажется невероятным. Однако в прошлом году нечто подобное произошло. Хотя и завершилось не столь драматично. Но когда победы в гонках одерживают семь пилотов из четырех разных команд — это красиво! И это как раз то, чего хотят зрители и букмекеры. Для сравнения: в сезоне‑2015 двенадцать этапов из тринадцати выиграли экипажи Фольксвагена.

Спор за титул в прошлом году вели Ожье и бельгиец Тьерри Нёвиль из команды Hyundai при некотором вмешательстве эстонца Отта Тянака. Нёвиль выиграл четыре гонки против двух у Ожье (француз, наверное, уже и забыл, как это — выиграть меньше половины стартов за сезон). У Нёвиля чуть ли не втрое больше выигранных скоростных участков — он явно был самым быстрым. Однако четыре гонки из тринадцати запорол, потеряв на этом уйму очков. Себастьен взял стабильностью: единственный сход, все финиши — не ниже пятого места. А заодно доказал, что и без Фольксвагена он кое на что способен, - в пику злопыхателям, которые поговаривали, что побеждает, дескать, лучшая машина.

В любом случае интрига напрягала очень долго. Трудновато припомнить более интересный сезон в XXI веке. А после первых этапов нынешнего розыгрыша всё идет к тому, что и он сложится незаурядно.

Победители[ | ]

СезонЧемпионат пилотовЧемпионат производителей
ПилотАвтомобильПроизводительАвтомобиль
2019ruenОтт ТянакToyota Yaris WRCHyundaiHyundai i20 Coupe WRC
2018ruenСебастьен Ожье (6)Ford Fiesta WRCToyotaToyota Yaris WRC
2017ruenСебастьен Ожье (5)Ford Fiesta WRCM-SportFord Fiesta WRC
2016ruenСебастьен Ожье (4)Volkswagen Polo R WRCVolkswagenVolkswagen Polo R WRC
2015Себастьен Ожье (3)Volkswagen Polo R WRCVolkswagenVolkswagen Polo R WRC
2014Себастьен Ожье (2)Volkswagen Polo R WRCVolkswagenVolkswagen Polo R WRC
2013Себастьен Ожье (1)Volkswagen Polo R WRCVolkswagenVolkswagen Polo R WRC
2012Себастьен Лёб (9)Citroën DS3 WRCCitroënCitroën DS3 WRC
2011Себастьен Лёб (8)Citroën DS3 WRCCitroënCitroën DS3 WRC
2010Себастьен Лёб (7)Citroën C4 WRCCitroënCitroën C4 WRC
2009Себастьен Лёб (6)Citroën C4 WRCCitroënCitroën C4 WRC
2008ruenСебастьен Лёб (5)Citroën C4 WRCCitroënCitroën C4 WRC
2007ruenСебастьен Лёб (4)Citroën C4 WRCFord******Ford Focus RS WRC
2006ruenСебастьен Лёб (3)Citroën Xsara WRCFord******Ford Focus RS WRC
2005ruenСебастьен Лёб (2)Citroën Xsara WRCCitroënCitroën Xsara WRC
2004Себастьен ЛёбCitroën Xsara WRCCitroënCitroën Xsara WRC
2003Петтер СольбергSubaru Impreza WRCSubaruSubaru Impreza WRC
2002Маркус Гронхольм (2)Peugeot 206 WRCPeugeotPeugeot 206 WRC
2001Ричард БёрнсSubaru Impreza WRCSubaruSubaru Impreza WRC
2000ruenМаркус ГронхольмPeugeot 206 WRCPeugeotPeugeot 206 WRC
1999Томми Мякинен (4)MMC Lancer Evo VIToyotaToyota Corolla WRC
1998ruenТомми Мякинен (3)MMC Lancer Evo IV MMC Lancer Evo VMitsubishiMMC Lancer Evo IV MMC Lancer Evo V
1997ruenТомми Мякинен (2)MMC Lancer Evo IVSubaruSubaru Impreza WRC
1996ruenТомми МякиненMMC Lancer Evo IIISubaruSubaru Impreza 555
1995ruenКолин МакрейSubaru Impreza 555SubaruSubaru Impreza 555
1994ruenДидье ОриольToyota Celica Turbo 4WDToyotaToyota Celica Turbo 4WD
1993Юха Канккунен (4)Toyota Celica Turbo 4WDToyotaToyota Celica Turbo 4WD
1992ruenКарлос Сайнс (2)Toyota Celica Turbo 4WDLanciaLancia Delta Integrale 16V
1991ruenЮха Канккунен (3)Lancia Delta Integrale 16VLanciaLancia Delta Integrale 16V
1990ruenКарлос СайнсToyota Celica GT-4LanciaLancia Delta Integrale 16V
1989ruenМассимо Биазьон (2)Lancia Delta IntegraleLanciaLancia Delta Integrale
1988ruenМассимо БиазьонLancia Delta IntegraleLanciaLancia Delta Integrale
1987ruenЮха Канккунен (2)Lancia Delta HF 4WDLanciaLancia Delta HF 4WD
1986ruenЮха КанккуненPeugeot 205 T16 E2PeugeotPeugeot 205 T16 E2
1985Тимо СалоненPeugeot 205 T16PeugeotPeugeot 205 T16
1984Стиг БломквистAudi Quattro***** Audi Sport Quattro*****AudiAudi Quattro Audi Sport Quattro
1983Ханну МикколаAudi QuattroLanciaLancia Rally 037
1982Вальтер Рёрль (2)Opel Ascona 400AudiAudi Quattro
1981Ари ВатаненFord Escort RS1800Talbot****Talbot Sunbeam Lotus
1980Вальтер РёрльFiat 131 AbarthFiatFiat 131 Abarth
1979Бьорн ВальдегордFord Escort RS1800*** Mercedes 450 SLC 5.0***FordFord Escort RS1800
1978Маркку Ален*Fiat 131 Abarth** Lancia Stratos HF**FiatFiat 131 Abarth
1977Сандро Мунари*Lancia Stratos HFFiatFiat 131 Abarth
1976чемпионат среди пилотов не проводилсяLanciaLancia Stratos HF
1975чемпионат среди пилотов не проводилсяLanciaLancia Stratos HF
1974чемпионат среди пилотов не проводилсяLanciaLancia Stratos HF
1973чемпионат среди пилотов не проводилсяAlpine-RenaultAlpine A110
* — В 1977 и 1978 годах разыгрывался Кубок ФИА для ралли-пилотов (FIA Cup for Rally Drivers), предвестник будущего чемпионата мира в личном зачёте.
** — Маркку Ален в сезоне 1978 провёл пять ралли на Fiat 131 Abarth и два — на Lancia Stratos HF.
*** — Бьорн Вальдегорд провёл в 1979-м семь гонок на Ford Escort RS1800 и две — на Mercedes 450 SLC 5.0.
**** — Компанию Talbot в 1981 году официально представлял британский дилер марки.
***** — Стиг Бломквист провёл в 1984 году девять этапов на Audi Quattro и два — на Audi Sport Quattro.
****** — В 2006ruen и 2007ruen годах команда марки Ford выступала по британской гоночной лицензии.

Больше всего чемпионских титулов у французских пилотов (16), чуть меньше у финских (13), однако Финляндия впереди по количеству чемпионов мира — их 6 (Ватанен, Миккола, Салонен, Канккунен, Мякинен и Гронхольм), в то время, как у Франции — трое (Ориоль, Лёб и Ожье), у Великобритании и Швеции по два чемпиона, а у Италии, Германии, Испании, Норвегии, Эстонии — по одному.

Абсолютным лидером по количеству выигранных чемпионатов в личном зачёте является Себастьен Лёб — 9, причём завоевал он их подряд в 2004—2012 годах. Шесть титулов у другого француза по имени Себастьен — Ожье, по четыре чемпионских звания на счету финнов Канккунена и Мякинена, по два — у немца Рёрля, итальянца Биазьона и испанца Сайнса.

WRC 2020: команды

В этом сезоне борьба за звание чемпионов мира по ралли развернется между тремя командами:

  • Hundai Shell Mobis WRT;
  • M-Sport Ford WRT;
  • Toyota Gazoo Racing WRT.

Действующими чемпионами WRC является команда Hundai Shell Mobis WRT. Победителем индивидуального зачета на WRC 2020 стал Отт Тянак, тридцатидвухлетний пилот из Эстонии. Тянак сумел прервать пятнадцатилетнюю победную серию французов и, тем самым, стал первым эстонским чемпионом в истории чемпионата мира по ралли.

Отт Тянак 2019

Неожиданной для многих стала новость о переходе чемпионского экипажа из Toyota Gazoo Racing WRT в Hundai Shell Mobis WRT перед началом ЧМ-2020. Основной состав команд, заявленный на WRC 2020 выглядит следующим образом:

КомандаАвтомобильПилотШтурман
Hundai Shell Mobis WRTHundai i20 Coupe WRC6Дани СордоКарлос дель Баррио
Hundai Shell Mobis WRTHundai i20 Coupe WRC8Отт ТянакМартин Ярвеоя
Hundai Shell Mobis WRTHundai i20 Coupe WRC9Себастьян ЛебДаниэль Елена
Hundai Shell Mobis WRTHundai i20 Coupe WRC11Тьерри НевильНиколас Гилсул
Hundai Shell Mobis WRTHundai i20 Coupe WRC16Крейг БринПол Нэга
M-Sport Ford WRTFord Fiesta WRC3Теему СуниненЯрмо Лехтинен
M-Sport Ford WRTFord Fiesta WRC4Эсапекка ЛаппиЯнне Ферм
M-Sport Ford WRTFord Fiesta WRC44Гус ГринсмитЭллиот Эдмондсон
Toyota Gazoo Racing WRTToyota Yaris WRC17Сабастьян ОжьеЖюльен Инграссия
Toyota Gazoo Racing WRTToyota Yaris WRC33Эльфин ЭвансСкотт Мартин
Toyota Gazoo Racing WRTToyota Yaris WRC69Калле РованперяДжон Халттунен

Все представители команд обязаны использовать шины Michelin на своих автомобилях по условиям чемпионата.

Гонки в календаре чемпионата 1973-2017[ | ]

Ралли737475767778798081828384858687888990919293949596979899000102030405060708091011121314151617Общ.
Ралли Монте-Карло 40
Ралли Швеции41
Ралли Португалии38
Ралли Сафари29
Ралли Акрополис38
Ралли Финляндии44
Ралли Сан-Ремоruen30
Ралли Сардинии13
Ралли Великобритании44
Ралли Корсики37
Ралли Франции5
Ралли Марокко3
Ралли Польши5
Ралли Австрии1
Ралли Независимой прессы2
Ралли Олимпус3
Ралли озёр Ридо1
Ралли Квебека3
Ралли Новой Зеландии32
Ралли Кот-д’Ивуара15
Ралли Аргентины36
Ралли Бразилии2
Ралли Австралии24
Ралли Каталонии25
Ралли Индонезии2
Ралли Китая2
Ралли Кипра8
Ралли Германии15
Ралли Турции6
Ралли Японии6
Ралли Мексики 13
Ралли Норвегии2
Ралли Ирландии2
Ралли Иордании2
Ралли Болгарии1
Всего1381010111112121213121212131313131214141310891413141414141416161616151313131414131314

Несостоявшиеся и аннулированные этапы чемпионата мира[ | ]

В истории проведения чемпионата мира многократно происходили случаи с отменой этапов, а однажды результаты уже проведённого соревнования были аннулированны. Так в сезоне 1974 года из-за нефтяного кризиса не состоялись запланированные ранее гонки в Монако, Швеции и Греции[1]. Из-за развязавшейся Фолклендской войны отменили ралли Аргентина 1982 года. Ралли Швеция в 1990 году не состоялось из-за аномально тёплой погоды, и отсутствия снежно-ледового покрытия в связи с этим (по регламенту турнира данная гонка должна проходить исключительно в снежно-ледовых условиях). Разразившийся политический кризисruen не позволил провести ралли Индонезии в 1998 году. В 2016-м причиной отмены ралли Китая стали последствия катастрофического наводнения. А финальный, австралийский этапruenчемпионата мира по ралли 2019ruen оказался несостоявшимся из-за рекордных по силе лесных пожаров, охвативших местность, где должна была пройти гонка[2]. А в 2020 году многие этапы чемпионата мира по раллиruen были перенесены, а некоторые были отменены на фоне пандемии коронавируса (см. влияние на спорт).

Особняком стоит Ралли Сан-Ремоruen 1986 года. Соревнование прошло в намеченные сроки, но закончилось скандалом. Юха Канккунен лидировал на Peugeot 205 T16 в гонке, однако итальянские организаторы в определённый момент сняли французскую команду с этапа, якобы из-за использования аэродинамического оперения автомобиля неправильной (неомологированной) формы. Позже специальная комиссия ФИА проверила машины Peugeot и не нашла нарушений. Однако гонка уже состоялась, а пилотам этой команды не позволили показать результаты. Поэтому итоги соревнований решили аннулировать, это единственный случай такого рода в истории WRC. Перерасчёт итоговых очков в личный зачёт привёл к тому, что чемпионский титул 1986 годаruen достался не Маркку Алену (пилоту Lancia), а Юхе Канккунену (пилоту Peugeot)[3][4].

WRC

Этапы и призеры

ЦветПокрытие
ЗолотойГравий
СеребряныйАсфальт
СинийСнег\Лёд
БронзовыйСмешанное покрытие
ЭтапРаллиПодиумСтатистика
МестоПилотАвтомобильВремяУчасткиДлинаСтартовалоФинишировало
1Ралли Монте-Карло (15–20 января) — Отчёт1Себастьен ЛёбCitroën DS3 WRC5:18:57.2(18) 16(478.42 км) 436.02 км7345
2Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC5:20:37.1
3Дани СордоCitroën DS3 WRC5:22:46.2
2Ралли Швеции (8-10 февраля) — Отчёт1Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC3:11:41.922297,78 км4335
2Себастьен ЛёбCitroën DS3 WRC3:12:23.7
3Мадс ОстбергFord Fiesta RS WRC3:13:06.4
3Ралли Мексики (8-10 марта) — Отчёт1Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC4:30:31.223396,82 км2520
2Микко ХирвоненCitroën DS3 WRC4:33:58.0
3Тьерри НевилльFord Fiesta RS WRC4:34:50.8
4Ралли Португалии (11-14 апреля) — Отчёт1Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC4:07:38.715386,73 км7038
2Микко ХирвоненCitroën DS3 WRC4:08:36.9
3Яри-Матти ЛатвалаVolkswagen Polo R WRC4:11:43.2
5Ралли Аргентины (3-5 мая) — Отчёт1Себастьен ЛёбCitroën DS3 WRC4:35:56.714407,64 км3224
2Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC4:36:51.7
3Яри-Матти ЛатвалаVolkswagen Polo R WRC4:37:57.5
6Ралли Акрополис (31 мая — 2 июня) — Отчёт1Яри-Матти ЛатвалаVolkswagen Polo R WRC3:31:01.214306,53 км4938
2Дани СордоCitroën DS3 WRC3:32:51.2
3Тьерри НевилльFord Fiesta RS WRC3:33:15.3
7Ралли Сардинии (21-23 июня) — Отчёт1Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC3:22:57.923304,21 км5641
2Тьерри НевилльFord Fiesta RS WRC3:24:14.7
3Яри-Матти ЛатвалаVolkswagen Polo R WRC3:24:45.9
8Ралли Финляндии (2-4 августа) — Отчёт1Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC2:43:10.423324,21 км9770
2Тьерри НевилльFord Fiesta RS WRC2:43:47.0
3Мадс ОстбергFord Fiesta RS WRC2:44:08.0
9Ралли Германии (23-25 августа) — Отчёт1Дани СордоCitroën DS3 WRC3:15:19.4(16) 15(371,86 км) 330,78 км7652
2Тьерри НевилльFord Fiesta RS WRC3:16:12.4
3Микко ХирвоненCitroën DS3 WRC3:17:55.5
10Ралли Австралии (13-15 сентября) — Отчёт1Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC3:19:55.022352,4 км2923
2Тьерри НевилльFord Fiesta RS WRC3:21:27.1
3Микко ХирвоненCitroën DS3 WRC3:21:57.1
11Ралли Франции (4-7 октября) — Отчёт1Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC2:53:07.623396,82 км8251
2Дани СордоCitroën DS3 WRC2:53:19.8
3Яри-Матти ЛатвалаVolkswagen Polo R WRC2:53:27.1
12Ралли Испании (24-27 октября) — Отчёт1Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC3:33:21.215355,92 км8240
2Яри-Матти ЛатвалаVolkswagen Polo R WRC3:33:54.1
3Микко ХирвоненCitroën DS3 WRC3:34:34.9
13Ралли Великобритании (15-17 ноября) — Отчёт1Себастьен ОжьеVolkswagen Polo R WRC3:03:36.723396.82 км5643
2Яри-Матти ЛатвалаVolkswagen Polo R WRC3:03:58.5
3Тьерри НевилльFord Fiesta RS WRC3:05:01.2

Примечания

  • † — Дистанция ралли была сокращена из-за отмены некоторых спецучастков.

Чемпионат пилотов

Место12345678910
Очки251815121086421
21111112210111121711113131 |290
2Тьерри НевилльСход5317532221222424131176
3Яри-Матти ЛатвалаСход4216333311331737343222162
4Микко Хирвонен41722638Сход43363Сход126
5Дани Сордо3Сход412924512НС21Сход7123
6Мадс Остберг633112827683958643102
7Евгений НовиковСход9104492Сход610735519269
8Себастьян Лёб12НСНС1НСНСНСНСНССходНСНС68
9Мартин Прокоп77971075Сход4НССход7663
10Андреас МиккельсенНСНСНС6843Сход10ОТК67Сход550
11Нассер Аль-АттияхНСНС55НС5НСНС13НСНССходОТК30
12Элфин ЭвансНСНСНС23НСНС6Сход6НС11Сход820
13Роберт КубицаНСНСНС19НС11995НС99Сход18
14Брайан Боффье5НСНС13НСНС31ОТКНСНСНСНССход10
15Юхо ХанниненСход6НСОТКНСНСНС32НСНСНСНСНС8
16Крис АткинсонНСНС6НСНСНСНСНСНСНСНСНСНС8
17Яри КетомааНССходНСНСНСНСНС7НСНСНСНС98
18Хайден ПэддонНСНСНСНСНСНСНС11817НС8НС8
19Михал Косцюшко1014СходСходСходОТК7НССходНСНСНСНС7
20Кен БлокНСНС7НСНСНСНСНСНСНСНСНСНС6
21Халид Аль КассимиНССходНС9НССход10НС119НС11НС5
22Сепп Вейганд813НС14НСНССходНС14НСНССходОТК4
23Пер-Гуннар АндерссонНСОТКНССходНСНС138СходНСНСНСНС4
24Бенито ГуэрраНСОТК8СходНСНСНСНСНСНСНС14ОТК4
25Хеннинг СольбергНС8НСНСНСНСНСНСНСНСНСНСНС4
26Натан КуиннНСНСНСНСНСНСНСНСНС8НСНСНС4
27Оливер Бурри9НСНСНСНСНСНСНСНСНСНСНСНС2
28Абдулазиз Аль-КувариНСНС1216131311НСНС10НС9ОТК2
29Язид Аль-РаджиНС10НСОТКНСНСНС12НС12НС12181
30Эсапека ЛаппиСходНСНС10НСНСНС31НСНСНСНСНС1
31Роман ДумасНСНСНСНСНСНСНСНСНСНС10НСНС1
32Марк ХиггинсНСНСНСНСНСНСНСНСНСНСНСНС101
МестоПилотМ-КШВЕМЕКПОРАРГАКРИТАФИНГЕРАВСФРАИСПВЕЛОчки
2Второе место
3Третье место
5Финишировал в очковой зоне
12Финишировал вне очковой зоны
СходНе финишировал
ДСКДисквалифицирован
НСНе стартовал
ТТравмирован или болен
ИСКИсключён из протокола
НПНе прибыл
ОТКОтказ от участия

Примечание:

  • 123 — позиция на Power Stage
    , по итогам которого начисляются бонусные очки (3 — за 1-е место, 2 — за 2-е, 1 — за 3-е).

Чемпионат производителей

Сход4103313754322425
8211121011101111
2Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team1121Сход280
2492268Сход43363Сход
3492451СходСход7
3Qatar M-Sport World Rally Team45397767365864190
5Сход78449Сход677558
4Qatar World Rally Team6Сход559СходОТК184
11Сход5310532222443
5Jipocar Czech National Team216771075Сход4Сход7665
6Abu Dhabi Citroën Total World Rally Team103Сход689Сход8Сход8828Сход63
7Volkswagen Motorsport II10584СходОТК67Сход550
8/ Lotos Team WRC1268СходСходСходОТК6Сход20
МестоПроизводительМ-КШВЕМЕКПОРАРГАКРИТАФИНГЕРАВСФРАИСПВЕЛОчки
2Второе место
3Третье место
5Финишировал в очковой зоне
12Финишировал вне очковой зоны
СходНе финишировал
ДСКДисквалифицирован
НСНе стартовал
ТТравмирован или болен
ИСКИсключён из протокола
НПНе прибыл
ОТКОтказ от участия

Примечания[ | ]

  1. История WRC. 1974 — Первые проблемы (неопр.)
    .
    wrc-info.ru
    . Дата обращения 13 ноября 2020.
  2. Антон Костин.
    Отмена ралли Австралия принесла марке Hyundai титул чемпиона мира
    (неопр.)
    .
    Авторевю
    (12 ноября 2019). Дата обращения 13 ноября 2020.
  3. 30 ЛЕТ НАЗАД ЧЕМПИОН МИРА ОПРЕДЕЛИЛСЯ В СУДЕ (неопр.)
    .
    stregrast.ru
    (30 декабря 2016). Дата обращения 15 ноября 2020.
  4. История WRC. 1986 — сезон страшных аварий (неопр.)
    .
    wrc-info.ru
    . Дата обращения 13 ноября 2020.

Ралли Португалии 2011

МестоПилотШтурманАвтомобильВремяОтрывОчки
Итоговый протокол
1.Себастьян ОжьеЖульен ИнгроссоCitroën DS3 WRC4:10:53.40.026
2.Себастьян ЛёбДаниэль ЭленаCitroën DS3 WRC4:11:25.231.821
3.Яри-Матти ЛатвалаМиикка АнттилаFord Fiesta RS WRC4:14:15.53:22.117
4.Микко ХирвоненЯрмо ЛехтиненFord Fiesta RS WRC4:17:09.76:16.312
5.Меттью УилсонСкот МартинFord Fiesta RS WRC4:18:41.97:48.510
6.Петтер СольбергКрис ПаттерсонCitroën DS3 WRC4:21:10.810:17.48
7.Кими РайкконенКай ЛиндстрёмCitroën DS3 WRC4:21:47.510:54.16
8.Федерико ВиллаграХорхе ПересFord Fiesta RS WRC4:22:32.211:38.84
9.Хеннинг СольбергИлка МайнорFord Fiesta RS WRC4:25:09.814:16.42
10.Деннис КуйперсФредерик МиклотFord Fiesta RS WRC4:28:48.017:54.61
P-WRC
1. (11.)Хейден ПэддонДжон КеннардSubaru Impreza WRX STI4:33:33.40.025
2. (15.)Юкка КетомякиКай РисбергMitsubishi Lancer Evo X4:41:13.37:39.918
3. (16.)Мартин СемерадМихаель ЭрнстMitsubishi Lancer Evo IX4:42:46.09:12.615
WRC Academy
1.Эгон КаурМаит ЛяйдвееFord Fiesta R23:30:13.80.028
2.Виктор ХенрикссонЖоэль АрделлFord Fiesta R23:30:30.216.419
3.Кристьян РидеманннМихаэль ВенцельFord Fiesta R23:33:45.03:31.215


– Участники WRC Academy проходят не всю дистанцию ралли.

Power Stage

МестоПилотВремяОтрывСр.скор.Очки
1Себастьян Лёб22:35.90.082.41 км/ч3
2Яри-Матти Латвала22:37.6+1.782.31 км/ч2
3Себастьян Ожье22:40.0+4.182.16 км/ч1
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: