Невероятное приключение ДжоДжо / JoJo no Kimyou na Bouken (TV)

JJBA — это не только мемы!
Итак, вы узнали о JoJo’s Bizarre Adventure

. Скорее всего, благодаря вампиру, роняющему на противника каток, или вычурным позам, или стрелочке с надписью «To Be Continued» — на самом деле неважно. Главное, что теперь вы знаете об одной из самых ярких и самобытных манга-вселенных.

А началось всё с того, что под одной крышей оказались коварный негодяй, мечтающий заполучить богатства своей приёмной семьи, и древний артефакт — маска, способная превратить носителя в вампира. От этого сквозной сюжет отталкивается и… летит в тартарары, начисто снося представления читателя о границах человеческой фантазии. Как вам дыхательная техника, позволяющая пустить по кровотоку энергию солнечного света? А гиганты-сверхчеловеки, которые могут поглощать людей поверхностью тела? А способность убийцы зацикливать отрезок времени, пока все его враги не погибнут? А священник, произносящий кодовые слова и сливающийся с существом в виде младенца, чтобы достичь Небес? А президент США, способный перемещаться между параллельными мирами и устроивший гонку, чтобы собрать части тела Мессии?

«Да ну, бред!» — могут воскликнуть некоторые. Но штука как раз в том, что Хирохико Араки, автор этой манги, действительно талантлив, и умеет не только генерировать совершенно безумные идеи, но и подавать их. И его детище со времени начала публикации в далёком 1986 году не выдохлось, а только становилось лучше. Араки свободно экспериментирует с жанрами, не боится идти на риски, если того требует художественный замысел, а главное — по-прежнему любит своё творение. Именно в этом основная причина, почему мангака не исписался за тридцать лет: франшиза не надоела ему, не стала всего лишь способом заработать денег, а осталась прежде всего творчеством, в которое Араки продолжает вкладывать душу.

Неординарные идеи, талантливое исполнение и приятный бонус в виде множества отсылок к западной культуре — вот рецепт хорошей манги от Хирохико Араки. «Невероятные приключения ДжоДжо» популярны и в Японии, и за рубежом, причём свою популярность франшиза вполне заслужила. Естественно, что рано или поздно должны были появиться всевозможные адаптации (см. ниже); естественно, что лучшие из них (в первую очередь аниме-сериал для показа по ТВ) привлекают новых фанатов. Жаль, что во многих случаях телезрители дальше ТВ-адаптации не идут. Поэтому совет всем новичкам:

«WRYYYYd the manga!»
— Автор неизвестен

Основные понятия сеттинга[править]

  • ДжоДжо
    — главный герой. В каждой части он свой, но его или её ФИО так или иначе можно сократить до «ДжоДжо»: Джонатан Джостар, Джозеф Джостар, Джотаро Куджо[1], Джоскэ[2] Хигасиката, Джорно Джованна, Джолин Куджо, Джонни Джостар и снова Джоскэ Хигасиката. Первые шесть ДжоДжо — кровные родственники[3].
  • Хамон
    (он же
    пульсация
    , он же
    ripple
    ) — энергия солнечного света, которая растекается по телу с кровотоком при правильном дыхании. Основное применение хамона — оружие против вампиров (эффект тот же, что у солнечных лучей), но им также можно ускорять заживление ран, заряжать предметы и жидкости, и отправлять людей в отключку.
  • Стенд
    (или
    станд
    ) — уникальный для каждого персонажа дух. Большая часть стендов действует по принципу фамильяров, остальные — по принципу суперспособностей; спектр применения и возможности у стендов бывают какие угодно — фантазия Араки на этот счёт поистине безгранична. Многие стенды умеют бить врага кулаками, при этом они обычно издают боевой клич (например, «ORAORAORAORA» у стендов Джотаро и Джолин).
  • Стрела
    — артефакт, под воздействием которого у человека (или вампира, или животного) появляется стенд. Бывает, что у пронзённого стрелой стенд не появляется, но кто-то из его потомков будет обладать стендом с рождения. Иногда стрела может воздействовать на персонажа или стенд повторно — тогда стенд получает новые способности.

Сюжет[править]

Первое, что нужно знать о сюжете — эта манга разбита на части. Каждая часть — отдельное произведение со своим набором персонажей, декорациями и атмосферой. При этом части манги с первой по шестую связаны сквозным сюжетом, а восьмая часть (пока что последняя) отталкивается от событий седьмой.

Восемь разных частей, восемь разных ДжоДжо.

I. Phantom Blood[править]

Время действия: конец XIX века

Главный герой: Джонатан Джостар

Лорд Джостар, на свою беду, принял в семью Дио Брандо — а этот не по годам коварный юноша уже строит планы, как бы ему завладеть всем имуществом Джостаров и заодно как-нибудь устранить законного наследника, Джонатана. Всё могло бы закончиться иначе, не будь в особняке Джостаров каменной маски, которая может превратить человека в вампира. После того, как Дио воспользуется этой маской, Джонатану ничего не остаётся, кроме как найти способ уничтожить чудовище, пока оно не погубило всех близких ему людей.

II. Battle Tendency[править]

Время действия: 1939 год

Главный герой: Джозеф Джостар

В мире есть вещи пострашнее вампиров — например, те, кто их создал. В поисках супероружия нацисты случайно пробуждают от тысячелетнего сна расу древних сверхлюдей, для которых даже вампиры — не более чем пища. Остановить этих монстров придётся Джозефу, внуку Джонатана, и сделать это нужно до того, как они найдут способ стать полностью непобедимыми.

III. Stardust Crusaders[править]

Время действия: 1989 год

Главный герой: Джотаро Куджо

Плохие новости: Дио жив и готов истребить на корню род Джостаров. Хорошие новости: против Дио пойдут сразу два ДжоДжо — уже немолодой, но ещё боеспособный Джозеф и его достойная смена, внук Джотаро Куджо. И загонять вампира обратно в гроб они будут не прадедовским хамоном, а кое-чем ещё покруче. Только вот враг рода Джостаров уже успел собрать целую армию агентов, так что добраться через пол-мира до его убежища будет непросто. И главное: никто не знает, чему научился Дио за прошедшие сто лет…

IV. Diamond is Unbreakable[править]

Время действия: 1999 год

Главный герой: Джоскэ Хигасиката

Странные вещи творятся в портовом городе Морио. Пропавших без вести людей здесь в разы больше, чем в среднем по Японии, а случайный встречный может вытворить такое, что и во сне не приснится. Однако жителям Морио рано собирать чемоданы: на защите города алмазной стеной стоит храбрый и весёлый парень по имени Джоскэ!

V. Vento Aureo[править]

Время действия: 2001 год.

Главный герой: Джорно Джованна

Его зовут Джорно Джованна, и у него есть мечта: стать звездой преступного мира. Для этого у юноши есть воля к победе и голова на плечах, благородное сердце и верные товарищи, и, разумеется, стенд. Осталось выследить и сместить действующего босса всей итальянской мафии — а это не так-то просто: никто не знает, как его зовут, как он выглядит, и на что способен…

VI. Stone Ocean[править]

Время действия: 2011 год

Главный герой: Джолин Куджо

Дочь Джотаро Куджо угодила за решётку. Сама докатилась до жизни такой, или её подставили? И не является ли тюремное заключение девушки частью более масштабной комбинации, разыгранной старыми врагами рода Джостаров? Джолин волей-неволей приходится включиться в игру. А ставки в этой игре выше, чем когда-либо.

VII. Steel Ball Run[править]

Время действия: конец XIX века (новая вселенная)

Главный герой: Джонни Джостар

(альтернативная версия Джонатана Джостара)

Президент США устраивает невиданную по масштабам гонку через всю страну, с невиданно большими призами. Тысячи наездников со всего мира ждут начала состязания. Но каковы истинные цели президента? Итальянский аристократ Джайро Цеппели и увязавшийся за ним жокей-паралитик Джонни Джостар даже не подозревают, во что они ввязались и через что им предстоит пройти.

VIII. JoJolion[править]

Время действия: 2011 год (новая вселенная)

Главный герой: Джоскэ Хигасиката

(тёзка того, что из четвёртой части)

Джоске не помнит ничего до того момента, как девушка Ясухо вытащила его из залитой водой ямы. Этому довольно странному парню предстоит узнать, какие тайны хранит его приёмная семья Хигасиката, почему в городе Морио у стен есть глаза, и главное — кто он такой.

Происхождение

Фразу Yare Yare Daze часто произносит главной герой третьей арки JoJo’s Bizarre Adventure Джотаро Куджо (Jotaro Kujo). Эпизод аниме, в котором Джотаро произносит фразу в первый раз, вышел на экраны 11 апреля 2014 года.

Фраза набрала популярность ещё до перезапуска аниме. 7 июля 2003 года она появилась в пародийной флэш-анимация mudah.swf, опубликованной пользователем qwerqwer1234 на японском имиджборде 2ch (ниже HD-версия анимации, опубликованная пользователем Sekretsu Hitake).

Статья, объясняющая акроним YYD появилась в словаре сленга Urban Dictionary ещё в августе 2009 года. Согласно архиву Desuarchive, фраза yare yare daze употреблялась пользователями доски /a/ 4chan до выхода серии с фразой более 770 раз.

Так, 26 февраля 2014 года анонимный пользователь /a/ использовал коронную реплику Джотаро в споре о лучшем ДжоДжо.

Кто лучший Джо Джо, и почему это Джозеф? >лучший ДжоДжо Yare yare daze

И до, и после выхода третьей арки аниме в 2014 году реплика и связанные с ней изображения из манги и сериала использовались в качестве фраз- и картинок-реакций, выражающих пренебрежение и разочарование. Помимо этого, фраза часто появляется в фанарте и пародиях, посвящённых аниме.

Уже 12 апреля 2014 года пользователь Pixiv L.Modesto опубликовал фанарт с Джотаро, нарисованным в стиле комикс-стрипа Peanuts.

3 сентября 2014 года пользователь d e s u опубликовал сделанный Stuff3 ремикс серии аниме Plastic Nee San, отсылающийся к сразу нескольким мемам из JoJo. Ремикс был озаглавлен “Yare yare daze…”

27 февраля 2020 года пользователь José Fino опубликовал подборку моментов, в которых Джотаро Куджо произносит фразу. Видео набрало более 194 тысяч просмотров, но было удалено. 3 января José Fino опубликовал обновлённую подборку, которая набрала боле 2,1 миллионов просмотров.

Фраза типично переводится на английский как “Good grief” (субтитры Crunchyroll); другие известные варианты: “What a pain” (дубляж JoJo’s Bizarre Adventure 1993-2002) и “Give me a $&*# break” (перевод антологий манги Shonen Jump Advanced). На русский фразу перевели как “Ну и ну” (субтитры Sibnet и Муви).

Адаптации[править]

  • JoJo’s Bizarre Adventure (OVA)
    — два мини-сериала (в общей сложности тринадцать серий) по третьей части, 1993 и 2001 годов. Из плюсов: очень приличное качество исполнения. Из неоднозначных моментов: нет тех самых поз, некоторые сцены полностью переделаны (на альтернативный вариант бывает интересно посмотреть, но у Араки всё равно лучше). Из минусов: третью часть целиком никак не впихнёшь в тринадцать серий, так что большую часть приключений оставили за кадром, и персонажи должного развития не получили, и сэйю Дио подобрали откровенно неудачного. А ещё серии выходили в сумасшедшем порядке — первый мини-сериал начинался сразу с прибытия в Египет, без какой-либо экспозиции. Кто не читал мангу, тот не оценит.
  • JoJo’s Bizarre Adventure: Phantom Blood
    — полнометражный аниме-фильм по первой части. Отличался хорошей графикой, но сюжет был порезан ещё безжалостнее ОВЫ, из-за чего фильм не понравился ни фанатам, ни самому Араки. Фильм решили не выпускать на дисках, и найти его целиком, увы, невозможно.
  • JoJo’s Bizarre Adventure (TV Anime)
    — именно с этого сериала в наше время начинается знакомство человека с «жожей». И на этот раз экранизация вполне удачна, ибо перед нами — дословный перенос манги на экраны: ничего не вырезано и отсебятины почти нет (а та, что есть, вполне уместна). Радует подбор актёров озвучки, радует музыкальное сопровождение (для эндингов так вообще лицензируют песни[4]). Единственное, что вызывает нарекания — качество графики: бюджеты David Production не безграничны, в результате чего имеем тонны QUALITY[5], особенно в Diamond is Unbreakable. В настоящее время полностью экранизированы пять частей, дату выхода шестой пока не объявляли.
  • JoJo’s Bizarre Adventure: Diamond is Unbreakable — Chapter 1
    — live-action фильм по четвёртой части, первый в запланированной серии полнометражек. По качеству исполнения — типичный японский live-action, даром что снимали в Испании: персонажи похожи на средней руки косплееров, отсилы двое актёров играют — остальные кривляются, сюжет опять порезан. Но спецэффекты внезапно неплохие, и говорят даже, что
    фильм понравился самому Араки.
  • JoJo’s Bizarre Adventure: Heritage for the Future
    — файтинг от CAPCOM, выпущенный на аркадных автоматах в 1998 году и впоследствии портированный на консоли. В качестве бойцов — персонажи третьей части. И да, именно в этой игре прозвучало меметичное WRYYYYYY!!, именно отсюда широкая публика узнала про остановку времени, ножи и асфальтоукладчик.
  • JoJo’s Bizarre Adventure: All-Star Battle
    и её продолжение
    Eyes of Heaven
    — файтинг со многими (чтобы не сказать «всеми») персонажами франшизы. Для второй игры ещё и свой сюжет написали, со слиянием вселенных и Дио, который всё-таки «достиг Небес». Что можно сказать об играх? Жожа решительно НЕ подходит для файтингов, потому что персонажей-бойцов в ней на самом деле не так уж и много, а способности остальных слишком специфичны, так что или канон идёт лесом, или баланс. И вообще, боёвка в манге и аниме замешана на смекалке и творческом подходе — как это в файтинг засунешь? Хотя как игры они вышли вполне достойными.
  • И прочие игры по этой франшизе, коих на самом деле немало.
  • What’s up, Gang? — фанатский опенинг Vento Aureo с кошерной рисовкой от руки. Tobe, Josuke! — достаточно пустой, но также рисованный от руки опенинг 4й части.

Музыка

JoJo’s Bizarre Adventure (OST)

(яп. ジョジョの奇妙な冒険
ДзёДзё но Кимуё но Бо:кэн Ородзинару Саундо Торакку
) — альбом, собранный из саундтреков из игры, был выпущен в Японии 5 апреля 1993 года. Композитором выступает Нобору Яманэ, аранжировкой занимался Нобосукэ Сасахара

JoJo’s Bizarre Adventure
Саундтрек
Дата выпуска5 апреля 1993 года
ЖанрыСаундтрек
Длительность51:49 минут
СтранаЯпония
ЛейблApollon
Треклист
НазваниеМузыкаДлительность
1.«JOJO’S THEME»Нобору Яманэ4:04
2.«HONKEY-TONK STREET»Нобору Яманэ3:24
3.«FIGHT TO SURVIVE»Нобору Яманэ5:33
4.«TRAVELLING ADVENTURE»Нобору Яманэ4:44
5.«FINAL HOUR»Нобору Яманэ4:25
6.«IN THE DREAM»Нобору Яманэ5:01
7.«Opening Theme» (яп. オープニング・テーマ)Нобору Яманэ2:24
8.«Beginning of an Adventure» (яп. 冒険の始まり)Нобору Яманэ2:09
9.«Bar» (яп. 休息)Нобору Яманэ1:00
10.«Labyrinth» (яп. 迷宮)Нобору Яманэ1:26
11.«Stand Battle» (яп. スタンド・ファイター)Нобору Яманэ2:29
12.«DIO’s Curse» (яп. DIOの呪縛)Нобору Яманэ0:41
13.«Death 13’s Dream World» (яп. 夢のDEATH13(サーティン))Нобору Яманэ0:58
14.«Crowded City» (яп. 雑踏の街)Нобору Яманэ0:49
15.«Mist of Justice» (яп. 霧の恐怖)Нобору Яманэ0:49
16.«Cafe» (яп. カフェ)Нобору Яманэ0:54
17.«Eternal Ground» (яп. 悠久の地)Нобору Яманэ0:50
18.«Dio’s Mansion» (яп. 悠久の地)Нобору Яманэ1:15
19.«Fierce Battle» (яп. 激闘)Нобору Яманэ1:02
20.«MUDA! MUDA! MUDA!» (яп. 無駄 無駄 無駄!!)Нобору Яманэ1:13
21.«The World -Final Battle-» (яп. ザ・ワールド~宿命の対決~)>Нобору Яманэ2:11
22.«Credits» (яп. エンディング・テーマ)Нобору Яманэ4:28

Что здесь есть[править]

  • В первую очередь это сёнэн, причём утрированный и возведённый в квадрат (хотя и более мрачный и жестокий, чем большинство современных сёнэнов). Если вам такой жанр не по вкусу, то Жожа, вероятно, вашего отношения не изменит.
  • Яркие и запоминающиеся персонажи. В каждой части свой набор действующих лиц, но благодаря таланту Араки, проблема «кто все эти люди?» не стоит.
  • Уникальная боёвка. Уникальность её в том, что любое сражение (начиная со второй части) — это в первую очередь борьба умов. Побеждает тот, кто лучше понимает суть абилок врага, умеет находить нетривиальные применения своим собственным способностям и продумывает всё на несколько ходов наперёд, с учётом возможных действий противника. Вдобавок это ещё и выглядит эффектно!
  • Оригинальное графическое исполнение. Стиль рисунка Араки за годы несколько раз кардинально менялся, но одно оставалось неизменным — так рисует только Араки.
  • Сочетание несочетаемого. Только в этой манге персонажи могут одеваться в пух и прах, носить на лице косметику — и при этом быть (именно быть!) настоящими мужчинами. Только в этой манге пафосные выкрики органично переплетаются с продуманными боями, замешанными на смекалке. Только в этой манге тонны китча и неадекватных вещей нисколько не мешают воспринимать происходящее серьёзно, и по-настоящему сопереживать персонажам.
  • Драма и юмор в практически равной пропорции. Причём драма не скатывается в одноногость, а юмор — в петросянство.
  • Огромное количество отсылок к западной культуре, будь то музыка (чаще всего), кино или даже кулинария. Каждый, повторяем, каждый персонаж содержит минимум одну отсылку в имени или названии способности. Для перечисления отсылок пришлось создать целую отдельную статью.
  • А вот чего здесь нет, так это типично анимешной похабщины.
  • Также здесь нет никаких среднестатистических обычных японских школьников-нытиков с милой цундере в придачу, которые как бы являются усреднёнными собирательными образами, с которыми зрителю проще себя ассоциировать (что встречается в подавляющем большинстве аниме-тайтлов). У каждого персонажа и злодея свой характер, своё поведение, своя мотивация и т. д.

Невероятное приключение ДжоДжо / JoJo no Kimyou na Bouken (TV)

7/10 Ну вот наконец я и посмотрел «Странные приключения ЙоЙо». Попытки просмотра, на самом деле, у меня были еще очень давно, первую серию я пытался посмотреть где-то год или два назад. Удивился тому что такой мусор на хайпе (Впрочем, после сао мог бы и не удивляться, хотя сао мне на тот момент казалось и то лучше) и дальше смотреть не стал. Затем спустя полгода меня таки уговорили посмотреть дальше, мол «это первый парт скучный, дальше лучше». Посмотрел первые 6 серий. Не выдержал и снова дропнул. Это было слишком ужасно. И вот сейчас я решил продолжить с 7-й серии. Оказалось что первый парт всего 9 серий, так что часик перетерпев я таки его досмотрел. Сначала о нем и поговорим. Итак, первый парт жожи (1-9 серии) это… Однозначно одно из худших аниме что я видел. И худшее из тех что я не дропнул. Персонажи не умирают когда их разрубают пополам дважды, когда им перерезают шею, ДАЖЕ ГОЛОВЫ МОГУТ ГОВОРИТЬ.

А Дио фейково умирал 4 раза за 9 серий. Бои идут по 15 минут в 20 минутной серии. И в этих боях экшона нет, диалоги в духе «Ха-ха-ха я тебя ударил», далее статичная картинка с другим персонажем и он говорит «Не может быть… НО НЕТ ЭТО Я ТЕБЯ УДАРИЛ!». И никогда не знаешь когда перс умер или нет, он может выжить от потери головы, но умереть от потери крови. И так где-то 7/9 серий. Главный герой уныл, даже обычные японские школьники по сравнению с ним — интересные персонажи. Чисто персонаж в котором все хорошие качества, он добрый, гордый, вообще без недостатков и без особо интересной истории. Ему дали злодея Дио. И вот он уже чуть интереснее, ибо у него хотя бы интересная история есть и цель. Ну и прямо настолько жестоких персонажей редко встретишь, что в принципе тоже придает шарма, но до Юно Гасай ему очень далеко. А основной сюжет это драма с примесью романтики и мистики. В БОЕВОМ АНИМЕ В КОТОРОМ БОИ ПО 15 МИНУТ В СЕРИИ! Как до такого вообще можно додуматься? Но в 9-й серии происходит разрыв шаблона,

главный злодей побеждает, а главный герой умирает
. И так заканчивается первый парт. И лучшее что в нем было — это саунд и опенинг. Больше плюсов там не было. Вдруг в 10-м парте немного меняется цветовая гамма, проходит 50 лет, меняется главный герой и жанры. Я не верил то что такое реально произойдет, по крайней мере насчет смены рисовки и жанров. А, нет, таки произошло. Если в первом парте не было шуток ВООБЩЕ, то тут их довольно много. Главный герой теперь довольно подлый и трусливый, вместо предыдущего «абсолютно хорошего героя». Цель главного героя все еще неинтересная «Победить зло». Романтику убрали вовсе. Драмы, по крайней мере, притянутой за уши, я здесь не увидел. ВСЕ персонажи стали интереснее. Ощущение как будто я смотрю другой тайтл. На таком контрасте может показаться что второй парт это лютая годнота, но нет. В нем все еще много проблем. Вроде кучи нелогичностей, роялей в кустах (Их слишком много), дыр в сюжете, куча клише, а еще анимация местами такая как будто я смотрю не аниме, а просто анимированный комикс, слишком много полустатичных кадров. Я такое обычно не замечаю, но тут прямо в глаза лезло. Но именно рисовка хорошая. И, кстати, сюжетные недостатки я часто тоже не замечаю. Но тут их реально ОЧЕНЬ много. И все-таки тайтл мне понравился и просмотрел я его довольно быстро. Что-то в нем есть особенное. Причем мне даже захотелось увидеть продолжение. Но такого сильного культа вокруг этого аниме я до сих пор не понимаю, есть куда более достойные тайтлы. За первый парт не могу поставить больше 4/10. Причем 4 с минусом. А вот второй парт тянет на крепкие 8. Я бы поставил 6 как среднее между этими двумя оценками, но поскольку второго парта значительно больше, то ставлю 7.

Тропы[править]

Здесь общие тропы. Тропы, встречающиеся в отдельных частях, вынесены в соответствующие подстатьи.

  • GAR — в этой манге их много. Самые из всех суровые, по мнению читателей — Джотаро, Бруно и Джайро[6].
  • Без пяти полуночная спецспособность — считайте, что это авторский штамп. В третьей и пятой частях её получает герой, во второй, четвертой и шестой — главзлодей. В седьмой части получат уже оба.
  • Биологическое бессмертие — фишка вампиров и их создателей-пилларменов. Фанаты шутят, что Араки тоже бессмертен. А что, его фото известны с конца 80-х, и он с тех пор совсем не постарел…
  • Боди-хоррор — отсыпано щедрой рукой экскаваторным ковшом. Способности пилларменов и принципы работы многих стендов (особенно в шестой части), например.
  • Братья по оружию и друзья навеки — пример на редкость удачного исполнения.
  • Великолепный мерзавец — каждый главзлодей.
  • Вывих мозга — принципы работы некоторых стендов. Отдельного упоминания заслуживает King Crimson, стенд Диаволо: фанаты, которые уже отчаялись понять, как ЭТО работает, объясняют фанатам, которые ещё не отчаялись: «Оно просто работает, и всё!» (англ. «It just works!»).
      Педаль в пол — официальная, но неканоничная новелла «Джордж Джостар». Тут и тридцать семь Карсов на Марсе
      , и
      Святой Труп — труп одной из версий Дио
      , и
      кража Стенда изначальным Карсом у Киры
      , и много ещё чего в таком духе. А ведь сама новелла, при всём этом, имеет ещё и кучу психологических и философских подтекстов, неявных связей с другими новеллами того же автора, запутанный сюжет, некоторые нюансы скрыты в именах персонажей…
  • Гениальный силач — пока кругом были одни качки, хватало и тех, кто не только мышцами силён. Джонатан и Дио в первой части, Джозеф и пиллармены во второй, в третьей — Джотаро.
  • Грызть реквизит — за этим замечены многие персонажи. Дио реквизит просто жрёт, а Штрохайм жрёт его вагонами.
  • Гурман-порно — Араки не прочь блеснуть знанием иностранных кухонь.
      Пятая часть — педаль в жерло Везувия: buccellati (печеньки с апельсиновым вареньем), abbachio (ягнятина), pannacotta (вид десерта), arancia по-итальянски/naranča в нахватавшемся итальянских слов хорватском — просто апельсинка. Вообще все действующие лица кроме Босса, Джорно, Триш, Иллюзо, Тициано и Секко названы «по-съедобному».
  • Детям это смотреть нельзя! — казалось бы, сёнен, для подростков…
      Начиная с седьмой части, манга перекочевала в сэйнэн-журнал, но сама при этом изменилась очень незначительно.
  • Дракон — такие есть у всех главгадов, кроме Пуччи и Ёсикагэ. Особенность в том, что во второй, седьмой, да и в третьей части, если драконом считать Энью, а не Айса
    его убивают в середине повествования, а не перед финальным боем.
  • Дружба начинается с поражения — именно так здесь ДжоДжо подружились со своими ДжоБро. Не со всеми основными персонажами в каждой части, конечно, но как минимум с одним уж точно дружба началась с драки.
  • Жертва моды — очень многие персонажи, особенно в пятой части.
  • Злодей сдулся — вампиры как таковые. В первой части — супермонстры, во второй — рядовые монстры (на сцену выходят создатели вампиров!), в третьей и вовсе попадается завалящий вампир-недотёпа.
      Зигзаг в третьей части: два самых сильных злодея — вампиры. Но вампиризм — это меньшее, чем они опасны.
  • Именно то, что написано на упаковке: фантазии Араки по части придумывания невероятных приключений можно только позавидовать.
  • ИЯДУП — персонажи часто выкрикивают названия атак на английском (САНРАЙТО ЙЕРОО ООБАДОРАЙБУУУУУУУУУ!!!). А стенды только на нём и называются.
      «ZA WARUDO!!» (искажённое «The World») в исполнении Дио — чуть ли не эпичнейший пример тропа.
  • Кирпич — 119 томов-танкобонов и уверенное седьмое место в списке самых длинных манг.
  • Коронная фраза: как же в такой манге и без коронных фраз?
      Дио: Kono Dio da!. Значение зависит от контекста.
  • Джозеф (противнику): «А сейчас ты скажешь…» и слово в слово угадывает следующую реплику врага. Он же: «Oh my God!» и «Holy shit!» (в оригинале тоже так, на английском).
  • Штрохайм: «Германская наука — ЛУЧШАЯ В МИРЕ!!».
  • Джотаро: «Яре яре дазе…» Как эту фразу только не переводят! Самое близкое по смыслу — «ну и ну» или «гребучий случай», потому что тоже подходит под любую ситуацию.
  • Смерть-13: «Лали-хоо…».
  • Джоске: «Что ты там вякнул про мою причёску?!», «Гурээто дазе».
  • Рохан: «А я отказываюсь!»/«ДАГА КОТОВАРУ!» в ответ на предложение злодея заманить Джоскэ в ловушку. Рохан сказал эту фразу всего один раз, но КАК у него это вышло!
  • Джорно: «Я Джорно Джованна, и у меня есть мечта!».[7]
  • Джолин: «Яре яре дава…» («женский вариант» «яре яре дазе…»).
  • Джайро: «Ньо-хо!»
  • Валентайн: «Дожа-ан!» (это как «Та-даам!»).
  • Кругом одни качки — первые три части. С конца четвёртой идёт аверсия, а в пятой кругом одни бисёнены.
  • Крутое семейство — Джонатан и его потомки (носящие фамилии Джостар, Куджо, Хигасиката и так далее). Цеппели — крутое семейство жертвенных львов
    .
  • Лечит и калечит — хамон можно использовать и так, и сяк.
      Стенды Джоске и Джорно — концентрированный троп.
  • Внезапно, Дио умеет исцелять увечья не только себе.
  • Магию может победить только магия — стенды уязвимы только для других стендов (а у кого собственного стенда нет, тот чужие даже не может видеть). Впрочем, слабым местом почти каждого стенда является его владелец.
      Доказано Наранчей, его станд-самолётик просто протаранил Сквалло, и его станд-акулка отцепилась от горла мафиозника всея ЖиЖи.
  • Магнит для неприятностей — любой обладатель стенда из-за необъяснимых превратностей судьбы рано или поздно столкнётся с другими обладателями стендов. Этим, в частности, объясняется, почему в третьей части герои ни разу не разминулись с прихвостнями Дио в больших городах.
  • Мастер времени — главзлодеи третьей, четвёртой (в конце), пятой и шестой (тоже в конце) частей. Все повелевают временем по-разному.
      В седьмой время может отматывать назад один из «рядовых» противников. Один из самых крутых во всём цикле.
  • Мачо — встречаются не реже, чем ГАРы: гипермаскулинные Польнарёфф и Хол Хорс, стремящийся стать лидером всего мира Фанни Валентайн, а также Дио из третьей части, который буквально ест женщин на завтрак.
  • Метки смерти — фамилия Цеппели не сулит её носителям ничего хорошего.
  • Мистер Фансервис — эм, с кого бы начать…
  • Мужчины не плачут — аверсия. Неудивительно, если учитывать, что одним из источников вдохновения был «Кулак северной звезды».
  • Нацистская сверхнаука — бравый эсэсовский командир-киборг Рудольф фон Штрохайм и его команда. «Германская наука — ЛУЧШАЯ В МИРЕ!»
  • Не совсем иностранец — у Джотаро Куджо отец японец, а мать — британско-итальянского происхождения.
      Джоске Хигашиката по матери японец, по отцу — британец.
  • Джорно Джованна — сын британца (даже двух)[8] и японки. А живёт в Италии.
  • Джолин Куджо — дочь Джотаро и одной американки. Достаём калькулятор?
  • Невероятно отстойный дар: не все стенды одинаково полезны! Педаль в пол выжимает Cheap Trick — этот стенд умеет только действовать владельцу на нервы болтовнёй. А ещё носителю этого паразита нельзя показывать кому-либо свою спину, иначе — смерть.
  • Нестандартное использование магии — настоящая соль этой манги.
  • Оздоровительная порка — лучшее средство перевоспитания не окончательно плохих антагонистов. В четвёртой части достигает промышленных масштабов, но в последующих практически сходит на нет.
  • Они не геи — фэндом может дать в корне неверное представление о франшизе. В каноне Араки показывает крепкую мужскую именно что дружбу!
  • Пнуть собаку — буквально, местные злодеи неоднократно замечены в жестоком обращении с животными. Планку задал Дио Брандо, остальные негодяи её держат. Дошло до того, что автора подозревают в собаконенавистничестве.
      Аверсия с Карсом. Судя по тому, что тот спас щенка из под колёс автомобиля (убив при этом пассажира и водителя), животных он любит явно больше, чем людей.
  • Повелитель металла — Марайя, Ризотто Неро и семья Бум-Бум. У всех проявляется по-разному, поэтому драки с ними различаются кардинально.
  • Полное чудовище — Дио Брандо, Джей Гейл, Теренс Д’Арби, Андзуро «Анджело» Катагари, Дьяволо и Чокколата (особенно последний).
  • Поступай неправильно — если бы не безответственное поведение Польнареффа, по чьей вине загорелся уличный ларёк, герои имели все шансы отравиться поданным Оинго чаем.
      А четвёртой части вообще не было бы, и Морио так и остался бы одним из самых опасных городков Японии, если бы Джозеф в своё время не завёл роман на стороне.
  • Похоже, это задание для Аквамена — с третьей части играется и прямо, и «от обратного». Некоторых противников могут победить строго определённые герои, а некоторых приходится побеждать героям с самыми неподходящими для этого способностями. И ведь побеждают же.
  • Почему ты отстой — в новелле «Джордж Джостар» таковую, неожиданно, используют против Дио Брандо, который обычно сам использует их направо и налево.
  • «—Попридержи свой язык. Ты уже не человек и не имеешь права говорить со мной таким образом. Не то, чтобы ты имел право говорить со мной, когда ты был человеком. Ты говорил и жил и вёл себя, как джентльмен, но ты никогда им не был. У тебя есть комплекс неполноценности по поводу своего бедного происхождения, и это не даёт тебе расти над собой, как человеку. Позволь мне преподать тебе урок, Дио Брандо. Твоя бедность не сделала тебя злодеем. Твои отношения с родителями не сделали тебя злодеем. Отсутствие обучения или богатства ни на что не повлияли. Тебя подвели твоя неспособность видеть дальше собственного носа, твой неглубокий ум и твоё бескрайнее чувство собственной важности!»
    — Эрина Джостар
    • Принцессы не какают — аверсия. Араки тему естественных процессов не замалчивает и не стесняется, даже позволяет иногда об этом шутить.
    • Простой крутой смертный — здесь простые смертные обычно сильны духом, а не телом, но могут храбро сразиться с обладателями сверхспособностей или вампирами. Таковыми можно назвать Хаято, Люси Стил, Викаппио и Джайро — с фитильком, потому что владеют техникой вращения, Штрохйам был таким до превращения в киборга.
    • Ретрокогниция — есть у Леона Абаккио, Донателло Версуса и Эксла Ро. В классическом варианте, правда, только у Леона.
    • Рок силача — аверсия. Во второй, третьей, четвёртой и пятой части силачи (Штрохайм, Польнарёфф, Окуясу и Миста соответственно) ведут себя, пожалуй, наименее осторожно, но выживают. В шестой же части сыграно прямо с умершим одним из первых Уэза Репортом.
    • Роман-учебник — или, скорее, энциклопедия, см. пикчу наверху статьи. Нет, даже не думайте готовиться к ЕГЭ по этому источнику — ошибки и неточности иногда встречаются.
    • Самоуверенный мерзавчик — больше половины низкоранговых антагонистов. Особенно много их в третьей и четвёртой частях.
    • Синдром бывшего протагониста — Джозеф Джостар в третьей и четвёртой (ладно, тут спишем на возраст) частях, Джотаро в четвёртой и немного в шестой.
    • Слаб, но удал — главное в этом сеттинге не суперспособности, а умение их применять нестандартным образом!
    • Смена жанра — каждая часть непохожа на остальные, общие только сверхъестественные приключения и сквозная мораль.
    • Смена караула — в каждой части новый главный герой и большинство других персонажей, но в каждой (кроме первой) есть и «старые знакомые».
    • Смерть навсегда — воскрешать мёртвых здесь не может никто кроме Араки. То есть вообще-то Дио, пиллармены и некоторые стенды могут, но получается в лучшем случае нежить.
    • Тактика решает — без комментариев.
    • У нас не такие вампиры — вампиром становится человек, надевший каменную маску. После этого у него появляются как типичные вампирские фичи (общее усиление, регенерация, кровопийство, хождение по вертикальным поверхностям, создание нежити, непереносимость солнечного света), так и нетипичные (возможность стрелять глазами и морозить прикосновением). Создатели вампиров, пиллармены, ещё и не такое могут!
  • Умён, как человек — животные, обладающие стендами, могут быть не менее (а то и более) сложными и опасными противниками, чем некорые люди стенд-юзеры.
  • Умереть может каждый — в каждой части кто-нибудь до финала не дотягивает. А в финале могут погибнуть даже главные герои. Или вообще все.
  • Фанская кличка — всю франшизу в рунете часто называют «жожей».
      Что касается отдельных персонажей: Спидвагон — Моэвагон, пиллармены — «ацтекские боги фитнеса», Джотаро — Жёпаро или аутист, Абдул — Ябвдул, Какьёин — Кекёин, Кокаинум или МИЛФхантер, Польнарефф — Порнолев, Палмолив или Сортирный бог, Оинго и Боинго — Пупа и Лупа, Джоскэ — Жоский, Окуясу — Брокуясу, Джорно — Мафиозник, Наранча — лучшая девочка, Пуччи — голубой священник, Джоскэ из восьмой части — Gappy для англоязычных (за пробел между верхними резцами) или Морячок у нас.
  • А восьмую часть, JoJolion, насмешливо называют «Яйцелионом».
  • Пятой части тоже досталось: то «золотой дождь», то «золотой сквозняк».
  • Цвет из иных миров — шестая часть: радуга, создаваемая стендом Weather Report
    , превращает людей в улиток.
  • Чхать мы хотели на гайдзинов — аверсия. Араки не подвержен шовинизму и поддерживает общение с иностранными фанатами. Да и тот факт, что действующие лица «жожи» в большинстве случаев не японцы, многого стоит. Учтите, что делая главгероя ещё самой первой части гайдзином, Араки серьёзно рисковал: тогдашняя публика могла просто не понять!
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: