Спикеры:
- Владимир «No[o]ne» Миненко — игрок Virtus.pro G2A в Dota 2, двукратный чемпион The Summit, победитель ESL One New York 2020, серебряный призер The Kiev Major. 18 лет.
- Иван «Paranoia» Типухов — капитан состава Virtus.pro по League of Legends, чемпион LCL Spring 2020. 21 год.
- Роберт «Ufenok77» Фахретдинов — игрок в FIFA, многократный чемпион России, серебряный призер ESWC 2013. Представляет футбольный клуб «Уфа». 20 лет.
- Артём «DrHippi» Кравец — игрок Virtus.pro G2A в Hearthstone, чемпион HCT EU Summer Championship 2020, серебряный призер BlizzCon 2016. 21 год.
- Абай «HObbit» Хасенов — игрок Gambit Esports в CS:GO, чемпион DreamHack Austin 2020, DreamHack Winter 2020. 22 года.
- Кирилл «Likkrit» Малофеев — игрок M19 в League of Legends, чемпион LCL Summer 2020 и LCL Open Cup 2020, четвертьфиналист чемпионата мира 2020 года. 21 год.
- Сергей «Keshandr» Никишин — игрок Vega Squadron в CS:GO, победитель CIS Minor Championship Atlanta и Krakow. 23 года.
Чем профессиональный игрок отличается от обычного?
VP.Paranoia
: «Во-первых, разница заключается в том, сколько времени нужно уделять игре. Обычный геймер проводит там от 4 до 7 часов в сутки, а профессиональный — от 10 до 16 часов. Во-вторых, дело в подходе. Профессиональный игрок чаще тренируется и больше думает во время матча, а обычные геймеры просто получают удовольствие».
Ufenok77
: «Для киберфутболиста FIFA стоит на первом месте. У него выше скорость принятия решений, поэтому он гораздо быстрее в игре. Эта разница заложена либо на каком-то генетическом уровне (когда у человека талант), либо она появилась, когда он стал уделять игре гораздо больше времени и сумел натаскать себя в играх с более сильными соперниками. Но я все равно считаю, что без таланта шансов пробиться в топ нет».
VP.DrHippi
: «Для киберспортсмена игра — не хобби, а полноценная работа, к которой нужно относиться очень ответственно. Он не может просто играть в своё удовольствие. С каждым годом призовые на турнирах становятся все больше, поэтому тут нет места для веселья».
Gambit.HObbit
: «Я думаю, разница заключается в том, что профессионал играет не только в удовольствие, а трудится и постоянно работает над собой. Он жертвует временем и многими вещами для того, чтобы достичь результата».
VP.No[o]ne
: «Когда ты просто играешь — ты играешь ради развлечения и удовольствия, а в киберспорте игра становится для тебя работой, и ты отдаешь себя ей полностью».
M19.Likkrit
: «Все просто: профессиональный киберспортсмен получает деньги за игру и играет на больших / средних турнирах».
Как стать киберспортсменом
Для этого не требуется заканчивать никакие учебные заведения, стать киберспортсменом может любой. Профессионалы советуют присмотреться к сегментам, где низкая конкуренция и самый высокий заработок. Если игра командная, нужно найти единомышленников и постоянно тренироваться, смотреть обучающие видео и т.д.
В последнее время стали появляться даже специальные школы от профессиональных киберспортсменов, которые обучают всех желающих. Это может стать хорошим подспорьем для новичка, но такое удовольствие не бесплатное. Это ещё один способ заработка для некоторых киберспортсменов.
Если вы думаете, что ваш навык игры достаточно высок, то самое время попробовать свои силы в турнирах. Они проводятся регулярно в разных городах, достаточно просто зарегистрироваться. За победу в них также дают хорошие призовые, и есть шанс, что вас заметят и пригласят в команду. Некоторые турниры платные, но там больше возможностей проявить себя.
Как убедить родителей, что киберспорт — это серьезно?
VP.Paranoia
: «Я просто начал заниматься этим серьезно, а когда стал зарабатывать, они заинтересовались. Сейчас они полностью меня поддерживают и ждут моих игр. Они осознали, что это тоже работа».
Ufenok77
: «Родителей я познакомил с киберспортом ещё в 2011 году, когда просил семью обеспечить меня всем необходимым для игры на профессиональном уровне. Все-таки я тогда еще в школе учился и не зарабатывал. Уже в 2012 году я выиграл первый LAN-турнир, который проходил в Самаре. После этого мой отец поехал со мной в Казань на турнир в BattleHall, чтобы поближе познакомиться с тем, что увлекло меня не меньше реального футбола».
VP.DrHippi
: «Тут мне повезло. Родители у меня хорошо относились к компьютеру, поэтому я проводил много времени за играми. У меня не было много попыток попасть в киберспорт, так что родители даже не догадывались о моем увлечении. Когда же я попал на первый большой турнир, призовые все сказали сами за себя».
Gambit.HObbit
: «Я играю с детства, и родители всегда поддерживали меня, несмотря ни на что. Даже когда киберспорт не приносил мне никакого дохода, родители всё равно продолжали верить в меня. В том, что киберспорт может стать не только хобби, но и работой, они убедились, когда нас с командой Tengri отправили в Санкт-Петербург на буткемп. Тогда мне впервые предложили контракт с зарплатой».
M19.Likkrit
: «»Мам, пап, я на этих выходных улетаю в Казахстан играть турнир по компьютерной игре». Удалось, но далеко не сразу».
VP.No[o]ne
: «Я сказал, что еду в Америку (после квалификации на The International 2015). Думаю, они и сами поняли, что это очень серьёзно».
Лариса Волошина, мама Ильи «Lil» Ильюка
: «Я всегда всерьез воспринимала любые увлечения сына и по возможности старалась ему помочь, и вне зависимости от того, простой он парень или мировая звезда в «Доте», я всегда им гордилась и горжусь».
Почему стать киберспортсменом сложнее, чем спортсменом
Денис Кондак, Sport Arena
Компьютер, монитор, мышь, клавиатура и гарнитура. Теоретически, это все, что необходимо киберспортсмену для игры на профессиональном уровне и зарабатывания денег с помощью любимого дела. Однако на практике из тысяч желающих попасть в киберспорт и отдающих игре уйму времени и сил успеха добиваются даже не десятки — единицы. Построить карьеру в доступной каждому компьютерной игре оказывается сложнее, чем в обычном спорте, которому нужны площадки, школы и академии.
Чтобы раскрыть тему более подробно, сконцентрируемся на одной дисциплине — Dota 2.
Сейчас на профессиональную сцену игроки в большинстве случаев попадают двумя способами: либо поднимая как можно выше свой рейтинг (MMR), либо благодаря личному знакомству с другими про-игроками. Когда в команде появляется свободный слот, участники часто рекомендуют менеджерам обратить внимание на того или иного человека, который, по их мнению, мог бы усилить состав. Но только благодаря связям, без высокого скилла и соответствующего рейтинга, в профессиональной команде все равно не задержишься.
Итак, чтобы начать карьеру киберспортсмена и обратить на себя внимание менеджеров, необходим высокий рейтинг. Для этого нужно много играть и постоянно прогрессировать, ведь чем выше рейтинг — тем сильнее становятся партнеры и соперники в пабликах. Чтобы догнать действующих киберспортсменов, придется сначала стать на две головы сильнее всех остальных, а затем научиться выигрывать и у профессионалов.
cybergamer.com
Четких границ здесь не существует, но регулярно встречаться в пабликах с про-игроками получится не раньше, чем после достижения отметки в 6000–6500 MMR. Игроков с таким рейтингом в Европе около тысячи (украинцев из них – чуть больше 50). Реально высокий показатель, после которого на игрока может обратить внимание (а может и нет) киберспортивная тусовка, — 7000–7500 MMR и выше. Эта цифра означает, что игрок входит в пару сотен лучших в Европе. Впрочем, даже в топ-100 Европы есть те, кто по разным причинам до сих пор не играет ни в одной профессиональной команде и не получает доход от игры. В топ-1000 таких — большинство.
Еще один нюанс в том, что поднять рейтинг до этого уровня невозможно без большого, очень большого количества игровой практики. Среди профессиональных игроков нереально найти того, кто провел в Dota 2 меньше 15 тысяч часов. Для наглядности: если играть по 8 часов в сутки все 365 дней в году, то за 12 месяцев вы наиграете 2920 часов.
Такое количество времени не является чем-то ужасным и отпугивающим: чтобы стать лучшим, нужно много работать — это касается любой сферы. Профессиональные футболисты начинают тренироваться еще в детском или подростковом возрасте и к 20 годам суммарно проживают не меньше часов на поле.
Но, в отличие от киберспортсменов, у футболистов есть промежуточные «контрольные точки». Они не проводят годы за тренировками, пытаясь каким-то образом привлечь к себе внимание если не Реала, то как минимум Марселя или Шахтера. Они уже на первых этапах играют в определенных клубах: на молодежном или любительском уровне, в низших лигах своего чемпионата, середняках высшего дивизиона. И, как правило, шаг за шагом поднимаются на более высокую ступень, увеличивая и свой доход.
Играя за клуб Первой или Второй лиги Украины, футболисту еще очень далеко до уровня Лиги чемпионов или чемпионата мира, он по всем показателям уступает Лионелю Месси, Криштиану Роналду и даже Артему Беседину, но он уже в профессиональном спорте, уже строит карьеру и уже зарабатывает деньги. «А не занимаюсь ли я ерундой? Окупится ли все это рано или поздно? Не пора ли мне бросить все и устроиться на работу?» — в его голове таким мыслям просто неоткуда взяться.
Na’Vi, dota2.zubargaming.by
В Dota 2 все иначе. Дело в том, что про-сцена здесь — ничтожно маленькая прослойка на фоне общего числа участников. Из 4,6 млн игроков со всей планеты рейтинг 5500 MMR и выше сейчас имеют около 20 тысяч человек — это меньше, чем 0,5%. То есть у остальных 99,5% игроков в Dota 2 нет ни единого шанса попасть хоть в какую-то профессиональную команду с регулярной зарплатой (пусть и не слишком большой), тренером, графиком тренировок и серьезными задачами. Как минимум до тех пор, пока они не войдут в число тех самых 0,5%.
При этом профессиональная сцена развита очень мощно: каждый год лучшие клубы мира борются за победу на The International с призовым фондом свыше $20 млн, в течение сезона регулярно проходят мажоры и миноры, на которые теоретически может попасть любой желающий (предусмотрены открытые квалификации), но по факту попадают только всем известные профессиональные коллективы или новые миксы из high-ranking игроков. На уровне национальных сборных ежегодно проводится WESG, а на пару ступенек ниже есть множество онлайн-турниров на разных платформах, где призовые фонды обычно составляют от $100 до $1000. Эти фонды, как правило, делятся между тремя лучшими командами, каждая из которых состоит из пяти человек.
Но и на такие мероприятия всегда регистрируется хотя бы несколько команд со средним MMR в пределах 5000–6000. Еще раз вспомним, что более 90% игроков обладают рейтингом ниже 3900 MMR. Разница в уровне игры между ними — гигантская, шансов победить такого соперника крайне мало. Поэтому попасть в призовые места и заработать даже небольшие деньги вновь удается лишь тем, кто уже провел в Dota как минимум 7–8 тысяч часов и добился высокого рейтинга (а вместе с ним и мастерства).
TI-8, Getty Images
Вывод напрашивается сам собой. Хочешь стать киберспортсменом? Тренируйся! Работай над собой, развивай микро- и макро-контроль, учись у профессионалов и поднимай свой рейтинг до тех пор, пока к тебе в Steam не постучится менеджер Na’Vi или Virtus.Pro. Звучит логично. Но как быть уверенным, что у тебя это вообще получится, а десятки тысяч часов не окажутся потраченными зря? В списках топ-1000 и топ-500 игроков Европы полно тех, кто до сих пор не имеет команды и зарплаты. А среди тех, кто провел за игрой более 15 тысяч часов, полно ребят, которые как ни стараются, но никак не могут подняться выше 4000–4500 MMR. И уже никогда не смогут выйти на уровень нынешних профессионалов, потеряв огромное количество времени, нервов и сил без малейшей отдачи.
Отсутствие четких промежуточных этапов между игрой в свое удовольствие и попаданием в профессиональные клубы с зарплатой, буткемпами и восьмичасовыми тренировками – главная проблема для тех, кто мечтает попасть в киберспорт.
Наглядный пример появился совсем недавно. После окончания последнего The International историей игрока OG Топиаса Таавитсайнена (Topson) не восторгался только бесчувственный. Парень из Финляндии, который впервые оказался в составе профессиональной команды высшего уровня, поехал на свой второй в жизни LAN-турнир в Ванкувер и выиграл его. Выиграл The International. Главный ивент года, турнир с самыми высокими призовыми в истории киберспорта. После того, как OG подняли над головой трофей, Topson стал обладателем более $2 млн призовых.
Тобиас (справа) — главный победитель ТІ, Getty Images
Потрясающая история успеха, которую наверняка представлял себе в голове каждый, кто мечтал связать свою жизнь с киберспортом. Благодаря удачному стечению обстоятельств ты оказываешься в профессиональной команде, спустя два месяца она становится сильнейшей в мире, а ты — долларовым миллионером. Разве не сказка?
Нет. Потому что Topson играл в Dota и Dota 2 с 8 лет. Чтобы научиться играть на достаточно высоком уровне, заявить о себе и попасть в команду, которая затем выиграла главный турнир года, ему пришлось провести в игре 12 лет. Сколько он заработал за все это время, до победы на The International? Чуть больше $3 тысяч. Можно позавидовать упорству, настойчивости и вере в себя Топиаса (все это в итоге окупилось), но что случилось бы, если бы полгода назад он решил, что тратит кучу времени на бесполезное занятие, удалил игру и откликнулся на вакансию условного менеджера по продажам?
Чтобы игрокам было легче понять, есть ли у них шансы найти себя в киберспорте, облегчить попадание новых лиц на про-сцену и избавить их от неопределенности, Dota 2 просто необходим промежуточный уровень между профессиональными клубами и остальным миром.
В Украине этому могут поспособствовать региональные турниры для местных игроков (во всех областях, где будет достаточно желающих) и регулярные общенациональные турниры для непрофессионалов. Желательно — с разделением на несколько уровней, чтобы даже команды со средним рейтингом 4000 MMR имели возможность побороться за символические призовые в $50 и подняться на новый уровень, где суммы в несколько раз выше. А сильным игрокам просто незачем будет регистрироваться на любительские турниры и тратить кучу времени на выигрыш $50, если каждую неделю-две у них будет возможность встретиться с равными противниками и побороться за $200–300.
Для этого нужны организаторы и спонсоры. Для этого нужно признание киберспорта официальным видом спорта в стране. Для этого нужна государственная поддержка.
Однако, вполне возможно, что благодаря введению такой (или другой подобной) системы Украина впоследствии будет представлена в профессиональной Dota 2 не только одним клубом и парой десятков игроков за рубежом. И гордиться мы будем не только победой Na’Vi в 2011 году. А кусающих локти менеджеров по продажам, которые когда-то были в топе Европы и покинули игру, не дождавшись звонка n0tail из OG, станет в разы меньше.
Каких вложений требует киберспорт?
VP.Paranoia
: «В первую очередь нужен хороший интернет. Без него качественной тренировки точно не будет. Что касается девайсов, то это кому как удобно. Некоторые игроки выступают на самых дешевых, ограничившись только хорошей мышкой. В этом ничего плохого нету, тут у каждого индивидуальный подход. Как по мне, самое главное — интернет, монитор и мышка».
Ufenok77
: «Хорошие условия важны для любого игрока. Стабильный интернет, приставка, нормальный геймпад, кресло — абсолютно все имеет значение. Если ты хочешь добиться успеха, не должно быть отвлекающих факторов».
VP.DrHippi
: «Я играю в Hearthstone, так что мне достаточно и телефона (смеется). Главное, чтобы был хороший интернет, а остальное неважно».
Gambit.HObbit
: «В первую очередь нужно приобрести хороший компьютер, который будет поддерживать хотя бы 150-200 fps. Во вторую очередь — купить мышку с наушниками, а потом уже подумать про интернет. Интернет не на первом месте, так как в CS:GO можно тренироваться даже с большим пингом или, например, с ботами».
M19.Likkrit
: «Интернет и компьютер, достаточные для стабильной игры в выбранную дисциплину».
VP.No[o]ne
: «Ну, интернет было бы здорово уж точно в 2020 году нормальный иметь».
Льготы
В 2020 году университет Ашленд заявил, что проводит набор студентов в киберспортивные команды по разным играм. Помимо обычной учебы, они должны были тренироваться в специально построенном центре, и получать ежемесячную стипендию в 4 тыс. долларов.
В Китае также всячески стараются поддерживать киберспорт. В прошлом году власти заявили, что игроки получат льготы на покупку жилья, а иностранным гостям будет открыт въезд в страну для участия в турнирах без виз. Также они планируют понизить налоговую ставку для киберспорта. Здесь регулярно устраивают турниры, где можно заработать круглую сумму.
Обязательно почитайте! Миллионы долларов за секс на камеру: кто они, самые высокооплачиваемые порно актрисы