The Cat Lady | |
| |
Разработчик | Harvester Games |
Издатели | Screen 7 Акелла |
Композитор | Михаэль Михальски |
The Cat Lady
(с англ. букв. —
«Кошатница»
, в официальной русской локализации —
«The Cat Lady. Госпожа кошек»
) — приключенческая компьютерная игра, психологический хоррор, разработанный польской студией Harvester Games и выпущенный компанией Screen 7 1 декабря 2012 года для Microsoft Windows и Linux. В России игра была выпущена компанией Акелла в 2013 году.[1]
Игровой процесс и технологические сведения
The Cat Lady представляет собой двухмерный point-and-click квест. Геймплей заключается в перемещении между локациями, поиске активных точек на экране, решении головоломок и взаимодействии с другими персонажами. Управление осуществляется при помощи клавиатуры. В нижней части экрана присутствует инвентарь, в котором хранятся найденные игроком предметы, необходимые для использования в той или иной ситуации. В игре также имеется множество диалогов с вариантами выбора ответа. В некоторых местах действия игрока могут тем или иным образом повлиять на концовку.
The Cat Lady сделана на движке Adventure Game Studio.[2] Графика нарочито гротескная, с преобладанием чёрно-белой палитры и состоит преимущественно из коллажей фотографий. Персонажи нарисованы вручную. В игре преобладают сцены жестокости и насилия, а также такие серьёзные темы, как депрессия, суицид, болезни и смерть, однако имеет и элементы юмора, и оптимистичный, воодушевляющий взгляд на жизнь, несмотря на все тяготы и невзгоды.
Видео прохождение игр
X
- Homepage
- Хоррор
Администрация
6 лет ago
Прохождение игры The Cat Ladyв которой история рассказывает о Сьюзан Эшворт, известная соседям как безумная «Cat Lady», не имеет семьи, друзей, надежды на светлое будущее и она самоубийца. Но все меняется, когда рядом появляются пять незнакомцев, «Паразитов», самых безжалостных, невменяемых и хладнокровных психопатов. Они готовы на все, только бы причинить ей боль. Сьюзан не герой — она никому не верит, не умеет бороться и даже ни разу не стреляла из ружья. Но вам придется сопровождать ее в путешествии между миром живых и царством мертвых, где единственный способ выжить — это преодоление величайшего недостатка — самой себя.
.
- прохождение
прохождение
Onimusha: Warlords »
« Cold Fear
Categories: CPCИндиКвестыХоррор
Tags: The Cat Lady
Администрация :
Leave a Comment
- Related Post
- Wasteland 3 – постапокалиптическая ролевая игра «Wasteland 3» – третья часть известной серии рассказывает о единственном выжившем рейнджере из отряда «Ноябрь»,…
- Warcraft III: Reforged Платформы: PC MAC Дата релиза: 2020 год Жанр: RTS Разработчик: Blizzard Entertainment Издатель/дистрибьютор: Blizzard Entertainment Игра является частью серии: Warcraft…
- Expeditions: Viking Прохождение игры Expeditions: VikingВ центре сюжета игры — маленькая деревушка не берегу моря в Дании…
Сюжет
История игры разворачивается вокруг Сьюзан Эшворт
— одинокой зрелой женщины, страдающей хронической депрессией и не имеющей друзей. Единственной её компанией являются любимые кошки, которых женщина призывает к себе в квартиру, играя на пианино, из-за чего соседи прозвали Сьюзан «кошатницей». Однажды ночью, окончательно разочаровавшись в своей жизни, героиня решает покончить с собой и принимает смертельную дозу таблеток, однако, умерев, попадает в странное место. Там она встречает владычицу данного места — «Королеву червей», которая делает Сьюзан своей помощницей, дарует бессмертие и поручает ей важную миссию: уничтожить пять человек, именуемых «паразитами». После этого Эшворт возвращается из мёртвых и приходит в себя в больничной палате, где вскоре в силу сопутствующих обстоятельств приступает к выполнению задания. Там же она встречает
Митзи
, молодую девушку, страдающую раком, которая отчаянно хочет стать соседкой Сьюзан по квартире. Между женщинами начинают завязываться дружеские отношения, которые помогают главной героине преодолеть свой кризис.
В игре имеется несколько концовок с незначительными изменениями в зависимости от выборов, сделанных игроком.
Соседи Сьюзан по лестничной площадке, Джо Дэвис
и его жена
Айви
, являются героями первой хоррор-игры Harvester Games — Downfall (2009) — и выпущенного в феврале 2020 года одноимённого ремейка.
Вам все еще кажется, что салоны красоты — причуда и бесполезная трата денег? Посетите студию красоты Lady Cat — и вы поймете, что это не так! Высокий профессионализм наших парикмахеров, косметологов, визажистов и nail-мастеров не только гарантирует вам уровень ухода, которого невозможно добиться в домашних условиях, но, что важнее, позволит дополнительно раскрыться как личности и преобразиться, найдя для себя новый стиль. Здесь вы отдохнете душой и телом, испытав королевский уровень заботы, которого достоин каждый из наших клиентов!
Здесь вы можете сделать лазерную эпиляцию — самый результативный и безопасный из доступных сегодня методов избавиться от нежелательных волосков на теле и безусловный хит современной косметологической науки. Даже после первого сеанса будет виден стоящий потраченных усилий эстетический эффект, а проведенный до конца курс процедур (их число и регулярность подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей организма) — это заманчивая возможность избавиться от волос фактически навсегда!
В студии красоты Lady Cat вам также предложат сделать новую стрижку. Сменить строгий каскад на актуальную хулиганскую пикси, выстричь висок, придать изящную форму длинным локонам — все, что подчеркнет ваш стиль и красоту! Наши мастера помогут вам преобразиться и дадут ценный совет: как заботиться о здоровье волос, сколько времени будет занимать укладка созданной ими стрижки, стоит ли при покупке укладочных и уходовых средств останавливать выбор на какой-то марке или лучше их менять — мы уверены, у вас наверняка будут к ним свои собственные, еще более актуальные вопросы!
Еще одна услуга, которой вы можете воспользоваться в студии красоты Lady Cat — это окрашивание волос. Грамотно подобранный оттенок локонов сделает освежающе новой привычную стрижку, добавит образу захватывающих красок, даст чувство преображения. Профессиональные средства для окрашивания в руках опытных парикмахеров не только не ухудшат состояние ваших волос, но, наоборот, сделают их блестящими и послушными, а в некоторых случаях даже способны придать им ненавязчивый, но заметный объем — результат, которого невозможно добиться в домашних условиях.
Также к услугам наших клиентов антицеллюлитный массаж, массаж лица, чистка лица, шугаринг, LPG, аппаратная и традиционная косметология, пилинг, обертывания, солярий, архитектура бровей, мелирование, тонирование, укладка и маски для волос, мужские стрижки, стрижка бороды и усов, педикюр, спа-уход для ногтей.
Разработка
The Cat Lady впервые была анонсирована 30 ноября 2010 года.[3] Игра фактически разрабатывалась одним человеком — польским дизайнером Ремигушем «Ремом» Михальски — на протяжении четырёх лет на платформе Adventure Game Studio, бесплатной программы для создания двухмерных игр, не требующей знания языков программирования. Рем выступил геймдизайнером, автором сценария, художником и актёром озвучки.[4] Его брат, Михаэль Михальски, также написал для игры основной саундтрек.
15 сентября 2012 года, одновременно с появлением демоверсии игры, был открыт её предзаказ.[5] 1 декабря 2012 года состоялся официальный релиз The Cat Lady; игру можно было купить на официальном сайте проекта.[6] 21 декабря 2012 года появилась страница игры в Steam Greenlight, где вскоре проект получил поддержку сообщества и спустя год, 4 декабря 2013 года игра стала официально доступна для покупки в Steam.[7]
4 мая 2013 года был выпущен официальный саундтрек игры в исполнении Warmer, 5iah, Tears Of Mars и Михаэля Михальски.
У кошек девять жизней: рецензия The Cat Lady
Шесть лет назад, Harvester Studios выпустила спорный, но в то же время оригинальный проект — Dawnfall. Dawnfall, был тепло принят игроками, так и критиками. Теперь же, два года назад, студия выпустила свой второй проект The Cat Lady. Как и Dawnfall, The Cat Lady представляет собой 2D хоррор-адвенчуру. Среди других представителей этого жанра, ее выделяет оригинальный графический стиль, философская нагрузка, психоделика и тонкий арт-хаус. На мой взгляд, The Cat Lady заслуживает большего внимания, но из-за практически полного отсутствия маркетинга. Про эту игру, многие даже не слышали.
История развивается вокруг 40-летней Сьюзан Эшворт. У Сьюзан нет друзей, семьи, она совсем одна. У нее была тяжелая жизнь, все, что у нее есть – это бездомные кошки, с которыми она любит проводить свое время. В один день, ей настолько сильно надоело жить, что она решает покончить жизнь с самоубийством. Она принимает смертельное количество таблеток, и ждет своей смерти. Проводя последние минуты жизни наедине со своими кошками. Сьюзан, умирает…
Вот так и начинается история The Cat Lady, со смерти главной героини. Стоит отметить, что большинство реплик произносятся в стихах, что очень сильно влияет на ее целостное восприятие. Игра в основном состоит из 3х частей, которые делятся на прошлое Сьюзан(которое поможет нам как следует раскрыть личность Сьюзан), настоящее(действие Сьюзан в реальном мире) и психологические видения(порой нам придется входить в астральные миры). По мере прохождения, мы медленно, но все же соберем портрет Сьюзан. В начале игры, к ней толком не привязываешься, но по мере прохождения, ты понимаешь и принимаешь ее внутренний мир и всячески ей сочувствуешь.
Игра достаточно линейна, но зато нам иногда дают сделать выбор. Что дает некоторую свободу действий. В идеале же, сам геймплей линеен, но сюжет очень не линеен и сильно запутан. Также стоит отметить отменные диалоги, персонажи всецело следуют своему характеру.
Мир игры – серый и тусклый. В этом мире нет ничего притягательного. Вся игра — это серые безжизненные тона, из-за чего возникает сильное чувство меланхолии. Даже сам визуальный стиль нагоняет сильную тоску и грусть. Персонажи нарисованы в ручную, смотрится очень гротескно. Атмосферные пейзажи, нарисованы на славу. Графическая составляющая может оттолкнуть игрока, но это только в начале, далее вы привыкните к этой рисовке.
Вердикт:
The Cat Lady та игра, которая либо понравится, либо нет. Вот, что скажу, эту игру нужно и необходимо опробовать. Такая игра одна единственная в своем роде. Это уникальный проект Harvester Studios которая достойна большего внимания.
Автор:CaptainYakutia
Оценки и награды
Рецензии | |
Рейтинг на основании нескольких рецензий | |
Агрегатор | Оценка |
GameRankings | 90%[10] |
Metacritic | 81/100[9] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
GameSpot | 8/10 |
Русские издания | |
Издание | Оценка |
Игры@Mail.Ru | 8.5/10 |
The Cat Lady получила преимущественно положительные отзывы от критиков и игроков. Средний балл игры на агрегаторе Metacritic составляет 81/100 (на основе 11 рецензий)[9] и 90% на GameRankings[10].
Сайт GameSpot поставил игре 8 баллов из 10, особо похвалив развитие главной героини и отметив, что хоррор-элементы игры «только способствуют развитию чуткого и трогательного портрета персонажа».[11] Сайт Adventure Gamers поставил игре 4,5 балла из 5, подчеркнув, что это «удивительная история, насыщенная живыми человеческими эмоциями».[12] Рецензент портала Just Adventure в свою очередь заявил, что The Cat Lady это «одна из самых впечатляющих адвенчур, вышедших за последний период».[13] Обозреватель сайта Игры@Mail.Ru Тимур Трошев поставил игре 8,5 баллов из 10, также назвав её «одной из самых запоминающихся игр 2013 года, которая из-за слабой маркетинговой компании практически неизвестна простому игроку».[14]
В 2012 году игра выиграла в номинации «Лучший сюжет» премии портала Adventure Gamers.[15] The Cat Lady также одержала четыре победы в номинациях «Инновация», «Лучшая инди-адвенчура 2012 года», «Лучшая игровая среда» и «Сюрприз года» премии немецкого игрового сайта Adventure-Treff.[16] Сайт Adventure Game Studio поместил игру в шесть номинаций.[2]
Оценки и награды[ | ]
Рецензии | |
Сводный рейтинг | |
Агрегатор | Оценка |
GameRankings | 90%[10] |
Metacritic | 81/100[9] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
GameSpot | 8/10 |
Русскоязычные издания | |
Издание | Оценка |
Игры@Mail.Ru | 8.5/10 |
The Cat Lady получила преимущественно положительные отзывы от критиков и игроков. Средний балл игры на агрегаторе Metacritic составляет 81/100 (на основе 11 рецензий)[9] и 90 % на GameRankings[10].
Сайт GameSpot поставил игре 8 баллов из 10, особо похвалив развитие главной героини и отметив, что хоррор-элементы игры «только способствуют развитию чуткого и трогательного портрета персонажа».[11] Сайт Adventure Gamers поставил игре 4,5 балла из 5, подчеркнув, что это «удивительная история, насыщенная живыми человеческими эмоциями».[12] Рецензент портала Just Adventure в свою очередь заявил, что The Cat Lady это «одна из самых впечатляющих адвенчур, вышедших за последний период».[13] Обозреватель сайта Игры@Mail.Ru Тимур Трошев поставил игре 8,5 баллов из 10, также назвав её «одной из самых запоминающихся игр 2013 года, которая из-за слабой маркетинговой компании практически неизвестна простому игроку».[14]
В 2012 году игра выиграла в номинации «Лучший сюжет» премии портала Adventure Gamers.[15] The Cat Lady также одержала четыре победы в номинациях «Инновация», «Лучшая инди-адвенчура 2012 года», «Лучшая игровая среда» и «Сюрприз года» премии немецкого игрового сайта Adventure-Treff.[16] Сайт Adventure Game Studio поместил игру в шесть номинаций.[2]
Примечания
- [ru.akella.com/Game.aspx?id=2574 Игра]. ru.akella.com. Проверено 16 февраля 2020.
- ↑ 12
[www.adventuregamestudio.co.uk/site/games/game/1628/ Adventure Game Studio | Games | The Cat Lady]. www.adventuregamestudio.co.uk. Проверено 16 февраля 2020. - [www.rockpapershotgun.com/2010/11/30/spinning-a-yarn-the-cat-lady/ Spinning A Yarn: The Cat Lady]. Rock Paper Shotgun. Проверено 16 февраля 2020.
- Основано на информации из финальных титров игры.
- [www.facebook.com/thecatlady.harvestergames/posts/282951445150696 Harvester Games — Big night tonight: the demo is… | Facebook]. www.facebook.com. Проверено 16 февраля 2020.
- [www.facebook.com/thecatlady.harvestergames/posts/250798861715170 Harvester Games — The Cat Lady is OUT!!!… | Facebook]. www.facebook.com. Проверено 16 февраля 2020.
- [store.steampowered.com/app/253110/?l=russian The Cat Lady в Steam]. store.steampowered.com. Проверено 16 февраля 2020.
- [www.adventuregamers.com/games/view/15574 Adventure Gamers Review]. Adventure Gamers. Проверено 9 декабря 2013.
- ↑ 12
[www.metacritic.com/game/pc/the-cat-lady The Cat Lady]. Metacritic. Проверено 16 февраля 2020. - ↑ 12
[www.gamerankings.com/pc/697121-the-cat-lady/index.html The Cat Lady for PC — GameRankings]. www.gamerankings.com. Проверено 16 февраля 2020. - [www.gamespot.com/reviews/the-cat-lady-review/1900-6415644/ The Cat Lady Review]. GameSpot. Проверено 16 февраля 2020.
- [www.adventuregamers.com/articles/view/23373 The Cat Lady review — AdventureGamers.com]. www.adventuregamers.com. Проверено 16 февраля 2020.
- Karla Munger.
[www.justadventure.com/2013-05-20-21-09-14/732-the-cat-lady2 The Cat Lady — Review]. www.justadventure.com. Проверено 16 февраля 2016. - [games.mail.ru/pc/articles/review/cat_lady_by_timi_cool_mail_ru/ Обзор: Cat Lady, The]. Игры Mail.Ru. Проверено 16 февраля 2016.
- [www.adventuregamers.com/articles/view/24014/page2 2012 Aggie Awards — AdventureGamers.com]. www.adventuregamers.com. Проверено 16 февраля 2020.
- Das Adventure-Treff-Team, Webmaster: zeebee, Hans, Das Jan.
[www.adventure-treff.de/artikel/features/adventures12_treff.php Adventure-Treff — Adventures des Jahres 2012 — Wahl der Redaktion]. www.adventure-treff.de. Проверено 16 февраля 2020.
Кошачья леди / The Cat Lady
Некошачья повесть.
Нескончаемый дождь. Померкшие и ставшие серыми краски. Тот случай, когда погода природы и погода души так близки друг другу. The Cat Lady черными крупными мазками сразу задает настроение мрачности и отсутствия надежды, отнимает эту опору, чтобы потом вернуть и показать её истинную ценность. Этот хоррор пугает только, чтобы задать атмосферу, привнося страх, грусть, отвращение, а цель — пронести через весь этот ужас хрупкий дар — ценность человеческой жизни.
Противоречивый взгляд
Почему именно хоррор? Да, наверно, потому, что вся наша жизнь — есть борьба со страхами. И борьба со страхами даже тогда, когда нам кажется, что испугать ничего не способно, а ведь самая обычная лень может оказать загнанной в подсознание боязнью совершить Поступок, сделать что-то значимое и непустое. Всё слишком неочевидно. В этой же игре всё очевиднее, чем в нашей жизни, потому что она дает больше разгадок, чем задает вопросов. Простое не может быть искусством? А может ли стать произведением искусства игра? У игр гораздо больше перспектив приобрести ценность, нежели у кино, ведь в ней ты не просто зритель и даже можешь остановить мгновение — стоит лишь захотеть.
The Cat Lady гораздо ближе артхаусу, а, может, даже является истинным представителем жанра: минимализм, минимум разработчиков, сложный сценарий — на первый взгляд можно принять за короткую и сделанную на скорую руку флеш-игру, но вот только стоит прочитать несколько диалогов, окунуться в фабулу мрачного действа на несколько часов и поймешь, что искать в играх только графику не будешь уже никогда, а понятие «игра» приобретет другое звучание и отклик в душе. The Cat Lady я бы и не назвал игрой, а.., но придумывать название бессмысленно.
Лунный свет
При маленьком бюджете оказывается можно получить не только набор пикселей, который вызывает не ностальгию, но неприятный диссонанс, а создать из набора коллажей выстроенное подобно отрывочным образам в памяти человека визуальное повествование. (Чувствуется влияние поп-арта.) И всё это вплетается в нелинейный сюжет, который подчеркивает важность выбора в человеческой жизни, необходимости его совершать, даже когда всё вокруг не хочет подчиняться моральным нормам, вне которых пребывать бы не хотелось. Большинство концовок игры ответвляются в последней седьмой главе, но только одна самая духоподъемная опирается на шесть важных условий, которые присутствуют по одному в каждой главе, самая мрачная из которых первая, которая может и отпугнуть слабонервных или суеверных людей. Но я ведь упоминал борьбу со страхом: без этого бы ничего не получилось.
Нелинейность — большая ценность этой игры, позволяющая нам буквально писать (в определенных рамках задавать опорные моменты прошлого и штрихи настоящего) одну из историй несчастной женщины Сьюзан Эшфорд, любящей кошек, но разлюбившей жизнь и разочаровавшейся в людях.
Кошки. Цветы. Смерть. Капли дождя и капли крови. Солнечный свет на закате.
Необъяснимая женская душа
Локализация, выпущенная «Акеллой» не вызвала особых нареканий (разве, что в стилистике текста, в его звучании: в переводе почти не чувствуется поэтического содержания. «Искусство непереводимо»). Непривычный геймплей игры, где управляешь только стрелками, не очень портит игру, но портит нерегулируемое разрешение 800*600, которое бы подошло скорее для экрана смартфона или планшета, а на мониторе выглядит ущербно. К недостатком дизайна можно отнести лицо главной героини, страшное в профиль, но красивое анфас.
The Cat Lady делает неповторимой отлично проработанная психология персонажей, их раскрытый внутренний мир: думается, что R. Michalski хорошо понимает людей и даже способен разгадать необъяснимую женскую душу.
***
После Downfall студия Harvester Games вновь создала шедевр, где подняла темы самоубийства, одиночества и морального выбора. Подняло и дало ответы, честно и красиво.
Капли дождя всё падали, уносимые ветром и тяжестью неминуемой Земли, но, если они обратятся в снег, неужели они не растают на теплой ладони?..
Автор: LovetsVetra
Отрывок, характеризующий The Cat Lady
Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела. Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте. Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте. Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение. Наполеон, выехав 24 го к Валуеву, не увидал (как говорится в историях) позицию русских от Утицы к Бородину (он не мог увидать эту позицию, потому что ее не было) и не увидал передового поста русской армии, а наткнулся в преследовании русского арьергарда на левый фланг позиции русских, на Шевардинский редут, и неожиданно для русских перевел войска через Колочу. И русские, не успев вступить в генеральное сражение, отступили своим левым крылом из позиции, которую они намеревались занять, и заняли новую позицию, которая была не предвидена и не укреплена. Перейдя на левую сторону Колочи, влево от дороги, Наполеон передвинул все будущее сражение справа налево (со стороны русских) и перенес его в поле между Утицей, Семеновским и Бородиным (в это поле, не имеющее в себе ничего более выгодного для позиции, чем всякое другое поле в России), и на этом поле произошло все сражение 26 го числа. В грубой форме план предполагаемого сражения и происшедшего сражения будет следующий: Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа. После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало. Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.) Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства. 25 го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле. Возчики мужики, крича на лошадей и хлеща их кнутами, перебегали с одной стороны на другую. Телеги, на которых лежали и сидели по три и по четыре солдата раненых, прыгали по набросанным в виде мостовой камням на крутом подъеме. Раненые, обвязанные тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуренными бровями, держась за грядки, прыгали и толкались в телегах. Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера.