Краткий обзор игры 0 AD

0 A.D. (0 год н. э.) — свободная трёхмерная игра в жанре исторической стратегии в реальном времени, разрабатываемая сообществом добровольцев (основные разработчики объединены в команду Wildfire Games). Игра позволяет управлять цивилизациями, существовавшими в период 500 год до н. э.—1 год до н. э.

По состоянию на лето 2020 года, проект находится в альфа-версии: некоторые возможности ещё не реализованы, игра имеет проблемы с производительностью, содержит ошибки и недоработки; тем не менее, основная функциональность и ресурсы уже реализованы, и 0 A.D. позволяет играть в одиночном и многопользовательском режимах. Разработчики не устанавливают фиксированную дату выхода, и собираются выпустить версию 1.0, когда будут реализованы все запланированные возможности и устранены проблемы.

Игровой процесс

Скриншот игрового процесса. Видны интерфейс пользователя и поселение игрока.
Во многом игра повторяет геймплей серии Age of Empires и в целом имеет типичный игровой процесс стратегии в реальном времени: игроку необходимо добывать ресурсы, строить поселение, тренировать армию и сражаться с противником. Однако есть ряд отличий; например, добывать ресурсы и строить могут базовые пешие воины, конные могут только охотиться.

Враждующие стороны

0 A.D. позволяет игроку управлять одной из 13 древних цивилизаций античности, существовавших в период 500 год до н. э.—1 год до н. э. Каждая из них имеет свои особенности, здания и юнитов, а также внешние отличия.

Следующая таблица перечисляет доступные для игры цивилизации вместе с наиболее важными особенностями и изображениями построек

Этническая группаЦивилизацияОсновные особенностиСкриншот
Кельтские племена Кельты имеют превосходных рукопашных бойцов; их деревянные здания дешевы и быстры в постройке, но менее прочны, чем каменные здания других цивилизаций
Бритты Бритты могут строить колесницы, воинов с длинными мечами и сильных бойцов рукопашного боя.
Галлы У галлов есть тяжелые мечники и тяжёлая кавалерия.
Эллинистические государства Все эллины имеют очень прочные здания, сильные триеры и построение фалангой
Афины Самый сильный флот среди эллинов. Они могут тренировать морскую пехоту на триерах и строить мощные каменные стены на нейтральной территории после исследования специальных технологий.
Спарта Не могут строить каменных стен и имеют на 10 % уменьшенный предел популяции, но обладают самыми сильными воинами ближнего боя среди эллинов.
Македония Македоняне принадлежат и к эллинам и к возникнувшим позже диадохам и потому могут использовать специальные постройки и технологии обеих групп. Они также имеют большое разнообразие юнитов и осадных орудий для совместного ведения боя различными видами войск.
Диадохи
Все диадохи могут строить библиотеки.
Государство Селевкидов Диадохи Востока, селевкиды сочетают эллинизм и ориентализм в одной эллинистической культуре. Они имеют доступ к тяжёлой пехоте македонского стиля, лёгкую пехоту восточного стиля и кавалерию, включающую катафрактов, бронированных индийских боевых слонов и колесницы с косами.
Эллинистический Египет Отличный флот и монументальная архитектура. Их наёмники дорогие, но мощные. «Местные» египетские солдаты дешёвые и многочисленные.
СамостоятельныеКарфаген Самые прочные стены и лучший флот в игре, самый большой доход от торговли. Большой выбор юнитов: Карфаген может строить иберские, кельтские и итальянские посольства, в которых можно тренировать наёмников соответствующих племён.
Племена иберов Элитные войска: даже в небольших количествах могут наносить большой урон; дешёвая кавалерия.
Империя Маурьев 10 % бонус популяции; лучники имеют самый высокую дальность в игре; слоны: бронированный боевой слон; лучники на слоне и рабочий слон, используемый в качестве мобильной точки сбора ресурсов.
Империя Ахеменидов Сильные лучники и кавалерия; лучшая сухопутная торговля; прочные здания и защитные сооружения.
Римская республика Мощная пехота: множество технологий для улучшения; римские гастаты — лучшие мечники в игре. Лучшее осадное оборудование: имеют доступ практически ко всем осадным орудиям и могут строить осадные валы и укреплённые армейские лагеря. Могут исследовать все технологии добычи полезных ископаемых (камня и металла). Отличный флот: наравне с карфагенским и птолемейским, римский флот один из лучших в игре и имеет доступ к тяжёлым квинквиремам.
Кушиты Вооруженные силы Куша разнообразны, а контингент набираются из всей своей обширной территории. Благодаря широкому кругу обучаемых подразделений они могут адаптироваться практически к любой противоборствующей армии. Усиленные как экономически, так и военными своими монументальными пирамидами, гениальными лидерами и специальными технологиями, кушиты получают множество преимуществ.

Режимы игры

однопользовательский и многопользовательский режимы в виде отдельных сражений может происходить на одном из трёх типов карт:

  • сценарии создаются в редакторе карт; перед матчем игроки могут выбрать только слот, остальные характеристики (ландшафт, объекты) фиксированы и не могут быть изменены;
  • случайные карты представляют собой скрипты, написанные на JavaScript; они принимают входные параметры (размер карты и количество игроков) и могут использовать случайные числа при создании других характеристик карты; генератор случайных карт создаёт новую карту перед каждым сражением, выполняя скрипт;
  • схватка так же, как и сценарии, создаются вручную в редакторе карт; но, в отличие от сценариев, создатель карты может разместить специальные обобщённые объекты (напр. обобщённый городской центр), которые в начале игры будут заменены на объекты, специфические для выбранной игроком цивилизации (напр. афинский городской центр); этот тип карт позволяет игрокам перед каждым сражением выбирать цивилизацию, команду и стартовые ресурсы.

Каждый слот игрока может быть выделен или игроку, или боту, или оставлен пустым. Игра поставляется с одним ИИ — Petra Bot, но поддерживает добавление дополнительных ботов. При задании параметров матча каждому ИИ-игроку можно выставить свой уровень сложности.

В дальнейшем также планируется режим кампании.

Многопользовательская игра

При многопользовательской игре один из игроков создаёт матч, к которому подключаются остальные участники.

Команда Wildfire Games поддерживает лобби-сервер, к которому можно подключиться внутри игры. В лобби доступен список запущенных матчей и чат.

Также игра предоставляет возможность подключиться напрямую по IP-адресу, что позволяет играть как через интернет, не используя централизованный сервер/лобби, так и по локальной сети, в том числе не имеющей доступа в интернет.

Ресурсы

В игре 4 базовых типа ресурсов:

  • Пища добывается путём сбора ягод, охотой, рыбалкой, животноводством и фермерством. Пища требуется в первую очередь для тренировки войск.
  • Древесина добывается путём рубки деревьев. Используется главным образом для строительства зданий и кораблей.
  • Камень добывается в каменоломнях. Используется для строительства защитных сооружений (стен, башен, крепостей).
  • Металл добывается в рудниках. Используется для тренировки войск и исследования технологий.

Юниты переносят добытые ресурсы в точки сбора:

  • Городские центры и причалы служат для сбора всех четырёх типов ресурсов.
  • Склады служат для сбора древесины, камня и металла.
  • Усадьбы служат для сбора пищи.

Карты могут содержать сокровища, которые, будучи захваченными, мгновенно добавляют значительное количество ресурсов в казну игрока.

Редактор карт

Редактор карт Atlas

К игре прилагается редактор карт Atlas.

Atlas предоставляет инструменты, необходимые для создания полноценной игровой карты «с нуля» (при создании новой карты генерируется ровная поверхность со стандартной текстурой травы):

  • формирование поверхности; возможно импортировать готовую карту высот, подготовленную в графическом редакторе или основанную на реальных географических данных
  • установка уровня воды; игра поддерживает всего одну водную поверхность, поэтому уровень выставляется глобально
  • текстурирование поверхности; на карте может быть использовано любое сочетание текстур, но для удобства они разбиты на категории, часть из которых относятся к биомам (средиземноморье, саванны, пустыни и т. д.), другая часть предназначена для специфических областей карт (морское дно, дороги, города и т. д.)
  • добавление объектов; объекты делятся на «сущности», участвующие в игровом процессе (юниты, ресурсы) и «акторы», используемые исключительно в графических целях (например: сломанный верёвочный мост над оврагом, деревья в недоступных для игрока горах); каждая сущность принадлежит либо к одному из слотов игроков, либо специальному игроку «Гея» (к которому обычно относятся все животные и ресурсы на карте); отдельный режим просмотра акторов позволяет ознакомиться с детальной информацией об объектах
  • изменение настроек карты (имя, описание, тип игры и др.), игроков (количество, имена, цивилизации, цвета и т. д.), окружения (внешний вид водной поверхности, положение солнца, туман и пр.)

Специальный инструмент позволяет сгенерировать любую случайную карту, доступную в игре; эта карта может использоваться в качестве основы для создаваемого сценария и модифицироваться при помощи всех стандартных инструментов.

Карты, поставляемые с игрой, доступны для редактирования наравне с пользовательскими.

Atlas использует тот же движок, что и сама игра и может быть в любой момент переключен в режим тестирования; при этом внутри редактора запускается игра на создаваемой карте. При сбросе тестирования все объекты (юниты, здания) возвращаются в исходные позиции/состояния.

На официальных форумах игры есть раздел для публикации/обсуждения карт.

Геймплей

Я был приятно удивлен тем фактом, что 0AD заработала у меня без каких-либо сбоев уже в альфа-версии. Это является показателем того, что игра разрабатывалась и шлифовалась достаточно долго — до тех пор, пока в ней не были устранены все основные ошибки.

Стратегия 0AD

Следствием этого, однако, является факт, что во время игры вы ограничены в использовании некоторых ее функций, так как они еще не доработаны до конца. Например, отсутствуют игровые кампании, панель настроек не работает совсем. Поэтому вы вынуждены пользоваться настройками игры по умолчанию. Для компьютеров с невысокими техническими характеристиками это может быть причиной определенных проблем; при тестировании мною была замечена замедленная работа игры на компьютере (процессор Intel Core 2 Duo E6750, оперативная память 4Gb DDR2, видеокарта GTS 8800), когда несколько тысяч юнитов вели сражение друг с другом. Скорее всего, заявленные минимальные технические характеристики компьютера (процессор 1GHz, оперативная память 512Mb и видеокарта GeForce3) на домашней странице проекта 0AD являются устаревшими и авторами игры не обновлялись уже достаточно долго.

Поддержка пользовательских модификаций

Wildfire Games изначально были группой моддеров и проект 0 A.D. зародился с идеи создать модификацию для Age of Empires II: The Age of Kings, потому при дальнейшей разработке, уже в качестве самостоятельной игры, возможности пользовательских модификаций уделялось большое внимание.

Проект состоит из двух совместно разрабатываемых частей: движка Pyrogenesis и мода public. На уровне движка реализованы рендеринг, GUI-фреймворк, сетевой код и система поиска пути. Мод содержит игровую логику и данные (описание цивилизаций, юнитов, технологий и т. д.), карты, интерфейс пользователя, ботов, модели, текстуры и анимацию, музыку и звуковые эффекты. Все эти ресурсы могут быть дополнены или заменены пользовательскими модификациями вплоть до создания самостоятельной игры, использующей только движок.

История разработки

Планирование разработки игры началось в 2001 году, изначально в виде тотальной модификации к Age of Empires II: The Age of Kings, однако вскоре разработчики поняли, что не смогут воплотить все свои идеи в виде мода из-за ограничений движка игры. Поэтому зимой 2001/2002 команда разработчиков приняла решение о переходе от разработки модификации к разработке независимой игры на основе своих идей[7]. Реализация проекта, то есть активная разработка, началась с 2003 года.

Сначала игра планировалась и разрабатывалась как freeware, но 10 июля 2009 года Wildfire Games сделала процесс разработки открытым, открыв исходные коды игры по лицензии GPL, а графические и звуковые элементы по лицензии Creative Commons BY-SA.

В январе 2013 года 0 A.D. присоединился к Software in the Public Interest.

Краудфандинг

В декабре 2010 была запущена кампания по сбору средств посредством Plegdie с целью собрать 3 000 $ для оплаты месяца работы разработчика. В октябре 2011 началась работа на средства первой кампании и в ноябре 2011 была запущена вторая кампания с целью продлить оплачиваемую работу на ещё один месяц; на этот раз цель повысили до 3 250 $, чтобы покрыть комиссию Pledgie и комиссию по конвертации валют. Результатами оплачиваемой работы стали: система сохранения/загрузки игр, поддержка повторного подключения в сетевой игре, новый профилировщик (вошли в Alpha 8) и переработка рендерера. Часть денежных средств не была использована и осталась на счету Wildfire Games.

В августе 2013 был заключён новый договор на большую часть оставшихся средств и следом была начата гораздо более массивная кампания на Indiegogo с целью в 160 000 $ с планами нанять двух разработчиков на полный рабочий день и закончить базовую версию игры в течение двух лет. В результате кампании были собраны 33 251 $ (21 % от цели).

История версий

Работа над игрой ведётся непрерывно и текущая версия всегда доступна в репозитории проекта. Начиная с апреля 2010 разработчики с периодичностью в несколько месяцев готовят и выпускают отдельные версии, которые отличаются большей стабильностью и лучше подходят для более широкой аудитории.

Текущее состояние

По состоянию на лето 2020 года игра находится в альфа-версии. Некоторые возможности ещё не реализованы, игра имеет проблемы с производительностью, содержит ошибки и недоработки; тем не менее, основная функциональность и ресурсы уже реализованы, и 0 A.D. позволяет играть в одиночном и многопользовательском режимах.

Установка и возможности

Начиная с версии дистрибутива Ubuntu Precise 12.04 LTS, игра 0AD доступна для установки из стандартного репозитория Universe. Инсталляция под Ubuntu может быть выполнена из командной строки путем запуска двух простых команд:

sudo apt-get update && sudo apt-get install 0ad

Если вас интересуют версии игры на стадии разработки, проверьте репозиторий PPA на домашней странице проекта 0AD: .

Примечание переводчика: подробно об установке игры 0 AD можно прочитать здесь: https://launchpad.net/~wfg/+archive/0ad. Или же просто выполнить в терминале несколько команд:

sudo add-apt-repository ppa:wfg/0ad sudo apt-get update sudo apt-get install 0ad

Для open-source проекта и для команды разработчиков-любителей, игра 0AD обладает множеством примечательных характеристик, включая уникальные цивилизации, разносторонних юнитов и расширенные возможности по модифицированию программы (для этого доступны исходные коды программы под лицензией GPL, а также редактор сценариев). В дополнение, разработчиками было потрачено много времени и усилий на моделирование 3D графики, максимального приближения сюжета игры к историческому реализму. Один из моментов, который мне понравился в игре больше всего, это возможность использовать юниты поочередно для сбора полезных ресурсов и для сражений. Скажем прямо, такая способность нехарактерна и во многих RTS-играх просто недоступна (где определенный тип юнита выполняет специфичные только для него задачи).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: