Недостатки
Нелегкая жизнь монаха накладывает на него множество различных ограничений. К счастью, вам не придется вместе с вашим героем неделями поститься, но…
Даже такая мелочь может стать проблемой… если поблизости есть стрелок или убийца. |
Если вас поймали…
Монах, который по какой бы то ни было причине потерял право на использование плюсов за ловкость — труп. Его защита сразу падает до позорной десятки (или чуть больше, если есть нужные кольца и наручи), пропадает увертливость — в общем, враги получают право безнаказанно над ним издеваться. К счастью, парализующие заклятия и тем паче яды срабатывают на нем очень плохо; но есть еще такой подлый способ, как окружение. Помните об этом всегда.
Особенно часто на этом попадаются те, кто до монаха играл вором: привыкши к Uncanny Dodge, дающему иммунитет к эффекту окружения, они считают, что и у монаха такое есть. А зря!
Нет оружия
Монаху ни к чему оружие… но в этом, кроме плюсов, кроется и минус. На средних и высоких уровнях множество противников оказывается устойчивым к немагическим атакам. Удары ки, которые появляются с 10-го уровня, существенно «запаздывают»: когда атака монаха считается +1-й, уже пора бы обзаводиться оружием +2, а то и +3. От этого дела спасают боевые перчатки и камы, но то и другое не слишком широко распространено.
Вообще, в том, что монах не носит ни оружия, ни брони, минусов столько же, сколько и плюсов (если не больше). Всевозможные побочные эффекты от волшебной экипировки достаются ему в минимальном количестве. При этом пользоваться «аппаратурой» магов — свитками, палочками — монах не умеет тоже.
Все это, безусловно, не фатально, но делает игру за монаха достаточно непростой. Он не может себе позволить выбирать мишени для атаки так же просто, как воин, не может исполнять роль «танка» в гуще врагов, в общем — игра требует постоянной бдительности.
Важнейшее достоинство монаха — способность играть в команде сразу несколько ролей. Он может быть достойным разведчиком, отлично смотрится в ближнем бою, прилично держит удар (и не только физический, а еще и магический!), а при особой необходимости можно вырастить из него и сапера (чтобы возместить отсутствие вора).
Ну а в соло-режиме монах, пожалуй, самый универсальный из всех персонажей, и играть за него легко и приятно.
Вам нужны почти в равной мере: сила, ловкость, мудрость, выносливость.
Сила
— для атак и урона, а также потому, что вы
в принципе
не можете себе позволить ходить в перегруженном состоянии (тут же теряются все монашьи плюсы). Конечно, вам броню не носить, но… надо еще транспортировать добычу. Минимум силы для монаха — 14, а лучше бы поболее.
Ловкость
и
мудрость
(обе!) модифицируют защиту, а также отвечают каждая за свой вид спасброска (реакция и воля). Кроме того, мудрость нужна для монашеских спецатак (в частности — оглушения). Вывод очевиден: мудрость почти всегда надо подымать до 16, ловкость — минимум до 14, больше — как получится.
Положение дел несколько изменилось с момента выхода Hordes of Underdark: способность Circle Kick стала настоятельно требовать ловкости 15. Имейте это в виду.
Выносливость
— это хиты и спасбросок стойкости. Правда, к части эффектов, вызывающих такие спасброски, у монаха появляется иммунитет; и все же я — не сторонник популярной идеи, что выносливость разумно загонять в 10.
Потребности в интеллекте
зависят от того, какую роль должен играть ваш монах. Если он собирается заменять вора — то вам понадобится много умений. Впрочем, монах часто разминирует ловушки, просто проходя по ним — он может себе такое позволить.
Обаяние
… Скажите себе сразу: говорить от имени команды ваш монах
не будет
. Никогда. На то существуют колдуны, паладины, барды, на худой конец священники. Только в одиночной игре монаху может прийти в голову идея учиться умению Persuade — но там оно годится для всех без исключения. Характерное обаяние монаха — 10 в соло-режиме, 8 в сетевом.
— А разве бывают полурослики-барды?
К. Новак, Дж. Грабб, «Лазурные оковы
»
Сразу исключим из рассмотрения полуросликов
и
карликов
-gnomes: поскольку они — «очень маленькие существа», у них снижена скорость и урон от безоружных атак. Плюсы за увертливость и прочее не в состоянии компенсировать такое.
Человек
— как всегда, надежный выбор: дает лишний навык, пункты умений, а кроме того — позволяет без штрафов на опыт взять себе какой угодно дополнительный класс (о мультиклассировании речь ниже).
Эльф
— это плюсы к ловкости за счет выносливости, дополнительная устойчивость к чарам (не сверхценно), видение в темноте. Все это не бог весть как нужно. Но вот если вы хотите, чтобы монах обнаруживал для группы ловушки — то это ваш выбор, вне всякого сомнения.
Это интересно:
один из лучших в мире игроков в Neverwinter Nights практически
всегда
играет монахом-эльфом. Но это не потому, что он так уж свято верит в эффективность такого сочетания: просто зовут его Элвис Монк, и он решил, что с таким именем и фамилией просто обязан им соответствовать.
Гном (Dwarf)
вроде бы всем хорош: «нужная» выносливость за счет «бесполезного» обаяния, дополнительная устойчивость к магии, боевые плюсы. Но есть один недостаток: сниженная базовая скорость. А значит — забудьте про быстрое убегание. По этой причине гном — разумный выбор только в соло-игре.
Полуэльф
— довольно бессмысленный вариант. Никаких особых недостатков нет, но и преимуществ — также. Если нужен монах-сапер, берите полноценного эльфа, если нет — то человек предпочтительнее.
Полуорк
— очень неплохая идея. Плюс к силе, минусы там, где это не очень страшно, полноценное темновидение. Выбор почти равноценный с человеком, хотя в соло-игре будет мешать недостаточное количество умений, и, если вы последуете моему совету из следующей главы, то появится штраф за мультиклассирование.
Одна из причин не пропускать вперед даже «танка»: собрать на себя заклинания монстров. |
Не смешивай это ни с чем. Ты не хочешь увидеть результат.
Г. Найджельс, «Растворитель демонов
»
Мультиклассировать монаха очень трудно. Его способности очень сильно зависят от уровня. Это вам не воин, от которого «откусишь» пару уровней — вроде ничего страшного… Поэтому монахи (как и маги) чаще всего встречаются в чистом виде.
Изредка берется один-единственный уровень вора
(чтобы лучше работать с ловушками) или
волшебника
/
колдуна
(чтобы пользоваться свитками, палочками и идентифицировать предметы). Первое имеет смысл в сетевой игре, второе — пожалуй, только в соло.
Можно было бы искать какой-то выгоды от престиж-класса Weapon Master
… но в силу некоей неизвестной причины авторы игры решили не разрешать ему делать оружием выбора безоружную атаку. Стало быть — не судьба.
Бытует мнение, что хороший выбор для монаха — 4 уровня воина
: несколько дополнительных приемов, плюсы к хитам и меткости, а главное — специализация (в безоружной атаке). Но я так ни в коем случае не считаю. За +2 к урону вы получите замедление, в частности, в прогрессе этого самого урона: и там, где ваши «сверстники» будут рукой наносить 1к20 хитов, вам останется 1к12. Оно вам надо?
Вообще-то специализацию можно брать и за один уровень воина, если вы берете его не первым, а после получения +3 к атаке. Правда, это в какой-то момент исправили, потом опять разрешили… Что-то странное творится с этим навыком.
Это интересно:
некоторое время назад чуть ли не обязательным выбором для монаха был один уровень воина. Причина крылась в забавном баге: ношение щита не лишало монаха ни единого из его свойств и способностей! Теперь, однако, щит (как и должно быть) отнимает плюсы за мудрость, то есть никакой реальной пользы от него нет.
Есть некоторые перспективы за совмещением монаха с Dwarven Defender
’ом. Конечно, мы лишимся высокоуровневых монашьих преимуществ (а также скорости бега — гном есть гном), зато избавимся от уязвимости к окружению и получим всяческие плюсы в защитной стойке. В целом это решение — очень спорное, но есть у него одно явное достоинство: играть таким монахом
намного проще
, чем чистым монахом. Так что начинающим бойцам Adventurer’s Guild стоит задуматься над этой идеей.
Чаще к другим классам берутся одиночные уровни монаха — ради скорости бега, спасбросков и других преимуществ. Эти варианты подробно рассматриваются в соответствующих статьях. Например, в статье о превращенце
(shifter) я говорил, что для него монах — лучший из возможных мультиклассов, и до сих пор так считаю.
Если вы, персы, не будете летать, как птицы, грызть, как мышь, и прыгать, как лягушка, то не вернетесь к себе домой вовеки.
Тэффи, «Древняя история
»
Набор умений для монаха очень сильно зависит от того, одиночный режим или сетевой, а если сетевой — то должен ли монах, по замыслу команды, разминировать ловушки, должен ли их находить или может не делать ни того, ни другого.
В соло-игре, как и для всех классов, большое значение имеет Persuade
, крайне полезны
Heal
и
Lore
. При игре по сети на них нет смысла тратить пункты, особенно на первый.
Это интересно:
впрочем, был один случай, когда такое экзотическое решение окупилось. Ключевой для квеста предмет добывался у NPC после длинного разговора по душам. Но NPC жил в конце длинного и просторного подземелья с кучей тварей внутри, пройти который без ущерба было крайне сложно: часть монстров снимала магические свойства с экипировки. Монах чешской команды «Бравые солдаты» прополз мимо всей охраны и вернулся с нужной вещью: чехи потеряли на этой ветке квеста менее всех, что в конце концов и обеспечило им победу в партии.
Почти всегда нужно держать на максимуме (или близко к тому) Hide
и
Move Silently
. Думаю, комментарии тут излишни. Правда, некоторые соло-игроки предпочитают ходить открыто; ну что ж, их право.
Tumble
— почти непременно понадобится. Бегать, в том числе через врагов, придется часто, да и плюсы к защите монаху очень в тему. Экономить на этом отваживаются немногие.
Spot
— для монаха умение непрофессиональное, но если вы работаете разведчиком команды — без него трудно обойтись. На сетевых картах невидимых тварей более чем достаточно; я уж не говорю о возможности повстречаться с коллегой из противоположного лагеря. Увы, его развитие обходится очень дорого (правда, помогает высокая мудрость).
Search
— обязательный атрибут монаха-сапера. Тоже неклассовое умение, да еще и базируется на интеллекте: потому-то многие предпочитают не обнаруживать, а «тралить» монахом мины (или запускать пикси от волшебника). А если вы решите делать монаха полноценным сапером, то еще придется добавлять
DisableTrap
, а то и
Open Lock
… м-да, без уровня вора намучаетесь.
Discipline
— как и для большинства классов, решить, нужно ли это, непросто. Тем более — умение идет по двойной цене, как неклассовое. Но… вспомним, что самый популярный прием, против которого это помогает, — Knockdown, который для монаха опасен чрезвычайно (ибо лишает плюсов за ловкость). На мой взгляд — брать нужно.
Parry
— классовое умение, и, по идее, весьма полезно. Но на практике оно срабатывает почему-то реже, чем, казалось бы, должно: возможно, здесь какая-то ошибка в коде. Поэтому не убежден в его ценности.
Listen
— казалось бы, вещь не самая ценная, но заметим, что это — классовое умение для монаха, а Spot — нет. И потому Listen почти всегда прокачивают те монахи, кто служит своей группе разведчиками, но не саперами: чтобы обнаружить разведчика противника. И даже монахи-саперы этим не брезгуют.
Все остальные умения разумного применения для монаха, как мне кажется, не имеют.
Лупит палкой тощий старец: Восемь «тигров», девять «пьяниц»… Г. Л. Олди, «Мессия очищает диск » |
Такая позиция относительно безопасна. |
Какие навыки развивать монаху? Тут существует множество школ и идеологий. Для начала разберемся, что монаху нужнее всего?
Увеличивать эффективность базовой безоружной атаки (урон, точность и другие параметры). Атаку оружием (в том числе и фирменную монашескую каму) оставим для тех мучеников, которые не сумели добыть себе плюсовые перчатки. Я спецов по каме среди известных мне монахов не встречал.
Weapon Focus
,
Improved Critical
на безоружную атаку — безусловный must have. Правда, очень популярны монашеские пояса, в которых IC уже «зашит», но — вы уверены, что он вам достанется? Некоторые делают монаха с силой 10-12 и
Weapon Finesse
, но это очень спорный вариант. Всевозможные навыки обоерукости ни к чему: не влияют не безоружный бой.
Уметь разбираться с толпой мелюзги. Иначе его «затравят гоблинами», которые, окружив монаха, отберут плюсы за верткость.
Cleave
у вас есть изначально и даром, что прекрасно. Мой совет — раздобыть и
Great Cleave
. Душа поет, когда ваш монах одним взмахом семерых побивахом.
Whirlwind
— тоже неплохая штука, но требует нескольких других навыков — впрочем, небесполезных.
Вы будете долго ждать, пока на тролле сработает Stunning Fist. А вот Sap — запросто! |
Но лучшая на свете способность для монаха — Circle Kick.
Ни за что ни про что — лишняя атака в раунд, просто в том случае, если хоть один удар достиг цели! Что тут скажешь? Правда, не по той цели, что основной удар.
Улучшить защиту — вообще или в особых ситуациях.
Dodge
,
Mobility
,
Spring Attack
— хорошее дело, к тому же нужно для Whirlwind. Но возможности их во многом перекрываются умением Tumble, и обязательной программой я бы их не назвал.
Toughness
— очень неплохая штука. Если в базовой D&D это просто +3 хита, то здесь — хит на уровень. Хиты у монаха лишними точно не будут.
Усиление спасбросков — как правило, неразумная трата навыков, потому что у монаха они и так достаточно высоки.
Получить дополнительные спецприемы. Приоритет не самый высокий, потому что у монаха и так есть Stunning Fist, что немало.
Power Attack
некоторые считают бесполезной при наличии вихря ударов, но они глубоко заблуждаются. Вспомним о Damage Reduction, о необходимости порой вышибать двери, и так далее. Disarm нам не нужен, потому что «с голой пяткой на шашку» слишком большие минусы. Дополнительные применения
Stunning Fist
почти бесполезны в одиночной игре, где отдыхать приходится часто, а магов и воров встречается мало; а вот в сетевой, где все наоборот — вполне пригодятся.
Improved Knockdown
придет сам.
Один из лучших вариантов — Sap
, потому что требует от врага не спасброска, а проверки
Discipline
, а, как показывает практика, это умение есть далеко не у каждого воина, о прочих классах уж не говорю. Недостаток — требует совершенно бесполезного
Called Shot
, но тем не менее попробуйте — вероятно, результат вам понравится.
Из прочих преимуществ очень ценен Blind Fight
. Невидимые враги — большая головная боль для монаха. Правда, в одиночной игре их не очень много, и там этот навык — не первой необходимости.
И вот — один, уже друзья далеко, И трижды проклята моя дорога… Х/ф «Д’Артаньян и три мушкетера » |
Когда вы и ваши спутники не в городе, большую часть времени вы будете проводить вдали от компании. Монах — даже лучший разведчик, чем вор: если его все-таки обнаружат, у него сохраняются хорошие шансы выжить. Недостаток в том, что в качестве сапера он откровенно слабоват.
Нужна ли невидимость? Не повредит, но только не вздумайте полагаться на нее как на решение всех проблем. Если вас услышат, этого вполне хватит, чтобы атаковать.
Помните, что главная задача разведчика — доносить информацию до остальных. Работа по принципу «сейчас, еще немного побегаю, узнаю все-все-все, а там уж можно и рассказать ребятам» обречена на проигрыш. Разведчика могут убить, могут заставить бежать неведомо куда, но все это не бессмысленно — если он успел предупредить своих о возможных проблемах.
В случае обнаружения монах, как правило, не должен лезть в драку, благо сбежать он может почти всегда. Если бежите от монстров — бегите по прямой и при первой возможности, спрятавшись за углом, пейте зелье невидимости. Если от игроков — пользуйтесь «противоторпедным зигзагом».
Что это такое, знает, наверное, любой игрок, но на всякий случай добавлю: зигзаг не должен быть симметричным, иначе толку с него чуть. И сильно метаться из стороны в сторону не стоит, а то потеряете преимущество в скорости. Достаточно бежать не прямо, чтобы труднее было вас выцелить.