Автор: Millefeuille
15 октября 2020 10:32
Метки: богатство фаберже ювелирное искусство яйца пасхальные
6894
11
Пасхальные яйца Фаберже — восторг и роскошь, предмет вожделения и мерило богатства, икона ювелирного искусства.
1.
0
Смотреть все фото в галерее
Карл Фаберже — художник и предприниматель, Поставщик Высочайшего двора, Придворный ювелир Императора Всероссийского, короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского, короля Сиама, за создание высокохудожественных произведений искусства награжденный российскими орденами Станислава и Св. Анны, болгарским Командорским орденом и французским орденом Почетного легиона, золотыми медалями Всероссийской и Всемирной выставок, — смог создать крупнейшую ювелирную фирму в России, чья деятельность определила развитие ювелирной отрасли конца XIX – начала XX вв., — времени, когда Санкт-Петербург считался одной из ювелирных столиц мира. Год рождения первого пасхального яйца Фаберже — 1885-й. Оно было заказано ювелиру Александром III в качестве пасхального подарка его супруге — императрице Марии Федоровне. Причем делая заказ, император ничего не сказал о том, как должно выглядеть яичко, но то, что получилось, привело в восторг и монаршую чету, и весь их двор, а затем и всю Европу. С тех пор императорский заказ на пасхальные яйца Фаберже стал регулярным, и эта традиция продлилась до революции 1917 года. Над их созданием трудились мастера — Михаил Перхин, Генрих Вигстрем, Василий Зуев, Август Хольстрем, все вместе исполнившие 54 пасхальных яйца, ни разу при этом не повторившись. Сегодня доподлинно известно, что за период с 1885 по 1917 год Фаберже было создано для императорской фамилии 54 яйца. Десять из них изготовлено при жизни Александра III в подарок Марии Федоровне, остальные 44, уже по заказу Николая II, — для вдовствующей императрицы и его супруги, последней российской царицы Александры Федоровны. Ни одно из этих творений не повторяло друг друга, в строжайшей тайне держалось и то, какой сюрприз будет скрыт в новом яичке. Отвечая на вопрос венценосных клиентов, что же будет представлять собой новый пасхальный подарок, Фаберже обычно ограничивался лаконичной фразой, звучавшей примерно так: «Вы останетесь довольны». Помимо изготовленных для дома Романовых, ставших собственностью царской семьи, яйца Фаберже попали к Нобелю, американской герцогине Мальборо, аристократу Юсупову. Иркутская купчиха, золотопромышленница Варвара Базанова владела семью яйцами от Фаберже.
2.
№1. Курочка. 1885 г.
0
1 мая 1885 года в день Светлой Пасхи царь Александр III протянул своей возлюбленной царице Марии Федоровне, совершенно неинтересное, белое эмалированное яйцо. Оно было приблизительно 7 см и внешне походило на большое утиное яйцо. Только когда императрица открыла подарок царя, оно выявило свою истинную природу: как в сложной матрешке, в нем находился желток, сделанный из золота, внутри желтка была спрятана золотая курица, сидящая на гнезде из золотой соломы, в курице была спрятана миниатюрная копия императорской короны с алмазами, внутри которой лежал крошечный рубиновый кулон. Александр очень хотел отвлечь жену от угроз террористов, отвлечь ее от беспокойства за свое положение. Он хотел окунуть ее в воспоминания о счастливом детстве в Дании, когда Марию еще звали Дагмар и когда все еще было безоблачно и беззаботно. В детстве принцессе Дагмар показывали замечательное яйцо из королевского собрания, датированное началом 18-го века. Оно было из слоновой кости, а не из эмали, которую использовал Фаберже и последний открываемый предмет был кольцо, а не кулон, но в любом случае изделия были очень похожи. Спустя 6 недель после подарка, царский двор выпустил следующее объявление: «Его Императорское Величество дал свое высочайшее разрешение Санкт-петербургскому ювелиру, купцу 2-й гильдии Карлу Фаберже, с магазином на Большой морской, 18, носить титул поставщика императорского двора с правом использовать государственный герб на вывеске магазина». Корона и кулон не сохранились. Продан Кремлем в 20-х годах.
3.
№2. Курочка с сапфировым кулоном 1886 г. Изображение не сохранилось
0
К большому сожалению изображения нет, как собственно и самого яйца. Яйцо предположительно передано на склад Кремлевской оружейной палаты на хранение в 1917 году. Золотая курица, усыпанная ограненными розой алмазами, держащая сапфировое яйцо в клюве и сидящая в корзинке, выполненной из золота и алмазов. Нет никаких упоминаний о том, как было оценен подарок, за исключением того, что в 1887 году царь заказал третье яйцо. Затем заказы стали регулярными. Возникла традиция. С каждым годом ювелир обретал все большую свободу в выполнении ежегодного заказа. Царем были установлены только три правила: подарок должен иметь овальную форму, дизайн не должен повторяться, каждое яйцо должно содержать сюрприз для императрицы. Кроме этого, даже сам царь не мог знать большего. Фаберже отвечал на все вопросы любезным: «Ваше Величество будет доволен». Любознательная княгиня получила однажды едкий ответ: «В этом году яйцо будет квадратным». На фото подвеска. Золото, нефрит, бриллианты. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Россия, С-Петербург, до 1898
4.
Факультатив по истории. Кто изготовил яйца Фаберже?
Рубрика подготовлена Diletant.media совместно с сообществом Факультатив по истории.
В новом выпуске «Факультатива по истории» мы расскажем, откуда у Карла Фаберже появился собственный жираф, зачем он продавал дверные звонки и почему лифт в его доме держали под током.
Когда в кремлевской Оружейной палате почти не осталось яиц Фаберже, ее директор Дмитрий Дмитриевич Иванов покончил с собой. Он не мог ничего сделать. Не мог спасти драгоценности. Он писал какие-то записки, отсылал объяснительные письма, взывал к здравому смыслу. Бесполезно. Сокровища его родной страны на его же глазах распродавались большевиками за бесценок. Действительно, а чего носиться с этими яйцами? Ну, подумаешь, там внутри маленький механический павлинчик крутит головой и переставляет лапки? Подумаешь, засунули в яйцо платиновый паровозик Транссиба с золотыми вагончиками? У императора и дороже были драгоценности, даже в сотни раз дороже.
28 яиц Фаберже изготовил Михаил Перхин
В общем, грустная история, и все знают, чем она кончилась, вот только маленькая поправочка: эти яйца сделал не Фаберже. Не Карл Густавович. Их сделал Михаил Перхин. И «Дворцы Дании», и «Белые лилии», и «Гатчинский дворец» — всего 28 пасхальных яичек, и все это мастерская Перхина. А Фаберже они стали почему — потому что Перхин на Карла Густавовича работал. То есть у него вроде бы и была своя мастерская, а вроде и не особо-то она была своя, а фирме Фаберже принадлежала, и Перхин просто числился талантливым мастером ювелирного дома. Талантливых мастеров Фаберже любил, и молодые дарования к себе приглашал охотно, искусными работами гордился, ставил другим в пример, а сделаешь халтуру, так Карл Густавович возьмет молоточек и все твое творчество одним ударом — хлоп!
«Зачем в работе с золотом нужен тонкий кожаный ремень без пряжки?» — спрашивал у него Великий князь Николай Константинович. «Без битья по рукам мастерству не научишь!» — отвечал Фаберже. Мастера от него редко уходили: он хоть и странный, но условия хорошие, знай себе работай, да и заказчики не какие-нибудь купеческие женки — сама коронованная фамилия, сплошь знатные иностранцы. Под окнами каждый день Великие князья ошиваются — любопытно, что новенького. А один раз Карл Густавович в окно выглянул — а там жираф, самый настоящий, в ворота не пролезает, это ему Кёниг из Африки вместо магнитика на холодильник сувенир, значит, привез.
Называть Карла Фаберже ювелиром не совсем правильно. И даже обидно как-то, что все помнят только изысканные императорские портсигары или филигранные пасхальные яйца, в то время как Дом Фаберже чего только ни выпускал. Пришла мода на фотосъемку — появились рамки для фотографий. Изобрели электричество — появились дверные замки. («Есть люди, которым надоели бриллианты и жемчуг, — объяснял Фаберже. — Иногда и неудобно дарить драгоценности, а такая вещица подходит».) Потом наступила война — запустили в производство гильзы, гранаты, шприцы. Фаберже работал до тех пор, пока не узнал об убийстве императора.
Фаберже выпускал дверные замки, рамки для фото и даже гильзы
Тогда он сдал свой дом в аренду швейцарскому посольству. Драгоценности на астрономическую сумму были спрятаны в сейфе, который помещался в бронированном лифте, а лифт по ночам находился под током. Карл Густавович придерживался очень консервативных взглядов. Он считал, что если ты нормальный человек, то что бы там ни происходило — смена власти, война, революция, — территория иностранного посольства считается для тебя неприкосновенной. Он же не знал, что это за люди такие — чекисты.
№3 Синее яйцо-часы со змеей.
0
Оно было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Великолепное творение Фаберже в технике quatre couleurs из золота. Эмали эталонного качества нескольких цветов: прозрачные королевского синего цвета, непрозрачные перламутрово-белого и знаменитого «устричного» оттенка. Гильоше, бриллианты. h-18,3см. Дизайн яйца восходит к лучшим традициям Севра. Змея из золота, «насаженная бриллиантами», обвивает корпус. Она неподвижна, голова ее указывает на белую тонкую панель с римскими цифрами. Под панелью скрыт сложный ротационный механизм часов. Маэстро Фаберже был несказанно горд тем, что для этого яйца использовались исключительно драгоценные камни и металлы, добытые в Сибири и на Урале. Объект был продан через «Антиквариат», как обычно, без составления договора продажи в 1927 году. Многие годы галерея WARTSKI искала покупателя. И нашла. Магнат Ставрос Ниаркос, владелец целого флота и судовых верфей, приобрел яйцо в 1972 году. Наконец, в 1974 году, этот объект Фаберже обрел тихую гавань. Хитрый грек преподнес яйцо Князю Монако Ренье III к серебряному юбилею восшествия на трон Гримальди. Сразу же яйцо-часы превратились в предмет восхищения супруги Ренье III Принцессы Грейс, она брала их с собой во время официальных визитов. Во дворце часы неизменно находились в ее личных покоях. Яйцо-часы со змеей получили второе имя: «Часы Принцессы Грейс». После трагической гибели супруги в 1982 году, Князь Ренье приказал опечатать ее покои. Дабы все, чем дорожила Принцесса, оставалось в неприкосновенности. В апреле 2005 год трон унаследовал бонвиван принц Альберт II. С 2008 года объект экспонируется.
5.
№4 Яйцо «Кавказское», 1893.
0
Техника исполнения- прозрачная эмаль по гильошированному фону, акварельная живопись на кости, чеканка, литье. Коллекция Матильды Геддингс Грей, Новый Орлеан (Н.Орлеанский музей искусств) Происхождение: Подарено императором Александром III его жене Императрице Марии Федоровне на Пасху 1893 года. Галереи Хаммера,Нью Йорк, приобретено у советского правительства около 1927 года. У младшего брата Николая великого князя Георгия Александровича в октябре 1890 года начался тревожный кашель, позднее стало понятно, что у Георгия туберкулез. Он провел остаток своей короткой жизни в императорском охотничьем домике на Кавказе, где климат, как считалось, был более здоровым, чем пагубная зима и сомнительное лето Центральной части России. В детстве Георгий был изрядным шутником. После его смерти в 1899 году в возрасте всего лишь 28 лет, Николай, к тому времени уже царь, время от времени посмеивался, вспоминая некоторые из его особенно успешных авантюр. Вынужденное изгнание Георгия за тысячи миль от семьи Фаберже выразил в «Кавказском яйце». На верхушке прикреплен портрет Великого князя, который нужно смотреть через плоский алмаз, а по краям портрета четыре открытые панели с миниатюрными видами домика, где Георгий провел последние годы своей жизни. Над панелями алмазами обозначен год — 1893. Само яйцо сделано из четырех-цветного золота, серебра и платины и покрыто рубиново-красной эмалью. Контраст между вульгарной роскошью и простой жизнью, изображенной на миниатюрах, поразителен. Возможно это сказано слишком сильно, но совокупность миниатюр больше говорит об одиночестве, чем мог бы сказать портрет.
6.
Поговорим о пасхальных яйцах. Что приходит в голову? Запах уксуса? Шоколад, завернутый в фольгу? Пластиковые капсулы с мармеладками внутри? Мало кто подумает о Петере Фаберже, которому в среду был посвящен Google doodle. Его знаменитые яйца – красивые, сложные произведения искусства из драгоценных металлов, усыпанные драгоценными камнями – имеют историческое значение и изначально создавались как подарки на Пасху. История Фаберже — истинно европейская. Пройдя обучение в Германии, Фаберже (фамилия — французская), был нанят русским императорским двором и нашел вдохновение в традиции, одобренной Ватиканом – в пасхальных яйцах. Пасхальные яйца появились не в Европе. Первые христиане Месопотамии придумали этот обычай задолго до того, как Папа Римский официально одобрил идею в 1610 году. Традиционно куриные яйца красили в красный цвет, олицетворяющий кровь Христа, а сами яйца – символ его воскрешения. Но к концу XIX века, когда Фаберже уже стал профессиональным ювелиром, пасхальные яйца стали означать нечто гораздо большее. Некоторые европейские аристократы стали заказывать дорогие ювелирные яйца. Но только Фаберже суждено было изменить это искусство навсегда. В 1885 году император Александр III заказал у Фаберже яйцо для своей жены, императрицы Марии. Будучи принцессой, она выросла в Дании, где находилось знаменитое яйцо из слоновой кости. Фаберже захотел создать подарок, напоминающий о том яйце, но превосходящий его. Он создал золотое яйцо, покрытое белой эмалью. И подарок был с секретом. Скорлупка открывалась, демонстрируя золотой желток. В тайном отделении был еще один сюрприз – золотая курочка с бриллиантом и золотой короной. Царская семья была настолько поражена, что с тех пор заказывала у Фаберже одно или сразу несколько яиц почти каждую Пасху. Они не были его единственными клиентами. Яйца Фаберже быстро стали знаменитыми, а со временем их конструкции усложнились. В некоторых есть часы или модели кораблей. Некоторые можно повесить как кулон. Некоторые в высоту достигают почти 30 сантиметров. Команда Фаберже создала тысячи яиц. На самом деле, согласно биографии Фаберже, написанной Брюсом Шульманом (Bruce Schulman), тоже вполне состоявшимся ювелиром, Фаберже сам не создал ни одного яйца. Вместо этого его компания нанимала мастеров мирового уровня, специализирующихся на чем-то одном. Но эти яйца преподносят нам более важный урок. Согласно Шульману, Фаберже изменил то, как европейский высший класс относился к ювелирным предметам. «До Фаберже ценность ювелирных работ для многих заключалась в их естественных качествах и основывалась на использовании драгоценных металлов и камней», — пишет Шульман. «Фаберже почувствовал, что творческий подход и мастерство превращают ювелирные работы в искусство, которое выходит за пределы ценности используемого слитка». В следующий раз, когда вы соберетесь раскрашивать пасхальные яйца или заняться какой-либо художественной работой, вспомните об этом. Материалы не имеют значение. Имеет значение лишь то, как вы их используете.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
№5 Яйцо в стиле Ренессанс, 1894 г.
0
Мастер — Михаил Перхин Высота — 14 см Материалы- белый агат, золото, прозрачная зеленая, красная и синяя эмаль. Непрозрачная черная и белая эмаль, бриллианты, рубины. Резьба, чеканка. Коллекция журнала «Форбс», Нью Йорк. Происхождение: Подарок Императрице Марии Федоровне от Императора Александра III на Пасху 1894 года. Приобретено Армандом Хаммером около 1927 года. Мистер и Миссис Генри Тальбот де Вере, Клифтон,Англия. Мистер и Миссис Джек Лински,Нью Йорк. Яйцо «Ренессанс» это уже десятое традиционное пасхальное яйцо, подаренное Марии Федоровне мужем. Она получила подарок в Гатчине. Яйцо было вырезано из прозрачного тонкого агата, разновидности кварца. Практически такое же хрупкое, как настоящее яйцо, оно было украшено наподобие торта алмазами, рубинами и цветной эмалью. Это одно из немногих яиц Фаберже, которое было как бы вытянуто по горизонтали и имело необычную выпуклую форму. Похожее на украшенный драгоценными камнями ларец для драгоценностей, оно было выполнено в виде шкатулки восемнадцатого столетия, которую Фаберже видел в Дрездене еще школьником. Однако, содержимое яйца давно исчезло, а без сюрприза изделие само по себе было не очень интересно. Во время празднования пасхи мысли Марии Федоровны были в Германии, где счастливый Николай наконец-то получил согласие Аликс на брак. Аликс очень долго сопротивлялась переходу в православную веру. Это не было простой прихотью. Аликс выражала твердую уверенность в своей протестантской вере и практически не оставляла никаких возможностей для дальнейшего убеждения. Николай в начале апреля 1894 года официально предложил Аликс руку и сердце, но был встречен с прежней непримиримостью. Два часа беседы ни к чему не привели. Все, что Аликс могла ответить на просьбы Николая, было тихим «Нет, я не могу», при этом слезы катились у нее по щекам. Однако, Николай был настроен решительно и у него нашлись союзники среди других царственных особ. В общем крепость пала и Мария Федоровна, получая очередной подарок на Пасху уже думала о скорейшей свадьбе.
7.
Золотое пасхальное яйцо с крапинками – 10 000$
Начинает подборку пасхальное яйцо стоимостью 10 000$. Яйцо с золотыми крапинками, действительно, шоколадное, но его размеры намного больше «киндер-сюрприза». Оно украшено изумительными белыми цветами и съедобным золотом. Секрет высокой стоимости кроется в шоколаде «Amedei», считающимся самым дорогим. Его создатель — Уильям Керли – новатор в шоколадном мире.
- Интересный факт: Уильям Керли написал книгу «Ремесленный Шоколад», в которой раскрывает секреты создания вкусных и эффектных шоколадных изделий.
№6. Яйцо с бутоном розы, 1895 г.
0
Мастер — Михаил Перхин Материалы — цветное золото, прозрачная красная и непрозрачная белая эмаль. Бриллианты, бархат. Бутон из золота, непрозрачной желтой и зеленой эмали. Высота — 6,8см Происхождение- коллекция журнала «Форбс», Виктор Вексельберг. За этот год произошли серьезные события. 20 октября 1894 года Александр III умер, ему было всего 49 лет. На следующее утро состоялась короткая служба, на которой Аликс приняла православие. Принцесса Аликс Гессенская, бывшая лютеранка, теперь была «истинной веры великой княгиней Александрой Федоровной». Спустя неделю после похорон свекра, которого, она едва знала, Александра Федоровна примерила платье, которое носили многие поколения российских великих княгинь в день их свадьбы. Трехметровый шлейф из серебряной ткани был оторочен мехом горностая. Говорят, что Мария Федоровна так прокомментировала это: «Да, я знаю, как это тяжело. Но боюсь, что это — только наименьшая из тяжестей, которые предстоит нести российской императрице». А Александра вынесла дню своей свадьбы жестокий приговор: «Свадьба показалась лишь продолжением долгих похоронных церемоний» «Бутон розы» это первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Все. Теперь Аликс законная супруга Николая и по традиции будет получать на пасху подарок. То есть теперь в год у нас получается два императорских яйца. Марии Федоровне и Александре Федоровне. Николай будет дарить подарок и матери и жене. Александра Федоровна получила первое яйцо, Мария Федоровна — 11 , наверное, следующим в показе у нас будет оно »Двенадцать монограмм». Фаберже начал решать серьезную задачу, как угодить Александре. Яйцо «Бутон розы» было сравнительно небольшим. Можно было бы счесть красный цвет эмали слишком насыщенным, поскольку он мог напоминать те яркие пятна, которые выступали на лице царицы на людях, а выбор желтой эмали для окраски бутона розы внутри яйца также кажется неудачным. Хотя в Германии это сочли бы самым благородным цветом для розы, Александра, возможно, знала о традиционном использовании желтых роз, как подарка, свидетельствующего о конце отношений. Даже если так, это вряд ли разволновало ее. Она была беременна и радовалась своей замужней жизни. В любом случае она, должно быть, была очарована двумя сюрпризами, появлявшимися, когда лепестки бутона разворачивались: это были императорская корона и рубиновый кулон, похожий на тот, что находился в курице в первом яйце, подаренном Марии. Параллель была, конечно, намеренной: Фаберже с нетерпением ждал возможности узнать, как будут развиваться его отношения с новой царицей, будут ли они столь же счастливыми и столь же прибыльными, как с ее предшественницей. Кстати, яйцо реставрировано. Оно было повреждено в ходе семейной ссоры. PS Корона и кулон, которые находились внутри розы, теперь отсутствуют.
8.
Яйца Фаберже. Приключение: Прохождение
Париж
В результате трагического стечения обстоятельств папаша главного героя оказывается в парижской больнице. То ли в бреду, то ли перед смертью, он признается нам в том, что в далекой России припрятаны громадные сокровища. Совершенно понятно, что нам необходимо съездить в Советский Союз, дабы найти богатства.
Заваливаем в госпиталь в палату папаши. Теребим его, получаем указание следовать в посольство. Оно находится сразу же за сквером через дорогу. Но без паспорта нам визу не выдадут. Замечаем в углу охранника, который задержал клоуна, пожелавшего остаться во Франции. Отправляемся домой за паспортом. К дому номер 23 ведет лестница, слева от площади, на которой располагается больница. Заходим в подъезд, поднимаемся на самый верх, входим в квартиру.
В комнате в шкафу находим паспорт. Заодно из родимого дома прихватим будильник и колбаску в холодильнике на кухне. Уходя заберем и утюг. Прогуляемся по набережной, повисим на пушечках. Из одной из них выкатится ядро. Берем его и возвращаемся в посольство. По пути в скверике будим проходимца-контрика, спящего на лавке. Теперь он увязался за нами.
В посольстве тычем паспортом в окошко. Но таким как мы визы не дают. Контрику тоже не дали. К тому добавили пинка. С него аж шляпа свалилась. Пока охранника нет, подкладываем под шляпу ядро. Страж порядка прикладывается по шляпе ножкой и попадает в больничку. Топаем туда.
В палате подходим к охраннику и пробуем стырить ключ от туалета посольства. Не тут-то было. Вешаем утюг на крюк над охранником. На тумбочку рядом ставим заведенный будильник. Ждем, пока калека не отрубится, а потом забираем ключ. Прежде чем покинуть госпиталь, запасемся «колесами», что находятся в коридоре у медсестры. Надо только выманить ее из-за стойки.
В палате у еще одного тяжелого пациента выпиваем содержимое капельницы. Толкаем тумбочку. Больной вызыв ает медсестру. Пока она меняет ему капельницу, забираем снотворное и несемся в посольство.
Открываем ключом туалет. Говорим с клоуном, развязываем его. Он может нам помочь отправиться в Россию. Бежим на набережную, поднимаемся на большой мост и идем к Эйфелевой башне. Именно здесь располагался цирк, который вот-вот отправится в СССР. Слева от калитки пытаемся рушить забор. Это нам удается как раз напротив злобной псины. Втыкаем в колбасу таблетки снотворного и кормим ею собачку. Находим большой ящик у погрузчика и заваливаемся в него. Клоун погрузил нас на грузовик. Аревуар Франция, здравствуй Москва.
Москва
Идем в проходную игрушечного заводика. Вахтерша пропускает нас в музей, не разрешая распускать руки. На постаменте в центре покоится глаз-улитка. При попытке стырить поделку нас бьет током. На двери, ведущей на задний двор, открываем щеколду, толкаем дверь, но она все равно не открывается. Выходим в вестибюль. болтаем с вахтершей.
Выйдя в город, продолжаем путь вдоль забора. Ныряем в котлован, пробираемся к крану. Залезаем на кран, открываем дверцу в кабину, дергаем рычаг. Кран поднял контейнер, который перегородил нам путь. Спускаемся и идем к черному входу в музей.
У двери дергаем рычаг электрощита. Открываем щеколду, заходим в музей. Забираем глаз-улитку из-под стеклянного колпака. Выбираемся в город мимо бдительного вахтера.
Идем по улице, которая начинается от проходной завода. Ныряем под арку. Бежим дальше по дорожке. Вдалеке на доме замечаем надпись «ТИР». Валим туда. Говорим с кавказцем, берем винтовку и пули. Единственный приз прыгает на ступеньке с номером 21. Именно столько и надо выбить. Например: 6+6+1+2+3+3. Получаем приз и возвращаемся на большую улицу. Поднимаемся по ней и подходим к усадьбе Фаберже красно-розового цвета.
На ступеньках нас встречает старушка-экскурсовод. В музее лишь яйцо и часы подлинные, остальные поделки — макеты. Осматриваем каждый, затем переходим к б юсту Рельсова с пустой глазницей. Поднимемся наверх. Выходим на чердак, где осматриваем часы. Для их завода требуется ключ. Спускаемся вниз и выходим из усадьбы через черный ход. Зайдем обратно в усадьбу через черный ход и стырим яйцо. Выходим через парадный выход на улицу, топаем направо и вверх к киностудии.
Входим в главное здание киностудии. Слева от статуи находится буфет. Заваливаем туда и разживаемся перцем. Выходим из студии. Бежим налево под арку. Находим лабораторию. Внутри в колбу сливаем синюю и желтую жидкости. Забираем колбу с полученной зеленой жидкостью с собой. Можем испытать зелье на тестовом стенде. Здорово бабахнуло. Забираем полезную смесь с собой. Выходим из лаборатории. Бежим до входа на Кинофильм. В павильоне заводим гиперболоид. Он стреляет пучком света в сторону стола. Размещаем на столе глаз, стреляем по нему из гиперболоида. Открывшись, глаз явил нам код 2489. Забираем глазик со стола и выходим из Кинофильма.
Продолжаем оббегать кино студию. Около слесарки замечаем злобного пуделька. Натравливаем его на кота в мешке. В слесарке за прессом вытаскиваем из тисков ключ от часов. Выходим из слесарки.
Двигаем дальше. За углом набредаем на ореховое дерево. Без подручных средств нам не обойтись. Придется потревожить статую в вестибюле главного здания. Бежим туда мимо толстозадых марширующих вояк и узкозадых актрис-моделек. Бросаем колбу в статую. Подбираем упавший молот и возвращаемся к дереву. Наша задача состоит в том, чтобы орех достиг корзинки с номером 0. Сделать это можно так. Сначала дубасим по 14 корзинке, затем по 12, 3, 9, 7, 6 и наконец 0. Орех наш. Бежим в усадьбу Фабержей.
В пустую глазницу бюста Рельсова вставляем глаз. Тычем бюсту в зубы согласно коду: 2 зуб, 4, 8 и 9. Получаем кусок карты. Поднимаемся наверх. Вставляем ключ в скважину часов, заводим их. Но одна шестеренка погнулась. Забираем ее и мчимся в слесарку на киностудии. Кладем шестерню под пресс. Нажимаем на красную кнопочку, чтобы пресс вдарил по ней. Забираем исправленную шестеренку. Вставляем ее на место в усадьбе Фаберже.
Что ж, теперь часы работают как часы. Крутим ключ в скважине часов. Когда стукнет 12, то появится петушок. Подложим-ка ему яйцо. Петя высидел нам очередной кусок карты. Опять крутим ключ. В 6 часов вылезет солдатик, которому мы отдадим орех. Внутри нас ждет третий кусок карты. Осталось найти глобус в частной коллекции.
Топаем в лавку антиквара, что слева от усадьбы. Старикашка не хочет отдавать нам глобус, что естественно. Тырим у него платок из заднего кармана штанов. Бежим в лабораторию на киностудии. Вешаем платочек на баллон с хлороформом, крутим вентиль, забираем платок. Возвращаемся к антиквару, засовываем платок ему в карман. Распыляем вентилятором перец. Когда антиквар откинет копыта, забираем глобус. Присобачиваем на него три куска карты.
На набережной, неподалеку от усадьбы Фаберже, стоит ржавое корыто. Одноногий капитан только и ждет того, что мы явимся к нему с картой. Говорим со старым морским волком, отдаем карту, отчаливаем.
Поместье Пумпоновых
Заходим в разрушенный дом. Слева от лестницы находим доску. Справа — около печи еще одну. Поднимемся по лестнице в левое крыло. Там найдем первый ключ от какого-то механизма. Выйдем из дома через боковой выход у печи. Подходим к сломанному мосту. Двумя досками прокладываем себе путь к беседке, где забираем второй ключ.
Возвращаемся к дому, затем идем к плотине. Бежим по тропинке мимо мельницы и подъемника, вдоль газовой трубы. Около избы видим колхозника. Подбираем сдувшегося медведя. Идем к пруду с плавающими тыквами и зайцами на них. Попрыгаем по тыквам. Поспрошаем у колхозника, чего ж он зайцев не подстрелит. Просим у него изоленту. Но колхозник обменяет ее только на заячьи трупы.
Чтобы заловить всех ушастых, сначала откроем водоток плотины, подняв три клапана. На огороде с пугала снимаем шляпу и помещаем его на пенек среди тыкв. Н е забудем открутить вентиль на берегу. Наполняем бахчу водой, закрыв клапаны плотины. Теперь загоняем зайцев в шляпу со стороны пугала.
С полной шапкой зайцев идем к колхознику. Отдаем косых ему. Колхозник ушел на охоту. Забираем изоленту и чиним олимпийского мишку. Бежим к газовой трубе, что находится как раз под горой, где ведутся работы. Насаживаем вентиль на трубу, затем туда же медведя. Хватаемся за косолапого и вверх. Забираем третий ключ и спускаемся.
На плотине поднимаем правый клапан, чтобы запустить колесо мельницы. Внутри мельницы дергаем рычаг. Подходим к запущенному подъемнику, залезаем в люльку и спускаемся на дно. Наперегонки с крысами бежим по коридору до двери. Открываем ее и оказываемся перед пропастью. Рядом с дверью располагается механизм. Пронумеруем пазы механизма от 1 до 19 слева направо и сверху вниз. Вставляем первый зеленый ключ в пазы 2 и 8. Второй красный в пазы 11 и 18. Третий синий ключ в пазы 4 и 15. Теперь поднимаем вверх каждый ключ. Из пропасти появляются столбы, по которым мы можем перебраться на другой край пропасти.
Переходим по столбам, подбираем связку ключей. Пытаемся ими открыть замок на огромном сундуке. Но, откуда не возьмись, появляется капитан, он же генерал КГБ и конфискует клад. Нам достается лишь маленький ключик. Но ключик этот не простой, а от сейфа. Сейфа, в котором спрятаны сокровища. Вот так, благодаря яйцам Фаберже, мы закончили это приключение.
№7 Яйцо с моделью крейсера «Память Азова» 1891 г.
0
Материалы — золото, платина, бриллианты, рубины, гелиотроп, аквамарин и бархат. Высота — 9,3 см Местонахождение- Государственные музеи Кремля. Происхождение- подарок Императрице Марии Федоровне от Императора Александра III на Пасху 1891 года. В октябре 1890 года цесаревич Николай взошел на борт российского военно-морского судна «Память Азова», чтобы отправиться в девятимесячный поход вокруг Южной Азии. У его родителей было много причин послать его в эту поездку. Николаю было в тот момент 22 года, ему нужно было расширить свой кругозор. Это плавание также могло помочь ему забыть о начинающемся безумном увлечении Матильдой Кшесинской, семнадцатилетней балериной императорского балета. В этом плавании его сопровождал Георгий, ему нужно было подлечить кашель. И, наконец, у этой поездки был дипломатический аспект. Николай должен был представлять Россию, при каждой остановке встречаясь с иностранными сановниками. Яйцо «память Азова» было подарено Марии Александром в то время, когда оба их сына находились вдали от дома. В яйце находится сюрприз: точная копия крейсера из золота и платины, в котором путешествовали эти два молодых человека. Алмазы изображали иллюминаторы, оснащение было точно скопировано с оригинала, якорная цепь и оружие двигались. Модель опиралась на пластину, сделанную из аквамарина, изображающего воду. Само яйцо, чуть ниже 10 см в высоту, было вырезано из цельного куска гелиотропа, испещренного красными и синими прожилками, и украшено золотыми завитками в стиле рококо. Марии, по-видимому, очень понравилось это яйцо, пробудив в ней сильные эмоции. Независимо от того, какие цели их Величества связывали с поездкой их сыновей, сомнительно, что они были достигнуты. Николай мало расширял свой кругозор, в Египте его внимание занимали исполнительницы танца живота, а не местные достопримечательности. Георгий покинул корабль из-за того, что у него усилился кашель, к тому же у него возникла лихорадка. А в Японии с Николаем произошел опасный инцидент. На улице на цесаревича напал вооруженный мечом полицейский с намерением зарубить его. Царевич получил довольно серьезное ранение, шрам от которого остался на всю жизнь, быстрая реакция кузена Николая спасла ему жизнь. Дальнейшие дипломатические реверансы Николаю трудно было соблюдать. И, наконец, когда Николай возвратился в Санкт-Петербург, он снова возобновил свою связь с Кшесинской». Путешествовали на крейсере 9,5 месяцев. Фаберже тоже путешествовал с царевичами. В Сиаме (Тайланд) была остановка, Фаберже получил заказ от сиамского короля, Фаберже сделал нефритового Будду. Из путешествия вернулись «сухим» путём. Во Владивостоке заложили 1-ю железную дорогу.
9.
Кто делал яйца Фаберже вместо Карла Фаберже?
Петер Карл Густавович Фаберже. Имя какое-то заморское. Он вообще из наших был?
Ну почти. Фаберже родился в Санкт-Петербурге, но корни имел иностранные. Его папа Густав принадлежал к роду французских протестантов (гугенотов). Предки были вынуждены покинуть Пикардию — регион на севере Франции — в 1685 году из-за религиозных гонений. Сначала семейство Фаберже долго жило в Германии, а затем обосновалось в прибалтийской провинции России — Лифляндской губернии. Именно оттуда Густав Фаберже переехал в Санкт-Петербург.
И что же ему не жилось в Прибалтике?
Вообще, Густав Фаберже был связан с Петербургом с 16 лет. Там он учился у ювелиров Андреаса Фердинанда Шпигеля и Иоганна Вильгельма Кейбеля. Кстати, Кейбель в 1826 году изготовил Малую императорскую корону, которой венчалась на царство императрица Александра Фёдоровна. Густав Фаберже решил не отставать от наставников. Правда, начал он с открытия в 1842 году небольшого ювелирного магазинчика и мастерской золотых и бриллиантовых изделий на Большой Морской, 11. И дела его пошли хорошо.
Так, то есть первые яйца Фаберже начали делать в 1842 году?
Нет. Густав Фаберже никогда не делал знаменитых яиц, и ювелиром Императорского дома, как его учитель, так и не стал. Он вообще в 1860 году отошёл от дел и переехал в Дрезден. А пока его 14-летний сын Карл ездил по Европе и учился ювелирному мастерству, производством в Питере руководил Хискиас Пендин — верный помощник и Густава, и Карла. Фаберже-младший возглавил фабрику в 1872 году, когда ему было 26 лет. В его подчинении оказалось 500 ювелиров, работавших в многочисленных мастерских. Очень скоро изделия дома Фаберже получили широкую популярность. Слава о них дошла и до императора Александра III.
А когда же появилось первое яйцо Фаберже и как оно выглядело?
В 1885 году. На самом деле идея создать сувенирное яйцо из драгоценных металлов принадлежит не самому Карлу Фаберже. Он просто выполнял заказ императора Александра III, пожелавшего сделать подарок к Пасхе своей супруге Марии Фёдоровне. Да и сам император тоже не был оригинален — подобные яйца делались в Европе с начала XVIII века. Но ювелирный дом Фаберже не стал делать копию, а создал свою версию. Это было яйцо из золота, покрытое белой непрозрачной эмалью. А дальше — как в сказке про смерть Кащея: внутри яйца был желток из матового золота, в нём лежала курочка из разноцветного «мозаичного золота», в курочке хранилась миниатюрная императорская корона, скрывавшая последний сюрприз — рубиновое яйцо-кулон с золотой цепочкой.
Ого, да это же просто «киндер-сюрприз» какой-то!
А вы думали! Императрицу же простым яйцом из драгметаллов не удивишь! Вообще, всего Марии Фёдоровне было подарено 30 яиц. Сюрпризы в них были самые оригинальные. Например, внутри яйца «Датские дворцы» (1890 год) были спрятаны 12 миниатюрных картин на перламутре с изображениями дворцов Дании и России, а яйцо из нефрита и золота «Память Азова» (1891 год) скрывало модель одноимённого фрегата, на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний Восток в 1890—1891 годах.
А сколько всего яиц сделали для царской семьи?
По этому вопросу мнения расходятся. Всего яиц 71. Принято считать, что 52 из них сделали для царской семьи, хотя есть ещё два яйца, якобы предназначавшиеся для кого-то из императорских особ. С 1895 года к Пасхе делали по два яйца: для Марии Фёдоровны и жены Николая II Александры Фёдоровны. В 1897 году появилось самое известное яйцо — «Коронационное», посвящённое торжествам по случаю венчания на царство Николая II и его супруги. Сюрпризом была копия позолоченной кареты Екатерины II, использовавшейся в церемониях коронации. Миниатюра кареты повторяла все детали оригинала. Обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. Эту карету делал в течение 15 месяцев по 16 часов в сутки 24-летний мастер Георг Штейн.
Стоп. То есть яйца Фаберже и сюрпризы для них не сам Фаберже делал?
Конечно! Карл Фаберже собственными руками не создал ни одного яйца. Всё делали работники его мастерских. Накануне 1914 года там трудились почти 600 ювелиров. Самый известный из них — Михаил Перхин. Он 18 лет являлся главным мастером фирмы и руководил собственной мастерской, где создали 28 яиц. К 200-летию Петербурга там изготовили яйцо «Пётр I», по бокам которого были четыре миниатюры с видами города. Сюрпризом стала модель Медного всадника. В 1900 году Перхин сделал яйцо из серебра «Транссибирская магистраль». На самом яйце была отчеканена карта Российской империи с магистралью, а внутри лежала миниатюрная копия поезда из золота и платины. Кстати, поезд был механическим, и к нему прилагался золотой заводной ключик. В 1903 году Перхин умер, и его сменил Хенрик Иммануэль Вигстрем.
Опять иностранец?
Да. Вигстрем родился и обучался ювелирному делу в Финляндии, но в 16 лет приехал на заработки в Санкт-Петербург. Сначала был подмастерьем в фирме Фаберже, а с 1906 года отвечал за все главные заказы. В 1915 году для Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны он сделал яйца «Красный крест с портретами» и «Триптих Красный крест». Внутри первого были портреты двух дочерей, сестры, жены и кузины Николая II в форме медсестёр. Все они были сёстрами милосердия во время Первой мировой войны.
Погодите, неужели дорогущие яйца продолжали делать даже во время войны?
От традиции никто и не думал отказываться. Правда, к Пасхе 1916 года всё тот же Вигстрем сделал яйцо, сильно отличавшееся от роскошных изделий, выпущенных ранее. Оно изготовлено из артиллерийской стали и имеет подставку в виде артиллерийских снарядов. Но это яйцо, конечно, всё равно содержит элементы, выполненные из драгметаллов. В качестве сюрприза был вложен миниатюрный мольберт с картиной придворного художника Василия Зуева, изобразившего сцену посещения ставки генштаба императором и цесаревичем Алексеем. Вообще, во время войны на фабрике Фаберже делали много предметов, предназначавшихся для отправки на фронт: кружки, тарелки, табачницы и даже гранаты.
А до войны на его фабрике производили что-то помимо яиц?
На самом деле ассортимент производимой продукции был огромен! За всю историю дома Фаберже было изготовлено более 150 тысяч ювелирных изделий. И большинство из них — утилитарные: рамки для фотографий, портсигары, набалдашники для тростей, пеналы, часы, флаконы для духов, коробочки для конфет, которые назывались бонбоньерками.
И на чём история дома Фаберже заканчивается?
Фабрику Фаберже ждал довольно типичный для частных производств того времени финал. Благосостояние ювелирного дома пошатнулось уже во время войны, но Октябрьская революция 1917 года его добила окончательно. В 1918 году закрылись все отделения фирмы, хотя магазин в Москве продолжал работать до февраля 1919 года. Сам Карл Фаберже смог бежать в Швейцарию, но жить ему оставалось недолго. Ювелир и предприниматель, пребывающий в депрессии из-за невозможности заниматься любимым делом, умер 24 сентября 1920 года. Четверо сыновей Карла Фаберже, а потом и его внуки наладили небольшое производство за границей.
А что же стало с коллекцией яиц, сделанных для царской семьи?
Большевики активно торговали изделиями фабрики Фаберже. Большинство из них было продано за границу. Значительная часть коллекции оказалась в США и Великобритании. Пасхальные яйца не стали исключением. Сейчас пять из них находятся в Художественном музее Вирджинии, три — в Художественном музее Нового Орлеана, четыре — в фонде Эдуарда и Мориса Сандоза в Швейцарии, ещё четыре — в коллекции королевы Елизаветы II. А 14 хранятся в частных коллекциях.
Ну хоть что-то в России осталось?
Несколько яиц, в том числе «Транссибирская магистраль», не были вывезены из страны. Оно сейчас находится в Оружейной палате Кремля. Всего там хранится 10 яиц. По одному яйцу есть в коллекции Эрмитажа и Минералогического музея имени Ферсмана в Москве. Но больше всего яиц в экспозиции Музея Фаберже — 15, в том числе «Курочка» и «Коронационное». Кстати, именно там хранится яйцо «Орден Святого Георгия», изготовленное для Марии Фёдоровны к Пасхе 1916 года. Это было последнее подаренное ей яйцо. И единственное, которое она смогла вывезти за рубеж в 1919 году. Изделие передавали из поколения в поколение, а потом оно оказалось в коллекции «Форбс». В 2004 году всю коллекцию выставили на аукцион, где её приобрёл Виктор Вексельберг для музея Фаберже.
№ 8 Яйцо с Датскими дворами 1890 г.
0
Мастер — Михаил Перхин Материалы — зеленое и розовое золото, розовато-лиловая опаловая эмаль по гильошированному фону, звездчатые сапфиры, изумруд, бриллианты огранки «роза». Карман и подкладка из красного бархата. Ширма — зеленое и цветное золото, акварель по перламутру. Высота — 10,1 см Коллекция Матильды Геддингс Грей, Новый Орлеан. Происхождение — подарено Императором Александром III его жене Императрице Марии Федоровне на Пасху 1890 года. Галереи Хаммера, Нью Йорк. Приобретено у советского правительства около 1927 года. «Датские дворцы». Увеличение свободы творчества Фаберже происходило постепенно, но к 1890 она была уже полной. Яйцо этого года было настолько сложным, что на его создание нужно было не меньше 12 месяцев. Это великолепное, блестяще выполненное изделие. Оно сделано из цветного золота, покрытого совершенно гладкой эмалью, на фоне молочно-розовой прозрачности которой ярко выделяются ограненные розой алмазы и изумруды, которые образуют сетку на его поверхности. Сюрприз, скрытый в яйце, показывает, насколько Фаберже начал понимать своего истинного клиента, Марию Федоровну. Яйцо открывается и внутри его оказывается золотой экран с десятью перламутровыми панелями. На каждой панели располагается изящная акварель кисти придворного миниатюриста Константина Крижицкого. Пять изображений датских королевских резиденций, на двух следующих — виды дворца в Петергофе, на одной панели изображен Гатчинский дворец и, наконец, ряд изображений завершался изображениями двух императорских яхт «Полярная звезда» и «Царевна». Как и яйцо «Курочка», сделанное за пять лет до этого, оно напоминало Марии о ее детстве, но на сей раз Фаберже создал откровенно персонифицированный подарок. Это был уникальный образ получательницы подарка — он напоминал ей о датском происхождении и о роскоши, которой она теперь наслаждалась в России.
10.
Коллекция Вексельберга (9 пасхальных яиц Фаберже) – 76 000 000$
Шедевры Фаберже хранятся в Шуваловском дворце, среди них находятся и 9 пасхальных яиц Фаберже с сюрпризами, которые были созданы специально по заказу Романовых – императоров Александра III и Николая II. Коллекцию, которая включала в себя 200 ювелирных изделий Фаберже, а также 9 знаменитых яиц, выкупил русский олигарх Виктор Вексельберг. Стоимость приобретения Вексельберга не оглашается, однако одни лишь 9 пасхальных яиц по подсчетам оцениваются в 76 000 000$.
- Интересный факт: Яйца Фаберже хранятся в 9-ти странах мира. Наибольшее их количество находится в России (25 штук), немного меньше — в Америке (22 штуки), в остальных странах хранится по 1-3 экземплярам. Судьба 11-ти пасхальных произведений Фаберже до сих пор остаётся неизвестной.
№9. Яйцо в память о коронации, Петербург, 1897 г.
0
Мастера — Михаил Перхин и Генрих Вигстрем, карета — Георг Штайн. Высота яйца — 12,6см, высота кареты — 9,3 см Материалы — цветное золото, прозрачная желто-зеленая и непрозрачная черная эмаль. Бриллианты, бархат. Модель кареты — золото, платина, красная эмаль, бриллианты, рубины, хрусталь. Происхождение — подарено Императором Николаем II его жене Императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Приобретено Эмануэлем Сноумэном для Уартски, Лондон, около 1927 года. Николай подарил Александре яйцо, которое многие считают «самым значительным произведением Фаберже по общественному поводу». Оно было посвящено их совместной коронации как императора и императрицы в 1896 году и стало примером совершенства как идея проекта, цвет, работа по металлу и сюрприз. Сделанное из красного золота, яйцо покрыто великолепной переливчатой желтой эмалью, окруженной золотой решеткой, наверху-выполненный из черной эмали романовский орел. Цветовая комбинация должна была вызывать в памяти золотые одеяния, которые были на царице во время церемонии. В яйце находилась точная копия коронационной кареты Александры. Только на ее изготовление понадобилось пятнадцать месяцев работы молодого ювелира двадцатитрехлетнего Георгия Штейна, глаза которого были способны справиться с созданием невероятно мелких деталей золотой кареты. Она была полностью выполнена на шарнирах, украшена красной эмалью и алмазами, ее окна были сделаны из горного хрусталя, а колеса — из платины. Даже сегодня это изысканное произведение искусства вызывает удивление — карета производит впечатление пружинистой и легкой в управлении, что это кажется просто невозможным. Так что, с одной стороны яйцо — наглядная демонстрация гения Фаберже. С другой стороны, с точки зрения получателя яйца, едва ли можно было сделать нечто менее приятное. На Пасху 1897 года императорская чета предпочла бы забыть событие, которое должно было стать одним из значительнейших событий царствования Николая. Что касается Александры, то точная копия ее кареты могла быть лишь неприятным воспоминанием о ее поездке в Москву: бурные приветствия ее свекрови, несколько более спокойный прием, оказанный ее мужу, и мрачная тишина, которой приветствовали ее, пришедшую со стороны немку. Уже тогда она почувствовала непопулярность, которая будет характеризовать все ее царствование. Однако самую мрачную тень отбросила на зрелище коронации трагедия, которая произошла несколькими днями позже на Ходынском поле на окраине Москвы. Это было традиционное место, где москвичи приветствовали своего нового царя. Но, за тринадцать лет, прошедшие после коронации Александра III город невероятно расширился и власти были совершенно не готовы к прибытию полумиллиона человек. Толчея и паника. Число убитых можно оценивать только приблизительно: должностные лица Николая оценили число погибших в 500 человек, но истинная цифра скорее ближе к 5000. Трагедия. Но что больше всего подданные, включая членов императорской семьи, не могли простить Николаю, так это его реакцию на трагедию. Под влиянием своих властных дядей, царь даже не предложил отменить бал у французского посла, который происходил вечером того дня. Двор танцевал в то время, когда умирали раненые на Ходынке. Последующие посещения императором больницы и пожертвования , которые он сделал семьям своих жертв, не могли исправить положение. Все это наложило неприятный отпечаток на остальное царствование Николая. Но, у Александры было еще особенно тяжелое воспоминание о коронации. Согласно словам ее горничной Марфы Мухановой, напряжение этих дней вызвало у Александры выкидыш. Это и само по себе было достаточно печальным событием, но самым неприятным было то, что доктор Александры был убежден: не родившийся ребенок — мальчик, царевич, которого так отчаянно желали она и Николай. Наверняка каждый взгляд на яйцо напоминал императрице о ее потере. Интересный момент о чувствах самого Фаберже. Он был на коронации. В последствии он рассказал об этом событии только одну историю. Фаберже двигался вслед за церемонией на ее четырехколесном экипаже, лучшие годы которого были позади. Во время поездки днище выпало, но седок продолжал двигаться пешком, перебирая ногами внутри кабриолета. Потрясающий образ: ясно, что ювелир думал при создании яйца о средстве передвижения, столь сильно отличающимся от кареты Александры.
11.