Помните, как в детстве мы все фанатели от «Острова сокровищ» Стивенсона, представляя себя грозными пиратами? В 2020 году Майкрософт и студия Rare волшебным образом дарят возможность осуществить детские мечты: встать за штурвал настоящего пиратского фрегата, поднять якорь и уйти в открытое море, полное загадок, тайн и приключений.
Я провел несколько вечеров за игрой «Sea of Thieves», которую можно с уверенностью назвать самым красивым, реалистичным и командным приключением, в которое я играл за последнее время.
Вот, что я нашел в игре:
- Десятки островов со своими загадками
- Воинствующих скелетов
- Бескрайнее (оно действительно бескрайнее!) море
- Подводных чудовищ и русалок
- Сокровища в старых сундуках, которые столетиями ждут своего хозяина
- Затопленные галеоны и острые рифы
- Легендарных головорезов, за которых назначена награда
- Много рома и «Йо-хо-хо»
Отдельным пунктом хочу отметить кроссплатформенность игры, так что если у вас Xbox, а у друга PC – вы без проблем сможете объединиться в одну команду.
А теперь подробнее обо всём.
Корабль
Изначально свой корабль воспринимаешь как самое обычное средство передвижения. Перед входом в игру можно выбрать тип корабля, на котором вы будете путешествовать, после чего отправляешься в открытый мир на поиск приключений. Вот только корабль является важнейшей составляющей игрового процесса и масса механик завязана именно на нём.
Сразу дам небольшой совет — не рвитесь в сторону здоровенного галеона на четверых, если только у вас команда не состоит из данного количества игроков. Как и в реальной жизни, здоровые корабли имеют массу неудобных моментов и трудностей, с которыми вам нужно будет бороться. Взамен вы получаете лишь большие размеры, больше места под хранение чего-либо. То есть, оно того не стоит. Мы с другом играли на самом маленьком кораблике на двоих, и спокойно уходили от погони, либо задавали жару противнику на галеоне. Маленький корабль намного быстрее двигается, у него возможность поворота намного выше, плюс управлять им проще, даже одному можно кататься по морям.
Итак, выбрали вы корабль по своим нуждам, можно отправляться в путь. Первое, что вы делаете после попадания на палубу, это снимаете корабль с якоря. Уже тут разработчики показали свою любовь к деталям — достать якорь со дна не так просто, нужно двигаться вокруг специального механизма и накручивать цепь. Хотите уплыть быстрее? Тогда попросите друга поднимать якорь вместе.
Далее, нужно спустить парус. Можно раскрыть его на всю длину, тогда корабль быстрее двигается, но им сложнее управлять, особенно когда нужно резко повернуть. Плюс, нужно учитывать направление ветра — если он дует вам прямо в парус, то резко повернуть корабль будет практически невозможно, нужно менять направление паруса, чтобы ветер дул в нужную сторону. Делать всё самостоятельно можно, но это дико неудобно и нужен хотя бы один товарищ на корабле. Плюс, при спущенном парусе вам с рулём в руках банально ничего не видно перед собой. Нужен товарищ на дозорной площадке, чтобы не въехать в остров или не сесть на мель.
В игре нет карты, к которой вы привыкли в других проектах, так что нажать на кнопку на клавиатуре и посмотреть где вы находитесь не получится. Нужно спускаться в каюту, смотреть на карту (там кораблик ваш будет отмечен и острова другие тоже), потом по компасу ориентироваться в какую сторону плыть, и только потом отправляться в плавание. То есть, мы ещё с места не сдвинулись, а нам уже показали с десяток крутых игровых механик, которые ранее в играх никто не использовал. И, что самое крутое, реализм не делает игру хуже или скучнее, не переводит её на максимальный уровень сложности. Всё реализовано предельно просто, удобно и весело. Про «весело» мы ещё поговорим.
Когда добираемся до пункта назначения, просто взять и нажать на тормоз нельзя. Здесь вообще при управлении W и S не используются, представляете? Нужно сбрасывать якорь, но и тут разработчики решили удивить. Вы подходите к механизму, сбрасываете якорь в воду, и он камнем падает ко дну. Если вы при этом корабль разогнали до приличной скорости, то его прямо повернёт в обратную сторону. При этом звук такой, что вот-вот и якорь останется на дне, а корабль уплывёт дальше. На Reddit шутники даже писали, что таким образом можно корабль потопить, но я так и не смог. Пробовал много раз.
Корабль здесь играет очень важную роль, это не какой-то перевалочный пункт или банальное средство добраться до точки, как автомобили в GTA. Нет, это крупная часть игрового процесса — нужно уметь кооперироваться с друзьями, учиться управлять кораблём, ориентироваться на местности по карте и компасу, правильно тормозить, сбрасывать паруса и работать с ветром. Некоторые элементы (сбрасывание якоря, например) особо крутые игроки даже научились использовать для сражений. В этом плане проекту можно поставить жирный плюс, ведь это лучшая реализация водных путешествий в истории игр.
Задания
Сильной стороной Sea of Thieves можно назвать задания, хотя очень многие пользователи и бета-тестеры считают их скучными и однообразными. Видимо, давно в «пойди-возьми-принеси» не играли. Сразу стоит оговорить один важный момент — в игре нет никаких указателей, направляющих и пунктиров, которые покажут куда плыть. И, что самое важное, нужно знать английский на неплохом уровне. Может со временем квесты и переведут на русский язык, но на данный момент они все на английском и это частенько становится проблемой.
Начнём с того, что получить задание в игре можно от массы самых разных персонажей. Однако, так как у нас нет карты и обозначений над головой у NPC, задания нужно искать «вручную». Подошли к торговцу, узнали у него что-то новое, подошли к другому персонажу, поторговались, узнали ещё что-то увлекательное, потом добрались до квестового персонажа. Вот в таком духе задачи выдаются, нет одного-двух персонажей, выдающих квесты в любое время дня и ночи. С другой стороны, после часа игры найти себе квест вовсе не составляет труда.
Сами задания очень увлекательные, но сильно отличаются друг от друга по уровню сложности. Я приведу два самых ярких примера, чтобы вам было понятнее, как здесь всё устроено.
Самое простое задание — поиск клада по карте. Повторюсь, нам не дают каких-то указателей на карте, просто опишут нужный остров, либо покажут его рисунок на клочке бумаги. Вам нужно прибежать на корабль, посмотреть на глобальную карту и найти тот остров, который нужен. Два раза перепроверьте правильность выбранного острова, так как случалось такое, что мы подплываем к нужному месту, а товарищ говорит «Ой, я кажется перепутал».
Добравшись до острова, вам нужно найти место, где спрятан клад. Иногда на карте обозначены места, где он может находиться, но довольно схематически, иногда есть загадка «Найди камень с рисунком краба, пройти от него на север шесть шагов, потом семь шагов на запад» и всё в таком духе. Нашли место? Берём лопату и копаем, пока не услышите стук металла по сундуку. Пару раз приходилось весь пляж перекопать в поисках заветного места.
Достаём сундук, но на этом наши приключения не заканчиваются. На острове могут быть скелеты, не желающие нас отпускать с золотишком, в море могут плавать акулы. Да и добравшись до корабля никто вам не обещает лёгкой прогулки — есть же ещё другие игроки, которые тоже зашли сюда в пиратов поиграть. Только добравшись до нужного NPC с этим сундуком, вам дадут немного денег. Не сильно просто получается, правда?
Есть и более сложные задания, где вам пригодится смекалка. Помимо того, что нам не дают рисунок острова, нам ещё и не говорят, где на нём находятся сокровища. Персонаж может отдать вам клочок бумаги, на котором в стихах рассказывают о нужном месте. Нужно добраться туда, потом вновь разгадывать загадки, искать указатели и секретные места, считать шаги и играться с компасом. Это довольно интересно, если остров небольшой, но если вы попали на большую площадь, то нужно будет всей командой сидеть с листком бумаги и чертить указатели.
Это лишь малая часть того, что разработчики нам приготовили. Некоторые сундуки обладают пьянящим свойством, донести самостоятельно такой клад до корабля нереально. Нужно передавать другу, меняться, работать сообща. Есть плачущий сундук, который затопит вам корабль. На некоторых островах отпор скелетов такой, что приходится убегать на корабль и отстреливать врагов из пушек, а потом возвращаться и быстро искать пещеру. А ведь множество квестов и дополнительного контента добавят в будущих дополнениях, в этом можно не сомневаться. Квестовая составляющая очень порадовала, хотя основной сюжетной линии здесь нет. Вот вообще. Нет ни кат-сцен, ни рассказов, ни истории. Вы просто появляетесь на островке в баре и начинаете создавать свою историю в мире пиратов, без предыстории и драматургии.
Считаем шаги
Игра предлагает множество заданий, в которых есть четкое число шагов до предполагаемой точки расположения сундука с золотом. К сожалению, пиратского фитнес-трекера здесь нет, но четко подсчитывать, сколько прошел персонаж, вполне реально. Выбираем в инвентаре компас, берем в руки и приближаем его к себе с помощью кнопки RT. Теперь можно начинать движение и при каждом шаге вы будете чувствовать вибрацию геймпада, которая и будет означать шаг.
Враги
Несмотря на свою многогранность и довольно большой игровой мир, проект весьма скромен в плане противников. У нас есть скелеты нескольких типов, есть акулы, кракен раз в пятилетку встречается, плюс реальные игроки. Учитывая, что акулы встречаются редко и бояться их стоит лишь возле некоторых островов, а кракена увидеть мне за всё время так и не удалось, сражаться приходится лишь со скелетами и людьми. Здесь закрадывается первый весомый недостаток Sea of Thieves.
Дело в том, что скелеты очень слабые и есть ощущение, что их добавили просто для галочки, чтобы игроки хоть какой-то отпор ощущали во время поиска клада. Скелет разваливается от одного выстрела из пистолета, либо любого другого огнестрельного оружия, да и саблей тоже забить врага насмерть не сложно. Давления со стороны скелетов нет, их даже во внимание не принимаешь, а это грустно, ведь можно было сделать данную составляющую игрового процесса более опасной.
Второй момент — игроки воюют только ради веселья или разнообразия. Никакой серьёзной цели сражаться друг с другом нет, плюс кооперироваться в команде для стрельбы по врагу проблематично, нужна сноровка и опыт. Очень часто я замечал, как проплывающий мимо корабль с игроками пускал по нам пару ядер и дальше плыл по своим делам. Менять курс, целиться, стараться взять противника на абордаж — сложно, а выгоды никакой. Лёгкий корабль от вас просто будет убегать, а тяжёлый может неожиданно дать такой отпор, что воевать желание отпадёт мгновенно. Да и никогда не знаешь о добыче — внутри корабля противника может быть один единственный сундук, ради которого сражаться будешь минут двадцать. Проще же доплыть до острова и выкопать такой же.
Я не хочу сказать, что перестрелки между кораблями скучны и неинтересны. Наоборот, это круто реализовано, ведь у вас нет прицела, нет траектории полёта, всё делается на глаз и можно проявлять любые варианты стратегии в море. Например, какая-то орава англичан не смогла нас расстрелять, так как не попадали ядрами, и просто подплыли ближе, запрыгнули и надавали мне и моему товарищу саблей по голове. Проблема в том, что цель практически никогда не оправдывает средства, да и игрокам надоедает воевать, это слишком тяжело.
Я сражался на корабле раз пять и мне хватило, чтобы больше не интересоваться этим занятием. Может через какое-то время в новь захочу повоевать, но только ради разнообразия и отдыха от квестов. Воспринимать морские сражения как важную часть игрового процесса лично мне не удалось, весь кайф от потопления вражеского корабля или грабежей проходит часа через два. Если у вас команда из четырёх человек, вы довольно опытные уже в этом деле, то можно просто плавать и карать мелких пиратов, это тоже весело, на один-два вечера. После гоняться за корабликами, не получая никакой прибыли, будет скучно.
Винить разработчиков в том, что сражения в игре со временем надоедают, не имею права. Они точно передали все механики из реальной жизни, именно так пираты и сражались, убегали и брали врагов на абордаж. Просто нужно этот момент как-то дополнить. Например, давать что-либо за убийство врага или потопленный корабль, чтобы была хоть какая-то цель в этом всём. Если оставить всё как есть, то квесты будут более увлекательными, чем морские бои, а хотелось бы и то, и другое на должном уровне.
Графика
Визуальная картинка игры мне очень понравилась, но это субъективная штука. Кто-то теряет сознание от фотореалистичной графики, а кто-то играет только в пиксельные проекты. Лично мне графика понравилась, она добрая, тёплая и комфортная, играть в таком виртуальном мире хочется. На первый взгляд, кстати, может показаться, что разработчики пошли по лёгкому пути и нарисовали мультяшных персонажей, виртуальный мир и врагов, не затрачивая особых усилия и ресурсов. Это не так, у проекта такой визуальный стиль, позволяющий создавать мир про пиратов без жестокости и кровопролития.
Мне очень понравилось море, оно нарисовано довольно качественно и атмосферно. Есть игры, в которых ты плывёшь по океану и нет ощущения, что под тобой тьма воды и ты можешь утонуть или погибнуть, нет страха, что на тебя сейчас кракен нападёт. Здесь это всё реализовали довольно красочно, с брызгами, пеной, бушующим морем и штормами. Если вы плывёте на корабле в ясную погоду, то можно увидеть, как солнечные лучи пробиваются вглубь моря и освещают растения, дно и какие-то мелкие детали. Во время заката солнце очень круто ложится на воду, вечер плавно перетекает в ночь. Вообще, продукт порадовал одним из самых красивых закатов в игровой индустрии.
Очень круто проработан шторм и дождь, они являются не просто дополнительной частью графики, а полностью меняют игровое окружение. Например, когда попадать в шторм, то вода становится серого цвета, волны уже не кажутся такими привлекательными, ощущается вся опасность происходящего. Хотя, никакой шторм перевернуть или потопить ваш корабль не в состоянии. Дождь тоже вносит определенную лепту проблем, мешая всматриваться вдаль, выбирая оптимальный маршрут для корабля.
Единственный минус графики — облака. Видимо, разработчики либо не смогли реализовать их должным образом, либо в концепции визуальной картинки нарисовать более привлекательно не удаётся. Очень надеюсь, что облака перерисуют и что-то решат с тенями. Дело в том, что когда солнце заходит, то вот этот красивый рисунок на воде можно увидеть, даже если на его пути стоит остров. Вроде как должна быть тень на воде, а солнце буквально пробивается сквозь горы и камни. Во всём остальном проект выглядит полноценно и органично. Все эти угловатые текстуры, персонажи, оружие с квадратным дулом — это часть игрового мира, который понравиться большинству пользователей. Лично я никогда не считал, что графика в игре занимает важнейшую роль, но если уж её сделали хорошо, то почему не похвалить?
Черепа в небе сигнализируют о добыче
Периодически смотрите в небо и следите за облаками. Если удалось увидеть облако в форме черепа, то на территории под ним вас ждут неслыханные богатства. Также череп в небе может быть с красными глазами – это значит, что кто-то уже отправился за добычей.
Под меткой черепа, как правило, находится старая крепость с кучей скелетов. Зачищать такие места стоит только в компании других пиратов, потому что в соло вас быстро порубят на куски. Не беспокойтесь, что вам может не достаться сокровищ после завершения зачистки. В таких местах очень много добра, и даже если крепость зачищает 2-3 команды пиратов, каждый уйдет довольным. Если же вы не уверены в своих силах, то увидев метку лучше плыть в другую сторону.
Кооперативный режим
Подавляющее большинство игр создают для прохождения одним игроком, а потом добавляют кооператив. Например, в The Division можно проходить сюжетную линию в одиночку, сражаться с врагами и побеждать, а можно позвать людей из интернета на помощь. Сам процесс игры от этого не меняется, просто вы убиваете противников вместе. В игре Sea of Thieves всё совсем иначе и заходить сюда для одиночной игры не совсем весело. Практически все игровые механики завязаны на командной работе, даже самые обычные.
Например, возьмём управление кораблём. Даже если вы выбрали самое мелкое судно, то без помощи в виде дозорного на площадке вам будет довольно сложно передвигаться. Плюс, нужно постоянно поднимать и опускать парус, сбрасывать якорь и смотреть на карту. Если на маленьком корабле вы ещё можете как-то бегать от руля к носу для обзора, то на большом корабле вы этого делать не сможете, здесь точно нужна команда. Не говоря уже о том, что поднять якорь со дна одному будет очень тяжело и долго.
Проходить задания тоже намного проще в команде из двух и более человек. Один показывает карту, второй ищет, третий и четвёртый копают. Сражаться на воде в компании из четырёх друзей намного увлекательней, разгадывать загадки или искать остров — тоже. Получается, большинство игровых механик построены на игре в компании друзей, это круто, так как ничего более-менее интересного, во что можно поиграть командой, мне сразу голову и не приходит. Тот же The Division, если уж мы о нём заговорили, проходить с друзьями было дико скучно и не интересно, гринд повсеместный. Здесь у нас на каждом шагу шутки, веселье, интересные ситуации.
С другой стороны, у заточенной под кооператив игры есть весомый недостаток — играть самому нет смысла. Банально зайти и самостоятельно плавать, исследовать мир и проходить задания очень трудно. Настолько трудно, что большую часть контента вы просто не осилите. К примеру, поплавать в удовольствие на здоровенном корабле с кучей пушек вы не сможете, в одиночку управлять этой махиной не удастся. Искать клад без помощи в виде друга с картой тоже довольно тяжело, иногда пол острова перекапываешь, пока не найдёшь нужное место. Воевать в море без команды вы тоже не сможете. Пока вы настроите корабль в одном направлении, зарядите пушку ядром и выстрелите, компания из четырёх человек на галеоне объяснит вам, кто здесь повелитель морей.
Да, можно играть со случайными игроками из сети. Но назвать такой геймплей увлекательным не могу, это лишь способ посмеяться и поиграть час-полтора, потом надоедает. Никто в таких сессиях не планирует серьёзно играть, проходить задания или искать врагов для сражения. Здесь садят друг друга в тюрьму, уплывают без тебя на корабле и всё в таком духе, так что играть со случайными игроками вовсе не интересно. Значит, нам нужно найти как минимум одного друга, чтобы с радостью и счастьем бороздить моря на небольшом корабле. Это очень весело, на самом деле, и вдвоём играть вполне комфортно. Даже на галеоне можно кататься с комфортом. Правда, из-за стоимости в 4 тысяч рублей, найти друга с желанием окунуться в мир пиратов, рома и квестов будет так же легко, как плавать в одиночку на громадном корабле.
Набор юного пирата
В самом начале игры ваш инвентарь полон и далеко не сразу понятно зачем все эти вещи. Давайте по порядку:
- Доски нужны для ремонта корабля после нападения на судно других пиратов или неудачного маневра на волнах;
- Бананы помогут восстановить здоровье после стычки с врагами;
- Ведро используется, чтобы набирать воду;
- Компас всегда укажет верный путь;
- Фонарь является универсальным источником света;
- Лопата понадобится во время раскопки сокровищ;
- Телескоп даст возможность увидеть врагов издалека;
- Пушечные ядра, естественно, для выстрелов из пушек.
Также в инвентаре есть гроб, чтобы со всеми почестями отправиться в мир иной и пара музыкальных инструментов. Подойдет для поднятия настроения на поминках.
Апгрейд и кастомизация
Разработчики длительное время молчали об апгрейдах и энд-гейм контенте, после чего высказались очень неоднозначно на эту тему. В игре есть возможность улучшения корабля, но это лишь косметические преобразования, никакого весомого апгрейда судна нет. Это значит, что пользователь, который только зашёл в игру, будет на том же уровне, что и бывалый воин, только у него корабля красивого не будет. С одной стороны — круто, разработчики добились баланса и каждый игрок получит шанс на победу в морском сражении или перестрелке на суше. Вот только у игроков банально теряется мотивация стараться и достигать каких-либо целей, ведь ничего существенного приобрести они не могут.
Вы можете перекрасить свой корабль, изменить какие-то элементы декора, можно раскрасить свои паруса. Тогда в море вас будут видеть и бояться. Хотя, как показала практика, игроки издалека видят другие корабли и если не хотят сражаться, то просто уплывают и никого ты на своём модном корабле уже не догонишь. Как интересная деталь игрового процесса — да, есть какая-то цель накопить ресурсов и покрасить своего боевого товарища в крутом стиле. Но, получить какие-то преимущества, весомые улучшения или банальный апгрейд пушек нельзя.
Исходя из этого, у игрока нет необходимости стараться, ценить каждый квест или заработанное золото, переживать о своей репутации, отношению игроков и так далее. Каждый новый игрок будет отличаться от бывалого лишь отсутствием опыта, во всём остальном они будут равны. Учитывая отсутствие сюжетной линии, подталкивающей чем-либо заниматься, это пагубно влияет на общее желание геймеров отправляться на морские путешествия всерьёз и надолго. Это подводит нас к следующему абзацу.
Где мои припасы?
Спускаемся в трюм своего корабля и видим кучу бочек. Именно в них хранятся все припасы: начиная от еды и заканчивая патронами для огнестрельного оружия. Если провиант закончится, то найти его можно на островах или купить у торговцев. Практически на каждом острове есть такие же бочки с разными припасами. У торговцев можно легко купить конкретные вещи, но каждый продавец специализируется на конкретном виде товаров. В игре крайней сложно потратить абсолютно все ресурсы и остаться ни с чем.
Слабые места
У игры есть определённые минусы, который вроде и критическими недостатками назвать нельзя, но и пропустить тоже не хотелось бы. Первое, что вас огорчит, это полное отсутствие сюжетной линии. Как я уже сказал, вы сразу появляетесь в пабе, без каких-либо предисловий, кат-сцен и прочего. Что делать дальше — решаете сами. Учитывая, что никаких ориентиров, указателей или всплывающих надписей здесь нет, новичок может сначала даже корабль не найти, не говоря уже о том, чтобы забрать квест, понять куда двигаться и найти клад. Создавать себе приключения увлекательно и круто, но обычно этим мы занимаемся после активной сюжетной линии, изучая механики и обучаясь каким-то секретам, а уже потом веселимся. В Sea of Thieves сюжета нет и это грустно.
Второй момент — очень слабая мотивация достигать каких-то вершин, плюс необходимость искать друзей для комфортной игры. Стоимость продукта составляет четыре тысячи рублей, что для консоли ещё можно понять, но на ПК пользователи такие дорогие игры покупать не привыкли, тем более не из популярных серий. Call of Duty, например, стоит две тысячи, новый Battlefront в максимальном издании — три тысяч. Стоимость игры автоматически отсекает громадное количество желающих бороздить морские просторы, значит найти себе знакомого адекватного товарища для прохождения заданий по вечерам будет труднее. Плюс, от активного и усердного прохождения заданий вы получите лишь возможность прикупить себе одежду, да корабль покрасить. Это не то преимущество, ради которого игроки будут корпеть над золотишком.
Третья проблема — открытый мир состоит процентов на 80% из моря. Это логично, ведь игра про корабли и пиратов, но слишком уж мало суши. Действительно интересных мест всего несколько, остальные островки не несут в себе ничего привлекательного, помимо самого клада. Может я придираюсь, но хотелось бы какой-то большой остров, чтобы там было чем заняться помимо плавания и поиска сокровищ. Припишем сюда ещё и нереально сложные сражения на воде, которые в большинстве случаев заканчиваются тем, что вы и ваш враг просто уплываете друг от друга.
Заботьтесь о своих животных
На просторах игры можно найти массу мест обитания животных. Их можно забрать себе, но чтобы зверушки прожили как можно дольше, за ними придется ухаживать. Например, цыплят нельзя размещать на воде или ставить их клетки на корабле ниже уровня воды, иначе они утонут. Свиней предстоит постоянно подкармливать бананами, потому что они могут умереть. А змей сразу нужно приручить с помощью мелодии, которую можно сыграть на своих музыкальных инструментах, в противном случае они просто будут вас кусать и отравят.