«Боди-хоррор»: топ 10 эпатажных фильмов режиссёра Дэвида Кроненберга

Кому нравится хоррор?

Хоррор — слово, образованное от английского horror, что в переводе означает «ужас». Фактически, это просто другое название для различных «ужастиков»: фильмов, книг, комиксов, мультфильмов. Если вам нравится переживать сильные эмоции, испытывать страх, переживать выбросы адреналина, это ваш жанр. Хоррор хорош тем, что позволяет концентрировано пережить сложные и сильные эмоции, «отключаясь» в любой момент. Например, если речь идет о литературе, можно отложить книжку в сторону, почувствовав, что эмоций становится слишком много. После чего можно сделать себе чаю, включить романтическую комедию и так далее. Книжка позволяет в любой момент вернуться к сложным, сильным и отрицательным эмоциям. С фильмами немного сложнее, в кинотеатре не получится поставить показ на паузу, но само понимание, что страшный фильм закончится через определенное количество времени, позволяет любителям пощекотать себе нервы сосредоточиться на своих эмоциях.

Первые фильмы в этом жанре появились еще в конце девятнадцатого века.

Считается, что хоррор набирает популярность в сложные, переломные времена. Например, Говард Лавкрафт творил во времена Великой Американской депрессии. Затем его книги были подзабыты, и снова «всплыли» на поверхность во времена холодной войны.

Популярность страшного кино или ужасающих книг в сложное время объяснима. Дело в том, что нестабильная обстановка мотивирует людей обращать больше внимания на несовершенство мира, на отсутствие инструментов познания мира. В сложные времена мир как бы поворачивается к людям пугающей, непростой стороной.

Какие темы затрагивает социальный хоррор

Настоящий расцвет жанра наступил где-то после 2010 года. Конечно, параллельно стали восстанавливаться и классические хорроры: появились «Астрал» и «Заклятие» Джеймса Вана, «Окулус», «Синистер» и многие другие фильмы, которые при качественных съёмках и хорошем сценарии просто развлекали и пугали зрителя.

Но одновременно стали набирать популярность и необычные авторские фильмы ужасов, в которых создатели заставляли иначе взглянуть на такие актуальные проблемы, как взаимоотношения в семье, человеческое общение, расизм, воспитание детей.

Именно они и дали жанру новую жизнь. Цель таких фильмов — не только напугать зрителя. Они заставляют задуматься о сюжете и причинах происходящего и, возможно, попытаться представить себя в ситуациях героев. Здесь имеет место условное разделение на сюжеты о семье и взаимоотношениях и картины о недостатках общества.

Фильмы ужасов о семье

Мама

Mama

  • Испания, Канада, 2013 год.
  • Ужасы, триллер, драма.
  • Длительность: 100 минут.
  • IMDb: 6,2.

Начать можно с дебютного фильма Андреса Мускетти «Мама» (не путать с картиной Даррена Аронофски), основанного на его собственной короткометражке. Это история двух девочек, которые несколько лет выживали в лесу под присмотром некоей сверхъестественной «мамы». Позже их забирают на воспитание брат отца и его жена. Но «мама» не собирается отказываться от «своих» детей.

На первый взгляд, по построению фильм напоминает классический ужастик, в котором есть монстр, скрипящие двери и прочие стандарты. Тем более что продюсировал картину сам Гильермо дель Торо, и его влияние на визуальный ряд чувствуется очень сильно.

Но на самом деле в этой истории режиссёр задаёт вечный вопрос, связанный с воспитанием детей. С кем девочкам будет лучше: с благополучными новыми родителями или же со странной и даже пугающей, но «родной» мамой? Причём Мускетти не отвечает на этот вопрос прямо, позволяя зрителям самим размышлять над финалом.

Ему важнее не вывести мораль, а показать сам конфликт, а также перемены в людях: так, Джессика Честейн в роли мачехи проходит путь от эгоистичной рокерши до матери, которая готова пожертвовать собой ради приёмных детей.

Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →

Бабадук

The Babadook

  • Австралия, 2014 год.
  • Ужасы, мистика.
  • Длительность: 93 минуты.
  • IMDb: 6,8.

Австралийская актриса Дженнифер Кент дебютировала в режиссуре большого кино с полностью авторским проектом. Как и в случае с «Мамой» Мускетти, изначально Кент создала короткометражку, а уже потом дописала сценарий для полного фильма.

И снова вроде бы классический сюжет: мама Амелия приносит своему маленькому сыну Сэму детскую книжку под названием «Бабадук». Чудовище из книги становится реальным, вселяется в мать и начинает творить ужасы.

Но Кент не стала строить фильм вокруг обычных монстров, выскакивающих из темноты. Она решила показать зрителям глубины сознания любого обычного человека. Так, в 60-е годы после массового отравления беременных экспериментальным лекарством экраны заполонили истории о жутких детях-монстрах, которые мучают своих матерей и весь мир (вспомнить хотя бы «Ребёнка Розмари»).

А Дженнифер Кент будто показывает этот страх с обратной стороны. Сэм — замкнутый и болезненный ребёнок, Амелия — мать-одиночка. Разумеется, она часто устаёт от своего сына, а когда тот заболевает, вообще впадает в истерику.

Бабадук здесь выступает не каким-то потусторонним существом. Он лишь отражение злости матери на своего сына. Причём Кент объясняет, что полностью побороть свою внутреннюю агрессию невозможно. Каждый всё равно испытывает негативные эмоции и злится даже на своих близких. Но человек способен лишь держать агрессию под контролем ради себя и окружающих.

Ведьма

The VVitch: A New-England Folktale

  • США, Великобритания, Канада, Бразилия, 2020 год.
  • Ужасы.
  • Длительность: 93 минуты.
  • IMDb: 6,8.

И ещё один фильм, который в начале просмотра может показаться совершенно стандартным, но потом раскроется в полной мере, обнажая тайные стороны человеческих взаимоотношений. И снова новичок в режиссуре, на сей раз Роберт Эггерс.

По сюжету фильма «Ведьма» в XVII веке семью Уильяма и Катерины изгнали из поселения. Они с четырьмя детьми спокойно жили возле леса, пока однажды ведьма не украла их новорождённого ребенка. Обвинения пали на старшую дочь Томасин, не уследившую за братиком. А дальше всё стало только хуже.

Идея этого фильма вовсе не в колдовстве или злых духах. И именно поэтому режиссёр старался снимать максимально натуралистично: большая часть планов здесь показана при естественном освещении в довольно бледных тонах.

Главным средоточием страха и мистики выглядит лес, которого боятся герои. Хотя самое ужасное происходит не где-то в чаще, а прямо в их доме. Основной акцент сделан на общении семьи. В какой-то момент выясняется, что все они периодически друг другу врут и что-то скрывают. И именно это недоверие в итоге приводит к катастрофе.

Режиссёр не ставит самоцелью показать что-то жуткое, отказываясь от скримеров и потоков крови. Он скорее заставляет зрителя задуматься, насколько тот сам доверяет близким и как давно врал родным даже без веской на то причины.

Подобная тема сейчас появляется в кино всё чаще, вспомнить хотя бы полукомедийных «Идеальных незнакомцев» с огромным количеством ремейков. Но вот в жанре хоррор о ней говорят редко, хотя именно здесь можно максимально ярко показать, насколько губительны взаимные подозрения.

Причём для большей реалистичности Эггерс не даёт чёткой трактовки финала, так как и хеппи-энд, и прямая мрачная концовка были бы слишком предсказуемы.

Вместо этого режиссёр оставляет зрителю простор для размышления. Может, и правда среди членов семьи жила ведьма, а может, это они создали монстра своим поведением. Для каждого ответ будет свой.

Тихое место

A Quiet Place

  • США, 2020 год.
  • Ужасы.
  • Длительность: 90 минут.
  • IMDb: 7,6.

За пару лет до «Тихого места» на экраны уже выходил мрачный триллер «Не дыши», где значительная часть действия была построена на тишине. Но всё же в новой картине режиссёр Джон Красински вывел эту идею на новый уровень.

Эвелин и Ли Эбботт живут с детьми на отдалённой ферме. Всю жизнь они проводят в тишине, ведь где-то рядом обитает чудовище, которое реагирует на звук. Но детям трудно всё время не шуметь, тем более что юная Риган глуха от рождения.

Джон Красински не только срежиссировал картину, но и сыграл в ней. А роль жены его персонажа досталась Эмили Блант — реальной жене Красински. К тому же незадолго до начала работы над картиной у пары родился ребёнок. И если вдуматься, то самая важная часть «Тихого места» посвящена теме общения в семье.

У героев произошла трагедия — погиб ребёнок. Но они даже не могут это нормально обсудить и поплакаться друг другу, поскольку вынуждены постоянно молчать. И это снова история о трудностях взаимоотношений, когда тишина и молчание в семье пугает больше, чем грохот и крик.

Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →

Реинкарнация

Hereditary

  • США, 2020 год.
  • Ужасы, драма.
  • Длительность: 127 минут.
  • IMDb: 7,3.

Картину очередного новичка Ари Астера многие окрестили лучшим фильмом ужасов 2020 года. При этом рекламная кампания во многом сработала против него: посмотрев трейлер, зрители шли в кино на обычный ужастик и ждали скримеры и убийства, а увидели странную медленную историю, наполненную метафорами и логикой сна.

Сюжет рассказывает о семье, в которой умерла властная бабушка. После её смерти с каждым из ближайших родственников начинают происходить странные вещи. И непонятно, дело здесь в каком-то злом духе или же просто в наследии.

По ходу действия фильма можно даже запутаться, кто же здесь главный герой, ведь «Реинкарнация» попеременно рассказывает обо всех персонажах. Но основная идея этой истории заключена уже в оригинальном названии Hereditary, то есть «Наследственность».

Автор фильма показывает, что избавиться от родового наследия практически невозможно. Даже если человек сам этого не осознаёт, его неудержимо влечёт продолжать дела своей семьи.

Одна из героинь фильма создаёт миниатюрные макеты всего, что видит, в том числе и своего дома. И можно сказать, что все персонажи и сами живут в таком игрушечном доме и не могут из него вырваться. Их семейное наследие — их клетка.

Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →

Фильмы ужасов об обществе

Оно

It Follows

  • США, 2014 год.
  • Ужасы, триллер.
  • Длительность: 100 минут.
  • IMDb: 6,8.

В этом фильме 2014 года (не путать с экранизациями Стивена Кинга) ещё один не самый известный режиссёр Дэвид Роберт Митчелл решил обратиться к важной социальной проблеме — беспорядочным половым связям и опасным заболеваниям.

По сюжету главная героиня Джейн занимается сексом с малознакомым парнем и потом узнаёт, что ей передалось проклятие. Теперь Джейн преследует ужасный монстр, от которого невозможно спастись. Идея проста и понятна: нужно получше узнать человека, прежде чем ложиться с ним в постель. Ну и о контрацепции забывать не стоит.

Однако при этом Митчелл не превращает фильм в пропагандистскую брошюру, а просто показывает отличный хоррор, нередко ссылаясь на своего кумира Дэвида Линча и классика ужасов Дэвида Кроненберга. И всё же в итоге картина оставляет интересный осадок, который заставляет задуматься.

Прочь

Get Out

  • США, 2020 год.
  • Ужасы, сатира.
  • Длительность: 103 минуты.
  • IMDb: 7,7.

История этого фильма неотделима от личности его автора — режиссёра и сценариста Джордана Пила. Для многих было совершенной неожиданностью, что комик и сатирик решил обратиться к хоррору. Но, как оказалось, актуальную и важную тему расизма можно обыграть и в этом жанре.

Темнокожий фотограф Крис и его белая девушка Роуз приезжают в гости к её родителям. Он волнуется, что семья Роуз будет против их союза, поскольку родители девушки кажутся ретроградами из высших слоёв общества. Однако они принимают гостя радушно, хотя Крис и чувствует, что что-то с ними не так. И это явно связано с его цветом кожи.

Джордан Пил, как талантливый автор, решил не показывать проблемы расизма банально и в лоб. Главного героя не унижают. Наоборот, все окружающие и гости дома восторгаются его телом. Только всё это напоминает восхищение каким-то неодушевлённым предметом и желание как-то приблизиться к современным трендам.

В итоге Пил показывает, в какие ужасные формы может выливаться стремление во всём соответствовать моде, и явно намекает на опасности, которые появляются в новой политической ситуации. Персонажи этого фильма настолько хотят доказать свою толерантность, что совершают ужасные поступки. При этом полицейские не верят, что темнокожий мог стать жертвой преступления. Во всём этом, конечно, есть доля гротеска и юмора. Но всё же сюжет очень злободневен.

Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →

Оно

It

  • США, 2020 год.
  • Ужасы.
  • Длительность: 135 минут.
  • IMDb: 7,4.

Как это ни удивительно, место для социальности нашлось и в новой экранизации классического романа Стивена Кинга. И это приближает фильм к идеям самого писателя, который очень часто показывал в своих книгах, что главное зло — сами люди. Вспомнить хотя бы знаменитую «Кэрри», где замкнутую девочку травили в школе и дома.

Общий сюжет фильма известен многим: в небольшом городке начинают пропадать дети — их утаскивает в канализацию зловещий клоун Пеннивайз. Но никто из взрослых не хочет верить в существование чудовища, и поэтому противостоять ему приходится группе детей-изгоев, назвавших себя «клубом неудачников».

Конечно, до выхода фильма все вспоминали классическую экранизацию 1990 года, где Пеннивайза сыграл Тим Карри. Но не зря первый вариант сценария новой версии написал Кэри Фукунага — режиссёр первого сезона «Настоящего детектива». А снимать картину доверили создателю «Мамы» Андресу Мускетти — мастеру реалистичных ужастиков.

Да, в этом фильме тоже есть монстр, ворующий детей. Но всё же новое «Оно» о людях, а не о клоунах. Жизнь «клуба неудачников» отравляют окружающие и в первую очередь их родители, а Пеннивайз лишь визуально воплощает их страхи.

Болезненного Эдди мать пичкает лекарствами — он видит на улице прокажённого. Отец Беверли не хочет, чтобы его дочь взрослела — она видит в раковине реки крови, явно связанные с переменами в её теле.

Пеннивайз здесь лишь маркер, показывающий недостатки общества, которое травит слабых и необычных детей. Именно поэтому во всём фильме нет ни одного положительного персонажа среди взрослых.

Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →

Суспирия

Suspiria

  • Италия, США, 2020 год.
  • Ужасы, триллер.
  • Длительность: 152 минуты.
  • IMDb: 6,9.

Этот фильм Луки Гуаданьино основан на одноимённой картине 1977 года режиссёра Дарио Ардженто — мастера жанра «джалло» (кровавых историй, наполненных эротизмом и насилием). Но если в оригинале автор старался просто напугать зрителя и показать как можно больше жестокости и откровенных сцен, то ремейк создал более глубокую атмосферу.

По сюжету американская танцовщица в 70-е годы приезжает в Германию, чтобы поступить в балетную школу. Но оказывается, что преподавательницы этой школы — ведьмы, поклоняющиеся древним богиням. В новой же версии фильма всё происходящее напрямую связано с реальными историческими событиями, которые происходят в Германии. И нетрудно заметить, что ведьмы, управляющие школой, всячески стараются оградить своих учениц от жестокости окружающего мира. А в итоге сами строят почти тоталитарное общество.

Кроме того, к финалу раскрывается идея, которую можно связать с религией и политикой. Ведьмы, много лет служившие верховным существам, со временем стали считать себя богами. Как многие представители религиозных сект или политики, они забыли, что лишь избраны для выполнения определённой роли и в любой момент могут лишиться своих сил.

Смотреть в iTunes → Смотреть в Google Play →

Как работает хоррор?

Основным средством хоррора является страх. Именно посредством страха хоррор развлекает и пробирает читателя или зрителя. Литературный или книжный страх делится на три основных типа. Страх неизвестного и непознанного (сверхъестественные создания, мистика), гипертрофированный реальный страх (политический, социальный) и страх-отвращение (изуродованные тела, оторванные конечности). Основным конфликтом любого хоррора можно назвать активное столкновение иррационального, морального, рационального и аморального начал. Причем этот конфликт может происходить в голове одного человека (одним из лучших представителей подобного жанра является «Доктор Джекил и мистер Хайд»), так и в формате борьбы между героями, каждый из которых олицетворяет одно из начал (яркий представитель этого жанра – «Молчание ягнят»).

Одной из самых популярных современных разновидностей хоррора являются фильмы и книги про зомби.

Чтобы хоррор правильно «сработал», читатель или зритель должен постоянное осознавать реальность происходящего. Поддержание сложной, напряженной атмосферы – основная задача автора хоррора. Практически все хорошие произведения в данном жанре основываются на том, что автор «находит» нужный рычаг давления, а остальную работу возлагает на воображение читателя или зрителя.

Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси

Не­ком­мер­чес­кое Парт­нер­ст­во «Ру­ко­пис­ные па­мят­ни­ки Древ­ней Ру­си» со­зда­но при учас­тии Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. В. В. Ви­но­гра­до­ва РАН и из­да­тельст­ва «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур». На­уч­ное ру­ко­водст­во де­я­тель­ностью Парт­нер­ст­ва осу­щест­вля­ет На­уч­ный со­вет, воз­глав­ля­е­мый чл.-корр. РАН, ди­рек­то­ром Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка РАН А. М. Мол­до­ва­ном. В На­уч­ный со­вет вхо­дят: А. А. Гип­пи­ус, В. М. Жи­вов (зам. пред­се­да­те­ля На­уч­но­го со­ве­та), А. А. За­лиз­няк, А. А. Пич­хад­зе, Н. Н. По­кров­ский, А. А. Ту­ри­лов, В. Л. Янин. Глав­ная на­ша цель – со­брать как мож­но бо­лее об­шир­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, хра­ня­щих­ся в оте­чест­вен­ных и за­ру­беж­ных му­зе­ях (ар­хи­вах, биб­лио­те­ках, хра­ни­ли­щах) и пред­ста­вить его в от­кры­том до­сту­пе в ин­тер­не­те с со­блю­де­ни­ем и за­щи­той всех юри­ди­чес­ких прав му­зе­ев-хра­ни­те­лей ру­ко­пи­сей. Важ­ность этой за­да­чи обу­с­лов­ле­на тем, что к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни опуб­ли­ко­ва­на лишь не­зна­чи­тель­ная часть (ме­нее 0.1 про­цен­та) ру­ко­пис­ных па­мят­ни­ков, на­хо­дя­щих­ся во мно­гих хра­ни­ли­щах Моск­вы, Пе­тер­бур­га, Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Кост­ро­мы, Тве­ри, Яро­с­лав­ля, Ка­за­ни, Са­ра­то­ва, и дру­гих го­ро­дов. Меж­ду тем со­бра­ние древ­не- и ста­ро­рус­ских ру­ко­пи­сей (XI–XVII ве­ков), хра­ня­щих­ся в рос­сий­ских биб­лио­те­ках и ар­хи­вах, чрез­вы­чай­но ве­ли­ко и на­счи­ты­ва­ет бо­лее 100 000 еди­ниц хра­не­ния. При от­сут­ст­вии пол­но­цен­ных и ка­чест­вен­ных ко­пий мы на­хо­дим­ся под по­сто­ян­ной угро­зой утра­ты это­го на­сле­дия. Ре­а­ли­за­ция по­став­лен­ной це­ли бу­дет осу­щест­влять­ся пу­тем предо­став­ле­ния на на­шем сай­те пер­со­наль­ной экс­по­зи­ци­он­ной пло­щад­ки му­зе­ям, ар­хи­вам, из­да­тельст­вам, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским кол­лек­ти­вам для раз­ме­ще­ния в от­кры­том до­сту­пе элек­трон­ных ко­пий име­ю­щих­ся у них ру­ко­пис­ных ма­те­ри­а­лов (вмес­те с не­об­хо­ди­мой со­пут­ст­ву­ю­щей ин­фор­ма­ци­ей: пра­ва на ее пуб­ли­ка­цию, ад­ре­са и те­ле­фо­ны для на­уч­ных и де­ло­вых кон­так­тов и пр. Мы так­же бе­рем на се­бя тех­ни­чес­кое об­слу­жи­ва­ние этой экс­по­зи­ции, вклю­ча­ю­щее пер­вич­ную об­ра­бот­ку и по­сле­ду­ю­щее раз­ме­ще­ние от­ска­ни­ро­ван­ной ру­ко­пи­си, об­нов­ле­ние и до­пол­не­ние экс­по­зи­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов и др. При этом все пра­ва му­зея, ар­хи­ва (дру­го­го пра­во­об­ла­да­те­ля) на предо­став­лен­ные ма­те­ри­а­лы пол­ностью со­хра­ня­ют­ся, а ру­ко­пис­ные ма­те­ри­а­лы раз­ме­ща­ет­ся в ви­де, не до­пус­ка­ю­щем их не­санк­ци­о­ни­ро­ван­ное из­да­ние. При­ме­ром мо­жет слу­жить на­ше со­труд­ни­чест­во с Го­су­дар­ст­вен­ной Треть­я­ков­ской Га­ле­ре­ей. В на­сто­я­щее вре­мя на­шем сай­те раз­ме­ща­ет­ся элек­трон­ная ко­пия из­да­ния «Ти­по­граф­ский Ус­тав (ус­тав с кон­да­ка­рем)» а трех то­мах, осу­щест­влен­но­го под на­уч­ной ре­дак­ци­ей Б. А. Успен­ско­го из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур» при со­дейст­вии Га­ле­реи. Это из­да­ние по­свя­ще­но ру­ко­пис­но­му па­мят­ни­ку кон­ца XI – на­ча­ла XII вв. Пер­вый том пред­став­ля­ет фак­си­миль­ное вос­про­из­ве­де­ние ру­ко­пи­си, вто­рой — на­бор­ное вос­про­из­ве­де­ние и сло­во­ука­за­тель, тре­тий со­дер­жит по­свя­щен­ные ей на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния. При­мер со­труд­ни­чест­ва с уче­ны­ми – раз­дел, по­свя­щен­ный древ­не­рус­ским бе­рес­тя­ным гра­мо­там, раз­ра­бо­тан­ный кол­лек­ти­вом уче­ных во гла­ве с ака­де­ми­ка­ми В. Л. Яни­ным и А. А За­лиз­ня­ком. Впер­вые в пол­ном объ­еме пред­став­ле­ны кол­лек­ции бе­рес­тя­ных до­ку­мен­тов Го­су­дар­ст­вен­но­го ис­то­ри­чес­ко­го му­зея и Нов­го­род­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го объ­еди­нен­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. При­ме­ром со­труд­ни­чест­ва с из­да­тельст­ва­ми яв­ля­ет­ся со­вмест­ная ра­бо­та с из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур», ко­то­рое предо­ста­ви­ло нам свои из­да­ния пер­вых то­мов Пол­но­го со­бра­ния рус­ских ле­то­пи­сей, п так­же ру­ко­пис­ных книг «Ис­то­рия иудей­ской вой­ны Иоси­фа Фла­вия» (древ­не­рус­ский пе­ре­вод) и «Псал­тырь 1683 г. в пе­ре­во­де Ав­ра­мия Фир­со­ва». На­ря­ду с глав­ной за­да­чей — со­брать пол­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, мы ста­вим пе­ред со­бой еще две за­да­чи. Вто­рая за­да­ча, не­по­средст­вен­но свя­зан­ная с пер­вой — со­зда­ние спе­ци­аль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм по изу­че­нию са­мых раз­ных ас­пек­тов древ­не­рус­ской ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ры и куль­ту­ры, как свет­ской, так и ре­ли­ги­оз­ной (вклю­чая бо­го­слу­же­ние, мо­на­с­тыр­ское устройст­во, ху­до­жест­вен­ные сти­ли и вку­сы, куль­то­вые фи­гу­ры и проч.). Эти про­грам­мы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на раз­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уров­ни обу­ча­ю­щих­ся (от млад­ших школь­ни­ков до сту­ден­тов стар­ших кур­сов и ас­пи­ран­тов уни­вер­си­те­тов) мо­гут стать не­за­ме­ни­мым под­спорь­ем в школь­ном и ву­зов­ском об­ра­зо­ва­нии на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, важ­ным ис­точ­ни­ком воз­рож­де­ния оте­чест­вен­но­го са­мо­соз­на­ния и ду­хов­ных тра­ди­ций. На­ко­нец, третья на­ша за­да­ча — спо­собст­во­вать рас­ши­ре­нию ис­сле­до­ва­ний по ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ре, куль­ту­ре, язы­ку Древ­ней Ру­си, пу­тем об­лег­че­ния до­сту­па оте­чест­вен­ным и за­ру­беж­ным сла­вис­там к ру­ко­пис­ным ис­точ­ни­кам и по­свя­щен­ным им на­уч­ным ра­бо­там. Это бу­дет спо­собст­во­вать по­вы­ше­нию ин­те­ре­са к рус­ской ис­то­рии и куль­ту­ре, рос­ту ее вли­я­ния и ав­то­ри­те­та в ми­ре.

ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ

Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций

  • Древнерусские берестяные грамоты
  • Русские летописи
  • Издания славянских памятников

В создании сайта участвуют и помогают:

Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО

Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.

Контактный email:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: