В тылу врага: Штурм 2 — Холодная война


Men of War: Assault Squad 2
Обложка издания игры
РазработчикDigitalmindsoft
Издатель1С-СофтКлаб
Часть серииВ тылу врага
Дата выпуска15 мая 2014
Последняя версия3.260.1
ЖанрСтратегия реального времени
Возрастные рейтингиPEGI: 16 USK: 16
Технические данные
ПлатформаWindows
Игровой движокGem2
Режимы игрыоднопользовательский, многопользовательский, кооперативный
Язык интерфейсаРусский, английский, итальянский, испанский, немецкий
НосителиЦифровая дистрибуция
Системные требования
  • Windows Vista, Windows 7 или Windows 8
  • Одноядерный процессор 4.0 ГГц или двухъядерный 2.0 ГГц
  • 2 ОЗУ
  • 6 ГБ на диске
  • DirectX 10/11
Управлениеклавиатура, мышь
Официальный сайт

В тылу врага: Штурм 2
(англ. Men of War: Assault Squad 2) — компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, разработанная компанией Digitalmindsoft и изданная компанией 1С-СофтКлаб 15 мая 2014 года. Является продолжением игры «В тылу врага 2: Штурм».

Игровой процесс

Основным достижением игры, по сравнению с предыдущей игрой серии, является улучшенная графика, поддерживающая многоядерные процессоры и современные шейдерные технологии, улучшенный и обновленный интерфейс. Кроме того, расширены режимы одиночной игры. В игру добавлены танковые сражения, снайперские диверсии и десантные операции; переделаны карты из «В тылу врага 2: Штурм». Введён камуфляж, который варьируется в зависимости от времени года и типа ландшафта на поле боя. В некоторых миссиях добавлена возможность изменять время суток и погодные условия.

Сам же игровой процесс не изменился: игроку по-прежнему предстоит командовать боевыми отрядами и техникой, которые можно вызывать за очки подкрепления. Их можно получить, захватывая и удерживая контрольные точки. Захват новых позиций открывает доступ к более мощным боевым единицам, а также к специальным способностям.

В многопользовательском режиме игроки сражаются друг против друга на картах форматом от «один на один» до «четыре на четыре». Доступны 5 режимов игры: Захват точек, Экстремальный захват, Сражение (Бой), День Победы

и
Перестрелка
[1]. Кроме того, в игру добавлен командный режим для шестнадцати участников («восемь на восемь»).

Игроку доступны 15 новых и 25 переделанных карт из прошлой части игры в одиночном режиме, 65 карт для многопользовательской игры, 5 фракций (СССР, Третий рейх, США, Великобритания и Японская империя), более 250 различных типов боевой техники и 200 типов юнитов, уникальных для каждой нации.

В игре присутствует редактор карт. Это позволяет пользователям создавать многочисленные модификации в виде новых карт, оружия, боевых юнитов и текстур[2].

Обзор игры «В тылу врага 2»

Введение

Интересно, многие помнят старую хорошую игру под именем Commandos. Эта игра, в некоторой степени, была уникальной – она позволяла посмотреть на стратегию под другим углом. В обычных RTS командование ведётся по принципу «отдаём однородные приказы толпе одинаковых военных единиц». Первые десять минут игры я думал, что передо мной «обновлённые» коммандос. Но затем я понял, что это далеко не так. Но мне уже не терпится приступить к обзору, поэтому встречаем – В тылу врага 2.

Тестовая система

Игра тестировалась на следующей конфигурации: A64 2800+, 512Mb, AGP 128Mb GF 6600GT. На разрешении 1024х768 (с максимальными настройками графики) наблюдались достаточно сильные тормоза, fps не поднимался выше 24, периодически (в зависимости от уровня) падая до 10. Для комфортной игры необходимо иметь значительно более мощную конфигурацию./p>

Игровой процесс

Тема второй мировой войны очень популярна среди стратегий. Очень много игр построено на реальных (и не очень) событиях этой войны (а сколько снято фильмов). Некоторые игры стараются максимально опираться на известные сражения, другие вносят свои коррективы. Правильно это или нет, судить не нам. Главное, чтобы игрокам понравились миссии. Разработчики «В тылу врага 2» позволили себе немного отойти от истории, зато в результате мы получили очень интересные задания.

Игроку предоставляется на выбор одна из трёх сторон – СССР, Германия и Союзники. У каждой стороны два набора миссий – в одной приходится играть за простых солдат, а в другой – за элитные войска. Всего миссий около тридцати. Учитывая время прохождения, можно смело сказать, что неделя игры по вечерам вам обеспечена.

Игра переворачивает сложившиеся устои и доказывает, что «один в поле воин». В начале каждой миссии под нашим командованием оказываются несколько солдат (от двух до десяти, в зависимости от миссии). У каждого из них личный инвентарь, поэтому вооружить их можно на своё усмотрение. Например, можно разделить роли и один будет снайпером, другой миномётчиком и т.п. А можно вооружить всех тяжёлыми пулемётами – тоже вариант.

Это вносит огромные коррективы в битву. Я, например, в очередной раз доказал себе, что снайпер – самый страшный солдат. Я несколько раз проходил миссии буквально одним солдатом (остальных мог потерять по глупым случайностям, но переигрывать не хотелось), в то время как в простой стратегии это сделать фактически нереально.

Другая, не менее важная особенность – наличие множества режимов атаки. Например, можно приказать кинуть противопехотную или противотанковую гранату в нужное место, или же произвести выстрел из снайперского оружия в заданную цель, или же вести массивный обстрел цели и т.д. Все эти функции позволяют оперативно вести сражение. Вдобавок можно разбить отряд на маленькие группы и командование будет более эффективным.

Порадовала функция «укрытия» войск. Если навести курсор рядом с чем-то, за чем можно укрыться, сразу представится возможность солдатам учесть близлежащие объекты, что бы укрыться за ними. Это избавляет от лишних манипуляций – каждый выберет себе место, и будет вести огонь из выгодной ему позиции. Лишь в редких случаях эта функция мешает, обычно она очень выручает.

Очень удивил ИИ. Персонажи ведут себя очень реально, по крайней мере, настолько, насколько это применимо к ИИ. Например, во время атаки каждый воин пытается вести огонь из удобной ему позиции. Если же враг спрятался в укрытии, то он сам догадается использовать гранаты. Правда при встрече с боевой техники они не настолько сообразительны – приходится им подсказать, что стоит использовать противотанковые гранаты.

Практически отлично в игре реализовано взаимодействие с техникой. Для нормальной работы боевой техники необходимо, чтобы экипаж был в полном составе (водитель, командир и т.п.). Нехватка людей непосредственно скажется на работоспособности боевой единицы – например, танк не сможет одновременно двигаться и вести огонь. Интересно, что система повреждений продумана до мелочей. Например, может отвалиться гусеница, а может повредиться башня и тогда танк вращать ею не сможет, сохраняя при этом возможность стрелять из неё, а может просто оторвать башню, но так сможет двигаться. Лёгкие поломки (например, ремонт порвавшейся гусеницы) поддаётся ремонту, а вот при тяжёлых повреждениях уже ничем не поможешь. И нельзя забывать, что любой транспорт помимо ухода нуждается в патронах и топливе.

Реалистичности добавляют разрушаемый мир. Разрушению поддаётся практически всё – от деревьев, до зданий. Последние рушатся не только от тяжёлой техники, но и от гранат. Очень красиво выглядят ситуации, когда взрываются нижние этажи, а в след за ними рушатся верхние. А если ещё учесть, что падающие части хоронят под собой вражеские силы, то вообще замечательно получается.

Моментов, от которых глаза не могут оторваться, в игре очень много. Я не перечислил даже половины. Остальное, надеюсь, вы увидите сами.

Графика

Графика заслуживает самых лучших слов. Первое, что бросается в глаза – отличная прорисовка. Все предметы, техника, люди прорисованы на нужном уровне. Более тщательная прорисовка в принципе не нужна (некогда лица рассматривать – это же война). Внешний вид танков и самоходок понравится заядлым фанатам военной техники времён второй мировой.

В купе с шикарной прорисовкой нам предоставляется полностью управляемая камера. В современных играх это должен быть джентльменский минимум. Особенно в подобных играх. Только такая камера позволит выбрать нужный ракурс для контроля ситуации на поле боя.

Единственное что мне не понравилось – это здания. Нет, внешний вид просто отличный. Но вот если внутри сидят вражеские солдаты, то увидеть их будет задачей нелёгкой. Заставить крышу исчезнуть можно лишь при максимальном приближении камеры, да и не с каждой позиции. Было бы неплохо, если же можно было бы через панель делать некоторые этажи невидимыми (как в The Sims), или же делать их невидимыми с большей высоты. Это, конечно же, придирки, но думаю придирки объективные. Тем не менее, за графику мы ставим твёрдую пятёрку с плюсом. Нет, с двумя плюсами.

Звук

Звуковое оформление также на уровне. Ни один звуковой эффект не вызывает негативных эмоций, всё выполнено на должном уровне. Не надо долго сидеть за игрой, что бы отличить звук выстрела от звука отскакивающей от стены пули. Непринуждённая фоновая музыка придаёт сражению значимости. За звук также ставим пятёрку с плюсом. Просто отлично.

Придирки

Практически, кроме вышеупомянутой придирки к камере, в игре не к чему придраться. Всё выполнено на должном уровне.

Глюки

В такой игре без глюков обойтись практически нереально. Это же, сколько времени на тесты надо потратить на тесты, чтобы симулировать все возможные ситуации. Да, в игре мне встречалось видеть «необъяснимое и невероятное», как например, БТР, выбрасывающий из себя десяток мёртвых солдатов, но это можно назвать скорее исключением, чем правилом.

Выводы

Сегодня мы познакомились с отличной игрой, в которой нет принципиальных изъянов. Всё в игре находится на отличном уровне – и графика, и звук, и ИИ, и миссии. Расстраивает лишь высокая ресурсоёмкость, но в этом нет ничего удивительного – за хорошую графику приходится платить. Радует, что цена сопоставима удовольствию, которое получаешь от игры. Не рекомендовать эту игру к покупке я не могу – в этой игре нет ничего, что бы могло отторгнуть потенциального игрока. Скорее даже наоборот – советовать её купить уже бесполезно, т.к. она у вас уже стоит на полочке. Если же нет – то у вас ещё есть возможность купить эту игру в свою коллекцию. Уверен, вы не пожалеете.

Лутовинов Максим (aka. Kok) 18/10.2006

Одиночные кампании

США

: Хюртгенский лес, «Оверлорд», Бокаж, Карентан[en], Бастонь, Арденны, Филиппины, Аваланч.

Германия

: Газма, округ Кана, Померания, Сент-Илер, Намюр, Маркет Гарден, Зееловские высоты, Харьков.

Британия

: Фалез, «Боевой топор[en]», Эль-Аламейн, «Факел», «Хаски», Арнем, Тобрук, Битва на Шельде.

СССР

: «Искра», Смоленск, Ленинград, Кёнигсберг, Севастополь, Маньчжурия, Курск, Дебрецен.

Япония

: Марианские острова, Халхин-Гол, Новая Гвинея, Сингапур, Бирма, Иводзима, Окинава, Пелелиу.

Примечание: 2, 4 и 6-8 миссии каждой кампании — переработанные карты из первой части игры.

Скриншоты23

Новостью №2 стал обязательный для всех «туман войны». Да, господа снайперы, халява закончилась. Бойцы страдают запущенной близорукостью, и «неожиданно выползший из-за угла танк» — уже не анекдот. Или вот вам еще повод для гнева: ремкомплект отныне восстанавливает только разорванные гусеницы. Заклинило пушку? Двигатель не заводится? Вы свое откатались. Благодаря коварному нововведению захват вражеской техники почти невозможен. Единственный навар с контуженного танка — пулемет да полкило патронов. Истинные мотивы разработчиков скрыты во мраке, ведь реформы имеют к реализму приблизительно такое же отношение, как Call of Duty — к учебнику истории. Ну что может сделать с многотонным «Тигром» один человек, у которого из спецоборудования лишь абстрактный ящик метр на полтора? Разве что хряпнуть его себе об голову.

Начинка у пирога все та же: мы по-прежнему командуем крошечным отрядом, выполняющим мелкие диверсионные поручения. Впрочем, акценты чуть изменились. Слово «отряд» получило дополнительный вес. Выделенные юниты автоматически сливаются в группу, выдвигают начальника и в дальнейшем действуют словно единый организм — распределяют трофеи, прикрывают друг друга и т. п. Слегка попривыкнув к самодеятельности подчиненных, принимаешься извлекать из нее крупицы пользы. Все-таки удобно, хотя я бы предпочел комбинацию «ctrl + цифра». Если вы соберетесь послать на дело одного «босса» (так, чтобы за ним не увязались верные телохранители) или объединить два подразделения, без шаманства не обойтись.

К счастью, наши герои самостоятельно выбирают цели, прячутся за естественными укрытиями, отбегают в сторону от прилетевшей гранаты (несколько раз замечал попытки вернуть смертоносную посылку), меняют оружие в зависимости от обстоятельств… Накладки неизбежны, но их стоит списать на пресловутый человеческий фактор. В бою трудно следовать формальной логике, поэтому не отправляйте под трибунал того ротозея, что вздумал палить из базуки по пехоте, растрачивая драгоценные заряды, или выбежал под пулеметный огонь.

Молодецкому нахрапу есть где развернуться. За исключением пары досадных моментов (на берлинском вокзале мне пришлось минут десять тупо ждать, пока в «точке рандеву» накопится нужное количество машин), миссии на удивление хороши, а стопроцентная линейность и засилье скриптов почти не раздражают. Тактическое разнообразие ласкает взор. Массированная атака укрепленных позиций, позволяющая почувствовать себя винтиком в огромном механизме, или героическая оборона госпиталя в ; ночные вылазки за линию фронта или кровопролитный городской бой; разгром склада или минирование дороги, по которой вскоре должен пройти конвой… Развлечения на любой вкус. А вот связного сюжета в духе Codename Panzers, Phase Two, увы, нет. «В тылу врага 2» предлагает разрозненные эпизоды заключительного этапа войны. Сегодня Арденны, завтра Нейенхаген, а там и до Берлина недалеко. Кстати, если вы провалите задание, не спешите грузить «сейв». Описание глобальных последствий проигрыша бывает интереснее брифинга.

Жаль, что после короткой встречи с Company of Heroes картинка уже не вызывает радостных воплей. Слишком все «мультяшное». Игрушечные танчики ездят по стерильным улочкам, взрывают аккуратные домики и бампером крушат хрупкие стены из папье-маше. В этой цветовой гамме лучше не нарисовать.

Зато о физике можно слагать стихи. Под натиском 85мм пушки деревянные коттеджи и кирпичные таунхаузы преображаются — перекрытия рушатся, бетонные панели в облаке пыли падают на взломанный железными гусеницами асфальт, в крыше возникают неучтенные архитектором дыры. «В тылу врага» превратила разрушение матценностей в искусство, и вторая часть стремится соответствовать. Танки с задорно отлетающими башнями стали визитной карточкой серии. Конечно, не обошлось и без экзотики. Чертовски приятно поджечь «обитаемую» сараюшку и потом заворожено любоваться на то, как пылающая фигурка нарезает круги у входа. Браво!

В качестве компенсации за роскошные спецэффекты выдано простенькое и незапоминающееся звуковое полотно. Желаете послушать что-нибудь действительно мощное и эпическое? Играйте в Company of Heroes. Такой сочной стрельбы и басовитых взрывов в конкурирующих RTS днем с огнем не сыщешь.

Дополнение

  • Iron Fist
    — первое дополнение, включает танковые миссии в режиме от третьего лица. Дата выхода: 20 февраля 2020 года[3].
  • Airborne
    — второе дополнение, включает диверсионные миссии, а также добавляет возможность сыграть с ботов на сетевой игре. Дата выхода: 5 июня 2020 года[4].
  • Ostfront Veteranen
    — третье дополнение, включает десять новых немецких техников и подразделении, таких как Sturmpanzer IV, Sd.Kfz.234, SdKfz 250 и Grille. Дата выхода: 25 октября 2020 года[5].

Война в тылу врага. Как в Белоруссии партизаны громили фашистов: цифры, факты, герои

Разведка просто кричала, что немец накапливает силы на нашей границе. Но Кремль не верил: договор о ненападении не разорван. Что Германия считает его клочком бумажки, Сталин думать не мог.

Начавшаяся война обернулась для СССР катастрофой. Минск пал через неделю, Белоруссия была потеряна через две. Почти на три года белорусы попали под сапог оккупанта. И тут случилось невиданное: весь народ поднялся на священную войну с врагом. Белоруссия стала партизанским краем, где непрерывно что-то происходило впервые в истории. Поэтому вместо цифр лучше всего вспомнить это героическое время в лицах и делах.

День Победы в Киеве стал днем надежды

©

РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Последний подвиг генерала Доватора

19 декабря 1941 года операция «Тайфун» по окружению и взятию Москвы рассыпалась на глазах. Но исход битвы был еще не ясен. На фронтах гибли тысячи лучших сынов и дочерей Родины. Но погибшего в бою при деревне Палашкино командира 2-го гвардейского кавкорпуса, генерал-майора Доватора председатель Государственного комитета обороны товарищ Сталин приказал доставить в Москву, организовать пышную церемонию прощания и представить к званию Героя Советского Союза. Подобной чести в начале войны удостаивались единицы. Тем более, что Лев Доватор 22 июня 1941 года был в звании полковника, а в августе он уже генерал-майор и кавалер ордена Красного Знамени. Много лет никто не знал, за какой именно подвиг Доватор был удостоен не только высоких наград, но и особого внимания Сталина, который к тому же запретил сообщать о гибели героя-кавалериста и приказал считать его живым.

Тайну раскрыл ракетостроитель Валентин Петрович Глушко. В своей книге «Первопроходцы ракетостроения» он рассказал, что 14 июля 1941 года батарея капитана Флерова впервые применила на территории Белоруссии объект М-13 — «Катюшу». Залп накрыл железнодорожную станцию Орша-Товарная, где продолжали находиться эшелоны с советским секретным оружием — ракетными установками, которые перед войной перебрасывались на западную границу, но до нее не доехали. Сопровождала «Катюши» конница Доватора. Вместе с лошадьми в его колонне шли танки, автомобили и самоходные огнеметы. Так в РККА появилась реактивная артиллерия и ракетная кавалерия. На место погибшего Доватора встал не менее легендарный Исса Плиев. В 1962 году именно он проведет операцию «Анадырь» по размещению на Кубе советских ядерных ракет.

Как Сталин победил Черчилля в отдельно взятой Польше. Границы Белоруссии нарисовали в Кремле

©

РИА Новости, Анатолий Морозов | Перейти в фотобанк

Чудо-оружие инженера Заслонова

Итак, оставляя Оршу, батарея капитана Флерова нанесла ракетный удар по станции. Этот запуск — первое испытание в полевых условиях РСЗО М-13 «Катюша». Тем не менее немцы организовали эффективную оборону Орши. Город подчинили штабу группы «Центр», разведка врага еще не знала, что в Орше Сталин применит куда более эффективное оружие. Вермахт настолько стремительно побеждал осенью 1941-го, что никто даже предвидеть не мог, что приказ Сталина о тотальной партизанской войне может быть претворен в жизнь. Не верили в это и немцы. Большевики были деморализованы, десятками тысяч сдавались в плен, охотно шли на сотрудничество с немецкими властями. Среди них был бывший «кулак», ненавидевший Советы, Константин Заслонов. В ноябре 1941 года немцы еще не знали угрозы партизан, до «рельсовой войны» и операции «Концерт» было еще очень далеко.

Но на железной дороге в районе Орши что-то шло не так. Бесперебойное обеспечение восточного фронта страдало от регулярных и непрерывных аварий локомотивов. Только после того, как в Берлине осознали и приняли первое серьезное поражение под Москвой и срыв плана «Барбаросса», у контрразведки появилось время, чтобы разобраться, что же сорвало снабжение. С ноября 1941-го по январь 1942-го между Могилевом и Витебском из-за поломок локомотивов были задержаны до 200 эшелонов. Всякий раз источником поломки являлась топка паровоза. Немцы поняли, что имеют дело с группой диверсантов, состоящей из профессиональных железнодорожников. Были арестованы сотрудники депо Екатерина Якушева, Павел Шурмин, Николай Докутович и еще несколько человек. Их повесили, но главарь ушел. Этим главарем и был Заслонов. Немцы ему безмерно доверяли: в годы коллективизации его семья была раскулачена и сослана, он должен был ненавидеть все советское.

Но психология немцев подвела. Заслонов был патриотом и опытным железнодорожником. Сам Каганович знал его лично и хотел оставить в Москве. Однако Заслонов попросился на фронт и предложил невиданное дело: с группой «орлов-паровозников» отправиться в тыл врага, к месту своей довоенной работы, чтобы со знанием дела организовать диверсионную деятельность. К 4 сентября 1941 года был сформирован отряд из 30 оршанских железнодорожников под командой Заслонова, которые прошли спецподготовку под руководством легендарного диверсанта довоенной партизанской программы «линия Д», ветерана Испании, майора НКВД Артура Спрогиса. Заслонов изобрел невиданную взрывчатку — замаскированную под кусок угля. Ей минировали паровозные котлы прямо во время работы топки. Кусок тротила неправильной формы, чёрного цвета, похожий на кусок угля. Никаких детонаторов, корпуса, предохранителей. Мины могли храниться как обычный уголь, под дождем, на морозе, выдерживая даже давление и удары. Взрывались они только в огненной топке паровоза. Тротил извлекался из боеприпасов, размягчался в котле с водой, затем вязкой массе придавали форму угля, красили в черный цвет. И закидывали в тендеры стоящих составов. Лопата ничего не подозревающего машиниста кидала бомбу в топку. Мини-взрыв выводил из строя весь локомотив на какое-то время. Что и требовалось. Нельзя утверждать, что Заслонов сорвал снабжение группы «Центр» в решающий час наступления на Москву. Но именно группа Заслонова с помощью угольных мин вывела из строя или задержала 150-200 стратегических эшелонов.

Перелом памяти. Зачем на Украине переписывали историю и к чему это привело

©

РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Глава партизанской республики

Белоруссия в Великой Отечественной войне прозвучала самым мощным партизанским движением в истории. Официальный первый партизан — Василий Захарович Корж. Он был профессиональный военный, специалист-диверсант. Из тех, о ком точно можно сказать «был незаконно репрессирован». Верно и то, что не все, кого брали, шли под расстрел. В случае с Коржом НКВД разобралось, и в начале войны он во главе отряда добровольцев 26 июня 1941 года вяжет немецких парашютистов. А 28 июня у деревни Посеничи его бойцы атакуют бронеколонну вермахта. Этот бой официально признан первым в ходе партизанского движения в СССР. В 1942-м Корж возвращается в Белоруссию и формирует первое партизанское соединение. К концу года возглавляет шесть отрядов численностью в две тысячи бойцов. На Пинщине организовал работу 11 подпольных райкомов партии, а в Пинске — горком. Затем «товарищ Комаров» ведет своих партизан в наступление. К началу 1943 года соединение Коржа восстановило советскую власть в восьми районах Пинской области. С Большой землей наладили авиасообщение через партизанские аэродромы. Отряд Комарова контролировал огромный участок железной дороги Брест — Гомель, парализовал Днепро-Бугский канал. Успешно отбивался от вермахта, а в феврале, прорвав кольцо окружения, ушел от врага с обозом и беженцами. 16 сентября 1943 года Василию Коржу было присвоено звание генерал-майора, а в 1944-м — звание Героя Советского Союза.

Открытие партизана Старинова

«Рельсовую войну», как наиболее важный вклад советских партизан в дело общей Победы, сегодня изучают в российских и белорусских школах. Но в плане изначально была допущена погрешность, которая могла сорвать дело. Белорусские партизаны вовремя исправили ошибку благодаря лишь одному человеку. Илья Григорьевич Старинов в 18 лет взял в руки оружие и пошел на защиту революции. После Гражданской он становится военспецом по «линии Д» партизанско-диверсионной службы РККА в секретной школе Кочегарова в Киеве. В 36 лет он впервые применил свои боевые навыки на практике, в Испании, пустив под откос эшелон с итальянскими летчиками и их штабом. А в 37-м уничтожил состав марокканских солдат, «регуларес». Наработанный по «линии Д» и в испанской командировке опыт сделал капитана Старинова одним из лучших диверсантов СССР и мира.

С началом Великой Отечественной он сражается на Западном и Юго-Западном фронтах. После уничтожения генералов Вайнекера и фон Брауна Старинов повышен до замначальника инженерных войск СССР. А в 42-м назначен заместителем начальника штаба партизанского движения, генерала Пономаренко. Летом 1943-го в преддверии Курской битвы, идеи Старинова, весь его опыт наконец оказались востребованными. Однако были внесены некоторые коррективы, которые, как отмечал в воспоминаниях Илья Григорьевич, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. 14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 бойцов. Она проводилась на территории БССР, УССР и РСФСР.

Уроки Нацпамяти. Как граждан Украины учат праздновать День Победы

©

Facebook, Anton Drobovych

В приказе 0042 от 14 июля 1943 года предписывалось уничтожать рельсы. Штаб исходил из ошибочного убеждения, что немцы испытывают недостаток рельсов. Но разведка просчиталась: у противника был излишек. Немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый «мостик» и стали пропускать поезда по нему. «Рельсовая война» не давала желаемых результатов. Неприятным сюрпризом стало то, что переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов. Партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатки, но этого оказалось недостаточно, чтобы пустить под откос 1500 поездов. Именно этот аргумент и предъявил Илья Старинов Пантелеймону Пономаренко, ссылаясь на опыт в Испании.

Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 000 бойцов. Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября. Он охватил практически весь западный фронт, за исключением Карелии и Крыма. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления на Киев. В Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов. Лишь к зиме сокрушительный удар с тыла по врагу был остановлен командованием: иссякли запасы взрывчатки. Но Киев был освобожден. «Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов. Ничего подобного не проводилось ни одной армией мира, ни на одной войне. Советский рекорд убедителен еще и потому, что действия партизан не были разрозненными. Это было строго централизованная операция вертикального подчинения, аналогичная фронтовой, только в тылу врага. Успех был обеспечен даже не столько гением командования, сколько идеальной организацией дела.

Командующий партизанской армией

Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко был украинец. Выдвинулся по партийной линии в годы Большой чистки и работал в Белоруссии. Кто знает, выделился бы он из ряда таких же функционеров в мирной обстановке? Но война сделала его членом Ставки Верховного Главнокомандования. Его должность была уникальной — начальник Центрального штаба партизанского движения. Подобного штаба не было ни в одной стране мира. В подчинении у Пономаренко с 1941 по 1944 год было 6200 партизанских отрядов и соединений, численностью в миллион ополченцев, солдат и офицеров. Например, Сидор Артемович Ковпак. Знаменитая «рельсовая война» в тылу оккупантов — тоже заслуга Пономаренко. Партизаны не только наносили удары по врагу из леса. Они освобождали населенные пункты, образовывая целые партизанские края. После войны свыше 184 000 партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями, 249 стали Героями Советского Союза. В знак особой чести и уважения к партизанам в освобожденном Минске прошел первый в истории Партизанский парад. Это была высшая точка в военной карьере Пономаренко — он его принимал.

Блеск и нищета Лукашенко

©

AP, Sergei Grits

Триумф белорусских партизан

6 июня 1944 года союзники СССР наконец открыли Второй фронт. «День Д» горячо приветствовали. Чтобы поддержать долгожданных союзников, 22 июня 1944 года, в день нападения Рейха на СССР, Красная армия начала операцию «Багратион» с целью освободить Советскую Белоруссию. По своим масштабам эта операция была куда большей, чем высадка союзников в Нормандии. За месяц была очищена от врага территория в 207 000 квадратных километров. Восточный фронт вермахта был буквально растерзан и выброшен из Белоруссии в Польшу. Группа армий «Центр» фактически прекратила свое существование.

Сигнала к началу операции «Багратион» в тылу у немцев ждала целая партизанская армия. 194 708 народных мстителей начали наступление, первыми проведя только на центральном участке фронта 10 500 подрывов железнодорожного полотна. Подступы к Минску обороняла 4-я армия вермахта, но ее командование понимало всю безнадежность своего положения. Враг очутился на месте Красной армии в 1941 году. Без вооружений, авиации, танков и даже карт. К тому же, урок 41 года был хорошо выучен: РККА загнала 4-ю армию в котел восточнее Минска. Столица Белорусской ССР была очищена от врага раньше, чем сдались немцы. И несмотря на это, отдавая честь партизанскому движению, Ставка приказала 3-му Белорусскому фронту провести в разрушенном городе партизанский парад. 4 июля 1944 года, в 7 часов утра, в Минск прибыл штаб партизанского движения и четыре партизанские бригады. 25 000 вооруженных ополченцев вошли в столицу.

К вечеру 15 июля в Минске было уже 30 бригад. Тридцать тысяч одетых в ватники в середине лета, бородатых, страшноватых на вид, увешанных оружием гражданских лиц. 16 июля 1944 года, в девять часов утра, в районе улицы Красноармейской собралось около ста тысяч военных, партизан и жителей Минска. Принимал командующий партизанским движением СССР, председатель Совнаркома БССР, 1-й секретарь ЦК КП(б) Пантелеймон Пономаренко. Право открыть парад досталось бригаде «Народные мстители», носившей имя Василия Трофимовича Воронянского из знаменитой украинской Диканьки. Этот партизанский командир, создавший в 1941-м «отряд дяди Васи», а потом и «Мстителей», погиб в 1943 году в авиакатастрофе. За его бригадой шли в полном «лесном» вооружении бригады им. Щорса, Чапаева, Чкалова, «Беларусь», «Буревестник». Всего тридцать бригад. Участник парада из отряда «Коммунар» Василий Морохович вспоминал: «Между разрушенными и сожженными домами Минска шли маршем заросшие и исхудалые партизаны. В руках у них была самая удивительная коллекция оружия сражающихся тогда армий, испестренная ещё оружием, которое изготовили в лесах кузнецы. Они шагали гордо с наградами на груди! Они были победителями!»

Союзники СССР, открывшие Второй фронт, усомнились в грандиозных победах Красной армии в Белоруссии, которые намного превосходили их собственные скромные успехи. Для убедительности на следующий день после партизанского парада в Минске, 17 июля 1944 года, по улицам столицы СССР провели еще один «парад», вошедший в историю как марш пленных немцев. 57 000 солдат и офицеров вермахта, попавших в плен в ходе операции «Багратион», увидели Москву воочию. Еще через месяц военнопленные прошли и улицами Киева.

В наши дни в США и ЕС об этом не вспоминают. Зато ежегодно широко отмечают день памяти о высадке союзников в Нормандии.

Война в деталях

Очарование «В тылу врага 2» кроется в десятках важных мелочей, выглядящих неожиданно для аркадной игры. Например, во всяком приличном танке не один, а три пулемета — кормовой, спаренный с главным калибром и зенитный. Отличия — в радиусе обстрела: у зенитного он максимальный, однако и стрелок, торчащий из люка, рискует гораздо сильнее.

Два типа боеприпасов — не занятная деталь, а неотъемлемая составляющая геймплея. Пусть «Блицкриг 2» рассчитывает начинку снаряда в зависимости от мишени. Подобный путь не для нас — думать нужно заранее. Я не перестаю восторгаться возможностью перелить в родной танк бензин, позаимствованный у полудохлого донора, или пополнить боезапас на захваченном складе. Это нестареющая классика — как неудобные заклепки на джинсах и пафосная высадка союзников на Омаха-бич. Хорошо, что в Best Way не только чтят традиции, но и следят за веяниями игровой моды: транспортировка «ратоборцев» на броне и плавающий БТР призваны сыграть роль розочки на торте.

С другой стороны, баланс отрезвляет. Наши храбрецы резво отплясывают джигу перед пушками, а техника не выдерживает и пары попаданий. У противника все с точностью до наоборот: пехота дохнет пачками, танки отбивают бронебойные приветы с ловкостью профессиональных теннисистов. Плюньте в дуло «Флаку» и выбросьте на помойку бестолковый «Панцерфауст»! Оружие победы — противотанковые гранаты. На таком фоне забавно смотрятся мелькающие на интернет-заборах заявления об «усталости» брони (иногда снаряд не пробивает панцирь, а повреждает, и следующий выстрел в ту же самую точку может стать роковым). Подтверждаю — «усталость» есть. Сам видел, как мирно стоящая на пригорке «Пантера», прежде чем испустить дух, схлопотала больше десятка «подкалиберных».

А теперь представьте, сколько еще подвигов впереди! Игра на 100% оправдывает свое название — количество врагов в принципе не поддается учету. «Респаун»? Куда ж без него. Врата в волшебную страну бесконечных фрицев распахиваются по сигналу триггера и столь же внезапно захлопываются. AI лютует. Атаковать в лоб глупо, пытаться полностью «зачистить» огромную карту — тоже. Неприятель грамотно использует укрытия, которыми изобилуют разгромленные улицы европейских городков, но не умеет занимать брошенные орудия. Вероятно, это сделано нарочно, иначе битва за светлое будущее вообще никогда бы не закончилась.

Презираете условности? К вашим услугам вечный Close Combat 5. «В тылу врага 2» — не симулятор, а именно «игра про войну». Ни к чему мучить себя тактическим режимом; переделать стратегию с элементами бодрого экшена в воргейм не получится.

Многопользовательская часть совершенно разочаровала. Проблема не в скучных, предельно стандартных правилах («кооператив» с малознакомыми людьми немногим отличается от «сингла»), а в безобразных тормозах, сопровождающих сетевые посиделки. Дабы не давать никому из участников матча «естественных» преимуществ, скорость рендеринга падает до уровня самого слабого компьютера. Разработчики уже осознали всю ущербность такого подхода, пообещав навести порядок первым же патчем.

Искренне надеюсь, что лечение программных болячек не затянется на долгие месяцы. В целом игра работает стабильно, хотя фатальные «глюки» нет-нет, да и подложат порцию ароматного навоза. В лучшем случае вам придется переиграть солидный кусок, а в худшем… К примеру, мне так и не довелось штурмовать Рейхстаг, поскольку «ВТВ 2» упорно вылетала по окончании предпоследней миссии за СССР. Впрочем, неуклюжий российский бета-тестинг — отдельная тема.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: