Эта страница может содержать устаревшую информацию из игры, так как она актуальна для версии 1.16.
Файл:UI tab ideas.png Ideas interface
Для идей отдельных стран см. Национальные идеи.Для идей американских туземцев см. Племенные идеи.
Поскольку страна развиваетcя технологически, она отпирает способность получить дополнительные группы идей
. Вложение в полную группу идей может занять много времени и стоить ценности нескольких десятилетий мощи. Акт выбора в любом моменте времени, определенная группа идеи по другому и продвижению в нем представляет время и страны центра, принимает решение потратить исторически вдоль определенных административных, дипломатических, и военных специализаций.
Механика идей[править]
Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.18. |
У каждой страны может быть до 8 групп идеи от объединения из 19 групп (только 18 показывают, поскольку 2 идеи — исключительная форма правления). Единственное ограничение на группы в отношении их состава; имея в виду, группа может только быть выбрана пока ее связанное , мощь монарха не состоит больше чем 50% состава группы идеи, который держит страна в то время. Этот лимит может быть выключен прежде, чем начать игру и работы над Ironman. Нет никакого ограничения на сами группы, и любая страна может выбрать любую группу в любом пункте в игре. Однако ИИ странам поручили весам на группы идеи моделировать случайные но несколько исторические выборы идеи.
Каждая группа идей сама состоит из 7 идей. Продвижение в пределах группы идей сделано последовательно, и каждая незамкнутая идея увеличивает определенный аспект страны. Отпирание последней идеи в группе также отпирает бонус группы.
Unlocking new slots[править]
Новые слоты групп идей, отпирают с продвижением в Административная технология как описано ниже:
Administrative tech level | 5 | 7 | 10 | 14 | 18 | 22 | 26 | 29 |
Number of idea groups | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Отказ от групп идей[править]
Доступно только с Art of War DLC активированным. |
Отказ от группы идей может привыкнуть к свободному слоту идей, если это больше не подачи страна и могут быть другие более подходящие группы, которые делают так. Важно отметить, однако, что выполнение так приведет к потере всех данных бонусов от сказанной группы идей и только возместит 10% очков монарха, которые инвестируют в группу. Отказ от групп идей будет также воздействовать на число идей у страны есть к отпиранию Национальные Идеи и амбиций.
Из-за низкой ставки возмещения и важности очков монарха, выбирая группу идей должен быть сделан с ее будущей полноценностью стране в памяти. Однако, этот выбор не должен быть игнорирован ни один, поскольку это чрезвычайно полезно при правильных обстоятельствах. Например:
- Страны, ищущие раннюю европеизацию, могут взять только первые 3-4 идеи Исследования, получить колониальную границу с западной державой, затем уронить Исследование для чего-то еще (то есть индийские полномочия субконтинента извлекли бы выгоду больше из группы идей Расширения; но Расширение не позволяет Исследователям или прыганию острова дальнего действия). Они могли даже выбрать из колонизации в целом после получения границы, в которой они нуждались.
- Примитивные страны могут взять первые 2 идеи Аристократической группы идей (для враждебной основной стоимости создания на +50%), чтобы уменьшить возможности войны объявляющего колониальной державы с ними, в то время как они вестернизируют.
Снижение стоимости технологий[править]
Каждая разблокированная идея предоставляет -2%
снижение стоимости технологий. Сокращение может привести к
-14%
для полностью разблокированной группы идей (не составляя дальнейшие сокращения, которые могут быть применены от самих идей). Тип сокращения зависит от присоединения группы идей; например, Шпионские гранты группы идей Дипломатическое техническое снижение затрат.
Политики[править]
Основная статья: Политики
Политика становится позволенной, когда 2 групп идей полностью разблокируют. Выбор политики предоставляет бонус стране по ежемесячной стоимости 1 очка монарха за политику (тип монарха зависит от стратегического присоединения). После того как выбрана политика она не может быть отменена на 10 лет. Нет никакого ограничения на стратегический состав, и страна может активировать до 5 политик за один раз.
Дополнения
Основные дополнения
- Conquest of Paradise
— первое крупное дополнение
EU4
, которое вносит в игру особые механики для коренных жителей Америки и возможность генерации «Случайного Нового Света». Дополнение выпущено 11 января 2014 года. - Wealth of Nations
— второе крупное дополнение для
EU4
, добавляющее в игру механики каперов, торговых компаний, каналов. Дополнение выпущено 29 мая 2014 года. - Res Publica
— третье крупное дополнение для
EU4
, добавляющее разнообразные особенности для республик. Выпущено 16 июля 2014 года. - Art of War
— четвёртое крупное дополнение для
EU4
, которое вносит в игру расширенные возможности управления вассалами, создания «дочерних держав», войны религиозных лиг, множество военных механик. Дополнение выпущено 30 октября 2014 года. - El Dorado
— пятое крупное дополнение для
EU4
, которое вносит в игру уникальные механики для Ацтеков, Майя и Инков, добавляет «конструктор наций» — инструмент, позволяющий игроку создавать собственное государство на карте мира. Дополнение выпущено 30 октября 2014 года. - Common Sense
— шестое крупное дополнение для
EU4
, которое вносит в игру особые механики ранга держав, особенности для буддистской и протестантской религий, различных форм правления. Дополнение выпущено 9 июня 2020 года. - The Cossacks
— седьмое крупное дополнение для
EU4
, добавляющее особые сословия для государств Индийского субконтинента, механики для кочевых орд и Тенгрианства, новые дипломатические возможности, уникальное казацкое правительство. Дополнение выпущено 1 декабря 2020 года. - Mare Nostrum
— восьмое крупное дополнение для
EU4
, вносящее в игру механики торговых лиг, морских миссий, кондотьеров, а также новые возможности для шпионажа. Дополнение выпущено 5 апреля 2020 года. - Rights of Man
— девятое крупное дополнение для
EU4
, которое вносит в игру систему великих держав, добавлены особые механики для Османской империи, миафизитской и фетишистской религий, великих держав. Дополнение выпущено 11 октября 2016 года. - Mandate of Heaven
— десятое крупное дополнение для
EU4
, вносящее в игру механику небесного мандата, великих держав, новые механики для Конфуцианства и Синтоизма, а также многое другое. Дополнение выпущено 6 апреля 2020 года. - Third Rome
— одиннадцатое крупное дополнение для
EU4
, вносящее в игру особые механики для русских княжеств, православия. Дополнение выпущено 14 июня 2020 года. - Cradle of Civilization
— двенадцатое крупное дополнение для
EU4
, которое вносит в игру особые государственные реформы и механики для мусульманских государств, особые возможности для исламской религии, механику муштры. Дополнение выпущено 16 ноября 2017 года. - Rule Britannia
— тринадцатое крупное дополнение для
EU4
, которое вносит в игру особые механики для государств Британских островов, возможность распространения знаний. Дополнение выпущено 20 марта 2020 года. - Dharma
— четырнадцатое крупное дополнение для
EU4
, которое вносит в игру механику государственных реформ, центров торговли, чартерных компаний, особый возможности для государств полуострова Индостан. Дополнение выпущено 6 сентября 2020 года. - Golden Century
— пятнадцатое крупное дополнение для
EU4
, которое вносит в игру особые возможности для государств Иберийского полуострова, механики орденов и выселения меньшинств, возможность построить флагман. Дополнение выпущено 11 декабря 2018 года. - Emperor
— анонсированное шестнадцатое крупное дополнение для
EU4
, в котором будут переработаны системы наемников и сословий, католицизма и механики Священной Римской империи и революций, гуситскуб веру и множество других изменений. Выход дополнения планируется 9 июня 2020 года.
Косметический дополнительный контент
- Europa Universalis IV: Call-to-Arms Pack
Winged Hussars Unit Pack DLC - National Monuments DLC
- The 100 Years War Unit Pack
- The Stars and Crescent Pack
- Добавляет более 50 новых событий, 10 тематических иллюстраций к событиям, а также несколько новых моделей для армии США.
Бесплатный дополнительный контент
- Europa Universalis IV: Songs of Yuletide
- Europa Universalis IV: Women in History
Стоимость идеи[править]
Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.16. |
У разблокировки идеи есть основная стоимость идеи 400 очков монарха (тип мощи в зависимости от группы идей).
Основная стоимость идеи изменена следующим:
Conditions | |
−10% | with Protestant as secondary faith |
−5% | as Mahayana country |
−5% | with “Individual creeds” aspect as Protestant country |
+0.2% | for each point of doom of Nahuatl countries |
+20% | during the Dominance of the Clergy disaster |
+25% | during the Janissary Decadence disaster as Османская Империя |
+50% | during the Dominance of the Tribes disaster |
Идеи и политика:
Эта таблица может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Традиции | Идеи | Бонусы | Эдикты | |
−10% |
|
|
|
|
−5% | — |
| — | — |
Решения и события:
Event modifier | Trigger | Duration | |
+5% | Counter-Reformation | Catholic decision: “Embrace the Counter-Reformation” | until one of the following:
|
−5% | Islamic center of Scholarly Learning | Muslim decision: “Establish an Ibadat Khana” | for the rest of the campaign. |
−10% | Expanded Royal Bureaucracy | Ottoman event: “The Expansion of the Royal Bureaucracy” Option: ‘Expand the Royal Bureaucracy’ | until ruler changes. |
−10% | Kösem Sultana | Ottoman event: “Kösem Sultana” Option: ‘Wed Kösem’ | until one of the following:
|
+25% | Powerful Magnates | Hungarian event: “Decline of Royal Power” Option: ‘Allow the Magnates free reign’ | until ruler changes. |
−10% | Renaissance Glory | Neapolitan event: “Renaissance in Naples” Option: ‘An age of Glory!’ | for 20 years. |
−5% | Reichshofrat | Austrian event: “Reichshofrat” Option: ‘Create this new council’ | for the rest of the campaign. |
−10% | Reform of the Bureaucracy | Austrian event: “The Reform of the Bureaucracy” Option: ‘Reform’ | for 20 years. |
−25% | Prussian Reforms of Enlightenment | Prussian event: “The Enlightened Reforms of Frederick the Great” Option: ‘Reforms of Enlightenment’ | until ruler changes. |
−5% | Prutenic Tables | Prussian event: “Prutenic Tables” Option: ‘Finance the printing’ | until ruler changes. |
+10% | Sejm Veto | Polish culture event: “The Sejm veto all your policies” Option: ‘Ok’ | until ruler changes or the event “Pacify the Sejm”. |
−10% | Sejm complied | Polish culture event: “The Sejm comply to your policies” Option: ‘Great!’ | until ruler changes or the event “Pacify the Sejm”. |
−10% | Sigismund’s Column | Polish event: “Sigismund’s Column” Option: ‘Construct Sigismund’s Column’ | for 30 years. |
−5% | Merkuriusz Polski Ordynaryjny | Polish event: “Merkuriusz Polski Ordynaryjny” Option: ‘Sponsor the newspaper’ | until ruler changes. |
+25% | Konfederacja | Polish culture event: “Konfederacja” Option: ‘Try to negotiate with the konfederacja’ | until ruler changes. |
+10% | Closed China | Ming event: “The Closure of China” Option: ‘Close China to the outside world’ | Ming westernized. |
−10% | Open China | Ming event: “The Closure of China” Option: ‘Keep trade open for all’ | Ming westernized. |
−25% | Astadiggajas | Vijaynagari event: “Astadiggajas” Option: ‘Let the Prabandha Age begin’ | for 60 years. |
−15% | Genroku | Japanese culture event: “Genroku-era” Option: ‘Start the era of Genroku!’ | for 10 years. |
−5% | Kokugaku | Japanese culture event: “Kokugaku” Option: ‘Support the thinkers’ | for the rest of the campaign. |
−10% | Gossip | Japanese culture event: “Spreading Rumors” Option: ‘No need to spread foul rumors’ | until ruler changes. |
−20% | Golden age of Timbuktu | Songhain event: “Golden Age in Timbuktu” Option: ‘This will last forever…’ | until ruler changes. |
−5% | An Independent Church | Ethiopian event: “Independence from the Patriarchate” Option: ‘Our Church should be free of foreign influence.’ | for 10 years. |
−5% | Andalucian Moors | Moroccan event: “Moorish Refugees” | for 10 years. |
−5% | Shiite Migration | Persian event: “Shiite Brain Drain” Option: ‘Welcome our brothers.’ | for 20 years. |
−5% | Moorish Refugees | Muslim event after the fall of Granada | for 25 years. |
−10% | Celestial Globe | Muslim event: “Muhammad Salih Tahtawi — The Celestial Globe” Option: ‘Accept the globe and urge him to create more’ | for 20 years. |
−5% | Mian Mir | Muslim event: “Mian Mir” Option: ‘Ask him for advise’ | until ruler changes. |
−5% | Reza Abbasi | Muslim event: “Reza Abbasi” Option: ‘Support him and his art’ | until ruler changes. |
−5% | Baha al-din al-Amili | Muslim event: “Baha al-din al-Amili” Option: ‘He shall have our support’ | until ruler changes. |
−5% | Serafeddin Sabuncuoglu | Muslim event: “Serafeddin Sabuncuoglu” Option: ‘With our help, he shall be able to practice medicine for many more year’ | until ruler changes. |
−5% | Al-Birjandi | Muslim event: “Al-Birjandi” Option: ‘I will support his work’ | until ruler changes. |
−10% | Free Freethinkers | Event: “Freethinkers Not Persecuted” Option: ‘Brilliant!’ | for 10 years. |
−10% | American Academy of Arts and Sciences | American event: “American Academy of Arts and Sciences” Option: ‘Sponsor the academy’ | for 20 years. |
−20% | American Philosophical Society | American event: “American Philosophical Society” Option: ‘Sounds impressive, let’s sponsor it’ | for 20 years. |
−20% | Sistine Chapel decorated by Michelangelo | Papal states event: “Decorate the Sistine Chapel” Option: ‘Hire Michelangelo.’ | for the rest of the campaign. |
Национальные идеи[править]
Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.16. |
Основная статья: Национальные идеи
У каждой страны есть семь национальных идей. Эти идеи не стоят очков монарха, но вместо этого каждая национальная идея открывается после каждой третьей идеи, купленной в группах идей.
У многих стран есть уникальные национальные идеи, в то время как у большого количества других есть национальные идеи, основанные на общей географической области или общей культуре. Остальная часть стран, которые испытывают недостаток в уникальных нац.идеях или не разделяют общую группу нац.идей, тянут их национальные идеи из общего сгенерированного набора идей.
Новые национальные идеи добавлены к игре с каждым патчем, и это было объявлено как цель заменить каждый генерированный набор идей уникальными, или очень наименьшее количество с группой базировало ту.
Национальные традиции Каждая страна также начинает с национальной традиции: две способности, которые определяют историю и наследие страны. Национальные амбиции У стран также есть «национальные амбиции», которые являются бонусом, который разблокируют, когда страна получила все семь из своих национальных идей. Этот бонус также уникален для каждой страны.
Общая информация
Действие игры может происходить в период начиная с Позднего Средневековья до эпохи Наполеоновских войн. Игрок выбирает под своё управление любое существующее в игре государство. Игру можно начать в любую дату с 11 ноября 1444 года по 1 января 1821 года. Игроку подвластны дипломатия, религия (для каждой из которых есть своя особая система), торговля, управление, исследования новых технологий, открытие земель (в том числе Северной Америки, Южной Америки, Африки и Австралии). Также игрок контролирует армию и флот своего государства. Чёткой цели у игры нет — её ставит сам игрок, однако многие заложенные разработчиками достижения могут служить для него ориентирами (например, объединение Италии в единое государство или завоевание всего мира крошечным островным государством Рюкю).
Также существует возможность переноса кампании, начатой в Crusader Kings 2, в Europa Universalis IV.
Административные группы[править]
Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Административные очки требуются, чтобы отпирать идеи в пределах этих групп.
Administrative
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Организованная выплата наёмникам−25%
Стоимость наёмников
Приспосабливаемость
−25%
Стоимость национализации
Льготы для наёмников
−25%
Содержание наёмников
Бухгалтерия
−1
Ежегодные проценты новых займов
Вербовка наёмников
+25%
Доступные наёмники
Административная эффективность
+1
Возможные советники
Государственная служба
−10%
Стоимость адм. технологий
Бонус:
+5
Число владений
Associated events:
События административной группы идей
Economic
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Бюрократия+10%
Доход от налогов
Организация строительства
−10%
Стоимость зданий
Национальный Банк
+0.10
Кредиты и займы
−1
Ежегодные проценты новых займов
Централизация
−0.05
Ежемесячное изменение автономии
Патриотизм
−10%
Содержание армии
Теория Смита
+10%
Эффективность производства
Бонус:
−20%
development cost
Associated events:
События экономической группы идей
Expansion
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Авантюризм+1
Колонисты
Колониальные компании
+1
Подготовленные экспедиции
+10
Прирост поселенцев
Организованный набор войск
−10%
Время формирования полка
Дополнительные дипломаты
+1
Дипломатические отношения
Улучшенные верфи
−10%
Время постройки корабля
Конкурентоспособные торговцы
+20%
Глобальное торговое влияние
Бонус:
−25%Associated events:
События экспансионной группы идей
Humanist
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Терпимость+25%
Религиозное единство
Народные обычаи
−2
Национальные беспорядки
Экуменизм
+3
Веротерпимость к еретикам
28px Непрямой контроль
−10
Время сепаратизма
Культурные связи
+2
Меценатство
+30%
Улучшение отношений
Гуманистическая терпимость
+3
Веротерпимость к язычникам
Бонус:
−10%
Стоимость идеи
Associated events:
События гуманистической группы идей
Innovative
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Покровительство искусствам−1%
Падение престижа
Прагматизм
−25%
Содержание наёмников
Научная революция
−5%
technology cost
−10%
Динамичный двор
+1
Возможные советники
28px Крепкое правительство
−10%
Стоимость снижения инфляции
Оптимизм
−0.05
Ежемесячный рост усталости от войны
Офицерская служба
+1
Генералы без содержания
Бонус:
−25%
Стоимость советников
Associated events:
События новаторской группы идей
Religious
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
28px permanent casus belli against neighboring heathens and heretics
Духовные семинарии
+1
Миссионеры
Обязательное посещение церкви
−25%
Стоимость стабильности
Верховенство церкви
+3%
Эффективность миссионеров
Набожность
+1
tolerance of the true faith
+2
yearly papal influence
+0.25
monthly fervor
+0.5
yearly devotion
+10%
church power
Религиозные традиции
+1
Изменение престижа за год
28px Инквизиция
+2%
Эффективность крещения еретиков
Бонус:
−25%
Стоимость изменения культуры
Associated events:
События религиозной группы идей
Файл:Icon powers diplomatic.png Дипломатические группы[править]
Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Diplomatic power is required to unlock ideas within these groups.
Diplomatic
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Иностранные посольства+1
Дипломаты
Кабинет министров
+1
Дипломатические отношения
28px Генеральный штаб
−33%
Стоимость снижения военной усталости
Хорошие дипломаты
+25%
Улучшение отношений
Опытные дипломаты
+2
Дипломатическая репутация
−20%
Военный счет от провинций
Дипломатические корпуса
−10%
Бонус:
lowered impact on stability from diplomatic actions
Associated events:
Diplomatic idea group events
Espionage
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Мастера шпионажа+50%
spy network construction
−10%
Стоимость советников
Обучение агентов
+1
Дипломаты
Проверки благонадежности
+10%
provincial trade power modifier
+33%
Обнаружение иностранных шпионов
Дополнительная поддержка лоялистов
−10
Приобретение претензий
−25%
Цена создания претензии
Каперы
+25%
embargo efficiency
+33%
privateer efficiency
Аудиторские проверки
−0.10
Бонус:
+50%Associated events:
Espionage idea group events
Exploration
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Колониальные предприятия+1
Колонисты
Путешествие в Новый Свет
allows recruitment of explorers and conquistadors.
Исследование заморских земель
+50%
Колониальная дистанция
Земля возможностей
+20
Прирост поселенцев
Вице-короли
+20%
Доход от пошлин
Свободные земли
+1
Колонисты
Колониальная империя
+25%
Лимит флота
Бонус:
can fabricate claim overseas in colonial regions.
Associated events:
Exploration idea group events
Influence
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Дань+25%
Доход от вассалов
+0.50
yearly prestige
+0.25
Шанс на нового наследника
Внедрение элит
−25%
Стоимость дипломатического присоединения
Пропаганда
−20%
Влияние агрессивного расширения
Дипломатическое влияние
+2
Дипломатическая репутация
Почтовые отделения
+1
diplomatic relations
−25%
Время в пути
Защитники границ
+100%
Вклад вассалов в лимит войск
Бонус:
−50%
Необоснованные требования
Associated events:
Influence idea group events
Maritime
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Notes:
Not available for primitives.
Морские ястребы
+1
Изменение морских традиций
Торговый флот
+50%
Число моряков
Защищенные порты
+20%
Скорость ремонта кораблей
Великий флот
+50%
Лимит флота
Корабельный налог
−10%
Стоимость кораблей
Искусные кораблестроители
+2
Маневренность адмиралов
Обучение экипажей
+50%
Эффективность блокады
Бонус:
ships can repair when in coastal sea zones
Associated events:
Maritime idea group events
Trade
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Практичная коммерция+20%
Глобальное торговое влияние
Свободная торговля
+1
Странствия купцов
+25%
Торговая дистанция
Национальная торговая политика
+10%
Эффективность торговли
Заморские купцы
+1
Управление потоком торговли
+25%
Перенаправление торговли
Ускорение процесса переговоров
+25%
caravan power
Бонус:
+1Associated events:
Trade idea group events
Europa Universalis IV: Обзор
Версия для печати страницы: Europa Universalis IV: Обзор Все самое свежее об играх читайте и смотрите на
В
Europa Universalis
вы — царь и бог, император! Во имя Вашего Величества подданные королевства готовы ринуться в огонь и воду, подчиняясь приказу главнокомандующего. Раньше AI покорно следовал воле игрока, но отныне искусственный соперник живет собственными принципами и желаниями. Революционные настроения среди своих же соотечественников начинают выплескиваться, стоит лишь правителю сделать порочный шаг. Враги не дремлют и незамедлительно завоевывают ослабшее государство. «Европа» повзрослела, но в то же время стала дружелюбнее к новичкам. Встречайте,
Europa Universalis 4
— это реинкарнация исключительного представителя жанра глобальных стратегий, готовая захватить ваше свободное время уже сейчас!
Детальное отображение каждой из стран вплоть до небольших поселений впечатляет своими масштабами.
Инструмент завоевания мира
«Европа» на протяжении всего сериала представляла собой самую глобальную стратегию из всех когда-либо существовавших. В игре за одно и то же государство можно проторить уникальные исторические тропы, воплотив даже самые смелые планы по захвату всего мира. Наши действия ограничены только дипломатическими аспектами каждой из представленных провинций. Такая свобода сохранена и в четвертой части. Мы получаем широкий набор инструментов для создания альтернативной истории человечества, полагаясь на некоторые особенности выбранного периода между 1444-м и 1820-м годами.
Для разработчиков из внутреннего подразделения Paradox Interactive
важнейшими задачами оставались сохранение традиционных для серии хардкорных элементов геймплея и пересмотр сложного интерфейса в сторону оптимизации взаимодействия с витиеватыми схемами управления государством. На детальном моделировании дипломатических отношений, экономики, культуры, религии, военного комплекса и торговли зиждется вся ценность серии игр
Europa Universalis
. Приятно отметить, что в четвертой части каждый из этих элементов был не просто доведен до ума, а расширен и улучшен согласно просьбам поклонников.
Принципы настольной игры в серии Europa Universalis
удивительно качественно сочетаются с привычными особенностями рядовой RTS. В этот раз разработчики пересмотрели весь путь серии, который начинался в далеком 2000-м году. Базой для четвертой части стала новая версия графического движка Clausewitz Engine. Он был успешно обкатан и оптимизирован патчами в предыдущей игре студии
Paradox Development
— Crusader Kings 2. Благодаря замечательной предшественнице глобальный проект
Europa Universalis 4
лишился багов в релизной версии.
Пища монарха
В «Европе» мы занимаем место князя в небольшой провинции, усаживаемся на трон в столице автономии или примеряем корону императора. Перед нами весь мир. Захватить земли шаманистов или остудить азиатский пыл, раскрыть потенциал дальних островов Тихого океана или пуститься в распри американских племен на заре великих географических открытий, а может быть, даже лично определить судьбу экспедиции Колумба… Вы никогда не мечтали о захвате всего мира, играя в серию Total War
?
Europa Universalis 4
дарит всем уникальный шанс почувствовать абсолютную свободу на геополитической арене тех поразительных с точки зрения возможностей времен.
В Europa Universalis 4
пищей для нашего правления предложены очки опыта — власть монарха, которая используются для принятия управленческих решений. Чем больше очков, тем больше уникальных действий в дипломатии, строительстве или военной тактике нам предоставят. Для «Европы» это новый стратегический элемент, который позволяет ювелирно сбалансировать геймплей. Например, для завоевания сильного государства отныне станут востребованы верные дипломатические узы между небольшими странами. Благодаря альянсам территориальную экспансию огромных империй можно остановить, сплотив своих соседей.
При желании вы можете переиграть кампанию Shogun 2 на куда большей карте со странами всего мира в Europa Universalis 4.
Сближение родов и выгодные союзы для разумного правителя превращаются в приоритетную задачу в достижении глобальных целей. С помощью накопления властных очков монарха мы вольны совершать все более интересные административные действия, начиная от подавления восстаний и смены культурных особенностей провинций и заканчивая этническими чистками населения. Новые технологии и национальные идеи также открываются с помощью очков монарха — более никаких приобретений за золото.
Любой великий правитель, даже посланный самим богом с небес, без советников справиться с управлением большим государством не в силах. Мудрецы помогают проводить административные, дипломатические и военные реформы за очки монарха. Чем образованнее консультант, тем больше очков копится и тем более важные преобразования можно совершать в государстве. Однако компетентный советник просит высокое жалование в золоте, и его не так-то просто привлечь на свою сторону. Более того, обычно советники набираются значительного опыта только к старости. Но старцы живут недолго и к моменту начала преобразований могут и отойти в мир иной.
Дабы не потеряться в долгосрочном планировании, игроку помогают внутриигровые квесты. Так, задание по улучшению дипломатических отношений между враждующими государствами помогает увеличить параметр лояльности на 100 пунктов. Как результат конкурирующие порты на карте торговых путей некогда враждебной страны уже не так остро реагируют на наше доминирование в общих водах. Подобные миссии помогают скорректировать свои планы, найти новые цели, получить надежных союзников, а иногда избежать серьезных ошибок.
История против баланса
Europa Universalis 3 часто критиковали за узкую направленность торговой системы, за прямую зависимость от экономики государства всей технологической ветки развития. При этом экономическая эффективность во многом основывалась на количестве принадлежащих стране провинций. Но наиболее странным было решение разработчиков вопреки историческим реалиям сделать минорные государства умнее мажорных на 20%, 40%, а порой и на 60%, если речь заходила об азиатских цивилизациях.
Возможно такие спорные решения и были приняты в угоду балансу, с помощью которого игра более или менее придерживалась правила «силен тот, кто богат», однако искусственные ограничения в виде штрафов для стремительно развивающейся Российской империи или той же Австрии — пренеприятнейшее известие для вошедшего в роль императора мажорной фракции игрока на пути к мировому господству.
Дипломатические отношения с другими странами возводятся годами и рушатся за мгновение.
Для того чтобы обеспечить всеобъемлемость в
Europa Universalis 4
разработчики как раз и ввели очки монарха, которые проверят игрока: способен он дождаться лучшего момента и применить свою власть в правильном русле или будет постоянно сливать драгоценный политический ресурс? Хотите мировой власти — тогда откажитесь от внутригосударственных дел в угоду дипломатическим уловкам и принятию решений общемирового уровня. Если вас не интересуют дела заграничные, сосредоточьтесь на своих подданных — им нужно вкусно кушать, много торговать и вести беззаботную жизнь в процветающих городах.
В таких условиях Paradox Development
удавалось на протяжении разработки моделировать становление США и Российской империи и запускать многолетние политические процессы в виде постепенного разложения на самостоятельные провинции старых конгломераций. Насколько это правда — трудно сказать. Однако в моем опыте до образования США из европейских колоний оставалось еще очень далеко как в 1776-м году, так и в 1800-м и даже под самый конец кампании. Вероятно, в самом начале мне удалось совершить какие-то серьезные действия небольшим ярославским княжеством с глобальными необратимыми последствиями. Не зря говорят ученые — не стоит нам изобретать машину времени, ведь даже брошенный булыжник в прошлом может привести к гибели целых государств в будущем.
Тяжелый путь к процветанию
И если исторической достоверности разработчики предпочли сбалансированный геймплей, то вместо изобретения разного рода сомнительных фич они бросили взор на фанатские форумы, где за долгие годы существования серии ее поклонники накопили огромный перечень «хотелок» и пожеланий для четвертой части. Например, совершенно ненужная в Europa Universalis 3 система торговли, казавшаяся насильно пришитым придатком, теперь преобразилась и стала одним из важнейших атрибутов развития государств.
В Europa Universalis 4
возможно образование целых торговых империй, таких как Венеция. Для создания торговых маршрута осваиваются специальные транспортные узлы на морской карте. Как правило, они располагаются в местах скопления потоков товара, которые обозначаются стрелками. После создания маршрута необходимо обеспечивать его безопасность с помощью флота — теперь военно-морским единицам нашлось еще одно применение. Благодаря купцам мы сможем снабжать государство изысканными товарами и набивать казну золотом.
Успешная торговля теперь имеет значение и в дипломатических отношениях, где богатая страна, связанная с огромным количеством партнеров выгодными сделками, имеет равное слово с сильным государством, у которого есть огромная армия. И как только на фоне экономических успехов вам удастся набрать достаточно политических очков монарха для административных реформ, так враги незамедлительно начнут завистливо поглядывать на ваши территории. Согласитесь, нелепо отдавать им нажитое богатство, просто сэкономив на военных реформах.
Сражения и войны продолжают оставаться главным инструментом территориальной экспансии.
Мой игровой опыт показал, что
Europa Universalis 4
продолжает традиционный уклон в войну. Будь то русские княжества, средиземноморские провинции или азиатские сегунаты, мы непременно столкнемся с агрессивным AI. Даже если вы ярый сторонник мирного пути, заключив выгодные союзы или партнерские отношения с соседями, рано или поздно вы окажетесь втянуты в войну по любому поводу. Причем зачастую союзники выбирают сильных и могущественных врагов, таких как Австрия или Великобритания.
Поэтому прийти к поставленной цели здесь не так-то просто. На протяжении всей игры своим воинственным союзникам придется вечно затыкать рот, стремиться к превосходству над конкурентными государствами и отбиваться от агрессивных захватчиков. Когда подобная бытность надоест, на спасение придет большое сообщество игроков, желающих попытаться счастья в многопользовательском режиме. Организованные в Steam сервера принимают любого желающего начать завоевание мира вместе с реальными людьми.
Бесконечная путаница
Чтобы привлечь еще больше игроков, в Paradox
наконец-таки обратили внимание на завышенный порог вхождения. Игровые меню были созданы заново с тщательным соблюдением эргономики: для каждого из параметров добавлено описание, выделены важные аспекты и последствия наших действий. Переродилась и глобальная карта — она стала детальной и разнообразной. Хотя настоящие поклонники серии, знакомые с ней хотя бы со второй части, наверняка согласятся с тем, что
Europa Universalis
была куда изящнее в формате 2D.
Подкачало лишь обучение — оно все так же ужасно, как и прежде. Рассчитанное скорее на ветеранов серии, оно быстро знакомит с наиболее заметными изменениями. Например, про зависимость успешной торговли от национальных идей можно узнать так и вовсе только под конец кампании методом «тыка». Недостаточно информации и по способам формированиям войск — все это приходит только с опытом. Другими словами, обучение дает лишь базовые знания в крайне скучной и навязчивой форме — словно читаешь неинтересный учебник.
Недостатки становятся все более явными в процессе прохождения Europa Universalis 4
. Чем крупнее государство, тем сильнее ощущается нехватка административных, военных и дипломатических очков монарха. В конце концов мы просто будем сидеть и ждать их восполнения. Сражения практически не изменились со времен третьей части: результат складывается из умения генерала, особенностей местности и «рандомного» числа. В итоге победы становятся случайным событием, а не следствием тщательной подготовки к войне и грамотной тактики (как здесь не хватает тактического режима сражений
Total War
!).
Набравшись опыта в «сингле», невольно выбираешь пункт «мультиплеер». Здесь игровой процесс преображается с первых минут совместных действий. Однако спустя некоторое время мы возвращаемся к привычному уничтожению стран под управлением AI, только с помощью соседей. Как только на глобальной карте сформируются пара сильных союзов, между ними начнется война, длящаяся до тех пор, пока не закончится время, отведенное на кампанию.
Карибский архипелаг в «Европе» привлекателен для авантюристов, торговцев и, конечно же, для жаждущих богатств Нового Света стран.
***
Казалось бы,
Paradox Interactive
удалось создать отточенный баланс, подробную глобальную карту, улучшить графику и звук, обеспечить идеальную работу без багов и ошибок прямо «из коробки». Но несмотря на все усилия дизайнеров по улучшению интерфейса,
Europa Universalis 4
продолжает оставаться нишевым продуктом даже для поклонников стратегий. Прибавьте к этому отсутствие официального перевода на русский язык, добротного обучения и неявного лоска, которым богаты игры серии
Total War
, и попытку переродить «Европу» можно назвать несостоявшейся. Вот только этот факт ни в коей мере не умаляет достоинств
Europa Universalis 4
в улучшенном обличии, за которое мы будем ценить игру еще больше.
Плюсы:
география глобальной карты богата на детали; уделено много внимания истории каждой из представленных стран и провинций; разработчики прислушивались к поклонникам и реализовали ряд «хотелок»; приятное визуальное сопровождение; затягивающий мультиплеер.
Минусы:
обновленная графика и небольшой перечень нововведений не могут претендовать на глобальное перерождение целой серии; игра по-прежнему не жалует новичков; отсутствие официальной русской локализации.
Файл:Icon powers military.png Military groups[править]
Этот раздел может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Military power is required to unlock ideas within these groups.
Aristocratic
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Notes:
Only available to monarchies and theocracies.
Благородные рыцари
−10%
cavalry cost
+10%
Мощь кавалерии
28px Местное дворянство
+50%
hostile core-creation cost on us
+10%
Доход от вассалов
Крепостное право
+25%
Число рекрутов
Офицеры из числа дворян
−1%
yearly army tradition decay
−1%
Ежегодный спад морских традиций
Дворянство на международной арене
+1
Дипломаты
28px Гибкость дворянства
−20%
Стоимость снижения военной усталости
Военные традиции
−10%
Стоимость воен. технологий
Бонус:
+1
Генералы без содержания
Associated events:
Aristocratic idea group events
Defensive
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Произведение солдат в офицеры+1
Изменение военных традиций
Муштра
+15%
Боевой дух армии
Маневренная война
+1
Маневренность генералов
Система организации полков
−10%
Содержание армии
Расчет на оборону
+20%
fort defense
−10%
Содержание крепости
Дополнительные подкрепления
+33%
Скорость пополнения полков
Улучшенное снабжение
−25%
Потери от истощения на суше
Бонус:
+1
Истощение вражеских армий
Associated events:
Defensive idea group events
Naval
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Notes:
Not available for primitives.
Абордаж
+1
Натиск адмирала
Усиленные борта
+25%
Доктрина боевых галер
Морские кадеты
+1
Огневая мощь адмирала
Морская слава
+100%
Насильственная вербовка
+20%
Скорость восстановления моряков
Корабли из дубовой древесины
+20%
Доктрина тяжелых судов
Превосходство в искусстве мореплавания
+15%
Боевой дух флота
Бонус:
+10%
Прочность кораблей
Associated events:
Naval idea group events
Offensive
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Великие полководцы+1
Натиск генерала
Всенародный призыв
−10%
Время формирования полка
Превосходство в огневой мощи
+1
Огневая мощь генерала
Воинская слава
+100%
Престиж от сухопутных сражений
Инженерные корпуса
+20%
Осадное умение
Великая армия
+20%
Лимит армии
Честь мундира
+5%
Дисциплина
Бонус:
+5%
Восстановление боевого духа армии
Associated events:
Offensive idea group events
Plutocratic
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Notes:
Countries without access to aristocratic ideas get plutocratic ideas instead.
Традиция оплаты
+25%
Доступные наёмники
Отмена крепостного права
+10%
Боевой дух армии
Билль о правах
−2
Национальные беспорядки
Свободные торговцы
+1
Свободные субъекты
+10%
Модификаторы производства товаров
Независимые города
+25%
caravan power
Эмансипация
+20%
Скорость восстановления рекрутов
Бонус:
+10%Associated events:
Plutocratic idea group events
Quality
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Произведение солдат в офицеры+10%
Мощь пехоты
Железная дисциплина
+1
Изменение военных традиций
Превосходные конные корпуса
+10%
Мощь кавалерии
Корветы
+5%
Прочность кораблей
Дисциплина на флоте
+10%
Боевой дух флота
Обшивка медью
−25%
Потери от истощения на море
Концентрация артиллерийской мощи
+10%
Мощь артиллерии
Бонус:
+5%
Дисциплина
Associated events:
Quality idea group events
Quantity
Этот инфобокс может содержать устаревшую информацию об игре. Последняя версия, для которой эта информация была актуальной, является 1.19. |
Всеобщая армия+50%
Число рекрутов
Молодые на службе
+20%
Скорость восстановления рекрутов
Принуждение к службе
−10%
Стоимость полков
Старые ветераны
−10%
Содержание армии
Контракты с наёмниками
+25%
Доступные наёмники
Гарнизонная служба
+25%
Размер гарнизона
Расширение путей снабжения
−10%
Потери от истощения на суше
Бонус:
+50%
Лимит армии
Associated events:
Quantity idea group events