Fallout 3: Обзор
Мы ждали ее слишком долго. Слишком. И даже был момент, когда всякая надежда испарилась. Проект Van Buren
, предполагаемый
Fallout 3, так и не увидел своего логического конца. И все-таки, спустя 10 лет, долгожданное продолжение одной из самых лучших ролевых игр в истории лежит на полках магазинов. Сразу же хочется расставить все точки над «I». Перед нами великолепная игра, лучшая CRPG за последнее время и, возможно, лучший PC-проект 2008-го года. Но, опасения фанатов оригинальной дилогии подтвердились — это не тот Fallout
, который мы любили и знали. Да,
Bethesda
сделала то, что умеет делать лучше всего — очередную вариацию на тему
The Elder Scrolls
. Созданная на движке Oblivion,
Fallout 3 в большей степени похожа на нее, нежели на своих предшественников. Этого следовало ожидать. Делать игры так, как Black Isle Studios
, умела только сама
Black Isle
.
Ваш папа. И ваш первый юбилей — 10 лет.
Однако, то, что третья часть не является классическим Fallout, вовсе не должно вас отпугивать. Ничего лучшего и более грандиозного в ближайшее время в жанре все равно не предвидится. Поэтому давайте все-таки попробуем оценить
Fallout нового поколения так, как она этого заслуживает. Ведь не нужно иметь натасканный глаз, чтобы увидеть, что создатели подошли к своему творению с любовью и старанием. Которые, к тому же, были дополнены мастерством и большими деньгами.
Гигантский бюджет Fallout 3 ощущается с первых кадров. И дело не только в «звездном» озвучивающем составе. К слову, здесь засветились такие товарищи, как Рон Перлман
,
Лайам Ниссон
и
Малькольм Макдауэл
. Мир игры полон деталей. Внимание уделено всему, каждой черточке, каждому кирпичику, камню. Да, безусловно, мир
Fallout 3 — это не красочное, полное густой растительности королевство Oblivion. Но и к вселенной, в которой конец света уже случился, Bethesda
смогла подойти творчески, создав цельный, правдоподобный, очень мрачный, но при этом далеко не однообразный и скучный сеттинг.
Ничего не напоминает? Правильно, мрачный Oblivion.
Пыль, пустыни, мертвые деревья, заброшенные города и деревни, населенные людьми в лохмотьях станут вам по-настоящему близки. Памятники человеческой цивилизации действительно могут вызвать приступ печали, а чудовищные мутанты напугать. Больше всего понравилось, что
Fallout 3 игра, в которой все «по-настоящему». Это имеет отношение и к системе моральных понятий. Зло — есть зло, добро — есть добро. И, несмотря на то, что границы между ними могут казаться размытыми, четкая определенность, что есть что, на самом деле, присутствует всегда.
Но вернемся к оформительским элементам. Поначалу Fallout 3 впечатляет. Многие рецензенты уже говорили о том, что момент выхода из убежища сродни моменту выхода из канализации в Oblivion. И мы с ними согласимся. Только добавим, что чувства испытываешь несколько иные. Если в Сиродиле вы испытали восторг с восхищением, то здесь скорее тот же восторг, но уже с некоторой внутренней тревогой. Скорее всего, вы сразу же обратите внимание, что визуально Fallout 3 — облагороженный Oblivion. Да, текстуры стали лучше, да добавилось детализации. Но, все же, это уровень 2006-го года! Симпатично, но уже далеко не сногсшибательно. А иногда, когда присмотришься, понимаешь, что даже откровенно плохо.
Так выглядят мутанты и система прицеливания V.A.T.S.
Возможно, это связано с тем, что игра нацелена в первую очередь на консоли (Xbox 360 и PS3), у которых ресурсы далеко не безграничны. Может быть. И все-таки хотелось бы, чтобы земля под ногами смотрелась не столь отвратительно, а NPC (разнообразием лиц, увы,
Fallout 3 не изобилует) двигались так, как и положено живым людям. К слову об анимации. Она, к сожалению, также ужасна, как и в Oblivion. Кукольные движения, странные, ненужные пасы руками — еще не все. Лицевая анимация значительно хуже, чем в Half-Life 2! Наконец, неестественны движения предсмертной агонии. Помните, как смешно выглядели трупы в Oblivion? Здесь, примерно, то же самое. Спасибо, что хотя бы позволили сносить руки, ноги, головы неприятелям (приятелям, к слову, тоже можно), наблюдая за фонтанами крови. Это правильно. Fallout
обязана быть взрослой игрой.
Только не переключайтесь на вид от третьего лица. Движок просто не в состоянии нормально функционировать в нем. Да и зрелище жалкое. Новый Fallout создан исключительно для игры с перспективой из глаз.
Но если к визуальной составляющей справедливо можно придираться, то к звуку — нет. Именно ради таких игр и покупаются мощные Hi-Fi акустические комплексы. Потрясающая оркестровая музыка, удачно подобранный актерский состав (не беда, что фраз у NPC немного), бесподобная реализация объемного звучания. И, конечно, полноценное радио с несколькими станциями, передающими музыку разных стилей. При наличии соответствующей техники, вы всегда можете ориентироваться в пространстве не только по картинке на мониторе, но и по шорохам, идущим с разных сторон. Ага, слева движется что-то не слишком большого размера. Справа слышна тяжелая поступь жирного мутанта. Fallout 3 с хорошей аудиоаппаратурой и с обычными «пищалками» — все равно, что две разные игры.
Красивые закаты — особенность движка.
А, что же геймплей? Ну, то, что в редакторе у вас получится обязательно урод, сомнения не вызывает. Таковы уж особенности кривой Oblivion-системы. Зато S.P.E.C.I.A.L. на своем положенном месте. Имеем три ключевых понятия, из которых складывается то, как герой ведет себя в разных ситуациях. Первое — характеристики, вроде силы, ловкости, интеллекта, удачи, телосложения. Второе — умения, всего в количестве 13 штук (вместо 18 ранее). От них зависит, кем будет персонаж. Могучим воином, стрелком или, например, подлым вором. И, наконец, третье. Самое интересное — легендарные перки, уникальные особенности героя, которые даются с ростом уровня или за особые заслуги. Например, вы можете получить перк компьютерного гения или перк, позволяющий лучше находить общий язык с детьми. Количество их велико. К слову, черты (traits) из прошлых
Fallout
‘ов в третьей части также превратились в перки.
Зрелищные схватки — конек Fallout 3.
В целом ролевая система Fallout 3 глубже и интереснее, нежели в Oblivion. Но, по сравнению с Fallout 2, она была упрощена. Видимо, для того, чтобы проект был понятен большему числу игроков. Однако боевую часть не стали сводить к простецкому клику. Система наведения на разные части тела врагов — V.A.T.S. — в строю. Останавливаем время, выбираем различные конечности (успех попадания, впрочем, не гарантирован), очередность атак — если AP хватает, то происходит бой. Враг все еще жив? Отбежали, подождали пока AP восстановились, повторили. Просто? К сожалению, да. Значительно проще, чем 10 лет назад. И ощущается совсем иначе. Зато многие враги выглядят действительно шикарно. За уродливые морды мутантов мы готовы простить дизайнерам даже пресных NPC. Беда только в том, что разнообразием врагов нас тоже не побаловали. Хотя AI приятно удивил. Впервые в RPG неприятели могут принимать логически обоснованные решения.
Со свободой перемещения все в полном порядке. Скажем больше — она безгранична. Хотите наплевать на главный квест и заняться своими делами? Пожалуйста. А ваши дела могут быть предельно разнообразны. Нравится убивать всех подряд? Вперед! Станьте главным маньяком этого мрачного мира. Любите воровать? А как же карма? Ничего. Чтобы получить от Fallout 3 все — нужно побывать и плохим и хорошим. Многие задания недоступны персонажу с низкой кармой. Как и наоборот. Ах, да. Самое главное. Вам позволят взорвать атомную бомбу и снести целый город, наблюдая за красочным грибом издалека. Разве вы никогда не мечтали об этом?
Дополнительных заданий множество, побочных сюжетных линий интереснее основной — тоже. Если основной квест можно пройти за 20-25 часов, то на полное исследование мира уйдет никак не меньше 100. И то, что от всего этого вы получите огромное удовольствие, сомнений не вызывает. В лучших традициях Fallout
большинство историй в игре необычны и оригинальны.
***
Fallout 3 — огромная игра. Мы рассказали вам лишь о малой доле того, что в ней можно найти, не затронув такие моменты, как собственноручное создание оружия, торговлю, грабеж караванов. И все-таки — это не продолжение Fallout 2. Нет, это что-то другое. Со своей уникальной атмосферой и собственным миром. Отличная ролевая игра от Bethesda
. Must have, если хотите. Но не будущий культ. Нет.
Плюсы:
Огромный, свободный мир. Впечатляющие квесты.
Минусы:
Не Fallout. Нет. Что-то другое.
Обзор Fallout 3
Больше года игроки ждали Fallout 3. Досконально изучены все пресс-релизы, по нескольку раз прочитаны все превью, оставалось только запастись терпением и считать дни до релиза. Игровой мир замер в ожидании Большой Игры или, как вариант, Большого Провала. И вот час X настал, долгожданный Fallout 3 увидел свет. Настала пора разобрать всё по косточкам и удостовериться в том, а не обманул ли конечный результат наших ожиданий.
Не сомневаемся в том, что любой, кому хоть чуть-чуть, самую малость небезразличны компьютерные игры уже давно в курсе всех перипетий, выпавших на долю Fallout 3. Но вкратце напомним череду событий, сложившихся вокруг многострадального бренда. Создатели первых двух частей – Black Isle Studios трудились над продолжением игры (сохранилась демо-версия проекта) и всё бы ничего, но стряслись финансовые проблемы у Interplay. Издателю ничего больше не оставалось, как продать интеллектуальные права на всю вселенную Fallout, и не абы кому, а небезызвестной Bethesda, у которой за плечами был внушительный послужной список в лице The Elder Scrolls.
Казалось бы, теперь будущее игры в надежных руках и волноваться незачем. Однако и тут не всё так просто, одно дело не спеша улучшать сложившийся геймплей The Elder Scrolls Oblivion и совсем другое – пытаться уложить все свои идеи в строгие рамки Фоллаута. Что отлично смотрится в Древних Свитках, очень трудно представить в постъядерной РПГ. И нужно очень постараться, чтобы сохранить тот пресловутый «дух фоллаута» и одновременно поднять его на новую вершину.
Игра начинается в прямом смысле слова с рождения главного героя. Появляемся мы на свет в убежище номер 101, и вместо обычной генерации персонажа – увлекательный процесс взросления и формирования как личности. Сразу после рождения предстоит выбрать половую принадлежность и настроить внешность персонажа. По степени своей функциональности редактор перекочевал прямиком из Oblivion’а, так что полет фантазии ничем не ограничен – творите на здоровье. Прошел год, малыш (то есть наш подопечный) немного подрос и уже пытается сделать первые шаги в детском манеже, стараясь привлечь к себе внимание отца, который отныне – постаревшая копия нашего персонажа. Проходят годы, мы взрослеем и одновременно знакомимся с игровой механикой. Постепенно обучаемся говорить, стрелять и, в конце концов, определяемся с ролевой специализацией персонажа.
Всё это подано очень атмосферно, и буквально заставляет вжиться в своего подопечного, почувствовать, что ты с ним единое целое.
Не станем открывать запутанные сюжетные перипетии, чтобы не испортить первое впечатление от игры, скажем лишь, что после «некоторых» событий отец главгероя покидает бункер, а нас, соответственно, ожидают долгие поиски загадочного папаши. Для этого предстоит покинуть убежище 101, ставшее уже таким родным и знакомым. После выхода на поверхность начинается собственно и сама игра.
Перед нами абсолютно открытый мир радиоактивных пустошей, где повсюду царит разруха и опустошение. Можно сразу, не теряя времени отправиться на поиски пропавшего отца, то есть выполнять главные сюжетные квесты, а можно начать исследовать огромный мир Fallout’а. Пустоши потому так и зовутся, что, мягко говоря, «слабозаселены», и кого-либо встретить там очень затруднительно. Во враждебном окружении людям приходится выживать только скучковавшись вместе. Но и здесь присутствуют зачатки новой цивилизации (а может это только остатки старой). «Братство Стали» — надежда и оплот нового человечества, закованные в броню-металлолом рыцари пытаются возродить былое величие расы «человек разумный». «Анклав» — вроде как новое правительство с президентом США во главе, но стремится привести в действие авторитарный режим правления, насаждая населению свои мысли и контролируя особо важные для жизнеобеспечения объекты. И как следствие ядерного взрыва, завершают картину различные монстры и супер-мутанты вокруг.
Нашим верным помощником станет PIP-Boy 3000, выданный ещё в бункере 101. Этот носимый на руке гаджет, целиком заменяет игровой интерфейс и включает в себя все аспекты, параметры, характеристики персонажа. Прибор информирует о развитии героя, показывает инвентарь, позволяет читать приходящие сообщения, изучать карту (с возможностью телепортирования в нужное место), контролировать процесс выполнения задания и многое, многое другое. PIP-Boy 300 даже может работать как радиоприёмник, и в редкие минуты отдыха радовать мелодичными композициями 50-х годов. Одним словом, очень удобная и незаменимая вещица, как говорится «фирма рекомендует».
Чем так всегда славилась серия Fallout, так это инновационной ролевой системой S.P.E.C.I.A.L., которая позволяла каждый раз создавать абсолютно нового персонажа и проходить игру по-разному. Как дань времени (и к этому следует уже давно привыкнуть) ролевая система в Fallout 3 значительно изменена в сторону упрощения. Основа S.P.E.C.I.A.L. (Strength, Perception, Endurance, Charisma, Intellect, Agility, Luck) осталась почти нетронутой, как и навыки со способностями. И развивать персонажа стало намного проще. Отношение к вам определяется отнюдь не внешностью (которая может быть и ужасной, и прекрасной – результат диалогов всегда один), а только кармой. Она формируется в зависимости от того, как часто персонаж совершает хорошие или плохие поступки. Хотя ничего такого критичного положительная или отрицательная карма на геймплей не оказывает, просто «плохому» приключенцу труднее найти компанию, да и отношение NPC будет слегка подозрительным. Но в целом, ни на сюжет, ни на внешность, ни на общее развитие героя карма существенное влияние не оказывает.
Все мы помним, как игровую общественность буквально взбудоражила новость о том, что в Fallout 3 будет по меньшей мере 200 разных концовок!!! По началу такое просто не укладывалось в голове: «Как это двести? Ух-ты!!! Вот тогда уж точно, играть – не переиграть!». Но, увы, всё оказалось куда как прозаичнее. Никаких двухсот различных финалов нет и в помине. Доступно всего несколько вариантов окончания истории, причем отличия между ними довольно несущественны. А вот, что действительно удивляет, так это отсутствие возможности играть после финальных титров.
Оружие хоть и присутствует, но разнообразием не блещет, хотя какое может быть разнообразие в мире, пережившем ядерную войну. В геройский набор войдут «пистолет обыкновенный» и перемотанная проволокой винтовка, которые запросто позволяют отстреливать даже супер-мутантов. Чтоб не было абсолютного курорта, оружие со временем требует ремонта. Починка стволов осуществляется при помощи соответствующих навыков и запасных экземпляров. Подлатал, и из двух поломанных винтовок получается одна, целая и вполне боеспособная. Расправляться с врагами разрешено двумя способами. Можно стрелять как в обычном шутере направо — налево, тут РПГ-основа игры становится едва заметной. А можно использовать систему VATS (Vault-Tec Assisted Targeting System) – игра становится на паузу, и тело врага разбивается на своеобразные участки (руки, ноги, туловище и голова), с процентной вероятностью попадания у каждого. Нам остаётся только выделить какую-либо область и наслаждаться полученным результатом в замедленном виде. На всё про всё расходуются очки действия (Action Points). Всё бы ничего, но когда в сотый раз видишь, как в slow-mo вражеская черепушка смачно взрывается и забрызгивает кровищей всё вокруг, то уже как-то по-другому начинаешь на всё это смотреть.
Поскольку движок игре достался от Oblivion’а, то графическое оформление можно назвать уже привычным. Хоть в целом мир «бесшовный», вход в отдельные локации сопровождает процесс загрузки. Окружающая действительность – это не цветущие луга и густые леса Тамриэля, пейзаж в Fallout 3 соответствующий: разруха, серость и уныние. Одним словом, картинка на любителя, который сможет по достоинству оценить все «прелести» постъядерного мира.
К озвучиванию главных и второстепенных персонажей были привлечены без преувеличения звезды Голливуда. Рон Перлман («Хеллбой»), запомнившийся всем фанатам игры по одной культовой фразе: «War… war never changes». Лайм Нисон («К19», «Бэтмен:начало»), чьим голосом говорит отец главного героя. И Малькольм Макдауэл («), довольно неплохо справившийся с «ролью» президента Джона Эдена.
По части музыкального оформления Bethesda и тут осталась верна себе. Помимо стильных ретро-композиций (сеттинг обязывает) присутствуют пафосные оркестровые партии, очень уместные в героико-эпической фэнтези-легенде, но как-то не особо вписывающиеся в «почти что экшн-РПГ». Но это всего лишь мелкие придирки, в целом аудио-составляющая слух не раздражает и вполне справляется со своей задачей – ещё глубже погружаит в мир Fallout’а.
Что мы имеем в сухом остатке? Масштабный и глубокий проект. Fallout 3 способен подарить несколько дней увлекательного геймплея, особенно если вы по натуре исследователь. Если ставить перед собой цель изучить этот огромный мир, то можно самолично убедиться в том, что Fallout 3 – это очень тщательно сделанный и детально проработанный проект. Можно ли назвать его приемником великой серии? Вполне, так как на лицо все признаки хорошей РПГ: интересная история, обширный игровой мир и огромный задел на будущее. Настоятельно рекомендуем к ознакомлению.
Графика: 8
Звук и Музыка: 9
Геймплей: 9
Оценка: 9/10.