В данном обзоре мы разберём ТОП 10 пошаговых стратегий с элементами тактики.
От прочих пошаговых стратегий данный тип игр отличает явный уклон в сторону тактических действий и практически отсутствие таких традиционных для обычных стратегий вещей, как строительство зданий и развитие экономики.
Возможно, вам так же будут интересны:
ТОП 10 браузерных стратегий, 10 лучших стратегий всех времён, ТОП 10 бесплатных стратегий, TOP 10 real-time strategy, Десять лучших пошаговых стратегий на ПК
Laser Squad Nemesis
Nemesis — продолжение францшизы, вышедшее в 2002 году. Итак, перед нами классическая тактическая стратегия с пошаговой системой боя, в которой игроки отдают приказы своим отрядам. Каждый ход игрок отдаёт приказ своим войскам, при этом может просмотреть предположительный результат своих действий.
Приказы от обоих игроков отправляются на сервер и обрабатываются одновременно, а результаты боя отправляются назад к игрокам.
При этом в игре присутствует и одиночная компания, и другие режимы. Так же в игре четыре расы, в том числе раса чужих, которые полагаются на своё количество, раса инопланетян с дорогим оружием, энергетическим оружием и технологией владения разумом. В последней части графику, конечно, подтянули. Однако особых красот ждать не стоит. С сюжетом вообще особо не заморачивались.
Эффективная стрельба
Есть ряд хитростей, которые помогут вам в сражении и увеличат шансы нанести урон.
Стрельба с упреждением
Важнейший навык, который пригодится вам при стрельбе по движущимся целям. Прицельтесь и сведитесь в переднюю часть машины противника или на некоторое расстояние перед ней и стреляйте. Чем дальше противник и чем быстрее он движется, тем большее упреждение потребуется.
Автоприцел
Полезная функция, если вы сами находитесь в движении. Использование автоприцела позволяет вам полностью сосредоточиться на маневрировании и при этом продолжать обстрел выбранной цели. Наведите прицел на противника и щёлкните правой кнопкой мыши, и ваше орудие будет само наводиться на выбранного противника.
Автоприцеливание производится примерно в центр машины и не учитывает её бронирование, расположение модулей и необходимое упреждение для попадания.
Стрельба по модулям
Не можете пробить хорошо бронированного противника? Не беда. Открывайте прицельную стрельбу по его модулям — в частности, по гусеницам. Эта тактика особенно хороша против высокоуровневых и более прочных машин. Ваше умение «держать» противника на сбитой гусенице не позволит ему укрыться от огня, и ваши союзники смогут сфокусироваться и быстро его уничтожить. Вам же такое содействие обязательно зачтётся.
Помните об особенности ходовой у колёсных машин. Уничтожить её одним выстрелом невозможно — можно лишь повредить одно или несколько колёс. С каждым повреждённым колесом техника теряет в скорости, но остаётся на ходу. Выведите из строя все колёса — тогда скорость «колёсника» упадёт почти до нуля и не даст ему шанса скрыться.
Incubation: Time is Running Out
]Хит с большой буквы и одна из лучших пошаговых стратегий на ПК. Оригинальна игра вышла аж в 1997, а в России — только в 2005 с хорошим переводом и озвучкой.
По сюжету люди освоили межзвёздные перелёты и стали осваивать другие планеты Солнечной системы для постройки колоний. Основные события происходят в колонии Ностальгия. Воевать нам придётся не в-одиночку, а целым отрядом. Изначально доступно 3 бойца и 5 клеток. Бойцы так же могут взаимодействовать с объектами на карте.
У юнитов есть такие навыки, как физподготовка, навыки работы с лёгким и тяжёлым оружием, инженерные и медицинские навыки, а так же лидерские способности. Навыки бойцов автоматически развиваются при покупке оружия и снаряжения.
Кроме отличного сингла, Incubation способна увлечь и неплохой мультиплеерной игрой. Графика, звук, а так же ИИ — не подкачали. Игра является классикой и рекомендуется всем, кто хочет вспомнить былые времена.
Silent Storm
Игра была выпущена русской студией Nival в 2003 году. Сайлент Шторм — проект в редком сочетании тактики, стратегии и РПГ. Самое поразительное, что все элементы органично вплетены друг в друга и представляют органичную и нераздельную картину.
Во дворе 1943 год — самый разгар Второй Мировой войны. Союзники и страны России организовывают группы диверсантов для работы в тылу врага. Но в ходе их действий они выясняют, что в мире существует третья — гораздо более могущественная — сторона. Международная тайная террористическая организация Молот Тора. Под управлением игрока оказывается отряд специального назначения, включающий в себя шесть человек. Можно набрать себе команду по вкусу.
Каждой из сторон доступна обширная картотека с бойцами шести профессий — гренадер, солдат, снайпер, медик, инженер и разведчик.
Мир Silent Storm разделён на три части — глобальную карту, где нужно выбирать миссию, базу, где происходит возня с амуницией, и сами миссии, происходящие в пошаговом режиме. Более того — в игре есть элемент нелинейности. Периодически по сюжету возникают развилки, так что все миссии прощупать за одно прохождение не удастся.
Игра является горячим примером того, что наши разработчики могут, когда хотят. Несколько призов, включая лучшую стратегию 2002 года, высокие оценки прессы и немногочисленное, но очень преданное коммюнити — игра заслужила всё по праву. Любителям хороших стратегий-тактик с оригинальным сюжетом и огромным разнообразием способов прохождения — просьба не проходить мимо.
Что такое тактика
Тактика — это сценарий действий в котором ты точно знаешь, каким будет результат при его реализации. Чем большим количеством тактик ты владеешь, тем более многовариантные стратегии ты можешь строить.
Реализация конкретной стратегии — это порядок действий в конкретный временной промежуток — между началом реализации прогноза и достижением понимания, что прогноз оправдался / не оправдался. Если прогноз оправдался — начинается тактика. Если не оправдался — создается новая стратегия, на основе новых вводных.
Представим маленького ребенка, которого посадили в углу комнаты и дали игрушки. Наигравшись, он решает исследовать обширный мир своего дома. И через несколько шагов, он замечает, что на столе лежит конфета. Так, появляется ЦЕЛЬ. Как только появляется цель, начинается движение к желаемой конфете. Так, ребенок использует первую ТАКТИКУ. Просто приблизится к предмету и потянутся вверх за конфетой. А именно тактикой она является, так как ребенок, считает, что его картина мира адекватна. Когда он сталкивается с неожиданностью и пониманием, что этого не достаточно, его мозг и исследовательский инстинкт начинают строить пути, модели, как можно достигнуть цели. Так ребенок переходит к поиску СТРАТЕГИИ. Так он начинает выбирать между тактикой «сдвинуть конфету игрушечной палкой» и тактикой «построения пирамиды с предметов». Он полностью проводит одну из этих тактик. Если не срабатывает — пробует другую. Но, мы можем так говорить о мышлении ребенка только тогда, когда в его мозгу есть понимание, что добиться цели можно разными способами.
В итоге стратегия появляется тогда, когда мы понимаем, что не знаем, какие способы и методы точно приведут нас к цели. По сути при построении стратегии человек работает с просчетом вероятностей и является развертыванием определенных прогнозов будущего в нашем мозгу. Тактика же является техническим исполнением необходимых действий, которые предсказуемо принесут результат. Как результат — 3 важных вывода.
- Любая успешная стратегия, со временем превращается в тактику, для того, кто её успешно реализует.
- Различия между стратегией и тактикой не измеряются масштабом действий.
- То, что для тебя стратегия, для другого человека может быть рутинной деятельностью.
Panzer General
Ещё одна пошаговая стратегия, давшая старт целой серии пошаговых игр. Все действия игры происходят во времена Второй Мировой войны. Главной целью является — захватить все точки на карте, например — населённые пункты или аэродромы. Юниты в игре представлены разными классами, такими, как пехота, артиллерия, танки, САУ, ПВО, истребительная и бомбардировочная авиация и флот.
Все юниты обладают уникальными свойствами, так типы юнитов характеризуются силой удара, силой защиты, дальностью стрельбы, боезапасом, запасом топлива и так далее.
Всё это предоставляет широкий тактический простор для превращения схематичных картинок в настоящую феерию военных действий.
Mutant Year Zero: Road To Eden
Как и серия Shadowrun, Mutant Year Zero: Road to Eden – компьютерная адаптация одноименной настольной RPG из Швеции. Действие игры происходит в постапокалиптическом будущем, где большая часть населения Земли погибла в ядерной войне, а оставшиеся превратились в мутантов. Вам предстоит возглавить небольшой отряд исследователей – Сталкеров, состоящий из антропоморфных утки и кабана, а также девушки с древесными генами.
Геймплей разделен между исследованием в реальном времени, где вы можете разыскивать припасы и располагать своих бойцов перед сражением, и пошаговый бой. Особое значение имеет фактор скрытности и внезапного нападения на противника, реализованные через круг обнаружения. Присутствует здесь и развитие персонажей, основанное на получении новых способностей через мутации с тратой запаса соответствующих очков. Специфический сеттинг не обделен юмором, вроде забавных описаний предметов (чего стоит одна только красная шляпа, названная «короной плодовитости для привлечения партнера») и болтовни между персонажами. Наиболее существенным недостатком игры часто называли достаточно короткую одиночную кампанию, но и это стало не так актуально после выхода дополнения Seed of Evil, которое помимо нескольких часов геймплея, новых локаций и противников включает нового играбельного бойца – антропоморфного лося Хана.
КУПИТЬ (PC) КУПИТЬ (PS4) КУПИТЬ (XBO) КУПИТЬ (SWITCH)
На этом наша подборка завершается. Жанр тактических игр поистине безграничен, и довольно сложно уместить даже лучшие из них в одной статье. Но если вы все же считаете, что какие-то игры особенно незаслуженно обделены вниманием, или наоборот, недостойны места в этом списке, обязательно делитесь своим мнением в комментариях!
Front Mission
Эксклюзив для Play Station и действительно редкий гость для консолей. Тактическая стратегия о мире шагающих мехов — ванзоров. Им можно менять запчасти, давать разное оружие, заряжать и прочее.
Сражения ванзоров происходят на миниатюрной карте, которая условно разделена клетками. Игрок может выставить на поле четырёх персонажей своей команды, а так же им выдаётся право сделать первый ход.
В игре присутствуют две сценарные линии, которые достаточно ощутимо отличаются друг от друга, что позволяет взглянуть на одни и те же политические события с разных сторон, по-разному раскрывая личности героев. На некоторых картах нам даже предстоит выступить за разные стороны баррикад. Игра довольно старая, так что без эмулятора в неё не сыграешь.
Тактика
Тактика игры в баскетбол очень важна, особенно если мы говорим не совсем о начальной уровне. Игра командная, в ней ничего не решает исход действия одного игрока, выигрывают матчи команды с правильно подобранной тактикой. Командную тактику игры в баскетбол можно поделить на:
- атакующую;
- оборонительную.
Оба варианта имеют место. Конечно же, атакующий баскетбол более бесшабашный, зрелищный и скоростной, но иногда именно оборонительная прагматичная тактика помогает одержать важнейшие победы.
Jagged Alliance
Серия тактических ролевых игр, первая часть которой вышла в далёком 1994 году. Весь сюжет крутился вокруг маленького острова Метавира, который вы по ходу игры должны были оккупировать силами наёмников. Деньги на наёмников нужно было добывать путём добычи и реализации целебных растений, произрастающих на острове.
Графика является видом сверху на графической карте. Игра захватывала множеством персонажей — каждый со своими характеристиками, которые можно развивать, широким выбором оружия и тактики при захвате секторов.
Вторая часть подняла планку ещё выше, став культовой в рядах поклонников пошаговых тактик. Она успела обрасти широким количеством модов и до сих пор играется на ура.
Итог
Настоящий уровень – это в первую очередь тактика игры в баскетбол, а не забеги одного из игроков по всей площадке в попытке обыграть всех соперников и из любой позиции атаковать корзину оппонента. Хотя очень часто на любительском уровне наблюдается именно такая грустная ситуация.
Относительно средняя по классу команда всегда обыграет более мастеровитых соперников, если будет действовать согласно выбранной тактике. Все это при условии, что соперники, класс которых выше, будут хаотично тянуть игру на себя, не имея общей идеи и взгляда на ситуацию. Примеров таких действий масса. Баскетбол – динамичная и живая игра, которая обязательно понравится любителям спорта.
Демиурги
Единственная карточная игра, попавшая в наш ТОП пошаговых стратегий.
Весь мир Демиургов состоит из эфира. Всё окружающее нас — их эфира. Мы сами оттуда и уйдём туда. Карты Демиургов напоминают карты из «Героев» — башни, форты, шахты, лаборатории, пещеры монстров, замки противников, разбросанные ресурсы, артефакты, глобальные заклинания и так далее.
Противник так же, как и вы, может нанести удар по вашему замку, а замок — это ваш кормилец, поэтому не стоит пренебрегать его защитой. Это сердце игры. Что может быть увлекательнее противостояния двух лордов, взявших себе под командование одну из четырёх рас на одной из десятка арен.
Сражения в Демиургах имеют две фазы — атаки и защиты. При атаке игрок произносит заклинания, даёт команды вызванным созданиям и выбирает, кто именно пойдёт в атаку. Противник начинает обороняться, произнося свои заклинания и отправляя на перехват своих существ. Затем наступает его фаза атаки и защищаться должен уже игрок.
Победа может быть достигнуто огромным количеством различных способов. Что касается экономики — всего доступно 8 различных видов ресурсов — все они используются только для одной цели — дальнейшей покупки заклинаний, а так же рун, модифицирующих заклинания.
Баскетбол: тактика игры в защите
Защищаться в баскетболе нужно правильно. Верно выставленная защитная тактика введет соперника в ступор, лишит его креатива в атаке, порой это бывает фатально для команд, которые много, красиво и разнообразно атакуют. Конечно же, защита не так зрелищна в баскетболе, как атака, но матчи выигрывает результат, а не красота.
Среди любителей оборонительные тактики не сильно распространены, потому как все хотят забивать мячи, а черновой работой занимаются лишь единицы. Но если мы говорим о любительском баскетболе высокого уровня или же о профессиональной игре, то тут зачастую такие тактики имеют место.
Порой команды перестаиваются от одного варианта тактики игры к другому прямо по ходу матча, в зависимости от развития событий на площадке. Иногда полезно сэкономить силы в защите, ведя крупно, чтобы в концовке дожать соперника и лишить его всякой возможности на отыгрыш. Вариантов может быть много для выбора обороны в ущерб атаки и наоборот.
X-COM: UFO Defense
Серию знают, помнят и любят во всём мире. Перед нами классическая смесь пошаговой стратегии и тактической ролевой игры.
Сюжет таков — неизвестные атакуют Землю, они превосходят землян в технологиях и намного лучше организованы. Для противостояния угрозе создан проект X-COM, в котором вы призваны руководить.
Графика для своих древних времён — была просто замечательна. Яркий мир, множество подробностей, замечательные арты — всё сделано с любовью и радует глаз по сей день.
Бои в игре пошаговые, но напряжение в битве на отпускало до самого конца. На тактической карте почти всё окружение можно разрушить до основания при наличии достаточно мощного оружия — это и для современно игры очень круто, а для девяностых годов прошлого века — и вовсе нечто запредельное.
Кроме непосредственно солдатов вам предстояло управлять сетью баз команды, контролировать разработку технических новшеств на основе добытого у пришельцев добра, а так же налаживать отношения с правительствами и разбираться в статистических отчётах.
В итоге получилась отличная игра, место которой не только на музейной полке, но и в сердце геймера.
Что такое стратегия
Определение из Википедии мне показалось не достаточно объясняющим отличия стратегии и тактики. А более понятным и исчерпывающим я считаю выдержку из сайта Владимира Тарасова.
<�…>Нам необходима Стратегия, когда мы понимаем, что наша Картина мира точно не полна или неадекватна, более или менее понимаем, какой информации нам не хватает, но надо действовать, невзирая на эту нехватку. Стратегия является тем сценарием наших действий, при котором мы предполагаем их наибольший успех или наименьшую потерю. И мы принимаем решение при заведомо неполной информации: волей и интуицией пытаемся компенсировать недостаток знания. Действуя, мы благодаря удачам или неудачам уточняем Картину мира до того уровня, когда её можно считать более или менее адекватной. Теперь на сцену выступает Тактика, для которой достаточно, в принципе, логики и опыта.<�…> <�…>Вы потеряли ключ от дома и пытаетесь самостоятельно открыть запертый замок. Вначале вы выбираете стратегию: то ли просунуть нож в зазор между дверью и косяком, то ли попытаться действовать проволокой в замочной скважине, то ли вообще — снять дверь с петель… Когда остановились на выборе стратегии, начинается тактика.<�…>
То же самое, только другими словами говорит фон Клаузевиц.
<�…>Стратегия есть использование боя для целей войны, следовательно она должна поставить военным действиям в целом такую цель, которая соответствовала бы смыслу войны. Она составляет план войны и связывает с поставленной военным действиям целью ряд тех действий, которые должны привести к её достижению; иначе говоря онa намечает проекты отдельных кампаний и дает в них установку отдельным боям. Так как большинство этих действий может быть намечено лишь на основе предположений, которые частично не оправдаются, а целый ряд более детальных определений заранее и совсем не может быть сделан, то из этого очевидно следует, что стратегия обязана сама выступить на театр войны, дабы на месте распорядиться частностями и внести в целое те изменения, в которых постоянно будет нужда. Таким образом она ни на минуту не может оторваться от военных действий.<�…>
В итоге, стратегия — это сценарий достижения идеального конечного результата, при котором ты точно знаешь, что твоя картина мира неполная, модель поведения может меняться.
Попытаюсь выразить мысль Клаузевица своими словами.
«Наша цель — победить в войне. Какая из кампаний станет успешной, а какой из боев станет контрольным и приведет нас к победе мы не можем знать. Тем не менее, мы начинаем действовать исходя из гипотез об успешности той или иной кампании. Если шаг за шагом наши прогнозы оправдываются, то мы продолжаем реализацию изначально разработанной стратегии, если нет — вносим изменения в план и соответственно изменяем наше поведение.»
Worms
Те самые червяки, которых иногда относят к отдельному жанру артиллерийских тактических игр. Первая часть появилась в далёком 94-м году.
Несколько поколений серии Worms, предлагающих различные комбинации графического окружения и тактических возможностей, были портированы практически на все игровые устройства. Да и модов, расширяющих возможности игры, вышло немало.
В общем, червяки надолго стали неотъемлимой частью индустрии, что неудивительно — простой с виду геймплей превращался в форменное безумие, благодаря добротному юмору, качественной анимации персонажей и эффектной особой атмосфере. Всё это есть в Вормс.
Игра стоит того, чтобы запускать её снова и снова, получая море удовольствия от попадания или промаха.
XCOM: Enemy Unknown
В ремейке 2012 года навороченная система управления бойцов подверглась заметным упрощениям. Однако ни тактика, ни стратегия при этом никуда не делись, поэтому она увлекает ничуть не меньше, чем раньше. А то, что она стала более зрелищной, лояльной к игроку и интуитивно понятной — пошло всем на пользу.
В глобальной карте изменилось только одно — раньше мы могли построить несколько баз и закупить несколько десантных кораблей, а теперь и то, и другое у нас строго в единственном экземпляре. Вместо баз теперь орбитальные спутники, которые обнаруживают НЛО. Сосредоточив действие в пределах одной базы, разработчики смогли сделать её более живой, наполнили интересными персонажами, которые общаются и спорят друг с другом. Даже ввели сюжетную компанию, которая ставит перед игроком конкретные задачи и добавляет напряжение. В остальном, перед нами старая добротная тактика, заботливо перенесённая на Unreal Engine 3, чтобы новое поколение смогло прикоснуться к классике жанра.
Подробнее о последней части этой легендарной серии читайте в нашем обзоре XCOM 2
Что такое хорошая тактическая игра?
Сидишь такой, попиваешь чай с лимоном, сёрфишь интернет и как бы случайно натыкаешься на вопрос, какого-то чувака, который просит подсказать ему хорошую тактическую игру, чтобы приобщиться к жанру. Чем можно помочь ему? Ну да, большинство бы просто перечислило хиты trpg вроде Final fantasy tactics или front mission, и я бы раньше то же самое сделал, но сыграв в приличное количество тактик, начинаешь по-другому на всё это смотреть. Лучшее познаётся в сравнении и чем больше играешь, тем сложнее тебя впечатлить, а впечатлений-то хочется, от этого никуда не деться. И тут я задумался о том, что такое хорошая тактическая игра и как её определить среди остальных, чтобы не тратить время на посредственность. По сути тактические игры очень часто являются trpg, а сам этот жанр настолько обширен и туманен, что, назвав Тетрис тактикой, с вами скорее всего никто не будет спорить. Но всё-таки хотелось бы чётко определить границы и в большинстве случаев это даже возможно. Вообще тактикой называют умение управлять отрядом/отрядами, чтобы их эффективность была максимальной в каждый момент времени, сюда включаются построения, атаки, марш-броски, отступления и прочее, но в первую очередь меня интересуют всё-таки игры. Тактические игры – это такое развлечение, где основной упор делается на тактическое мышление, на грамотное расположение отрядов, на их умениях. Но разве в серии Total war этим не занимаются, так почему это не тактика? И тут мы приходим к фразе «основной упор». Да, пиная немытых варваров римским сандалем, мы в какой-то мере используем тактику, но сама игра вовсе не про это, она про стратегию, про планы, про то, надо ли отстроить бесплатные сортиры в городе, чтобы повысить настроение жителей. Здесь важны стратегические шаги, от этого зависит вся игра и будущее нашей империи, а бои можно и пропускать, сама эта возможность уже много о чём говорит. Отделить стратегии от тактик не сложно, но что насчёт разных rpg типа Divinity, где без тактона никуда? Да и тут всё решается по тому же сценарию. Что такое rpg? Это игры с отыгрышем роли или на худой конец с возможностью почувствовать себя в шкуре героя, который может развиваться с помощью повышения уровней или по сюжету. Divinity тут не исключение, она в первую очередь даёт игроку возможность узнать историю, отыграть роль и стать частью легенды, боёвка же с её тактическими возможностями является лишь способом добраться до следующего сюжетного ответвления. Для того, кто ищет именно тактику – это не вариант. Tactics Ogre: Let Us Cling Together
Всё что вы видите — только половина боевой арены, так что развернутся есть где. Центр закупорим танками, на севере расставим на крышах лучников, чтобы не дать зайти нам в тыл, а на юге расположим ударный отряд для прорыва.
Теперь, когда мы огородились стенами от жанров, которые могут нас запутать, перейдём к главному вопросу. А что есть хорошая тактическая игра? Чтобы ответить на этот вопрос я приведу пример и попытаюсь объяснить.
Внимание!!! Сейчас будет пинание священных коров, поэтому приготовили свои пальчики на кнопке с минусом и напрягли задницу. Final Fantasy Tactics – плохая тактическая игра.
Сделаем небольшой перерыв, чтобы вы могли максимально вознегодовать и выплеснуть это.
а вот и котики для релакса
Отлично, теперь я поясню почему это так. Взял я эту игра, потому что многие люди, даже те, кто такой жанр не особо любит, в неё играли и будут примерно понимать, о чём я пишу. Дело в том, что хорошая тактическая игра предполагает большое количество возможностей для реализации тактики, однако в финалке с этим всё очень плохо: тебе даётся малое количество боевых единиц (не особо развернёшься верно), тебя высаживают на мизерные карты, а значит слишком мало места для хороших манёвров и по большей части у тебя один, максимум два пути для продвижения. Сюда же можно отнести сильное влияние rpg элементов: раскачки, профессии, скилы, — врагов можно буквально зафейсролить, если брать имбо скилы и имбо профы. Попытки разрабов усложнить процесс, заставляя игрока штурмовать холмы с лучниками, потому что по-другому никак, выглядит совсем грустно и попахивает безысходностью. И тут поймите меня правильно, я не говорю, что сама игра плоха, мы разбирает именно тактические элементы и они здесь далеко не в лучшем виде представлены. Эта игра плоха как тактика, но вполне ничего как rpg. И это касается большинства распиаренных тактических игр, люди переносят свои положительные эмоции со всей игры на её составные части, даже если они не представляют из себя ничего особенного, а потом возводят её на пьедестал великих тактических игр.
Advance Wars
Один из лучших представителей жанра на GameBoyAdvance. Помимо управления юнитами, игроку даётся возможность использовать способности генерала, влияющие на бой.
Итак, священная корова порублена на бифштексы и теперь пора их употребить. Из написанного выше можно сделать вывод, что хорошая тактическая игра должна быть:
1. С достаточно большими и разнообразными картами, где можно применить разные тактики, где есть возможность нападать с разных сторон, она должна иметь множество выгодных точек, но ни в коем случае не имбовых. 2. Сбалансирована. Количество персонажей, расстояния, на которые они могут передвигаться, их возможности – всё это влияет на баланс. Сюда же относятся слабости и преимущества, реализованные через камень/ножницы/бумага или другую систему. В тактической игре имба – это моветон, плохо, когда она у ИИ и ещё хуже, когда у игрока. 3. C адекватным AI. Просто немыслимое число хвалёных тактик битком забиты толпами «зомби», которые только и могут, что переть напролом. «Эй, игрок, впереди сотня вражин, а у тебя 5 калек, которые не в состоянии попасть с трёх метров. Давай примени свой тактический скил», — вот что представляют из себя большинство игр этого жанра. Качество искусственных мозгов заменяют на количество желающих их сожрать. 4. С минимумом рандома. Чем его больше, тем хуже, ибо это битва разумов и победителем должен быть тот, кто смог спрогнозировать и грамотно воспользоваться этой информацией. Если не можешь спрогнозировать результат, то скорее всего ты играешь в World of Tanks или WarThunder (эгей, ещё одни священные коровы, да он совсем охренел), но не в тактическую игру. 5. Удобна. Ну понятное дело любая игра должна быть комфортна, но я имею ввиду особый интерфейс, который помогает ориентироваться и показывает всю необходимую информацию для правильного прогноза. Если от тебя, что-то скрывают за тоннами окошек или по принципу «догадайся сам», значит либо пытаются усложнить процесс, либо просто руки из задницы, а ни то, ни другое не идёт на пользу, особенно другое.
XCOM: Enemy Unknown
Самым популярным жанром на пк, связанным с тактикой, являются тактические стратегии, где управляешь небольшим отрядом в пошаговом режиме.
Понятное дело, что разработчики могут назвать жанр, большинство согласится, и у нас будет ещё одна «не тактическая игра», будут появляться больше людей, которые считают, что они профи в этом жанре, потому что их паладин 99 лвл втаптывает в грязь противников в Paladin Tactics. Но всё же, мало ли, вдруг вам захочется ознакомиться с этим жанром, поиграйте лучше в Tactics Ogre: Let Us Cling Together на psp или эмуляторе, эта trpg не лишена недостатков, но это вполне себе неплохой пример, Advance Wars – чистая тактика без ролевых заморочек с танчиками и самолётиками или легендарный Langrisser 2. Со мной конечно можно не согласиться и иметь совсем другое мнение о том, что представляет собой хорошая тактика, даже спорить не буду, может я просто слишком много требую и надо быть проще, но ведь так хочется идеала и так редко его получаешь.
И напоследок напомню, что в 2020 планируется ремейк легендарной тактичисекой серии Langrisser