The Settlers IV | |
Разработчик | Blue Byte Software |
Издатель | Ubisoft (Россия) |
Часть серии | The Settlers |
Дата выпуска | 1 июля 2001 года |
Жанр | Стратегия в реальном времени |
Возрастные рейтинги | ELSPA: 3+, OFLC: PG |
Создатели | |
Продюсер |
|
Геймдизайнер | Torsten Hess[d][2] и Thorsten Mutschall[d][3] |
Композитор |
|
Технические данные | |
Платформы | Windows 95///2000/NT4.0 SP5/ |
Режимы игры | однопользовательский, многопользовательский |
Носитель | 2 X CD-ROM |
Системные требования | Pentium 600 MHz, 128 MB RAM, 4 MB видеокарта |
Управление | Мышь |
Официальный сайт (нем.) Официальный сайт (англ.) |
The Settlers IV
(нем. «Die Siedler IV») — компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, разработанная и изданная немецкой фирмой Blue Byte Software в 2000 году. В России игра была выпущена 25 сентября 2001 года компанией .
В The Settlers IV
существует четыре расы: Майя, Викинги, Римляне и Тёмное Племя. В одиночной игре можно пройти игровую кампанию за каждый из народов и сыграть против компьютера на одиночной карте. Мультиплеер позволяет игрокам сразиться друг с другом, или сыграть в режим «free settle», где можно развивать своё поселение без угрозы атаки со стороны противника.
Игровой процесс
The Settlers IV
является стратегией в реальном времени, управление в которой осуществляется через интерфейс методом point and click. Игровой процесс и игровая механика в основном очень схожи с
The Settlers III
[5][6][7], главной целью большинства миссий становится отстройка поселения с функционирующей экономикой, способной создать необходимое число военных и/или специализированных юнитов для завоёвывания конкурирующих территорий.[5] Для достижения всего этого, пользователь должен участвовать в экономическом микроконтроле, возводить здания и производить ресурсы[8].
Режимы игры
В «The Settlers IV» можно играть в однопользовательском и многопользовательском режимах. При первом варианте, игрок может выбрать участие в игровой кампании или на отдельной карте (режим «Свободная карта»), где можно подобрать подходящую карту и условия игры (определив число управляемых компьютером противников, размер доступного в начале игры сырья, условия победы)[9]. В режиме кампании игрок должен завершить серию миссий, победа в большинстве из которых доступна с поражением компьютерных соперников из-за утраты территории или уничтожением храма (в кампании Тёмного племени)[10]. Первоначально были доступны три игровые кампании (для викингов, римлян и майя) по четыре миссии каждая[10], и четвёртая кампания из 12 миссий, в которой управляемые игроком три народа борются с Тёмным племенем[9]. Дополнение Mission CD
вносило три новые кампании из пяти миссий, и по три миссии для игровых режимов
Конфликт
и «Поселение»[11]. Дополнение
The Trojans and the Elixir of Power
предлагало три кампании по пять миссий каждая для трёх рас, четыре мисии в режиме
Поселение
и кампанию из 12 миссий о борьбе троянцев с Тёмным племенем[12].
В многопользовательском режиме, в который можно было играть посредством LAN или онлайн (через Blue Byte Gaming Channel)[13], пользователь выбирает игровую карту и тип игры: «Conflict Mode» (каждый игрок/раса борются друг с другом), «Ranking List» (в конце игры её участники получают баллы для ранжирования в таблице онлайн лиги Blue Byte); «Cooperation Mode» (игроки объединяют усилия для достижения поставленной цели, противостоя контролируемым компьютером соперникам), «Economic Mode» (победителем признаётся тот, кто за установленное время сумел произвести больше всего товаров в четырёх из семи категорий), «Settlefest» (соревнование идёт на отдельных, но идентичных однопользовательских картах с целью первым выполнить поставленные условия) или «Free Settle Mode» (один игрок/раса)[14].
Поселенцы и транспортировка
Во всех игровых режимах сама игра начинается одинаково: у пользователя есть небольшое поселение, запас инструментов и ресурсов, и заданное число поселенцев[15][16]. Основной игровой процесс вертится вокруг крепостных (именуемых в серии «поселенцами»), переносящих инструменты и материалы и занятых в производстве и обслуживании[8][17]. Как и в The Settlers III
, новые поселенцы доступны лишь при строении резиденций[18].
Игрок никак не может напрямую контролировать поселенца, можно лишь давать общие приказы (вроде строительства зданий), для исполнения которых ИИ делегирует конкретных поселенцев[17][19]. Однако управлять можно специалистами: пионерами (расширяют владения игрока копанием земли на границе), ворами (разведывают вражескую территорию и крадут ресурсы), геологами (изучают горную местность на наличие полезных ископаемых) и садовниками (восстанавливают местность, повреждённую Тёмным племенем). При многопользовательской игре также доступен саботажник, способный атаковать все невоенные здания врага[20].
Как и в The Settlers III
, пользователю не доступно строительство системы дорог. Впрочем, поселенцы свободно перемещаются по территории поселения через осуществляемый ИИ поиск пути. Как и в предыдущих играх серии,
The Settlers IV
имеет регулируемую систему приоритетности товаров, определяющую порядок их транспортировки[21]. Игрок может строить рынки для создания торговых путей между разными частями одного географического региона[22], и гавани для производства боевых кораблей, паромов (позволяют перевозить поселенцев, солдат и боевые машины) и торговые корабли (могут перевозить предметы из порта в другой географический регион)[23].
Расы и экономика
В оригинальной игре пользователю доступны три расы: Римляне, Викинги и Майя. Дополнение The Trojans and the Elixir of Power
делало доступными Троянцев. Как и в
Settlers III
, расы имеют немного разные экономические модели. Так, при строительстве римляне и троянцы используют равное количество дерева и камня, викингам нужно больше дерева, а майя — камня[24][25]. Также эти народы имеют особые навыки: римляне могут получать магическую манну используя всего два здания[26]; боевой флот и военные машины викингов используют её вместо снарядов[27]; и только майя могут строить в пустыне (фермы для выращивания агавы для её перегонки в текилу)[26].
Игрок может в любой момент повлиять на экономику своего поселения с помощью разных приёмов (вроде контроля за дистрибуцией ресурсов и предметов, или выбора места и предмета для производства. Важную роль в игре отводится инструментам, которые нужны в строительстве и производстве. Так, даже при наличии свободных поселенце шахта не начнёт работать без наличия кирки, сделанной в мастерской. О простое зданий и его причинах игрока информирует система уведомлений[28].
Как и в предшественнице, в The Settlers IV
присутствует магия, с помощью которой народы решают военные и экономические задачи. С появлением достаточного количества манны и священников, игрок получает доступ к заклинаниям, уникальным для каждой расы[29]. Они могут конвертировать одни ресурсы в другие, увеличивать производство продовольствия, восстанавливать израсходованные залежи природных ископаемых, влиять на воинов (своих и вражеских)[30][31].
Война
Владения игрока можно расширить только с помощью пионеров или строительством на границе военных сооружений. Для сохранения новой границы, в здании должен находиться как минимум один солдат[32]. Для их найма необходимо возвести казармы и изготовить оружие[33]. Игроку доступно строительство и обзорных башен, с которых поселенцы могут следить за окрестностями на большом расстоянии.
Существуют три общих класса солдат: мечник, лучник и командир. Уровень первых двух воинов устанавливается игроком в процессе рекрутирования, выражаясь в золоте (бесплатно для первого уровня, одна единица — для второго, два — для третьего)[34]. Командиры не имеют уровни, для их найма нужен меч, доспехи и три единицы золота. Подобная дороговизна объясняется лучшими характеристиками и способностью улучшать боеспособность и показатели солдат.[34] Каждая раса может также использовать военные корабли и машины (катапульта у римлян, Молот Тора для викингов, пушки для майя и баллисты у троянцев)[35][36], и специальные подразделения (медик у римлян, берсерк для викингов, воин с сарбаканом у майя и катапультист для троянцев). Как и мечники с лучниками, эти юниты имеют три уровня найма[36][37].
Для атаки на вражеское здание, пользователю необходимо выделить своих воинов и кликнуть рядом с целью[38]. В случае победы над гарнизоном здание переходит в руки победителя, тем самым расширяя владения согласно своему радиусу действия[32]. Сама оборона зданий ведётся автоматически всеми находящимися в нём солдатами, а также находящимися по соседству воинами (если не приказано обратное). Во время боя на своей территории сила воинов всегда составляет 100 %, в ином случае она зависит от экономического уровня поселения[39]. Важную роль в повышении силы армии играют «Eyecatchers» (декоративные монументы)[40].
Геймплей
Вся экономическая часть игры делиться на 3 этапа.
- Градостроительство. В игре существуют два строительных ресурса. Камень и дерево. При чём, дерево потом надо обработать в лесопилке и распилить на доски. Камень добывается либо на открытой местности, либо в шахтах (об этом чуть позже).
- Сельское хозяйство. Продукты нужны только для того, чтобы кормить шахтёров. И у всех работников разные кулинарные предпочтения. Угольные шахты и каменоломни потребляют хлеб, железный и серный рудник – мясо, а золотокопатели обожают рыбу.
Алкогольные напитки приносят в жертву богам, чтобы добывать ману:
- римляне – вино;
- викинги – медовуху;
- майя – мескаль;
- троянцы – олию.
P.S. Непонятно почему, но троянцы свою олию гонят не из оливок, а из подсолнуха. Это заставляет задуматься об истинных корнях программистов.
- Промышленность. Чтобы противостоять грозному противнику, поселенцам надо осваивать горные хребты. Руду ищут геологи и помечают табличками полезные ископаемые. Шахтёры добывают ресурсы, а специфические здания используют руду для того, чтобы производить инструменты, оружие или порох (для катапульт майя).
Когда поселенцы более или менее освоились на новой территории, можно потихоньку расширять свои границы и двигаться по направлению к противнику. Для этого по периметру возводятся башни. Солдаты, которые занимают здание, увеличивают радиус территории. Чем больше башня, тем больше солдат вмещаются внутри. А занятые вражеские башни становятся собственностью захватчиков и территории так же.
Войска делятся на:
- мечников;
- лучников;
- командиров.
Особые юниты:
- римляне – лекарь;
- викинги – берсерк;
- майя – духовик (замораживет противника);
- троянцы – мобильный воин с переносной катапультой.
Все юниты имеют три ранга в развитии. Чем дороже боевая единица, тем он лучше сражается.
Осадные машины
- римляне – катапульта (стреляет снарядами);
- викинги – молот тора (использует ману);
- майя – огненная труба (заряжается пороховыми бомбами);
- троянцы – машина, похожая на катапульту римлян.
Корабли делятся на транспортные и боевые. На боевых судах устанавливается осадная машина.
Магия
Это новшество перебралось из третьей части. Чтобы творить чудеса, надо использовать ману.
Заключение
Мнение геймеров по поводу игры разделилось. Одни считают её удачным продолжением серии, другие всячески гнобят. Но, в целом проект получился довольно забавным, хоть и не совсем вписывается в ортодоксальные каноны франшизы. Но для всех любителей олдовых игрушек поиграть стоит, чтобы составить собственное мнение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Автор публикации
не в сети 2 часа
Сюжет
События игры разворачиваются вскоре после подавления восстания тёмного бога Морбуса против великого бога, известного как ОН. В наказание за предательство, ОН отправляет проигравшего в ссылку на планету Земля, которую тот ненавидит больше всего во вселенной из-за огромного числа растений. Морбус решает уничтожить всю растительную жизнь Земли с помощью серого сорняка, убивающего другие растения и превращающий ландшафт в почерневшую пустыню Тёмных Земель[41]
Тем временем, недавно вступившие в контакт друг с другом викинги, майя и римляне уже вступили в междоусобную войну. Первыми с Тёмными Землями знакомятся римляне, чьи разведчики посчитали серый сорняк новым оружием майя. В итоге римляне уничтожают их соседнюю колонию, после чего осознают отсутствие связи между этим народом и Тёмными Землями. Майя, уже столкнувшиеся с этим явлением, предлагают заключить временный союз, на который римляне с неохотой идут. Но во время изучения Тёмных Земель майя нападают на новых союзников .
В другом месте викинги также столкнулись с последствиями от присутствия серого сорняка, обнаружив одно из своих священных мест погребения окружённого тёмными землями. Когда они отправляются вернуть свои земли, на них нападает армия безумных солдат.[42] В это время римляне узнают секрет создания Тёмной Армии — поселенцы преобразуются шаманами в слуг Мербуса для создания Тёмного племени. После этого они отправляются работать на грибные фермы, где грибные споры превращаются в ману, с помощью которой в тёмном храме создаются войска.[43] Благодаря этому познанию римляне помогают викингам в уничтожении ферм.
Но майя считают себя главной целью альянса викингов и римлян. Лишь после нападения на колонии обоих народов они осознают, что главным противником для них было тёмное племя. К этому моменту земли трёх народов уже окружены тёмной землёй, и они решают объединиться для борьбы с тёмным племенем.
В итоге викинги находят то, что они считают последним храмом тьмы, с уничтожением которого остатки тёмного племени начинают готовиться к финальной битве. Заранее осознавая, что потребуется ещё одна победа, майя начинают атаку.[44] С уничтожением всех ферм и храмов тёмного племени Морбус бежит в своё логово, не имея возможности призвать новые войска. Моля ЕГО о прощении, тёмный бог в ужасе замечает проникнувшие в здание виноградные лозы, которые, опутав тело, превращают его в статую.
Старые добрые поселенцы
Конечно же, графика — совсем не главное, далеко не она одна делает игровой продукт хитом. В природе, и это особо актуально для стратегий, существует такой оценочный параметр как «экономическая часть». Кроме того, игровой науке известны другие критерии, вроде концепции, трудности освоения и играбельности. О первой мы уже немного поговорили, что касается второго критерия, то он, применительно к Settlers 4, не актуален по причине наличия показательного поэтапного туториала. Играбельность же вообще относится к области магии и метафизики, так как до сих пор не имеет под собой никакой научной базы (многие оригинальные проекты с чудной графикой, звуком и идеей, имея все задатки будущего олимпийца, почему-то на деле оказывались полными провалами). О ней чуть позже.
Вернемся к экономике и близлежащим областям. Процесс строительства, добычи и размножения остался без изменений. За выживание и прогресс на этот раз борются всего четыре расы — римляне, майя, викинги и таинственный «темный клан». Строения для каждой этнической группы отличаются только видом, функционально же они идентичны. Майя и викинги могут похвастаться уникальными боевыми юнитами. Наконец-то появилась военная техника — катапульты, огненные шайтан-машины и фрейдистские «Молоты Тора». Исход боя в большинстве случаев могут решить жрецы-маги, преобразующие ману (международная магическая единица энергии) в разной степени коварства и подлости заклинания (забросать противника рыбой, например). Уже упомянутый «темный клан» имеет неприятную особенность гадить на принадлежащих ему землях. Для удаления остатков вражеской жизнедеятельности введена новая специальность — ассенизаторы. В игре они почему-то названы «садовниками». Эти суровые труженики совковой лопаты с удовольствием занимаются превращением смердящего болота в цветущий сад (и наоборот).
Геймплей, или «играбельность», показательно и традиционно хорош. Качественный, проверенный временем с лейблом неторопливости и размеренности игровой процесс. Затягивает на раз. Сел поиграть утречком, утречком и окончил, только уже следующего дня. Если вы в процессе игры будете отмечать огненные шары, пролетающие по небу, не пугайтесь. Это солнце.
Реакция игровой прессы
The Settlers IV
получили 74 %, выставленные агрегатором рецензий Metacritic.[45]
Обзоры игры в русскоязычной прессе
Крупнейший российский портал игр Absolute Games поставил игре 90 %. Обозреватель отметил качественный геймплей игры и красивую графику. Вердикт: «Как результат, мы имеем Settlers 4 — отличный, безумно играбельный, графически совершенный проект. „Наш Выбор“, настоятельно рекомендуем».[46]
Версии для других платформ
Gameloft выпустила The Settlers
для iPhone/iPod Touch App Store в ноябре 2009 года, основанную на концепции
The Settlers IV
.[47] Игра доступна для iPhone и iPod Touch.
Примечания
- ↑ 12
Siedler IV verschoben! — 2000. https://wikidata.org/Track:Q1493105″> - ↑ 12
Die Siedler IV — Special, Teil I: Die Grafik — 2000. - ↑ 12Maueröder P.
Was macht eigentlich…Blue Byte? — Computec Media Group, 2002. — ISSN 0946-6304https://wikidata.org/Track:Q2043897″>https://wikidata.org/Track:Q1430390″>https://wikidata.org/Track:Q1122087″>
- ↑ 12
The Settlers IV Instruction Manual [UK] — Ubisoft, 2001. — С. 65.https://wikidata.org/Track:Q188273″>
- ↑ 12Dulin, Ron
The Settlers: Fourth Edition Review. GameSpot (August 17, 2001). - Dy, Bernard
The Settlers: Fourth Edition Review (недоступная ссылка —
история
). GameSpy (October 1, 2001). Проверено 21 октября 2020. Архивировано 12 марта 2008 года. - Adams, Dan
The Settlers: Fourth Edition Review. IGN (August 20, 2001). - ↑ 12Adams, Dan
The Settlers: Fourth Edition Preview. IGN (January 9, 2001). - ↑ 12Collins, Dale.
Getting Started: Single-Player // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 15. - ↑ 12Collins, Dale.
Getting Started: Single-Player // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 14. - Silski, Oliver.
The Campaigns // The Settlers IV Mission CD Instruction Manual / Oliver Silski, Zaczek, Weier. — Blue Byte / Ubi Soft Entertainment, 2001. — P. 4. - Silski, Oliver.
The Campaigns // The Settlers IV: The Trojans and the Elixir of Power Instruction Manual / Oliver Silski, Zaczek, Weier. — Blue Byte / Ubi Soft Entertainment, 2001. — P. 4. - Collins, Dale.
Getting Started: Multiplayer // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 16. - Collins, Dale.
Getting Started: Multiplayer // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 18. - Collins, Dale.
Constructing Your First New Buildings // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 36. - Knaus, Damian (April 2001). «Spiele-Test: Die Siedler 4» (PDF). PC Player
[нем.]: 97. Проверено March 26, 2020. - ↑ 12Chin, Elliott
Settlers IV Preview. GameSpot (January 10, 2001). - Collins, Dale.
Increasing the Population // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 39. - Collins, Dale.
Meeting Your First Settlers: Basic Occupations // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 33. - Collins, Dale.
Special Units // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 40–41. - Collins, Dale.
The Command Centre: The Lower Section // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 27. - Collins, Dale.
Transport and Trade: Transportation Over Land // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 50. - Collins, Dale.
Transport and Trade: Transportation by Sea // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 50. - Collins, Dale.
The Differences Between the Three Races: Constructing Buildings // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 55. - Steidle, Rüdiger (April 2001). «Test: Die Siedler 4» (PDF). PC Games
[нем.] (103): 102. Проверено March 26, 2020. - ↑ 12Collins, Dale.
The Differences Between the Three Races: Alcohol // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 55. - Collins, Dale.
The Differences Between the Three Races: Vehicles // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 56. - Collins, Dale.
Meeting Your First Settlers: Other Occupations // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 34. - Collins, Dale.
Magic // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 51. - Collins, Dale.
The Differences Between the Three Races: Magic // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 57–58. - Silski, Oliver.
The Trojans: Magic // The Settlers IV: The Trojans and the Elixir of Power Instruction Manual / Oliver Silski, Zaczek, Weier. — Blue Byte / Ubi Soft Entertainment, 2001. — P. 5–6. - ↑ 12Collins, Dale.
Expanding Your Settlement // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 38. - Collins, Dale.
The Military // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 45. - ↑ 12Collins, Dale.
The Military: Types of Soldiers // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 47. - Collins, Dale.
The Military: Types of Soldiers // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 48. - ↑ 12Silski, Oliver.
The Trojans: Military // The Settlers IV: The Trojans and the Elixir of Power Instruction Manual / Oliver Silski, Zaczek, Weier. — Blue Byte / Ubi Soft Entertainment, 2001. — P. 5. - Collins, Dale.
The Military: Types of Soldiers // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 47–48. - Collins, Dale.
The Military: Directing Soldiers // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 45. - Collins, Dale.
Quick Start: Changes Since
The Settlers III
// The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 12. - Collins, Dale.
Eyecatchers // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 49. - Collins, Dale.
The Dark Tribe // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 53. — «По приказу Морбуса, тёмный садовник разработал особенно злую субстанцию под названием серый сорняк В начале серый сорняк кажется безобидным, развиваясь как нормальное растение. Однако достигнув полноценной формы, он начинает высасывать энергию из окружающей земли и в итоге увядает. Таким образом, тёмный садовник превращает плодородную поверхность в бесплодные пустыни, чего Морбус так желает.». - «Many of our warriors fell when we were surprised by an unexpected menace; тёмные воины населяют эти затемнённые земли. Глаза этих воинов содержали только пустоту, но их руки держали мечи с лихорадкой смерти на своих остриях.» — Blue Byte, The Settlers IV.
Изд.
Ubi Soft Entertainment.
(2001). Уровень/зона: Dark Tribe 4: A Matter of Time. - Collins, Dale.
The Dark Tribe // The Settlers IV Instruction Manual / Dale Collins, Silski. — Blue Byte, 2001. — P. 54. — «Тёмный Храм создаёт шаманов, которые отправляются на вражескую территорию для рекрутирования рабочих. Когда эти шаманы касаются поселенцев своими скипетрами, те бросают свои инструменты и становятся их слугами. These unfortunate beings are then put to work as unwilling assistants on the mushroom farms. Once there, the poor things have to polish the mushrooms so that the magic spores they contain are released. Morbus then converts these spores into manna for producing new military units.». - «Викинги […] смогли захватить последний Тёмный Храм. Однако, они не смогли полностью стереть Тёмное племя […] Заваривается финальная битва, и теперь все либо победят, либо проиграют.» — Blue Byte, The Settlers IV.
Изд.
Ubi Soft Entertainment.
(2001). Уровень/зона: Dark Tribe 12: Getting to the Rest. - The Settlers: Fourth Edition на Metacritic
- Дядя Фёдор.
Рецензия на The Settlers IV. Absolute Games (21 февраля 2001 года). - iphonefreakz.com, 7 November 2009