Историю пишут победители: серия Age of Empires


Игровой процесс

Действие игры происходит в реальном мире, условно охватывая период Средневековья, начиная с падения Римской империи и заканчивая Эпохой Возрождения. Игрок управляет одной из 16 (со всеми дополнениями — 27) представленных народностей, добывая ресурсы и отстраивая поселения с помощью рабочих, развивает экономику, изучает новые технологии и создаёт армию. Основная цель игры — уничтожить своих соперников, которые параллельно развивают свою цивилизацию на близлежащей территории.

В игре присутствует довольно развитая экономическая система. Имеются 4 вида ресурсов — лес, пища, золото и камень.

Лес используется в основном для постройки зданий, создания лучников, осадных орудий, флота, а также для постройки ферм, которые в свою очередь производят пищу. Добывается он путём рубки деревьев и складирования на ближайшей лесопилке. Большинство карт имеют более чем достаточное количество этого ресурса, причем рассредоточен он по карте относительно равномерно.

Пища — пожалуй, самый востребованный ресурс в игре. Она необходима для постройки рабочих, для создания пехоты и конницы, для большинства апгрейдов для войск. Также очень большое количество пищи требуется для перехода в вышестоящие эпохи — ключевых апгрейдов, необходимых для создания зданий и юнитов нового типа. Добываться может многими способами. На начальных этапах игры в основном добывается путём охоты на различных животных (овцы, олени, кабаны), путём собирательства (ягодные кусты), также путём рыбалки при наличии на карте водоемов с рыбой. Рыбалка может вестись крестьянами у берега, либо на глубоководье с помощью рыбацких судов. На более поздних этапах эти ресурсы начинают иссякать, а пищи требуется все больше. Так игрок плавно переходит к постройке ферм, которые в достаточном количестве обеспечивают полностью автоматизированный и постоянный прирост этого ресурса.

Золото необходимо в основном для создания самых мощных боевых юнитов, а также для высокоуровневых апгрейдов. На начальных стадиях игры играет куда более скромную роль. Может добываться из рудников, точечно расположенных по всей карте, однако этот источник быстро иссякает, и тогда между игроками возникают настоящие схватки за оставшиеся месторождения. Также может производиться за счет сухопутной или морской торговли при наличии союзных игроков.

Камень требуется для постройки замков, башен и каменных стен. Добывается единственным способом путём разработки рабочими месторождений, расположенных на карте аналогично золотым месторождениям, но в несколько меньшем количестве.

В игре имеется возможность менять ресурсы на рынке по определенному курсу. В начале игры стоимость ресурсов примерно одинакова, на поздних этапах золото скупается игроками в обмен на пищу, лес и иногда камень, что приводит к обесцениванию этих ресурсов (инфляция).

Как правило, игра начинается с тёмных веков, когда доступными игроку являются лишь самые простые здания и юниты. Каждый игрок имеет отстроенный городской центр, трех крестьян и скаута — конного разведчика. Первоначальные задачи — разведка близлежащей территории и добыча значительного количества еды, необходимого для непрерывного создания новых рабочих и последующего перехода в феодальную эпоху. Лес добывается в меньших количествах, золото и камень — опционально. Из юнитов доступны только рабочие, ополченцы (слабая пехота, создается в казармах) и рыбацкие суда (в доках).

Феодальная эпоха является ключевым моментом для выбора дальнейшей стратегии развития — либо строительство армии для немедленной атаки противника, либо быстрый переход в эпоху замков. Последнее может на время поставить игрока в уязвимое положение, зато даст значительные преимущества в будущем. Из военных юнитов становятся доступны лучники, метатели копья, легкая кавалерия и пикенеры, также возможно улучшение ополченцев до мечников.

Основное нововведение замковой эпохи — это возможность строить дополнительные городские центры, в которых можно будет в свою очередь одновременно создавать новых рабочих. Это дает очень мощный толчок для развития экономики, однако требует поначалу немалых вложений. Важно правильно выбрать время для вливания инвестиций в экономику и не забывать при этом об обороне и нападении.

Наконец, возможен переход в последнюю, имперскую эпоху. Этот переход чрезвычайно дорогостоящий и требует много времени, так что совершается он при уже полностью налаженной экономике. Имперская эпоха позволяет совершать самые высокоуровневые апгрейды на армию, здания и экономику. Также существует «постимперская эпоха», условно наступающая по совершении игроком всех возможных апгрейдов.

В дополнении к оригинальной игре Age of Empires II: The Conquerors

, а также в двух последующих, есть карты, представляющие территории из реального мира (Скандинавия, Центральная Америка, Японское море).

В игре с несколькими игроками действует дипломатия — они могут быть союзниками, сохранять нейтралитет или вести войну.

Многопользовательский режим поддерживает до 8 игроков.

Начало эпохи

  • Age of Empires
  • Дата выхода: 26.10.1997
  • Разработчик: Ensemble Studios
  • Издатель: Microsoft Game Studios

Отпечаток Civilization виден невооруженным глазом: в первой части мы имеем на выбор двенадцать наций (по сути, тех же цивилизаций), вот только происходит все не в пошаговом режиме, а в реальном времени. С одной стороны, такое решение лишило геймплей той глубины, которая затягивала в Civilization, с другой же сделала игры серии Age of Empires более динамичными. Но несмотря на то, что игрокам обещали некий гибрид Civilization и Command&Conquer, проект получился действительно оригинальным для своего времени.

Тогда стратегии не могли предложить игроку больше, чем пара-тройка рас, а первая Эпоха Империй дала выбор аж из 12 народов. С дополнением The Rise of Rome открывались еще четыре нации, новые кампании, юниты и технологии. К тому же это была первая RTS, в которой можно было наблюдать смену исторических эпох: начиналось все в каменном веке, потом за определенное количество ресурсов открывалась возможность перейти в век земледелия, затем в бронзовый и, наконец, в железный век.

Что касается ресурсов, их здесь всего четыре вида: еда нужна для найма крестьян, воинов и прокачки технологий, дерево используется для строительства, обучения определенных видов войск, из камня строятся фортификационные сооружения, а золото нужно для построек и технологий на более позднем этапе игры (в начале требуется довольно скромное его количество). Проходя сквозь эпохи, можно и нужно изучать постепенно открывающиеся технологии, причем каждой нации доступен только определенный набор исследований. У всех народов есть плюсы и минусы. Например, греческие осадные орудия эффективней других, а китайские крестьяне работают быстрее остальных.

Помимо обычных одиночных игр на выбранной или рандомной карте, где нужно просто победить всех, можно пройти четыре кампании или порубиться в смертельном бою, в который противоборствующие стороны вступают с огромным количеством ресурсов сразу.

В 2018 году вышла Age of Empires: Definitive Edition, но кардинальных изменений мы не увидели. Графику разработчики действительно улучшили, особенно это заметно по прорисовке зданий. К тому же теперь можно приблизить камеру и рассмотреть все архитектурные мелочи. Немного изменились кампании, карты стали подробнее, игровую механику улучшили, искоренив архаизмы типа безынициативных дровосеков, которые начинают бить баклуши, как только рядом закончится лес. Но в целом, для кого-то к сожалению, для кого-то к счастью, изменилось мало.

купить Age of Empires: Definitive Edition

Переиздание

Age of Empires II HD

7 марта 2013 года Microsoft анонсировала переиздание игры в HD. Поскольку компании-разработчика оригинальной игры, Ensemble Studios, больше не существует, работу над переизданием осуществила компания Hidden Path Entertainment (разработчик Counter-Strike: Global Offensive). Новая версия игры поддерживает разрешения экрана 1920×1080 и более, а также последние версии Windows и DirectX. Графический «движок» игры доработан, а текстуры огня, воды и земли переработаны с учетом увеличенного разрешения. Пространству игры также добавлено динамическое освещение. Игра поддерживает функции Steam, такие как: достижения, таблица лидеров, многопользовательский режим, Steam Cloud, Steam Workshop.

В игре присутствуют все кампании из оригинальной игры, а также дополнительные кампании и особенности из дополнения The Conquerors

.

Переизданная версия игры доступна эксклюзивно в Steam c 9 апреля 2013 года. Пользователям, сделавшим предварительный заказ, — с 5 апреля.

Age of Empires II HD: The Forgotten

Дополнение для Age of Empires II

, выпущенное только для «HD Edition» версии игры и доступное через Steam. Разработчиком является Forgotten Empires LLC при участии Skybox Labs.
The Forgotten
добавляет в игру пять новых цивилизаций (итальянцы, индийцы, славяне, венгры и инки), четыре новые кампании, новые постройки и войска, новые улучшения, новые режимы игры, новые карты, улучшенный ИИ.

Age of Empires II HD: The African Kingdoms

Второе дополнение для Age of Empires II: HD Edition

, доступное через Steam. Разработчиком является Forgotten Empires LLC при участии Skybox Lab.
The African Kingdoms
добавляет в игру четыре новых цивилизации (берберы, малийцы, эфиопы, португальцы), четыре новых кампании — за арабского полководца берберского происхождения, завоевавшего королевство вестготов, Тарика ибн Зияда, основателя империи Мали Сундиата Кейта, португальского вице-короля Индии Франсишку ди Алмейда и царицу эфиопских евреев Юдит. Добавлены новые юниты и технологии (бойницы (увеличивает мощность башен), поджог (для юнитов ближнего бой), огненная галера; осадная башня), новые карты и режимы игры, интеграция с Twitch.tv.

Age of Empires II HD: Rise of the Rajas

Третье дополнение для Age of Empires II: HD Edition

, доступное через Steam. Разработчиком является Forgotten Empires LLC при участии Skybox Labs.
Rise of the Rajas
добавляет в игру четыре новых цивилизации (бирманцы, кхмеры, малайцы, вьетнамцы), четыре новых кампании, а также два новых юнита, улучшенный ИИ и режим наблюдателя.

Кампании

Оригинальная игра включает пять кампаний, Age of Empires II: The Conquerors

— ещё четыре.

Кампания состоит из нескольких сценариев с возрастающей сложностью. В их основе лежат события из жизни исторических персонажей. В начале кампании игрок получает некоторое количество ресурсов и юнитов. В оригинальной игре есть кампании за Жанну Д’Арк, Уильяма Уоллеса, Саладина, Чингисхана, Фридриха I Барбароссу.

Обучающая кампания за Уильяма Уоллеса содержит 7 различных миссий, которые позволят начинающему игроку ознакомиться с игрой и узнать многие её аспекты:

Конец эпохи?

На Gamescom 2017 канадская студия Relic Entertainment, подарившая нам Warhammer 40,000: Dawn of War и Company of Heroes, анонсировала выход четвертой части серии. Но пока ничего не понятно: точную дату релиза ребята не назвали, об игре толком ничего не рассказали, а по трейлерам вообще сложно строить какие-либо догадки.

Однако на последней странице артбука Age of Empires III фанаты нашли подсказку: там изображены эскизы к четвертой и пятой части, указывающие на то, что действие AoE IV будет разворачиваться в XX веке, в пятая часть и вовсе собирается заглянуть в будущее. Но пока это только домыслы. Первый геймплейный трейлер с выставки X019 показал больше — нас все же ждет Средневековье.

Учитывая то, что 14 ноября 2020 года вышла Age of Empires II: Definitive Edition с разрешением Ultra HD 4K, 3 новыми кампаниями, 4 новыми нациями и переоформленными оригинальными кампаниями и сценариями, четвертую часть серии мы сможем увидеть только в 2020 году.

Купить Age of Empires II: Definitive Edition

Цивилизации

В игре изначально 13 цивилизаций: британцы, византийцы, викинги, готы, кельты, китайцы, монголы, персы, сарацины, тевтоны, турки, франки, японцы.

Каждая цивилизация имеет уникального юнита (кроме викингов, которые имеют два уникальных юнита), уникальную технологию (у готов две технологии) и несколько уникальных бонусов.

В Age of Empires II: The Conquerors

добавлены 5 цивилизаций (ацтеки, гунны, испанцы, корейцы, майя).

В Age of Empires II HD: The Forgotten

добавлены 5 цивилизаций (венгры, индийцы, инки, итальянцы, славяне).

В Age of Empires II HD: The African Kingdoms

добавлены 4 цивилизации (берберы, малийцы, эфиопы, португальцы).

В Age of Empires II HD: Rise of the Rajas

добавлены 4 цивилизации (бирманцы, кхмеры, малайцы, вьетнамцы).

Технологии

Дерево технологий в игре более сложное, чем в первой части. Чтобы воспользоваться технологией, игрок должен сначала построить здание. В каждом здании можно разработать технологию за определённую цену. После разработки технологии появляется более широкий выбор юнитов и новых технологий. Благодаря технологиям можно развить юнитов, крестьян и здания. Выбор технологий шире в более высокой Эпохе

. У каждой цивилизации есть уникальная технология. Например, у франков стоимость замка меньше, чем у других цивилизаций. Но есть также и недостатки: так, у персов меньшая сила атаки против осадных орудий (баллист, таранов, катапульт). Не надо забывать, что технологическое развитие базируется на экономическом развитии. Поэтому цель игры также в том, чтобы превосходить противника и в экономическом плане.

Чудо света и реликвии

В игре имеются небольшие предметы — реликвии, которые может подбирать только монах. (Конный монах из Age of Empires II: The Conquerors

не может собирать реликвии.) Если реликвию поместить в монастырь, то она приносит золото игроку. Противник может отвоевать реликвию, разрушив монастырь. Сбор всех 5 реликвий и удержание их в течение определённого времени приводит к победе.

Можно победить, собрав все реликвии или построив Чудо света

. Чудо света — большое здание, на постройку которого уходит много ресурсов и времени. Если Чудо света простоит определённое время, то игрок побеждает. О начале строительства Чуда уведомляются все игроки, расположение Чуда открывается на карте. У разных цивилизаций — разные Чудеса, но на их функции это не влияет.

Разработка

Исторические элементы

Стадии разработки всех игр серии Age of Empires

были схожими во многих аспектах. Так как игры основывались на исторических событиях, команде разработчиков часто приходилось проводить большие объемы исследований исторических материалов. Однако глубина этих исследований была невысокой — по словам дизайнера
Age of Empires
Брюса Шелли, она была «приемлемой для большинства развлекательных продуктов»[27] Шелли добавил, что Ensemble Studios зачастую ссылалась на материалы из детских секций библиотек. Он пояснил, что целью игры ставилось развлечение игроков, а «не дизайнеров или исследователей».[27] На Games Convention Developers Conference в 2007 году, Шелли продолжил свою мысль, объяснив успех серии тем, что их игры «обращены как к казуальным, так и хардкорным игрокам».[28] Шелли также отметил, что игры
Age of Empires
в принципе не об истории как таковой, а о «человеческом опыте» — они сфокусированы не только на том, что человечество сделало в прошлом, но также на том, что оно могло бы сделать в будущем, например «отправиться в космос».[28] При создании
Age of Mythology
разработчики из Ensemble Studios пошли отличным от первых двух игр путем. Команда беспокоилась, что им придётся разрабатывать третью историческую игру подряд, поэтому после обсуждения нескольких вариантов они выбрали в качестве игрового сеттинга мифологию.[29]

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект (ИИ), использующийся в играх серии Age of Empires

, постоянно находился в развитии и улучшался дизайнерами. Как заметил специалист по ИИ Дейв Поттингер, команда разработчиков отвела ИИ из оригинальной игры высокий приоритет и провела более года, работая над ним. Он сообщил, что для победы, игровой ИИ опирается на тактику и стратегию, а не на «жульничество» вроде бонусных ресурсов или усиленных юнитов, которые были бы мощнее обычных.[2] Позднее Поттингер добавил, что команда серии
Age of Empires
очень горда тем, что их ИИ ведет «честную игру».[30]

В Age of Empires II: The Conquerors

впервые была представлена функция «умного крестьянина», которая была использована во всех последующих играх серии. Ее суть заключается в том, что крестьяне автоматически начинают сбор близлежащих ресурсов после строительства соответствующей хранимому ресурсу постройки.[31]

В Age of Mythology: The Titans

игрокам предоставлен отладчик ИИ для создания собственных сценариев: игроки могут настраивать компьютерных игроков, чтобы те вели себя в соответствии с определенными шаблонами поведения.[32] Ранее более базовые возможности редактирования ИИ были в первых двух играх серии.[33]

Графика

Каждый успешный релиз в серии Age of Empires

нёс с собой улучшение графики и визуальных эффектов. Улучшение графики в
Age of Empires II: The Age of Kings
по сравнению с оригинальной игрой было тепло встречено критиками.[34][35][36] С выходом
Age of Mythology
одобрение только усилилось[34][37][38][39], а четвертый релиз —
Age of Empires III
— собрал и того больше восторженных откликов.[40][41][42]

GameSpot отметили улучшение графики во второй игре — Age of Empires II: The Age of Kings

.[34]Eurogamer приветствовал введение крестьян женского пола, тогда как в первой части присутствовали лишь крестьяне-мужчины.[43]Allgame также удостоили похвалы вторую часть за продвинутые режимы построения юнитов и улучшенную систему нахождения пути. Несмотря на улучшенную графику, Allgame раскритиковали похожих друг на друга юнитов, которых сложно различить[35], с чем согласились многие издания.[34][44] Несмотря на это, Game Revolution писали, что вторая часть обладает «лучшей графикой среди всех 2D-стратегией, которые выходят в данный момент».[36]

Графическая составляющая продолжила свое развитие в Age of Mythology

, собрав лестные отзывы большинства обозревателей. IGN так отозвались по поводу графики: «наслаждение для глаз… потрясающе».[37] GameSpot согласились, оценив графику на 9 из 10.[34] Game Revolution также согласились с этим мнением, а PC Gamer написали, что графика в третьем релизе «усыпана деталями».[39]

Музыка

Музыкальным директором серии, начиная с самой первой игры, был Стивен Риппи. Время от времени ему ассистировали его брат Дэвид Риппи, а также Кевин Макмаллан.[45] Он написал оригинальную музыку для Age of Empires

, используя звучание инструментов различных эпох, которые были представлены в игре. При этом использовались как настоящие инструменты, так и цифровые сэмплы. Получившиеся мелодии были результатом глубокого анализа культур и долгого подбора стиля и инструментов.[46] По словам Риппи, разработка звукового сопровождения для
The Age of Kings
далась ему проще, так как имелось четкое представление об инструментах, которые использовались в средневековье, поэтому их было легко воспроизвести при создании саундтрека.[47] В свою очередь, в
Age of Mythology
использовалась уже оркестровая инструментальная музыка. По словам Макмаллана, команда также записала большой объем аудиоматериала в зоопарках, что позволило создать свою собственную библиотеку звуков.[48] Музыка в
Age of Empires III
была похожа на музыку из
The Age of Kings
— в ней использовалось еще больше исторических инструментов. Риппи отметил, что команда использовала такие инструменты, как волынки и полевые барабаны, чтобы придать музыке реалистичное звучание.[45]

Сотрудничество

Ensemble Studios сотрудничала с Big Huge Games при разработке The Asian Dynasties

— второго дополнения для
Age of Empires III
. Это был первый опыт совместной разработки для обеих команд. Сотрудничество было обусловлено совпадавшими графиками: Ensemble Studios была занята работой над Halo Wars, в то время как у Big Huge Games, разработчиков стратегий в реальном времени, в это время было не много проектов. Big Huge Games проделала большую часть работы, но дизайнеры из Ensemble Studios Грег Стрит и Сэнди Петерсен участвовали в мозговом штурме и контролировали финальный продукт.[49] Обе команды принимали участие в тестировании игры перед ее выпуском.[50]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: