На личном опыте: Серия The Elder Scrolls. Arena

У этого термина существуют и другие значения, см. Арена (значения).

The Elder Scrolls: Arena
Обложка игры
РазработчикBethesda Softworks
ИздательBethesda Softworks
Часть серииThe Elder Scrolls
Дата выпуска5 апреля 1994
Версия1.06 (FDD); 1.07 (CD-ROM)
Последняя версия
  • 1.06 (floppy version)
ЖанрAction RPG
Возрастной рейтингESRB: T — Teens
Технические данные
ПлатформаMS-DOS
Игровой движокRaycaster
Режим игрыоднопользовательский
НосителиCD-ROM, дискета, Интернет (возможность скачать игру с официального сайта)
Системные требования 386/25 МГц;
  • MS-DOS 5.0;
  • 4 ОЗУ;
  • 25 свободного дискового пространства;
  • VGA;
  • мышь;
  • звуковая карта
Управлениеклавиатура, мышь
Официальный сайт

Скриншот игры
The Elder Scrolls: Arena

— компьютерная ролевая игра, первая игра в серии The Elder Scrolls. Она была разработана компанией Bethesda Softworks и выпущена в 1994 году. Не была официально локализована в России, однако существует фанатская версия перевода. События игры происходят в вымышленной вселенной на планете Нирн, на континенте Тамриэль.

История создания

Ранее компания Bethesda Softworks специализировалась в основном на спортивных играх. Именно это и было в корне изменено. Первоначально Arena не должна была быть RPG. Это был симулятор гладиаторских боев. Игрок и команда его борцов должны были путешествовать по миру, борясь с другими командами на их аренах, пока игрок не стал бы «великим чемпионом» в столице Имперского города. По мере разработки ролевые элементы прогрессировали, пока однажды не была высказана идея о том, что из всего этого можно сделать неплохую ролевую игру. В итоге, бои стали менее важной частью игры и повысилась исследовательская составляющая. Ещё позднее элементы RPG были окончательно добавлены к игре, игра расширилась, чтобы включать города вне арен, и пещеры вне городов. В конечном счёте, было решено сильно понизить идею турниров в целом и сосредоточиться на поисках, подземельях и мире. Так появилась The Elder Scrolls: Arena — первая часть большой и известной серии.

Первоначальная концепция боя на арене никогда не доходила до этапа написания кода, поэтому осталось немного артефактов той эпохи развития: название игры и текстовый файл с именами боевых команд из каждого крупного города в Тамриэле и краткое введение для них. Концепция путешествующих команд в конечном итоге также осталась в стороне, потому что решение команды создать RPG от первого лица сделало систему несколько менее забавной.

На личном опыте: Серия The Elder Scrolls. Arena

Добрый вечер, уважаемые читатели SG! С анонсом The Elder Scrolls VI на недавней Е3 поднялся немалый ажиотаж и оживление фанатов (будто до этого о серии забывали). Тодд Говард зарядил бодрящую пилюлю всем ждунам продолжения. Сам анонс подстегнул лично меня на более глубокое ознакомление с серией. До недавних пор я забегал в Скурим лишь на пару десятков часов. Однако собрав полную коллекцию номерных частей серии в библиотеке и начав ознакомление нашел для себя невероятный мир! Вот такой прогноз…

Да, здесь нет ответвлений, пока не стану на них замахиваться.

Вместе с этим, думаю это отличная возможность начать серию статей «На личном опыте». В ней я буду рассказывать об играх, пройденных мной и делать ремарки о своем личном взаимодействии с некоторыми аспектами игры. Надеюсь, этот вектор я не заброшу.

Я не буду сильно мусолить тему вселенной TES разворачивать и распрямлять страницы лора игры. В этой серии статей я лишь предоставлю ретроспективу от A до S и постараюсь охватить главные особенности игр, моменты, которые мне приглянулись и были интересны.

Прежде всего нас просят создать персонажа, выбрать ему класс, распределить очки навыков, выбрать внешность и родину. Сразу очень приятно удивила возможность выбрать класс тестом (может это я такой не прошаренный и меня легко удивить?). Вам нужно ответить на 10 вопросов, касающихся морали и чести и на основе ваших ответов игра предложит вам класс. Конечно, можно выбрать и из обычного списка.

Почти сразу выбор

Всего в игре 3 класса, но количество подклассов в целом составляет 18!

Каждый подкласс имеет свои рекомендации по прокачке. Кодекс знаний, например, рекомендует начинать играть за мага выбрав расу бретонов, альтмеров или данмеров, так как у них самый высокий стартовый показатель интеллекта, ведь как говорится «Кастует кто умён, кто не умён, тот не кастует!». Но не все так просто у Чародея — может восполнять ману лишь путём поглощения магических атак (с получением урона, разумеется)

Начиная играть за воинов или их подклассы рекомендуется выбрать норда или хаджиита. Они хороши практически в любой ситуации, если согласиться с тем, что нет таких проблем, которые нельзя было бы разрешить с помощью клинка. Однако в отличие от других классов, Воины и подклассы воинов не умеют пользоваться магией. Самыми важными характеристиками для них являются сила и выносливость.

Ворами быть — хаджиитом, аргонианеном или босмером быть. Для успешной карьеры карманника и медвежатника вам желательно вкачивать ловкость и интеллект. Могут выдать крит, шанс которого растет вместе с уровнем.

Кроме способностей есть ограничения по броне. Большинство воров может надеть лишь кожанную броню, а монахи вообще не используют броню. ||

Личный опыт

Я же начинал игру 3 раза… Первый раз по результатам тестирования игра предложила мне ассасина. Затем сыграла одна моя черта характера… я долго не мог придумать какое имя подойдёт моему персонажу. После 10-12 минут ассасин Щавель из Морроувинда наконец был назван. Так как это был мой первый запуск, я понятия не имел как работает боёвка, потому я умер при первой же встрече с двумя крысами. После очередного теста игра предложила мне воина слова. А звали его оригинально и с отсылкой на его предшественника – НеЩавель из Хаммерфелла. Я разобрался в боёвке, нашёл латные доспехи и думал, что жизнь удалась. Однако выяснилось, что воин слова не может носить такие доспехи. Первая встреча с гоблинами стала последней. Я решил не тратить время на тест и сразу выбрать класс. Так, рыцарь НеНеЩавель родом из Скайрима научился сохранять прогресс и выбрался из первого подземелья.

||

Игра ни много ни мало предлагает вам весь материк Тамриэль вместе с островами Саммерсет. В каждой провинции разбросано множество городков, помимо этого на карте то и дело будут отмечаться квестовые подземелья, убежища бандитов и прочее. Можно путешествовать в любой город любой провинции, зайти в большинство зданий и бродить ещё многие километры за стенами города в поисках разбойников, неквестовых подземелий или работы. К слову, пейзажи ЗА городом намного живописней и красочней (не смотря на то, что эти места называются пустоши)

Скриншоты из пустоши

Скриншоты из городов

Да, может показаться, что жонглер показывает факи, но это не так… я надеюсь

И да, здесь все жители, которых вы можете встретить выглядят как люди. Никаких котеек, ящеров или орков, в большинстве дворцовсидит стоит королева, а самый частый вопрос к жителям будет – «Где ближайшая таверна?».

Естественно, можно узнать кто они и чем занимаются. Так же можно узнать, где расположено то или иное месте (магазин, таверна, выход из города и т.д.) и посплетничать или узнать работе.

В каждом городе есть таверны, магазины оружия и брони, гильдия магов и различные храмы. В тавернах/трактирах можно выпить и снять комнату, чтобы безопасно выспаться. Трактирщик иногда владеет полезными слухами, а все подозрительные лица Тамриэля будут хватать вас за плечо и предлагать работёнку именно в трактирах.

Этот коренастый мужичок как сестра Джой. Везде только его братья…

Магазины, они же кузницы – места где вам предложат кучу различных орудий и брони. Иногда полнейшего мусора, а иногда ценнейшей экипировки. Так же можно сдать на починку любой предмет одежды или магический аксессуар. И конечно же, можно продавать барахло запылесосенное в данжах.

Да, этот статный шварц обслужит ваш палаш

Гильдия магов предоставит для вас магические аксессуары, зелья и заклинания. Кроме того, потомственные колдуны могут распознать для вас любой предмет, чьи свойства вам неизвестны.

В храмах можно исцелиться от всех болезней, восполнить запас здоровья и сдать деньги на поиск лекарства от стрелы в колено и получить за это благословение. И не забывайте о главном заклинании доступном всем классам и расам – сохранение перед любыми сделками с торгашами. А то частенько можно купить не то чего ожидаешь. ||

Личный опыт

Когда НеНеЩавель впервые попал в крупный город, он начал расспрашивать всех о том, кто они и чем они занимаются. Не знаю, как работает система у НИПов, но у каждого встреченного игроком персонажа своё имя и профессия.

|| Жители Тамриэля отмечают свои праздники – например день любви, день шутника, фестиваль торговцев, шабаш ведьм и фестиваль воинов. Помимо этого, куча празднований аграрного характера. Каждый праздник ознаменуется скидками у различных торговцев и в различных заведениях. ||

Личный опыт

Чтобы купить эбонитовый шлем у кузнеца НеНеЩавель решил подождать до фестиваля воинов. И пусть пришлось заплатить трактирщику за 2,5 месяца ночевки, зато он смог купить шлем вдвое дешевле. А главный квест подождет.

||

Локальный сюжет прост, как и в большинстве ролевых игр того времени – есть вы, есть злой колдун и есть могущественный артефакт, с помощью которого вам предстоит его победить.

Если же охватить лор чуть подробнее, то Уриэль Септим VII — император Тамриэля – был предан и заточен в другое измерение имперским боевым магом Ягаром Тарном, который принял его внешность и уселся на трон. (политика.Classic). Многих приближенных к императорскому двору убили или заточили в темницы. К последним относится главный герой. Очнувшись в грязной и тесной камере он видит образ Рии Силмейн, адептом которой он был. Её участь оказалась хуже. Из последних магических сил она поддерживает остаток жизни и сообщает главному герою о ситуации в империи и что в его руках судьба всего Тамриэля. Единственный способ остановить Ягара это добыть Посох Хаоса. Он был разделён на 8 частей, разбросанных по провинциям от Хай Рока до Чернотопья. Рия сможет определить в каких крепостях и логовах находятся части посоха, однако местонахождение самих мест было неизвестно. В следствии чего, Вам сначала предстоит разузнать информацию о них.

Играется Арена неплохо. Я бы даже сказал почти уверено. Вам предоставляется большой спектр оружия и артефактов. Вы можете найти в подземелье амулет, дарующий вам возможность левитировать или кольцо парализации близстоящих противников, купить броню повышающую какую-либо характеристику или зелье невидимости. У меня ещё не такой большой опыт в ролевых играх, чтобы оценить насколько это много, но я считаю, что это достаточный набор предметов, как с классическими хилками и бафами, так и с оригинальными, например разрушение стен.

Различные чары и свойства брони/оружия

||

Личный опыт

Первые 5 частей Посоха Хаоса НеНеЩавель добыл, пройдя через кучу коридоров и убив множество чудищ, но в одной из комнат очередного подземелья он нашел талисман разрушения стен. Узнав о подобной магии, он поспешил в близлежащий город искать предметы с такими свойствами. Ни оружия, ни брони с желаемыми чарами не предлагал ни один торговец. Казалось уже, что поиски его были бессмысленные. Но зайдя в «Элитное вооружение» одного из городов Хай Рока, на самой нижней полке он заметил Эбеновую дайкатану крушения стен. Стоила она приличную сумму денег, но за плечами нашего рыцаря большое количество выполненных заказов и поручений, и он без раздумий выложил на верстак кузнеца мешок золотых. С этих пор у НеНеЩавеля не по уровню начала расти хитрожопость, а многие подземелья он проходил, даже не встретившись с большинством противников.

|| Боевая система не без недостатков. Некоторые противники били вас через угол, но этим можете пользоваться и вы. 6 направлений ударов (2 горизонтальных, 2 косых, колющий и рубящий) дают вам свободу в фехтовании, а различные лук и магические предметы/заклинания помогут уничтожать врагов на расстоянии. В игре присутствует система создания заклинаний. К моему сожалению, я узнал о ней, когда уже охотился за 5 частью посоха и оценить не смог. Но прочитав в мануале и посмотрев на YouTube принцип создания, могу сказать, что она прикольная.

Мне в комментариях бросили пример имбовых заклинаний. Можно сделать себе заклинание неуязвимости и после пары прокачек кастовать его вместе с заклинаниями на любые случаи жизни, будь то замки максимального уровня или ненароком попавшийся на глаза вампир или лич. Тем не менее спеллмэйкер это очередной момент для своевольностей.

The Elder Scrolls. Arena не самая старая игра, в которую я играл, так что фактор другого поколения меня не испугал. Испугало меня начало игры, когда меня дважды убивали по непонятной мне тогда причине. Я уж подумал, что вся игра будет комком хардовости и унижения игрока. Однако стоило приложить немного усилий и мне как игроку со стажем не составило никаких проблем освоиться в Тамриэле 94-го года. Лично мне понравилось, как здесь представлена система починки предметов, когда тебе нужно оставить у кузнеца то что хочешь починить на N-ое количество дней, а торгуясь с ним можно менять этот срок. TES. Arena предлагает огромные территории, но очень малое разнообразие этих территорий. Сайд квесты в основном состоят из ”Принеси-Подай” или “Сходи-Убей” под красивым предлогом в виде пары абзацев в текстовом окошке. Первое время было даже интересно их выполнять. От сюжета остались неоднозначные ощущения… Он довольно поверхностный и простой, но этого вполне достаточно. Игроку предоставляется полная свобода в плане квестов — никто вас не гонит и не торопит. Можно кучу времени уделить исследованию пустошей, сбор крутых доспехов и особых артефактов. Чтобы игроки не потерялись в этом салате в комплекте с игрой шли две книжонки – Расширенный гид по TES. Arena и Кодекс Знаний. В них содержались подробные объяснения и описания предметов и противников, а также карты всех подземелий главного квеста. Я этими книжками, естественно, пользовался иначе я бы проходил эту игру до зимы или дальше.

Надеюсь, вам было интересно читать так же как мне было интересно играть и собирать информацию. Если есть какие-либо замечания, советы или претензии — пишите, исправим/поправим.

P.s.: Вот вам на последок воин слова ;)

Сюжет

Имперский боевой маг Джагар Тарн совершает переворот в империи Тамриэль — заключает императора Уриэля Септима VII в другом измерении[1] и занимает его место, приняв монарший облик. Дух приближённой императора, волшебницы Рии Сильмейн, убитой Тарном, является неизвестному заключённому в имперской тюрьме, помогает ему освободиться и призывает его помочь вызволить Уриэля. Для этого нужен древний артефакт — Посох Хаоса. Тарн разделил его на восемь частей и спрятал части в глубинах восьми провинций Тамриэля. На их поиски и отправляется герой. В конце игры Рия отдаёт все свои магические силы, чтобы герой мог сразиться с Тарном в столице империи — Имперском Городе и освободить императора из заточения, за что его прозвали «Вечным Чемпионом».

Часть сюжета пересказана в игровой книге «Подлинная Барензия» (присутствует в играх Daggerfall, Morrowind, Oblivion, Skyrim).[2]

Описание

The Elder Scrolls: Arena – первая игра в долговременной и сверхуспешной серии Elder Scrolls. Как и другие игры серии, Arena является открытой ролевой игрой с видом от первого лица. Вероломный боевой маг Ягар Тарн захватил императора Уриэля Септима VII и заключил в королевство Обливион («забвение»), а сам занял трон. Игрок должен найти и собрать 8-мь частей Посоха Хаоса, мощного артефакта, куски которого разбросаны по территории Тамриэля, по одному в каждой провинции. Как только посох собран, игрок должен столкнуться с Тарном лично, в подземелье под Имперским городом, и освободить Императора.

Геймплей Arena очень подобен последовавшим играм Elder Scrolls, хотя и куда менее развит. Игровой персонаж повышает уровень за повержение врагов, посредством очков опыта, тогда как последовавшие игры серии стали известными основанной на навыках системе повышения уровня, в которой игрок лучше всего обучался тем навыкам, которые чаще всего использовал. Игрок может исследовать весь континент Тамриэля, выбирая, следовать ли главной истории или принимать на себя побочные квесты, кроме действий в Имперской провинции Сиродиила. Хотя весь континент открыт для исследовании, пустынные территории, города и подземелья генерируются случайно.

Название «Арена» пришло из оригинальной концепции игры, которая задумывалась как гладиаторская экшн-игра. Игра должна была содержать команду бойцов, состязающихся с другими городами, и в итоге представляющих гранд-чемпиона Имперского города. Так как в ходе разработки в игру проникало всё больше ролевых элементов, было решено совершенно отказаться от идеи аренных боев. Поскольку упаковки и другие маркетинговые материалы уже были напечатаны, то оригинальное название сохранилось. Это было объяснено, в игре, тем, что мир Тамриэля определялся жестокими войнами и конфликтами, с участием смертных и бессмертных, и местные жители часто называли свою родину «Ареной». Остатки гладиаторской игры сохранены в финальной версии, в текстовом файле, содержащем названия бойцовских команд каждого города и кратких их описаний. Последняя игра серии, Oblivion, содержит отсылку к изначальной идее, поскольку постеры, видные на арене Имперского города, во многом похожи на оформление бокса deluxe-издания Arena.

Несмотря на то, что игра не вышла в изначально намеченную дату релиза, и изначально поставлялась в количестве лишь 3,000 копий, она снискала культовый успех, основанный на передаваемом из уст в уста восторге игроков. Несмотря на резкую реакцию критиков, ввиду значительного количества ошибок, и высокие на то время системные требования, игра стала достаточно успешной, чтобы оправдать даже более амбициозный сиквел. Этот сиквел, Daggerfall, представил многие особенности геймплея и отличительные признаки, определившие облик серии.

Arena доступна для бесплатной загрузки на официальном сайте Elder Scrolls, наряду с Daggerfall. Для выполнения на современных платформах потребуется эмулятор DOSbox.

Игровой процесс

В игре используется система обзора от первого лица. Атаки в ближнем бою выполняются с помощью мыши, путём перемещения курсора по экрану. Магия используется путем циклического перемещения по меню, нажав соответствующую кнопку на главном экране игры, затем щёлкая заклинание, которое будет использоваться, и его цель. Игровой мир очень большой. Игроки могут исследовать внешние города в дикой природе. Там они могут найти таверны, фермы, небольшие города, подземелья и другие интересные места. В отличие от последующих игр в серии, Arena не имеет ни одного установленного мира (дикая природа постоянно генерируется), поэтому игрок должен использовать функцию быстрого путешествия, чтобы добраться из одной области мира в другую.

Игра очень сложна для прохождения. Кен Ролстон, главный дизайнер The Elder Scrolls III: Morrowind, признался, что начинал игру двадцать раз, но выбраться из темницы ему удалось лишь один раз[3]. В частности, в игре очень развитая и сложная боевая система, в следующих частях она последовательно существенно упрощалась[4].

Сюжет[ | ]

События игры происходят в вымышленной вселенной на планете Нирн, на континенте Тамриэль. Время действия — 389 год Третьей эры (начавшейся с воцарения императорской династии Септимов). Имперский боевой маг Джагар Тарн совершает переворот в империи Тамриэль — заключает императора Уриэля Септима VII в другом измерении[3] и занимает его место, приняв монарший облик и призвав контролируемых магией монстров для того, чтобы поддерживать свою власть[4].

Правление Тарна ознаменовалось войнами между провинциями, падением благосостояния народа и восстаниями, которые жестоко подавлялись. Дух приближённой императора, волшебницы Рии Сильмейн, убитой Тарном, является одному из бывших придворных, брошенному в камеру смертников в имперской тюрьме, и помогает ему освободиться, открыв портал, ведущий в его родную провинцию, в одном из коридоров тюрьмы[4].

Снова явившись герою во сне, Рия призывает его помочь вызволить Уриэля. Для этого нужен древний артефакт — Посох Хаоса. Тарн разделил его на восемь частей и спрятал части в глубинах восьми провинций Тамриэля: Хай Рок, Хаммерфелл, Скайрим, Морровинд, Чернотопье, Эльсвейр, Валенвуд и острова Саммерсет. На поиски частей и отправляется герой[4].

В каждой из провинций герой, расспросив местных жителей о местонахождении древних руин и подземелий, где скрыты части посоха, сначала выполняет задание (получаемое от правителей одного из городов, магической гильдии или жрецов одного из храмов) по поиску магического предмета, способного указать точное положение искомого места. Победив охранников, преграждающих путь к искомому артефакту и разгадав загадки, герой получает очередную часть посоха, после чего в очередном видении Рия сообщает ему, где искать следующую часть[4].

Последняя часть посоха находится внутри вулкана Дагот Ур в провинции Морровинд (который также является одной из ключевых локаций The Elder Scrolls III: Morrowind). Однако объединения посоха для победы недостаточно: герою приходится отся в столицу империи — Имперский Город, чтобы сразиться с Тарном в подземельях императорского дворца. Разбив посохом Алмаз Бессмертия, в который заключена жизненная сила Тарна, герой освобождает императора из заточения в другом измерении, за что получает титул «Вечного Чемпиона». Все эти события занимают около 10 лет: Уриэль Септим VII вновь воцаряется на троне в 399 году Третьей эры[4].

Сюжет игры частично пересказан в виде легенды в книге «Подлинная Барензия», встречающейся в качестве находимого предмета в последующих основных играх серии (Daggerfall

,
Morrowind
,
Oblivion
и
Skyrim
)[5].

Издания

Впервые Arena

была выпущена на компакт-дисках и дискетах. CD-ROM версия более полная, нежели та, что вышла на дискетах. В конце 1994 года состоялся релиз «Deluxe Edition», укомплектованный компакт-диском с игрой, пропатченной до последней версии, коврик для мыши с изображенной на нём картой Тамриэля и «Codex Scientia» — книгой хинтов.

По случаю десятилетия серии The Elder Scrolls, Bethesda Softworks выпустила полную версию Arena для свободного скачивания. Для игры в современных операционных системах потребуется эмулятор DOS.

Примечания

  1. В четвертой игре серии The Elder Scrolls IV: Oblivion утверждается, что это был план Обливиона.
  2. Текст игровой книги «Подлинная Барензия» на сайте «Летописи Тамриэля»
  3. Лучшие моменты игр серии TES (англ.). Bethesda Softworks. Проверено 21 февраля 2011. Архивировано 7 марта 2008 года.
  4. TheWildScotsmen.
    The Elder Scrolls: Arena (англ.). IGN (5 августа 2010). — Рецензия на TES:Arena. — «After learning basic commands on DOS, I decide to try TES: Arena. And it rocks!!». Проверено 21 февраля 2011. Архивировано 28 августа 2011 года.
  5. The Elder Scrolls: Arena for DOS (1994) — MobyGames
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: