Anno 1404 «Венеция X v.1.1»

В мире существует не так уж много игр, которые способны влюбить в себя с первого взгляда. Серия Anno 1xxx, и в частности Anno 1404

, — как раз из их числа. В ней прекрасно все, от украшенного разноцветными витражами гигантского собора до крошечных крабов, снующих по берегам необитаемых островов, от пьяненьких гуляк, выбирающихся из пивнушки с серьезной качкой, до ассасинов, разминающихся с саблями на стенах неприступной крепости. Повседневной жизнью здесь можно любоваться бесконечно, это такое медитативное занятие вроде разглядывания экзотических аквариумных рыбок, в котором восторг от наблюдений смешивается с гордостью — ведь этот суетящийся муравейник выстроили именно вы. В какой-то момент приходит мысль, что ваш родной микрорайон меньше похож на настоящий живой город, чем торговый поселок Великого визиря. Такова сила сказки.

Здесь будет город заложен

Военные лагеря будущего крестового похода. Пара сюжетных поворотов — и вам придется лицом к лицу столкнуться с этими ребятами.

И такова сила Anno 1404 — несомненно, одной из главных стратегий года. В ней вы выступаете кем-то средним между мэром Лужковым, прорабом строительной бригады и менеджером сельского универсама. Это игра, в которой колдовской отвар ведьмы и стоимость квадратного метра жилья одинаково важны для победы.

Для начала — обязательное пояснение для тех, кто впервые слышит об этой серии. Anno 1xxx — стратегия, посвященная строительству средневекового города (или колонии в Новом Свете). Ее родина — Германия, страна с особым подходом к созданию градостроительных симуляторов (оттуда же, например, происходит серия The
Settlers
). В любой другой игре именно вы главный и мир старательно вертится вокруг вас. Anno 1404 тоже делает вид, что игрок важнее всего (в частности, по прохождении кампании вас благодарят за спасение королевства), но буквально с первой же обучающей миссии чувствуется подвох. Поповский прихвостень, под руководством которого вы готовите крестовый поход, разве что не кроет вас матом, ругая за медлительность и неуклюжесть («Что, и ЭТО — лучшие солдаты твоего города? Господи! Надеюсь, ты не настолько наивен, чтобы ждать их возвращения из похода?»). Миссии ко второй смутное ощущение перерастает в уверенность — несмотря на то что роскошно оформленные головы компьютерной знати постоянно что-то докладывают, чего-то просят и что-то обещают, главный здесь не вы. Главные — они. Маленькие веселые человечки из маленьких пряничных домиков.

Как и во всякой градостроительной стратегии, в Anno 1404 чудеса, приключения и путешествия на край света невозможны без строительства города. Доступность больших страшных кораблей, орд бронированных рыцарей и плесневелых замков напрямую зависит от количества и качества быта жителей вашего городка (что, в общем-то, логично — где это видано, чтобы грозные линейные корабли строили в диких рыбацких поселках?). Именно вокруг этих маленьких зажравшихся сволочей крутится игровая жизнь, а поиски шпионов или там рытье подкопов под крепость ассасинов присутствуют на правах дополнительных аттракционов.

Восточный торговый городок встречает усталого путешественника фонтанами и рыночными апельсинами.

Едва-едва въехав в ваш поселок, игровые человечки объявляют себя крестьянами и начинают требовать за свои налоги рыбы (стройте рыбацкую хижину), сидра (яблоневый сад) и попа с проповедями (церковь, вестимо). Получив желаемое, электорат превращается в горожан, которым уже подавай одежду (конопляное поле плюс домик прядильщицы), приправ к рыбе (приходится идти на поклон к арабам) и помещение под распивочную. Затем цикл повторяется, горожане отъедаются до патрициев, которые потребляют еще больше, а патриции, в свою очередь, объявляют себя знатью, требующей достать Луну с неба.

Заглотнув наживку из элементарных начальных заданий («Просят избушку лесоруба построить. Что мне, жалко, что ли? А то люди вон без досок мучаются»), вы приходите в себя через пять часов непрерывной игры, выстраивая очередную умопомрачительную производственную цепочку. Головной мозг переходит в режим специалиста по логистике: «Так, знать требует книги, для книг нужна бумаги, для бумажной фабрики требуются древесина и место на реке, река на другом островке, быстренько колонизируем, а еще надо краску индиго, она на юге у арабов, но для плантации индиго требуется поселения второго уровня, а до второго уровня оно не растет без молока, для производства которого потребна козья ферма…»

Как ни удивительно, все это хозяйственное безумие расслабляет и успокаивает. В какой-то момент начинаешь ощущать себя то ли управдомом, то ли продавщицей из сельпо — «Пива нет и не будет, следующий». Ощущение контроля над производством мозаики и поставками мяса соленого говяжьего (сорт высший, жилование — не более 13%) странным образом оказывается слаще власти над римскими легионами и космическими армадами. Что-то подобное, наверное, ощущают нью-йоркские банкиры из Goldman Sachs, в очередной раз вздувая цены на арабскую нефть и молдавский укроп.

Качество текстур потрясающее — на церкви, если приглядеться, видны цветные витражи. Безумный крестовый поход во всем великолепии — вы осторожно просачиваетесь мимо военных кораблей с белым флагом.

Anno 1404: Обзор

Немецкий градостроительный сериал Anno

включает в себя вот уже шесть частей, а на родине (то бишь в Германии) считается одной из лучших стратегий всех времен и народов, уступая пальму первенства разве что сериалу
Settlers
. Секрет успеха, конечно, понятен. С каждым выпуском разработчики, во-первых, все выше поднимают планку качества графики, во-вторых, постоянно модернизируют и улучшают геймплей. И новая
Anno 1404
исключением не стала. Этой игрой, ей богу, можно просто любоваться. Аккуратные кораблики бороздят ослепительно красивое море, где кипит настоящая жизнь: проплывают огромные акулы, в небе пролетают чайки, волны лениво накатывают на берег, солнышко светит. На суше тоже есть на что посмотреть. Жители города снуют по своим делам, можно увидеть, как работники на полях косят пшеницу, а дровосек в поте лица рубит лес. Картинка тут настолько живая и уютная, что подчас жалеешь, что находишься не по ту сторону экрана.

Морские сражения не особо изощренные в тактическом плане, но выглядят неплохо.
Экономика должна быть экономной
Но во всей красе Anno 1404

предстает не сразу. Ведь традиции и правила градостроительных развлечений не меняются годами, так что в начале игры вас встречает уныло-пустая земля и несколько далеко не самых счастливых жителей. Стартует каждая миссия, как правило, с убогого поселка, где живут две с половиной бабушки, однако наша задача не всегда сводится к тому, чтобы богом забытое захолустье превратить в огромный город. Зачастую процесс эволюции происходит как-то сам собой, пока мы в поте лица выполняем многочисленные задания начальства.

Штука же в том, что пока идешь к цели, вверенное поселение приходится всячески развивать. По знакомой, правда, схеме. Сначала зазываем в город обычных крестьян, строя для них дома и обеспечивая какой-то элементарной провизией: на первых порах, например, все граждане жрут тоннами рыбу и не выпендриваются. Потом жителей столицы необходимо напоить, обеспечить доступом к церкви, организовать рынок и так далее. Только когда низшие слои общества более-менее довольны жизнью, можно закладывать рабочие места – одних отправить на рудники, другие пусть собирают хлопок, третьи шьют одежду.

Впрочем, довольно быстро обнаруживается, что содержание даже небольшого поселка требует серьезных денежных затрат, так что городская казна стремительно пустеет. Основной способ заработка в игре – налоги. Причем, чем богаче ваши горожане, тем больше отчислений в городскую казну идет из их кошельков. Поэтому наиглавнейшей задачей становится, скажем так, постоянный апгрейд вверенного поселения. Чтобы граждане из немытых чушек превратились в средний класс, сначала нужно удовлетворить все их желания, отчего настроение жителей, соответственно, улучшается, так что спустя несколько минут они переходят на следующую ступеньку развития. Проблема лишь в том, что у богатых жителей и запросы выше. Они уже не хотят питаться только рыбой и начинают требовать (ужас-ужас!) хлеба, одежду, зрелищ и так далее. Соответственно, игра развивается по классической пирамидальной схеме: чем больше у нас жителей, и чем они богаче, тем больше нужно товаров и зданий. Город же стремительно растет, жителей все больше, одной когда-то построенной пивной на всех уже не хватает, мы строим еще одно питейное заведение, а для него нужно больше хмеля, так что возводим еще пару ферм, да еще бы не забыть проложить дороги… Постепенно поселок превращается в деревню, та – в город.

Чтобы все товары оперативно попадали по назначению, жизненно необходимо либо строить продуманные сети дорог, желательно каменных (они ощутимо увеличивают скорость передвижения грузчиков), либо строить город таким образом, чтобы одно здание было в зоне действия другого. Простой пример: для производства оружия необходимы металл и уголь, значит, кузницу лучше всего строить рядом с шахтами, добывающими эти ресурсы. В этом случае кузнец самолично будет забирать необходимые ему материалы, не простаивая без работы ни минуты.

С ростом города, впрочем, становится и больше проблем. Некоторые здания создают пожароопасные ситуации, так что приходится строить пожарные части, складов регулярно не хватает, рынки переполнены, тут еще и граждане норовят бунт поднять. Решая проблему за проблемой, строя домик за домиком, просто не замечаешь, как выпадаешь из реальной жизни. За возведением успешного поселка и решением многочисленных проблем время пролетает с какой-то космической скоростью, так что в себя приходишь в тот момент, когда родные стучат по голове сковородкой, а за окном рассвет.

Не стоит забывать и о том, что в
Anno 1404
две схемы развития поселений. Мы управляем преимущественно европейскими городами, но так как сюжет занесет нас на Ближний Восток, то постоянно приходится брать под контроль арабские деревеньки. А они живут и развиваются совсем по другим законам. У них главная проблема в практически полном отсутствии воды, ибо обитают восточные люди только в пустынях. Чтобы начать, например, выращивать финики, сначала придется построить своего рода ирригационный пост, который превратит часть земли в зеленые и плодородные поля. Со временем вода, правда, кончается, но никто не запрещает в том же самом месте отгрохать точно такую же ирригацию и начать все сначала.

Главный плюс арабских поселений в том, что они могут производить уникальные товары. Скажем, особо зажиточные европейцы без зазрения совести требуют обеспечить их специями и стеклом. Сами они такие заморские чудеса не делают, а вот восточные друзья – без проблем. В итоге, как вы понимаете, приходится активно развивать уже два больших поселения, параллельно организовывая перевозку товаров по морю.

состоят из небольших островов, разбросанных по огромным морским просторам. Есть бесхозные земли, которые надо захватывать, чтобы получить доступ к ресурсам, есть и те, где уже обитают соседи. Они, кстати говоря, не раз вытащат вас из финансовой ямы, так как торговля – это второй по эффективности способ заработать деньги. Да еще и быстро: сбагрив пару тонн железа или веревок, можно тотчас выручить хорошую прибыль и пустить ее на развитие поселений.

Поначалу, конечно, заниматься торговлей можно вручную – самолично управляя корабликом, загружая и разгружая товар. Потом, впрочем, маршрутов будет много, так что придется заняться организацией путей доставки. Спасибо разработчикам за удобный интерфейс, так что составить задания для торговых кораблей очень просто: указываете порт загрузки и разгрузки, количество перевозимых товаров, и все – в казну пошли деньги. То же самое нужно делать, когда из арабских колоний в ваши европейские города нужно возить, скажем, специи. Тут ведь требуется постоянная подпитка стремительно пустеющего склада, так что регулярный рейс жизненно необходим.

Впрочем, далеко не каждое ваше поселение превратится в большой город. Некоторые островки так и останутся исключительно производственными деревнями, которые добывают ценные ресурсы. Дело в том, что на каждом острове можно получать далеко не все ресурсы. Например, в одном месте позволяется возводить пшеничные фермы, в другом отлично растет кофе и т.д. Так что к финалу особо крупной миссии под вашим контролем как минимум пара крупных городов и несколько производственных поселков, и в этот момент, откровенно говоря, голова идет кругом от тяжких дел мэра.

Но не стоит зацикливаться только на развитии городов. Ведь каждая локация таит много разных секретов. Вначале добрая часть карты скрыта туманом, найти в котором можно все что угодно. И новый остров с ценными ресурсами, и поселение, с которым можно наладить взаимовыгодную торговлю, и даже сокровища.

Кроме того, не стоит забывать и о многочисленных заданиях, которые мы упомянули. Их нужно выполнять не только ради того, чтобы пройти очередной уровень, но и ради наград. Получая своеобразные очки опыта, вы открываете разнообразные приятные бонусы: новые здания, гербы, флаги. Также изучение морских просторов позволяет найти секретные вещи. Еще их выдают в благодарность за выполнение миссий: можно разжиться волшебным молотком, который снижает затраты на строительство зданий, отыскать крюк, который поднимает боеспособность кораблей, и тому подобное.

А вот любителей жарких военных действий ждет серьезное разочарование. В Anno 1404

боев как таковых нет, а то, что осталось, сильно упрощено. Например, чтобы устроить наземное сражение, нужно просто отгрохать замок, потом соорудить палатку рыцарей, а дальше они сами пойдут в бой. Если до линии фронта слишком далеко, придется переставлять палатку. С производством оружия тоже мучиться не приходится. Все мечи, луки и другие кольчуги объединены в некое схематичное «оружие», которое и куется в кузнице. С одной стороны, жить стало проще, с другой – нет былой остроты.

Морские баталии тоже особо зрелищными не назовешь. Чтобы устроить морской бой, достаточно построить корабль на верфи, а затем отправить в сторону врага. Где-нибудь суда встретятся и начнут тупо обмениваться пушечными залпами, пока кто-то один не пойдет на дно. Никаких апгрейдов кораблей не предусмотрено, да и побеждает тот, у кого преимущество в количестве, а не в качестве. Противник особо изощренным военным умом не отличается, так что с радостью подставляет свою армию под ваши могучие удары. Правда, внешне сражения выглядят неплохо: сизый дым после залпа обволакивает корабли, поймав особо мощный залп, судно начинает красиво пылать – в общем, неплохо. Жалко лишь, что все корабли оснащены пошлой шкалой здоровья, так что идут на дно исключительно в тот момент, когда она опускается до нуля.

Плюсы:

отличная графика; приятный и увлекательный геймплей; дружелюбность к игроку.
Минусы:
сражения могли бы быть и зрелищней.

Идем на Восток

Отчаянная попытка сбросить обратно в море вражеский десант.

Без арабов не обойтись и вам — едва встав на ноги, средний класс тут же начинает требовать экзотических кушаний, в северных широтах принципиально недоступных. Приходится отправляться к Великому визирю и, получив ярлык на княжение, начинать обустраивать арабское селение. Восточные острова — главное и самое заметное новшество в игре. В отличие от северных, европейских островков, оформленных в приглушенных тонах, Восток сияет и слепит солнечной желтизной песчаных пляжей. У арабов все проще и сложнее одновременно — всего два класса поселенцев (вместо четырех в этих ваших Европах), зато им нужно строить специальные оросительные станции, ткущие на песках зеленый ковер плодородных почв. Обычные ковры тут тоже можно производить — вместе с кофе, финиками и брусками глины.

Наличие двух цивилизаций с разными экономическими системами приятно разнообразит игру, заодно заставляя вас заботиться об организации торговых маршрутов. Надо заметить, что интерфейс управления торговыми путями в Anno 1404 — один из лучших среди всех, что мы когда-либо видели. Особенно приятно, что в случае гибели вашего корабля от рук морских разбойников маршрут остается в списке — просто кликните по нему, чтобы отправить в путь другое судно. Вообще, управление в Anno 1404 больше всего похоже на зефир — легкое, почти незаметное, оставляющее приятную сладковатую муть в голове.

Ровно два клика отделяют вас от любого возможного действия в игре — от обустройства кварцевого рудника до снаряжения военного корабля. Плюс игра не стыдится автоматически показывать зоны действия нужных зданий — выберите «Построить хижину», и ближайшая к ней церковь окрасится приятным зеленым цветом. Все хорошо и с оповещениями — Anno 1404 периодически сообщает человеческим голосом, где остановилось производство, какие квесты вы забыли выполнить, и традиционно предлагает прерваться на чашечку кофе, потому что вы играете уже два часа подряд.

Этот небольшой арабский городок со временем имеет все шансы дорасти до статуса столицы мира. Крепость ассасинов, в которой томится один из важных сюжетных персонажей. Снова обратите внимание на качество текстур — прорисован каждый камешек, каждая трещинка.
Под небом голубым

Десять вещей, которые необходимо знать в Anno 1404:

1 — Имперский собор, самое дорогое здание в игре, строящееся целую вечность. Жизненно необходимо для победы.

2 — Церковь. Обеспечивает религиозные потребности народных масс, пока собор не будет закончен.

3 — Склад. Сюда доставляются выдранные из чрева земли ресурсы; кроме того, он расширяет зону, в которой вы можете строить здания.

4 — Рынок. Здесь горожане закупают продукты, это первое строение в любом жилом квартале.

5 — Строительное меню, головы вверху обозначают разные классы построек.

6 — Панель, показывающая количество основных ресурсов. На самом деле их несколько десятков.

7 — Виды растений, которые можно выращивать на данном острове. Готовьтесь к тому, что вам потребуется колонизировать несколько островов для обеспечения всех потребностей.

8 — Панель сообщений, предупреждений и уведомлений. При наведении курсора отмечает на карте, что где произошло.

9 — Ваш доход и численность вашего населения, разбитого на социальные классы. Кроме того, показана также численность кораблей и максимальный военный бюджет.

10 — Стрелочки над домиками свидетельствуют о том, что их жильцы готовы перейти в следующий социальный класс, но мы запретили им социальный апгрейд, чтобы не тратить дефицитных ресурсов.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Anno — «орденоносная» серия. Большинство серьезных изданий ставили 1701 и 1503 весьма высокие оценки. Разработчики не устраивают революций, каждая новая игра развивает идеи предыдущих. Так сложились традиции — из века в век мы живем на островах и пытаемся радовать наших вассалов.

В четвертой Anno1404, мир еще совсем молод, даже Америку не открыли. Океаны и моря девственно чисты и безлюдны, а на картах — пустота. Исследуйте на здоровье, только не забывайте про традиции: живем на острове, перевозим грузы, добываем разные ресурсы и радуем горожан.

Стоп. Это было даже в первой серии, так что же нового в 1404 году? Давайте-ка разберемся (и для тех, кто не играл ни в одну вообще — посмотрим, что это за игра).

Если хотите супер-короткую версию обзора, то крутите в самый низ и загляните под спойлер.

Райский остров

Основная цель игры проста — нам нужно обеспечить процветание нашему государству (эта цель неизменно преследует все «строительные» стратегии). Жители по возможности должны быть счастливы, а рабочие, тоже по возможности, должны производить всякие изделия. Как и в Anno 1701, население к процессу изготовления чего бы то ни было не имеет почти никакого отношения: мастера создают продукцию, а горожане только платят налоги (из которых отбирается часть на содержание всех нежилых зданий). Этим игра разительно отличается от серии «Цезареподобных», где надо селить людей рядом с местами работы, создавая лагеря вечно голодающих и жаждущих где-то далеко в пустыне, чтобы они таки строили эти чертовы пирамиды.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Поначалу на нашем свеженьком островке селится только самый простой люд — крестьяне. Первопроходцы очень непривередливы. Живут в маленьких домиках, едят исключительно рыбу, всем всегда довольны (минимум потребностей очень легко обеспечить). Они — первое и основное сословие колониального сообщества. Крестьяне производят базовые ресурсы: ловят рыбу, рубят деревья, гонят алкоголь.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Если обеспечить их скромные потребности, то поселенцы тут же захотят улучшений жилищных условий (это стоит немного дерева и инструментов). Отстроив новый дом, крестьяне переименуются в горожан, станут требовательнее (ну а то, к хорошему быстро привыкаешь), но и платить налогов будут значительно больше. Кроме того, откроются новые производства, которые первопроходцам в силу простоты их ума были недоступны. Горожане добывают уголь, растят коноплю (только на веревки и одежду, странные какие), спускаются в шахты и строят корабли.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Потребности возрастают по цепочке. Даже благородные жители (последняя стадия) едят рыбу, хотя она составляет минимум их рациона.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

На этом этапе наше государство пока еще полностью самодостаточно. Некоторых ресурсов (железо, камень и прочие) может на нашем острове и не быть, но они точно найдутся на соседнем. Там мы устроим еще одно поселение. Можно разделить обязанности: первый город добывает лес и уголь, а второй — исключительно железо и камень. Так ресурсы не будут лежать без дела, да и без дублирующих фабрик места на маленьких клочках суши будет побольше.

Это начало основной идеи Anno. Не бывает островов, где есть все, что нужно. Придется осваивать новые земли, обустраивать производство, налаживать снабжение. Пока что все просто — нужно просто загружать товары в одном порту и выгружать в другом.

Город

Следующий этап развития — патриции. Они «вырастают» из горожан, когда к пресной рыбе добавятся специи, а унылые будни скрасятся развлечениями — в нашем случае выпивкой, но уже не дома, а в таверне. Кроме того, горожане не могут ходить голышом, поэтому нужно наладить производство одежды.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Как только все требования будут удовлетворены, домики можно улучшить и заселить туда толстомордых патрициев… Стоп! А где же специи взять? Мы их производить не умеем… А вот страны Востока как раз ими и славятся.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

На одном из островов, где-то под туманом войны, мы найдем представителя какого-нибудь султана. Вотремся в доверие — научимся строить восточные здания. Но для этого нужны особые острова — пустынные. Там не растут леса (древесину придется возить вручную), зато кочевники производят специи, а без них мы не сможем «вырастить» патрициев.

Игра вынуждает строить еще одну колонию. Нам придется усложнить схемы снабжения — надо вывозить специи и снабжать кочевников деревом и инструментами. Для этого придется строить корабль, а на него нужны веревки, древесина, инструменты и еще верфь надо возвести…

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Это второй этап основной идеи Anno 1404 — еще большее разделение ресурсов по островам. Пирамида постепенно растет. Для содержания патрициев приходится налаживать транспортную сеть (которая, слава богу, легко автоматизируется в соответствующем меню). Новые производства требуют не только древесину, но и камень, стоят дороже, отнимают все больше денег.

В игру постепенно включается торговля. Пока это лишь небольшие сделки: слов «импорт» и «экспорт» в наших краях не знают… пока.

Кстати, это первое принципиальное отличие от Anno 1701. Там все население улучшалось по цепочке. Первопроходцы в поселенцев, те в горожан и так далее. На каждом острове выстраивается не просто похожая, но одинаковая структура. Мы бездумно возим ресурсы из порта в порт, ведь требования у всех одни и те же. В этом плане Anno 1404 интереснее и намного разнообразней.

Столица

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Щеки горожан утолщаются, деревянные дома обрастают камнем, а перченая рыба перестает радовать. Патриции многое умеют, но и хотят немало. Налогов они платят еще больше (каждый новый уровень жилья, кроме ставки сбора дает еще прибавку в «посадочных местах»: в крестьянкой лачуге обитают 8 человек, горожан вмещается по 15 на дом, а патрициев уже 25), но для этого нужно снабдить их кожаной одеждой, хлебом, вместительной церковью, утолить жажду собственности — раздать книги, да еще нужно обеспечить законность! Не маленький список, не правда ли?

Производство усложняется. Чтобы печь хлеб — нужна мука. Муку делают на мельницах, а для этого нужно вырастить что-то (фермы в игре называются Crop, а это означает любую культуру, годную в качестве еды — в нашем случае это, наверняка, пшено). Только одна потребность требует трех зданий (а фермы занимают немало места), а ведь всего-то одной пекарни и мельницы не хватит на всех…

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Создавать кожаные одежды еще сложнее. Нужно построить ферму, где будут выращивать животных. Шкуры потом повезут в следующее здание — дубильню. Его можно строить только на реке, а это тоже вроде ресурса, так как пресная вода встречается не на всяком острове. Кроме того, для производства еще требуется соль. Ее нужно сначала добыть (шахты), а потом приготовить (уголь и специальное здание). И далеко не факт, что все эти постройки удастся возвести на одном острове.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Отношения с поселениями кочевников становятся еще теснее. Помимо специй нужны еще краски для книг, кварц для стекла, без которого не построить большинство зданий высокого уровня.

Транспортная сеть усложняется. Краски, одежда, книги, стекло — формируются постоянные маршруты, без которых наше поселение загнется. (Была бы в Anno 1404 сетевая игра, это то, что бы я в первую очередь уничтожил. Подорвали снабжение — победа).

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

На этом этапе добавляется еще и военный аспект. Патриции умеют производить оружие, а в списке зданий становится доступной крепость, которая управляет наземными отрядами. На верфи можно строить большие военные корабли. Все это тяжким бременем ложится на кошелек правителя… налогов уже не хватает, доходы едва перекрывают расходы, скоро строить станет не на что (конечно, у мудрых владык такого не случается, но надо же привести пример) — тут на выручку приходит торговля.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Помимо нас в море живут и другие люди — это воинственные корсары, представители Востока, другие колонизаторы. Все они что-то там у себя производят, что-то продают, а что-то покупают. Торговать с ними можно двумя способами — вручную и автоматически.

Ручной вариант прост до безобразия — загружаем товары в корабль, плывем к месту встречи, продаем. Если что-то нужно нам — там же и покупаем. Такой подход очевидно не годится для систематической торговли, поэтому мы можем настроить маршрут, где отметим выбранному кораблю, что и в каком порту покупать или продавать (редактор прост, но функционален — можно задавать сложные многопортовые маршруты, но ветераны Transport Tycoon знают, что прямой рейс — ключ к богатству).

А если у нас нет кораблей (или нет свободных), а деньги очень нужны (или товары завалялись)? Тогда можно приказать порту продавать какой-либо ресурс. Теперь уже торговый флот других правителей будет плавать к нам, чтобы что-то купить или продать.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

На этапе активного обмена деньгами-товарами идея Anno 1404 раскрывается полностью. Экономическая система превращается в высокую пирамиду: вот внизу крестьяне, которые рубят деревья, а наверху знать отливает пушки. В середине курсирует от порта к порту огромный флот, обеспечивая поселения жизненно важными ресурсами…

Деталей пирамиды, вроде бы, много (одних только фабрик несколько десятков), она кажется сложной, но управлять ею легко. Здесь нет рутины и скуки, не надо ничего и никого ждать (как в Ост-Индийской Компании) — все однообразные и нагоняющие тоску элементы автоматизированы, а игроку лишь остается постоянно преодолевать трудности управления: нужно наладить производство стекла, где-то найти мех, проучить наглых корсаров…

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Радости

Чтобы разнообразить и без того полную заботам жизнь правителя, разработчики ввели в игру систему квестов. Так каждая миссия в кампании состоит из главного и нескольких мини-заданий. То есть, нам, например, нужно навалять корсарам. Но флот у них велик, а у нас даже строить корабли нечем. Всплывает первое поручение — отвезти султану 10 единиц железа. За это он даст нам награду: 50 «очков чести» (это специальная валюта, на нее покупаются некоторые улучшения для кораблей и другие полезные вещи) и 20 веревок. Теперь мы можем построить корабль, но если выполним еще один квест — [что-то привезти, найти человека, кого-то убить и так далее], то султан подарит нам настоящий фрегат.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Появляется фиксированная цель (что для экономической стратегии, прямо скажем, не лишнее), играть становится интереснее, а уж как эти мини-задания разнообразят «песочницу»…

Маленькие человечки

Четвертая серия Anno продолжает эволюцию. По сравнению с прошлой игрой многое добавили (Восток, связанные с эпохой изменения), но кое-что пошло под нож. Так мы лишились ложи, а вместе с ней пропала и возможность гадить соседям. Исчезли из игры и технологии вместе с университетом. Им заменой стали медальки-улучшения, которые покупаются за специальную валюту.

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Однако главное — осталось. Эти маленькие человечки, которые спешат по своим делам. Бедные крестьяне, сплетничающие на городской площади, горожане, которые с довольным видом бродят по округе, толстощекие патриции, что, кажется, всегда рады жизни. Муравейник, где все заняты своим делом… или не заняты, но умело делают вид. Игра цепляет бесконечным стремлением к совершенству (или совершенствованию). Хочется улучшать дома, строить новые здания, заселять острова, расширять колонию, богатеть, завоевывать и торговать. Так в Pharaoh мы часами возводили комплекс пирамид (вообще без всякой иной цели), а в Stronghold сажали арбалетчиков на стены, лишь бы ушлые враги не мешали нашим кузнецам и пекарям заниматься обычной работой. Вот и здесь хочется грамотно устроить хозяйство, чтобы потом просто смотреть, как эти маленькие человечки спешат куда-то по своим неизвестным делам. Тем более игра настолько хороша внешне, что процесс наблюдения иной раз затягивается на несколько часов…

Краткая версия обзора

«Маленькие человечки»: подробный обзор игры + кое-что интересное

Сдержки и противовесы

Столь же вдумчиво разработчики из Related
Designs
обустроили квестовую систему. В сюжетной кампании чувствуется тщательно выстроенный ритм: задание по возведению города-сада кончается чудовищным морским сражением, вслед за солнечно-травоядной миссией идет сумасшедшая осада с таймером и ливневым дождем в качестве аккомпанемента. Плюс всевозможные побочные квесты, от производства молока для простывших детей до ловли шпионов на улицах. За послушание, терпение и прилежное выполнение заданного вам выдают очки чести, за которые следует приобретать всяческие приятные бонусы, вроде увеличения корабельных хитпойнтов. Они вам понадобятся — воевать здесь приходится часто и жестоко.

Редактор торговых маршрутов. Купеческое судно «Топаз» занято перевозками шелка и кофе из Дия в Розъярд.

Жанр стратегий про строительство домиков обычно отличается крайне скверными боевыми действиями — десяток пупсов (которых одевали-обували всем мегаполисом) лупит друг друга без намека на тактику, а игрок чувствует себя униженным и оскорбленным. Anno 1404 — совсем другое дело, войска здесь производятся не поштучно, а так называемыми лагерями. У лагерей есть хитпойнты, сила атаки и зона действия, в которой они могут нападать на чужой лагерь или же захватывать объекты народного хозяйства. Перемещаются с места на место лагеря неохотно, поэтому вам стоит тщательно продумывать размещение войск, прикрывая оголенные участки стенами и башнями. Если враг прорвет вашу оборону, то сады, поля и огороды, с которых кормится население, перейдут в его собственность.

Оставшись без еды, воды и кожаных штанов с заклепками, горожане побегут прочь из обреченного поселения, унося с собой налоговые выплаты и вгоняя вас в жестокий финансовый коллапс, за которым следует неминуемое поражение. Кроме того, производство обычно разнесено на несколько островов (не хватает места, не хватает ресурсов), закрыть их все стенами с башнями никак не получится, поэтому не отказывайте себе в удовольствии построить флот и отправить его в патруль — ловить вражеские десантные корабли.

Благо ловля вражеских кораблей красочно обставлена — суденышки честно палят друг в друга ядрами с громовым грохотом, драматически загораются и обиженно идут ко дну. Графическое оформление Anno 1404 — лучшее в жанре. Пленительную красоту местных улочек мы уже описывали в начале статьи, но куда приятнее наблюдать за превращением дикого острова, по которому бродят пугливые лани, в переполненный мегаполис с десятками дымящих производств и страшным загрязнением окружающей среды. Плюс множество необязательных, но приятных деталей: болотистый островок ведьмы, выброшенные на берег обломки корабля, парковый лабиринт рядом с убежищем чумного императора…

Морской бой. Очень жаль, что на кораблях не отображается команда. Полностью развитый европейский город во всем своем великолепии.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: