No Man’s Sky | |
Разработчик | Hello Games |
Дата анонса | 7 декабря 2013 года[1] |
Даты выпуска | PlayStation 4: 9 августа 2020 года[2] Microsoft Windows: 12 августа 2020 года[3][4][5] Xbox One: 24 июля 2020 года[6] |
Последняя версия | 1.53[7] |
Жанры | приключенческий боевик, космический симулятор[8][9] |
Возрастные рейтинги | РСВР: 12+ |
Создатели | |
Руководители | Шон Мюррей Дэвид Рим Райан Дойл Грант Дункан |
Продюсеры | Сьюзи Уоллес Гарет Боурн |
Геймдизайнеры | Гарет Боурн Шон Мюррей Уилл Брахам |
Программисты | Райан Дойл Хейзел МакКендрик Шон Мюррей и др.[источник не указан 698 дней ] |
Художники | Аэрон Эндрюс Беам Ламб Грант Дункан Джейкоб Голдинг Лэви Наэсс[источник не указан 674 дня ] |
Композиторы | 65daysofstatic Пол Уейр |
Технические данные | |
Платформы | Microsoft Windows[10] PlayStation 4 Xbox One |
Режимы игры | Однопользовательский |
Язык интерфейса | Английский, французский, русский, итальянский, немецкий, испанский, японский |
Носители | Оптический диск Цифровая дистрибуция |
Системные требования | Минимальные
|
Управление | : Клавиатура и мышь, геймпад PS4: DualShock 4 |
Официальный сайт |
No Man’s Sky
— компьютерная игра в жанре космический приключенческий боевик с элементами выживания[8][9], разработчиком и издателем которой является британская инди-студия Hello Games. Игра широко использует процедурную генерацию содержимого и является «песочницей» с открытым миром[11]. Общий графический стиль игры вдохновлён иллюстрациями с обложек различных научно-фантастических книг[12], также на многих разработчиков оказали влияние работы, имеющие отношение к демосцене[13]. Игра была анонсирована на церемонии VGX в 2013 году[1].
Игра выпущена 9 августа 2020 года на платформе PS4[2] и 12 августа 2020 года на платформе [3][4], а также вышла на Xbox One 24 Июля 2020 года[14]
Значение Пути Атлас
Сюжетное развитие No Man’s Sky начинается с того момента, когда игрок выбирает следовать Пути Атласа, который однажды приводит его к витающей в космосе ромбовидной структуре. По словам создателя игры, Шона Мюррея, она является чем-то вроде «центральной компьютерной системы, в которой хранятся все данные»
. В ней перед Странником (это одно из именований, используемых в No Man’s Sky по отношению к главному герою — я буду ссылаться на него и далее в тексте) предстает гигантский непрерывно пульсирующий шар. Эта сфера, «останки Атласа», предлагает
«истинное понимание всего сущего»
. Странник тут же задает самому себе вопрос, правда ли это или
«какая-то необъятная симуляция, созданная другим интеллектом»
. Здесь перед игроком встает выбор: ответить согласием на кажущееся сомнительным предложение или же отправиться своей одинокой дорогой. Если вы соглашаетесь, тогда вашему пути к центру галактики положено начало.
Несмотря на то, что Путь Атласа проложен для вас довольно узкой (в соотношении с масштабами игровой вселенной) «тропинкой», ведущей к другим сферам, время от времени вы сможете попасть в космические аномалии и встретиться там с Сущностью-священником Нада и Специалистом Поло. Оба эти разумные создания преодолели языковые барьеры, разделяющие существ, населяющих вселенную No Man’s Sky. С каждым новым визитом Нада предлагает игроку посильную помощь — восполняет часть необходимых для гипер-прыжков ресурсов, прокладывает на карте кратчайший путь к черной дыре (путешествие сквозь них приближает главного героя к цели) или же дает совет, как добраться до следующих «останков Атласа».
В конце-концов, для того чтобы получить возможность достичь центра галактики, вам придется собрать и затем пожертвовать 10 камней Атласа, выдаваемых сферами. Но вместо того, чтобы познать там все секреты мироздания, вы фактически начинаете все сначала — загадки происхождения Атласа остаются неразгаданными, а главный герой снова приходит в сознание на заброшенной богами планетке, обнаруживая, что его корабль и оборудование в критическом состоянии. Вместо того, чтобы закончиться No Man’s Sky начинается заново — в самом прямом смысле — отправляя игрока в новое путешествие. Давайте попробуем разобраться, почему.
Есть скафандр — готов путешествовать
Масштабы No Man’s Sky таковы, что от них попросту клинит сознание. Здесь квинтиллионы планет — больше, чем пальцев на руках у всех людей Земли, и каждая представлена в натуральную величину. Поэтому повторять подвиг Магеллана, огибая завалящий мирок по поверхности — задача сугубо для сумасшедших (а такие точно найдутся, если ещё не). Взлёт и выход в открытый космос безо всяких склеек или подгрузок тоже повергает в благоговейный трепет. Даже не верится, что подобное достижимо средствами математики и тасованием параметров планет вроде цветовой гаммы, ландшафта, климата, флоры и фауны.
Чтобы мы оценили широту охвата, наш звездолёт на старте, естественно, сломан. То есть бегай да ищи ресурсы, дабы задать технике ремонт. И хорошо, если планетка из советской фантастики: такая, знаете, со степным колоритом и плюшевыми зверушками. А то ведь бывает иначе: выкинут в аду, который на полпути от доменной печи к газовой камере, где дроны атакуют всех без разбору. Считаете, вы в сказку попали? Нет, вы в космос вляпались!
Что такое Атлас?
Чтобы распутать толстый клубок тайн, нитью Ариадны ведущий нас к неоднозначной концовке No Man’s Sky сперва мы должны понять, что же такое Атлас. На поздних стадиях игры Странник обращается к создателям своего мира, как к «утомленным умам, порабощенным собственной действительностью так же, как я порабощен этой»
. Тем самым он уже признает за ними авторство «модели», являющейся вселенной. Неясным остается только: был ли Атлас непосредственно создателем, или же его самого сотворил высший интеллект?
В начале игры он приводит Странника к одному из чужеродных монолитов, в великом множестве разбросанных по планетам. Соглашаясь после этого на сотрудничество с Атласом, главный герой наблюдает «строки кода, линии цифр, затем диковинную связь между ними»
. Это первый намек на истинную сущность вселенной No Man’s Sky, о которой я расскажу детально далее.
Искусственный интеллект
По мере приближения к концу странствий, главный герой наконец приходит к пониманию своего места в мире. Он говорит: «Я стал машиной, я — наблюдаемый и наблюдатель. Вселенная была создана ради моего путешествий. Она выстроена вокруг моего Пути.»
Слово «машина» в данном случае подразумевает скорее андроида, человекоподобное существо, действия которыми кажутся свободными, но на самом деле контролируются извне. В случае Странника, игрок берет на себя роль этой внешней силы, хотя Странник не подозревает об этом вплоть до более поздних встреч с Атласом. В этом он существенно отличается от других обитателей вселенной No Man’s Sky — по крайней мере ему предопределено узнать о своем предназначении.
Но зачем вообще игрок контролирует Странника? Что ж, он сам дает ответ на этот вопрос фразой о «наблюдателе» и «наблюдаемом». Его роль в этой вселенной — быть проводником впечатлений о ней для игрока. Впрочем, постепенно следуя Пути Атласа он получает все больше пугающей информации о себе, своих соседях по бытию и грустной истине, скрывающейся за красивой картинкой.
В таком случае нельзя не отметить противоречие: почему эта компьютерная программа позволяет кому-то из своих «подопечных» осознать себя?
Нада и Поло
В определенные моменты игры единственная возможность продолжить Путь Атласа — это попасть в космическую аномалию к Сущности-священнику Нада и Специалисту Поло. Как можно понять из названия, эта аномалия изначально вообще не должна существовать во вселенной No Man’s Sky. Эту мысль подтверждает Нада на второй встрече со Странником следующей фразой: «Создатель симуляции, друг или враг? Необходимая паранойя. Галактика, причина и следствие, индивидуальность статистическая аномалия — Нада ошибка. Веришь Нада? Верить тебе?»
Таким образом, Нада подтверждает, что окружающий мир — не более, чем иллюзия. Себя он называет ошибкой в коде, поясняя существование галактики причинно-следственной связью, а любое проявление индивидуальности — погрешностью в статистике. Если вселенная действительно является компьютерной симуляцией, то Нада и его компаньон Поло, свободно владеющие родным языком Странника — они оба ошибки в ее коде. В той же диалоговой ветке, Странник делает замечание касательно слов Нада: «его рассуждения все убедительнее»
. Он добавляет:
«Они не нашли в галактике места для свободы воли и вообще чего-либо, не ограниченного прямолинейными причинно-следственными связями. Их заботит то, что все мы пешки в играх высшего разума, создавшего нас — марионетки, танцующие на ниточках. А Нада подозревает меня. Я искажен. Неужели я тоже кукловод?»
Из разговоров Странника и Нада становится ясно, что Сущность-священник постепенно узнает все больше об истинной сути вселенной — он даже способен манипулировать ее исходным кодом, вызывая пространственно-временные искажения (черные дыры). Нада становится высшим созданием в симуляции, но начинает все больше подозревать Странника в процессе развития их отношений. В свою очередь Корвас, родная раса Нада относится к нему все более враждебно, объясняя это желанием уничтожить Сущность, обладающую самосознанием.
Несмотря на возрастающую тревожность между Странником и Нада, второй все же помогает первому на Пути Атласа к центру галактики. Что же, это значит, что Атлас вовсе и не ставит целью достижение самосознания Странником, и это всего лишь неудачные последствия его общения с Нада, ошибкой в коде?
Основы
Как писалось выше, в начале игры у вас будет не так много вариативности при создании собственной базы. Мы скажем больше: она может состоять всего лишь из компьютера и телепора, если последний уже был разблокирован.
В процессе развития вы научитесь создавать деревянные плиты, позволяющие соорудить здание без окон. Тем не менее, уже самая простая постройка из стен, крыши и двери может защитить вас от опасностей окружающей среды и представителей местной фауны. Создайте портативный очиститель и телепорт снаружи, благодаря чему получите возможность путешествовать в любые ранее посещенные точки.
Как построить больше интересных вещей
В No Man’s Sky есть дополнительная валюта, также используемая при расширении базы. При помощи сканера ищите зарытые модульные технологии (иконка с двумя полосками, напоминающими символ Wi-Fi). Когда найдете, то примените ландшафтный манипулятор, чтобы выкопать предмет (обычно он закопан не так глубоко). За это вы получите скопления нанитов или, что еще более важно, спасенные технологии.
Когда у вас будет несколько таких частей, вы сможете перейти в меню переносных технологий и создать анализатор чертежей. Благодаря этому можно будет получить новые детали и материалы для апгрейда базы.
Анализатор чертежей
Когда в меню портативных технологий будет доступен базовый компьютер, то вы сможете застолбить за собой небольшую территорию на выбранной планете. Однако не будет доступа ко всем функциям базы. Если хотите получить что-то более уникальное и полезное, то придется следовать основной сюжетной линии.
Выполняйте поручения Артемиды, пока история не продолжится заданиями Аполлона. В рамках квеста «Призраки в машине» вас попросят построить базу. Там же вы сможете создать терминал надзирателя и нанять соответствующего специалиста на космической станции. Затем надзиратель начнет выдавать задания, связанные с базой.
После добавления первого терминала территория существенно расширится и база перестанет быть похожей на небольшое укрытие. Вы начнете получать более полезные технологии и приступите к созданию ценных ресурсов — к примеру, гравитационных шаров, которые можно использовать самостоятельно или продавать на космических станциях.
Терминалы и специалисты
На момент написания статьи для базы было доступно пять специализированных терминалов. Они разблокируются по мере выполнения квеста «Призраки в машине». Все начнется со строительного терминала. Отстраивая новые терминалы и добавляя к ним специалиста, вы получаете серии побочных миссий, связанных с ним. За их завершение вас наградят полезными чертежами, связанными с конкретной специализацией. К примеру, оружейный мастер выдаст чертежи для мультитула, позволяющие его улучшить и пройти несколько других дополнительных заданий.
Один из терминалов
Все терминалы и специалисты:
- Строительный терминал и надзиратель. Последний персонаж станет первым NPC, которого вы наймете для работы на базе. Завершение побочных квестов «Строительство планетарной базы» приведет к получению чертежей для других специализированных терминалов, блоков хранения и новых конструкций и украшения для вашего нового дома. Также будут выданы чертежи по созданию собственного галактического торгового терминала и посадочной площадки.
- Научный терминал и ученый. Побочные задания для вашего ученого из Корвакса предоставят чертежи для крафта и несколько новых частей для переносных технологий.
- Оружейный терминал и оружейник. Оружейник представляет расу вай’кинов. Его побочные задания вознаградят вас чертежами модулей для апгрейда костюма, мультитула и корабля.
- Сельскохозяйственный терминал и фермер. Найденный вами фермер расы геков позволит выполнить квесты, за которые вы получите чертежи семян и гидропонных лотков. Благодаря ним вы сможете выращивать собственные ресурсы, включая замороженные кристаллы, соланиум и гравитационные шары.
- Терминал экзокрафта и техник. Техник из расы вай’кинов предоставит чертежи для создания экзокрафтов (машины, перемещающиеся по поверхности планеты) и улучшающих их модулей.
Огромный очиститель
Огромный очиститель
По мере расширения базы вам понадобится еще больше ресурсов. К счастью, примерно в это же время появится возможность построить огромный очиститель. Вы найдете его в списке постоянных технологий в меню строительства.
Большой очиститель занимает много места, что соответствует его названию, но не потребляет топлива. Если вы поместите только один элемент или предмет, то он будет работать так же, как и портативный очиститель. Но здесь можно использовать до трех разных компонентов, благодаря чему открывается немало новых рецептов. Например, вы сможете смешивать кислород и ферритовую (железную) пыль, чтобы получать ржавый металл.
Однако, что еще более важно, такое устройство изменяет соотношения рецептов, делая их более выгодными.
Если при использовании портативного очистителя и добавлении натрия вы могли получить нитрат натрия в соотношении 2:1 (две единицы натрия, чтобы получить одну единицу нитрата данного вещества), то, к примеру, при смешивании натрия с конденсированным углеродом можно получить шесть единиц нитрата (к рецепту выше добавляется одна единица конденсированного углерода, но количество вещества на выходе увеличивается в три раза).
Огромный очиститель также используется для создания более экзотических элементов — фосфора или диоксидов.
Автономные юниты, маяки и атмосферные сборщики
При расширении базы откроется доступ к еще трем полезным портативным технологиям, указанным выше. Для создания каждой требуется немалое количество ресурсов, но с их помощью можно автоматизировать некоторые утомительные процессы.
Подробнее о технологиях:
- Маяк — самый простой агрегат, позволяющий установить маркер на карте. Бросьте на землю один из них, чтобы впоследствии с легкостью отыскать нужное место на планете. Например, ту точку, где вы оставили автономного юнита.
- Автономный юнит. Такие устройства могут возводиться на любых залежах ресурсов. Вам просто требуется запустить его, потратив углерод. Он начнет функционировать до тех пор, пока место не будет истощено. В этот момент останется просто забрать свою награду. Они особенно хороши на опасных планетах, где нельзя подолгу задерживаться на одном и том же месте. Разместите юнита, а затем вернитесь на корабль и ждите, когда тот завершит свою работу.
- Атмосферный сборщик. Так же, как и автономный юнит, устройство устанавливается на поверхности планеты и работает без вашего присутствия. Не забудьте бросить рядом с ним маячок, чтобы можно было с легкостью вернуться назад для получения собранных ресурсов. Оборудование собирает из воздуха отдельные газообразные вещества, которые позже можно забрать и использовать в различных целях. Какой именно газ будет собран, зависит от типа планеты, на которой вы находитесь.
Центр всего
После того, как игрок совершил достаточно гипер-прыжков, собрал 10 камней Атласа и достиг последней станции, ему наконец предоставляют возможность совершить путешествие к центру всего сущего. При этом Странник говорит: «Новая звезда родилась на окраинах Галактики. Новый странник обнаружит себя там. Я особожден. Я ясно вижу ткань пространства, всю эту симуляцию и черные дыры в ней. Возможно, там я найду ответы.»
Слова Странника становятся пророческими, потому как в результате путешествия к центру Галактики игрок снова оказывается на заброшенной планете рядом с местом крушения своего корабля. Так что же это означает?
Сначала я было подумала, исходя из комментариев Странника о «новом путешественнике»
, что меня поместили в сущность совершенно нового персонажа в то время, как предыдущий главный герой растворился в алгоритмах вселенной. Эта теория почти тут же исчерпала себя, когда я ознакомилась с инвентарем и поняла, что сохранила тот же экзокостюм, космический корабль и нажитое добро. Все вело к тому, что я продолжаю игру все за то того же Странника. Апогеем понимания незадолго до этого стала надпись по
Что породило последнюю мою теорию: расширение вселенной зависит только от Странника, направляющегося во все новые галактики, а каждая из них создается ради единственной цели — получения впечатлений игроком. Это означает, что убежденность главного героя в собственной свободе воли не имеет никакой подоплеки, а его судьба — вовсе не путешествие к центру мира к таящимся там секретам, а увеличение наших возможностей к исследованию игры. Как и в других видео-играх, Странник — всего лишь инструмент для достижения определенных целей.
Вся наша жизнь — игра?
Таким образом, No Man’s Sky предстает компьютерной симуляцией вселенной, чей сюжет сконцентрирован вокруг психологической травмы от осознания ирреальности окружающего мира. На мой взгляд, Hello Games создали проект, в котором прямо показали, каково это: создать процедурно генерируемую действительность и населить ее персонажами, постепенно приходящими к пониманию, что они не больше, чем искусственный интеллект.
Нада описывает Странника «искажением»
, намекая на то, что ему дана власть дергать вселенную за струнки кода. Отчасти это правда. Странник одновременно причина и следствие, он знает, что важен для этого мира и что тот был выстроен ради него. Его ошибка заключается в мысли о том, что путешествие к центру галактики даст ответы на все его вопросы. А на самом деле он оказывается лишь инструментом для создания нового игрового контента.
Трагично, не правда ли? Странник считал, что откроет все секреты и обретет высшее знание об устройстве мира и собственном предназначении. А окончание долгого пути приводит его к новому началу. Он искренне верил в то, что сможет преодолеть пределы вселенной и избавиться от ограничений, но его настоящая судьба — вечно повторять один и тот же заранее заданный цикл.
No Man’s Sky — это игра о последствиях осознания того, что ты в ней не игрок, а безвольный персонаж. И если верить Илону Маску, каждому из нас еще предстоит испытать это на собственной шкуре.
В космосе никто не услышит… и не увидит тоже
No Man’s Sky без пяти битов шедевр во всём, что касается конструирования бесконечных пространств и планет, поэтому опыт её авторов наверняка разберут на цитаты. Она лучится эстетикой снимков с «Хаббла»: космос разноцветен, а пейзажи — хоть в рамку. Но островки смысла окружает вакуум: здесь практически нечем заняться, геймплей вязнет в самоповторах, будто перед нами какая-нибудь третьесортная MMO. Только, в отличие от последней, онлайн здесь сводится к записям в энциклопедии — кто и что открыл. Космический симулятор выкладывает все свои козыри в первые же часы. И даже работай мультиплеер как надо (как нам обещали изначально), количество миров в No Man’s Sky делает встречу двух случайных людей маловероятной — всё равно что сорвать джекпот в лотерее.
Да, придуманная разработчиками математическая модель не особо вяжется со сценарием, спасением галактики и какой-никакой политикой в духе разборок ситхов с джедаями. Никто и не обещал ничего подобного. Но отсыпьте хотя бы геймплея на заявленную сумму. Шутка ли, прокладывать маршруты во Вселенной и ставить блоки на звездолёт куда интереснее в более примитивных с технической точки зрения продуктах вроде Space Rangers и FTL: Faster Than Light.
Логично, что критики No Man’s Sky разделились на два лагеря: романтиков и скептиков. Первым достаточно одиночества на фоне кислотных декораций и робинзонады с добычей ресурсов в бытовых масштабах. Вторые привыкли получать больше — и кто их осудит? У эмоций, даримых игрой, ограничен срок годности. Чтобы в неё влюбиться, достаточно взлететь с одной планеты и сесть на другую. А чтобы разочароваться — провести в ней пару часов. Неплохая попытка, Hello Games, будем надеяться, что вырученные деньги пойдут на развитие проекта.