Яйца Фаберже Приключение — полное прохождение игры

Автор: Millefeuille

15 октября 2020 10:32

Метки: богатство фаберже ювелирное искусство яйца пасхальные

6894

11

Пасхальные яйца Фаберже — восторг и роскошь, предмет вожделения и мерило богатства, икона ювелирного искусства.

1.

Смотреть все фото в галерее

Карл Фаберже — художник и предприниматель, Поставщик Высочайшего двора, Придворный ювелир Императора Всероссийского, короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского, короля Сиама, за создание высокохудожественных произведений искусства награжденный российскими орденами Станислава и Св. Анны, болгарским Командорским орденом и французским орденом Почетного легиона, золотыми медалями Всероссийской и Всемирной выставок, — смог создать крупнейшую ювелирную фирму в России, чья деятельность определила развитие ювелирной отрасли конца XIX – начала XX вв., — времени, когда Санкт-Петербург считался одной из ювелирных столиц мира. Год рождения первого пасхального яйца Фаберже — 1885-й. Оно было заказано ювелиру Александром III в качестве пасхального подарка его супруге — императрице Марии Федоровне. Причем делая заказ, император ничего не сказал о том, как должно выглядеть яичко, но то, что получилось, привело в восторг и монаршую чету, и весь их двор, а затем и всю Европу. С тех пор императорский заказ на пасхальные яйца Фаберже стал регулярным, и эта традиция продлилась до революции 1917 года. Над их созданием трудились мастера — Михаил Перхин, Генрих Вигстрем, Василий Зуев, Август Хольстрем, все вместе исполнившие 54 пасхальных яйца, ни разу при этом не повторившись. Сегодня доподлинно известно, что за период с 1885 по 1917 год Фаберже было создано для императорской фамилии 54 яйца. Десять из них изготовлено при жизни Александра III в подарок Марии Федоровне, остальные 44, уже по заказу Николая II, — для вдовствующей императрицы и его супруги, последней российской царицы Александры Федоровны. Ни одно из этих творений не повторяло друг друга, в строжайшей тайне держалось и то, какой сюрприз будет скрыт в новом яичке. Отвечая на вопрос венценосных клиентов, что же будет представлять собой новый пасхальный подарок, Фаберже обычно ограничивался лаконичной фразой, звучавшей примерно так: «Вы останетесь довольны». Помимо изготовленных для дома Романовых, ставших собственностью царской семьи, яйца Фаберже попали к Нобелю, американской герцогине Мальборо, аристократу Юсупову. Иркутская купчиха, золотопромышленница Варвара Базанова владела семью яйцами от Фаберже.

2.

№1. Курочка. 1885 г.

3.

№2. Курочка с сапфировым кулоном 1886 г. Изображение не сохранилось

4.

Факультатив по истории. Кто изготовил яйца Фаберже?

Рубрика подготовлена Diletant.media совместно с сообществом Факультатив по истории.

В новом выпуске «Факультатива по истории» мы расскажем, откуда у Карла Фаберже появился собственный жираф, зачем он продавал дверные звонки и почему лифт в его доме держали под током.

фото 1.jpg

Когда в кремлевской Оружейной палате почти не осталось яиц Фаберже, ее директор Дмитрий Дмитриевич Иванов покончил с собой. Он не мог ничего сделать. Не мог спасти драгоценности. Он писал какие-то записки, отсылал объяснительные письма, взывал к здравому смыслу. Бесполезно. Сокровища его родной страны на его же глазах распродавались большевиками за бесценок. Действительно, а чего носиться с этими яйцами? Ну, подумаешь, там внутри маленький механический павлинчик крутит головой и переставляет лапки? Подумаешь, засунули в яйцо платиновый паровозик Транссиба с золотыми вагончиками? У императора и дороже были драгоценности, даже в сотни раз дороже.

28 яиц Фаберже изготовил Михаил Перхин

В общем, грустная история, и все знают, чем она кончилась, вот только маленькая поправочка: эти яйца сделал не Фаберже. Не Карл Густавович. Их сделал Михаил Перхин. И «Дворцы Дании», и «Белые лилии», и «Гатчинский дворец» — всего 28 пасхальных яичек, и все это мастерская Перхина. А Фаберже они стали почему — потому что Перхин на Карла Густавовича работал. То есть у него вроде бы и была своя мастерская, а вроде и не особо-то она была своя, а фирме Фаберже принадлежала, и Перхин просто числился талантливым мастером ювелирного дома. Талантливых мастеров Фаберже любил, и молодые дарования к себе приглашал охотно, искусными работами гордился, ставил другим в пример, а сделаешь халтуру, так Карл Густавович возьмет молоточек и все твое творчество одним ударом — хлоп!

фото 2.jpg

«Зачем в работе с золотом нужен тонкий кожаный ремень без пряжки?» — спрашивал у него Великий князь Николай Константинович. «Без битья по рукам мастерству не научишь!» — отвечал Фаберже. Мастера от него редко уходили: он хоть и странный, но условия хорошие, знай себе работай, да и заказчики не какие-нибудь купеческие женки — сама коронованная фамилия, сплошь знатные иностранцы. Под окнами каждый день Великие князья ошиваются — любопытно, что новенького. А один раз Карл Густавович в окно выглянул — а там жираф, самый настоящий, в ворота не пролезает, это ему Кёниг из Африки вместо магнитика на холодильник сувенир, значит, привез.

фото 3.jpg

Называть Карла Фаберже ювелиром не совсем правильно. И даже обидно как-то, что все помнят только изысканные императорские портсигары или филигранные пасхальные яйца, в то время как Дом Фаберже чего только ни выпускал. Пришла мода на фотосъемку — появились рамки для фотографий. Изобрели электричество — появились дверные замки. («Есть люди, которым надоели бриллианты и жемчуг, — объяснял Фаберже. — Иногда и неудобно дарить драгоценности, а такая вещица подходит».) Потом наступила война — запустили в производство гильзы, гранаты, шприцы. Фаберже работал до тех пор, пока не узнал об убийстве императора.

Фаберже выпускал дверные замки, рамки для фото и даже гильзы

Тогда он сдал свой дом в аренду швейцарскому посольству. Драгоценности на астрономическую сумму были спрятаны в сейфе, который помещался в бронированном лифте, а лифт по ночам находился под током. Карл Густавович придерживался очень консервативных взглядов. Он считал, что если ты нормальный человек, то что бы там ни происходило — смена власти, война, революция, — территория иностранного посольства считается для тебя неприкосновенной. Он же не знал, что это за люди такие — чекисты.

№3 Синее яйцо-часы со змеей.

5.

№4 Яйцо «Кавказское», 1893.

6.

Поговорим о пасхальных яйцах. Что приходит в голову? Запах уксуса? Шоколад, завернутый в фольгу? Пластиковые капсулы с мармеладками внутри? Мало кто подумает о Петере Фаберже, которому в среду был посвящен Google doodle. Его знаменитые яйца – красивые, сложные произведения искусства из драгоценных металлов, усыпанные драгоценными камнями – имеют историческое значение и изначально создавались как подарки на Пасху. История Фаберже — истинно европейская. Пройдя обучение в Германии, Фаберже (фамилия — французская), был нанят русским императорским двором и нашел вдохновение в традиции, одобренной Ватиканом – в пасхальных яйцах. Пасхальные яйца появились не в Европе. Первые христиане Месопотамии придумали этот обычай задолго до того, как Папа Римский официально одобрил идею в 1610 году. Традиционно куриные яйца красили в красный цвет, олицетворяющий кровь Христа, а сами яйца – символ его воскрешения. Но к концу XIX века, когда Фаберже уже стал профессиональным ювелиром, пасхальные яйца стали означать нечто гораздо большее. Некоторые европейские аристократы стали заказывать дорогие ювелирные яйца. Но только Фаберже суждено было изменить это искусство навсегда. В 1885 году император Александр III заказал у Фаберже яйцо для своей жены, императрицы Марии. Будучи принцессой, она выросла в Дании, где находилось знаменитое яйцо из слоновой кости. Фаберже захотел создать подарок, напоминающий о том яйце, но превосходящий его. Он создал золотое яйцо, покрытое белой эмалью. И подарок был с секретом. Скорлупка открывалась, демонстрируя золотой желток. В тайном отделении был еще один сюрприз – золотая курочка с бриллиантом и золотой короной. Царская семья была настолько поражена, что с тех пор заказывала у Фаберже одно или сразу несколько яиц почти каждую Пасху. Они не были его единственными клиентами. Яйца Фаберже быстро стали знаменитыми, а со временем их конструкции усложнились. В некоторых есть часы или модели кораблей. Некоторые можно повесить как кулон. Некоторые в высоту достигают почти 30 сантиметров. Команда Фаберже создала тысячи яиц. На самом деле, согласно биографии Фаберже, написанной Брюсом Шульманом (Bruce Schulman), тоже вполне состоявшимся ювелиром, Фаберже сам не создал ни одного яйца. Вместо этого его компания нанимала мастеров мирового уровня, специализирующихся на чем-то одном. Но эти яйца преподносят нам более важный урок. Согласно Шульману, Фаберже изменил то, как европейский высший класс относился к ювелирным предметам. «До Фаберже ценность ювелирных работ для многих заключалась в их естественных качествах и основывалась на использовании драгоценных металлов и камней», — пишет Шульман. «Фаберже почувствовал, что творческий подход и мастерство превращают ювелирные работы в искусство, которое выходит за пределы ценности используемого слитка». В следующий раз, когда вы соберетесь раскрашивать пасхальные яйца или заняться какой-либо художественной работой, вспомните об этом. Материалы не имеют значение. Имеет значение лишь то, как вы их используете.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

№5 Яйцо в стиле Ренессанс, 1894 г.

7.

Золотое пасхальное яйцо с крапинками – 10 000$

Начинает подборку пасхальное яйцо стоимостью 10 000$. Яйцо с золотыми крапинками, действительно, шоколадное, но его размеры намного больше «киндер-сюрприза». Оно украшено изумительными белыми цветами и съедобным золотом. Секрет высокой стоимости кроется в шоколаде «Amedei», считающимся самым дорогим. Его создатель — Уильям Керли – новатор в шоколадном мире.

  • Интересный факт: Уильям Керли написал книгу «Ремесленный Шоколад», в которой раскрывает секреты создания вкусных и эффектных шоколадных изделий.

№6. Яйцо с бутоном розы, 1895 г.

8.

Яйца Фаберже. Приключение: Прохождение

Париж

В результате трагического стечения обстоятельств папаша главного героя оказывается в парижской больнице. То ли в бреду, то ли перед смертью, он признается нам в том, что в далекой России припрятаны громадные сокровища. Совершенно понятно, что нам необходимо съездить в Советский Союз, дабы найти богатства.

Заваливаем в госпиталь в палату папаши. Теребим его, получаем указание следовать в посольство. Оно находится сразу же за сквером через дорогу. Но без паспорта нам визу не выдадут. Замечаем в углу охранника, который задержал клоуна, пожелавшего остаться во Франции. Отправляемся домой за паспортом. К дому номер 23 ведет лестница, слева от площади, на которой располагается больница. Заходим в подъезд, поднимаемся на самый верх, входим в квартиру.

В комнате в шкафу находим паспорт. Заодно из родимого дома прихватим будильник и колбаску в холодильнике на кухне. Уходя заберем и утюг. Прогуляемся по набережной, повисим на пушечках. Из одной из них выкатится ядро. Берем его и возвращаемся в посольство. По пути в скверике будим проходимца-контрика, спящего на лавке. Теперь он увязался за нами.

В посольстве тычем паспортом в окошко. Но таким как мы визы не дают. Контрику тоже не дали. К тому добавили пинка. С него аж шляпа свалилась. Пока охранника нет, подкладываем под шляпу ядро. Страж порядка прикладывается по шляпе ножкой и попадает в больничку. Топаем туда.

В палате подходим к охраннику и пробуем стырить ключ от туалета посольства. Не тут-то было. Вешаем утюг на крюк над охранником. На тумбочку рядом ставим заведенный будильник. Ждем, пока калека не отрубится, а потом забираем ключ. Прежде чем покинуть госпиталь, запасемся «колесами», что находятся в коридоре у медсестры. Надо только выманить ее из-за стойки.

В палате у еще одного тяжелого пациента выпиваем содержимое капельницы. Толкаем тумбочку. Больной вызыв ает медсестру. Пока она меняет ему капельницу, забираем снотворное и несемся в посольство.

Открываем ключом туалет. Говорим с клоуном, развязываем его. Он может нам помочь отправиться в Россию. Бежим на набережную, поднимаемся на большой мост и идем к Эйфелевой башне. Именно здесь располагался цирк, который вот-вот отправится в СССР. Слева от калитки пытаемся рушить забор. Это нам удается как раз напротив злобной псины. Втыкаем в колбасу таблетки снотворного и кормим ею собачку. Находим большой ящик у погрузчика и заваливаемся в него. Клоун погрузил нас на грузовик. Аревуар Франция, здравствуй Москва.

Москва

Идем в проходную игрушечного заводика. Вахтерша пропускает нас в музей, не разрешая распускать руки. На постаменте в центре покоится глаз-улитка. При попытке стырить поделку нас бьет током. На двери, ведущей на задний двор, открываем щеколду, толкаем дверь, но она все равно не открывается. Выходим в вестибюль. болтаем с вахтершей.

Выйдя в город, продолжаем путь вдоль забора. Ныряем в котлован, пробираемся к крану. Залезаем на кран, открываем дверцу в кабину, дергаем рычаг. Кран поднял контейнер, который перегородил нам путь. Спускаемся и идем к черному входу в музей.

У двери дергаем рычаг электрощита. Открываем щеколду, заходим в музей. Забираем глаз-улитку из-под стеклянного колпака. Выбираемся в город мимо бдительного вахтера.

Идем по улице, которая начинается от проходной завода. Ныряем под арку. Бежим дальше по дорожке. Вдалеке на доме замечаем надпись «ТИР». Валим туда. Говорим с кавказцем, берем винтовку и пули. Единственный приз прыгает на ступеньке с номером 21. Именно столько и надо выбить. Например: 6+6+1+2+3+3. Получаем приз и возвращаемся на большую улицу. Поднимаемся по ней и подходим к усадьбе Фаберже красно-розового цвета.

На ступеньках нас встречает старушка-экскурсовод. В музее лишь яйцо и часы подлинные, остальные поделки — макеты. Осматриваем каждый, затем переходим к б юсту Рельсова с пустой глазницей. Поднимемся наверх. Выходим на чердак, где осматриваем часы. Для их завода требуется ключ. Спускаемся вниз и выходим из усадьбы через черный ход. Зайдем обратно в усадьбу через черный ход и стырим яйцо. Выходим через парадный выход на улицу, топаем направо и вверх к киностудии.

Входим в главное здание киностудии. Слева от статуи находится буфет. Заваливаем туда и разживаемся перцем. Выходим из студии. Бежим налево под арку. Находим лабораторию. Внутри в колбу сливаем синюю и желтую жидкости. Забираем колбу с полученной зеленой жидкостью с собой. Можем испытать зелье на тестовом стенде. Здорово бабахнуло. Забираем полезную смесь с собой. Выходим из лаборатории. Бежим до входа на Кинофильм. В павильоне заводим гиперболоид. Он стреляет пучком света в сторону стола. Размещаем на столе глаз, стреляем по нему из гиперболоида. Открывшись, глаз явил нам код 2489. Забираем глазик со стола и выходим из Кинофильма.

Продолжаем оббегать кино студию. Около слесарки замечаем злобного пуделька. Натравливаем его на кота в мешке. В слесарке за прессом вытаскиваем из тисков ключ от часов. Выходим из слесарки.

Двигаем дальше. За углом набредаем на ореховое дерево. Без подручных средств нам не обойтись. Придется потревожить статую в вестибюле главного здания. Бежим туда мимо толстозадых марширующих вояк и узкозадых актрис-моделек. Бросаем колбу в статую. Подбираем упавший молот и возвращаемся к дереву. Наша задача состоит в том, чтобы орех достиг корзинки с номером 0. Сделать это можно так. Сначала дубасим по 14 корзинке, затем по 12, 3, 9, 7, 6 и наконец 0. Орех наш. Бежим в усадьбу Фабержей.

В пустую глазницу бюста Рельсова вставляем глаз. Тычем бюсту в зубы согласно коду: 2 зуб, 4, 8 и 9. Получаем кусок карты. Поднимаемся наверх. Вставляем ключ в скважину часов, заводим их. Но одна шестеренка погнулась. Забираем ее и мчимся в слесарку на киностудии. Кладем шестерню под пресс. Нажимаем на красную кнопочку, чтобы пресс вдарил по ней. Забираем исправленную шестеренку. Вставляем ее на место в усадьбе Фаберже.

Что ж, теперь часы работают как часы. Крутим ключ в скважине часов. Когда стукнет 12, то появится петушок. Подложим-ка ему яйцо. Петя высидел нам очередной кусок карты. Опять крутим ключ. В 6 часов вылезет солдатик, которому мы отдадим орех. Внутри нас ждет третий кусок карты. Осталось найти глобус в частной коллекции.

Топаем в лавку антиквара, что слева от усадьбы. Старикашка не хочет отдавать нам глобус, что естественно. Тырим у него платок из заднего кармана штанов. Бежим в лабораторию на киностудии. Вешаем платочек на баллон с хлороформом, крутим вентиль, забираем платок. Возвращаемся к антиквару, засовываем платок ему в карман. Распыляем вентилятором перец. Когда антиквар откинет копыта, забираем глобус. Присобачиваем на него три куска карты.

На набережной, неподалеку от усадьбы Фаберже, стоит ржавое корыто. Одноногий капитан только и ждет того, что мы явимся к нему с картой. Говорим со старым морским волком, отдаем карту, отчаливаем.

Поместье Пумпоновых

Заходим в разрушенный дом. Слева от лестницы находим доску. Справа — около печи еще одну. Поднимемся по лестнице в левое крыло. Там найдем первый ключ от какого-то механизма. Выйдем из дома через боковой выход у печи. Подходим к сломанному мосту. Двумя досками прокладываем себе путь к беседке, где забираем второй ключ.

Возвращаемся к дому, затем идем к плотине. Бежим по тропинке мимо мельницы и подъемника, вдоль газовой трубы. Около избы видим колхозника. Подбираем сдувшегося медведя. Идем к пруду с плавающими тыквами и зайцами на них. Попрыгаем по тыквам. Поспрошаем у колхозника, чего ж он зайцев не подстрелит. Просим у него изоленту. Но колхозник обменяет ее только на заячьи трупы.

Чтобы заловить всех ушастых, сначала откроем водоток плотины, подняв три клапана. На огороде с пугала снимаем шляпу и помещаем его на пенек среди тыкв. Н е забудем открутить вентиль на берегу. Наполняем бахчу водой, закрыв клапаны плотины. Теперь загоняем зайцев в шляпу со стороны пугала.

С полной шапкой зайцев идем к колхознику. Отдаем косых ему. Колхозник ушел на охоту. Забираем изоленту и чиним олимпийского мишку. Бежим к газовой трубе, что находится как раз под горой, где ведутся работы. Насаживаем вентиль на трубу, затем туда же медведя. Хватаемся за косолапого и вверх. Забираем третий ключ и спускаемся.

На плотине поднимаем правый клапан, чтобы запустить колесо мельницы. Внутри мельницы дергаем рычаг. Подходим к запущенному подъемнику, залезаем в люльку и спускаемся на дно. Наперегонки с крысами бежим по коридору до двери. Открываем ее и оказываемся перед пропастью. Рядом с дверью располагается механизм. Пронумеруем пазы механизма от 1 до 19 слева направо и сверху вниз. Вставляем первый зеленый ключ в пазы 2 и 8. Второй красный в пазы 11 и 18. Третий синий ключ в пазы 4 и 15. Теперь поднимаем вверх каждый ключ. Из пропасти появляются столбы, по которым мы можем перебраться на другой край пропасти.

Переходим по столбам, подбираем связку ключей. Пытаемся ими открыть замок на огромном сундуке. Но, откуда не возьмись, появляется капитан, он же генерал КГБ и конфискует клад. Нам достается лишь маленький ключик. Но ключик этот не простой, а от сейфа. Сейфа, в котором спрятаны сокровища. Вот так, благодаря яйцам Фаберже, мы закончили это приключение.

№7 Яйцо с моделью крейсера «Память Азова» 1891 г.

9.

Кто делал яйца Фаберже вместо Карла Фаберже?

Петер Карл Густавович Фаберже. Имя какое-то заморское. Он вообще из наших был?

Ну почти. Фаберже родился в Санкт-Петербурге, но корни имел иностранные. Его папа Густав принадлежал к роду французских протестантов (гугенотов). Предки были вынуждены покинуть Пикардию — регион на севере Франции — в 1685 году из-за религиозных гонений. Сначала семейство Фаберже долго жило в Германии, а затем обосновалось в прибалтийской провинции России — Лифляндской губернии. Именно оттуда Густав Фаберже переехал в Санкт-Петербург.

И что же ему не жилось в Прибалтике?

Вообще, Густав Фаберже был связан с Петербургом с 16 лет. Там он учился у ювелиров Андреаса Фердинанда Шпигеля и Иоганна Вильгельма Кейбеля. Кстати, Кейбель в 1826 году изготовил Малую императорскую корону, которой венчалась на царство императрица Александра Фёдоровна. Густав Фаберже решил не отставать от наставников. Правда, начал он с открытия в 1842 году небольшого ювелирного магазинчика и мастерской золотых и бриллиантовых изделий на Большой Морской, 11. И дела его пошли хорошо.

Так, то есть первые яйца Фаберже начали делать в 1842 году?

Нет. Густав Фаберже никогда не делал знаменитых яиц, и ювелиром Императорского дома, как его учитель, так и не стал. Он вообще в 1860 году отошёл от дел и переехал в Дрезден. А пока его 14-летний сын Карл ездил по Европе и учился ювелирному мастерству, производством в Питере руководил Хискиас Пендин — верный помощник и Густава, и Карла. Фаберже-младший возглавил фабрику в 1872 году, когда ему было 26 лет. В его подчинении оказалось 500 ювелиров, работавших в многочисленных мастерских. Очень скоро изделия дома Фаберже получили широкую популярность. Слава о них дошла и до императора Александра III.

А когда же появилось первое яйцо Фаберже и как оно выглядело?

В 1885 году. На самом деле идея создать сувенирное яйцо из драгоценных металлов принадлежит не самому Карлу Фаберже. Он просто выполнял заказ императора Александра III, пожелавшего сделать подарок к Пасхе своей супруге Марии Фёдоровне. Да и сам император тоже не был оригинален — подобные яйца делались в Европе с начала XVIII века. Но ювелирный дом Фаберже не стал делать копию, а создал свою версию. Это было яйцо из золота, покрытое белой непрозрачной эмалью. А дальше — как в сказке про смерть Кащея: внутри яйца был желток из матового золота, в нём лежала курочка из разноцветного «мозаичного золота», в курочке хранилась миниатюрная императорская корона, скрывавшая последний сюрприз — рубиновое яйцо-кулон с золотой цепочкой.

Ого, да это же просто «киндер-сюрприз» какой-то!

А вы думали! Императрицу же простым яйцом из драгметаллов не удивишь! Вообще, всего Марии Фёдоровне было подарено 30 яиц. Сюрпризы в них были самые оригинальные. Например, внутри яйца «Датские дворцы» (1890 год) были спрятаны 12 миниатюрных картин на перламутре с изображениями дворцов Дании и России, а яйцо из нефрита и золота «Память Азова» (1891 год) скрывало модель одноимённого фрегата, на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний Восток в 1890—1891 годах.

А сколько всего яиц сделали для царской семьи?

По этому вопросу мнения расходятся. Всего яиц 71. Принято считать, что 52 из них сделали для царской семьи, хотя есть ещё два яйца, якобы предназначавшиеся для кого-то из императорских особ. С 1895 года к Пасхе делали по два яйца: для Марии Фёдоровны и жены Николая II Александры Фёдоровны. В 1897 году появилось самое известное яйцо — «Коронационное», посвящённое торжествам по случаю венчания на царство Николая II и его супруги. Сюрпризом была копия позолоченной кареты Екатерины II, использовавшейся в церемониях коронации. Миниатюра кареты повторяла все детали оригинала. Обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. Эту карету делал в течение 15 месяцев по 16 часов в сутки 24-летний мастер Георг Штейн.

Стоп. То есть яйца Фаберже и сюрпризы для них не сам Фаберже делал?

Конечно! Карл Фаберже собственными руками не создал ни одного яйца. Всё делали работники его мастерских. Накануне 1914 года там трудились почти 600 ювелиров. Самый известный из них — Михаил Перхин. Он 18 лет являлся главным мастером фирмы и руководил собственной мастерской, где создали 28 яиц. К 200-летию Петербурга там изготовили яйцо «Пётр I», по бокам которого были четыре миниатюры с видами города. Сюрпризом стала модель Медного всадника. В 1900 году Перхин сделал яйцо из серебра «Транссибирская магистраль». На самом яйце была отчеканена карта Российской империи с магистралью, а внутри лежала миниатюрная копия поезда из золота и платины. Кстати, поезд был механическим, и к нему прилагался золотой заводной ключик. В 1903 году Перхин умер, и его сменил Хенрик Иммануэль Вигстрем.

Опять иностранец?

Да. Вигстрем родился и обучался ювелирному делу в Финляндии, но в 16 лет приехал на заработки в Санкт-Петербург. Сначала был подмастерьем в фирме Фаберже, а с 1906 года отвечал за все главные заказы. В 1915 году для Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны он сделал яйца «Красный крест с портретами» и «Триптих Красный крест». Внутри первого были портреты двух дочерей, сестры, жены и кузины Николая II в форме медсестёр. Все они были сёстрами милосердия во время Первой мировой войны.

Погодите, неужели дорогущие яйца продолжали делать даже во время войны?

От традиции никто и не думал отказываться. Правда, к Пасхе 1916 года всё тот же Вигстрем сделал яйцо, сильно отличавшееся от роскошных изделий, выпущенных ранее. Оно изготовлено из артиллерийской стали и имеет подставку в виде артиллерийских снарядов. Но это яйцо, конечно, всё равно содержит элементы, выполненные из драгметаллов. В качестве сюрприза был вложен миниатюрный мольберт с картиной придворного художника Василия Зуева, изобразившего сцену посещения ставки генштаба императором и цесаревичем Алексеем. Вообще, во время войны на фабрике Фаберже делали много предметов, предназначавшихся для отправки на фронт: кружки, тарелки, табачницы и даже гранаты.

А до войны на его фабрике производили что-то помимо яиц?

На самом деле ассортимент производимой продукции был огромен! За всю историю дома Фаберже было изготовлено более 150 тысяч ювелирных изделий. И большинство из них — утилитарные: рамки для фотографий, портсигары, набалдашники для тростей, пеналы, часы, флаконы для духов, коробочки для конфет, которые назывались бонбоньерками.

И на чём история дома Фаберже заканчивается?

Фабрику Фаберже ждал довольно типичный для частных производств того времени финал. Благосостояние ювелирного дома пошатнулось уже во время войны, но Октябрьская революция 1917 года его добила окончательно. В 1918 году закрылись все отделения фирмы, хотя магазин в Москве продолжал работать до февраля 1919 года. Сам Карл Фаберже смог бежать в Швейцарию, но жить ему оставалось недолго. Ювелир и предприниматель, пребывающий в депрессии из-за невозможности заниматься любимым делом, умер 24 сентября 1920 года. Четверо сыновей Карла Фаберже, а потом и его внуки наладили небольшое производство за границей.

А что же стало с коллекцией яиц, сделанных для царской семьи?

Большевики активно торговали изделиями фабрики Фаберже. Большинство из них было продано за границу. Значительная часть коллекции оказалась в США и Великобритании. Пасхальные яйца не стали исключением. Сейчас пять из них находятся в Художественном музее Вирджинии, три — в Художественном музее Нового Орлеана, четыре — в фонде Эдуарда и Мориса Сандоза в Швейцарии, ещё четыре — в коллекции королевы Елизаветы II. А 14 хранятся в частных коллекциях.

Ну хоть что-то в России осталось?

Несколько яиц, в том числе «Транссибирская магистраль», не были вывезены из страны. Оно сейчас находится в Оружейной палате Кремля. Всего там хранится 10 яиц. По одному яйцу есть в коллекции Эрмитажа и Минералогического музея имени Ферсмана в Москве. Но больше всего яиц в экспозиции Музея Фаберже — 15, в том числе «Курочка» и «Коронационное». Кстати, именно там хранится яйцо «Орден Святого Георгия», изготовленное для Марии Фёдоровны к Пасхе 1916 года. Это было последнее подаренное ей яйцо. И единственное, которое она смогла вывезти за рубеж в 1919 году. Изделие передавали из поколения в поколение, а потом оно оказалось в коллекции «Форбс». В 2004 году всю коллекцию выставили на аукцион, где её приобрёл Виктор Вексельберг для музея Фаберже.

№ 8 Яйцо с Датскими дворами 1890 г.

10.

Коллекция Вексельберга (9 пасхальных яиц Фаберже) – 76 000 000$

Шедевры Фаберже хранятся в Шуваловском дворце, среди них находятся и 9 пасхальных яиц Фаберже с сюрпризами, которые были созданы специально по заказу Романовых – императоров Александра III и Николая II. Коллекцию, которая включала в себя 200 ювелирных изделий Фаберже, а также 9 знаменитых яиц, выкупил русский олигарх Виктор Вексельберг. Стоимость приобретения Вексельберга не оглашается, однако одни лишь 9 пасхальных яиц по подсчетам оцениваются в 76 000 000$.

  • Интересный факт: Яйца Фаберже хранятся в 9-ти странах мира. Наибольшее их количество находится в России (25 штук), немного меньше — в Америке (22 штуки), в остальных странах хранится по 1-3 экземплярам. Судьба 11-ти пасхальных произведений Фаберже до сих пор остаётся неизвестной.

№9. Яйцо в память о коронации, Петербург, 1897 г.

11.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: