Total Overdose — не самый идеальный ностальгический боевик?
В 2000-ых, после триумфа Grand Theft Auto III
— далеко не самой интересной и захватывающей, но крайне новаторской в своём жанре игры, многие компании стали делать ставку на «экшены в стиле GTA». Несложно догадаться, почему многие из них в итоге провалились в продажах и обернулись для разработчиков серьёзными финансовыми и репутационными потерями. Хотя, нельзя исключать, что кому-то везёт куда больше. Но речь сегодня пойдёт об игре, которая внезапно появилась, а затем так же внезапно растворилась в истории, но стала примером того безумного драйва и динамичного экшена, которого серии GTA так не хватало. Встречайте —
Total Overdose
. Разработала игру студия
Deadline Games
, а издала
Eidos Entertainment
(ныне —
Square Enix Europe
) в сентябре 2005 года. Многие игровые издания уверенно называли данный проект «мексиканским аналогом GTA» и тому подобное. Возможно, они были правы. Цель данной статьи — разобраться, как воспринимается игра спустя почти пятнадцать лет после релиза и что в ней было хорошего и плохого на тот момент.
Начну я, пожалуй, с плюсов
. С одного фундаментального и нескольких из категории «ну так, по мелочи».
Экшен
. Причём, не просто экшен, а
ЭКШОНИЩЕ
. Уж что-что, а бои в Total Overdose крайне динамичными, зрелищными, местами даже напряжёнными. И чем дальше мы будем следовать по сюжетным рельсам, тем адреналиновее становится геймплей. А тому, какие протагонист пируэты исполняет, да ещё и в слоу-мо, хочется аплодировать стоя. Чтобы привести в действие столь отлаженную и продуманную машину для перестрелок, нужно всего лишь нажать ПРОБЕЛ на клавиатуре. Главный герой умеет: прыгать аки Макс Пейн, перематывать время и стрелять, бегать по стене и стрелять, отлетать от стены и
СТРЕЛЯТЬ
, да даже отлетать от стены
И СТРЕЛЯТЬ!!!
Можно бесконечно долго описывать всю годноту местных перестрелок, но суть одна — серии GTA такого точно не хватает. По крайней мере, не хватало в те годы.
Сеттинг
. Казалось бы, открытой песочницей в типичном американском городе уже никого не удивить — здесь удивительно здорово поработали Либерти-Сити, Вайс-Сити и штат Сан-Андреас, но студия Deadline Games (к слову, датская студия!) пошла на риск и развернула действие в соседней Мексике. Локация там, конечно, не огромная по общим меркам, но сделана очень неплохо, местами живописно. Небольшой городок
Лос-Торос
на границе с США станет центральным местом действия, хотя во время миссий мы можем побывать не только на его улицах. Судьба занесёт нас в развалины эпохи майя, на территорию США и даже в каньон за чертой города.
Впрочем, и в Лос-Торосе есть много способов для эксплоринга. Можно выполнять побочные миссии, в том числе и местный аналог «жажды смерти» — День мертвецов (или его альтернативу, Бешеного борца), собирать бонусные очки, которые помогут в конечном итоге серьёзно прокачать характеристики персонажа: шкалы здоровья и адреналина, а также навыки использования оружия. Ну или просто дают особые приёмы, которые пригодятся в боях — от пиньяты и качка в маске (он же Мистериозо
) до золотого пистолета, стреляющего только в голову, и урагана пуль из Micro-UZI. Раскиданы заветные иконки по всему городу, так что можно обыскать каждый закуток и что-то там да найти. А можно просто слоняться по городу, пешком или катаясь на транспорте, который в игре представлен автомобилями нескольких видов, а также мотоциклами, грузовиками и погрузчиками (причём, они в игру включены не просто так). Лодок не будет, как и вообще морских баталий, о чём даже сама игра открыто говорит — если протагонист падает в воду, его возвращают обратно на сушу со словами, что игра не про плавание.
Вообще, заметно то, как дотошно датчане подошли к реализации мексиканского сеттинга — тут и ребята в сомбреро, и стадион с корридой, и всякие ребята в нелепых костюмах, и общая стилистика архитектуры, свидетельствующая о бедности данного городишки. Даже испанский говор слышен повсюду, несмотря на то, что периодически встречаются персонажи, говорящие на английском (в локализации от Nival
— на русском), и не только среди сюжетных. В общем, с атмосферой у игры нет проблем. По крайней мере, первые несколько часов.
Оружие
. Тут его полно. От холодного (прут, бита, мачете) и пистолетов до ракетного и метательного (гранаты, динамит и коктейли Молотова). Арсенал богатый и его игрок может носить целиком, а не по одному стволу каждого типа, как в GTA. Урона они наносят прилично, разброс пуль вполне адекватен, автоприцел в стрельбе также неплохо помогает. Единственный, пожалуй, минус — боезапас тратится слишком быстро. Проблему решает, конечно, прокачка характеристик вплоть до бесконечных патронов, а также подбор патронов с трупов, но это очень долго и муторно.
Саундтрек
. Для начала, Deadline Games применили в Total Overdose модель динамической музыки, до которой
Rockstar Games
докумекали лишь к релизу
GTA V
. Убойные композиции, как инструментальные, так и со словами, очень удачно вклиниваются в моменты с напряжёнными схватками, нарастая с количеством убитых трупов или хардкорностью эпизода, а также, если цепочка трупов прервалась, так же эффектно затихают. Особняком стоит «
Molotov
—
Karmara
», возможно, самый крышесносящий трек в данной игре, который звучит чуть ли не на каждой миссии.
Сюжет
. Вот здесь я до конца так и не определился, плюс это или минус, потому что история в Total Overdose представлена крайне поверхностно и банально. Тем не менее, вкратце обрисую её. Когда-то давно федералы убили агента
Эрнесто Круза
, а его сыновья, узнав о его гибели, решили устроить кровную месть. Старший,
Томми
, став агентом ЦРУ под прикрытием, во время одной из спецопераций получает ранение ноги. Младший,
Рамиро
(Рам), не самый социально прилежный тип, по личной просьбе брата досрочно выходит из тюрьмы и обосновывается в городке Лос-Торосе, где внедряется в круги местного наркобарона
Цезаря Моралеса
. Сперва он выполняет пару его поручений — вроде спасения местного информатора
Марко
или кражи машины главаря вражеской банды
Виргиллос
— а затем убивает. Через партнёра Моралеса, владельца автосалона
Элвеца
, Рам выходит на военных, которые имели тесные связи с неким
Папой Муэрте
, а в самом конце узнаёт о том, что агент
Джонсон
отравил Томми и полковника ЦРУ
Траста
, похитил агента мексиканской полиции
Энджел
и теперь готовится взорвать путём диверсии офис американских спецслужб. И, пожалуй, всю скупость, коротковатость и шероховатость сюжета вытягивает на себе…
Протагонист
. Рамиро Круз — это собирательный образ типичного протагониста из экшен-игр начала нулевых. Самоуверенный, равнодушный, безжалостный и обаятельный, плюс трюкач и тот ещё стрелок. На высоком навыке может даже по-македонски. Практически каждый свой чих Рам комментирует ироничными фразочками, которые разряжают обстановку, а порой и просто веселят. Особенно когда парень пытается образумить оппонентов в самом конце игры бежать из офиса ЦРУ, пока не взорвалась бомба — вот и думай, всерьёз он это говорил, или он просто решил поглумиться? Хотя нельзя сказать, что относительно прочих героев он прям хороший и крутой. В рамках сюжета Total Overdose он существует крайне органично, но рассыпается при сравнении с каким-нибудь Томми Версетти или Максом Пэйном. Сопереживать ему не получается, сценарий не вызывает той степени эмоционального напряжения, так что по факту игра становится обычным мясным боевиком, который и держится на всём этом мясе. Ну и немного — на образе Рамиро.
А теперь перейдём к минусам
Total Overdose. Хоть таковых и меньше, чем плюсов, их вес в данном анализе куда выше, о чём я сам очень сожалею. А может, и нет.
Графика
. Для 2019-го года не воспринимается всерьёз, хотя даже в 2005-ом считалась крайне устаревшей. Размытые текстуры, неровная анимация, никакие спецэффекты и не самые красивые модели персонажей. Тем не менее, чем-то игра очень отдалённо напоминает ранние трёхмерные части GTA, поскольку создана на движке
RenderWare
, который в своё время, кажется. успели засунуть чуть ли не во все топовые игры времён второй PlayStation. К слову, бедность графики не самым лучшим образом сказалась и на проработке локаций — например, уровень с джунглями выглядит как узкий коридор с натянутыми по бокам текстурами деревьев, изредка переходящий в более обширные участки, где этой
шакальности
не придаёшь значения — перестрелкам всё равно, на какой местности происходить.
Геймплей
. Несмотря на то, что Total Overdose предполагает увлечённое исследование локаций и активное участие в различных миссиях, как основного сюжета, так и во второстепенных (их 34, к слову), после прохождения их всех в игре уже делать нечего, ровным счётом. Она неимоверно скучная. Заберите у игры Рамиреса и систему перестрелок — и она потеряет весь свой шарм. Играть роль GTA у проекта от датчан никаким образом не выходит. Их песочница не похожа на ту, в которой развлечения действительно имели бы место.
Противники
. Тупые. Как и пешеходы. Зачастую всегда идут напролом, укрытия не используют, не считая, разве что, стационарных турелей. Убиваются парой точных выстрелов, урона наносят мало, при том если их немного в пределах видимости, отчего перестрелки протекают слишком быстро, хоть и эпичны сами по себе.
Миссии
. Банальные, зачастую без какой-то изюминки. Хотя временами обилие локаций, в которые Рамиреса забрасывает, привносит некий шарм в расправу над врагами. Иными словами, побочки утомительны — по крайней мере те, в которых нет экшена.
Транспорт
. Вернее, его физика. Она просто ужасна. Кажется, весь бюджет игры ушёл не в то русло. Автомобили заносит на поворотах, они превращаются в месиво и загораются либо от малейшего столкновения с объектами окружения, либо от пары выстрелов из любого оружия. Управлять ими вообще невозможно, одним словом. Даже разнообразие автопарка не компенсирует тех страданий, которые я испытал, проходя гоночные задания. И как же хорошо, что их всего восемь.
Total Overdose не была провалом, но и претензий на «игру года» не предъявляла. Клоном GTA она, конечно, стала, но переплюнуть культовую серию у неё вышло только в отдельных аспектах. В целом же, игра может вызвать лишь лёгкую ностальгию по детству или играм тех лет — лёгким, аркадным, наивным, непошлым, но крайне завораживающим, с душой. Я Total Overdose прошёл впервые в 2009 году, и сейчас, спустя десять лет, мне кажется, она ещё способна завлечь своим удивительным для жанра экшеном. Вот только, боюсь, остальным она уже никого не сможет порадовать…
P.S.
И да, если кому интересна судьба Deadline Games после релиза Total Overdose. До выхода игры они не занимались ничем стоящим, а после — попробовали сделать её ремейк для PSP (назывался Chili Con Carnage
). В 2009 году разработали по заказу
Warner Bros.
два эпизода игры по «
Хранителям
» в поддержку одноимённого фильма по одноимённому комиксу (да простит меня
Роршах
за тавтологию!), а через полгода… закрылись по причине банкротства. Практически сразу выяснилось, что в разработке у них, помимо кооперативного шутера
Faith and a .45
находился сиквел Total Overdose. Такие дела.
Total Overdose: A Gunslinger’s Tale in Mexico лагает. Большая задержка при игре. Решение
Многие путают «тормоза» с «лагами», но эти проблемы имеют совершенно разные причины. Total Overdose: A Gunslinger’s Tale in Mexico тормозит, когда снижается частота кадров, с которой картинка выводится на монитор, и лагает, когда задержка при обращении к серверу или любому другому хосту слишком высокая.
Именно поэтому «лаги» могут быть только в сетевых играх. Причины разные: плохой сетевой код, физическая удаленность от серверов, загруженность сети, неправильно настроенный роутер, низкая скорость интернет-соединения.
Впрочем, последнее бывает реже всего. В онлайн-играх общение клиента и сервера происходит путем обмена относительно короткими сообщениями, поэтому даже 10 Мб в секунду должно хватить за глаза.