Europa universalis 4 за кого интересно играть

Полный список кодов для глобальной стратегии Europa Universalis 4: все коды — теги стран, смена религии, id провинций, быстрое строительство, традиции и деньги

19 мая: Самое горячее на текущий момент

  • Как стримить с консолей. Карты захвата
  • Полное руководство для стримеров
  • Capcom рассказала о причинах изменения поведения Немезиса в ремейке Resident Evil 3
  • В Doom Eternal появилась Denuvo, игроки недовольны
  • Трейлер EVE Echoes и дата выхода
  • Разработчики TESO рассказали о новых вампирах
  • К Terraria вышло последнее дополнение
  • Состоялся анонс игры Lifeguard Simulator
  • Отчет по DevGAMM 2020 Online

Показать еще
Paradox DS, один из лучших современных разработчиков глобальных исторических стратегий, порадовал поклонников очередным шедевром – Europa Universalis 4.

Геймерам снова предстоит взять под свой контроль одно из европейских государств и привести его к процветанию, попутно занимаясь развитием экономики, дипломатией, воюя с агрессивными соседями и самостоятельно захватывая новые территории. И это отнюдь не так просто, как многие могут подумать – искусственный интеллект существенно эволюционировал по сравнению с ранее выпущенными частями, и теперь “мыслит” нестандартно, создавая игрокам на пути массу препятствий.

К счастью, если вдруг возникли сложности, всегда можно использовать одну из многочисленных читерских команд. Условно их можно поделить на коды и события. Большинство тех и других позволит обзавестись какими-либо бонусами и преимуществами, облегчающими прохождение, или же организовать уникальную игровую сессию с заданными параметрами.

Немного об игре

Начнем с того, что игра была анонсирована в 2012 году, а релиз состоялся в 2013-м. Стратегия поддерживала такие языки, как английский, немецкий, испанский и французский. А вот русского в этом списке нет. Поэтому для Europa Universalis 4 русификатор нужен, если вы не владеете одним из вышеперечисленных иностранных. К счастью, скачать его можно со многих сайтов.

Сама игра представляет собой глобальную стратегию, охватывающую практически всю территорию Европы, а также часть Америки, Австралии, Азии и Африки. Прохождение начинается с 1444 года и заканчивается в 1821-м, то есть охватывает почти четыре столетия.

Важным достоинством игры является глобальность. То есть геймер отвечает за все сферы государственной жизни: экономику, армию, флот, торговлю, престиж государства и правителя и многие другие. Уследить за всеми показателями будет непросто, так что действительно полноценно сыграть в первый же раз почти невозможно.

Выбрав подходящую страну (а их в игре очень много, причем каждая с определенными особенностями, уникальными миссиями и целями), нужно постараться выжить, а в некоторых случаях и расширить сферу влияния, повысить мощь и престиж государства на мировой арене. Так что у геймеров есть прекрасная возможность, пусть и виртуально, изменить историю всего мира!

Колониализм[править]

Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.18.

The discovery of the New World has heralded a new era not only for the colonizers and the colonized, it has lead to a spread of materials and techniques as well as a realization of the vast size of the globe. As animals, crop types, silver and diseases spread across the Atlantic the first steps have been taken towards a truly global economy and as foreign lands and people are mapped and documented ideas as well as religious and philosophical debate has become more and more colored by what we have found in overseas societies. Great minds feel the need to question what was once truth and from Valladolid to Fatehpur Sikri the nature of the world is now up for debate.

Появляется после 1500 года в провинции с портом в столичной области этого владельца. Провинция должная быть в Европе, Азии, или Африки, и владелец должен иметь идею «Путешествие в Новый Свет» (Дипломатическая группа идей ( — исследовательская идея)), и должен исследовать как минимум одну провинцию Нового Света.

Годовое распространение за развитие

Причина распространенияБазовый процент
Порт или столица колониальной страны, когда сюзерен принял Колониализм.5.0
Принял Колониализм2.0
Представлен в дружественной соседней провинции.1.2
Порт, когда распространён в недружественном соседнем порте.0.5

Годовое распространение

Причина распространенияБазовый процент
Порт или столица на территории Старого Мира, которая имеет как минимум 1 колониальный субъект в Новом Мире (Северная или Южная Америка).10

Бонус при внедрении: +10%

Провинциальное торговое влияние

Рождение института в вашей стране дает: +5

Провинциальное торговое влияние

Как выбрать страну

Как уже говорилось выше, стран в Europa Universalis 4 очень много. Каждая из них имеет реальный прототип. Одни существуют по сей день, а другие давно исчезли с карты мира или стали небольшой провинцией более мощных государств, во главе которых стояли талантливые политики. Так что сразу после установки русификатора на Europa Universalis 4 и первого запуска нужно выбрать подходящую страну.

Если вы в первый раз играете в данную стратегию, то выбирать крохотное государство, зажатое между могущественными соседями, однозначно не стоит – просто не хватит времени и сил, чтобы противостоять столь опасным противникам. Да и играть ими не слишком интересно. В большинстве случаев у них нет сложных и захватывающих миссий – достаточно просто дожить до определенной даты. Впрочем, даже это сделать бывает очень непросто из-за малого количества стартовых ресурсов.

Лучше выбрать достаточно мощную и большую страну, отстоящую от остальных. Например, для новичка удачным выбором можно назвать, например, Кастилию или Португалию. С одной стороны, это довольно сильные государства с немалым потенциалом для развития и интересными заданиями. С другой – расположены они на отшибе Европы. Поэтому все войны, разворачивающиеся между европейскими державами, пройдут на чужих территориях. Даже если кому-то взбредет в голову напасть на эти страны, им придется пройти немалое расстояние, что ослабит войска или флот.

Разбираемся с экономикой

Теперь составим небольшой гайд Europa Universalis 4 по экономике. Все-таки эта сложнейшая наука напрямую влияет на успешность развития государства и его благосостояние. Без развитой экономики любая держава, даже довольно мощная и с прекрасным потенциалом, будет обречена.

Щелкнув кнопку справа вверху, похожую на щит, зайдите в первую вкладку. Здесь отображаются данные о правительстве, а также придворных советниках. Последние могут принести немалую пользу, но стоят довольно дорого. Поэтому на первых порах от их услуг есть смысл отказаться, а вот позже, когда доход прилично увеличится, можно и нанять несколько хороших экспертов.

Экономика же раскрывается во второй вкладке. Здесь игрок увидит большое количество разных ползунков, позволяющих правильно распределять бюджет государства. Перемещайте их, чтобы увеличить или уменьшить расходы на содержание миссионеров, флота, армии, колоний.

Не нужно увеличивать все расходы до максимума – делать это желательно только в военное время. Исключением является флот – его желательно установить на 100 процентов. Тогда торговля легких кораблей будет максимально эффективной, что увеличит доход и компенсирует расходы.

Бюджет армии стоит урезать до 50-60 процентов. Да, темпы переобучения и найма солдат сократятся, да и мораль немного снизится. Зато и расходы уменьшатся почти в два раза. Если по соседству нет недоброжелательных соседей, такой расклад можно считать вполне удачным.

Другие ползунки стоит выставить на 50 процентов – ниже нежелательно.

Не забываем про армию

Теперь поподробнее поговорим об армии и войне. Без этого гайд по Europa Universalis 4 был бы просто неполным.

В игре куда более важным является не качество войск, а их количество. Поэтому побеждают здесь в большинстве случаев государства, уделяющие много внимания набору призывников.

При нападении более сильной страны (а более слабые обычно и не нападают), постарайтесь не идти в лобовую атаку, отдавая предпочтение оборонительной войне. Не забывайте использовать свойства местности – иногда это является залогом победы. А вообще желательно при возможности нанять генерала, чтобы ведением войны занимался именно он.

Напала сверхдержава? Постарайтесь собрать все войска в одной точке, параллельно ведя переговоры. Узнайте, на каких условиях противник готов прекратить агрессию. Иногда получается обойтись без кровопролитной войны, разрушающей страну, инфраструктуру и экономику. Если не получилось – постарайтесь уйти в глухую оборону, нанося врагу максимум урона. Высока вероятность, что кто-нибудь из соседей нападет на занятого войной противника, облегчая положение игрока.

Как вводить читы в Europa Universalis 4

Разработчики не стали отходить от стандартов и придумывать новый способ ввода команд, поэтому ограничились привычной для большинства геймеров консолью. Нужно нажать на клавиатуре “~” (тильда, а также буква Ё, если у вас контроллер с русской раскладкой) и в открывшемся окне ввести нужный чит. Чтобы изменения применились, действие следует подтвердить нажатием клавиши Enter.

Количество вводимых команд не ограничено – они прекрасно сочетаются друг с другом, не вызывая конфликтов и поломки игровых механик. Эффекты от ввода аналогичных команд могут суммироваться. С другой стороны, многие читы нельзя будет отменить в рамках текущей игровой сессии, поэтому рекомендуется сохраняться перед вводом команды, чтобы в случае необходимости просто запуститься с чистого сохранения.

Более подробную информацию об использовании команд можно узнать прямо в игре – консольная команда help выдаст весь доступный список читов, а если использовать ее с уточняющим идентификатором в формате help , справочная система выдаст вам полезные сведения по конкретному коду. Это очень удобно и позволяет получить сведения, не отвлекаясь при этом от игрового процесса.

Торговля – основа экономики

Обязательно стоит составить и гайд по торговле. Europa Universalis 4 — это глобальная стратегия, поэтому без нее здесь никак не обойтись.

Для успешной торговли нужны торговцы. В начале игры у каждой страны есть всего по два слота для них. Но благодаря идеям и решениям из количество можно увеличить. Направив торговцев в торговый узел, дайте им подходящее задание – собирать деньги или перенаправлять торговлю.

Прибыль зависит от торговой мощи. А на нее влияет количество контролируемых провинций, наличие советников и число торговцев в конкретном регионе. Один торговец увеличивает торговую мощь на 20 процентов два – уже на 30, а пять – на 45,6 процента. Больше специалистов отправлять в один регион бессмысленно – дальше этот показатель увеличиваться уже не будет.

Ренессанс[править]

Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.18.

Since the 14th century the wealthy and powerful in the Italian City states have been patronizing artists and scholars willing to explore the old Roman and Greek societies of their forefathers. As a cultural movement the Renaissance already encompasses most of the region and has had a profound impact on literature, art, philosophy and music. Humanist scholars are also analyzing the society in which they live, comparing it to the ideals of the Classical philosophers. Renaissance Humanism has grown into a more mature movement, ready to permeate all aspects of society. A new ideal for rulers as well as those who are ruled is spreading as quickly as the early Printers can distribute copies of these new ideas. A true Renaissance Humanist is an expert on everything from Politics and Philosophy to art, textual analyzis, music and architecture. The Renaissance is now ready to reshape the world to better fit its classical ideals.

Институт появляется в итальянском регионе после 1450 года, в столице с 20+ развитием провинции. Данный институт может появиться только в странах с развитым феодализмом.

Годовое изменение за развитие провинции

Причина измененияБазовый процент
Порт или столица колониальной страны, которая внедрила ренессанс.5.0
Внедрен ренессанс.2.0
Провинция в зоне Фландрии, Тасканы, Венеции.0.5
Институт внедрен в соседней дружественной провинции.0.6
Институт внедрен в соседней НЕ дружественной провинции.0.3
Европейская провинция с развитием 5 и более после 1500 года.0.1
Европейская провинция с развитием 10 и более.0.05
Европейская провинция с развитием 20 и более.0.05

Годовое изменение

Причина измененияБазовый процент
В столице в итальянском регионе и преобладание в столице латинской культуры.1.0

Бонус за внедрение: −5%

Development cost &
−5%
Construction cost

Рождение института даст: −5%

Local development cost

Заботимся о престиже государства

Очень важным показателем является престиж государства. Благодаря ему можно влиять на другие страны. Кроме того, от престижа зависит мораль флота и армии, возможность выявления шпионов, стоимость создания институтов, стоимость наемников и множество других показателей. В целом значение может составлять от -100 до 100.

Многие события в игре влияют на престиж – в положительную сторону или отрицательную. Сильно снижают его отстранение наследника или правителя от престола.

А вот благодаря успешным завоеваниям, заключению международных договоров и правильной внешней политике престиж заметно увеличивается.

Модификаторы распространения[править]

Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.18.

Распространение института изменяется и на глобальном и на провинциальном уровне. Глобальные модификаторы затрагивают распространение института во всех провинциях в стране, местные модификаторы затрагивают распространение института в специфичной провинции.

Глобальные модификаторыместные модификаторы
+15%
.0
В 3 стабильности (измеряющий модификатор)
+10%
.0
  • В мире
  • Lucky nation
  • Фетишист с 20px Ислам культ
  • Провинция владение
  • Торговая компания
  • Центр торговли
  • Прибрежная провинция
+5%
.0
Торговля кофе
–2.5%Формы правления индейский совет, племенная монархия или племенная демократия
–5%
.0
Tribal деспотизм или тип правительства: tribal федерация
–10%
.0
  • Активный миссионер
  • Оккупированный
  • Под осадой
–15%
.0
  • “Enforce Sakoku Law”
    decision
  • Тип правительства: Степная орда
–20%
.0
  • Siberian clan council government
  • Bankruptcy
–33%
.0
Полностью ограбленный (измеряющий модификатор)
–50%
.0
выжженная земля

Несколько идей и политик также затрагивают темп распространения:

Эта таблица может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19.
ТрадицииИдеиБонусыЭдикты
+20%
  • Muscovite idea 7: Broaden the curriculum of the Cadet Corps
+10%
  • Ajuuraan idea 7: Ottoman Assistance
  • Ashanti idea 2: The Slave Forts
  • Bengali idea 7: The Bengal Renaissance
  • Brazilian idea 2: Research of John of Nassau
  • Dahomey idea 6: The Yovogan
  • Granada idea 3: Beacon of Learning
  • Hausan idea 7: Borno Refugees
  • Jaunpuri idea 2: Shiraz-i Hind
  • Javan idea 2: Indianization
  • Lan Xang idea 7: Renaissance of Lan Xang
  • Münster idea 7: Support the Schools
  • Pagarruyung idea 5: High Education
  • Québécois idea 5: The College of Quebec
  • Semien idea 7: Haskalah
  • Songhai idea 4: Sankore Madrassah
  • Sulawesi idea 5: Encourage Diffusion of Ideas
  • Full Plutocracy
  • Cherokee ambitions
  • Golden Horde ambitions
  • Tapuian ambitions
  • Teutonic ambitions
  • Humanist-Plutocratic: Cultural Recognition Act
  • Humanist-Trade: Exchange of Ideas
  • Influence-Quality: The Integrated Administration Act
+5%
  • Navarran idea 5: Cross-Pyrenean Trade

Эффекты развития[править]

Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.18.
Доступно только с Common Sense DLC активированным.

Развитие провинции дает той провинции непосредственное увеличение самого старого несуществующего института, равного 16.66% новой разработки провинции. Развитие, требуемое принести институт с 0%-ым присутствием к 100%-ому присутствию, имеет 601 совокупный пункт развития, потому что для 600 пунктов (достижение 36 dev, начинающихся от 11), Вы получаете 99.96%. Необходимое развитие в провинции данного стартового развития получено в итоге в таблице ниже.

Initial Development (0% institution presence)Final Development (100% institution presence)
3-735
8-1036
11-1337
14-1638
17-1839
19-2040

Независимо от начального развития общая стоимость движения от 0 до 100%-ого присутствия института в провинции всегда является приблизительно 2000 очков монарха перед другими модификаторами (такими как ландшафт или бонус сословия торговой гильдии) к стоимости развития.

Создаем мощный флот

Крепкий, большой флот является залогом успешной торговли и военных побед. Поэтому пренебрегать им ну никак нельзя.

Максимальное количество кораблей и моряков зависит от того, сколько ваших провинций выходит к морю. Есть смысл отложить все дела и построить как можно больше судов – особенно небольших. Благодаря им можно резко поднять торговлю, что решит многие экономические проблемы.

Правда, некоторые страны, к примеру, в Америке, не могут сразу строить корабли – придется подождать, что нередко приводит к снижению темпов развития.

Проходим игру за Московию

Составлять полный гайд в Europa Universalis 4 для Московии довольно сложно. Поэтому расскажем лишь о первых действиях, которые могут принести победу.

Начинается игра с 1444 года. Для начала нужно разбить остатки Золотой Орды и победить Казань. Строим несколько крупных отрядов, добавим два отряда наемников и создадим большую армию. При объявлении врагами войны отправляем армию в Касимов, окапываемся и ждем атаки. Отбиваться на укрепленных позициях довольно легко, поэтому добиваем то, что осталось от армии противника. Теперь быстро захватываем провинции врага, попутно уничтожая поспешно формирующиеся полки – они не представляют особой опасности.

Навязываем врагу выгодные условия мира – денежную выплату и отказ от дипломатических связей с Тимуридами и Крымом – довольно опасными противниками.

Ну а дальше – как пойдет. Хороший задел уже есть, и дальше играть будет значительно легче.

Enlightenment[править]

Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.18.

The last century has seen Rationalism and Empiricism gaining an ever increasing popularity among the great minds of the age. In letters, publications or coffee houses kings, scientists, philosophers and litterateurs are discussing the merits of tolerance, the scientific method and the spreading of enlightenment ideals to all humanity. From universities or courts of enlightened monarchs expeditions are being sent to measure, catalogue, weigh and map the world so that we can better understand the laws that govern the things around us. Others discuss the laws that govern society and try to reach an understanding of the Rights of Men. Great projects such as the colossal undertaking of creating a complete encyclopedia of all knowledge or a complete index of all plants, animals and fungi in the world are being pursued for the greater good of humanity. The Light of Reason has been lit and many will not rest until it has been brought to all corners of the earth.

Arrives after 1700 in a province in the capital area of its owner, that has either a seat in Parliament, a University, or at least 20 development in Europe while owned by a monarch with at least 5 in all stats.

Yearly spreads per developments

Spread reasonBase percentage
Port or Capital of a Colonial nation whose overlord has embraced Enlightenment.5.0
Has embraced Enlightenment.2.0
Present in friendly nearby province.0.1
Present in non-friendly neighbor province.0.1

Yearly spreads

Spread reasonBase percentage
Has a seat in Parliament.5.0
Has a University.5.0
Is a capital whose owner has diplomatic technology 20 and employs a Natural Scientist.3.0
Is a capital whose owner has diplomatic technology 20 and employs a Philosopher.1.5
Is a capital whose owner has completed innovative ideas.5.0

Bonus for Embracing: −25%

Culture conversion cost

Birthplace Of Institution gains: −0.05

Monthly autonomy change

Перечислим лучшие моды

Количество модов для Europa Universalis 4 довольно велико. Расскажем о наиболее интересных.

Пожалуй, самым глобальным стал Common Universalis – он влияет практически на все сферы игры: религию, государственное управление, дипломатию, взаимоотношения с вассалами и многие другие.

Мод Imperium Universalis является историческим – он переносит действие игры почти на две тысячи лет назад. На дворе – шестой век до нашей эры со всеми вытекающими отсюда последствиями. Еще не набрала максимальную мощь Римская империя, да и Эллада еще далека от упадка. А персидские войска стягиваются у ее границ, чтобы нанести страшный удар.

А вот поклонникам сериала «Игра престолов» понравится мод A Song of Ice and Fire, благодаря которому можно поучаствовать в войнах Семи Королевств. Скучать здесь точно не придется!

Любителям вселенной Warcraft будет интересен одноименный мод. Карта здесь сложная и действительно большая – она вмещает не только Азерот, но и Запределье. Выберите подходящую державу – начиная от Пылающего легиона и заканчивая Штормградом – и покажите всем противникам, кто же является самым крутым в этом мире!

Manufactories[править]

Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.18.

While a number of technical innovations during the course of the 16th and 17th centuries has increased the output of production for some products such as iron or cloth to an extent the biggest improvement in the field of production has come in the form of new forms of organization. By creating Manufactories, often outside the city limits, merchant capitalists can both bypass the ancient guild laws that prevent mass production in principle as well as pioneer ways to increase production through organizing and specialization of labour in one place. The forerunners of the later Industrialization are able to increase output by facilitating access to raw materials and mass organization of labor rather than by expensive new machinery. This is in itself a huge change over the often heavily regulated methods of old however and together with later technical advances this new mode of production will come to revolutionize society.

This arrives after 1650 in a province in the capital area of its owner with 20 development and a manufactory.

Yearly spreads per developments

Spread reasonBase percentage
Port or Capital of a Colonial nation whose overlord has embraced Manufactories.5.0
Has embraced Manufactories.2.0
Has a manufactory.1.0
Present in friendly nearby province.0.35
Present in non-friendly neighbor province.0.05

Bonus for embracing: +10%

Goods produced

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: