Обзор игры Portal 2. Думай порталами.

Портал для двоих

При всей своей безусловной гениальности, первая часть была не столько игрой, сколько концептом игры, ее прототипом. Portal — герметичное произведение, вещь в себе: есть пушка, которая открывает в любой точке пространства вход и выход, есть череда стерильных помещений, где с помощью этой пушки необходимо решать головоломки. Этот подход идеально работал в условиях камерной независимой постановки, каковой Portal, собственно, и являлся.

Думаем, все помнят этот восхитительный момент. Фантастическое чувство озарения, когда понимаешь, что гель надо загнать по порталу в «отстойник», а затем скинуть на турели. Такого количества инсайтов, кажется, не способна подарить нам больше ни одна игра.

Пользуясь статусом концептуального произведения, Valve

позволили себе ряд художественных допущений, главное из которых — игра ни на секунду не покидала границ созданного ей жанра. Даже когда главная героиня вырывалась за пределы тестовых комнат Aperture Science, Portal все равно оставался пазлом от первого лица, менялись лишь декорации. Этот подход прекрасно работал в условиях показной театральности Portal, но он с большими оговорками применим к полноценному коммерческому блокбастеру, каковым явно хочет быть Portal 2.

Сама идея сделать из Portal настоящую, большую игру, пересадив ее экспериментальную механику на шутерную почву, казалась невероятно привлекательной. Это как раз тот редкий случай, когда геймплей, выведенный в лабораторных условиях, буквально просился на волю. При попытке представить себе полноценный шутер с участием portal gun, мозг моментально достигал температуры кипения и захлебывался в эйфорической истерике: враги, стреляющие друг другу в зад благодаря метко расставленным порталам! Уровни, где понятия «пол» и «потолок» так же относительны, как пространство и время! Архитектурные парадоксы! Пространственная импровизация! Вынуждены с прискорбием признать, что ничего этого в Portal 2 нет.

Пьеса для механического пианино

Из большинства кадров на нас хитро поглядывают деньги. Несравненно большие, чем были вложены в первую игру. Немного грустно, что за рамки собственного жанра игра так и не выбралась.

Механика, структура, устройство уровней и логика взаимодействия с окружающим пространством с незначительными изменениями переехали в сиквел из первой части. Вместо того, чтобы сделать настоящую, полноценную игру, Valve заняты тем, что у них прекрасно получается, — поддают жару.

Вот прямо на наших удивленных глазах собирается тестовая камера: жужжат управляемые панели, складываются из перегородок целые стены. Вот кусок недостроенного уровня приезжает в кадр, осыпая меблировку и грохоча кафелем. Вот уходят вверх бесконечные хитросплетения труб, а мы тварью дрожащей семеним где-то внизу. Вот фирменный длинный план: в полупрозрачном тоннеле мы проплываем среди лязгающей машинерии и колб, в которых снуют под давлением ящики и турели.

Проблема в том, что в этих грандиозных, гарантированно впечатляющих декорациях разыгрывается тот же самый Portal, каким мы его помним. Проверка деньгами и масштабом — излюбленный голливудский студийный тест, который проходят далеко не все уважаемые авторы.

Одно дело — мастерить маленький уютный мир из проволоки, фантиков и картона, и совсем другое — экстраполировать свой талант на пространство многомиллионного коммерческого продукта. Новые сотрудники Valve, к сожалению, пасуют перед этой задачей: Portal 2 выглядит как крохотная независимая постановка, авторы которой категорически не знают, что делать с дорогущими декорациями и свалившимся на них бюджетом.

В итоге на заднем плане Portal 2 рвутся сверхновые, трещит по швам исполинский научный комплекс, а игра знай себе ставит привычные задачки: раз портал, два портал, прыжок, ускорение, пиу-пиу.

Скажите, и в магазине можно так же стенку приподнять?
На вопрос о том, может ли в природе существовать такая вещь, как порталы, по просьбе «Игромании» отвечает Никита Часников, сотрудник кафедры физики элементарных частиц НИЯУ МИФИ.

Для начала ответим на главный вопрос: возможна ли телепортация в том виде, в котором мы ее привыкли видеть в современной научной фантастике? Да, но при определенных допущениях. В работах по общей теории относительности [1-4] возникают решения (решения — это описание пространства), которые допускают существование петель в пространстве. Наше пространство не трехмерное и, может быть, даже не четырехмерное. Современные теории вводят до 11 (иногда и больше) измерений. Как этим можно воспользоваться? Представьте на минутку, что мы живем не в привычном нам пространстве, а в двухмерном, причем не где-нибудь, а на скомканном листе бумаги. Если нам нужно добраться от одной части листка до другой, то придется проделать весь долгий путь в двухмерной системе координат, хотя в трехмерном пространстве, да еще и на скомканном листе бумаги, соответствующие точки могут быть расположены совсем рядом друг с другом, и, чтобы переместиться из пункта А в пункт Б, достаточно проткнуть в нужном месте дырку. Это — в упрощенном понимании — и будет «кротовая нора».

Аналогичным образом наше пространство, по некоторым современным теориям, может представлять собой именно такой условно скомканный лист, только с поправкой на третье измерение. Соответственно, если 3D-абориген сможет построить прибор или придумать технологию, которая позволит ему воспринимать остальные измерения, то трехмерный мир предстанет для него таким же листком бумаги, и, возможно, он увидит, что между какими-то его участками существуют связи. Такая связь и называется «кротовой норой», а то, что она получается в ходе решения уравнений Эйнштейна (т.е. те уравнения, которые описывают наше пространство-время), уже говорит о том, что такие объекты могут существовать.

Так вот, если такие дыры в пространстве могли быть созданы в ходе эволюции Вселенной, а мы их до сих пор не видели, то это позволяет предположить, что их концентрация во Вселенной достаточно мала и их проявления также малозаметны. То есть, даже если они существуют где-то вблизи нашей планеты, вряд ли они будут двигаться синхронно с ней, и мы раз за разом пролетаем мимо. Однако если найдется способ влияния на пространство, при котором будет возможность его искусственно искривить (создать дыру в пространстве или локально уплотнить его), то станет возможной и технология создания таких «кротовых нор», которые позволят путешествовать в пространстве и во времени. С временной частью путешествий тут не сложнее, чем с пространственной. Вышеописанные червоточины находятся в четырехмерном (или более-чем-четырехмерном) пространстве, так что мостики между разными частями пространственно-временного континуума могут обеспечить и билет в прошлое или будущее.

Теперь что касается самой возможности путешествия в пространстве и возникающих сложностей. Пока что нет известных механизмов влияния на окружающее пространство, однако если таковые механизмы появятся, то возникнет вопрос — как указать точку выхода. Ведь мы можем оказаться где угодно на выходе, мы же не знаем, как именно пространство «скомкано». Размышляя над тем, как могла бы выглядеть портальная пушка, приходит в голову, что это может быть что-то типа резонатора. Вот есть микроволновка, за счет эффекта резонанса повышается температура объекта, помещенного в область воздействия. Может быть, найдется что-то сродни такой микроволновке, только она будет менять не температуру, а кривизну пространства.

[1] K.A. Bronnikov and J.P.S. Lemos, Cylindrical wormholes, Phys. Rev. D 79, 104089, arXiv: 0902.2360

[2] К.А. Бронников, С.Г. Рубин, «Лекции по гравитации и космологии», ISBN 978-5-7262-1021-6

[3] J.A. Wheeler, Phys. Rev. 97, 511 (1955)

[4] Morris, M. S., Thorne, K. S., and Yurtsever, U. «Wormholes, Time Machines, and the Weak Energy Condition». Phys. Rev. Letters, 61, 1446-1449 (1988)

Анализ обзоров

  • Portal 2

    У Portal 2 есть огромный, страшный, безобразный изъян. Её мало. 14 часов одиночной кампании и «коопа» пролетают мгновенно, словно летний сон. Рука так и тянется к «New Game», чтобы пройти игру снова, наслаждаясь умными головоломками и острыми, как лезвие бритвы, репликами героев. Но в одну реку не войти дважды — чертова память цепко держит каждую задачку. Остается слушать божественную арию из финального ролика и уповать на скорую амнезию. Или выход DLC — смотря что произойдет быстрее.
    ag.ru

    Вердикт:

    9.0

  • Portal 2

    Парадоксальным образом большая часть нашего хвалебного текста отведена критике. Но это критика восторженных, бесконечно влюбленных в Portal людей. Это критика тех, кто прошел Portal не как запойный алкоголик, за уик-энд, а растягивал удовольствие неделями. Это критика тех, кто летом 2010-го по три раза ходил на одну и ту же E3-презентацию, а затем пересказывал ее коллегам в баре. Portal 2 — это, безусловно, разочарование. Но по уровню, мастерству исполнения, вкусу и изобретательности оно стоит иных триумфов.
    igromania.ru

    Вердикт:

    9.0

  • Все ради науки. Обзор игры Portal 2

    На наш объективный взгляд, игровая индустрия вполне созрела для ввода в оборот нового жанра игр – под названием Portal. Во всяком случае, каких-либо аналогов первая и вторая части этой игры практически не имеют – ну разве что все ту же Narbacular Drop, послужившую прообразом современного Portal. Portal 2 же можно поздравить с успехом – продолжение получилось отличным, хотя и не таким продолжительным, как того ожидали многие.
    ferra.ru

    Вердикт:

    8.5

  • Portal 2

    Признаюсь, честно пытался найти в Portal 2 хоть один серьезный недостаток. Получилось… жалко. По сути, додумался только до того, что в игре слишком много подзагрузок (правда, достаточно быстрых) и в 8-ой главе всё действо ненадолго проседает. Portal 2 реально очень хорош. Западные журналисты бегают вокруг него кругами и вопят от счастья. Причин у них, как видите, предостаточно. Эта игра по-настоящему оригинальна, первая часть на ее фоне выглядит как проба пера, не более. Со стороны Portal 2 похож на такого себе Усэйна Болта от видеоигр, у которого нет ни грамма лишнего жира, а лишь мощь, скорость и решимость. Дитя-индиго стало подростком?
    bestgamer.ru

    Вердикт:

    9.0

  • Portal 2 – портал через века. Preview

    Portal 2 — прямое продолжение первой части. События стартуют сразу же после уничтожения GLaDOS. В буквальном смысле: вы зажмурились еще в первой части, а откроете глаза уже во второй. Но Valve не была бы собой, если бы остановилась на таком простом варианте. Во-первых, между событиями двух игр прошло несколько сотен лет, во-вторых — GLaDOS не уничтожена и прямо перед Челл начинает себя восстанавливать.
    3dnews.ru

    Вердикт:

    9.0

  • Portal 2. Главное межпространственное приключение года

    Любопытно наблюдать за тем, как Valve постепенно превращается в новую Blizzard: первые признаки подобной метаморфозы можно было заметить несколько лет назад, когда студия выпустила мощнейший сборник Orange Box – ни одного лишнего байта, ни секунды времени, потраченного впустую. С выходом Portal 2 статус команды Гейба Ньюэлла оформился окончательно. Ознакомившись с самым, пожалуй, ожидаемым сиквелом текущего года, авторитетно заявляем: в Valve просто не умеют делать плохие игры. Да что там говорить, они и хорошие делать не умеют: у этих людей получаются только шедевры, настоящие индустриальные столпы.
    gameland.ru

    Вердикт:

    9.5

  • Обзор Portal 2. Взгляд с другой строны

    Обычно, людям не нравится, когда над ними ставят эксперименты. Да еще и издеваются всю дорогу. Помимо этого, чуть ли не единственным оружием здесь можно назвать лазер, предназначенный только для опытов. Многие готовы ждать этого много лет и затем еще и заплатить, чтобы как следует поломать голову. Ну разве не прекрасно! Может, хозяйка лаборатории была права, говоря про человечество? За всем этим и не замечаешь, что робот Пибоди на самом-то деле куда живее и интереснее главной героини — не зря ведь для этой железной пары даже придумали специальный магазин нарядов. Когда на роботе одна-единственная необычная деталь, выглядит это забавнее, чем костюм одноногого мима в Battlefield Heroes… Правда, некоторые специально пытались занизить оценку игры в сети, «сражаясь» с денежными махинациями. Но для нас Portal 2 — неотделимый от первой части эксперимент. Закроем глаза на простенькое начало и «в знак протеста протестующим» завысим оценку до потолка — потому что авторам этой игры уже второй раз удалось нас перехитрить.
    kanobu.ru

    Вердикт:

    9.8

  • Обзор Portal 2

    Portal 2 – это абсолютно оригинальный проект, игра-эксперимент, невероятный и неповторимый опыт. Но всё же у него есть несколько недостатков: во-первых, однотипные локации, которые временами немного утомляют – прежде всего это относится к техническим помещениям; во-вторых, частые загрузки, сопровождающиеся чёрным экраном с логотипами лаборатории, а не плавные и незаметные, как в первой части. Однако это всё, конечно же, ерунда по сравнению с теми впечатлениями, которые оставляет после себя Portal 2. Это действительно уникальная игра, которая одновременно развлекает, заставляет думать и заряжает невероятным позитивом.
    ps3hits.ru

    Вердикт:

    10.0

  • Portal 2 — научный парадокс

    Практически безупречная игра, где недостатки кажутся несущественными в сравнении с тем, что мы получаем взамен. Каждый виртуальный миллиметр Portal 2 пропитан заботой, любовью и трепетным отношением авторов к своему проекту. Каждая решенная головоломка восхищает воображением создателей. Каждое новое испытание открывает двери к следующему повороту истории, иногда заставляет нервничать, чаще — хохотать. Portal 2 уникален. Разработчики сделали ставку на непопулярный жанр, на необычную игровую механику, на то, что людям все еще интересны интеллектуальные забавы, и они могут воспринимать тонкий юмор. И получилось чудо, венец творения Valve.
    gametech.ru

    Вердикт:

    9.0

  • Обзор Portal 2

    Выше отличного сиквела гениальной игры Portal 2 не прыгнул, и от этого некоторые ярые фанаты могут быть слегка опечалены, но играть запоем в Prtal 2 неперевыполнение разработчиками заданной программы абсолютно не мешает. 95% сбывшихся ожиданий и десяток часов увлеченной игры (плюс еще неизвестное количество времени, которое будет проведено за прохождением больших и малых дополнений, первое из которых — и вовсе бесплатно) всем купившим себе копию игры людям — гарантированы.
    progamer.ru

    Вердикт:

    8.9

  • Portal 2 (обзор)

    На мой взгляд, игровая индустрия вполне готова для создания нового жанра игр – а именно Portal. Как мы знаем, конкурентов первая и вторая части этой игры фактически не имеют – лишь Narbacular Drop, послуживший прообразом современного Portal. Portal 2 можно поздравить с успехом – продолжение получилось зачетным, хотя и не таким долгим, как говориться «хорошего понемножку».
    exgt-css.ru

    Вердикт:

    8.8

  • Portal 2 — Обзор

    Уже много раз разработчики оригинального Portal заявляли, что первая часть была экспериментом – смелым и невероятно успешным. Не будь дураками, гвардия Гейба Ньюэлла, взялись ваять продолжение. Не просто продолжение, а настоящую полноценную игру “А” класса, где помимо зарекомендовавшей себя однопользовательской игры, появится еще и кооперативный режим. Второй Портал, это конечно уже не такое прорыв и откровение, как оригинал, зато уже более цельный и готовый для заработков продукт. От свежей идеи и задора Портала, образца 2007 года осталось не так уж и много, но это не значит, что игра получилась плохой, совсем нет, вторая часть, как и оригинал по-прежнему очень увлекательная головоломка, просто коммерческий подход виден невооруженным глазом. Отсюда, некоторые из игроков, могут подумать, что разработчики в погоне за наживой погубили дух оригинала. Все вовсе не так, Portal 2, все еще тянет на себе ценности оригинала, благодаря чему выгодно отличается от других проектов.
    gamepart.ru

    Вердикт:

    9.0

  • Portal 2. Механическое пианино

    Много головоломок. Больших, средних, миниатюрных, забавных, вызывающих, простых, сложных, многоступенчатых, олдскульных, посредственных, почти гениальных, трудоемких, хитрых и с розовыми сердечками. Этого разнообразия у Portal 2 не отнять, а игнорировать – смешно. И столь же трудно отрицать, что кооператив впечатляет больше, чем одиночная кампания, на которую все же возлагались большие надежды. Но даже не потому, что она масштабом не вышла или чем-то еще, а потому, что не предлагает ничего принципиально нового. Прорыва не получилось. Неправы те, кто говорит, что нельзя войти в одну реку дважды. Нужно лишь принять смелое решение – прыгнуть выше головы. А Valve, кажется, начала забывать, что значат риск и амбиции.
    playground.ru

    Вердикт:

    8.5

  • Portal 2. Мысли порталами!

    Как ни странно, но факт появления Portal 2 как отдельной игры, а не в качестве приятного довеска к Half-Life 2 или Team Fortress 2, стал для проекта главным и, пожалуй, единственным недостатком. Её просто слишком мало. Правда, не стоит расстраиваться, вы всё получите с лихвой — трагикомичный сюжет, потрясающую атмосферу, интересные пазлы, неплохой кооператив и просто море удовольствия. А что насчёт развития вселенной — конечно же ждём продолжения, заодно и узнаем — могут ли в Valve считать до трёх?
    ps3zone.ru

    Вердикт:

    9.5

Общество спектакля

Спойлеров, полагаем, можно уже не бояться. Игру прошли практически все. Поэтому просто просьба — взгляните еще раз на этот момент, вспомните, как оно было, и просто улыбнитесь.

При этом Valve честно стараются усложнить и углубить оригинальную механику, для чего придуман целый ряд фокусов разной степени удачности. Есть, например, гели, которыми можно покрывать окружающее пространство: одни превращают любую поверхность в натуральный батут, другие смазывают ее ускоряющей жидкостью, третьи позволяют открывать порталы там, где это запрещено делать.

Есть вязкие полупрозрачные тоннели, которые работают как воздушный лифт, набитый киселем. Есть световые мосты, которые регулярно используются не только по прямому назначению, но и как щит от турелей.

Но все эти находки остаются занятными музейными экспонатами: вот у нас головоломка с разноцветными гелями, следом — с отражающими линзами, при выходе не ударьтесь головой о лучевой мост. Если вынести за скобки большую постановку и продолжительность, сами головоломки Portal 2 легко представить себе в содержании хорошего DLC.

В итоге вся игра проходит в томительном ожидании, что «сейчас начнется». Нас заботливо ведут через легкие, явно обучающие уровни, знакомят с новыми игрушками, но игра так и остается чередой изолированных пазлов, каждый из которых имеет единственно верное решение.

Скриншоты11

Впечатленные демо-версией, боссы Valve пригласили авторов Narbacular Drop в штат и дали карт-бланш на внедрение технологии в Source Engine. Попутно к проекту подключился сценарист Марк Лэйдлоу (Marc Laidlaw), связавший историю Portal с вселенной Half-Life — Aperture Science и ее сумасшедшие изобретения станут основой сюжета HL2E3.

Но концепция осталась прежней. Portal — стильный коммерческий ремейк Narbacular Drop, отступивший от исходных правил только в одном: здесь запрещено протыкать пространство через портал. Число уровней выросло, к стандартным пакостям добавились движущиеся платформы, сгустки энергии, силовые поля и говорящие (!) охранные турели, бьющиеся в истерике при падении на пол. Впрочем, чтобы пройти смертоносный полигон Aperture Science, где нет никого, кроме механического женского голоса, вы вряд ли затратите больше пяти часов. Ключ к единственно верному решению почти всегда лежит на поверхности. Да и задачки, пусть оригинальные, оперируют очень скромным набором элементов. Чем дальше вы продвигаетесь, тем легче приходят разгадки. Хотя финальные испытания хороши: гнусные сюрпризы разбавляют рутину, а остроумные тексты, написанные бывшими ведущими сайта Old Man Murray, так смешны, что сбивают с мысли.

Судя по аудиокомментариям, в Valve прекрасно осознают, что Portal — пока лишь эксперимент. Разумеется, это не оправдывает его временами чрезмерную простоту, отсутствие редактора и «бонус-карты», полученные из глав с 13-й по 18-ю путем незначительного изменения дизайна. Сами разработчики сейчас внимательно слушают глас народа, размышляя, куда им ступать — к сиквелу или многопользовательскому аддону.

Жанр одной игры

Наверное, у каждого был хотя бы один момент в игре, когда от бессилия опускались руки. Что самое прекрасное, стоило отключиться минут на 10-15 — и решение само приходило в голову.

Но это по-прежнему лучшие пазлы в мире. Все журналистское брюзжание застревает порталом в горле, когда у тебя перед носом, булькая и извиваясь в прозрачном тоннеле, проплывает синий гель. Да, Portal 2 остается деборианским спектаклем, где все действия аккуратно отделены друг от друга невидимым антрактом. Да, это по-прежнему вещь в себе, жанр одной игры, для которого его собственные авторы не могут придумать практического применения. Но головоломки Portal 2 безотказно стимулируют какие-то потайные нервные окончания, о наличии которых у себя ты до этого даже не подозревал.

Кроме того, это еще и первая в истории человечества интерактивная комедия. Ни одна другая игра в мире не использует юмор как органичную часть собственного геймплея. Юмор тут — это не просто остроумные диалоги (они местами достигают уровня «Автостопом по галактике»), юмор — это составная часть игры, ее механики, анимации, ее ДНК.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: