Художественное прохождение Streets of Rage: Глава 3


Streets of Rage 3

РазработчикSega AM7
Издатель Sega
Даты выпуска Mega Drive/Genesis:

17 марта 1994 18 марта 1994 20 марта 1994
Virtual Console:
24 сентября 2007 2 октября 2007 5 октября 2007
iOS:
23 апреля 2011
Steam:
3 мая 2012

Жанр Beat ’em upВозрастные рейтинги CERO: A / B ESRB: RP

— Rating Pending OFLC (A):
PG
— Parental Guidence PEGI: 12+ VRC: MA-13

Носители 24 мегабитовый картридж, цифровая дистрибуцияПлатформы Sega Mega Drive/Genesis, Wii (посредством Virtual Console), iOS, Microsoft Windows (посредством Steam) Как часть сборников:

Nintendo GameCube

Режимы игры Однопользовательская игра Многопользовательская играУправление Геймпад

Streets of Rage 3

, известная как
Bare Knuckle III
(яп. ベアナックルIII
Бэа Наккуру III
) в Японии — видеоигра в жанре beat ’em up выпущенная фирмой Sega в 1994 году для игровой видеоприставки Sega Mega Drive/Genesis. Это заключительная часть из серии
Streets of Rage
. Позже она также вышла в составе коллекции
Sonic Gems Collection
для видеоприставок GameCube и PlayStation 2, а также Wii Virtual Console 24 сентября 2007 года. Игра также доступна в составе коллекции
Sonic’s Ultimate Genesis Collection
для Xbox 360 и PlayStation 3.

Игра имеет ряд улучшений по сравнению с предыдущими частями Streets of Rage

и
Streets of Rage 2
, такие как более сложный сюжет, большее количество концовок, более длинные уровни, более глубоким сценарием (с интерактивными уровнями и ловушками, такими как ямы) и более быстрым геймплеем. Теперь оружие может использоваться только несколько раз, после чего оно ломается. Добавлены скрытые персонажи в несколько внутриигровых видео для того чтобы сделать сюжет более глубоким и разнообразным.

Геймплей

Игра стала более быстрой и динамичной по сравнению с предыдущими версиями. У персонажей игры появились новые движения и возможность бегать (раньше мог бегать только Скейт из Streets of Rage 2

). Удары игроков наносят меньший урон врагам. Таймер был заменён на «индикатор мощности», который по достижении максимального уровня позволяет наносить специальные удары без потери уровня жизни.

  • В отличие от первой и второй частей, оружие может использоваться ограниченное фиксированное количество раз. Тем не менее имеется возможность совершать специальные удары с применением оружия. Так же возвращена возможность совершения совместной атаки для нанесения мощного удара по противникам, присутствовавшая в Streets of Rage
    .
  • Ловушки также были возвращены из оригинальной игры, например, враги могут быть сброшены в яму или в шахту лифта.
  • Искусственный интеллект противников был значительно усовершенствован, теперь враги могут подбирать оружие, блокировать атаки, совершать совместные приёмы (большой толстый противник кидает в игрока противника под именем Гарсия, чтобы сбить игрока с ног), и всячески препятствовать съеданию игроком пищи для восстановления здоровья.

Геймплей[ | ]

Игра стала более быстрой и динамичной по сравнению с предыдущими версиями. У персонажей игры появились новые движения и возможность бегать (раньше мог бегать только Скейт из Streets of Rage 2

). Удары игроков наносят меньший урон врагам. Таймер был заменён на «индикатор мощности», который по достижении максимального уровня позволяет наносить специальные удары без потери уровня жизни.

  • В отличие от первой и второй частей, оружие может использоваться ограниченное фиксированное количество раз. Тем не менее имеется возможность совершать специальные удары с применением оружия. Также возвращена возможность совершения совместной атаки для нанесения мощного удара по противникам, присутствовавшая в Streets of Rage
    .
  • Ловушки также были возвращены из оригинальной игры, например, враги могут быть сброшены в яму или в шахту лифта.
  • Искусственный интеллект противников был значительно усовершенствован, теперь враги могут подбирать оружие, блокировать атаки, совершать совместные приёмы (большой толстый противник кидает в игрока противника под именем Гарсия, чтобы сбить игрока с ног), и всячески препятствовать съеданию игроком пищи для восстановления здоровья.

Сюжет

После того как Мистер Х потерпел два поражения, он основал исследовательскую для прикрытия своей нелегальной деятельности. Доктор Зан, лучший мировой специалист в области роботостроения, был привлечён для создания армии человекоподобных роботов, способных заменить собой важных чиновников города. Совершив подмену, Мистер Х планировал управлять городом с помощью пульта дистанционного управления. Его криминальная организация, Синдикат, заблаговременно разместила бомбы в разных местах города с целью отвлечения внимания полиции во время проведения подмены чиновников.

Доктор Зан раскрывает истинные цели проводимых исследований и решает остановить Синдикат любой ценой. Он связывается с Блейз Филдинг и рассказывает ей все замыслы Синдиката. Блейз сразу же выходит на связь со своими старыми друзьями, Акселем Стоуном и Адамом Хантером, и предлагает им объединиться в группу чтобы раз и навсегда положить конец существованию Синдиката. Аксель сразу же принимает предложение, но Адам не может этого сделать (по причине его службы в полиции) и посылает вместо себя своего брата, Эдди «Skate» Хантера.

Сюжет[ | ]

После того как Мистер Х потерпел два поражения, он основал исследовательскую для прикрытия своей нелегальной деятельности. Доктор Зан, лучший мировой специалист в области роботостроения, был привлечён для создания армии человекоподобных роботов, способных заменить собой важных чиновников города. Совершив подмену, Мистер Х планировал управлять городом с помощью пульта дистанционного управления. Его криминальная организация, Синдикат, заблаговременно разместила бомбы c радиоактивным элементом «ракушин» в разных местах города с целью отвлечения внимания полиции во время проведения подмены чиновников.

Доктор Зан (в том числе, и открыватель элемента «ракушин») предаёт Синдикат, и раскрывает истинные цели проводимых исследований и решает остановить войну любой ценой. Он связывается с Блейз Филдинг и рассказывает ей все замыслы Синдиката. Блейз сразу же выходит на связь со своими старыми друзьями, Акселем Стоуном и Адамом Хантером, и предлагает им объединиться в группу, чтобы раз и навсегда положить конец существованию Синдиката. Аксель сразу же принимает предложение, но Адам не может этого сделать (по причине его службы в полиции) и посылает вместо себя своего брата, Эдди «Skate» Хантера.

Персонажи

Три персонажа из предыдущих частей игры используются в Streets of Rage 3

: Аксель Стоун, Блейз Филдинг, и Эдди «Скейт» Хантер (Сэмми Хантер в японской версии), каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Доктор Зан заменил Макса из второй части игры. Доктор Зан обладает некоторой особенностью по сравнению с другими персонажами: когда он подбирает оружие, оно превращается в светящийся огненный шар. Адам из Streets of Rage участвует в игре только эпизодически, Макс появляется только в хорошей концовке игры.

Имеется возможность играть за одного из трёх боссов при использовании чит-кодов[1]. Гомосексуальный босс Эш был исключён из западных версий игры (но доступен через чит-картриджи в японской версии игры). Так же через чит-коды могут быть доступны Шива, мастер боевых искусств, появившийся впервые в Streets of Rage 2

, и новый босс Ру (кенгуру). Шива и Ру не могут применять оружие.

Также в японской бета-версии (Bare Knuckle III) после победы над Моной и Лизой, благодаря чит-кодам, мог открыться персонаж по имени Монализа. Она имела внешность и спрайты двух её сестер. Но, после обрезки бета-версии, Монализа перестала существовать как секретный персонаж.

Концовки

Игра имеет четыре концовки, в зависимости от выбранного уровня сложности игры и количества пройденных игроком уровней за определённое время.

Хорошая концовка

: Игрок прошёл игру на нормальном или сложном уровне сложности, спас начальника полиции и победил робота Y до окончания отведённого лимита времени. Штаб-квартира Синдиката должна вот-вот взорваться, но Адам успевает спасти своих товарищей на вертолёте. Штаб-квартира взрывается, появляется изображение четырёх счастливых героев на фоне спасённого города, а также текст, сообщающий о том, что чиновники города успешно спасены и бомбы обезврежены, а доктор Дахм помещён в психиатрическую клинику. Доктор Зан извиняется перед жителями города за своё участие в преступной деятельности Синдиката. После показа титров появляется картинка, изображающая группу героев наблюдающих закат и надпись «THE END» внизу экрана.

Нейтральная концовка

: Игрок прошёл игру на лёгком уровне сложности и одержал победу над андроидом-двойником Мистера Х. После одержанного поражения андроид говорит, что ни за что не выдаст местоположения настоящего Мистера Х. Далее идёт сцена, изображая Мистера Х, наблюдающего за поединком на экране проектора. В руке он держит бокал с вином. В момент, когда игрок одерживает победу над андроидом, он сжимает кулак, раздавливая бокал пальцами. На экране появляется надпись «THE END?». Показа титров не происходит.

Нейтральная концовка 2

: Игрок прошёл игру на нормальном или сложном уровне сложности и не смог спасти начальника полиции. В этом случае последний уровень игры проходит в мэрии в присутствии прессы. Игрок должен победить двойника начальника полиции и Шиву. После того, как игрок одерживает победу над ними обоими, доктор Зан пытается заставить Шиву выдать местоположение Мистера Х, но тот отказывается. После этого опять появляется изображение Мистера Х, с ненавистью наблюдающего происходящие действия на мониторе и ломающего стакан с вином. Появляется надпись «THE END?» внизу экрана, показ титров не происходит.

Плохая концовка

: Игрок прошёл игру на нормальном или сложном уровне сложности, спас начальника полиции, победил Робота Y, но лимит времени истёк. Адам спасает группу героев, но город разрушается серией взрывов. Показа титров не происходит.

Уровни

  1. Доки. Босс — Шива, мастер боевых искусств из второй части игры.
  2. Улица, ночной клуб. Боссы — Мона и Лиза из первой части игры.
  3. Стройка. Босс — Брейк, андроид, двойник Акселя.
  4. Тоннель метро. Боссы — самурай Ямато, разделяющийся на трёх.
  5. Особняк мистера Икс. Босс — робот Икс.
  6. Особняк мистера Икс, эвакуация. Босс — Джет из второй части игры.
  7. Лаборатория/Здание мэрии. Босс — робот Игрек (Нео Икс в японской версии)/Шива.

Вырезанные уровни

В японской бета-версии игры (Bare Knuckle III) также присутствовали две секретные сцены, которые позволяли игроку прокатиться на мотоцикле.

  1. Поле. Трасса, которая открывалась после спасения генерала Петрова. На протяжении пути видны бары и развешанные на них плакаты с изображением Соника.
  2. Достроенный мост. Один из противников будет стоять в кузове грузовика и пинать на игрока бочки с горючим. В конце уровня грузовик врезается. Данный уровень встречается только после смерти генерала.
  3. Город. Дизайн города из первой игры. Город всегда был первой сценой любого уровня с мотоциклами.

В первый раз городская сцена с мотоциклом была вырезана, а остальные мото-сцены оказались секретными. Однако, заметив это, разработчики вырезали их совсем. Bomber Games добавили сцены с мотоциклами в ремейк игры «Streets of Rage Remake».

Уровни[ | ]

  1. Доки. Босс — Шива, мастер боевых искусств из второй части игры.
  2. Улица, ночной клуб. Боссы — Мона и Лиза из первой части игры.
  3. Стройка. Босс — Брейк, андроид, двойник Акселя.
  4. Тоннель метро. Боссы — самурай Ямато, разделяющийся на трёх.
  5. Особняк мистера Икс. Босс — робот Икс.
  6. Особняк мистера Икс, эвакуация. Босс — Джет из второй части игры.
  7. Лаборатория/Здание мэрии. Босс — робот Игрек (Нео Икс в японской версии)/Шива.

Вырезанные уровни[ | ]

В японской бета-версии игры (Bare Knuckle III) также присутствовали две секретные сцены, которые позволяли игроку прокатиться на мотоцикле.

  1. Поле. Трасса, которая открывалась после спасения генерала Петрова. На протяжении пути видны бары и развешанные на них плакаты с изображением Соника.
  2. Достроенный мост. Один из противников будет стоять в кузове грузовика и пинать на игрока бочки с горючим. В конце уровня грузовик врезается. Данный уровень встречается только после смерти генерала.
  3. Город. Дизайн города из первой игры. Город всегда был первой сценой любого уровня с мотоциклами.

В первый раз городская сцена с мотоциклом была вырезана, а остальные мото-сцены оказались секретными. Однако, заметив это, разработчики вырезали их совсем. Bomber Games добавили сцены с мотоциклами в ремейк игры «Streets of Rage Remake».

Различия в региональных версиях игры

В процессе адаптации оригинальной японской игры Bare Knuckle 3

к европейской версии
Streets of Rage 3
были внесены значительные изменения. Поменялись цвета одежды трёх возвращённых героев из предыдущих частей игры (Акселя, Блейз и Сэмми), одежда врагов женского пола стала менее откровенной, гомосексуальный босс Эш был исключён из английской версии игры (но осталась возможность выбора этого персонажа в случае применения чит-кодов).

Другое существенное различие заключается в сюжете игры: сюжет японской версии игры начинается со взрыва нового взрывчатого вещества под названием «Laxine», открытым Доктором Гилбертом, взрыв которого унёс жизни тысяч людей. В то же самое время исчезает генерал Иван Петров. Как выяснилось впоследствии, исчезновение генерала организовал Мистер Х, который планирует использовать новое взрывчатое вещество «Laxine» чтобы начать глобальную войну.

В английской версии игры были убраны все упоминания о веществе «Laxine», генерал Иван Петров был заменён шефом полиции города, основная сюжетная линия была изменена — теперь основным замыслом Мистера Х становится подмена главных чиновников города их точными копиями — человекоподобными роботами, с целью получения контроля над городом. В случае плохой концовки в Bare Knuckle 3

отображается фотография разрушенного города в качестве фона для текста, сообщающего о проигрыше игрока; в
Streets of Rage 3
фотография была удалена, прокрутка текста происходит на чёрном фоне. В случае плохой концовки в
Streets of Rage 3
показа титров не происходит, в то время как в
Bare Knuckle 3
титры показываются всегда.

Общая сложность игры также была изменена в английской версии, даже на нормальном уровне сложности игра оказалась значительно более сложной, нежели в японской версии. Также следует отметить, что английская версия игры не может быть полностью пройдена на лёгком уровне сложности (игра заканчивается после прохождения 5-го уровня).

Изображения Акселя и Skate отсутствуют на обложке европейской версии игры, в то время как рядом с Блейз появляется новый герой — Доктор Зан.

Различия в региональных версиях игры[ | ]

В процессе адаптации оригинальной японской игры Bare Knuckle 3

к европейской версии
Streets of Rage 3
были внесены значительные изменения. Поменялись цвета одежды трёх возвращённых героев из предыдущих частей игры (Акселя, Блейз и Сэмми), одежда врагов женского пола стала менее откровенной, гомосексуальный босс Эш был исключён из английской версии игры (но осталась возможность выбора этого персонажа в случае применения чит-ов), в конечной заставке купальник Блейз стал не таким откровенным и была изменена поза удара в прыжке (прикрыв нижнее бельё).

Другое существенное различие заключается в сюжете игры: сюжет японской версии игры начинается со взрыва нового взрывчатого вещества под названием «Laxine», открытым Доктором Гилбертом, взрыв которого унёс жизни тысяч людей. В то же самое время исчезает генерал Иван Петров. Как выяснилось впоследствии, исчезновение генерала организовал Мистер Х, который планирует использовать новое взрывчатое вещество «Laxine», чтобы начать глобальную войну.

В английской версии игры были убраны все упоминания о веществе «Laxine», генерал Иван Петров был заменён шефом полиции города, основная сюжетная линия была изменена — теперь основным замыслом Мистера Х становится подмена главных чиновников города их точными копиями — человекоподобными роботами, с целью получения контроля над городом. В случае плохой концовки в Bare Knuckle 3

отображается фотография разрушенного города в качестве фона для текста, сообщающего о проигрыше игрока; в
Streets of Rage 3
фотография была удалена, прокрутка текста происходит на чёрном фоне. В случае плохой концовки в
Streets of Rage 3
показа титров не происходит, в то время как в
Bare Knuckle 3
титры показываются всегда.

Общая сложность игры также была изменена в английской версии, даже на нормальном уровне сложности игра оказалась значительно более сложной, нежели в японской версии. Также следует отметить, что английская версия игры не может быть полностью пройдена на лёгком уровне сложности (игра заканчивается после прохождения 5-го уровня).

Изображения Акселя и Skate отсутствуют на обложке европейской версии игры, в то время как рядом с Блейз появляется новый герой — Доктор Зан.

Переиздания игры

Японская версия Sonic Gems Collection

включает в себя
Bare Knuckle I
,
II
,
III
(
Streets of Rage 1
,
2
и
3
). Тем не менее, за пределами Японии все части игры, так же как и
Bonanza Bros.
были исключены из сборника для достижения более низкого возрастного ценза. Позже
Streets of Rage 3
вместе с другими играми появилась в составе
Sonic’s Ultimate Genesis Collection
.

Почему нужно знать даты выхода игр?

Хотя бы потому, что так удобнее планировать свое время и финансы. Если вы знаете, например, когда выйдет Streets of Rage 3 (SoR 3), то вам будет проще сориентироваться: заранее отложить деньги на ее покупку, распланировать дела так, чтобы иметь возможность погрузиться в игру сразу, как только она выйдет.

Очень многие геймеры отслеживают даты выхода игр с помощью специальных календарей и тематических статей о самых важных релизах месяца или сезона. И то, и другое вы можете найти и на нашем игровом портале VGTimes.ru

Отрывок, характеризующий Streets of Rage 3

– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам. – Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей. – Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением. – Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей. Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты. Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани. – Теперь куда прикажете? – спросил кучер. «Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него. – Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди. Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе. С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления. Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п. Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur mon frere, je consens a rendre le duche au duc d’Oldenbourg, [Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцогство Ольденбургскому герцогу.] – и войны бы не было. Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове Св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes [хорошие принципы], а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан memorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас – потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими. Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие. Такой же причиной, как отказ Наполеона отвести свои войска за Вислу и отдать назад герцогство Ольденбургское, представляется нам и желание или нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел идти на службу и не захотел бы другой, и третий, и тысячный капрал и солдат, настолько менее людей было бы в войске Наполеона, и войны не могло бы быть. Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии, и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все – миллиарды причин – совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных. Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, – были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин. Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее. Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение. Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы. Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка. «Сердце царево в руце божьей». Царь – есть раб истории. История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей. Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться. Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним. Когда созрело яблоко и падает, – отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его? Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав, и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименований событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: