Assassin’s Creed 2: Обзор
Я, пожалуй, не буду на длинные предисловия растрачиваться (вы их в видеообзоре услышите). Assassin’s Creed все знают. Это, черт побери, уже культ. Альтаир — такой же известный персонаж, как Снейк, Гордон или Меченый. Читая эти строки, вы уже видите плашку «Наш выбор», поэтому как бы понимаете, что игра классная. А уж фанатам беспалых убийц в стильных прикидах даже наша статья не нужна, они уже пысаются кипяточком, обжигая мягкие ткани и нежные места. Но! Есть тут такое дело — от восторга, лезущего изо всех щелей, легко что-нибудь важное пропустить. Да такое, что потом вся эта радость с поросячьим визгом как-то меркнет и сморщивается. Можете перечитать прошлое предложение еще разок. Мы не будем на манер западных изданий с отвисшей челюстью пузырить розовые сопли — никаких умопомрачительных, потрясающих, на небо возносящих, волшебных и прочих эпитетов не ждите. Проекту ААА-класса такого же уровня разбор. Поехали. И да простят меня любители серии. Аминь.
Чем больше построили, тем больше денег капает автоматически. Плюс скидки. Своя вотчина — быстрый путь к Бугатти Вейрон.
С малых лет
История продолжается ровно в том месте, где она кончилась в первой Assassin’s Creed. Мы бежим от тамплиеров, кустарно подключаемся к воспоминаниям, вселяемся в более близкого предка… Сразу отмечаем минимум кат-сцен. Они появляются только во время болтовни, а все (ну, почти все) ситуации, где игрок что-то может делать, — интерактивные. Помните, может быть, Fallout 3 и тренировку-взросление? Так и здесь — с первых минут Assassin’s Creed 2
навязчиво и требовательно погружает даже не в мир, не в сюжет (до них еще не дошло), а в процесс. Сначала немножко поотождествляем себя с Десмондом, убегая из лаборатории, а потом проникаем в память и видим рождение собственного предка. Младенец на руках отца — это уже наш персонаж, его учат двигать руками и ногами. Находка отличная, хоть и не новая уже. Помогает вжиться в роль.
Правда, накосячить и тут смогли — вместо пиктограмм кнопок
на экране появляются
значки
действий. Текст примерно такого содержания: «нажмите [изображение кулака], чтобы двигать рукой». Вот честно, искал по всей клавиатуре — нет у меня такой кнопки. Плазменный привет консолям! Управление-то под них заточено. Причем настолько, что даже изображения не поменяли — вот она, забота, а? Вы только не думайте, что такие недостатки у нас на оценку влияют. Мы все-таки игры любим, а не изливаемся кислотными слюнями от каждой мелочи.
На самые высокие здания залезть бывает трудновато — путь приходится искать очень внимательно.
Проходит время, мы подрастаем. Молодой Эцио — смельчак, хулиган, акробат и ловкач. Сначала учимся драться, потом осваиваем основы бесшабашного бега по крышам. Понемногу раскрывается характер персонажа — наш герой хоть и из богатой семьи, но не высокомерный, а храбрый, достойный, любит родных и готов за них пасть рвать — чем не образец для подражания? Глубины, правда, нет никакой — лишь набор однобоких качеств. Вина юности?
Позже выясняется, что тамплиеры эпохи Возрождения плетут заговор. Мужчины Аудиторе становится козлами отпущения. Единственное доказательство невиновности родных Эцио передает в руки предателя, который его отпускает с миром… На следующий день всех убивают, а наш герой встает на путь ужасной ассасинской мести.
Ага, теперь я собрал 27 из 330. Осталось всего-то чуть!
Не секрет, что сеттинг серии — не из банальных. Тамплиеры, ассасины, заговоры — все это вплетено в нашу реальность, плюс есть скрытый смысл и неожиданные повороты. Вот честно, я читал много фантастики разного калибра, но даже среди этого «историю убийцы» можно выделить. Отлично. Пятерка. Но так какого же рожна действие второй части начинается не с какого-нибудь остроумного и элегантного хода, а с самой наитупейшей и заезженной фигни? Убили отца — всем мстить. У Эцио даже высших целей нет; душевных терзаний, самокопаний и глубины — тоже. Он просто всем мстит. Причем по сюжету его
заставят
убивать еще и других людей, которые отношения к ситуации имеют, прямо скажем, мало. Картонный персонаж все сделает правильно. Живым, правда, от этого не станет.
Настоящий провал тоже в самом начале. Эцио отдает письмо с доказательствами предателю, а тот его отпускает. Не задерживает, не вызывает стражу, не убивает. А просто отпускает, хотя средний сын Аудиторе тоже в розыске
. Скажите мне, чем думал сценарист? Этот сюжетный косяк не просто духу времени не соответствует, он противоречит всякому здравому смыслу и выставляет тамплиеров-заговорщиков пустоголовыми кретинами, которые сами же и оставили мстителя в живых. Какой бы ни была история дальше, но завязка — просто бездарнейшая чушь.
Все подземелья выглядят примерно так. Различия минимальны.
Ах, Италия!
Мне стало легче, спасибо, более половины яда я уже излил, потому с этого места можно улыбаться и радоваться — сейчас я вам хорошего расскажу.
Итак, наше поле для деятельности — города и немного их окрестностей. В основном мы карабкаемся и ползаем по Флоренции, Венеции, Форли и Романье, Тоскане и Сан-Джиминьяно. Плюс есть небольшой город-база, родовая вилла героя, куда он стаскивает все ништяки и где зарабатывает деньги нехитрым менеджментом поселения.
По части «полазать, покарабкаться и попрыгать» Assassin’s Creed 2
уверенно уделывает предшественника. Тут причина проста, но меж тем элегантна — архитектура эпохи великого творчества была, скажем так, поинтересней. Вот лезем мы на дом — не ищем какие-то выступы, торчащие непонятные пеньки, кривые кирпичи и тому подобные строительные некрасивости, а практически благородно и грациозно взбираемся по шедеврам архитектурного искусства. То за прекрасный многоцветный витраж уцепимся, то изящную лепнину в качестве опоры используем. И везде замысловатые узоры, причудливая вязь, колонны, портики и прочие прелести Европы времен Ренессанса.
Assassin’s Creed 2
вообще не побоялась замахнуться на монументальные произведения архитектурного искусства. Их тут много, они специально выделены (ну, не все же воссоздавать с точностью — так можно на века разработку затянуть), даже краткая историческая справка дана — авось игроки заинтересуются, расширят кругозор. Кроме чисто развлекательной ценности, еще есть и
настоящее
интеллекутуальное благо — этого вообще сейчас острый дефицит.
Послать стражника пинком в увлекательный полет — милое дело. Некоторые миссии требуют именно таких действий. Весело.
Убийца — человек занятой
Территории Assassin’s Creed 2
воистину огромны. Мне почему-то на ум все время шла GTA 4, но сравнить полноценно никак нельзя. Тут просторы куда шире — мы ведь имеем в распоряжении
каждый
кусочек города. Все крыши доступны. Все они наши. И чтобы эти пространства не казались мертвыми, их надо чем-то забить… А что за слабое место было у первой части, а? Кто помнит? Если вы играли, то на своей шкуре поняли, что это такое — когда заняться нечем, а то, что есть, — в тягость. Для всех остальных поясняю: скучно было в 1191 году, а виной тому всего лишь небольшая промашка в дизайне. Но все остальное — свежо, ново, гламурненько, да и вообще, веселей веселья, чем бегать от неуклюжих стражников, посылая самых прытких в полет с крыши, — не найти. Основной вопрос второй части, основное опасение —
а не будет ли так же, а
?
Вы сейчас ищете ответ в начале абзаца. Нет его тут. Он в середине — вот долгожданный ответ: нет, тут не скучно
. Ей богу, такое ощущение, что тот дизайнер-придумывальщик всяких разнообразных штук во время работы над прошлой частью очень мучился животом, поэтому командовал прямо с унитаза, постоянно отвлекаясь. Теперь же он выпил ядерную смесь «мезима», «смекты» и «пургена», поднакопил таланта и выдал сотни и тысячи всяких поручений (но в какой степени подействовали препараты на это извержение — тайна).
Сюжетные задания чаще всего разнообразны и необычны. Например, единожды нам доверят большую и тяжелую повозку. Без тягомотины.
Глаза буквально разбегаются от всевозможных занятий для Эцио. Самое первое — поиск сокровищ. По всем землям, что мы посетим, разбросаны подарки — маленькие сундучки с денежными ништяками. Их
три сотни с лишним
. А еще есть
сто
орлиных перьев, которые валяются черт знает где. А еще тридцать страниц кодекса, восемь запрятанных статуэток, шесть гробниц ассасинов и двадцать зашифрованных посланий-загадок. Дух
GTA
, а ну ответь мне! Точек обзора тоже не кисло — более
семидесяти
. До старости одних только собирательных дел хватит, а ведь есть еще побочные задания: навалять люлей неверному мужу, который может оказаться танком в роскошных доспехах и с топором вполовину собственного роста; замочить нехорошего человека в сортире (мы же в роли убийцы!); доставить послание — обязательно на время, обязательно с акробатикой. А еще можно бегать наперегонки. И всего этого ну просто
очень много
. И, что еще важнее,
этим не заставляют заниматься
. И хорошо, что не заставляют, ибо к деятельности настоящего суперубийцы такие вещи отношение имеют, прямо скажем, весьма малое. Фальшивость только ушки показывает, но они всегда на виду, это грустно. С другой стороны — прощай, дурь Assassin’s Creed, когда надо было до потери сознания выполнять три типа тупых заданий, чтобы активировать сюжет. Тут все можно сразу. Viva la liberté.
Собственно, про «пурген» я не зря написал. Из упомянутого дизайнера поперло с такой силой, что он (или не дай бог они) наделал столько сюжетных миссий, разбил кампанию на столько частей, что иной раз даже страшно становится. Уже хочется конца и логичной развязки (хотя с крайне нелогичным началом это, скорее, избавление от дури), а поручения все идут и идут. Благо хоть большинство
из них разные, увлекательные, необычные и интересные.
Натуральный кадр, не заставка. В Assassin’s Creed 2 залезть можно ну просто очень
высоко… а потом весело гадить на головы беспечных венецианцев.
Вкратце процесс выглядит так. Берем задание. Сначала что-то простое — отнести письмо, к примеру. Доставляем. Адресат или отправитель просит что-то еще — уже сложнее, но все еще без активного насилия и частых визитов к лекарю. Потом выходим на главную цель — босса-заговорщика, которого надо убить. Теперь настало время подготовительных миссий. Мы собираем войска, добываем оружие, освобождаем союзников, крадем, шпионим, убиваем-убиваем и все в таком духе. И вот когда уже вся работа
сделана, проходим зачастую не очень сложную, но насыщенную врагами зрелищную веселушку, завершаем шматок сюжета, а потом… начинаем новый такой же, но в других декорациях и в иной последовательности составляющих. Но суть действий всегда одна и та же. Почти в самом конце я готов был перебить лично пару сотен солдат врага и замочить его самого (и смог бы), лишь бы тупой Эцио не разводил болтологию на тему еще пяти дополнительных заданий с очередным
сверхважным
сюжетным персонажем.
Этот общий принцип остро ощущается в подземельях. Они — обычно проверки смекалки и ловкости пальцев. Надо куда-то проворно залезть, по пути разобраться со стражниками — знаем, плавали, хорошо. Опять же есть «но» — почему эти приключения в склепах сделаны как под копирку? Катакомбы друг от друга отличаются, мягко говоря, слабо. И это еще мелочи, события внутри повторяются. Самое популярное — «догоните стражника». Бежит сей товарищ во весь опор к своим, а на пути нам козни строит — решетки закрывает, двери всякие, перегородки. А мы, значит, должны обойти препятствия с применением акробатики. И вроде как погоня — зрелищно. Все хорошо было бы
, если б не фальшь и дурь. Таких стражников чуть ли не десяток встречается, и все они жутко бегучие. Заканчивается все одинаково — он добирается до подмоги, а мы всех тупо режем. Такое впечатление, что тот самый дизайнер срочно побежал по нужде, а мимо его рабочего места прошел сантехник и случайно сделал Copy-Paste несколько раз. Потом уборщица тетя Глаша задела провода, и все так и осталось…
Убить шесть человек в трех точках города — стандартная затея. Встречается, правда, уж слишком часто.
Есть такое понятие «филлер» (по-нашему — «наполнитель»). В сериалах это пустые серии, которые и с сюжетом не связаны, и вообще так себе, и не запоминаются, и эмоций не оставляют. Их делают, чтобы были. Вот и в
Assassin’s Creed 2их тоже полно
. Я говорил, что вовлечение игрока в процесс — штука очень благая, способствует. Но гонять бравого героя по крышам ради пустяковых дел — это уже перебор, а если еще перегнуть, то кретинизм. Разработчики, пожалуй, переусердствовали с перегибанием перебора. Встречаются откровенно тупейшие задания. К примеру, чтобы убить главного главаря Венеции, нужно попасть к нему на бал. Для этого нужна золотая маска (хотя уже глупость — ну кто сможет нас
не пропустить
?), а ее можно выиграть только на карнавале. Поэтому мы должны пройти
четыре
испытания (которые сами по себе тягомотные — трижды бегать, один раз драться)… В итоге нас кидают через бедро, маску отдают плохому парню, а мы потом проходим еще одну длинную миссию, чтобы это компенсировать. Плюс убийство босса — обязательно тайное и в полной конспирации. И это при том, что Эцио рамками уровня сложности не ограничен. Фактически я был в состоянии вырезать все армии Италии, но мне просто не дали. И вот такое уже иначе как кретинизмом не назовешь. Фальшь, фальшь, фальшь. Редко, но бывает. И впечатление сильно портит.
Зачем-то в трейлерах показывали героический таран лучников на крышах. Не придумали, видимо, развлечений для полетов. Они и не удались. Пешком куда проще передвигаться.
Гори в огне, Икс!
Я бы вам еще много чего тут мог бы рассказать, если честно. Про неудачную локализацию и тотальную лажу в озвучке. Про отличную и увлекательную боевую систему. Про корявые полеты и поистине огромный арсенал покупного оружия и брони. Про акробатические загадки почище Prince of Persia. Про исторических личностей и тактику выполнения заданий. Но это все вы найдете и сами — игра забита возможностями под завязку. Только изредка всплывают глупые миссии и неудачные дизайнерские ходы. Все это мелочи.
А вот что не мелочь — так это очередное влияние консолей. Кроме управления, есть еще один грешок. Графика в Assassin’s Creed 2
хуже
, чем в первой части. А знаете, почему? Потому что в Xbox 360 никто начинку не улучшал. Как вы думаете, чтобы запихнуть в игру втрое больше местностей, заданий и всевозможных приблуд, чем пожертвовали? Персонажи, если они не сюжетные, — уроды. На них не хватило ресурсов, они выглядят, как пожатый до не хочу «жпег», причем все близнецы. Размытые донельзя и с дурацкой анимацией. Только избранным (тем, что чаще всего маячат в кадре) дозволено остаться красавцами…
Впрочем, уроды — да и шут с ними, но есть еще одна деталь. Жертвами войны за ресурсы пали пост-эффекты. Вместо реалистичной, натуральной, атмосферной и эмоциональной картинки Assassin’s Creed тут яркая нелепица. Сухая, без эмоций и фальшивая. Зато простая и умещается в скромные уже силенки сами знаете кого. И если вы до сих пор считаете, что консоли в сути своей — не зло, то приглашаю вас яростно посраться поспорить в комментариях.
Иногда игра вспоминает о чем-то, наверное, консольном и выкидывает вот такие фортеля.
Прощай, молодость
Забавно даже, но проект, который с первых секунд уверенно тянул на «Изуметельно», при ближайшем рассмотрении и проверке логикой серьезно сдал позиции. Да, честно, недочеты в игре есть. Некоторые из них — критические, но достоинств у нее в разы больше. Их настолько больше, что одно описание раздуло бы статью втрое (за такое меня бы выперли в сопровождении товарища Пендаля). Сейчас вы дочитали до конца, поняли, почему у Assassin’s Creed 2
только «Похвально», получили аргументированное и логичное обоснование. Теперь можете с жадностью набрасываться на этот вкуснейший пирог в стиле эпохи Возрождения. Он очень большой, кушать его можно хоть по двенадцать часов в день. Все равно не надоедает. Я сам проверил. Честно.
Небольшой такой P.S. Кроме темы «консоли — зло», я еще предлагаю подискутировать вот про что. Первую часть обвиняли в чем? В скуке. А тут запихнули тысячи всего, но выглядит это ненатурально и фальшиво. За разнообразие ни много ни мало расплатились атмосферой и эмоциональной составляющей. Не высока ли цена? Жду всех в комментариях.
Плюсы:
увлекательные миссии; завораживающая архитектура; боевая система; множество оружия и брони; умопомрачительное количество заданий, поручений и спрятанных сокровищ; акробатика; система коллекционирования.
Минусы:
пустые филлерные миссии; логические нестыковки; эпизодическая затянутость вкупе с логическими нестыковками и дурью; худшая по сравнению с оригиналом графика; пост-эффекты.
Хашишинами не рождаются
Расправа над Борджиа станет для героя, по сути, делом жизни — 12 эпизодов-воспоминаний охватывают аж 23 года, с 1476-го по 1499-й. Похождения Эцио — не набор бессюжетных убийств, а длинная цепочка миссий, прочно связанных роликами и диалогами. Авторы ловко вписали Аудиторе в исторический ландшафт эпохи Ренессанса, богатый на таких колоритных личностей, как Катерина Сфорца, Лоренцо де Медичи,Никколо Макиавелли и Леонардо да Винчи. Гениальному изобретателю отведена особая роль — он помогает будущему хашишину, расшифровывая найденные им странички тайной рукописи и улучшая оружие.
Снаряжения у Эцио столько, что Альтаир побледнел бы от зависти. В дополнение к наручам с выдвижным ножом, парень владеет мечами, кинжалами и боевыми молотами. В крайнем случае он отобьется голыми кулаками или метлой, вырванной из рук дворника, либо смутит преследователей пригоршней монет. Проще всего удрать от погони в Венеции — прыгнул в канал и поплыл куда подальше.
Подобно предку, Аудиторе проводит изящные контратаки, мгновенно добивая слабых противников жестоким coup de grace. Жертву можно схватить за грудки, врезать коленом под дых или от души стукнуть лбом. Стражников в тяжелой броне трудно одолеть по-честному, поэтому в ход идут грязные трюки. Горсть песка в лицо или дым дезориентируют беднягу, давая возможность зайти сзади.
Разумеется, порой лучше действовать осторожно. Стрелок, караулящий крышу, красиво шмякнется на мостовую, если по-сэмфишерски стащить его вниз за ногу. Солома и листья смягчают удар при падении, спасают от охранников (лишь бы те не тыкали алебардами в сено), скрывают трупы и позволяют устраивать ловушки. Нажали кнопку — и проходящий мимо гражданин тихо «ныряет» в стог.
Дорогая, я опасен на 48%
Прежние ущербные правила социального «стелса» потеряли силу — Ubisoft переписала их начисто, зато оставила ненавистных носильщиков. Заденете чернорабочего — грохот упавшего ящика вкупе с истеричными воплями пострадавшего привлекут внимание всей округи. Чем больше преступлений совершил Эцио, тем громче его дурная слава. Достигнув о, индикатор наливается кровью — отныне любой постовой, завидев мужика в балахоне, бросит дела и рванет в бой.
К счастью, отмыть репутацию легко. Зарезали клевещущего чиновника — минус 75%. Подкупили глашатая — половина долой. Сорвали плакаты «Его разыскивает милиция», отчего-то висящие на балконах, — по четверти за штуку. В простой схеме неясно одно: почему шкала заполняется, когда я убираю лучника без шума, без свидетелей на крыше базилики Сан-Марко?
Только не думайте, будто смиренно сложенные ладони помогут смешаться с толпой — теперь для этого нужно влезть в компанию нескольких обывателей. Отсыпьте 150 флоринов стайке куртизанок, и девушки обеспечат прикрытие; они же, если надо, организуют шоу для скучающих часовых. Аналогичные расценки у воров и наемников. Первые резво скачут по черепице и отвлекают блюстителей порядка, вторые лезут в драку по приказу.
Без денег в Италии никуда. Кузнечные мастерские, открытые круглосуточно во всех четырех городах, торгуют клинками и броней, расширяя ассортимент с каждой главой. В лавках лежат «расходные материалы»: яд, метательные ножи, дымовые бомбы и пистолетные патроны. Особенно полезны лечебные снадобья, ведь регенерация осталась в прошлом. Полоску здоровья приходится восстанавливать, посещая уличных эскулапов, глотая зелья и ремонтируя поврежденные доспехи.