Чемпионат мира по ралли | |
Логотип World Rally Championship | |
Категория | WRC, WRC-2, WRC-3, JWRC |
Страна или регион | Всемирный |
Дебют | 1973 |
Команды | 4 (заводские команды) |
Поставщики шин | Michelin Pirelli |
Действующий чемпион | Отт Тянак |
Действующая команда-чемпион | Hyundai |
Официальный сайт | www.wrc.com |
Текущий сезон |
В Википедии есть портал «Моторные виды спорта» |
Чемпионат мира по ралли
(англ. World Rally Championship, WRC) — раллийная серия, проводимая Международной автомобильной федерацией (FIA) с 1973 года. Пришёл на смену Международному чемпионату по ралли для производителей, проводившемуся в 1970—1972 годах.
Общая информация[ | ]
Peugeot 206 Юусо Пюкялистё на Ралли Швеции 2003 года Subaru Петтера Сольберга на Ралли Кипра 2006 года
Подготовка к сезону начинается за несколько месяцев до старта первого этапа. Управляющий орган ФИА (Международная автомобильная федерация) одобряет маршруты, стадии и заключительный порядок всех этапов ралли по всему миру и вручает копии регламента участникам.
На каждом ралли отводится два дня на ознакомление со спецучастками, один день — для проверки техники. Основные соревнования (ралли) проходят в течение трёх, и очень редко четырёх дней, и обычно состоят из 15-25 спецучастков.
Команды производителей (заводские команды) выставляют не менее двух автомобилей, и прибывают к месту проведения ралли как минимум за неделю до начала этапа для подготовки. Порядок старта автомобилей часто меняется ФИА. Обычно в соревнованиях принимают участие от 60 автомобилей, так как, кроме заводских команд, также участвуют частные команды, участники молодежного чемпионата мира на менее мощных автомобилях, местные автоспортсмены.
Появлению чемпионата мира предшествовали чемпионат Европы по ралли и международный чемпионат по ралли для производителей. WRC для этого вида спорта ознаменовал начало новой эры.
Ралли Швеции 2011
Место | Пилот | Штурман | Автомобиль | Время | Отрыв | Очки |
Итоговый протокол | ||||||
1. | Микко Хирвонен | Ярмо Лехтинен | Ford Fiesta RS WRC | 3:23:56.6 | 0.0 | 25 |
2. | Мэдс Остберг | Йонас Андерссон | Ford Fiesta RS WRC | 3:24:03.1 | 6.5 | 18 |
3. | Яри-Матти Латвала | Миикка Анттила | Ford Fiesta RS WRC | 3:24:30.6 | 34.0 | 16 |
4. | Себастьян Ожье | Жульен Инграссия | Citroën DS3 WRC | 3:24:44.3 | 47.7 | 15 |
5. | Петтер Сольберг | Крис Паттерсон | Citroën DS3 WRC | 3:25:27.8 | 1:31.2 | 10 |
6. | Себастьян Лёб | Даниэль Элена | Citroën DS3 WRC | 3:26:26.9 | 2:30.3 | 10 |
7. | Пер-Гуннар Андерссон | Эмиль Аксельссон | Ford Fiesta RS WRC | 3:30:18.6 | 6:22.0 | 6 |
8. | Кими Райкконен | Кай Линдстрём | Citroën DS3 WRC | 3:30:58.9 | 7:02.3 | 4 |
9. | Меттью Уилсон | Скот Мартин | Ford Fiesta RS WRC | 3:34:08.1 | 10:11.5 | 2 |
10. | Калид Аль Кассими | Майкл Орр | Ford Fiesta RS WRC | 3:34:27.7 | 10:31.1 | 1 |
P-WRC | ||||||
1. (16.) | Мартин Семерад | Михаель Эрнст | Mitsubishi Lancer Evo IX | 3:46:59.8 | 0.0 | 25 |
2. (19.) | Юрий Протасов | Адриан Афтаназив | Mitsubishi Lancer Evo X | 3:52:17.1 | 5:17.3 | 18 |
3. (21.) | Николас Фухс | Рубен Франциско Гарсия | Mitsubishi Lancer Evo IX | 3:53:43.9 | 6:44.1 | 15 |
Power Stage
Место | Пилот | Время | Отрыв | Ср.скор. | Очки |
1 | Себастьян Ожье | 2:22.7 | 0.0 | 104.95 км/ч | 3 |
2 | Себастьян Лёб | 2:23.0 | +0.3 | 104.73 км/ч | 2 |
3 | Яри-Матти Латвала | 2:23.4 | +0.7 | 104.44 км/ч | 1 |
Ознакомление с трассой[ | ]
Перед началом соревнований водитель и штурман знакомятся с трассами. Они обычно проезжают по спецучасткам на обычной машине во вторник и среду перед соревновательными днями. Именно здесь штурман, исключительно со слов пилота, детализирует своими записями особенности дороги (записывает стенограмму), непосредственно которую он и будет читать пилоту во время гонки. Именно правильные записи штурмана, со слов пилота во время ознакомления, имеют решающее влияние на результат прохождения СУ. По каждому спецучастку разрешается проехать не более двух раз, при этом скорость движения ограничена рамками правил дорожного движения.
Правило первой гонки
Можно ли по первой гонке определить, кто станет чемпионом по завершении долгого и сложного сезона? До 2004 года считалось, что нельзя. Но два Себастьена мало-помалу доказали обратное. В годы «правления» французов Ралли Монте-Карло, открывающее сезон, превратилось в подобие теста на береме… нет, пусть лучше в лакмусовую бумажку. Лишь в двух случаях за пятнадцать лет не сработало правило: тот, кто выиграл в Монте-Карло, выиграет и весь чемпионат.
Toyota, не очень довольная исходом предыдущего сезона, переманила из команды M‑Sport бронзового призера чемпионата эстонца Отта Тянака. Подиум в Монте-Карло, поломка в Швеции.
Toyota, не очень довольная исходом предыдущего сезона, переманила из команды M‑Sport бронзового призера чемпионата эстонца Отта Тянака. Подиум в Монте-Карло, поломка в Швеции.
Как и в предыдущие годы, нынешнее Ралли Монте-Карло покорилось Себастьену Ожье. Год назад после Монте-Карло он быстро нарастил лидерство, а потом занялся грамотным удержанием позиции. Теперь же всё сложилось иначе. На втором этапе в Швеции отличился и возглавил турнирную таблицу (по сумме набранных очков) Нёвиль, а Ожье в зимней Скандинавии с трудом финишировал десятым — он всё потерял в первый день борьбы из-за невыгодной стартовой позиции. Жаль француза, но для тех, кто болеет не персонально за него, а за увлекательный сюжет, это идеальный вариант.
Телеаудиторию чемпионата мира оценивают в 700 млн человек. Посчитать зрителей на живых гонках очень трудно — они раскиданы по всей дистанции. Организаторы некоторых этапов упоминают «около ста тысяч».
Телеаудиторию чемпионата мира оценивают в 700 млн человек. Посчитать зрителей на живых гонках очень трудно — они раскиданы по всей дистанции. Организаторы некоторых этапов упоминают «около ста тысяч».
Что мы имеем сегодня в чемпионате мира? Прежде всего — отсутствие какой-то одной явно сильнейшей команды. Благодаря усилиям Нёвиля выделяется Hyundai, проводящая в WRC как-никак пятый сезон. И ей очень нужен титул, пока на «проектную мощность» не вышла Toyota. А выйти может в любой момент: в Монте-Карло два ее экипажа были на подиуме — сильный результат для недавнего дебютанта! В Швеции же на подиум забрался Крейг Брин — представитель стана Citroen. После ухода Лёба позиции французской марки в ралли утратили блеск, но и записным аутсайдером ее не назовешь. Есть победы на отдельных этапах и вице-чемпионские достижения в зачете марок.
Итак, прошлогодний баланс в чемпионате мира в целом сохранен. И, что очень важно, мы вряд ли увидим чье-то уверенное шествие от одной победы к другой. Негативная сторона медали — рекорды Лёба наверняка благополучно устоят. Но, может быть, пора вообще перестать обращать на них внимание? Мир меняется, и многое из того, что раньше считалось невозможным, сегодня вполне достижимо — например, пять титулов подряд. Кого в современных гонках таким удивишь? Глядишь, и правило «выигранного Монте-Карло» в этом году утратит силу.
Спецучастки[ | ]
Суперспецучасток на Ралли Аргентина, 2006 год
Спецучастки представляют собой отрезки трасс, на которых экипажи едут настолько быстро, насколько это возможно, чтобы показать самое хорошее время. Маршрут может проходить по дорогам с различным покрытием: гравий, асфальт, снег или лед. За исключением суперспецучастка (super special), маршрут гонки проходит по дорогам общего пользования, которые естественно во время соревнований закрыты для остального транспорта. В типичном ралли около 25 спецучастков, на прохождение которых отведено 3 или 4 дня. Участки дорог, по которым передвигаются гоночные автомобили между спецучастками называются дорожными секциями. Каждый день экипажи проезжают около 150 км, где спецучастки составляют примерно треть. Длина участков колеблется от 2 до 60 км, а время фиксируется после каждого спецучастка с точностью до десятой доли секунды.
Ралли Мексики 2011
Место | Пилот | Штурман | Автомобиль | Время | Отрыв | Очки |
Итоговый протокол | ||||||
1. | Себастьян Лёб | Даниэль Элена | Citroën DS3 WRC | 3:53:17.0 | 0.0 | 27 |
2. | Микко Хирвонен | Ярмо Лехтинен | Ford Fiesta RS WRC | 3:54:55.4 | 1:38.4 | 21 |
3. | Яри-Матти Латвала | Миикка Анттила | Ford Fiesta RS WRC | 3:55:40.9 | 2:23.9 | 15 |
4. | Петтер Сольберг | Крис Паттерсон | Citroën DS3 WRC | 4:00:35.4 | 7:18.4 | 13 |
5. | Мэдс Остберг | Йонас Андерссон | Ford Fiesta RS WRC | 4:02:00.5 | 8:43.5 | 10 |
6. | Хеннинг Сольберг | Илка Майнор | Ford Fiesta RS WRC | 4:03:07.0 | 9:50.0 | 8 |
7. | Мартин Прокоп | Ян Томанек | Ford Fiesta S2000 | 4:06:52.0 | 13:35.0 | 6 |
8. | Юхо Ханнинен | Микко Марккула | Škoda Fabia S2000 | 4:08:05.7 | 14:48.7 | 4 |
9. | Ведерико Виллагра | Хорхе Перес | Ford Fiesta RS WRC | 4:41:34.2 | 48:17.2 | 2 |
10. | Отт Танак | Кулдар Сикк | Ford Fiesta S2000 | 4:46:59.8 | 53:42.8 | 1 |
SWRC | ||||||
1. (7.) | Мартин Прокоп | Ян Томанек | Ford Fiesta S2000 | 4:06:52.0 | 0.0 | 25 |
2. (8.) | Юхо Ханнинен | Микко Марккула | Škoda Fabia S2000 | 4:08:05.7 | 1:13.7 | 18 |
3. (10.) | Отт Танак | Кулдар Сикк | Ford Fiesta S2000 | 4:46:59.8 | 40:07.8 | 15 |
Power Stage
Место | Пилот | Время | Отрыв | Ср.скор. | Очки |
1 | Микко Хирвонен | 4:40.4 | 0.0 | 106.31 км/ч | 3 |
2 | Себастьян Лёб | 4:42.5 | +2.1 | 105.52 км/ч | 2 |
3 | Петтер Сольберг | 4:42.5 | +2.1 | 105.52 км/ч | 1 |
Очки[ | ]
Результаты каждого из этапов ралли рассчитываются Международной Автомобильной Федерацией в двух зачетах: во-первых, по пилотам, а, во-вторых, по производителям. Водители получают очки по схеме:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | 8-й | 9-й | 10-й |
Очки | 25 | 18 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 |
Кроме того идет начисление дополнительных очков за шоу-спецучасток («Power-stage»):
- 5 — за первое место,
- 4 — за второе,
- 3 — за третье,
- 2 — за четвёртое,
- 1 — за пятое.
А производители складывают очки, набранные их экипажами, которые заявлены в зачёте производителей. В этом случае очки производителям считаются отдельно и не связаны с очками, набранными в абсолютном зачёте.
Команды и пилоты
WRC
Команды, заявленные в зачёт производителей | ||||||||||
Команда | Производитель | Автомобиль | Ш | № | Пилот | Штурман | Этапы | |||
Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team [15][16][17] | Citroën | Citroën DS3 WRC | M | 1 | Себастьян Лёб[18][19][20][21] | Даньель Элена[19] | 1, 2, 5, 11 | |||
2 | Микко Хирвонен[22] | Ярмо Лехтинен[22] | Все | |||||||
Н/Д | Дани Сордо[23] | Карлос дель Баррио | 3-4, 6-10, 12-13 | |||||||
Qatar M-Sport World Rally Team [24][25] | Ford | Ford Fiesta RS WRC | 4 | Мадс Остберг[26] | Юнас Андерссон | Все | ||||
5 | Евгений Новиков[27][28] | Илка Минор[27] | Все | |||||||
Qatar World Rally Team [29] | 6 | Нассер Аль-Аттиях[30] | Джованни Бернаккини | 2 | ||||||
Юхо Ханнинен[31][32] | Томи Туоминен[33] | 1 | ||||||||
11 | Тьерри Невилль[27] | Николя Жильсуль[27] | Все | |||||||
15 | Юхо Ханнинен[31][32] | Томи Туоминен[33] | 2 | |||||||
Volkswagen Motorsport [34] | Volkswagen | Volkswagen Polo R WRC | 7 | Яри-Матти Латвала[35][36] | Миикка Анттила | Все | ||||
8 | Себастьян Ожье[37] | Жюльен Инграссия | Все | |||||||
Н/Д | Андреас Миккельсен[38] | Микко Марккула[39] | Н/Д | |||||||
Н/Д | Карлос Сайнс[40] | Луис Мойа | 5-6 | |||||||
Abu Dhabi Citroën Total World Rally Team [41] | Citroën | Citroën DS3 WRC | 10 | Халид Аль Кассими[15][42] | Скотт Мартин[20] | 2 | ||||
Дани Сордо[43][44] | Карлос дель Баррио | 1 | ||||||||
14 | Дани Сордо[45] | Карлос дель Баррио | 2 | |||||||
Lotos Team WRC [46] | Mini | Mini John Cooper Works WRC | D | 12 | Михал Косцюшко[47] | Мацей Щепаняк | Все | |||
Jipocar Czech National Team [48][49] | Ford | Ford Fiesta RS WRC | D | 21 | Мартин Прокоп | Михал Эрнст | 2 | |||
Команды, не заявленные в зачёт производителей | ||||||||||
Prodrive Mini WRT [50][51] | Mini | Mini John Cooper Works WRC | Н/Д | 23 | Яркко Никара[52] | Яркко Каллиолепо | 2 | |||
Jipocar Czech National Team [48] | Ford | Ford Fiesta RS WRC | D | 21 | Мартин Прокоп | Михал Эрнст | 1 | |||
Autotek Motorsport [53] | 25 | Яри Кетомаа | Кай Линдстром | 2 | ||||||
Julien Maurin [29] | M | 24 | Жульен Маурин | Николя Клинже | 1 | |||||
Henning Solberg [45] | Н/Д | 16 | Хеннинг Сольберг | Стефан Прево | 2 | |||||
Pontus Tidemand [45] | Н/Д | 22 | Понтус Тидеманд | Ола Флёэне | 2 | |||||
Hasse Gustaffson [45] | Н/Д | 27 | Хассн Густаффсон | Микаэль Йоханссон | 2 | |||||
Oleksiy Tamrazov [45] | Н/Д | 28 | Алексей Тамразов | Павел Черепин | 2 | |||||
Bryan Bouffier [29] | Citroën | Citroën DS3 WRC | M | 22 | Брайан Боффье | Ксавьер Пансери | 1 | |||
Benito Guerra [45] | Н/Д | 24 | Бенито Гуэрра | Борха Росада | 2 | |||||
Hyundai [54] | Hyundai | Hyundai i20 WRC[55][56] | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | ||||
Н/Д | Н/Д | Н/Д |
Регламент[ | ]
В боксах команды Citroënruen
Проведение ралли регулируется строгим расписанием, за нарушение которого водители наказываются штрафным временем. Приезжать на спецучастки, заезжать и выезжать из сервисов технического обслуживания следует строго по времени, определённому расписанием, — ни раньше, ни позже. Отклонение от расписания штрафуется 10 секундами за каждую минуту опоздания, а опережение штрафуется минутой, и оно приписывается к итоговому времени водителя. Водители могут быть дисквалифицированы за 15-минутное опоздание на контрольные пункты, 30-минутное опоздание на спецучасток или если время всех опозданий превысит 60 минут в сумме.
РОССИЙСКИЙ СЛЕД
- Чемпионата мира еще не существовало, но в 1912 году Андрей Нагель и Вадим Михайлов на специально подготовленном Руссо-Балте отправились из Санкт-Петербурга в Монако на Ралли Монте-Карло. По тогдашним правилам стартовать можно было в любой точке континента, а за дальность перегона экипажу вручали отдельный приз.
Гонщики СССР были намертво привязаны к 1600‑кубовому классу с приводом на одну ось и потому ничего не могли добиться в абсолютном зачете WRC. Полных сезонов в чемпионате мира никогда не проводили, выезжали лишь на считаные гонки (чаще на финское ралли «1000 озер», греческое «Акрополис» и британское RAC). Иногда добивались успехов в своем классе. Наивысшими достижениями остаются шестое место Стасиса Брундзы (ВАЗ‑2103, 1976 год) и тринадцатое место Сергея Алясова (ВАЗ‑2108, 1989 год) в Абсолюте «Акрополиса». Гонщики СССР были намертво привязаны к 1600‑кубовому классу с приводом на одну ось и потому ничего не могли добиться в абсолютном зачете WRC. Полных сезонов в чемпионате мира никогда не проводили, выезжали лишь на считаные гонки (чаще на финское ралли «1000 озер», греческое «Акрополис» и британское RAC). Иногда добивались успехов в своем классе. Наивысшими достижениями остаются шестое место Стасиса Брундзы (ВАЗ‑2103, 1976 год) и тринадцатое место Сергея Алясова (ВАЗ‑2108, 1989 год) в Абсолюте «Акрополиса». | Сенсацией стали выступления Евгения Новикова — сначала в составе команды Ситроена в юниорском зачете, затем два полных сезона во взрослом WRC за команду M‑Sport на Фиесте. Итог 2012 года: два подиума и шестое место в абсолютном зачете — выдающийся результат для 22‑летнего пилота. Однако заводские команды не отреагировали, а спонсорская поддержка Новикова иссякла. Он провел еще один сезон — неудачно — и завершил выступления. Сенсацией стали выступления Евгения Новикова — сначала в составе команды Ситроена в юниорском зачете, затем два полных сезона во взрослом WRC за команду M‑Sport на Фиесте. Итог 2012 года: два подиума и шестое место в абсолютном зачете — выдающийся результат для 22‑летнего пилота. Однако заводские команды не отреагировали, а спонсорская поддержка Новикова иссякла. Он провел еще один сезон — неудачно — и завершил выступления. |
- На стыке XX и XXI веков различные российские пилоты пытались добиться успеха в «серийном» зачете WRC (класс Production Car или группа N). Самым активным на этой арене стал, пожалуй, многократный чемпион России Сергей Успенский. На его счету были призовые места на этапах, однако в призеры по итогам сезона он ни разу не попал.
- 2018 год: в WRC дебютировала российская команда Arctic Energy WRT, созданная владельцем гоночной серии Mitjet Russia Сергеем Егоровым. Ее автомобиль Peugeot 208 R2 на Ралли Монте-Карло пилотировал литовец Дейвидас Йоцюс. Итог выступления: пятое место в своем классе (RC4) и двадцать третье в абсолютном зачете. В дальнейшем планируется переход на технику класса WRC. Возможно также участие призера чемпионата Европы петербуржца Алексея Лукьянюка.
Ралли WRC: русские идут!
Техническое обслуживание[ | ]
После того, как определённая группа спецучастков пройдена, автомобили могут посетить пункты технического обслуживания, где может быть произведен ремонт автомобиля механиками под строгим наблюдением в течение 15 минут. В конце каждого дня командам разрешают потратить на ремонт автомобиля ещё 45 минут, перед тем, как их поместят на специальную стоянку, куда никого не пропускают до следующего утра перед гонкой. Команды так же наказываются штрафным временем за превышение лимита времени технического обслуживания.
Близко к эталону
Для меня эталоном остается 26‑й розыгрыш чемпионата мира (1998), когда на титул претендовали три пилота из трех разных команд, причем каждый ранее был чемпионом. А судьба всех наград решилась за 500 метров до финиша последнего спецучастка Ралли Великобритании — на Тойоте Карлоса Сайнса сгорел мотор. Его главный соперник Томми Мякинен сошел с дистанции еще в первый день гонки, и этого оказалось достаточно для удержания титула, поскольку Колин Макрей тоже не финишировал.
Бельгиец Тьерри Нёвиль в сочетании с Hyundai i20 Coupe — однозначно самый быстрый тандем прошлого сезона. Несмотря на «стрёмный» пилотаж, он выиграл свежее Ралли Швеции.
Бельгиец Тьерри Нёвиль в сочетании с Hyundai i20 Coupe — однозначно самый быстрый тандем прошлого сезона. Несмотря на «стрёмный» пилотаж, он выиграл свежее Ралли Швеции.
Из «молодого дарования» Нёвиль незаметно превратился в зрелого пилота: 29 лет — оптимальный возраст для раллийных свершений. Пора брать титул.
Из «молодого дарования» Нёвиль незаметно превратился в зрелого пилота: 29 лет — оптимальный возраст для раллийных свершений. Пора брать титул.
В наши времена мы так привыкли к досрочному завоеванию титулов, что такой расклад кажется невероятным. Однако в прошлом году нечто подобное произошло. Хотя и завершилось не столь драматично. Но когда победы в гонках одерживают семь пилотов из четырех разных команд — это красиво! И это как раз то, чего хотят зрители и букмекеры. Для сравнения: в сезоне‑2015 двенадцать этапов из тринадцати выиграли экипажи Фольксвагена.
Спор за титул в прошлом году вели Ожье и бельгиец Тьерри Нёвиль из команды Hyundai при некотором вмешательстве эстонца Отта Тянака. Нёвиль выиграл четыре гонки против двух у Ожье (француз, наверное, уже и забыл, как это — выиграть меньше половины стартов за сезон). У Нёвиля чуть ли не втрое больше выигранных скоростных участков — он явно был самым быстрым. Однако четыре гонки из тринадцати запорол, потеряв на этом уйму очков. Себастьен взял стабильностью: единственный сход, все финиши — не ниже пятого места. А заодно доказал, что и без Фольксвагена он кое на что способен, - в пику злопыхателям, которые поговаривали, что побеждает, дескать, лучшая машина.
В любом случае интрига напрягала очень долго. Трудновато припомнить более интересный сезон в XXI веке. А после первых этапов нынешнего розыгрыша всё идет к тому, что и он сложится незаурядно.
Победители[ | ]
Сезон | Чемпионат пилотов | Чемпионат производителей | |||
Пилот | Автомобиль | Производитель | Автомобиль | ||
2019ruen | Отт Тянак | Toyota Yaris WRC | Hyundai | Hyundai i20 Coupe WRC | |
2018ruen | Себастьен Ожье (6) | Ford Fiesta WRC | Toyota | Toyota Yaris WRC | |
2017ruen | Себастьен Ожье (5) | Ford Fiesta WRC | M-Sport | Ford Fiesta WRC | |
2016ruen | Себастьен Ожье (4) | Volkswagen Polo R WRC | Volkswagen | Volkswagen Polo R WRC | |
2015 | Себастьен Ожье (3) | Volkswagen Polo R WRC | Volkswagen | Volkswagen Polo R WRC | |
2014 | Себастьен Ожье (2) | Volkswagen Polo R WRC | Volkswagen | Volkswagen Polo R WRC | |
2013 | Себастьен Ожье (1) | Volkswagen Polo R WRC | Volkswagen | Volkswagen Polo R WRC | |
2012 | Себастьен Лёб (9) | Citroën DS3 WRC | Citroën | Citroën DS3 WRC | |
2011 | Себастьен Лёб (8) | Citroën DS3 WRC | Citroën | Citroën DS3 WRC | |
2010 | Себастьен Лёб (7) | Citroën C4 WRC | Citroën | Citroën C4 WRC | |
2009 | Себастьен Лёб (6) | Citroën C4 WRC | Citroën | Citroën C4 WRC | |
2008ruen | Себастьен Лёб (5) | Citroën C4 WRC | Citroën | Citroën C4 WRC | |
2007ruen | Себастьен Лёб (4) | Citroën C4 WRC | Ford****** | Ford Focus RS WRC | |
2006ruen | Себастьен Лёб (3) | Citroën Xsara WRC | Ford****** | Ford Focus RS WRC | |
2005ruen | Себастьен Лёб (2) | Citroën Xsara WRC | Citroën | Citroën Xsara WRC | |
2004 | Себастьен Лёб | Citroën Xsara WRC | Citroën | Citroën Xsara WRC | |
2003 | Петтер Сольберг | Subaru Impreza WRC | Subaru | Subaru Impreza WRC | |
2002 | Маркус Гронхольм (2) | Peugeot 206 WRC | Peugeot | Peugeot 206 WRC | |
2001 | Ричард Бёрнс | Subaru Impreza WRC | Subaru | Subaru Impreza WRC | |
2000ruen | Маркус Гронхольм | Peugeot 206 WRC | Peugeot | Peugeot 206 WRC | |
1999 | Томми Мякинен (4) | MMC Lancer Evo VI | Toyota | Toyota Corolla WRC | |
1998ruen | Томми Мякинен (3) | MMC Lancer Evo IV MMC Lancer Evo V | Mitsubishi | MMC Lancer Evo IV MMC Lancer Evo V | |
1997ruen | Томми Мякинен (2) | MMC Lancer Evo IV | Subaru | Subaru Impreza WRC | |
1996ruen | Томми Мякинен | MMC Lancer Evo III | Subaru | Subaru Impreza 555 | |
1995ruen | Колин Макрей | Subaru Impreza 555 | Subaru | Subaru Impreza 555 | |
1994ruen | Дидье Ориоль | Toyota Celica Turbo 4WD | Toyota | Toyota Celica Turbo 4WD | |
1993 | Юха Канккунен (4) | Toyota Celica Turbo 4WD | Toyota | Toyota Celica Turbo 4WD | |
1992ruen | Карлос Сайнс (2) | Toyota Celica Turbo 4WD | Lancia | Lancia Delta Integrale 16V | |
1991ruen | Юха Канккунен (3) | Lancia Delta Integrale 16V | Lancia | Lancia Delta Integrale 16V | |
1990ruen | Карлос Сайнс | Toyota Celica GT-4 | Lancia | Lancia Delta Integrale 16V | |
1989ruen | Массимо Биазьон (2) | Lancia Delta Integrale | Lancia | Lancia Delta Integrale | |
1988ruen | Массимо Биазьон | Lancia Delta Integrale | Lancia | Lancia Delta Integrale | |
1987ruen | Юха Канккунен (2) | Lancia Delta HF 4WD | Lancia | Lancia Delta HF 4WD | |
1986ruen | Юха Канккунен | Peugeot 205 T16 E2 | Peugeot | Peugeot 205 T16 E2 | |
1985 | Тимо Салонен | Peugeot 205 T16 | Peugeot | Peugeot 205 T16 | |
1984 | Стиг Бломквист | Audi Quattro***** Audi Sport Quattro***** | Audi | Audi Quattro Audi Sport Quattro | |
1983 | Ханну Миккола | Audi Quattro | Lancia | Lancia Rally 037 | |
1982 | Вальтер Рёрль (2) | Opel Ascona 400 | Audi | Audi Quattro | |
1981 | Ари Ватанен | Ford Escort RS1800 | Talbot**** | Talbot Sunbeam Lotus | |
1980 | Вальтер Рёрль | Fiat 131 Abarth | Fiat | Fiat 131 Abarth | |
1979 | Бьорн Вальдегорд | Ford Escort RS1800*** Mercedes 450 SLC 5.0*** | Ford | Ford Escort RS1800 | |
1978 | Маркку Ален* | Fiat 131 Abarth** Lancia Stratos HF** | Fiat | Fiat 131 Abarth | |
1977 | Сандро Мунари* | Lancia Stratos HF | Fiat | Fiat 131 Abarth | |
1976 | чемпионат среди пилотов не проводился | Lancia | Lancia Stratos HF | ||
1975 | чемпионат среди пилотов не проводился | Lancia | Lancia Stratos HF | ||
1974 | чемпионат среди пилотов не проводился | Lancia | Lancia Stratos HF | ||
1973 | чемпионат среди пилотов не проводился | Alpine-Renault | Alpine A110 | ||
* — В 1977 и 1978 годах разыгрывался Кубок ФИА для ралли-пилотов (FIA Cup for Rally Drivers), предвестник будущего чемпионата мира в личном зачёте. | |||||
** — Маркку Ален в сезоне 1978 провёл пять ралли на Fiat 131 Abarth и два — на Lancia Stratos HF. | |||||
*** — Бьорн Вальдегорд провёл в 1979-м семь гонок на Ford Escort RS1800 и две — на Mercedes 450 SLC 5.0. | |||||
**** — Компанию Talbot в 1981 году официально представлял британский дилер марки. | |||||
***** — Стиг Бломквист провёл в 1984 году девять этапов на Audi Quattro и два — на Audi Sport Quattro. | |||||
****** — В 2006ruen и 2007ruen годах команда марки Ford выступала по британской гоночной лицензии. |
Больше всего чемпионских титулов у французских пилотов (16), чуть меньше у финских (13), однако Финляндия впереди по количеству чемпионов мира — их 6 (Ватанен, Миккола, Салонен, Канккунен, Мякинен и Гронхольм), в то время, как у Франции — трое (Ориоль, Лёб и Ожье), у Великобритании и Швеции по два чемпиона, а у Италии, Германии, Испании, Норвегии, Эстонии — по одному.
Абсолютным лидером по количеству выигранных чемпионатов в личном зачёте является Себастьен Лёб — 9, причём завоевал он их подряд в 2004—2012 годах. Шесть титулов у другого француза по имени Себастьен — Ожье, по четыре чемпионских звания на счету финнов Канккунена и Мякинена, по два — у немца Рёрля, итальянца Биазьона и испанца Сайнса.
WRC 2020: команды
В этом сезоне борьба за звание чемпионов мира по ралли развернется между тремя командами:
- Hundai Shell Mobis WRT;
- M-Sport Ford WRT;
- Toyota Gazoo Racing WRT.
Действующими чемпионами WRC является команда Hundai Shell Mobis WRT. Победителем индивидуального зачета на WRC 2020 стал Отт Тянак, тридцатидвухлетний пилот из Эстонии. Тянак сумел прервать пятнадцатилетнюю победную серию французов и, тем самым, стал первым эстонским чемпионом в истории чемпионата мира по ралли.
Неожиданной для многих стала новость о переходе чемпионского экипажа из Toyota Gazoo Racing WRT в Hundai Shell Mobis WRT перед началом ЧМ-2020. Основной состав команд, заявленный на WRC 2020 выглядит следующим образом:
Команда | Автомобиль | № | Пилот | Штурман |
Hundai Shell Mobis WRT | Hundai i20 Coupe WRC | 6 | Дани Сордо | Карлос дель Баррио |
Hundai Shell Mobis WRT | Hundai i20 Coupe WRC | 8 | Отт Тянак | Мартин Ярвеоя |
Hundai Shell Mobis WRT | Hundai i20 Coupe WRC | 9 | Себастьян Леб | Даниэль Елена |
Hundai Shell Mobis WRT | Hundai i20 Coupe WRC | 11 | Тьерри Невиль | Николас Гилсул |
Hundai Shell Mobis WRT | Hundai i20 Coupe WRC | 16 | Крейг Брин | Пол Нэга |
M-Sport Ford WRT | Ford Fiesta WRC | 3 | Теему Сунинен | Ярмо Лехтинен |
M-Sport Ford WRT | Ford Fiesta WRC | 4 | Эсапекка Лаппи | Янне Ферм |
M-Sport Ford WRT | Ford Fiesta WRC | 44 | Гус Гринсмит | Эллиот Эдмондсон |
Toyota Gazoo Racing WRT | Toyota Yaris WRC | 17 | Сабастьян Ожье | Жюльен Инграссия |
Toyota Gazoo Racing WRT | Toyota Yaris WRC | 33 | Эльфин Эванс | Скотт Мартин |
Toyota Gazoo Racing WRT | Toyota Yaris WRC | 69 | Калле Рованперя | Джон Халттунен |
Все представители команд обязаны использовать шины Michelin на своих автомобилях по условиям чемпионата.
Гонки в календаре чемпионата 1973-2017[ | ]
Ралли | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 00 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Общ. |
Ралли Монте-Карло | 40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Швеции | 41 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Португалии | 38 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Сафари | 29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Акрополис | 38 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Финляндии | 44 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Сан-Ремоruen | 30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Сардинии | 13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Великобритании | 44 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Корсики | 37 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Франции | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Марокко | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Польши | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Австрии | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Независимой прессы | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Олимпус | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли озёр Ридо | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Квебека | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Новой Зеландии | 32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Кот-д’Ивуара | 15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Аргентины | 36 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Бразилии | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Австралии | 24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Каталонии | 25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Индонезии | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Китая | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Кипра | 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Германии | 15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Турции | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Японии | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Мексики | 13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Норвегии | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Ирландии | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Иордании | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ралли Болгарии | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего | 13 | 8 | 10 | 10 | 11 | 11 | 12 | 12 | 12 | 13 | 12 | 12 | 12 | 13 | 13 | 13 | 13 | 12 | 14 | 14 | 13 | 10 | 8 | 9 | 14 | 13 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 16 | 16 | 16 | 16 | 15 | 13 | 13 | 13 | 14 | 14 | 13 | 13 | 14 | ‘ |
Несостоявшиеся и аннулированные этапы чемпионата мира[ | ]
В истории проведения чемпионата мира многократно происходили случаи с отменой этапов, а однажды результаты уже проведённого соревнования были аннулированны. Так в сезоне 1974 года из-за нефтяного кризиса не состоялись запланированные ранее гонки в Монако, Швеции и Греции[1]. Из-за развязавшейся Фолклендской войны отменили ралли Аргентина 1982 года. Ралли Швеция в 1990 году не состоялось из-за аномально тёплой погоды, и отсутствия снежно-ледового покрытия в связи с этим (по регламенту турнира данная гонка должна проходить исключительно в снежно-ледовых условиях). Разразившийся политический кризисruen не позволил провести ралли Индонезии в 1998 году. В 2016-м причиной отмены ралли Китая стали последствия катастрофического наводнения. А финальный, австралийский этапruenчемпионата мира по ралли 2019ruen оказался несостоявшимся из-за рекордных по силе лесных пожаров, охвативших местность, где должна была пройти гонка[2]. А в 2020 году многие этапы чемпионата мира по раллиruen были перенесены, а некоторые были отменены на фоне пандемии коронавируса (см. влияние на спорт).
Особняком стоит Ралли Сан-Ремоruen 1986 года. Соревнование прошло в намеченные сроки, но закончилось скандалом. Юха Канккунен лидировал на Peugeot 205 T16 в гонке, однако итальянские организаторы в определённый момент сняли французскую команду с этапа, якобы из-за использования аэродинамического оперения автомобиля неправильной (неомологированной) формы. Позже специальная комиссия ФИА проверила машины Peugeot и не нашла нарушений. Однако гонка уже состоялась, а пилотам этой команды не позволили показать результаты. Поэтому итоги соревнований решили аннулировать, это единственный случай такого рода в истории WRC. Перерасчёт итоговых очков в личный зачёт привёл к тому, что чемпионский титул 1986 годаruen достался не Маркку Алену (пилоту Lancia), а Юхе Канккунену (пилоту Peugeot)[3][4].
WRC
Этапы и призеры
Цвет | Покрытие |
Золотой | Гравий |
Серебряный | Асфальт |
Синий | Снег\Лёд |
Бронзовый | Смешанное покрытие |
Этап | Ралли | Подиум | Статистика | ||||||
Место | Пилот | Автомобиль | Время | Участки | Длина | Стартовало | Финишировало | ||
1 | Ралли Монте-Карло (15–20 января) — Отчёт | 1 | Себастьен Лёб | Citroën DS3 WRC | 5:18:57.2 | (18) 16 | (478.42 км) 436.02 км | 73 | 45 |
2 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 5:20:37.1 | ||||||
3 | Дани Сордо | Citroën DS3 WRC | 5:22:46.2 | ||||||
2 | Ралли Швеции (8-10 февраля) — Отчёт | 1 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 3:11:41.9 | 22 | 297,78 км | 43 | 35 |
2 | Себастьен Лёб | Citroën DS3 WRC | 3:12:23.7 | ||||||
3 | Мадс Остберг | Ford Fiesta RS WRC | 3:13:06.4 | ||||||
3 | Ралли Мексики (8-10 марта) — Отчёт | 1 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 4:30:31.2 | 23 | 396,82 км | 25 | 20 |
2 | Микко Хирвонен | Citroën DS3 WRC | 4:33:58.0 | ||||||
3 | Тьерри Невилль | Ford Fiesta RS WRC | 4:34:50.8 | ||||||
4 | Ралли Португалии (11-14 апреля) — Отчёт | 1 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 4:07:38.7 | 15 | 386,73 км | 70 | 38 |
2 | Микко Хирвонен | Citroën DS3 WRC | 4:08:36.9 | ||||||
3 | Яри-Матти Латвала | Volkswagen Polo R WRC | 4:11:43.2 | ||||||
5 | Ралли Аргентины (3-5 мая) — Отчёт | 1 | Себастьен Лёб | Citroën DS3 WRC | 4:35:56.7 | 14 | 407,64 км | 32 | 24 |
2 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 4:36:51.7 | ||||||
3 | Яри-Матти Латвала | Volkswagen Polo R WRC | 4:37:57.5 | ||||||
6 | Ралли Акрополис (31 мая — 2 июня) — Отчёт | 1 | Яри-Матти Латвала | Volkswagen Polo R WRC | 3:31:01.2 | 14 | 306,53 км | 49 | 38 |
2 | Дани Сордо | Citroën DS3 WRC | 3:32:51.2 | ||||||
3 | Тьерри Невилль | Ford Fiesta RS WRC | 3:33:15.3 | ||||||
7 | Ралли Сардинии (21-23 июня) — Отчёт | 1 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 3:22:57.9 | 23 | 304,21 км | 56 | 41 |
2 | Тьерри Невилль | Ford Fiesta RS WRC | 3:24:14.7 | ||||||
3 | Яри-Матти Латвала | Volkswagen Polo R WRC | 3:24:45.9 | ||||||
8 | Ралли Финляндии (2-4 августа) — Отчёт | 1 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 2:43:10.4 | 23 | 324,21 км | 97 | 70 |
2 | Тьерри Невилль | Ford Fiesta RS WRC | 2:43:47.0 | ||||||
3 | Мадс Остберг | Ford Fiesta RS WRC | 2:44:08.0 | ||||||
9 | Ралли Германии (23-25 августа) — Отчёт | 1 | Дани Сордо | Citroën DS3 WRC | 3:15:19.4 | (16) 15 | (371,86 км) 330,78 км | 76 | 52 |
2 | Тьерри Невилль | Ford Fiesta RS WRC | 3:16:12.4 | ||||||
3 | Микко Хирвонен | Citroën DS3 WRC | 3:17:55.5 | ||||||
10 | Ралли Австралии (13-15 сентября) — Отчёт | 1 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 3:19:55.0 | 22 | 352,4 км | 29 | 23 |
2 | Тьерри Невилль | Ford Fiesta RS WRC | 3:21:27.1 | ||||||
3 | Микко Хирвонен | Citroën DS3 WRC | 3:21:57.1 | ||||||
11 | Ралли Франции (4-7 октября) — Отчёт | 1 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 2:53:07.6 | 23 | 396,82 км | 82 | 51 |
2 | Дани Сордо | Citroën DS3 WRC | 2:53:19.8 | ||||||
3 | Яри-Матти Латвала | Volkswagen Polo R WRC | 2:53:27.1 | ||||||
12 | Ралли Испании (24-27 октября) — Отчёт | 1 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 3:33:21.2 | 15 | 355,92 км | 82 | 40 |
2 | Яри-Матти Латвала | Volkswagen Polo R WRC | 3:33:54.1 | ||||||
3 | Микко Хирвонен | Citroën DS3 WRC | 3:34:34.9 | ||||||
13 | Ралли Великобритании (15-17 ноября) — Отчёт | 1 | Себастьен Ожье | Volkswagen Polo R WRC | 3:03:36.7 | 23 | 396.82 км | 56 | 43 |
2 | Яри-Матти Латвала | Volkswagen Polo R WRC | 3:03:58.5 | ||||||
3 | Тьерри Невилль | Ford Fiesta RS WRC | 3:05:01.2 |
Примечания
- † — Дистанция ралли была сокращена из-за отмены некоторых спецучастков.
Чемпионат пилотов
Место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Очки | 25 | 18 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 |
2 | 11 | 11 | 11 | 22 | 101 | 11 | 12 | 171 | 11 | 13 | 13 | 1 | | 290 | ||
2 | Тьерри Невилль | Сход | 5 | 3 | 17 | 5 | 3 | 22 | 21 | 2 | 22 | 42 | 41 | 31 | 176 |
3 | Яри-Матти Латвала | Сход | 42 | 163 | 33 | 31 | 1 | 33 | 173 | 73 | 4 | 3 | 22 | 2 | 162 |
4 | Микко Хирвонен | 4 | 17 | 2 | 2 | 63 | 8 | Сход | 4 | 3 | 3 | 6 | 3 | Сход | 126 |
5 | Дани Сордо | 3 | Сход | 4 | 12 | 9 | 2 | 4 | 5 | 12 | НС | 21 | Сход | 7 | 123 |
6 | Мадс Остберг | 6 | 33 | 112 | 82 | 7 | 6 | 8 | 3 | 9 | 5 | 8 | 6 | 43 | 102 |
7 | Евгений Новиков | Сход | 9 | 10 | 4 | 4 | 92 | Сход | 6 | 10 | 73 | 5 | 5 | 192 | 69 |
8 | Себастьян Лёб | 1 | 2 | НС | НС | 1 | НС | НС | НС | НС | НС | Сход | НС | НС | 68 |
9 | Мартин Прокоп | 7 | 7 | 9 | 7 | 10 | 7 | 5 | Сход | 4 | НС | Сход | 7 | 6 | 63 |
10 | Андреас Миккельсен | НС | НС | НС | 6 | 8 | 43 | Сход | 10 | ОТК | 6 | 7 | Сход | 5 | 50 |
11 | Нассер Аль-Аттиях | НС | НС | 5 | 5 | НС | 5 | НС | НС | 13 | НС | НС | Сход | ОТК | 30 |
12 | Элфин Эванс | НС | НС | НС | 23 | НС | НС | 6 | Сход | 6 | НС | 11 | Сход | 8 | 20 |
13 | Роберт Кубица | НС | НС | НС | 19 | НС | 11 | 9 | 9 | 5 | НС | 9 | 9 | Сход | 18 |
14 | Брайан Боффье | 5 | НС | НС | 13 | НС | НС | 31 | ОТК | НС | НС | НС | НС | Сход | 10 |
15 | Юхо Ханнинен | Сход | 6 | НС | ОТК | НС | НС | НС | 32 | НС | НС | НС | НС | НС | 8 |
16 | Крис Аткинсон | НС | НС | 6 | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | 8 |
17 | Яри Кетомаа | НС | Сход | НС | НС | НС | НС | НС | 7 | НС | НС | НС | НС | 9 | 8 |
18 | Хайден Пэддон | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | 11 | 8 | 17 | НС | 8 | НС | 8 |
19 | Михал Косцюшко | 10 | 14 | Сход | Сход | Сход | ОТК | 7 | НС | Сход | НС | НС | НС | НС | 7 |
20 | Кен Блок | НС | НС | 7 | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | 6 |
21 | Халид Аль Кассими | НС | Сход | НС | 9 | НС | Сход | 10 | НС | 11 | 9 | НС | 11 | НС | 5 |
22 | Сепп Вейганд | 8 | 13 | НС | 14 | НС | НС | Сход | НС | 14 | НС | НС | Сход | ОТК | 4 |
23 | Пер-Гуннар Андерссон | НС | ОТК | НС | Сход | НС | НС | 13 | 8 | Сход | НС | НС | НС | НС | 4 |
24 | Бенито Гуэрра | НС | ОТК | 8 | Сход | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | 14 | ОТК | 4 |
25 | Хеннинг Сольберг | НС | 8 | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | 4 |
26 | Натан Куинн | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | 8 | НС | НС | НС | 4 |
27 | Оливер Бурри | 9 | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | 2 |
28 | Абдулазиз Аль-Кувари | НС | НС | 12 | 16 | 13 | 13 | 11 | НС | НС | 10 | НС | 9 | ОТК | 2 |
29 | Язид Аль-Раджи | НС | 10 | НС | ОТК | НС | НС | НС | 12 | НС | 12 | НС | 12 | 18 | 1 |
30 | Эсапека Лаппи | Сход | НС | НС | 10 | НС | НС | НС | 31 | НС | НС | НС | НС | НС | 1 |
31 | Роман Думас | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | 10 | НС | НС | 1 |
32 | Марк Хиггинс | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | НС | 10 | 1 |
Место | Пилот | М-К | ШВЕ | МЕК | ПОР | АРГ | АКР | ИТА | ФИН | ГЕР | АВС | ФРА | ИСП | ВЕЛ | Очки |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
Сход | Не финишировал |
ДСК | Дисквалифицирован |
НС | Не стартовал |
Т | Травмирован или болен |
ИСК | Исключён из протокола |
НП | Не прибыл |
ОТК | Отказ от участия |
Примечание:
- 123 — позиция на Power Stage
, по итогам которого начисляются бонусные очки (3 — за 1-е место, 2 — за 2-е, 1 — за 3-е).
Чемпионат производителей
Сход | 4 | 10 | 3 | 3 | 1 | 3 | 7 | 5 | 4 | 3 | 2 | 2 | 425 | |||
8 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 | 1 | 1 | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
2 | Citroën Total Abu Dhabi World Rally Team | 1 | 1 | 2 | 1 | Сход | 280 | |||||||||
2 | 4 | 9 | 2 | 2 | 6 | 8 | Сход | 4 | 3 | 3 | 6 | 3 | Сход | |||
3 | 4 | 9 | 2 | 4 | 5 | 1 | Сход | Сход | 7 | |||||||
3 | Qatar M-Sport World Rally Team | 4 | 5 | 3 | 9 | 7 | 7 | 6 | 7 | 3 | 6 | 5 | 8 | 6 | 4 | 190 |
5 | Сход | 7 | 8 | 4 | 4 | 9 | Сход | 6 | 7 | 7 | 5 | 5 | 8 | |||
4 | Qatar World Rally Team | 6 | Сход | 5 | 5 | 9 | Сход | ОТК | 184 | |||||||
11 | Сход | 5 | 3 | 10 | 5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | |||
5 | Jipocar Czech National Team | 21 | 6 | 7 | 7 | 10 | 7 | 5 | Сход | 4 | Сход | 7 | 6 | 65 | ||
6 | Abu Dhabi Citroën Total World Rally Team | 10 | 3 | Сход | 6 | 8 | 9 | Сход | 8 | Сход | 8 | 8 | 2 | 8 | Сход | 63 |
7 | Volkswagen Motorsport II | 10 | 5 | 8 | 4 | Сход | ОТК | 6 | 7 | Сход | 5 | 50 | ||||
8 | / Lotos Team WRC | 12 | 6 | 8 | Сход | Сход | Сход | ОТК | 6 | Сход | 20 | |||||
Место | Производитель | № | М-К | ШВЕ | МЕК | ПОР | АРГ | АКР | ИТА | ФИН | ГЕР | АВС | ФРА | ИСП | ВЕЛ | Очки |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
Сход | Не финишировал |
ДСК | Дисквалифицирован |
НС | Не стартовал |
Т | Травмирован или болен |
ИСК | Исключён из протокола |
НП | Не прибыл |
ОТК | Отказ от участия |
Примечания[ | ]
- История WRC. 1974 — Первые проблемы (неопр.)
.
wrc-info.ru
. Дата обращения 13 ноября 2020. - Антон Костин.
Отмена ралли Австралия принесла марке Hyundai титул чемпиона мира
(неопр.)
.
Авторевю
(12 ноября 2019). Дата обращения 13 ноября 2020. - 30 ЛЕТ НАЗАД ЧЕМПИОН МИРА ОПРЕДЕЛИЛСЯ В СУДЕ (неопр.)
.
stregrast.ru
(30 декабря 2016). Дата обращения 15 ноября 2020. - История WRC. 1986 — сезон страшных аварий (неопр.)
.
wrc-info.ru
. Дата обращения 13 ноября 2020.
Ралли Португалии 2011
Место | Пилот | Штурман | Автомобиль | Время | Отрыв | Очки |
Итоговый протокол | ||||||
1. | Себастьян Ожье | Жульен Ингроссо | Citroën DS3 WRC | 4:10:53.4 | 0.0 | 26 |
2. | Себастьян Лёб | Даниэль Элена | Citroën DS3 WRC | 4:11:25.2 | 31.8 | 21 |
3. | Яри-Матти Латвала | Миикка Анттила | Ford Fiesta RS WRC | 4:14:15.5 | 3:22.1 | 17 |
4. | Микко Хирвонен | Ярмо Лехтинен | Ford Fiesta RS WRC | 4:17:09.7 | 6:16.3 | 12 |
5. | Меттью Уилсон | Скот Мартин | Ford Fiesta RS WRC | 4:18:41.9 | 7:48.5 | 10 |
6. | Петтер Сольберг | Крис Паттерсон | Citroën DS3 WRC | 4:21:10.8 | 10:17.4 | 8 |
7. | Кими Райкконен | Кай Линдстрём | Citroën DS3 WRC | 4:21:47.5 | 10:54.1 | 6 |
8. | Федерико Виллагра | Хорхе Перес | Ford Fiesta RS WRC | 4:22:32.2 | 11:38.8 | 4 |
9. | Хеннинг Сольберг | Илка Майнор | Ford Fiesta RS WRC | 4:25:09.8 | 14:16.4 | 2 |
10. | Деннис Куйперс | Фредерик Миклот | Ford Fiesta RS WRC | 4:28:48.0 | 17:54.6 | 1 |
P-WRC | ||||||
1. (11.) | Хейден Пэддон | Джон Кеннард | Subaru Impreza WRX STI | 4:33:33.4 | 0.0 | 25 |
2. (15.) | Юкка Кетомяки | Кай Рисберг | Mitsubishi Lancer Evo X | 4:41:13.3 | 7:39.9 | 18 |
3. (16.) | Мартин Семерад | Михаель Эрнст | Mitsubishi Lancer Evo IX | 4:42:46.0 | 9:12.6 | 15 |
WRC Academy | ||||||
1. | Эгон Каур | Маит Ляйдвее | Ford Fiesta R2 | 3:30:13.8 | 0.0 | 28 |
2. | Виктор Хенрикссон | Жоэль Арделл | Ford Fiesta R2 | 3:30:30.2 | 16.4 | 19 |
3. | Кристьян Ридеманнн | Михаэль Венцель | Ford Fiesta R2 | 3:33:45.0 | 3:31.2 | 15 |
†↑
– Участники WRC Academy проходят не всю дистанцию ралли.
Power Stage
Место | Пилот | Время | Отрыв | Ср.скор. | Очки |
1 | Себастьян Лёб | 22:35.9 | 0.0 | 82.41 км/ч | 3 |
2 | Яри-Матти Латвала | 22:37.6 | +1.7 | 82.31 км/ч | 2 |
3 | Себастьян Ожье | 22:40.0 | +4.1 | 82.16 км/ч | 1 |