Обзор Shadow of the Tomb Raider. Лара Крофт спасает мир

Tomb Raider (2013): Обзор

Разочарование. Вам знакомо это слово? Нет, не та обида, которая наступает после гибели главного героя в конце фильма или поражения «Спартака» в какой-нибудь там лиге. Речь о другом. Это разочарование бывает, когда разработчики годами кормят публику добротно слепленными историями о прекрасном светлом будущем с взрывающим мозг игровым процессом и невиданным доселе психологизмом. А в результате создают просто хороший продукт. Он не поражает воображение новаторским геймплеем, но о нем даже плохого ничего толком сказать не получается. Такой в конечном итоге оказалась Tomb Raider

. Твое место на кухне, женщина.
Археолог по образованию и боец по натуре
Незатейливый сюжет травит нам мифологические байки о сказочной стране Яматай, на поиски которой направляется экспедиция Лары. Расхитительница гробниц настаивает, что вожделенное государство располагается где-то в Треугольнике Дракона, который на поверку оказывается аналогом тоже Треугольника, но Бермудского: экспедиционный корабль терпит крушение. Девушка оказывается отделена от своей команды, и так начинаются наши хождения по женским мукам.

В ходе своих путешествий Лара будет ностальгически просматривать записи на видеокамере, из которых мы якобы должны черпать информацию о сложных характерах героев. На самом же деле все здешние персонажи столь же интересны, как маринованные огурцы в банке. Перед нами классический набор типажей: трусливый ученый, храбрый и благоразумный капитан, простоватый бугай в красной майке и так далее. Редкие взаимодействия Лары с компанией этих бедолаг оборачиваются для последней постоянными неприятностями, ибо команда решительно отказывается заниматься полезной деятельностью и перепоручает свое спасение хрупкой девушке. Так и продвигается сюжет: команда, словно призрак, изредка откуда-то материализуется, напутствует Лару и исчезает.

По заверениям разработчиков, по мере прохождения мы должны были увидеть преображение персонажа. Если не обращать внимания на стычки с врагами, сложность которых, в принципе, не сильно меняется на протяжении игры, то действительно, мисс Крофт из невинной девочки постепенно становится похожа на оригинальную версию самой себя. Однако речь идет не только о духовном облике девушки. Сама внешность Лары к концу игры сильно меняется. Тело ее испещрено шрамами и ссадинами, лицо покрыто грязью и пылью, одежда превращается в лохмотья. Нужно быть Ларой Крофт, чтобы при этом выглядеть сексуально. Кстати, товарищи девушки остаются чистенькими и сухими, как и в начале. И совсем не пахнут, наверное.

Умереть Лара может множеством способов. В том числе и так.

Для особо любопытных авторы предложили богатую историю острова и культа древней японской королевы, представленную в виде множества артефактов, запрятанных во всяких гробницах и пещерах. Вдобавок жители острова явно страдают графоманией, оставляя на каждом столе тонны автобиографических рукописных текстов. Несмотря на отсутствие по-настоящему открытых пространств, пригодных для изучения,
Tomb Raider
способна загрузить бесполезной деятельностью по поиску и изучению дневников и редких вещиц.

Столь же излишней оказывается и «богатая» RPG-составляющая. Пара десятков навыков здесь присутствует скорее «для галочки», ибо ни с количеством патронов, ни с отстрелом врагов проблем не возникает. Низкая сложность никак не стимулирует заниматься «прокачкой» Лары, искать металлолом для улучшения оружия или артефакты для получения дополнительного опыта.

Зрелищ. И без хлеба, пожалуйста

Tomb Raider

напускает на себя важный вид и изо всех сил пытается создать иллюзию разнообразия игрового процесса. Но если отфильтровать всю шелуху, то в сухом остатке мы получим один большой и толстый столп, на котором держится весь современный игропром, — зрелищность. Реальный потенциал детища
Crystal Dynamics
ничем не отличается от других представителей адвенчурного жанра.

Это древние римляне для счастья требовали хлеба и зрелищ. Нам же сегодня хватает одних зрелищ. Великолепные ролики — вот что задает игре атмосферу и заставляет реально переживать за героиню. Потрясающие по кинематографичности кат-сцены демонстрируют все беды, падающие, как дождевые капли, на голову бедной Крофт. Яматай и его жители будут шпынять девушку всеми возможными способами: и за руки подвешивать, и оглушать, и банально избивать. Сама же Лара постоянно откуда-то падает, от чего-то бежит, ударяется, спотыкается и вообще ведет себя так, будто дома в шкафу у нее запасной скелет припасен. Как выразилась сама мисс Крофт, «в обход никак — только напрямик».

На обед чайка и два краба.

Эффект «вживания» здесь создан за счет необходимости иногда тыкать по клавишам, дабы красочное действо продолжалось. Страх, усталость, боль — все это прекрасно передано видео- и звукорядом. В общем, не потрудись разработчики столь кропотливо над анимацией и озвучкой героини, от пресловутого психологизма не осталось бы и следа. Ведь часто атмосфера рушится о реалии суровой действительности, в которой Лара — бич судеб всего живого.

Иррациональной выдержке героини зачастую можно позавидовать. Даже в самых критических ситуациях профессиональный интерес Лары не остывает, и она, забывая о громиле с дубиной, бродящем где-то рядом, начинает восхищаться древними руинами гробниц. В обещанный survival веришь лишь на первых этапах игры, пока в руки Лары не попадает оружие. После этого начинаешь больше сопереживать противникам девушки, нежели ей самой. Апофеоз местного «реализма» — концовка игры, когда мисс Крофт одна уничтожает пару сотен не-скажем-кого (ибо спойлер).

С киркой — хоть на Эверест!

Модного нынче скалолазания в игре предостаточно. Если рядом начинает что-то взрываться, будьте уверены — девушке придется совершить стометровый забег, который закончится прыжком над бездной. Лара скачет по возвышенностям, с помощью многофункциональной кирки покоряет самые высокие вершины и эффектнейшим образом спускается обратно на натянутом тросе. Все это выглядит довольно живо и динамично, но немного огорчает отсутствие открытых пространств. Уровни не совсем линейны и оставляют некоторую свободу действий в боевых локациях, однако маршруты героини строго размечены. Гулять разрешается только по уже пройденным территориям. И возвращаться назад есть смысл разве что для того, чтобы отыскать артефакты, записки и прочую ерунду и полюбоваться пейзажами. Дизайнеры уровней создали потрясающую красотой природу Яматая — дух захватывает, когда с какой-нибудь высотной точки смотришь на равнины или покрытые снегом горы.

«Чего ты такой серьезный?»

Если, не дай бог, вы сумеете заблудиться в этом природном благолепии, на помощь придет «инстинкт выживания» — очень удобная способность, заменяющая любую необходимость игрока использовать мозг. Благодаря ей можно десятки раз не переключаться на карту, дабы узнать конечную точку маршрута. Инстинкт выживания ласково и тактично укажет, куда путь держать, где артефакты зарыты и какие ящики поджечь, чтобы проложить дорогу. Все для вашего удобства.

Братство выживших

Мультиплеер мертвым рудиментарным образованием болтается рядом с бодрой одиночной кампанией. Иначе и не скажешь: если на момент выхода нашего видеообзора сервера были еще

пусты, то теперь они
уже
пусты. Из двух типов игры «по рейтингу» и «без рейтинга» насладиться в большинстве случаев можно лишь вторым, в котором сходятся игроки совершенно разных весовых категорий.

В Tomb Raider

представлен стандартный набор мультиплеерных погремушек: всевозможные «достижения», система начисления уровней и «запчастей», на которые можно приобретать новое оружие и героев, экипировка бойцов со всякими обвесами для «пушек» в стиле
Call of Duty
. Венчают этот набор банальщины целых четыре игровых режима. Два из них — стандартный Deathmatch, командный и индивидуальный. В остальных команда выживших должна что-то сделать (собрать аптечки или включить какие-то датчики), а Братство — помешать им. Карты достаточно невелики, поэтому с динамикой полный порядок. Немного драйва прибавляет наличие на локациях железных тросов для быстрого спуска и турелей, но все это не спасает приедающийся геймплей не первой свежести. Насколько одиночная кампания зрелищна и увлекательна, настолько безвкусен и бесполезен многопользовательский придаток.

В мультиплеере главное — уметь раздавать «хедшоты».

***

Вездесущие сравнения игры с
Uncharted
не случайны. Геймплей
Tomb Raider
, несмотря на всю свою напряженность и эффектность, не предложил ничего новаторского. Концепция драматичного «выживастика» на поверку оказалась пиар-затравкой
Crystal Dynamics
. Впрочем, все зависит от того, чего вы ожидали от игры. Конечно, если зрелищность для вас является приоритетным фактором при оценке игр, то
Tomb Raider
заслуживает похвал, хоть до творений
Naughty Dog
ей далековато. Но если вы медитировали на слова «survival», «психологизм», «сюжет», то теперь вы знаете, что такое разочарование.

Плюсы:

динамика происходящего; зрелищность; дизайн острова.
Минусы:
фальшивый драматизм; бесполезная «прокачка»; банальный сюжет; скучный мультиплеер.

«Shadow of the Tomb Raider»: Лара Крофт – расхитительница глазниц

Проработанность визуального ряда – одно из весомых преимуществ «Shadow of the Tomb Raider». Тропические хитросплетения лиан, прозрачные водопады с радужными брызгами, древние руины встречают Лару Крофт ветхими знаменами и вековой пылью.

Если таинственно застывшие храмы могут оставить зрителя равнодушным, то разрушение целой деревни или внезапный обвал моста должны повергнуть в визуальный шок. Игровые критики отмечали высокий уровень графики «Shadow of the Tomb Raider» и антураж.

К недостатку можно отнести то, что локации в игре остаются линейными, а маршрут логичным даже при отсутствии подсказок. Никаких получасовых блужданий в неизвестности.

Музыкальное оформление хорошо проработано. В подходящую минуту происходящему добавляется мрачный оттенок или утробное рычание – знак приближения опасности. Только с появлением в игре полноценных композиций на заднем фоне появляется осознание, как этого не хватало приключениям предыдущих частей.

Окружение не только служит подходящей декорацией для приключения, но и задействуется игроком. Для выполнения сюжетной линии Ларе потребуется хотя бы пару раз применить маскировку, запачкаться в грязи, чтобы избежать вражеского тепловизора. А вот с диалогами и штампами разработчики ударили в грязь лицом уже сами.

Тут игрок столкнется и с внезапной живучестью Лары, когда это необходимо, крушением зданий перед самым носом, пророчеством, которое обязательно сбудется в самом конце. Но какие приключенческие игры могли обойтись без штампов? В том же «Uncharted» постоянные разрушения держали в железной хватке напряжения. Тем более, если их использование оправдано или красочно задействовано.

Диалоги порой топорные, а харизма персонажей недостаточно высока, чтобы закрыть сюжетные дыры. В этом некоторая доля вины и локализации, благодаря которой реплики героев бывают невыразительны или тише окружения. Да и сама главная героиня к финалу третьей части законченность образа и характера не получила.

Создатели пытались сыграть на чувствах игроков, надавить на нужные рычаги жалости, но внутренняя борьба Лары, жажда мести убийцам своего отца не добивается полного отклика. Как отдельный плюс можно отметить флешбэки в детство Лары. Коротко говоря, сценарий недостаточно проработан, и этого уже не изменить.

«Shadow of the Tomb Raider»: игровая механика

Разработчики обошлись без революционных нововведений как со стороны интерфейса, который стал насыщен красками, так и со стороны управления. Даже механика поиска сокровищ осталась прежней, а карта поделена на несколько районов. В некотором смысле это и хорошо: не придется перестраиваться на новый лад. Что касается настроек, то уровень сложности для головоломок и боев теперь раздельный – это придает прохождению индивидуальный характер.

В арсенале Лары верный ледоруб, охотничий нож, огнестрельное оружие на любой вкус, а также лук. С помощью последнего и веревки можно бесшумно атаковать противника и подвесить на дереве или помутить его рассудок одурманивающей стрелой – одно из немногочисленных нововведений разработчиков.

Для комфортного прохождения игры «Shadow of the Tomb Raider» не требуется доскональное выполнение побочных квестов ради крупиц опыта или прокачки всей ветви оружия. Важные способности открываются по сюжету. Идеально для тех, кто не любит задротство.

Дополнения к стелсу уже были отмечены, а вот о костюмах сказано недостаточно. Дня них и всякого рода улучшений арсенала требуются ресурсы, добываемые Ларой на охоте.

Обозначения на карте места обитания животных упрощает поиски, но не звериную хватку. От разъяренного ягуара невозможно будет затаиться на дереве, а уж тем более убежать. Выбор оружия не ведет к повреждению шкур. Торговля в игре имеет скорее номинальное значение. Полезнее жумара (особого снаряжения для открытия новых локаций) у торговца вряд ли можно что-нибудь найти.

Еще одним приятным дополнением к геймплею выступает погружение в воду, отсюда изобилие новых локаций и гробниц, скрытых под зловещей толщей воды. Главное не засмотреться на подводную фауну и игру света: на глубине Ларе Крофт стелс тоже понадобится, чтобы избежать косяк плотоядных рыб.

Не всегда правильно выполненная комбинация клавиш и законы физики на стороне игрока, и тогда на еще одном труднопроходимом месте игра превращается в симулятор падения. А где недостатки управления, там и баги: хаотичные чекпоинты в динамичных сценах, левитирующие животные или сражение Лары с пустотой вместо павшего бойца.

Искусственный интеллект все еще слаб в роли противника, но разработчиками была устранена вымораживающая проблема: у Лары есть шанс найти укрытие после обнаружения. Враг больше не следует за ней по пятам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: