Прошу помощь зала Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи. |
Shin Megami Tensei (рус. Новая Реинкарнация Богини), он же МегаТэн — серия игр в жанре jRPG, разрабатываемая компанией Atlus. Первоначально данная игровая франшиза родилась в качестве игрофикации романа Digital Devil Story, которая рассказывала о противостоянии ОЯШа против орды цифровых демонов. После успеха Атлусы решили на основе романа воссоздать свою собственную вселенную.
Несмотря на то, что данная серия игр стала культовой и принесла игровой индустрии целое множество нововведений, она мало известна на Западе, особенно в России.
Война Порядка и Хаоса[править]
И что такого необычного у данного игрового сериала, спросите вы? ДА ВО ВСЁМ! Здесь вы не увидите знакомые каждому заезженные штампы jRPG. Здесь не будет классического противостояния Добра и Зла в каком-нибудь фентезийном мире. Вместо этого игры данной серии предоставляют игроку необычный сеттинг, где центральными идеями являются оккультизм, взаимоотношения между людьми и сверхъестественными существами. Действия игр серии разворачиваются в нашем современном мире с нотками киберпанка, в основных играх серии — постапокалиптическом Токио. Протагонистами игр серии являются люди, которые получили способность разговаривать с демонами и заманивать их на свою сторону (чаще всего они используют для этой цели наручный «переводчик» наподобие фоллаутовского пип-боя). Им предстоит противостоять двум организациям, одна из которых поклоняется сумасшедшему Яхве, а другая местной Аццкой Сотоне. Собственно, из-за чего весь сыр-бор произошел?
Вселенную Shin Megami Tensei можно разделить на мир сверхъестественных существ вроде Ангелов и Демонов, и на мир людей. Вселенную создала некая абстрактная идея, бестелесный сверх-разум под названием «Великая Воля». Помимо всего прочего «Великая Воля» является также «Законом» для мира, который позволяет людям иметь свободную волю и противостоять богам. Однако из Великой Воли появились, собственно, две божественные сущности — YHVH и Люцифер, между которыми начался конфликт вселеннского масштаба. YHVH хочет взять под контроль людей и основать Тысячелетнее Царство, где они будут строго следовать законам ради достижения лучшей жизни. Идею вряд ли назовешь однозначно благородной, поскольку местный Яхве явно списан с Оруелловского Большого Брата. Люцифер же, наоборот, считает, что законы нафиг не нужны, и люди должны жить бок о бок с демонами в анархии. Вот только люди будут выживать в диких условиях. Вообщем, два злодея может и имеют благородные мотивы, да вот только они сильно впадают в крайности. Игрок волен выбирать любую из сторон в зависимости от его взглядов на происходящее и убеждений, либо надрать задницу обоим, придерживаясь нейтралитета, получив таким образом «нейтральную концовку» (причем такая концовка является каноничной). Собственно. вся сюжетная идея строится на противостоянии Порядка и Хаоса, а игра частенько подсовывает игроку сложные моральные дилеммы, где ему предстоит решить философские вопросы. Естественно, нейтральную и каноническую концовку получить трудно, но игра не навязывает на её прохождение. Как упоминалось выше, игрок получит ту концовку, которую он заслуживает.
Обзор Shin Megami Tensei IV: Apocalypse
Культовая Shin Megami Tensei уже давно и основательно укоренилась в сердцах поклонников японских ролевых игр, что позволяет Altus добавлять всё новые и новые главы в уже и без того не маленькую вселенную. И пока некогда также носившая гордое имя SMT, но теперь уже полностью самостоятельная Persona 5 штурмует лидирующие строчки всевозможных пользовательских рейтингов, разработчики к радости поклонников представили новую игру в основной линейке легендарного сериала.
Чтобы избежать путаницы, необходимо сразу отметить, что Shin Megami Tensei IV: Apocalypse — это не переработанная или улучшенная версия четвертой части. Это совершенно самостоятельная, полноценная крупная игра серии, которая берет за основу геймплей, мир и мифологию четвертой части, но представляет свою сюжетную линию и вносит ряд точечных изменений. Apocalypse не является сиквелом или приквелом в прямом смысле слова, скорее это альтернативная SMTIV. Она предлагает свою версию событий, которые могли произойти в мрачном мире игры и имеет несколько концептуальных отличий в повествовании.
Равно как и в оригинальной SMTIV, центром повествования Apocalypse выступает Токио образца тридцатых годов двадцать первого века. После загадочного всемирного катаклизма японская столица стала одним большим полигоном для извечной борьбы ангелов и демонов, отодвигая жизнь и интересы людей на второй план. От разрушенного и непригодного для существования мира Токио спас огромный купол, который возник над городом в кульминации катастрофы и происхождение которого стало предметом легенд и нескольких толкований. На внешней поверхности купола, куда не попасть тем, кто живет под ним, расположилось яркое и наполненное живой природой Королевство Микадо, архаичный средневековый мир, в котором совершенно оторванные от благ и пороков прежней цивилизации «чистые» люди живут под покровительством ангелов в их трактовке идеального мира. Однако условное спасение жителей Токио не гарантировало их безопасность. Внутри образовавшейся темницы был разрушен весь привычный уклад жизни, уничтожены все общественные и институты власти. Продовольственные и иные ресурсы таяли на глазах, и запертые вместе с демонами и ангелами люди уже почти стали разменной монетой в их противостоянии, выживая в условиях военного времени в городе, где никогда не светит солнце. Но среди людей находятся и те, что не согласны быть рабами.
Именно здесь Apocalypse принимает эстафету у завязки Shin Megami Tensei IV, стартуя около самого начала нейтральной ветки повествования оригинала, но предлагая уже совершенно иного персонажа. Главной фигурой дальнейшего конфликта является молодой человек по имени Нанаши, который состоит на стажировке у местного формирования, называющего себя Охотниками. После падения Токио Охотники приняли на себя функцию защитников оставшейся людской популяции, и, хотя их силы стремительно редеют, выжившие не могут позволить себе впасть в отчаяние продолжая борьбу за выживание в надежде отстоять место людей в новом мире.
В этом же заключается и первое серьезное отличие Apocalypse. В отличии от Флинна, избранного Самурая, легендарного героя Королевства Микадо и протагониста четвертой части, Нанаши — обычный человек, подросток, не вменяющий себе изначально никаких масштабных целей. Он пытается выжить в Токио, мечтает стать рядовым охотником и имеет типичный для подростков круг интересов, что видно по интерьеру его комнаты и похожих на себя друзей. Упомянутый Флинн в истории Apocalypse напротив является легендарной фигурой, героем, кумиром и надеждой всего человечества. Игроки не раз встретят упоминание о нем в течение прохождения.
При выполнении первого задания, полученного от главы Ассоциации Охотников, Нанаши находит неизвестно кому принадлежащий смартфон с особенным программным обеспечением, которое в мире Apocalypse персонажи используют для подчинения и управления демонами, но вскоре погибает от лап вычурно скроенного существа, который мгновением ранее так же похоронил несколько умелых охотников и друзей главного героя. Оказавшись в загробном мире, протагонист слышит зловещий голос, который принадлежит духу по имени Дагда. Он, не церемонясь, предлагает новоиспечённому покойнику контракт, по условиям которого парень в обмен на свой возврат в мир должен стать Сокрушителем Богов и подсобить своему новому работодателю в осуществлении некоего плана, вклиниваясь в борьбу между покровителем демонов Люцифером и генералом ангелов Меркаба. Приход Дагды в Токио приводит к появлению новой третьей силы, которая имеет свои взгляды на мироустройство и обозначает собой начало ключевого конфликта повествования.
Геймплей игры, как и в SMTIV и других номерных частях серии, в первую очередь основан на традиционных механиках SMT — на тщательном исследовании разнообразных локаций и выполнении сюжетных и дополнительных заданий, динамичных пошаговых битвах, развитии характеристик и умений главного героя и подконтрольных существ, а также их ловле и скрещивании для последующего использования в схватках. Вы по-прежнему перемещаетесь по миру с группой верных вам демонов, исследуя атмосферный, мрачный и жестокий разрушенный город, двигая повествование вперед, собираете лут, развиваете персонажа и его партию, а также безжалостно бросаете сотни демонов в цифровую топку Cathedral of Shadows, чтобы получить более сильных и уникальных особей.
В отличие от SMTIV, где игра начиналась в Королевстве Микадо, в котором игроки были лишены возможности свободно перемещаться и были вынуждены исследовать мир, используя меню выбора локаций, Apocalypse начинает повествование сразу в условно открытом мире Токио. Вы сразу можете перемещаться по карте города, имеете доступ к доступным по сюжету локациям, магазинам и почти с самого начала сможете использовать Терминалы для быстрого перемещения.
Само исследование карты мира и локаций в Apocalypse стало намного комфортнее, так как разработчики исправили один из главных недостатков предыдущей игры — так называемый Mapper, инструмент, который в реальном времени отрисовывает и отображает карту на нижнем экране консоли. Ранее во время перемещения по карте города вы не могли видеть названия локаций, что делало процесс поиска нужной области невероятно раздражающим, так как очень часто могла создаться ситуация, когда вы вообще не понимали, где находится тот или иной объект. Теперь же вы можете высветить все названия локаций и районов нажатием одной кнопки. Более того, для использования теперь доступна специальная кнопка, нажав на которую карта сразу указывает на флажок для вашей текущей цели. Это делает прохождение игры гораздо более удобным, плавным и концентрированным, избавляя игрока от лишнего бэктрекинга и траты времени попусту.
Помимо этих весомых доработок, разработчики также упростили ориентацию на местности, добавив на карту локаций значки и цвета для посещенных вами ранее мест, вроде магазинов или комнат где можно поговорить с NPC.
На локациях игры можно встретить специальные барьеры, которые разбиваются с помощью определенного оружия или помощи ваших сторонников. Эти барьеры могут содержать за собой приятные бонусы или просто служить необходимым препятствием продвижения по сюжету.
Так как Нанаши уже мертв, то теперь если вы погибнете в схватке вы не попадете к Харону, как это было в SMTIV, и вам не придется платить за воскрешение. Ранее будучи поверженным, чтобы продолжить игру с того же места приходилось внести плату деньгами или специальных очков, которые выдает система 3DS. Дагда же сделает это абсолютно бесплатно и неограниченное количество раз, давая возможность игроку продолжить игру недалеко от фатальной схватки. Это не влияет на сложность игры, как может показаться на первый взгляд, но зато не заставляет игрока использовать бесконечные раздражающие сохранения и загрузки, чтобы обойти оплату продолжения игры, как это было прежде.
Сражения представляют собой захватывающую и стремительную пошаговую тактику и основаны на так называемой системе Press Turn Battle System. Эта система предполагает использование разнообразных магических, физических атак, а также навыков статусных состояний и поощряет осмысленное максимально активное использование слабых сторон противника. Враги, персонаж и демоны, которых вы определяете в свою партию, по очереди обмениваются ударами, и если атака использует слабое место противника (например, вы применили огненную магию по врагам, имеющим ледяную специализацию и уязвимость к огню), то персонаж, применивший ее, получает дополнительный ход, который сможет использовать на следующем круге. Получение дополнительного хода предполагает возможность провести дополнительный удар, лечение или статусную атаку. В результате, атаки в слабое место являются основной механикой битвы и ключом к победе.
В особо удачных случаях участник боя получает дополнительный бонусный статус Smirk («ухмылка»), который гарантирует нанесение критического урона, максимальную точность атаки и снижения эффективности атак противника в случае их попадания на обладателя статуса. В работе статуса Smirk внутри боя кроется первое точечное изменение боевой системы Apocalypse по отношению SMTIV. Теперь, помимо основного значения, Smirk видоизменяет свойства некоторых навыков. К примеру, если ранее применение темной магии могло лишь дать вам возможность провести мгновенное убийство при правильном соотношении силы навыка к уязвимости противника, то теперь использование темной магии гарантирует нанесение урона, а мгновенное убийство возможно в основном лишь, если ее использование сочеталось со статусом Smirk. Данный бонус в некоторых случаях также может получить и противник, и некоторые боссы активно используют эту возможность, заставляя игрока сражаться на пределе возможностей и активно использовать навык снятия статуса Smirk у неприятеля.
Демоны[править]
Собственно, главная фича Shin Megami Tensei — это демоны. Демоны, как вы догадались, играют здесь роль мобов, которых надо время от времени убивать. НО, в отличие от «безликих» товарищей из Final Fantasy, местные «монстры» здесь — вполне себе полноценные персонажи, обладающие своим собственным характером и умеющие поддерживать с игроком беседу. Надо упомянуть, что здесь словом «демон» означают любое враждебное сверхъестественное существо, а не только рогатых чертей из Doom. То есть, демонами являются феи, синтоистские боги и даже серафимы с ангелами!
Итак, на протяжении всей игры игрок должен не только сражаться с демонами, но и приманивать их на свою сторону (на что игра, в виду своей хардкорности и заставляет). Для того, чтобы демоны превратились в верных союзников, вам необходимо договариваться с ними, выбирая правильные действия через меню сражения. После успешного акта переговоров демон превращается в вашего покорного «покемона». В бою вы можете приказать вашего подопечного демона применить какую нибудь магическую способность на врагов. Теперь вы понимаете, насколько игра была революционной!? Да-да, фанаты Undertale, ваш Тоби Фокс спёр систему переговоров именно оттуда! И всё это было еще в 1987 году еще за 10 лет до появления Покемонов!
Но есть одна загвоздка. В отличие от человеческих персонажей в партии, демоны не получают опыта, оставаясь на том же уровне. Поэтому игроку придется найти демона помощнее, либо же комбинировать двух демонов для получения более мощного, который «унаследует» навыки своих «родителей». Таким образом игроку придется фармить демонов, но сам процесс выглядит не как занудная рутина, а как интересное времяпровождение.
В спин-оффе Persona герои вместо демонов призывают своих «Персон», альтер-эго, живущие в их головах. Но в техническом плане «Персоны» — это всё те же демоны из основной линейки серии (даже дизайн всё тот же), разве что в виде боевых духов наподобие стендов из JoJo’s Bizarre Adventure.
Сюжет
Главный персонаж и его друзья Чиаки Хаясака и Исаму Нитта отправляются в Токио. Они хотят посетить свою больную учительницу Юко Такао, и тут происходит восстание двух культов, повлекшее смерти нескольких людей. В госпитале, где осталась Юко, герой кратковременно наблюдает зловещий оккультный эксперимент, организованный человеком по имени Хикава. Именно Хикава подстроил восстание. Вскоре после этого мир переходит в «Зарождение». Из-за эксперимента Хикавы японская столица уничтожена, а вместо нее в зародышевом состоянии возник Вихревой мир, который сохранится до возрождения мира. Позже герой встречает мальчика, который вставляет в него Магатаму – существо с демоническими силами, превращающее героя в «полудемона».
Изучая Вихревой мир, герой находит репортера Дзёдзи Хиджири, который дает кое-какую информацию о мире. Герой узнает о двух организациях, желающих создать новый мир. Первая – Ассамблея Нигило, возглавляемая Хикавой, ее цель – создать мир, в котором ради поддержания мирного положения нет эмоций. Вторая организация – Мантра, желающая руководить новым миром силовыми способами. Полудемон сталкивается с несколькими демонами, которые ищут канделябры, нужные им как средство усиления. Хикава уничтожает Мантру. Ему помогла Юко Такао, которая сумела украсть энергию «магацуси» у других демонов.
В поисках друзей полудемон сталкивается с разными группами. И Чиаки, и Исаму в смятении от Вихревого мира, и предпочитают полагаться только на себя. Юко, поняв, что Хикава ее просто использовал, решает создать собственный мир. Для этого она создает три «котовари» (причины). Тот, кто хочет создать новый мир, должен обладать мощной внутренней философией, в которой есть законы, по которым будет жить мир. Этот свод законов называется Причиной. По законам Вихревого мира демон не может создать Причину, поэтому большинство демонов следуют одной из трех Причин, созданных ключевыми персонажами в течение игры. Вихревой мир – лишь эмбрион настоящего мира, созданный при Зарождении как подготовка к окончательному перерождению.
Причины Хикавы называется «Шиджима». Согласно ней, нет какой-либо личности, нет страсти к инакомыслию, конфликту и разрушению. Причина Исаму – «Мусуби». Она, напротив, говорит, что каждая Личность абсолютна, каждый человек будет жить в собственном независимом мире, полностью изолированном от других существ. «Ёсуги», причина Чиаки, основана на элитизме и выживании наиболее приспособленных; слабые элементы общества уходят, оставляя место лишь для сильных. Когда Юко пытается создать собственную причину, Хикава приносит ее в жертву в ритуале вызова своего божества.
Герой игры, как демон, не может создать причину. Однако, он может пойти против законов Вихревого мира и продолжать без причины. Это путь «нейтрального света», который восстановит мир до его старого состояния. В концовке «нейтральной тьмы» выживает только полудемон.
Линейки серии[править]
- Shin Megami Tensei — ну вы поняли.
- Persona — самая популярная линейка во всей франшизе. Действия происходят в альтернативной вселенной, основанная на психологических теориях Карла Юнга. Поэтому отличий от основной серии тут очень много. Здесь «демоны» превратились в «персон». Конфликта между YHVH и Люцифером тут нет. Вместо постапокалиптического мрачняка — весёлые приключения группы ОЯШ. Но тем не менее Persona в плане глубины не уступает SMT, а порой даже превосходит. Да и качественной драмы тут хватает так же, как и юмора. Рекомендуем ознакомиться со франшизой именно с Персоны.
- Devil Children, за пределами Японии известная только двумя играми DemiKids.
- Devil Summoner — всё тот же SMT, но без пафоса, спасения мира, злого Яхве и постапокалипсиса. Вместо этого Devil Summoner рассказывает более приземленную детективную историю. В первой игре серии мы берём на себя роль ОЯШа, который после смерти и последующему побегу с того света оказался в теле детектива и вынужден расследовать странные происшествия в городе. А во второй (Soul Hackers), к примеру, мы берём на себя роль хакера.
- Devil Survivor. Тактическая ролевая игра наподобие Final Fantasy Tactics.
- Digital Devil Saga.
- Jack. Спин-офф про милого демона Джека Фроста.
- Last Bible. Клон Dragon Quest с рыцарями, замками и прочей фентезийными штампами, где даже демоны тут именуются «монстрами».
- Majin Tensei. Линейка игр в жанре стратегий
- Megami Tensei.