Критики
Василий Шукшин
Критики
Деду было семьдесят три, Петьке, внуку,- тринадцать. Дед был сухой и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям. Они дружили.
Больше всего на свете они любили кино. Половина дедовой пенсии уходила на билеты. Обычно, подсчитав к концу месяца деньги, дед горько и весело объявлял Петьке:
— Ухайдакали мы с тобой пять рубликов!
Петька для приличия делал удивленное лицо.
— Ничего, прокормит, — говорил дед (имелись в виду отец и мать Петьки. Дед Петьке доводился по отцу). — А нам с тобой это для пользы.
Садились всегда в первый ряд: дешевле, и потом там дед лучше слышал. Но все равно половину слов он не разбирал, а догадывался по губам актеров. Иногда случалось, что дед вдруг ни с того ни с сего начинал хохотать. А в зале никто не смеялся. Петька толкал его в бок и сердито шипел:
— Ты чего? Как дурак…
— А как он тут сказал? -» спрашивал дед.
Петька шепотом пересказывал деду в самое ухо:
— Не снижая темпов.
— Хе-хе-хе, — негромко смеялся дед уже над собой.- А мне не так показалось.
Иногда дед плакал, когда кого-нибудь убивали невинного.
— Эх вы… люди! — горько шептал он и сморкался в платок. Вообще он любил высказаться по поводу того, что видел на экране. Когда там горячо целовались, например, он усмехался и шептал:
— От черти!.. Ты гляди, гляди… Хэх!
Если дрались, дед, вцепившись руками в стул, напряженно и внимательно следил за дракой (в молодости, говорят, он охотник был подраться. И умел).
— Нет, вон тот не… это… слабый. А этот ничего, верткий.
Впрочем, фальшь чуял.
— Ну-у,- обиженно говорил он,- это они понарошке.
— Так кровь же идет,- возражал Петька.
— Та-а… кровь. Ну и что? Нос, он же слабый: дай потихоньку, и то кровь пойдет. Это не в том дело,
— Ничего себе не в том!
— Конечно, не в том.
На них шикали сзади, и они умолкали.
Спор основной начинался, когда выходили из клуба. Особенно в отношении деревенских фильмов дед был категоричен до жестокости.
— Хреновина,- заявлял он.- Так не бывает.
— Почему не бывает?
— А что, тебе разве этот парень глянется?
— Какой парень?
— С гармошкой-то. Который в окно-то лазил.
— Он не лазил в окно,- поправлял Петька; он точно помнил все, что происходило в фильме, а дед путал, и это раздражало Петьку,- Он только к окну лез, чтобы спеть песню.
— Ну, лез. Я вон один раз, помню, полез было…
— А что, он тебе не глянется?
— Кто?
— Кто-кто!.. Ну парень-то, который лез-то. Сам же заговорил про него.
— Ни вот на столько,- дед показывал кончик мизинца.- Ваня-дурачок какой-то. Поет и поет ходит… У нас Ваня-дурачок такой был — все пел ходил.
— Так он же любит! — начинал нервничать Петька.
— Ну и что, что любит?
— Ну и поет.
— А?
— Ну и поет, говорю!
— Да его бы давно на смех подняли, такого! Ему бы проходу не было. Он любит… Когда любят, то стыдятся. А этот трезвонит ходит по всей деревне… Какая же дура пойдет за него! Он же несурьезный парень. Мы вон, помню: поглянется девка, так ты ее за две улицы обходишь — потому что совестно. Любит… Ну и люби на здоровье, но зачем же…
— Чего — зачем?
— Зачем же людей-то смешить? Мы вон, помню…
— Опять «мы, мы». Сейчас же люди-то другие стали!
— Чего это они другие-то стали? Всегда люди одинаковые. Ты у нас много видел таких дурачков?
— Это же кино все-таки. Нельзя же сравнивать.
— Я и не сравниваю. Я говорю, что парень непохожий, вот и все,стоял на своем дед.
— Так всем же глянется! Смеялись же! Я даже и то смеялся.
— Ты маленький ишо, поэтому тебе все смешно. Я вот небось не засмеюсь где попало.
Со взрослыми дед редко спорил об искусстве — не умел. Начинал сразу нервничать, обзывался.
Один раз только крепко схлестнулся он со взрослыми, и этот-то единственный раз и навлек на его голову беду.
Дело было так.
Посмотрели они с Петькой картину — комедию, вышли из клуба и дружно разложили ее по косточкам.
— И ведь что обидно: сами ржут, черти (актеры), а тут сидишь хоть бы хны, даже усмешки нету! — горько возмущался дед. — У тебя была усмешка?
— Нет,- признался Петька.- Один раз только, когда они с машиной перевернулись.
— Ну вот! А ведь мы же деньги заплатили — два рубля по-старому! А они сами посмеялись и все.
— Главное, пишут «Комедия».
— Комедия!.. По зубам за такую комедию надавать.
Пришли домой злые.
А дома в это время смотрели по телевизору какую-то деревенскую картину. К ним в гости приехала Петькина тетя, сестра матери Петьки. С мужем. Из города. И вот все сидят и смотрят телевизор. (Дед и Петька не переваривали телевизор. «Это я, когда еще холостым был, а брат, Микита, женился, так вот я любил к ним в горницу через щелочку подглядывать. Так и телевизор ихний: все вроде как подглядываешь»,сказал дед, посмотрев пару раз телевизионные передачи.)
Вот, значит, сидят все, смотрят,
Петька сразу ушел в прихожую учить уроки, а дед остановился за всеми, посмотрел минут пять на телевизорную мельтешню и заявил:
— Хреновина. Так не бывает.
Отец Петьки обиделся:
— Помолчи, тять, не мешай.
— Нет, это любопытно,- сказал городской вежливый мужчина.- Почему так не бывает, дедушка? Как не бывает?
— А?
— Он недослышит у нас,- пояснил Петькин отец.
— Я спросил: почему так не бывает? А как бывает? — громко повторил городской мужчина, заранее почему-то улыбаясь.
Дед презрительно посмотрел на него:
— Вот так и не бывает. Ты вот смотришь и думаешь, что он правда плотник, а я, когда глянул, сразу вижу: никакой он не плотник. Он даже топор правильно держать не умеет.
— Они у нас критики с Петькой,- сказал Петькин отец, желая немного смягчить резкий дедов тон.
— Любопытно,- опять заговорил городской.- А почему вы решили, что он топор неправильно держит?
— Да потому, что я сам всю жизнь плотничал. «Почему решили?»
— Дедушка,- встряла в разговор Петькина тетя,- а разве в этом дело?
— В чем?
— А мне вот гораздо интереснее сам человек. Понимаете? Я знаю, что это не настоящий плотник — это актер, но мне инте… мне гораздо интереснее…
— Вот такие и пишут на студии,- опять с улыбкой сказал муж Петькиной тети.
Они были очень умные и все знали — Петькина тетя и ее муж. Они улыбались, когда разговаривали с дедом. Деда это обозлило.
— Тебе не важно, а мне важно,- отрезал он,- Тебя им надуть — пара пустяков, а меня не надуют,
— Ха-ха-ха,- засмеялся городской человек.- Получила?
Петькина тетя тоже усмехнулась,
Петькиному отцу и Петькиной матери было очень неудобно за деда.
— Тебе ведь трудно угодить, тять,- сказал Петькин отец.- Иди лучше к Петьке, помоги ему.- Склонился к городскому человеку и негромко пояснил: — Помогает моему сыну уроки учить, а сам — ни в зуб ногой. Спорят друг с другом. Умора!
— Любопытный старик,- согласился городской человек.
Все опять стали смотреть картину, про деда забыли. Он стоял сзади как оплеванный. Постоял еще немного и пошел к Петьке.
1
Представьте себе классическую ситуацию. Вы в утреннее время достаточно долго ищете группу в подземелье, доходите до первого босса и по какой-то причине вайпаетесь. После этого находится один самый умный, самый лучший и самый знающий игрок, который принимается критиковать сопартийцев. Иногда это объективная критика и указывание на какие-то ошибки, иногда просто ворчание в стиле «ой понятно, ничего не пройдем, можно ливать, гг вп, фф плз». Иногда еще хуже — человек может «пройтись» по папкам и мамкам, обматерить всех с ног до головы, всячески указывая на то, что он — царь и бог, а все остальные — чернь и лучше бы в косынку играли, а не в Варкрафт.
Для начала давайте рассмотрим ситуацию со стороны критикуемого. Критику принять — дело нелегкое. Всегда неприятно, когда кто-то указывает нам на наши ошибки, при чем не важно, осознаем мы их или нет. Часто человек может начать воспринимать все в штыки для того, чтобы внутри себя выстроить преграду и цепочку эмоций «я хороший, они плохие», и делается это не со зла, а как средство защиты. Есть парочка способов для того, чтоб научиться спокойно воспринимать критику и понимать, что это пойдет всем на пользу.
Восемь советов:
- Принимать нужно только КРИТИКУ, а не необоснованное «ты дурак и семейное древо твое плохое». Таких людей нужно просто игнорировать и никак с ними не контактировать, горбатого могила исправит.
- Если критика высказана иным образом (пусть даже чуть грубоватым), сконцентрируйтесь на сказанном\написанном и поймите истинную суть высказывания. Часто это не получается сделать во время боя, человек мельком пробежит глазами по тексту, но уловит суть, но увидит грубую форму подачи и обидится, хотя критика могла быть вполне обоснованной.
- Решите для себя, что критикующие высказывают что-либо с благими намерениями, стремясь улучшить вашу общую игру. Опять же, бывает, что человек скажет что-то не очень корректно, но смысл его высказывания будет нести объяснение какой-то механики или последовательности действий.
- Не надо начинать защищаться и оправдываться. Во-первых, вы выше этого! Во-вторых, если вы встанете в защитную позицию, механизмы вашего мозга дальше не дадут вам адекватно прислушаться к критике.
- Снова — не оправдывайтесь и объективно оцените свою игру. В Legion был босс с механикой, которая в народе называлась «краборезка» — периодически он, находясь в центре платформы, начинал кастовать луч, аннигилирующий все на своем пути, и медленно поворачиваться вправо или влево. Уйти от этого луча было проще простого, для этого достаточно было не стоять перед мордой босса и… просто смотреть, куда движется луч, и убегать от него. Но из раза в раз в ЛФР и нормале находилась куча игроков, которые падали под этим лучом, словно пшеница под косой. И если человек, павший на краборезке, начинал оправдываться и говорить, что играет он правильно и в случившемся нет его вины — вина его становилась двойной.
- Ищите в критике то, что может быть выгодно для вас, что может помочь вам. Если вы когда-нибудь играли в Доту (я из этих, да), то наверняка сталкивались с тем, что ваш тиммейт, видя артефакты, которые вы покупаете, говорил: «И зачем ты собираешь ЭТО на *название персонажа*?». Кто-то мог быть отреагировать агрессивно или никак, а я в таких случаях спрашиваю: «Вместо того, чтоб спрашивать зачем я это собираю, объясни, что и почему лучше собрать в данной ситуации». И если игрок хоть капельку адекватный, он объяснит. Таким образом вы нейтрализуете назревающий конфликт и получите пользу, ведь вам объяснят какой-то игровой момент. То же самое в Варкрафте.
- Никогда не принимайте критику близко к сердцу. Это справедливо для жизни в целом и уж тем более для игры. Даже если вы играете давно и считаете себя ветераном, помните — все совершают ошибки. Это не плохо. А если вы не играли 2 года, например, очевидно, что ошибок будет много, это нормально.
- Не будьте слишком строги к себе, помните, что вы играете в игру. Это не работа, это не ремесло, это ИГРА, которая создана для удовольствия и расслабления.
Если вы можете спокойно отреагировать на критику и вынести из нее пользу, от этого будет лучше как вам, так и вашим соратникам.
А теперь поговорим о том, как правильно высказывать критику, ведь это тоже важно!
Десять советов:
- Критиковать и советовать нужно ОБОСНОВАННО, адекватно и без агрессии. Никому не будет приятно, если на него налетят с матами и оскорблениями. И даже если ваш стул уже плавится, а руки трясутся — уймите эти эмоции и спокойно напишите\скажите человеку о том, где и почему он не прав. Во-первых, нападая с агрессией вы вызываете негативные эмоции, во-вторых, уж простите, но выставляете себя дураком, которого никто слушать не станет.
- Не давайте непрошеных советов. Например, все идет хорошо, вы стабильно и спокойно проходите подземелье и тут выдруг захотели осмотреть какого-нибудь охотника. И… О УЖАС!!! У него кольца зачарованы не на те характеристики, на которые нужно!!! Вы мигом начнете ему об этом писать и думать о том, что у вас благие намерения, но для этого охотника вы станете просто очередным придирчивым занудой, которого он не просил о советах, но вы все равно пристали.
- Когда что-то советуете и критикуете, говорите об игре, а не о людях. Два примера: Ты идиот, у тебя же есть сейвы, почему ты их не прожал!
- Приятель, когда босс использует *способность* тебе нужно прожать *способность* и тогда ты выживешь в этой фазе.
- «Группа даунов, надо было контролить моба-приста, мы 3 минуты один пак били!» — сплошная ненужная агрессия
Когда критика стоит того, чтоб быть сказанной?
Один из самых главных вопросов, касающихся критики в игре — стоит ли её произносить. Мы уже разобрались с тем, что обзываться, нападать на кого-то, оскорблять и производить прочие гадкие манипуляции — дело не гусарское, мы с вами им заниматься не станем. Часто можно встретить что-то подобное: «Короче, я уже 9 раз иду на Варсонг и 8 предыдущих проиграл (тут другое слово, разумеется), че, опять сливать будем?». В таком случае, когда встречаешь подобный настрой у союзников, не хочется даже пытаться выиграть. А ведь можно воздействовать на умы и сердца соратников иначе — положительными эмоциями и положительным примером: «Всем привет! Давайте нагнем их как следует! Я дх, поэтому за флагом, прикройте, пожалуйста». Ну, это просто как пример.
Какие бы эмоции вы ни испытывали, как бы вас ни бесило то, что вы уже 2329392 раз где-то что-то проиграли, нельзя срываться на окружающих, даже в игре, ведь играем-то мы с людьми.
А вот объективная и конструктивная критика может быть очень полезна как вам, так и команде, но только в том случае, если она на самом деле имеет смысл. Пример не негативной, но бессмысленной критики:
- Блин, хант, хорош умирать…
- Вар, смени таланты!
- Я не думаю, что мы сможем пройти этот инст.
А теперь пример критики, которая принесет пользу:
- Хант, ты умираешь, потому что из раза в раз ловишь аое от аддов, отойди в другую сторону на 2 фазе —
- Вар, смени вот тот и вот этот талант на вот те вот.
- Если мы продолжим в том же духе — ничего не пройдем. Нужно сделать следующее — *тут список действий*
В первом случае просто вбрасывается какая-то претензия. Не негативная, не оскорбительная, но… никакая, толку от нее нет. Такую критику говорить не стоит и понятно почему. Во втором же случае мы МЯГКО указываем игроку на его ошибку и говорим, что сделать, чтоб ее исправить.
И еще один важный пункт! Я уже писал, что не стоит стараться помочь всем и каждому, даже из благих побуждений, если люди об этом не просили. Так что если вы понимаете, что от действий конкретного игрока зависит успех инста\рейда\ПвП — донесите до него неправильность его… ротации, например, и объясните, как надо. А если вы понимаете, что от этого самого конкретного игрока мало зависит, то зачем попусту воздух сотрясать?
Crashlands
Критика от автора вики
Crashlands — во многом чудесная игра, но нельзя отрицать её слабые стороны. На данный момент я прошел 66% сюжета, отыскав все попутные рецепты, вчитываясь в каждый диалог, крафтя каждый предмет. В действительности, до сих пор не пойму, нравится мне игра или нет, так что просто приведу перечень важных, по моему мнению, недостатков: 1) Связь Биомов игры между собой минимальна. Ну нет тут такого, чтобы вы прошли первый биом, затем поиграли во втором, и вернулись обратно в первый. Нет так называемой исследовательской прогрессии. Мир не разделён на зоны с разным уровнем сложности. Монстры просто бегают вперемешку повсюду, так что вы можете встретить сильного в стартовых областях, а слабого в отдалённых. Это неправильно, это убивает дух исследования.
2) Баланс корявый и сильно. Обычно, монстры того уровня, на котором сейчас нужно активно сражаться с монстрами, убивают меня с одного удара. Не важно, какую броню я ношу и какие брелоки надеваю — 1 удар, и я труп. Это утомляет и даже бесит, так как сложность я выбрал обычную, а не хардкор. Фактически, игра навязывает тебе систему боя, так что ты должен уклоняться от 100% атак противника, иначе смерть. Такое приемлемо в Super Meat Boy, но недопустимо в гриндилке. А Crashlands — именно гриндилка, только оффлайновая.
3) Квесты хоть и связаны между собой, но несут очень мало смысловой нагрузки. Нам ничего не рассказывают о внутреннем мире персонажей, об их переживаниях и эмоциях, о их прошлом или планах на будущее. Игра будто зависла на одной точке, посреди небытия, и в этой точке пытается подавать вам одну и ту же информацию под разными углами. Даже если вы выполните бонусный квест второго биома на спасение умирающей земли, в мире это ни на чём не отразиться. Хотя, казалось бы, сутью квеста было уменьшение агрессии противников. Также в награду за квесты часто дают бесполезную фурнитуру.
4) Эксплорация, к сожалению, в игре нулевая. Даже если вы найдёте сундук, в нём будет лежать парочка ненужных зелий, которые будут выпиты за 5 минут или же кучка бомб, неспособных убить ни одного большого, а то и среднего монстра. Никакой награды за кропотливый труд ты не получаешь. Так же мало что в игре связанно с рыбалкой, так что становится даже немного грустно, ведь целую механику попросту не развили. Ни секретных локаций, ни подземелий, ни ивентов, ни даже достопримечательных мест. Всё выглядит одинаково от начала и до конца.
5) Лимитированное управление и слоты эквипа. Да, четырёх активных слотов под экипировку — очень мало, особенно, когда одних только зелий в инвентаре около дюжины (разных). Сейчас у меня в сумке скопилось с 10 брелоков, но снарядить могу только четыре, поэтому периодически приходится лезть в меню паузы и менять активный набор. И ведь тут даже нет кнопки быстрой смены набора на другой. Иногда ты хочешь подраться, иногда пособирать лут, а иногда поразведовать. И каждый раз приходится полностью менять весь эквип, поштучно. Особых удобств разработчики не предоставили, пусть они хоть миллион раз будут заявлять, что игра делалась под разные платформы одновременно, — но дань мобильникам видно сразу. Необходима оптимизация инвентаря и управления под ПК. Мне неудобно выполнять все действия левой кнопкой мыши, мне не нравится интерфейс и ещё не помешало бы предоставить функцию зума.
Критика сообщества Steam
• Боёвка начинает надоедать уже спустя 1-2 часа; • Неудобный интерфейс, которому не хватает функций; • Многовато гринда, как для ПК-игры; • Разнообразие нулевое, а биомы сделаны на скорую руку, так что их и биомами не назовёшь; • Нет прочного увлекательного геймплея; • Бомбы бесполезны, даже в качестве вспомогательной меры; • Слишком однообразная и поглощает чересчур много времени.
Странные и забавные нюансы
• Одинаковые НПСы одновременно существуют в разных местах. То есть, вы можете активировать некое задание около своей базы, где живёт НПС, а сдать его тому же персонажу, но в некой лаборатории. Причём игра не распознаёт, где именно вы начали/закончили квест, так что не удивляйтесь, если вас двое в комнате, а в диалоге принимают участие штук 5 разных существ, которых рядом нет… Просто они есть рядом с вашим квесто-дателем, но в другой части мира.
• В самом начале игры, во время обучения, можно украсть гнома на своём корабле, если войти в меню строительства. Но нельзя украсть другие декоративные объекты, хотя странно со стороны игры заявлять: ‘эта вещь не принадлежит вам!’… Да тут всё моё, как бы!
• Практичные предметы в игре называются нормально (верёвка, клей, рыбная приманка), а вспомогательные всегда оформлены запутанно — не ‘жук’, а ‘зуг’; не ‘шарик’, а ‘шарриик’.
• В игре присутствует декоративный каменный стол. А ещё есть каменный стул, текстуру которого получили довольно странным путём — растянули стол раза в два в высоту. Выглядит ужасно.