Тевтонский орден | |
Знак Тевтонского ордена | |
Годы существования | 1190 — 1809, с 1834 |
Подчинение | кайзер Германии (1190-1806) папство (c 1190) |
Тип | христианский религиозный орден |
Функция | защита паломников, борьба с нехристианами |
Дислокация | Мариенбург (1309—1466) Кёнигсберг (1466—1525) Мергентхайм (1525—1809) Вена (с 1809) |
Покровитель | Дева Мария, Георгий Победоносец, святая Елизавета Тюрингская |
Девиз | Helfen — Wehren — Heilen («Помогать — Защищать — Исцелять») |
Цвета | белая мантия с чёрным крестом |
Командиры | |
Действующий командир | великий магистр Бруно Платтер (Клерикальный Тевтонский орден) |
Известные командиры | Герман фон Зальца, Зигфрид фон Фейхтванген, Винрих фон Книпроде, Конрад фон Юнгинген |
Сайт | deutscher-orden.at (нем.) deutscher-orden.de (нем.) |
Тевто́нский о́рден
(лат. Ordo Teutonicus), также
Германский орден
,
Немецкий орден
(нем. Deutscher Orden) — германский духовно-рыцарский орден, основанный в конце XII века.
Девиз ордена: «Помогать — Защищать — Исцелять» (нем. Helfen — Wehren — Heilen).
Содержание
- 1 Название ордена
- 2 История ордена 2.1 Основание Тевтонского ордена
- 2.2 Орден в Восточной Европе
- 2.3 Начало утверждения в Восточной Европе
- 2.4 Борьба против прусских язычников
- 2.5 Расширение влияния
- 2.6 Отношения с русскими княжествами и Великим княжеством Литовским
- 2.7 Закат ордена
- 2.8 Восстановление ордена
- 3.1 Великий магистр
- 5.1 Государство Пруссия
«История войн 2: Тевтонский орден»
На «ИгроМире 2010» на стенде «1С-СофтКлаб» мы посмотрели геймплей тактической части самой игры и успешно взяли штурмом вражеский замок, проделав брешь в стене и запустив туда подопечных солдат. Конечно же, конкурировать со зрелищностью и динамичностью боев, представляемых в серии Total War с каждым годом становится все сложнее, однако зарубежные разработчики (см. также творчество венгров из NeocoreGames – например, Lionheart: Kings’ Crusade) продолжают бороться за свое место под солнцем.
Киевская студия Unicorn Games целиком сконцентрировалась на создании исторических варгеймов, где сразу вспоминается ее проект – «XIII Век. Слава или смерть». Однако одной лишь боевой тактикой уже никого не удивишь, поэтому поклонники жанра ожидают от дизайнеров еще более разнообразного геймплея в части сюжета, ролевых и стратегических элементов.
«История войн 2: Тевтонский орден» предлагает вам выступить в роли командира подразделения знаменитого рыцарского ордена, возглавив поход против языческой Пруссии. Напомним, эту военную кампанию в истории одобрил Папа Римский Гонорий III, которому не понравилось, что прусские язычники захватили земли польского князя – Конрада I Мазовецкого. Последний и обратился за помощью к Тевтонскому ордену, пообещав ему земельные владения, а также возможность обращать неверующих в христианство.
Отличительной чертой игры станет сочетание глобального стратегического режима и масштабных тактических битв, в которых одновременно сойдутся свыше десяти тысяч воинов. Множество модификаторов и факторов, влияющих на ход сражения, призваны открыть широкий простор для выбора способа ведения боя.
Управляя тевтонскими войсками, в игре необходимо будет исследовать игровой мир, общаться с его жителями, выполнять задания и, конечно же, вступать в столкновения с армиями противника, осаждать и оборонять поселения. Пока про стратегический режим известно меньше всего, но хотелось бы верить, что авторы нашли в нем место для какой-нибудь экономической модели, строительства и развития владений ордена.
В средневековых сражениях большая роль отводилась осадам, поэтому «История войн 2: Тевтонский орден» не оставит без внимания штурмы замков, городов и цитаделей. О подопечных отрядах необходимо заботиться, поскольку с приобретением опытна они будут становиться сильнее, что, впрочем, уже стало традицией для военных исторических стратегий с упором на тактику.
Помимо примерно 80-ти модификаторов, способных влиять на ход сражения, главная роль здесь принадлежит показателю морали. Боевой дух соратников и их противников динамически просчитывается посредством AI, более точно моделируя поведение войск различных сторон конфликта.
Как мы увидели в Демо-версии самой игры, «История войн 2: Тевтонский орден» претендует на отображение весьма масштабных сражений, рассчитанных на десятки тысяч солдат. При захвате крепостей нужно будет использовать осадные машины, а бойцы атакующей стороны смогут забираться на стены замков и там биться с защитниками цитадели.
К слову, разработчики уделяют большое внимание соответствию эпохе XIII века. Доспехи и оружие того времени, реалистичная анимация, исторически достоверные построения и маневры войск, соответствующие той эпохе – все это должно стать визитной карточкой новой игры, по заверениям ее создателей.
Для ценителей сетевых баталий авторы приготовили несколько многопользовательских режимов, где на выделенном Интернет-сервере в каждом бою смогут принять участие от двух до шести человек. Онлайн-рейтинги займутся выявлением лучших игроков.
Релиз данной исторической стратегии изначально должен был состояться осенью 2010 г., но был отложен на несколько месяцев. Теперь дата выхода игры «История войн 2: Тевтонский орден» – I квартал 2011 г.
Будем надеяться, что оставшееся время разработчики используют для дальнейшего улучшения своего нового проекта.
Tweet
Наверх
04.12.2010 | Анонсы | → Alex «Jace» Ivanchenko
Название ордена
Официально орден именовался на латинском языке:
- Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae
Hierosolymitani - Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem
(второе название)
В немецком языке также употреблялось два варианта:
- полное наименование — Brüder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem
- и сокращённое — Der Deutsche Orden
В русской историографии орден получил имя Тевтонский
(от лат. teutonicus —
германский
),
прусский
или
германский
[1].
История ордена
Основание Тевтонского ордена
История Тевтонского ордена началась в Палестине во время 3-го крестового похода в 1190 году, когда немецкие паломники под руководством капеллана Конрада и каноника Вурхарда учреждают близ сирийской крепости Акры госпиталь для больных и раненных соотечественников.
По другой версии госпиталь основан немецкими купцами из Любека и Бремена, которые по примеру других военно-религиозных орденов, возникших во время Первого крестового похода, устроили на свои средства братство, имевшего цель оказывать помощь бедным и больным немцам. Герцог Фридрих Швабский принял это братство под своё покровительство и ходатайствовал в его пользу папскую грамоту. Это братство впоследствии получило военный характер и стало известно под именем Тевтонского ордена.
Первое время это госпитальное братство входило в структуру ордена Госпитальеров (Иоаннитов), а его руководитель был «магистром больницы» (Der Meister des Lazaretes). Однако немцы с самого начала предпочитали держаться особняком от других национальностей, и вскоре больница попадает под патронаж церкви Святой Марии в Иерусалиме.
6 февраля 1191 года Папа Римский Климент III своей папской буллой учредил «Германское братство Святой Марии в Иерусалиме» (лат. Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae), которое 5 марта 1196 года за успехи немецких крестоносцев было преобразовано из госпиталя в духовно-рыцарский орден во главе с капелланом Конрадом. На церемонии реорганизации в храме Акры присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. 19 февраля 1199 года Папа Римский Иннокентий III своей буллой пожаловал обществу автономию с собственным уставом.
Так возникает немецкий монашеский рыцарский «орден дома Святой Марии Тевтонской в Иерусалиме» (лат. Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem), задачами которого являлись: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.
Орден в Восточной Европе
Здание «Германского Ордена» в Вольфрамс-Эшенбахе
В 1190 году, после основания ордена в Акко, граф Боппо фон Вертхайм с согласия церкви разместил орден в 1212—1220 годах в городке Эшенбах. Образованное в 1305 году коммендантство Эшенбах вошло в 1305—1315 годах в коммендантство Нюрнберг. Затем после многочисленных обменов, покупок и дарений орден стал единовластным владельцем Нюрнберга[2].
Начало утверждения в Восточной Европе
См. также: Расселение немцев на восток
К 1210-м годам влияние и богатство Тевтонского ордена было замечено многими державами, желающим под знаменем «борьбы с язычниками» расправиться с раздробленными феодальными группами[источник не указан 600 дней
]. Большое влияние имел тогдашний глава ордена — Герман фон Зальца (нем. Herman von Salza, 1209—1239), обладавший значительными владениями и ставший заметным посредником папы римского. В 1211 году король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей для помощи в борьбе с половцами[
источник не указан 600 дней
]. Тевтоны разместились на юго-восточной границе Трансильвании, в Бурценланде, получив при этом значительную автономию. К 1220 году они построили пять замков: Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт — позднее этими именами были названы замки в Пруссии[en]. Эти замки стали плацдармом завоевания практически незаселенных половецких степей[
источник не указан 600 дней
]. При этом орден игнорировал права местного епископа и отказывался поделиться добычей с влиятельными людьми из знати, которые ранее предъявляли права на эти земли. В 1225 году Папа Гонорий взял земли ордена в Трансильвании под свою защиту, в результате чего Бурценланд стал феодом Святого престола, что должно было сделать эти территории независимыми от венгерского короля. Однако зависть венгерского баронства к военным успехам и льготам ордена привели к тому, что король в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли. Только незначительная их часть осталась в Трансильвании, влившись в состав трансильванских саксов, составлявших заметную немецкую прослойку, существовавшую вплоть до изгнания в 1945 году. Венгры не заменили рыцарей сравнимыми по мощи гарнизонами и не продолжили наступление на половцев, позволив последним вновь обрести уверенность в себе и восстановить силу[
источник не указан 600 дней
].
Борьба против прусских язычников
Основная статья: Прусский крестовый поход
В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого. Поддавшись уговорам своей русской жены (внучки Игоря Святославича Северского)[3], князь попросил помощи у тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними захваченных территорий. Фридрих II санкционировал начинание золотой буллой 1226 года.
Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1231 году, обосновавшись на правом берегу Вислы. Здесь была построена первая крепость, давшая рождение городу Торн. В добринской земле закрепился Добринский орден. При продвижении на север был основан ряд замков, в том числе Мариенвердер, Рагнит, Тильзит, Велау, Георгенбург, Дурбен, Кандау, Велюн. Вступив на прусские земли, крестоносцы основали замок Бальга. В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.
Стратегия рыцарей была в основном следующей: они разбивали противостоящие им прусские племенные союзы поодиночке, при этом побежденные использовались в качестве союзников в последующих войнах. Именно это дало возможность очень немногочисленным поначалу тевтонским рыцарям успешно одолеть во много раз превосходящие силы пруссов, и устоять во время общепрусских восстаний 1242—1244, 1260—1262 и 1278—1280 годов, несмотря на помощь, оказываемую пруссам литовцами и князьями Гданьского Поморья.
Замки Орден возводил на месте прусских замков, бывших одновременно племенными центрами. С колонизацией Орденом Пруссии[en] эти замки не потеряли своё привычное для местного населения значение, став административными центрами подконтрольных территорий.
Насильственного обращения в христианство не происходило[источник не указан 991 день
], но ввиду активного вовлечения прусской знати с их дружинами в постоянные войны на стороне Ордена с сильнейшей религиозной агитацией в орденской среде многие из упомянутых прусских воинов крестились. Затем, очевидно, с них брали пример и рядовые члены племен.
В такой же степени можно сказать и о онемечивании («германизации») захваченных Орденом территорий. Ещё в XIV веке проблема переводчиков с прусского стояла весьма остро. В то же время немецкий язык был необходимым условием успеха в государстве Ордена. Появление «островков» немецких поселенцев ещё больше размывало прусский языковой массив. Тем не менее сведения о сохранении пруссами своего языка встречаются ещё в начале XVI века.
Расширение влияния
Замок Мариенбург
Несмотря на активные действия в Европе, официальная резиденция ордена вместе с великим магистром находилась в Леванте. В 1220 году орден выкупил часть земель в Верхней Галилее и построил крепость Монфор. Здесь располагался архив и сокровища ордена. В 1271 году крепость Монфор была взята Бейбарсом, предводителем мамлюков, и резиденция ордена перебралась в Венецию.
Экспансия Тевтонского ордена в Прибалтике
Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия[en]. В 1237 году Тевтонский орден вобрал в себя остатки военного братства рыцарей-меченосцев (рыцарей Христа), тем самым распространив свою власть на Ливонию. В захватническом походе на Гданьск (1308) под лозунгом «Jesu Christo Salvator Mundi» (Иисус Христос Спаситель Мира) было уничтожено почти всё польское население (около 10 000 христиан). На захваченные земли прибывали немецкие колонисты. К этому же времени было захвачено Восточное Поморье. Захват уже не преследовал никаких религиозных целей. Таким образом, к концу XIII века орден, фактически став государством, продолжает политику экспансии на Восток. В 1309 году столицей Тевтонских рыцарей стал город Мариенбург (нем. Замок Марии; польск. Мальборк).
Отношения с русскими княжествами и Великим княжеством Литовским
Отражение немецкой и шведской агрессии Александром Невским (1239—1245)
В 1239—1240 годах возникла угроза конфликта немецких и датских феодалов в Прибалтике с русскими князьями, ослабленными монгольским нашествием. В конце августа 1240 года епископ Герман Дерптский, собрав ополчение из своих подданных и остатков рыцарей Ордена меченосцев, при поддержке датских рыцарей из Ревеля, вторгся в псковские земли и захватил Изборск. Попытка псковского ополчения отбить крепость окончилась неудачей. Рыцари осадили сам Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. В город были посажены два немецких фогта. Далее рыцари вторглись в пределы Новгородского княжества и построили крепость в Копорье. В Новгород прибыл Александр Невский, после чего, командуя новгородскими войсками, освободил Копорье. После этого он вернулся в Новгород, где провёл зиму, дожидаясь прибытия подкрепления из Владимира. В марте объединённое войско освободило Псков.
Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 на Чудском озере (вероятно, близ Чудского озера). Оно закончилось сокрушительным поражением рыцарей. Епископ Дерптский и Орден (согласно папской булле 1237 включивший остатки Ордена меченосцев) вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказались от захваченных русских земель.
Другим русским княжеством, столкнувшимся с орденом, стало Галицко-Волынское. В 1235 или 1238 князь Даниил Романович в битве под Дорогичином остановил экспансию рыцарей на Юго-Западную Русь (скорее всего, это были не тевтонские рыцари, а рыцари Добринского ордена). Объектом спора в этом регионе были ятвяжские земли. В 1254 вице-магистр Тевтонского ордена в Пруссии Бурхард фон Хорнхаузен, Даниил и мазовецкий князь Земовит заключили в Рачёнже трёхсторонний союз для покорения ятвягов.
Основной и самый продолжительный натиск Ордена приняло на себя Великое княжество Литовское. Борьбу с орденом начал современник Александра Невского литовский князь Миндовг. Он нанёс рыцарям два сокрушительных поражения в битве при Сауле (Шяуляе) в 1236 и в битве при озере Дурбе (1260). При преемниках Миндовга князьях Гедимине и Ольгерде Великое княжество Литовское стало крупнейшим государством Европы, но продолжало подвергаться ожесточённым атакам.
В 1268 году Орден потерпел сокрушительное поражение от объединённого русского войска в битве при Раковоре.
В XIV веке орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши (т. н. «личная уния» — оба государства имели одного правителя).
Закат ордена
См. также: Великая война (1409—1411) и Тринадцатилетняя война (1454—1466)
Трудности орден стал испытывать с 1410 года, когда объединённые войска Великого Княжества Литовского (ВКЛ) и Польши нанесли сокрушительное поражение армии ордена около села Грюнвальд в битве 15 июля 1410 года. Общая численность войск ордена составляла по различным оценкам от 11 до 27 тыс. человек, при этом численность войск противника была значительно выше[4]. В битве погибло около 8 тыс. человек и 14 тыс. попало в плен[5]. Был убит глава ордена магистр Ульрих фон Юнгинген, погиб также и великий маршал Валленрод. Войско Тевтонского ордена потеряло репутацию непобедимого ордена. Объединёнными войсками ВКЛ и Польши командовали польский король Ягайло и его двоюродный брат, великий князь литовский Витовт. В состав войска входили также чехи (именно здесь Ян Жижка потерял свой левый глаз), три смоленских полка, а также татарские союзники литовского князя.
В 1411 году после двухмесячной, так и не увенчавшейся успехом осады Мариенбурга орден выплатил контрибуцию Великому княжеству Литовскому. Был подписан мирный договор, однако мелкие стычки время от времени имели место. В целях реформы императором Священной Римской империи Фридрихом III была организована Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем тринадцатилетнюю войну, из которой Польша вышла победительницей. В 1457 году резиденция великого магистра ордена переместилась в Кёнигсберг. В 1466 году по Второму Торуньскому мирному договору Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля.
Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году, когда великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн из династии Бранденбургских Гогенцоллернов перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши.
Из-за того, что Кёнигсберг, бывшая резиденция великого магистра, оказался на территории секуляризованной Пруссии, столица ордена была перенесена в город Бад-Мергентхайм, расположенный под Вюрцбургом.
Орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Остававшиеся под властью ордена владения и территории отошли вассалам и союзникам Наполеона.
Восстановление ордена
XIX век
Восстановление ордена произошло в 1834 году при содействии австрийского императора Франца I. Орден был лишён политических и военных амбиций и сосредоточил усилия на благотворительности, помощи больным и тому подобном. В 1871 году великим тевтонским магистром эрцгерцогом Вильгельмом была создана ветвь марианов
— кавалеров и дам ордена для ухода за больными и ранеными во время войны, а в мирное время — ради увеличения и улучшения госпиталей. Членами могли быть католики-дворяне. Марианы имели орденский знак — чёрный с серебряной каймой, на чёрной с белым ленте, с девизом: «Ordo teutonicus humanitati»; кавалеры носили его в петлице, а дамы — с бантом на левой груди.[6]
XX век
В период нацистских гонений деятельность Ордена была фактически свёрнута. После окончания Второй мировой войны ордену были возвращены аннексированные нацистами австрийские владения. В 1947 году декрет о ликвидации ордена был формально аннулирован.
Орден не был восстановлен в социалистической Чехословакии, но возродился в Германии и Австрии. После распада советского блока отделения ордена появились на территории Чехии (в Моравии и Богемии), Словении и некоторых других европейских странах. Имеется также маленькое (менее двадцати человек) сообщество членов ордена в США.
Резиденция великого магистра по-прежнему находится в Вене. Там же находятся казначейство ордена и библиотека, хранящая исторические архивы, около 1000 старых печатей, другие документы. Орденом управляет аббат-хохмейстер, хотя сам орден состоит в основном из сестёр.
Орден разделён на три владения — Германия, Австрия и Южный Тироль, и два командорства — Рим (Италия) и Альтенбисен (Бельгия).
Орден полностью обслуживает своими монахинями одну больницу в городе Фризах в Австрии и один частный санаторий в Кёльне. Сёстры ордена также работают в других больницах и частных санаториях в Бад-Мергентхайме, Регенсбурге и Нюрнберге.
Загадки истории: Тевтонский орден чаще был союзником Руси, чем ее противником
Наверняка многие калининградцы знают, что когда-то давно земли, на которых мы сегодня живем, занимало духовное государство – Тевтонский орден. Но мало кому известно, что день рождение Орден празднует сегодня. По одной из версий, Тевтонский рыцарский орден был основан 19 ноября 1190 года в Палестине, во время Третьего крестового похода.
Фото: из архива «КП»
Первый замок тевтонских рыцарей на Святой земле — Монфор.
С Орденом у русских княжеств на протяжении столетий отношения были разные. Сегодня опровергнуты тезисы советских историков о том, что тевтонцы были нашими врагами. Все несколько не так. Действительно, русичи и ожесточенно воевали с Орденом, и активно торговали, а временами находились в союзе. Дружили против литовцев, например. Но – обо всем подробнее.
Изначально новое духовно-рыцарское братство находилось в фарватере политики могучего тогда Ордену тамплиеров, а руководитель немцев был всего-то руководителем госпитального братства. 6 февраля 1191 года Папа Римский Климент III своей буллой учредил «братство Святой Марии Тевтонской в Иерусалиме. Отношения между Тевтонским орденом и Русью на протяжении веков складывались так, что его рыцарей у нас в стране до сих пор величают не иначе как «псами».
— Мифов в этой области отечественной историографии действительно с избытком, — согласен один из ведущих в России специалистов по Тевтонскому ордену, калининградский архивист Анатолий Бахтин. — Между тем, почти все сложившиеся представления о рыцарском братстве имеют с действительностью мало общего.
Фото: herder-institut.de
Скульптуры великих магистров Тевтонского ордена в замке Мариенбург.
МИФ ПЕРВЫЙ
Главной задачей Тевтонского ордена был натиск на Восток, та самая доктрина «Дранг нах Отен». Подразумевалась вовсе не Палестина, где орден был учрежден, а земли восточных славян.
— В XIII веке Ордену вполне хватало забот в Палестине — говорит Бахтин. — В XIV веке тевтонцы постоянно воевали с Литвой. У братьев даже до Ливонии, где со временем возник филиал их организации, руки не всегда доходили. И при всей сложности положения на границах с Псковом и Новгородом Тевтонский орден чаще выступал союзником, нежели врагом Руси. Один только факт: один из русских князей, проиграв межпартийную борьбу в Новгороде, временно укрылся не где-нибудь, а именно в Ливонии. И даже объединился с епископом Дерптским, у которого тевтонские рыцари были ленниками-вассалами, для похода на Псков! Практически весь XIV век был временем фактического союза Тевтонского ордена с Московским княжеством.
Резюме: взаимоотношения Тевтонского ордена с Русью, по большому счету, были вполне типичны для контактов любых других средневековых государств.
Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ
Ребенок в костюме тевтонского рыцаря на реконструкции Грюнвальдской битвы в Польше.
МИФ ВТОРОЙ
Все рыцари Тевтонского ордена были крестоносцами, о чем наглядно свидетельствуют черные кресты на их белых плащах.
Черный крест на серебряном (белом) поле являлся гербом Тевтонского ордена. Рыцари Ордена получили право носить белые плащи с черными крестами. Однако наряду с братьями-рыцарями членами в Ордена являлись братья-священники, прочие братья, полубратья-служащие ордена, сестры ордена, и фамильярии, то есть, светские люди. Братья-священники, согласно церковным предписаниям, носили закрытую одежду наподобие рясы. Для прочих ее ношение не предписывалось церковью, но было общепринято. Понятие же «крестоносец» подразумевало под собой участника крестового похода, многие из которых действительно нашивали на одежду кресты, хотя и не обязательно черные.
Резюме: не каждый рыцарь — крестоносец, но и не каждый крестоносец — рыцарь.
Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ
Так сегодня выглядит замок Мариенбург — бывшая столица Тевтонского ордена.
МИФ ТРЕТИЙ
Самым крупным сражением между Тевтонским орденом и русскими войсками стала битва на Чудском озере. Рыцари потерпели полный разгром, потеряв 500 человек только убитыми. Изрядная часть орденских братьев погибла, из-за тяжелых доспехов провалившись под треснувший лед.
— После объединения ордена Меченосцев в 1237 году с Тевтонским орденом, в Ливонию был отправлен ландмайстер Пруссии Герман фон Бальк с 40 братьями и большим количеством оруженосцев, — рассказывает Анатолий Бахтин. — В битве 5 апреля 1242 года орденский отряд в количестве 26 человек воевал на стороне своего сюзерена Его войско состояло из объединенных отрядов орденских рыцарей и епископских вассалов с набранной из эстонских племен пехотой. Известно, что во второй атаке (первая была мужественно отражена русскими лучниками) участвовало 26 рыцарей Ордена, которые прорвались вглубь боевых порядков новгородцев, но были разгромлены. 20 братьев было убито, шестерых взяли в плен. Епископские войска действительно понесли большие потери и бежали.
Что касается красочной картины утопления во льдах «псов-рыцарей», то это всего лишь эпизод известного кинофильма режиссера Эйзенштейна. Историческими источниками это не подтверждено. Да и если уж на то пошло, русский дружинник, облаченный в такую же кольчугу и шлем, был никак не легче европейского рыцаря.
Резюме: Ледовое побоище получило свое название только в XIX веке.
Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ
Основной денежной единицей Тевтонского ордена был серебряный шиллинг.
МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ
Тевтонский орден изобрел знаменитый боевой порядок — построение клином, которое немцы называли «кабаньей головой», а русские — просто «свиньей».
— В русских летописях ни о каком построении немцев «свиньей» сведений нет, — информирует архивист Бахтин. — Есть только слова: «прошибошася свиньею», что можно понять как чисто эмоциональное определение – «растолкав, пробились как свинья к корыту», по русской же пословице.
Средневековые рыцари обычно просто выстраивались толпой и неслись на врага, причем каждый норовил доскакать первым, дабы стяжать себе больше воинской славы. Построение «острым клином» и в самом деле можно считать новым веянием в тактике войн того времени. Но то, что острая колонна применялась на Чудском озере, стали утверждать гораздо позже, уже в XIX веке, а окончательно это мнение укрепилось лишь в советской историографии.
— Вызывает большие сомнения, что ополчение Дерптского епископа из местных жителей и 26 орденских рыцарей можно было построить клином, которой составлял бы 35 шеренг (в первой было бы три всадника, в последней — 11, а в колонне, следующей за клином — 33 шеренги с общим количеством — 398 человек, — продолжает Бахтин. — Но даже если бы ополчение каким-то образом так бы и построили, то уже через 50 метров они бы шли простой толпой, окруженной всадниками.
Резюме: если о том, каким строем сражались тевтонские рыцари на Чудском озере, согласия нет, исход той битвы сомнений не вызывает ни у кого.
Фото: Алексей ДЕНИСЕНКОВ
Эпизод реконструкции Грюнвальдской битвы.
МИФ ПЯТЫЙ
Грюнвальдское сражение с объединенными польско-литовскими войсками в 1410 году, которое Тевтонский орден проиграл, настолько подорвало его могущество, что вскоре организация прекратила свое существование.
Несмотря на тяжелейшее поражение под Грюнвальдом, после заключения мира Тевтонскому ордену удалось сохранить статус кво. Куда горшие последствия принес 1525 год, когда великий магистр Альбрехт Гогенцоллерн перешел из католичества в протестантизм и объявил об изъятии орденских земель в пользу нового государства — герцогства Пруссия. Однако Орден продержался еще почти три столетия и был распущен в 1808 году, в эпоху Наполеоновских войн. А спустя 25 лет восстановился уже в качестве сугубо благотворительной организации.
Резюме: Тевтонский орден существует до сих пор с резиденцией великого магистра в Вене, хотя состоит теперь в основном… из сестер.
ИСТОЧНИК KP.RU
Структура ордена
Великий магистр
Основная статья: Великие магистры Тевтонского ордена
Герман фон Зальца, скульптура в музее замка Мальборк
Верховной властью в ордене обладали великие магистры. Устав Тевтонского ордена не передаёт в руки великого магистра неограниченную власть. Его власть всегда ограничивалась Генеральным капитулом. Исполняя свои обязанности, великий магистр зависел от собрания всех братьев ордена. Однако с расширением ордена власть великого магистра значительно усиливается, ввиду невозможности собирать часто Генеральный капитул. На деле взаимоотношения Магистра и Капитула определялись больше правовым обычаем. Вмешательство Капитула было необходимым в кризисные ситуации, что порой приводило к отставке великих магистров с должности. В первую очередь великий магистр выполнял функции дипломата и управляющего хозяйством ордена. Выборы возводили его над статусом, которым он обладал по праву рождения. Он вёл пространную переписку с прелатами и монархами, включая императора и папу, много путешествовал, посещая различные монастыри ордена, проверяя дисциплину и расходование ресурсов должным образом. Наиболее важные из документов хранились у писцов великого магистра, прочие, а их насчитывалось сотни тысяч, — в местных монастырях.
Ландмейстер
Ландмейстер (нем. Landmeister) — следующая после великого магистра должность в структуре ордена. Ландмейстер являлся заместителем великого магистра на некоторых территориях Ордена. Всего в Тевтонском ордене существовало три вида ландмейстеров:
- Немецкий ландмейстер (нем. Deutschmeister) — впервые немецкие ландмейстеры появились в 1218 году. С 11 декабря 1381 года их власть начинает распространяться и на итальянские владения ордена.
- Ландмейстер в Пруссии (нем. Landmeister von Preußen) — должность была учреждена в 1229 году с началом завоевания орденом Пруссии[en]. Первым ландмейстером стал Герман фон Балк, внеся значительный вклад в завоевание Пруссии. Его усилиями были основаны несколько замков, проведено множество походов на прусские земли. На протяжении всего XIII века основной задачей ландмейстеров стало подавление постоянных восстаний пруссов и войны с литовцами. В XIV веке «обязанность» руководить постоянными походами в Литву полностью перешла к Маршалам ордена. Должность существовала до 1324 года. После переноса столицы ордена в 1309 году в Мариенбург, необходимость в специальном «заместителе» великого магистра в Пруссии отпала. С 1309 по 1317 год должность оставалась свободной. С 1317 по 1324 год последним ландмейстером стал Фридрих фон Вильденберг.
- Ландмейстер в Ливонии (нем. Landmeister von Livland). Должность учреждена в 1237 году после вхождения Ордена меченосцев в состав Тевтонского ордена.
Ландкомтур
Дословно переводится как «управитель страны». Руководил баллеем ордена. В настоящее время в состав ордена входят баллеи:
- «Германия»
- «Австрия»
- «На Тибре» (Италия)
- «На Адидже и в горах» (Южный Тироль)
- «В Богемии, Моравии и Силезии» (Чехия и Словакия)
- Приорат «Лайбах» (Словения)
- Самоуправляемое комтурство «Старый Бизен» (Бельгия)
Комтур
Низшая должностная единица в структуре ордена, так в составе баллея Германия находились комтурства:
- «Изар, Лех и Дунай» (An Isar, Lech und Donau
) (Верхняя Бавария) - «Дунай» (An der Donau
) (Нижняя Бавария, Верхний Пфальц) - «Франкония» (Franken
) (Франкония) - «Верхний Рейн» (Am Oberrhein
) (Баден, Пфальц) - «Тубер, Неккар, Боденское Озеро» (An Tauber, Neckar und Bodensee
) (Вюртемберг) - «Рейн и Майн» (An Rhein und Main
) (Гессен) - «Эльба и Балтийское море» (An Elbe und Ostsee
) (Шлезвиг, Гольштейн, Мекленбург, Померания, Бранденбург) - «Рейн и Рур» (An Rhein und Ruhr
) (Саксония, Тюрингия) - «Везер и Эмс» (An Weser und Ems
) (Ольденбург)
Комтур руководил комтурством вместе с Конвентом — собранием рыцарей данного комтурства. Рыцари, подчинявшиеся комтуру, назывались попечителями (нем. Pfleger) или фогтами (нем. Vögte) и могли иметь различные «специализации» и в соответствии с ними называться, например: фишмейстерами (нем. Fischmeister) или лесничими (нем. Waldmeister).
Главные должностные лица ордена
Кроме этого в ордене существовало пять должностных лиц, с которыми должен был совещаться великий магистр:
Великий комтур
См. также: Великие комтуры Тевтонского ордена
Великий комтур (нем. Großkomture) — был заместителем великого магистра, представлял орден во время его отсутствия по причине болезни, отставки или кончины, осуществлял поручения великого магистра.
Маршал
См. также: Маршалы Тевтонского ордена
Маршал ордена (нем. Marschalle или нем. Oberstmarschall ) — в его основные обязанности входило руководство военными операциями ордена. Большую часть времени проводил либо в военных походах, либо в Кёнигсберге, являвшимся базой для сбора братьев ордена в походы против Литвы. Являлся вторым лицом ордена в сражениях после великого магистра. Его должность, изначально связанная с заботой о конях (от marshal — конюх), подчеркивает значение, которое имели оснащение и подготовка кавалерии для успешных боевых действий. Этой стороне своих обязанностей в «мирное время» он отдавал большую часть времени.
Верховный госпитальер
Верховный госпитальер (нем. Großspittler) — в первые годы после создания ордена руководил госпиталями и больницами ордена. После завоевания Пруссии[en] его резиденция находилась в Эльбинге.
Верховный интендант
Верховный интендант (нем. Ordenstrappier) — в его функции входило снабжение братьев ордена всем необходимым в мирной жизни: одеждой, пищей и другими предметами быта. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в замке Христбург.
Главный казначей
Главный казначей (нем. Ordenstressler) — руководил финансовыми операциями ордена, заведовал денежными ресурсами ордена. Вместе с гроссмейстером и главнокомандующим военными силами ордена в Святой земле он разделял ответственность за три ключа к огромному сундуку в котором хранились сокровища ордена. Эта ответственность подчеркивала пределы власти, вручавшейся одному человеку, какой бы пост он ни занимал. Теоретически только высшие чиновники ордена могли знать о его финансовом положении, но на практике все участники Великого капитула получали достаточно информации чтобы планировать строительство замков, церквей, госпиталей, ведение военных кампаний, и они передавали эту информацию своим братьям-рыцарям и капелланам.
Другие должности
- Командор
(нем. Kommandeur) — командующий, командир. - Капитульер
(нем. Capitularies) — руководитель капитула. - Член Совета
(нем. Rathsgebietiger). - Главный магистр Германии
(нем. Deutschherrenmeister). - Магистр баллея
(нем. Balleimeister).
Real Warfare 2: Northern Crusades / Тевтонский орден RePack (2011/Русская версия) скачать торрент
Название: Real Warfare 2: Northern Crusades / Тевтонский орден Год выхода: 2011 Жанр: Strategy (Real-time) / 3D Разработчик: Unicorn Games Studio Издатель: 1C Publishing Язык интерфейса: Русский Лекарство: Вшита (SKiDROW.v 2.2.3) Описание: Историческая стратегия перенесет игроков в XIII век — во времена расцвета Тевтонского ордена и войны против языческой Пруссии. Выступив роли комтура и взяв под командование войска ордена, игрок столкнется не только с яростным сопротивлением язычников, но и с острой конкуренцией со стороны других рыцарей. Задачи, поставленные перед ним, не ограничиваются только участием в битвах, поскольку в проекте гармонично сочетаются два игровых режима — стратегический и тактический. Игра на стратегической карте — это путешествия по яркому и целостному миру в режиме реального времени. Полная свобода действий, диалоги с жителями, ролевые элементы и система заданий — таковы особенности этого режима. Сражения же проходят на тактической карте: игрок ведет в бой свои войска; руководит масштабными осадами городов и замков, используя специальные штурмовые орудия и отправляя воинов сражаться на стенах и укреплениях; защищает собственные владения.
Особенности игры: Ролевая система Отряды получают опыт и постепенно становятся все сильнее и сильнее. Боевая система На ход битвы могут влиять до восьмидесяти различных факторов. Из них важнейшую роль играет боевой дух соратников и врагов, ежесекундно просчитываемый искусственным интеллектом. Невиданный размах «Тевтонский орден» — это не только по-настоящему масштабные баталии, в которых сражаются свыше десяти тысяч воинов, но и поражающие размахом боевые действия при захвате и обороне замков — с применением осадных машин и схватками на стенах крепостей. Свобода действий Многочисленные модификаторы, влияющие на сражение, открывают безграничные возможности для выбора тактики. Два игровых режима На стратегической карте игрок сможет путешествовать по миру и взаимодействовать с различными персонажами, но при этом бои будут происходить в привычном тактическом режиме. Сетевая игра Помимо сюжетной кампании игра содержит несколько разнообразных многопользовательских режимов. На выделенном интернет-сервере в каждом бою смогут принять участие от двух до шести игроков. На основе результатов будут формироваться онлайн-рейтинги. Современная графика Графические технологии, используемые в игре, обеспечивают высочайший уровень правдоподобности и детализации. Исторически достоверные доспехи и вооружение, реалистичная анимация и батальные сцены, соответствующие тому времени, — «Тевтонский орден» в мельчайших деталях воссоздает эпоху XIII века.
Особенности RePack’a: За основу взята Лицензия от 1C-СофтКлаб
Игра: аудио качество 100% видео качество 100% эксклюзивный установщик установка всего дополнительного Softa (DirectX) все пути реестра сохранены запуск игры через ярлык на десктопе или через меню пуск запуск редактора игры через ярлык на десктопе или через меню пуск запуск настроек игры через ярлык на десктопе или через меню пуск для установки необходимо 256 Мб ОЗУ примерное время установки 3 минут(а,ы)
Разное: игровые архивы не тронуты сохранён Мануал по игре — Manual\Manual.Real Warfare 2.Northern Crusades.pdf
Удалено: лого разработчиков
Автор Repack’a: Fenixx
Системные требования: Операционная система: Windows 2000/ XP (SP2)/ Vista/ Windows 7 Процессор: Intel Pentium с тактовой частотой 3,2 ГГц /Intel Core 2 Duo 1.6/AMD 3000+ Оперативная память: 1,5 Гб Видеокарта: GeForce 8800/Radeon X1900, а также последняя версия драйвера для нее Свободного места на жестком диске: 3 Гб
Претенденты на наследие ордена
Государство Пруссия
Пруссия, несмотря на то, что была протестантским государством, претендовала на то, что является духовной наследницей ордена, особенно в части воинских традиций. В 1813 году в Пруссии был учреждён орден «Железный Крест», вид которого отражал символ ордена. История ордена преподавалась в прусских школах.
Нацисты
Нацисты считали себя продолжателями дела ордена, особенно в области геополитики. Доктрина ордена «Натиск на Восток» была полностью усвоена руководством нацистского режима в Германии. Они претендовали и на материальное имущество ордена. После аншлюсса Австрии 6 сентября 1938 года сохранившиеся владения ордена были национализированы. То же самое произошло после захвата Чехословакии в 1938 году. Сохранили независимость только орденские больницы и здания в Югославии и на юге Тироля. Была также произведена инспирированная Генрихом Гиммлером попытка создать некий собственный «Тевтонский орден» в целях возрождения немецкой военной элиты. В этот «орден» вошло десять человек во главе с Рейнхардом Гейдрихом. При этом нацисты преследовали священников настоящего ордена, а также потомков тех прусских семейств, чьи корни восходили к рыцарям ордена. Некоторые из этих потомков, как, например, Вернер фон дер Шуленбург, примкнули к антигитлеровской оппозиции.
История Войны 2: Тевтонский орден / Real Warfare 2: Northern Crusades (2011/PC/Русский), Лицензия
Информация об игре: Название: История Войны 2: Тевтонский орден / Real Warfare 2: Northern Crusades Год выхода: 2011 Жанр: Strategy, Real-time, 3D Разработчик: Unicorn Games Studio Издатель: СофтКлаб Тип издания: Лицензия Версия: 2.2.5 Язык интерфейса: Русский Язык озвучки: Русский Таблетка: Присутствует (PROPHET)
Системные требования: ✔ Операционная система: Windows XP / Vista / 7 ✔ Процессор: Intel Pentium 4 2,0 GHz, AMD Athlon 64 2000+ ✔ Оперативная память: 1 Гб (XP) / 2 Гб (Vista / 7) ✔ Видеокарта: Nvidia Geforce 7300 или Radeon 9200 ✔ Звуковая карта: Совместимая с DirectX 9.0c ✔ Свободное место на жёстком диске: 3 Гб
Описание: Историческая стратегия перенесет игроков в XIII век — во времена расцвета Тевтонского ордена и войны против языческой Пруссии. Выступив роли комтура и взяв под командование войска ордена, игрок столкнется не только с яростным сопротивлением язычников, но и с острой конкуренцией со стороны других рыцарей. Задачи, поставленные перед ним, не ограничиваются только участием в битвах, поскольку в проекте гармонично сочетаются два игровых режима — стратегический и тактический. Игра на стратегической карте — это путешествия по яркому и целостному миру в режиме реального времени. Полная свобода действий, диалоги с жителями, ролевые элементы и система заданий — таковы особенности этого режима. Сражения же проходят на тактической карте: игрок ведет в бой свои войска; руководит масштабными осадами городов и замков, используя специальные штурмовые орудия и отправляя воинов сражаться на стенах и укреплениях; защищает собственные владения.
Особенности игры
Ролевая система. Отряды получают опыт и постепенно становятся все сильнее и сильнее. Боевая система. На ход битвы могут влиять до восьмидесяти различных факторов. Из них важнейшую роль играет боевой дух соратников и врагов, ежесекундно просчитываемый искусственным интеллектом. Невиданный размах. «Тевтонский орден» — это не только по-настоящему масштабные баталии, в которых сражаются свыше десяти тысяч воинов, но и поражающие размахом боевые действия при захвате и обороне замков — с применением осадных машин и схватками на стенах крепостей. Свобода действий. Многочисленные модификаторы, влияющие на сражение, открывают безграничные возможности для выбора тактики. Два игровых режима. На стратегической карте игрок сможет путешествовать по миру и взаимодействовать с различными персонажами, но при этом бои будут происходить в привычном тактическом режиме. Сетевая игра. Помимо сюжетной кампании игра содержит несколько разнообразных многопользовательских режимов. На выделенном интернет-сервере в каждом бою смогут принять участие от двух до шести игроков. На основе результатов будут формироваться онлайн-рейтинги. Современная графика. Графические технологии, используемые в игре, обеспечивают высочайший уровень правдоподобности и детализации. Исторически достоверные доспехи и вооружение, реалистичная анимация и батальные сцены, соответствующие тому времени, — «Тевтонский орден» в мельчайших деталях воссоздает эпоху XIII века.
Установка
1. Смонтировать образ, установить игру 2. Скопировать содержимое папки PROPHET куда установили игру 3. Играть
Скриншоты
Примечания
- Лучинский Г. А.
Тевтонский орден // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - Wolframs-Eschenbach.Verlag Schnell & Steiner CmbH Regensburg/ ISBN 3-7954-4860-3
- Радио ЭХО Москвы :: Не так, 16.03.2013 14:15 Великое княжество Литовское: Игорь Данилевский
- Jučas 2009, pp. 57-58
- Turnbull 2003, p. 73
- Марианы, учреждение Тевтонского ордена // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Источники
- Вартберг Герман.
Ливонская хроника // Тевтонский орден. Крах крестового похода на Русь / Сост. А. Р. Андреев, С. А. Шумов. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2005. — Серия «Тайные секты и ордена». — С. 204-291. - Великая хроника
о Польше, Руси и их соседях. XI-XIII вв. / Сост. Л. М. Попова, Н. И. Щавелева. Под ред. В. Л. Янина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 260 с. - Виганд из Марбурга.
Новая Прусская хроника / Пер. с лат. Н. Н. Малишевского. — М.: Русская панорама, 2014. — 256 с. — Серия «Mediaevalia. Средневековые литературные памятники и источники». - Генрих Латвийский.
Хроника Ливонии. — Рязань: Александрия, 2009. — 384 с. — Серия «Источники истории». - Матузова В. И., Назарова Е. Л.
Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г.: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Индрик, 2002. — 488 с. — Серия «Древнейшие источники по истории Восточной Европы». - Пётр из Дусбурга.
Хроника Земли Прусской / Пер. В. И. Матузовой. — М.: Ладомир, 1997. — 384 с. — ISBN 5-86218-258-6.
Тевтонский орден
Рейтинг: 10.0/10. Всего 1 оценка.
Пожалуйста, подождите…
Одиночные игры
RTS (одиночные), Одиночные стратегии, Тактические стратегии (одиночные)
Запущена
Единовременная покупка
Unicorn Games Studio
1C Publishing
2 декабря 2011
Продукт студии Unicorn Games под названием Тевтонский орден можно назвать «украинской Total War». Если раньше игры этого разработчика представляли собой вязанку разрозненных битв, то здесь нас ждет полноценная стратегическая карта с перемещающимися по ней в режиме реального времени армиями.
Сюжет же игры переносит нас в средневековую Пруссию. В его центре – комтур Тевтоноского Ордена Андреас фон Вельвен, который недавно вернулся из Крестового похода. Прибыв домой, он с удивлением обнаруживает, что крестоносцам уже давно угрожают дикие руссы и литвины, не желающие признавать власть Ватикана.
Звание комтура ограничивает нас в свободе действий. Первоначально мы можем только терроризировать купцов и грабить деревни, поскольку масштабные военные кампании – прерогатива ландмейстера. До этого звания мы рано или поздно также дослужимся, а пока приходится выполнять указания начальства. Вначале в наше распоряжение предоставляется лишь несколько базовых отрядов. Победы ведут к получению доступа к продвинутым юнитам, а также к появлению ветеранов. От действий войск здесь ничего не зависит – мы сами выбираем юнит, который хотим развивать. Навыки, численность отряда, самообладание, мораль – каждый из этих параметров можно корректировать.
Тевтонский орден предоставляет широкие возможности для торговли. Первоначально она не приносит серьезной прибыли, но позже деньги потекут рекой. Можно даже выйти на большую дорогу и заняться грабежом караванов. Боевая система повторяет предыдущие игры студии, и это хорошо. Даже в Total War не уделялось столько внимания психологическому состоянию войск. В этом плане Тевтонский орден является рекордсменом – учитываются не только потери, но и количество раненых, направление атаки, тип построения и масса других факторов.
AI ведет себя чересчур бестолково. Несмотря на значительный перевес в силе и численности войск, компьютерный противник раз за разом оказывается сидящим в луже, невзирая на уровень сложности. К тому же, здесь можно сохраняться в любом месте битвы, так что исход любой битвы предопределен заранее.
Несмотря на очевидную легкость, играть в Тевтонский орден интересно. Конечно, до серии Total War игре еще очень далеко, но начало, можно сказать, получилось успешным. Будем надеяться, что следующие игры порадуют нас еще больше.
Дополнительная информация
Эта игра связана со следующими компаниями: 1С-СофтКлаб, Unicorn Games Studio
18 мая, 2012
Литература
- Акунов Вольфганг.
История Тевтонского ордена. — М.: Вече, 2012. — 336 с. — Серия «История орденов и тайных обществ». - Бискуп М
. Великая война Польши и Литвы с Тевтонским орденом (1409—1411 гг.) в свете новейших исследований // Вопросы истории. — № 12, 1991. - Богдан Анри.
Тевтонские рыцари / Пер. с франц. А. И. Вишневского. — СПб.: Евразия, 2008. — 304 с. — Серия «Историческая библиотека». - Бокман Хартмут
. Немецкий орден: Двенадцать глав из его истории / Пер. с нем. В. И. Матузовой — М.: Ладомир, 2004. — 280 с. — ISBN 5-86218-450-3. - Девриз Келли, Дикки Йен, Догерти Мартин, Джестайс Филлис.
Великие сражения крестоносцев. 1097-1444 гг. — М.: Эксмо, 2009. — 224 с. — Серия «Военная история человечества». — ISBN 978-5-699-30830-9. - Краўцэвіч А
. Тэўтонскі ордэн. Ад Ерусаліма да Грунвальда. — Мінск: Навука і тэхніка, 1993. — 46 с (белор.). - Лависс Эрнест.
История Тевтонского Ордена // Тевтонский орден. Крах крестового похода на Русь / Сост. А. Р. Андреев, С. А. Шумов. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2005. — Серия «Тайные секты и ордена». — С. 23-163. - Машке Эрих.
Немецкий орден. — СПб.: Евразия, 2003. — 256 с. — Серия «Clio». - Печников Б. А.
Рыцари церкви — кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. — М.: Политиздат, 1991. — 352 с. ил. - Печников Б. А.
Тевтонский орден: вчера и сегодня // Встречи с историей: Науч.-попул. очерки. — Вып. 2. — М.: Молодая гвардия, 1988. — С. 67-74. - Урбан Вильям.
Тевтонский орден. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 416 с. — Серия «Историческая библиотека». — ISBN 978-5-17-044178-5. - Хрусталев Д. Г.
Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике. XII-XIII вв. — СПб.: Евразия, 2012. — 624 с. — Серия «Clio». — ISBN 978-5-91852-024-6. - Jučas M.
The Battle of Grünwald. — Vilnius: National Museum Palace of the Grand Dukes of Lithuania, 2009. — 127 p. — ISBN 9786099507453. (англ.) - Selart, A.
Livonia, Rus’ and the Baltic Crusades in the Thirteenth Century. — Leiden: Brill, 2020. — ISBN 978-9-004-28474-6. (англ.) - Turnbull S. R.
Tannenberg 1410: Disaster for the Teutonic Knights. — Osprey Publishing, 2003. — 96 p. — ISBN 1-84176-561-9. (англ.) - Повествование о началах Тевтонского ордена
- История ордена тевтонских крестоносцев
- Хроника Тевтонского ордена
- Памятная записка об отношениях Тевтонского ордена с Польшей
- Старшая оливская хроника
- Средняя оливская хроника
Total War. Хит буржуйский! -Буржуйский, говоришь? А почему бы нам такую же не сделать? Только нашу! Отечественную! Придумывать ничего не нужно – все идеи готовы уже. Нам только технически исполнить – и хит у нас кармане! И проcлавимся, какCreative Assamble!
Полагаю, что разговор этот состоялся еще в далеком 2006г. Сказано – сделано. Чтобы создать игру сегодня нужно примерно 2 года. И вот в 2008-м г. вышла тактическая стратегия «XIII век. Слава или Смерть». Правда до Total War’a игра не дотягивала – не было в ней стратегической карты. Игрокам предлагалось пройти компанию, состоящую из нескольких сражений, связанных одним сюжетом. Были различные недочеты, но не смотря ни на что игру встретили достаточно тепло. Студии сразу стали пророчить большое будущее, сетовали только, что нет стратегического элемента. Но все равно – XIII век окрестили русским Total War’ом. Но, как оказалось, поспешили. После выхода оригинала, отечественный разработчик пошел по проторенной дорожке, выпуская на рынок коммерческие клоны своего детища. Сначала вышла игра под названием «XIII век: Русич», а потом подоспел и «Александр Невский». При этом обе были чуть ли не близнецами «XIII век. Слава или Смерть». Ну то есть отличий было даже не на мод. А так – на патч. Не считая, конечно, графики и времени и места действия. Но стоили эти аддоны как самостоятельные продукты, хотя на самом деле были всего лишь набором никак не связанных между собою сражений из эпохи средневековья. Ну Бог с ними с этими адд-онами – речь-то все же не о них у нас сегодня идет. Так вот: с каждой новой частью, игроки с нетерпением ждали, что вот будет наконец стратегический режим – как в Total War! Но, как сказал классик – «Уж полночь близится, а Германа все нет». Наконец? на исходе 2011 года, «Герман» все таки пришел – «История Войн 2: Тевтонский орден» явила миру стратегическую карту.
ЧЕМ ЦЕПЛЯТЬ БУДЕТЕ? Я не стану останавливаться на особенностях игры – все это уже описал мой коллега по перу WooDoo. Мне хочется поговорить о другом. Например о том, почему прикрученный тактический режим называют второй частью? Графика «Тевтонского Ордена» – практически копия предыдущей троицы. Ну конечно немножечко подправили текстуры, что-то добавили, но это не прорыв в новое качество. Это дубль. Сравните для пример «Rome: TW» и «Mediewal 2 Total War». Графически разница будет очень значительной! Безусловно, здесь можно возразить, что времени между выходом «Невского» и «Тевтонским Орденом» прошло не так много, как между Тотал-Варовскими шедеврами. Но даже за этот промежуток времени можно было улучшить анимацию движения. Скажем «TW: Сёгун 2» создавался в тоже время, что и наш, родной, «Тевтонский Орден. Если сравнивать анимацию в этих двух играх (а их можно и НУЖНО сравнивать, потому что «Тевтонский Орден» создавался с претензией составить конкуренции Total War), то хвалебных слов для сравнения у меня нет. Угловатые рыцари топорно машут мечами – о каких-то красотах, как в Сёгуне, даже речи нет. Графика юнитов, пожалуй, уровня Warcraft 3. Но если в Варкрафте, для того времени (2003 г.)– это было круто, то сейчас это уже выглядит мягко говоря — бледно. Это говорит о том, что движок игры, созданный в 2006 — 2008-м году, так и не шагнул вперед. Признаюсь, мне не ясно, на что надеялись энтузиасты из UGS, выпуская свой продукт на рынок. Если на то, что их будут хвалить только за то что они – «наши», то, боюсь, их ждет разочарование. Хвалить тут не за что. Пред глазами стоят примеры действительно оригинальных стратегий последних лет – да, пусть некоторые не блистали графикой, но тогда они подкупали своими инновационными идеями. Интересно реализованными задумками. Крепким сюжетом, в конце концов. Но не в случае с «Историей Войн 2: Тевтонский Орден», который никакими особыми инновациями нас не порадовал Главное, что отличает «Тевтонский орден» от его предшественников — стратегическая карта. Она большая – это радует. Она красивая (не о юнитах будет сказано) – еще один плюс. Она – в реальном времени. Вообще шедевр! Вот бы такую да в Mount and Blade! И тут же сюда льем бочку дёгтя – принцип наших действий на стратегической карте не дает никакой свободы, как Total War. То есть, игрок не будет как в Total War волен в своих действиях, заниматься экономикой городов и определять направление экспансии. Здесь игрок лишь комтур (правда, справедливости ради скажу, что в званиях по мере игры геймер подрастет и откроются новые возможности), жизненный путь которого управляется исключительно скриптами. Что в скриптах (событиях) прописано, то и будем делать. В чем-то это напоминает такие игры, как Mount and Blade или King Arthur. Точнее – симбиоз этих двух игр. У нас есть РПГ-nвозможность прокачки героя и отрядов, мы нанимаем войска, грабим деревни, истребляем бандитскую шелупонь, можем стать купцом или бандитом с большой дороги….
НАШИ ЧИСЛА И ЦИФРЫ СКРОЮТ ОТ ВАС СОЛНЦЕ!
Еще одним условно отрицательным моментом, стало огромное количество параметров отряда. Безусловно: игры подобного типа рассчитывают модель поведения отряда, исходя из многих параметров: комплектация полка, защищенность флангов, близость полководца и так далее и тому подобное. Однако не слишком удобно, когда все эти параметры выдаются игроку при наведении курсора на отряд . При этом самый главный параметр – количество солдат/общее количество, запрятан где-то по середине списка, в котором добрых два десятка других показателй, и не то что в глаза не бросается – его еще поискать приходиться. Знаете, в настольных варгеймах у каждого полка, есть много-много параметров: строй, мораль, наличие знаменосца/музыканта/офицера и прочее прочее прочее. Во многих компьютерных стратегиях, эти параметры тоже есть, но они скрыты, поскольку в отличии от настольного варгейма, где приходится самому рассчитать все цифры, что бы узнать поведение отряда, все подсчеты производятся компьютером автоматически, причем, явно, значительно быстрее, чем сделал бы это любой человек. Зачем ребята из UGS решили сделать эти параметры открытыми для меня — загадка. В горячке боя вряд ли кто-то станет перепроверять за ИИ правильность подсчета, а вот путаться в этих параметрах будут. Здесь мнение больше субъективное, поскольку кого-то скорее наоборот – подобные подробности только порадуют, но, думаю, для большинства игроков все это создаст дополнительные проблемы. Но тем не менее, давайте отнесем эту функцию к условным недостаткам. Будем считать, что разработчики таким хитрым образом ушли от вопросов, связанных с неоднозначным поведением юнитов. Хотя если рассматривать тот же Total War, то там без всяких табличек, в довольно лаконичной и удобной форме, отражается вся информация о выбранном отряде. А вот то можно отнести к прямым недостатком, это прокачка войск. Она здесь зависит не как в Total War, от того сколько врагов положил ваш полк, сколько понес потерь и насколько дольше других бился. Прокачка здесь — общий фактор — можно оставить отряд в тылу и к концу боя он все равно «прокачается», даже не вынув мечей из ножен. Еще такая мелочь, но не притяная. Впавший в панику отряд бежит с поля боя, как бы складывался дальше ход битвы.
После знакомства с «Историей Войн 2: Тевтонский Орден», складывается впечатление полного бессилия отечественного (а Украинский я думаю мы можем вполне относить к отечественному) игростроя. Иначе, чем еще можно объяснить, что из раза в раз, отечественные студии не предлагают ничего кроме унылых, распиаренных поделок, за которыми кроется лишь желание заработать на доверчивом потребители, а тот, видя красивую обложку, с замиранием сердца всякий раз думает: «Вот оно! Совершилось!». Но оно не совершается. Сегодня очень мало отечественных игр, которые можно назвать успехом. Настоящим успехом! А те, которые получают хоть какую-то порцию одобрения, моментально превращаются в инструмент по выкачиванию денег. Причем совершенно безсовестного выкачивания — когда на одном мало-мальски удачном продукте лепят малобюджетные дополнения, выдаваемые за полноценную, новую, игру. На мой непредвзятый взгляд «История «Войн 2: Тевтонский Орден» стала еще одним гвоздем в крышку гроба отечественного игропрома. Гвоздем, который, возможно, заставит нас вообще отказаться от приобретения отечественных игр. Чтобы колоны покупались, разработчику нужно
заработать себе имя. Звездам, как известно многое прощают, но UGS до звездных вершин, увы, не дотягивает.