« | Посмотрим, правильно ли я понял, лейтенант. Это восьмифутовое существо с чем-то вроде кислоты вместо крови, оно попало на ваш корабль. Оно убивает на месте, и выглядит это отвратительно. | » |
— «Чужие 3» |
«Чужой»
(англ.
Alien
) — американо-английская франшиза, которая выросла из фильма о кровожадном инопланетянине, первая успешная комбинация научной фантастики и боди-хоррора. Состоит из нескольких комиксов, видеоигр и четырёх фильмов, сделанных разными режиссёрами, но всегда с Сигурни Уивер в главной роли. Впоследствии вышли ещё два фильма-кроссовера со вселенной Хищника.
Мерзкие инопланетяне, паразиты-универсалы Чужие, давшие название серии, основаны на картинах швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера. Гигер хотел создать физическое воплощение страха изнасилования. Соответственно, фильмы наполнены сексуальным символизмом.
Оригинальная тетралогия[править]
(link) Эволюция и анатомия Чужого |
(link) Разновидности Чужого |
(link) Чужой в видеоиграх |
(link) Почему Чужой не может существовать |
Первый фильм, «Чужой»
, вышел в 1979 году. Режиссёром выступил Ридли Скотт. Космический корабль совершает посадку на неизвестной планете, получив сигнал бедствия. Один из членов команды подвергается нападению
фейсхаггера
(англ.
Facehugger
, инопланетного существа, прилипающего к лицу, также известного как «лицехват») и впадает в кому. Через некоторое время из его груди вылезает Чужой, выросший внутри его организма, и отправляется на охоту. Один за одним погибают члены команды корабля, пока не остаются только Эллен Рипли и кот. Рипли удаётся победить чудовище. Она погружается в гиперсон и отправляется домой.
Второй фильм, «Чужие»
, вышел в 1986. Рипли просыпается ото сна и возвращается на Землю. Оказывается, что бывший работодатель Рипли, мегакорпорация «Вейленд-Ютани» колонизировала планету, на которой были обнаружены Чужие, но недавно связь с колонией оборвалась. Рипли в качестве советника отправляется на планету вместе с космодесантом, чтобы разобраться, что же произошло. На месте они обнаруживают вместо колонии огромное гнездо Чужих и королеву, которая откладывает яйца. Потеряв большую часть космодесантников и убив королеву, Рипли погружается в сон и отправляется домой. Режиссёр Джеймс Кэмерон сделал из хоррора боевик, но фильм был чрезвычайно успешным и считается одним из редких случаев, когда продолжение оказалось не хуже оригинала. Это ж Кэмерон.
В «Чужом 3»
(1992) Дэвида Финчера Рипли просыпается в разрушенном корабле на одной из планет-тюрем корпорации «Вейленд-Ютани». Все её спутники мертвы, а сама она заражена королевским яйцом Чужого от оказавшегося на корабле фейсхаггера. Ещё один фейсхаггер проникает в колонию заключённых и заражает собаку, за вылезшим из которой Чужим-«бегуном» весь фильм будет гоняться Рипли. В конце концов, в живых остаются только Рипли и один из заключённых, который пытался её изнасиловать. Рипли убивает себя и упомянутого четвероногого Чужого. Это должен был быть последний фильм серии, и он оказался гораздо менее успешен, чем предыдущие два. Зато в нём впервые была высказана идея о том, что форма тела Чужого зависит от тела носителя яйца.
В 1997 сняли последний канонический фильм «Чужой: Воскрешение»
. В этом фильме впервые нет ни настоящей Рипли, ни . Рипли клонируют на военной базе, где проводятся опыты над людьми с целью использовать Чужих как оружие. Во время клонирования ДНК Чужого проникает в ДНК Рипли, и она получает новые способности — выносливость, силу и возможность понимать Чужих. Вскоре после прибытия очередной партии заражённых Чужие вырываются на свободу вместе с их наполовину человеческой королевой. Рипли с помощью заражённых людей пытается остановить инопланетян, чтобы спасти Землю и человечество. Фильм был принят не очень хорошо, зато получил хорошую кассу. Ирония в том, что на самом деле оригинальный сценарий был написан как пародия на Чужих, но его почему-то запустили в производство.
Откуда появились ксеноморфы
Здесь мы подходим к тайне появления этого вида. Достоверно неизвестно как же зародились ксеноморфы, но именно тот факт, что они являются совершенными охотниками и орудиями убийства наталкивает на мысль, что весь этот вид был выведен искусственно в качестве биологического оружия.
Ряд земных ученых предполагает, что ксеноморфы выведены расой, известной, как инженеры или космические жокеи, представители которой были помешаны, в том числе на создании всего, что могло убивать, начиная от смертоносных химических соединений и заканчивая искусственно выведенными биологическими видами.
Вторая теория гласит, что Яутжа, которых вы скорее всего знаете под общепринятым именем «хищники», существа, которые буквально жившие охотой и считали ее высшей целью и смыслом жизни, создали ксеноморфов для испытания своего охотничьего искусства, силы, ловкости и интеллекта.
Прометей и сиквелы[править]
Вышедший в 2012-м году фильм от режиссёра оригинального «Чужого»
Ридли Скотта, первоначально планировавшийся в качестве приквела к нему, но в итоге получившего непонятный статус то ли приквела, то ли перезапуска, то ли параллельной вселенной, а теперь грозящейся обзавестись собственной серией сиквелов.
Сюжет фильма повествует об экспедиции по поискам создателей человечества, вдохновлённой доктором Элизабет Шоу с мужем и проспонсированной Питером Вейландом, престарелым основателем мегакорпорации «Вейланд». Экспедиция находит планету-могильник со следами катастрофы и хранилищами непонятной чёрной жидкости, предположительно — биологического оружия, в процессе часть команды гибнет. Тайно прибывший на корабле Вейланд выводит из стазиса последнего выжившего Инженера и приводит того в ярость просьбой о бессмертии, после чего Инженер расправляется с ним, активирует захороненный тут же корабль и собирается лететь к Земле, предположительно для того, чтобы сбросить бомбы с чёрной жидкостью, но оказывается сбит тараном «Прометея». Последняя выжившая из команды, Шоу, прихватывает голову Дэвида и с его помощью улетает на родной мир расы Инженеров.
Во время выхода фильм много критиковался фанатами за нелогичность поведения героев и отсутствие в нём, собственно, Чужого, а также множество логических дыр. Что, впрочем никак не помешало ему сделать весьма неплохую кассу и обеспечить франшизе разворот к теме оригинальных Чужих, фактически спровоцировав выход следующих игр. Самым спорным моментом в фильме стало раскрытие Инженеров/Жокеев, появившихся ещё в первом фильме: часть фанатов испытала раздражение от переосмысленного дизайна, а другой части раса «синих качков» показалось интригующей.
Изначально «Прометей» задумывался как одинокий фильм, но характерная болезнь серии настигла и его в виде выпущенного в 2017-м году фильма «Чужой: Завет»
. Фильм посвящён одному катастрофическому дню из жизни экспедиции корабля «Завет» и является первым в серии, события которого действительно случайность, а не чей-нибудь план: случайно повреждённый выбросом нейтрино колонизаторский корабль «Завет» ловит передачу от планеты, которая, по предварительным данным, намного больше подходит для жизни, чем та, на которую они направлялись изначально, и летит к ней. В процессе планетарной разведки поселенцы наталкиваются на разные виды Чужих и андроида Дэвида, который оказывается создателем классических чёрных монстров. В конце концов большая часть экспедиции гибнет, а Дэвид оказывается единственным бодрствующим существом на корабле, полном замороженных колонистов и эмбрионов.
«Чужой: Завет»: слабоумие, отвага и дивные андроиды
Александра Давыдова | 16.05.2017 | 841
Продолжение «Прометея» вышло немного лучше. Но лишь благодаря появлению Чужого и игре Фассбендера.
«Прометей» неплохо дополнил вселенную «Чужих», приподняв завесу тайны над происхождением пилота инопланетного корабля, на который наткнулись герои первого фильма. В то же время картина оставила множество вопросов без ответа, намекая на возможность продолжения. И его не пришлось долго ждать. «Чужой: Завет» стал первым в трилогии фильмов, соединяющей события «Прометея» и «Чужого». Фильм вышел в мае и избавился от части недостатков «Прометея»— вернул собственно Чужих, ответил на несколько давних вопросов вселенной, и к тому же был так же красив. Вот только герои его тоже были не в ладах с логикой… Может, в следующем фильме исправят?
Чужой против Хищника[править]
Многих фанатов волновал вопрос — кто круче, Чужой или Хищник? Ещё в 1993 году появились кроссоверы: комиксы, видеоигры и книги. В 2004 году вышел фильм «Чужой против Хищника»
. Антарктическая экспедиция натыкается на древний зиккурат, который Хищники издревле использовали для охоты за Чужими. Группа молодых хищников и команда людей пытаются уничтожить Чужих и, как всегда, спасти мир.
Сиквел 2007 года, «Чужие против Хищника: Реквием»
: корабль с победителями-хищниками покидает Землю, но из трупа погибшего хищника вылупляется гибрид Хищника и Чужого, убивает всех вокруг, корабль падает где-то в Колорадо. Гибрид вырывается на свободу и начинает заражать людей. Снова независимые команды Хищников и людей бьются с гибридом за безопасность человечества.
Читайте также
- Кино
- Классика кино
Странные идеи из черновиков «Терминаторов»: киберсобака, Скайнет-спаситель и пьяный Арнольд
- Кино
- Классика кино
Как создавались «Чужие» Джеймса Кэмерона
- Кино
- Классика кино
- Книги
Кэмерон и Спилберг обсуждают инопланетян и будущее
Игры[править]
Aliens vs Predator[править]
Основная статья
:
Aliens vs Predator
Aliens: Colonial Marines[править]
EPIC FAIL! Оказалась настолько провальной игрой, что все критики игры 2010 года разом замолкли и даже начали хвалить то, что ранее ругали. Обидно, что тестовая версия игры выглядела очень и очень неплохой, да и ворох тяжеленных патчей значительно вытянул игру из унылости — но увы, первое так и не увидели, второе уже не заметили.
Alien: Isolation[править]
Вышла осенью 2014 года. Спорный, но в целом тепло принятый коридорный хоррор. Огрехи вражьего интеллекта и прочие претензии нивелируются великолепной атмосферой ужаса простого человека перед зловещим космическим монстром и духом первого фильма — унылые мрачные коридоры, детекторы движения из подножного хлама и блюющие молоком андроиды прилагаются.
SS13 Colonial Marines[править]
Сборка малоизвестной, но крутой игры Space Station 13 про, как ни странно, космических морпехов.
Хищник 2
По первоначальной задумке, новый Хищник должен был открыть охоту на героя Шварценеггера. Также был вариант перенести действие во времена Второй мировой войны и заставить американских и немецких солдат сообща сражаться с пришельцами.
Но в итоге вторая часть оказалась проще. Авторы решили рассказать о противостоянии очередного Хищника и отважного полицейского, которого сыграл Дэнни Гловер. Его привлёк успех первого фильма.
События разворачиваются в Лос-Анджелесе, где борются за влияние колумбийская и ямайская мафия. Герой Гловера, расследуя преступления, находит жертв, с которых содрана кожа — так убивал некоторых жертв Хищник в первом фильме.
Потом полицейский сталкивается с инопланетянином, который использует свои технологии, чтобы охотиться на людей. И здесь становится ясно, что Хищник убивает только вооружённых, не трогая мирное население. Правительственные агенты пытаются выследить и поймать Хищника, чтобы завладеть его технологиями, но тот уничтожает всю группу захвата и остаётся один на один с главным героем.
В прокате картина собрала мало, да и критики её невзлюбили.
Возможно, сыграла роль вторичность идеи. Или же сам фильм вышел не таким захватывающим и динамичным, как первая часть, в которой просто не было времени задуматься о нелогичности некоторых сцен. Как бы то ни было, сиквел хвалили только за актёрскую игру Дэнни Гловера, а в остальном фильм провалился.
Но финал картины создал неплохой задел на почти бесконечное количество продолжений. Во-первых, новые хищники, которые пришли забирать раненого собрата, оставили герою в подарок пистолет 1715 года. Это означает, что охотники появляются на Земле с давних времён.
А во-вторых, в одной из сцен на фоне мелькает череп Чужого из другой знаменитой франшизы. Всё дело в том, что над спецэффектами второго «Хищника» работала та же студия, что создавала «Чужого». Но это позволило предположить, что расы существуют в одном вымышленном мире.
Что тут есть[править]
- Бессмысленное самопожертвование: Механик Паркер в первом фильме буквально бросился ксеноморфу в пасть, чтобы выиграть время для штурмана Ламберт, но, полностью парализованная страхом, она даже не попыталась бежать. Расправившись с Паркером, Чужой прикончил и её.
- Боевые рабы — с этой целью пытаются использовать ксеноморфов всякие нехорошие корпорации. Конец немного предсказуем.
- Васкес должна умереть — кодификатор во втором фильме.
- Вентиляция — по ней часто перемещается Чужой.
- Вера делает вас идиотами — и.о. капитана вовсю отжигает в «Завете». По курсу движения корабля обнаружилась неизвестная звездная система с обитаемой планетой? Это Божье провидение привело нас к ней, давайте высадимся на неё без скафандров и создадим здесь колонию! Ага, на абсолютно неизученной планете, с неизвестно какой агрессивной окружающей средой… При всем при этом и. о. капитана постоянно рефлексируют по поводу того, что его, видите ли, притесняют на борту корабля из-за того, что он верующий. Нет, уважаемый, это из-за того, что вы ведете себя как безмозглый идиот, наплевав на утвержденную вышестоящим начальством миссию, и ставите на кон жизни двух тысяч колонистов без их согласия исключительно из-за своих (и режиссера фильма) тараканов в голове. С тем, что вы верующий, это никак не связано.
- Во лошаки!: в «Завете» Дэвид легко прилетел на главную планету Инженеров и, без какого либо сопротивления, проверки багажа или хотя бы связи с диспетчером смог атаковать местных жителей оружием массового поражения. Обоснуй: судя по тому, как Инженеры встречают прибывший корабль, очень похоже что они давно деградировали и на смену мегацивилизации пришло средневековое мракобесие. Так что все их охранные и прочие системы давным-давно не функционируют. А может, у Ридли Скотта просто очередное «я художник»
- Аверсия в Alien: Isolation — местные ксеноморфы сочетают в себе силу и прочность монстра из первой части и ловкость и скорость чужих из продолжений. Доступное игроку мелкокалиберное огнестрельное оружие их не берёт, а огнемёт и взрывчатка — лишь временно отпугивают.
Игры
Про лучшие игры во вселенной Aliens мы уже рассказывали в нашем обширном материале, но сейчас подробно остановимся на сюжетах. Официальным каноном считаются две игры — Aliens: Colonial Marines и Alien: Isolation. Да, фанаты сколько угодно могу бить кулаком в грудь и называть Colonial Marines бездарный поделкой, не заслуживающий право на существование, но официально — это признанный и оглашенный канон.
Итак, что же нам показала игра? Например, смешных и неуклюжих ксеноморфов-мутантов. «Идеальный организм» в который раз оказался неидеальным, а сценаристы совершенно забыли, что на ксеноморфов не действует вакуум и радиация.
Разрушения на LV-426 в картине Кэмерона были катастрофическими. Произошёл сильнейший ядерный взрыв, полностью уничтоживший всю колонию. В Colonial Marines игрок бродит в паре сотен метров от взорванного и «фонящего» реактора по слегка помятой колонии с работающим электричеством.
Сценаристы из Gearbox, похоже, не очень любят третий фильм: в Colonial Marines умерший капрал Хикс «воскрес». В третьем фильме криокапсула просканировала тело мертвого Хикса и по биологическим данным подтвердила его личность. Сюжетный поворот в Colonial Marines с подменой тела и взломом криокапсулы — смотрится странно и даже противоречит самому сюжету игры.
Видеозаписи в игре намекали, что у Хикса не было времени заниматься подменой тела, но он как-то умудрился провернуть хитрый трюк и начал войну против сотрудников «Вейланд-Ютани» и Чужих.
Сюжет ничего не дает франшизе, а только противоречит второму и третьему фильму. Colonial Marines хочется забыть, и сильно этому способствовал великолепный хоррор Alien: Isolation.
Приключения дочери Рипли на космической станции «Севастополь» удовлетворили запросы самых придирчивых поклонников. Игру создавали фанаты для фанатов, к тому же разработчики ориентировались на канон Ридли Скотта, поэтому в игре Чужие делают яйца из органики. Как и в первом фильме, существо передвигается на задних лапах, имеет прозрачную голову и представляет идеальный организм, который тяжело застрелить, проткнуть или сжечь.
Отдельного упоминания заслуживает DLC Crew Expendable, основанное на вырезанной сцене из последний версии сценария «Чужого» Ридли Скотта. По сюжету вырезанного куска, команде корабля «Ностромо» удалось заманить Чужого в шлюз и почти выбросить в космос, но анроид Эш саботировал операцию, в последний момент включив сирену и тем самым спугнув Чужого.
Alien: Isolation — лучшее, что случилось с каноном во вселенной за многие годы. Игра не только отлично вписывается в него, но и закрывает часть вопросов оригинала. Потрясающая работа, с которой должен познакомиться каждый преданный фанат франшизы и просто любитель хороших фантастических хорроров.
2017: Ридли Скотт подарил нам фальшивку
Чужой: Завет» должен был напрямую связывать «Прометея» с «Чужим». Но вместо этого мы получили фильм на уровне «Чужой против Хищника».
Сценарная импотенция
Сама идея и философский подтекст фильма выглядят довольно интересно, но всю атмосферу и серьезность повествования убивает полная тупость персонажей. Во втором фильме подряд сценаристы отправляют в межзвёздные экспедиции конченных идиотов. Если первое время закрываешь глаза на слабоумие героев – «ну, ок, предположим они действительно считали, что скафандры здесь не нужны» или «ну, ок, предположим, что одна из героинь просто истеричка и не справилась с собственными эмоциями в стрессовой ситуации». То к середине фильма осознаешь, чтобы не происходило герои ведут себя как бараны, и дальше на все смотришь сквозь пальцы.
История топчется на костях прошлых частей, практически не внося ничего нового, шаблонность в квадрате. Ход картины предсказуем и скучен. Даже финальный твист понимаешь заранее, он не трогает, так как переживать за тупеньких героев нет никакого желания.
Отличная актерская игра лишь одного персонажа
Сопереживать не получается и в связи с малым временем уделенным каждому герою, плохо прописанными идиотскими диалогами и невнятной игрой актеров. Абсолютно картонные ноунеймы. В совокупности, это все вызывает лишь раздражение. В космонавты действительно берут столь странных персонажей?
На их фоне вся загадочность, мотивация и жестокость главного персонажа фильма выглядит здорово и интересно. Даже с учетом, что этот герой абсолютно забивает на правила робототехники Айзика Азимова. Игра одного немецкого актера вызывает больше ужаса, чем любой из ксеноморфов в фильме.
Скучный экшен
За что мы любили фильмы про «Чужих»? За напряженность и суровую атмосферу происходящего. Забудьте. Сидя в зрительском кресле лишь удивляешься безрассудству персонажа и наблюдаешь за его скучным предсказуемым убийством. Ридли Скотт практически весь фильм занимается самокопированием. Ни одной свежей идеи. Ни одного запоминающего и по-настоящему страшного момента. И это при рейтинге R (18+). Кровищи много, но не страшно.
Хотелось оправдать фильм глубоким философским посылом Ридли Скотта. Но нет. Это не авторское кино, мы ждали космический хоррор, а получили фальшивку с размышлениями о высших существах с цитатами Байрона и беспощадным истреблением отряда самых слабоумных персонажей на свете.
Мы любили саспенс фильма 1979 года, обожали историю пехотинцев в 86-ом, боялись коридоров тюрьмы в 92-ом и все еще помним крутую перестрелку из «Воскрешения» в 97-ом.
2017-ый вспоминать нам не захочется. Стыд и позор. Хочется все это развидеть. Ридли, больше так не надо. Отдай уже свое детище в руки другого режиссера. Например, Нила Бломкампа, снявшего в свое время гениальный «Район №9» и желавшего снять прямое продолжение фильма Джеймса Камерона. Нам нужна свежая кровь. И «Чужому» тоже.
Рейтинг поста:
(
4.33 из 5, оценили: 3)